Full text

Введение

 

Медиаграмотность и медиаобразование – актуальные явления современности. В настоящее время практически каждый человек имеет гаджет с выходом во всемирную сеть Интернет, пользуется многоканальным телевидением, слушает радио и встречается с рекламой. Пользователями медиапространства являются люди всех возрастов, разных профессий, разного уровня образования и здоровья. Однако навыками медиаграмотности обладают не все пользователи.

Исследователями медиаобразования и медиаграмотности выступают отечественные и зарубежные ученые [1].

Результаты исследований показывают, что подростки с ограниченными возможностями здоровья являются такими же активными пользователями медиапространства, и в частности сети Интернет, как и их нормативно развивающиеся сверстники [2]. Был установлен факт существования «пробелов в знаниях» у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о понятии «медиаграмотность» [3]. Обучающиеся испытывают трудности в технических и коммуникативных аспектах, не знают о рисках и опасностях при общении в сети, испытывают трудности при создании медиапродукта [4]. На современном этапе развития общества медиаграмотность является необходимым звеном для дальнейшего развития общества и культуры человека в целом [5].

Большинство современных подростков являются активными пользователями Всемирной сети и потребителями медиапродуктов. Деятелями образования подмечается факт необходимости введения отдельного школьного предмета, который будет направлен на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков для работы в медиапространстве [6]. В настоящее время вопросы формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья недостаточно освещены и требуют особого внимания [7].

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Понятие «медиаграмотность» изучается как зарубежными, так и отечественными исследователями.

О. П. Кутькина, отечественный специалист медиапедагогики, читающий учебный курс по медиаобразованию в Алтайской государственной академии искусств, дает следующее определение термину медиаграмотности. Медиаграмотность – совокупность знаний человека о медиапространстве и умений их практического применения и личностных качеств человека: познавательной активности, коммуникативности, критического мышления, высокой рефлексивности [8].

Ведущий специалист по медиаграмотности и медиаобразованию, автор монографий и учебных пособий А. В. Федоров определяет понятие «медиаграмотность» как навыки анализа и синтеза медиапространства, способствующие пониманию и созданию медиапродукта [9].

Согласно разработанной модели процесса формирования медиаобразования молодежи Ю. С. Инякина, медиаграмотность – способность личности проявлять активность в медиасреде; способность к оценке и интерпретации медиатекста и социокультурного контекста в нем [10].

Доктор педагогических наук Н. И. Гендина описывает медиаграмотность как результат медиаобразования или изучения медиа, то есть чем больше времени человек уделяет изучению медиа, тем более он становится медиаграмотным [11].

Медиасреда не существует в действительности без медиапродуктов (видеороликов и кинопродуктов, радиопередач и музыкальных композиций, печатных и электронных текстовых публикаций, фотографий и анимационных картинок и так далее). Отечественным лингвистом Т. Ф. Ефремовой вводится термин «медиапродукт», который рассматривается как любое творение в сфере медиапространства [12].

Медиаграмотность и ее цель, по мнению американского исследователя А. Силверблэта, включает в себя умения человека, характеризующие критическую автономность личности, позволяющие независимо и осознанно выбирать медиатекст [13].

Зарубежными исследователями в области медиаобразования описываются способности, навыки и умения, необходимые пользователям для эффективной и безопасной работы в медиасреде. Рассмотрим подробнее каждые из них.

В. Вебер, немецкий педагог и ведущий специалист в области медиаобразования в Германии, определяет базовые навыки и умения медаграмотного пользователя: навыки отбора информации, поступающей из медиасреды; умения создавать свои медиапродукты [14]. П. Винтерхофф-Шпурк, автор книги «Медиапсихология. Основные принципы», отмечает, что существуют базовые характеристики необходимых навыков медиаграмотности: информационная социальная компетентность; информационная Я-компетентность; умения пользоваться техническими средствами и основами программирования [15]. Информационная социальная компетентность в ключе исследований автора рассматривается как умение применять информационные технологии для социального взаимодействия и критического осмысления поступающей информации; информационная Я-компетентность – навыки осмысленного использования информационных технологий. С. Дж. Бэрэн, американский медиапедагог, предлагает свою классификацию навыков и умений:

1)        умения воспринимать, понимать и фильтровать информацию, поступающую из медиапространства;

2)        навыки аргументирования и дифференциации своей эмоциональной реакции при восприятии информации;

3)        навыки критического размышления о содержании медиаинформации [16].

