Full text

Введение

 

Соучаствующее проектирование рассматривается точечно в ряде видов хозяйственной деятельности, но в основном на прикладном уровне. Сегодня соучаствующее проектирование можно понимать как один из методов проектирования организационных структур. В проектировании организационных структур в научно-методической литературе традиционно выделяют четыре метода: аналогии, экспертно-аналитический, структуризации целей, организационного моделирования [1].

Соучаствующее проектирование отличается от традиционных методов высокой значимостью в процессе проектирования наличия активности стейкхолдеров как конечных получателей выгод от продукта проекта. Применение метода соучаствующего проектирования подразумевает создание диалоговой площадки, на которой сгенерированные процессы и идеи вписываются в прототип продукта проекта, создаваемого по ходу реализации проекта. Отдельно отметим, что в хозяйственной деятельности муниципалитетов сформировались принципы соучаствующего проектирования: выравнивание властных отношений, действия, основанные на ситуации, взаимное обучение, инструменты и методы, а также новые взгляды на технологии [2]. В других видах хозяйственной деятельности, в т. ч. в образовательной сфере, затруднительно выделить научно-методические обобщения. Но участие стейкхолдеров в педагогических проектах позволяет привлечь дополнительные ресурсы, которые могут стать источниками, обеспечивающими реализацию проекта.

Для использования соучаствующего проектирования в педагогической практике необходимо определить на входе исходные данные по проекту, площадки в местах деятельности заинтересованных лиц, список заинтересованных лиц и их возможные роли в реализации проекта, а главное, обеспечить архитектуру проекта – организованную структуру в местах жизнедеятельности стейкхолдеров. Поэтому для устойчивого достижения целей соучаствующего проектирования важной является технология формирования архитектуры проекта, структуры, на базе которых формируются точки обсуждения и поиска решений с помощью программ действий, оценок существующих систем, а также предложений об изменениях. В литературе технологии создания эффективной организационной структуры педагогических проектов, с учетом новизны метода, не описаны. Таким образом, целью статьи является описание входов, выходов и шагов по созданию эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Исследования в отечественной и зарубежной литературе по описанию технологии создания организационной структуры для соучаствующего проектирования в основном описывают только метод соучаствующего проектирования, причем встречается его характеристика в городском благоустройстве, в уголовном законодательстве, в решении вопросов общественной инфраструктуры и в процессах повышения мотивации к деятельности у работников крупных организаций.

Соучаствующее проектирование как метод совместного принятия решений наиболее целостно впервые встречается в 1970-х годах в трудах норвежских ученых Кристен Нигаард и Олава Терье Берго. Метод основан на демократизации трудовой деятельности. Исследователи описывали основную цель соучаствующего проектирования через привлечение рабочих к проектированию компьютерного комплекса и контроль их рабочих мест. Для этого был разработан план, основанный на поэтапном включении работников и профсоюзных объединений в рабочие группы для обсуждения и поиска предложений для изменения. Для поддержки соучаствующего проектирования был составлен методический материал [3].

Аналогичные проекты были осуществлены и в других странах, таких как Швеция, где проект был направлен на контроль и планирование рабочей жизни [4]. Встречался опыт внедрения обозначенного метода в процесс автоматизации делопроизводства [5]. В целом можно отметить, что опыт стран Скандинавии по реализации соучаствующего проектирования повлиял на последующие способы вовлечения работников в производственные процессы, а также на последующие законы о защите прав работников. К тому же данные исследования вывели на первый план психосоциальные вопросы при анализе трудовой деятельности в организации [6].

Финн Кенсинг и Джоан Гринбаум на основе анализа опыта внедрения соучаствующего проектирования в странах Скандинавии описывают принципы и практики данного метода, углубляясь в описание кейсов применения данного метода проектирования [7].

В целом отметим, что в зарубежной литературе по соучаствующему проектированию преимущественно описываются конкретные практики его применения. Само определение термина «соучаствующее проектирование» (англ. Democratic Design) было дано американским профессором Генри Саноффом: «Соучаствующее проектирование — это процесс проектирования с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон для совместного определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем и потребностей людей, совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта» [8].

М. Н. Гулари с коллегами соучаствующее проектирование понимают как источник снижения суммы инвестиций в инновации организации [9]. Д. Саттерфилд в исследованиях рассматривал процессы идентификации участия пользователей в проектных практиках на примере работы с людьми с аутизмом [10].