Американским исследователем в области медиаобразования К. Ворснопом отмечается важность совокупности способностей личности, позволяющих использовать, оценивать и разрабатывать медиатексты. В труде «Идеи для медиаобразования» автор связывает медиаобразование с познанием медиасреды и практической работой по созданию медиапродуктов [17].

Один из первых экспериментов по обучению молодежи медиаграмотности за рубежом описывает в своем теоретическом обзоре К. Монтгомери [18]. Автор анализирует опыт создания церковной группы в государственной школе, где молодые люди проходили курс обучения телевизионной осведомленности. Участниками курса рассматривались негативные аспекты СМИ, рекламы, освещались риски и опасности медиапространства.

Р. Валлис, британский исследователь и писатель, в настоящее время активно продвигает идею о необходимости введения в школьную программу медиаобразования [19]. В современном мире, как отмечает автор, ученики больше времени предпочитают проводить у телевизора или в Интернете, чем за книгами и учебниками.

Дж. Перович, исследователь в области медиаобразования и педагогики Черногории, отмечает важность развития медиаграмотности в современном мире [20]. Повышение уровня развития культуры личности в целом, развитие критического мышления, коммуникативных качеств, а также изучение компьютерных технологий – фундамент для формирования медиаграмотности у обучающихся.

Теоретический обзор литературы в области медиаграмотности позволяет сделать вывод о разнообразии терминов и понятий с позиции отечественных и зарубежных исследователей. Однако можно провести параллели при анализе содержания понятий.

В рамках данного исследования мы рассматриваем медиаграмотность как навыки пользователей критически оценивать информацию, поступающую из медиасреды; навыки использования технических средств для работы в медиасреде; умения создавать свой медиапродукт.

 

Методологическая база исследования

 

Внесший неоспоримый вклад в возрастную и педагогическую психологию Л. С. Выготский отмечал, что одним из главных источников развития ребенка является его социальная среда [21]. Социальная ситуация развития определяет ход развития психических процессов в онтогенезе. По Выготскому, в образовательном процессе необходимо делать упор на зону ближайшего развития ребенка. Такое обучение приводит в движение внутренние процессы развития, которые становятся внутренними ресурсами обучающегося и развивают личную деятельность. «Вклад воспитателя и личная деятельность обучающегося способствуют регулированию этой деятельности», – отмечает Л. С. Выготский.

Деятельностный подход, по мнению А. Н. Леонтьева, подразумевает под собой неразрывную связь между психическими новообразованиями и деятельностью обучающегося. Деятельность неотделима от психики [22]. Опираясь на идеи отечественных педагогов и психологов о «зоне ближайшего развития», «социальной ситуации развития» и «деятельностном подходе», мы сформулировали методологическую базу исследования.

В современном мире человек тесно контактирует с медиасредой, наблюдается тенденция к более частому использованию гаджетов детьми; таким образом, медиасреда – часть окружающей среды ребенка [23]. Усвоение обучающимися социального опыта и его личностная деятельность являются отправной точкой для формирования медиаграмотности.

 

Результаты исследования

 

Медиаграмотность в контексте нашего исследования – это знания и навыки критического отбора поступающей информации из медиасреды, навыки создания своего собственного медиапродукта, навыки осмысленного пользования информационными технологиями.

В Российской Федерации активно практикуется инклюзивное образование. В условиях инклюзивного образования необходим анализ понятия «медиаграмотность» для понимания практиками возможностей, условий и механизмов ее формирования. В предлагаемой модели формирования медиаграмотности учтены психофизические особенности и образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, соблюдены принципы, которые не навредят обучающимся с нормативным развитием. Таким образом, модель может использоваться как для обучающихся с ограниченными возможностями, так и для обучающихся с нормативным развитием.

Модель в широком смысле – исследование для получения информации, представление некоторого реального процесса [24]. Формирование медиаграмотности возможно лишь при опоре и соблюдении поставленной цели, задач, форм, методов и средств обучения.

Модель формирования медиаграмотности включает в себя основные блоки:

-          целевой;

-          теоретико-методологический;

-          содержательный;

-          технологический;

-          результативно-диагностический.

Разработанная нами модель формирования медиаграмотности у обучающихся в рамках инклюзивного образования представлена на рисунке.

 

 

Модель формирования медиаграмотности

 

В целевом блоке описаны цель и задачи, необходимые для формирования медиаграмотности у обучающихся в рамках инклюзивного образования. Целью модели является формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Выделенные задачи – основа формирования минимальных знаний, умений и навыков, необходимых для медиаграмотного пользователя. Задачами выступают:

1)        формирование понятия «медиаграмотность» у обучающихся в рамках инклюзивного образования;

2)        формирование у обучающихся представлений о правилах поведения, общения, рисках и опасностях в медиапространстве;

3)        формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых для работы в медиапространстве.

Теоретико-методологический блок включает в себя методологические подходы и принципы, необходимые для формирования медиаграмотности. Методологические подходы основываются на теории медиаобразования (В. Вебер, Ю. С. Инякин, О. П. Кутькина, А. В. Федоров и другие); деятельностном подходе к развитию личности (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский); системном подходе; рефлексивном подходе.

Системный подход является необходимым элементом для формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и подразумевает не только регулярность проведения мероприятий и предоставления наглядных материалов. Системность – это совокупность элементов, которые находятся в определенной связи друг с другом и образуют единство [25]. В предоставляемой модели мы рассматриваем системный подход как совокупность элементов, благодаря которым возникает новый элемент, в данном случае – медиаграмотность.

С помощью рефлексии ученик находит новые для себя формы деятельности, анализирует свою и чужую деятельность, критически осмысливает свои действия в медиасреде [26]. Рефлексия – особый принцип мышления, который позволяет критически оценивать свои знания [27]. Мы считаем, что рефлексивный подход необходим, так как он позволяет ученикам развивать критическое мышление, которое является необходимым навыком медиаграмотности.

В данной модели нами выделены принципы, без которых формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет происходить менее эффективно. Приведенные принципы являются рекомендательными, направляющими педагогическую деятельность для достижения поставленных целей с учетом закономерностей учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса:

1)        формирование медиаграмотности должно происходить с учетом интеллектуальных, возрастных и физических возможностей обучающихся;

2)        обучение должно происходить постепенно, регулярно и соответствовать принципу ненанесения вреда обучающимся;

3)        создание мотивации, личных мотивов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной деятельности, использование воспитательного потенциала медиасреды в формировании ценностных ориентаций;

4)        формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должно сопровождаться педагогическим оптимизмом.

В принципах данной психолого-педагогической модели подчеркивается важность формирования мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и личных мотивов для изучения медиаграмотности. Многие современные люди связывают свою профессиональную деятельность с медиапространством [28]. Для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата сеть Интернет дает возможность обучаться в домашней обстановке, что зачастую очень удобно для людей с такими нарушениями.

Интернет позволяет работать дистанционно, что, в свою очередь, дает возможность оценивать не самого исполнителя по внешнему виду, а объективно оценивать выполненную работу. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья становятся профессионально успешными и известными благодаря средствам массовой информации и медиапространству [29]. Педагогами и психологами должна быть оказана помощь ученикам при определении личной мотивации для обучения медиаграмотности. Объясняя, что медиаграмотность является необходимым аспектом современной жизни, приводя яркие примеры, педагоги и психологи способствуют повышению мотивации у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогический оптимизм при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является необходимым личным качеством педагога. Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья не всегда легка и требует веры учителя в своих учеников. Порой результат работы педагога виден не сразу, однако педагогический оптимизм позволяет плодотворно работать с учениками, что, в свою очередь, приносит результат.

Содержательный блок включает в себя необходимые знания, навыки и умения, которые выступают составной частью для формирования медиаграмотности:

-          знания о понятии «медиаграмотность»;

-          знания о правилах поведения, общения, рисках и опасностях в медиапространстве;

-          умения и навыки пользования компьютером и медиапространством;

-          понимание медиапространства;

-          практическое применение медиапространства;

-          развитие критического мышления, коммуникативных навыков, познавательной активности, творческого мышления;

-          развитие ценностно-смысловых представлений о деятельности по использованию медиа.

Эффективное формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья требует взаимодействия всех субъектов образовательного пространства: учеников, родителей, педагогов.