Можно встретить и отдельные практики внедрения метода; так, М. Менкони описывает карточную игру для вовлечения граждан в проекты по благоустройству [11], П. Фирхов – подход по включению респондентов в процесс разработки опроса [12].

Тем временем Э. Руле с коллегами отмечают необходимость разумного ограничения практик по соучаствующему проектированию в социальных сферах; так, инициаторы проекта должны брать на себя ответственность за проект и не перекладывать ответственность на сообщества под видом участия [13]. С другой стороны, соучаствующее проектирование крайне важно для поддержки долгосрочной социальной устойчивости [14, 15].

В России в большинстве случаев метод соучаствующего проектирования применяется при благоустройстве муниципалитетов. Например, в Советском Союзе решения о том, как должен меняться город, принимали исключительно профессиональные градостроители и партийные функционеры. В 1990-е и 2000-е годы инициатива перешла к частным застройщикам, которые перекраивают города исходя из своих финансовых интересов. В последние годы ситуация начала меняться, и в разработку проектов благоустройства активно вовлекаются жители. Вовлечение различных заинтересованных лиц рассматривается как механизм улучшения качества проектов и как инструмент снижения социальной напряженности [16, 17]. Инструментом вовлечения стали практики соучаствующего проектирования, когда горожане через общественные встречи могут предложить свои идеи на стадии концепции и высказать отношение к итоговому продукту проекта [18–20].

Сегодня соучаствующее проектирование как метод находится в состоянии активного переосмысления и переходит из сферы благоустройства в социальную сферу, в т. ч. в образовательные системы. Но отсутствие единой проектной практики и обобщенных организационных решений по вовлечению партнеров в педагогическое проектирование становится барьером в реализации данного метода. В этой связи описание технологии формирования архитектуры проекта в сфере образования может стать решением для развития соучаствующего проектирования в педагогической практике.

 

Методологическая база исследования

 

При описании технологии создания организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета в основу положена методология проектно-ориентированного управления на базе стандарта ICB 3.0 международной ассоциации управления проектами (IPMA) [21]. Для учета требований IPMA и особенностей национальной экономики, культуры и достижений в области управления проектами в России при описании категорий в технологии использованы национальные требования к компетентности специалистов НТК 3.1 [22]. Под архитектурой проекта будем понимать совокупность всех объектов на какой-либо единице территории. С помощью грамотно продуманного ансамбля «объектов» создается организованная структура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности проекта. Процесс формирования архитектуры проекта в системе образования муниципалитета рассмотрим через описание шагов организационного управления, входов и выходов процессов управления работами по созданию архитектуры проекта.

 

Результаты исследования

 

Участие стейкхолдеров в педагогических проектах посредством соучаствующего проектирования позволяет привлечь дополнительные ресурсы, которые могут стать источниками, обеспечивающими реализацию проекта. Для использования соучаствующего проектирования в педагогической практике необходимо определить площадки в местах деятельности заинтересованных лиц, т. е. обеспечить архитектуру проекта – организованную структуру в местах жизнедеятельности стейкхолдеров.

Для гибкости работы проектных команд с участием стейкхолдеров команды должны формироваться в муниципалитете, за территорией образовательной организации, где разрабатывается педагогический проект. В этом ракурсе система образования муниципалитета может быть представлена внушительным числом внешних стейкхолдеров. Создание организованной инфраструктуры проекта в местах жизнедеятельности стейкхолдеров является ключевым шагом к развитию проекта.

В нашем исследовании описывается архитектура проекта, созданная для обеспечения работы проектных команд по модели «ученый – учитель – студент – школьник». В команды входят студенты и преподаватели университета, школьники и учителя общеобразовательных организаций.

Рассмотрим технологии создания эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета в разрезе стадий управления проектом по шагам организационного управления.

1. Инициация создания архитектуры проекта: анализ проблем и потребностей в проекте; определение целей и результатов проекта со стороны стейкхолдеров; определение основных характеристик архитектуры проекта; определение критериев успешности создаваемой архитектуры проекта; определение ограничений для создания эффективной архитектуры проекта; анализ альтернатив для решения проблемы и выбор варианта проекта; формирование стратегии создания архитектуры проекта; разработка концепции создания эффективной архитектуры проекта.