Технологический блок включает в себя описание условий формирования медиаграмотности. Важным компонентом при формировании медиаграмотности является информационное сопровождение родителей и педагогов в данном вопросе. Информационное сопровождение подразумевает вариант информационного сопровождения, применяемый при формировании различного рода программ. Такое сопровождение для родителей включает в себя:

-          регулярные просветительские беседы;

-          общешкольные собрания;

-          круглые столы;

-          наглядно-демонстрационные материалы (брошюры, памятки, плакаты по тематике медиаграмотности).

Информационное сопровождение педагогов в первую очередь подразумевает курсы повышения квалификации в рамках медиаобразования. Примером могут выступать программы: «Основы медиаобразования», «Медиаобразование в школе», «Особенности формирования медийно-информационной грамотности у обучающихся» и так далее [30]. Участие в конференциях, форумах, мастер-классах, тренингах по медиаобразованию, обмен опытом с другими специалистами в данном вопросе также являются важным компонентом для информационного сопровождения педагогов.

Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностям здоровья должно происходить во внеурочной деятельности, на общешкольных мероприятиях, тренингах, классных часах. Возможна интеграция формирования медиаграмотности в урочную деятельность, например на уроках информатики, ОБЖ. В рамках школьных уроков эффективным звеном интеграции медиаграмотности является развитие критического мышления, коммуникативных навыков у обучающихся.

 Большой вклад в формирование медиаграмотности у обучающихся вносят наглядно-демонстрационные материалы. Необходимым звеном при формировании медиаграмотности выступает техническая оснащенность образовательных организаций.

При формировании медиаграмотности у обучающихся в рамках инклюзивного образования необходимо учитывать психофизические особенности и условия, необходимые для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результативно-диагностический блок модели включает в себя результат, то есть формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Нами выделены знания и умения, необходимые для достижения медиаграмотности обучающихся в рамках инклюзивного образования:

-          знание основных понятий медиаграмотности и понимание роли медиа социуме;

-          понимание разнообразия информации, принципов оценки медиатекстов;

-          знание правил декодирования медиатекстов, основных законов и языка спектра медиатекстов, основных интернет-браузеров;

-          умение осуществлять поиск информации в медиапространстве, передавать и получать медиасообщения;

-          умение ориентироваться в медиапространстве и критически анализировать информацию из медиасреды;

-          умение взаимодействовать с медиапродуктами и их оценивать, противостоять манипулятивному воздействию медиасреды, умение создавать свой собственный медиапродукт.

Диагностическим инструментарием могут выступать анкеты по тематике медиаграмотности. Анализ продуктов деятельности может показать уровень сформированности умений и навыков учеников. Продуктами деятельности выступают медиапродукты обучающихся: созданные ими видеоролики, презентации и так далее.

 

Заключение

 

При успешном достижении поставленной цели предполагается:

-          развитие критичности, навыков отбора информации, поступающей из медиасреды к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

-          развитие навыков коммуникации посредством сети Интернет у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-          формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья понятия «медиаграмотность» и представлений о ее роли в современной жизни;

-          уменьшение рисков возникновения интернет-зависимости у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение разработанной модели формирования медиаграмотности у обучающихся в рамках инклюзивного образования позволит решить ряд актуальных вопросов современности, в частности, позволит эффективно и безопасно использовать медиапространство в повседневной жизни. Развитие медиаграмотности необходимо на всех возрастных этапах, и формирование медиаграмотности посредством образовательного института является заведомо эффективным, так как обучающиеся, работники образовательных организаций и родители выступают субъектами и объектами данного процесса.

Формирование медиаграмотности возможно как во внеурочное время, так и во время школьных предметов.

При успешном внедрении модели предполагается:

-          развитие критичности, навыков отбора информации, поступающей из медиасреды, у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-          развитие навыков коммуникаций посредством сети Интернет у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-          формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья понятия «медиаграмотность» и представлений о ее роли в современной жизни;

-          уменьшение рисков возникновения интернет-зависимости у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Модель создана с учетом принципа ненанесения вреда обучающимся с нормативным развитием, может использоваться в рамках инклюзивного образования.

Данное исследование будет интересным для ознакомления работникам инклюзивной образовательной системы и может использоваться как основа при организации мероприятий по формированию медиаграмотности.