Так, инициирование по модели соучаствующего проектирования «ученый – учитель – студент – школьник» отвечало на вопрос о предназначении архитектуры для партнеров – школ – и муниципалитета как их учредителя. Важным моментом эффективности создаваемого элемента архитектуры проекта является повышенная заинтересованность школ в новации, их активное желание входить в проектные команды. Для формирования запроса было проведено исследование возрастной структуры педагогов с последующим общественным обсуждением результатов [23]. Результатом общественных обсуждений среди прочего явилось раннее включение студентов-педагогов в работу школ под наставничеством учителей. Вехой этапа должно стать подписание соглашения администрацией муниципалитета с университетом для определения условия создания «объектов» архитектуры в школах (базовых кафедр).

2. Планирование создания архитектуры проекта: уточнение целей и результатов проекта со стороны стейкхолдеров; уточнение основных характеристик архитектуры проекта; подтверждение и уточнение критериев успешности создаваемой архитектуры проекта; анализ и корректировка ограничений и допущений для создания эффективной архитектуры проекта; выбор критериев оценки текущих и промежуточных результатов по созданию эффективной архитектуры проекта; определение работ и разработка структурной декомпозиции работ; разработка плана участия и включения стейкхолдеров; определение объектов и точек контроля по созданию архитектуры проекта; разработка плана управления по созданию архитектуры проекта.

В нашей модели соучаствующего проектирования планирование архитектуры должно обеспечить просчет всех шагов для дальнейших процедур и процессов, реализуемых на базовой кафедре. Для этого создана кафедра в одной из школ города с подбором штата. С помощью анализа образовательных программ была выделена единая проектная практика у потока студентов, что создало финансовые условия для вовлечения партнеров. Прочие ресурсные условия были созданы за счет объединения ресурсов университета и базовой школы. Вехой стал сформированный план управления проектными командами.

3. Организация и выполнение работ по созданию архитектуры проекта: организация выполнения работ; контроль выполнения работ; согласование действий со стейкхолдерами; формирование отчетности о ходе выполнения работ; ведение баз данных о текущем состоянии работ по созданию архитектуры проекта.

В модели «ученый – учитель – студент – школьник» реализация выработанного плана должна обеспечить разработку и внедрение продуктов проектной деятельности в реальную практику образовательных организаций. Отчеты по созданным продуктам проектной деятельности и результатам их внедрения документируются и сводятся в общую базу данных.

4. Анализ и регулирование работ по созданию архитектуры проекта: выявление и анализ отклонений в работах; анализ причин, вызывающих отклонения; прогнозирование состояния; подготовка корректирующих действий и анализ их возможных последствий для ликвидации выявленных отклонений в работах по созданию архитектуры проекта; определение и согласование с стейкхолдерами возможных корректировок планов; сбор и обработка запросов на изменения в архитектуре проекта; принятие решений о регулирующих воздействиях и изменениях, вносимых в архитектуру проекта; доведение информации об изменениях в архитектуре проекта до стейкхолдеров.

Так, анализ и регулирование модели соучаствующего проектирования поставили ряд задач, которые необходимо решить для перехода к завершающему этапу по созданию архитектуры проекта. Большинство из них связано с усилением мотивации стейкхолдеров. Для этого в штат базовой кафедры включили представителей других школ, были выработаны меры по мотивации учителей и директоров образовательных организаций. Например, для расширения спектра учителей в проектных командах региональным институтом развития образования реализованы курсы повышения квалификации в формате творческих мастерских для вовлекаемых учителей.

5. Закрытие работ по созданию архитектуры проекта: передача архитектуры заказчику; разработка и согласование плана закрытия со стейкхолдерами; проведение заключительного анализа результатов; составление сводного отчета; разрешение спорных и конфликтных ситуаций; формирование архива и извлечение усвоенных уроков.

Для запуска и передачи архитектуры проекта в штатный режим сформированы педагогические команды по модели «ученый – учитель – студент – школьник». Все команды прошли общий старт через педагогический хакатон для обеспечения единой логики дальнейшей жизнедеятельности сформированной архитектуры проекта.

Отметим, что реализация обозначенных стадий позволила получить следующие продукты проекта: комплексный анализ структуры регионального педагогического сообщества, комплекты соглашений и договоров по данной практике между университетом и другими участниками проекта; шаблоны обучающей документации, заполняемые проектными командами; реестры контактов.

Обозначенные шаги организационного управления могут рассматриваться как задачи, решаемые на каждой стадии создания организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета. Можно выделить следующие типовые входы и выходы стадий создания архитектуры проекта для соучаствующего проектирования в системе образования города (см. таблицу).

Таким образом, технология создания эффективной организационной структуры для соучаствующего проектирования в системе образования муниципалитета, включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, представляет собой процессную модель по стадиям проектно-ориентированного управления.

 

Заключение

 

Стоит отметить, что эффективная архитектура проекта в системе образования муниципалитета должна обеспечивать вовлечение в соучаствующее проектирование как внутренних, так и внешних стейкхолдеров. С учетом сложности управления широким спектром стейкхолдеров архитектура проекта, кроме организованных площадок в местах деятельности заинтересованных лиц, должна обеспечивать управление соучаствующим проектированием. В рассматриваемой нами модели работы проектных команд «ученый – учитель – студент – школьник» управление осуществляется штатом базовой кафедры университета, состоящей из ядра стейкхолдеров.

Типовые входы и выходы стадий создания архитектуры проекта

для соучаствующего проектирования в системе образования города

 

Типовые входы

Типовые выходы

Инициация создания архитектуры проекта

-       Исходные данные по проекту;

-       нормативные правовые акты, нормативные документы, включая стандарты, распространяющиеся на архитектуру проекта;

-       принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения (по обратной связи);

-       архивная (историческая) информация

-       Цели и результаты проекта со стороны стейкхолдеров;

-       стратегия создания эффективной архитектуры проекта;

-       укрупненная ролевая структура;

-       концепция создания эффективной архитектуры проекта

 

Планирование создания архитектуры проекта

-       Выходы стадии инициации;

-       принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения (по обратной связи);

-       решения о корректирующих действиях по концепции создания эффективной архитектуры проекта;

-       архивная (историческая) информация, используемая при разработке концепции создания эффективной архитектуры проекта

-       Уточненные цели и результаты проекта со стороны стейкхолдеров;

-       уточнение основных характеристик архитектуры проекта;

-       план участия и включения стейкхолдеров;

-       перечень объектов и точек контроля по созданию архитектуры проекта;

-       план управления по созданию архитектуры проекта

Организация и выполнение работ по созданию архитектуры проекта

-       Выходы стадии инициации. Концепция создания эффективной архитектуры проекта;

-       выходы стадии планирования. План управления по созданию архитектуры проекта;

-       принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения;

-       архив документов по проекту

-       Развернутая система управления созданием архитектуры проекта;

-       отчётность о реализации плана работ по созданию архитектуры проекта;

-       база данных о текущем состоянии работ по созданию архитектуры проекта

Анализ и регулирование работ по созданию архитектуры проекта

-       Выходы стадии планирования;

-       выходы стадии организации и контроля выполнения;

-       запросы на изменения (для анализа и принятия решения). Решения по запросам на изменения концепции создания эффективной архитектуры проекта;

-       архивная (историческая) информация, используемая при разработке концепции создания эффективной архитектуры проекта

-       Решения о корректирующих мерах и анализ их возможных последствий для ликвидации выявленных отклонений в работах по созданию архитектуры проекта;

-       согласованные сс стейкхолдерами решения по корректировке плана работ по созданию архитектуры проекта

 

Закрытие работ по созданию архитектуры проекта

-       Выходы стадии инициации;

-       выходы стадии планирования;

-       выходы стадии организации и контроля выполнения;

-       выходы стадии анализа и регулирования

-       Итоговый отчет о результатах управления созданием архитектуры проекта;

-       архивная информация (в т. ч. исполнительная) по исполнению плана работ по созданию архитектуры проекта;

-       усвоенные уроки по управлению созданием архитектуры проекта

 

 

 

Возможности и риски, возникающие при создании архитектуры проекта в образовательных системах, должны быть предметом дальнейшего изучения. Наиболее значимой, на наш взгляд, может стать проработка возможностей и рисков при управлении через формирование самообучающейся организации (способной самостоятельно создавать собственное будущее) [24].