Full text
Введение В соответствии с направлениями деятельности педагога-психолога в образовательной организации актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, проектирование работы в сфере оздоровления детей и молодежи, формирования ориентации на здоровый образ жизни у всех участников образовательного процесса, профилактики девиантного поведения. В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. По результатам данных ВЦИОМ 2019 года среди учащихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12 %. Более половины школьников 7-9 лет имеют хронические болезни, причем у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. С пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени бодрствования ребенка. Получая домашние задания, дети продолжают процесс обучения дома, что в целом негативно сказывается на здоровье учащихся. По данным Института возрастной физиологии РАО 2018 года школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья: стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся; недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья; отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни и т.д. Учеными установлено, что потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день, а в неделю — от 18 до 24 ч. Учащимся необходимо предложить интересные им формы занятий, способствующие укреплению здоровья [1]. Система образования должна учить «конструировать» собственное здоровье, формировать новые качества ведения здорового образа жизни, способствовать формированию собственного стиля здорового поведения. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования В современной отечественной и зарубежной литературе проблема здоровьясбережения представлена достаточно широко. Учеными проанализированы вопросы, касающееся ценностных начал здоровьесбережения и здорового образа жизни, разработаны техники и технологии, позволяющие обеспечить максимальное количество субъектов образовательного процесса, не нарушая воспитательно-образовательный процесс в школе. Важное значение имеют работы, раскрывающие содержание и приемы инновационной деятельности в сфере здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса школы. Анализ работ зарубежных и российской исследователей позволяет говорить о сложившейся тенденции к комплексному, интегративному подходу, объединяющему такие аспекты, как обеспечение качества образования как основы качества жизни ученика, содержание здоровьесберегающего образования; поиск новых аффективных технологий, включающих социальное партнерство. Изучение литературы, обзор имеющегося опыта западных коллег позволил нам в рамках нашего исследования сделать вывод, согласно которому наиболее эффективными и приемлемыми формами организации работы в школах за рубежом являются занятия по гигиеническому воспитанию учащихся, реализующиеся в контексте мероприятий, направленных на укрепление здоровья и обучение здоровью, формирование необходимых компетенций. Именно с этой целью, Гарвардская школа общественного здравоохранения опубликовала правила здорового питания, призванные привлечь внимание школьников и их родителей к проблеме количества, качества питания, соотношения и пропорции продуктов, вопросу сбалансированности [2] Достаточно интересной в контексте рассматриваемой проблемы видится нам программа, разработанная американскими учеными, получившая названии, SHARP что может быть расшифровано и переведено как «модель Школьных Оздоровительных источников для детей». Разработка представляет собой синтез разных наук и направлений и включает разделы, призванные дать ответы на вопросы о профилактике болезней, правильной, грамотной организации питания, особенностях роста и развития, личном здоровье; не остались в стороне, вопросы, касающиеся эмоционального здоровье, вопросов семьи, потребительского здоровья, различных аспектов безопасности и оказания первой помощи [3]. Достаточно грамотно, на наш взгляд, организовано гигиеническое образование в школах Европы, в частности речь идет о Швеции. G/D Ripley описывает ее как синтез биологии, психологии, социологии и этики. Кроме того, работа с детьми дифференцирована и строится с учетом не только возраста, но и мотивации учащегося. Программа адаптирована к реальной практике, социуму детей. Разработчики программы указывают на необходимость тесного взаимодействия с семьей в процессе реализации описанного подхода [4]. Проблеме здоровья школьников в Европе вообще уделяется много внимания. С конца прошлого столетия достаточно эффективно развивается движение в защиту здоровья школьников. Исследования C. Currie позволили эту работу вывести на качественно новый уровень. Построение системы C. Currie можно считать инновационным, поскольку при разработке основных направлений, техник и технологий, их обосновании и наполнении содержанием не только анализируется взаимосвязь биологических и социальных факторов здоровья, но и используются результаты исследований, позволяющие выявлять настроения в молодежной среде, тенденции потенциальные риски [5]. В настоящее время на западе достаточно популярна восьмикомпонентная модель, описанная в исследованиях D. Allensworth, объединяющая аспекты, касающиеся здоровья, медицины, питания, большое внимание уделяется различным сторонам здоровья персонала школы вовлечению в эту деятельность родителей и социальных партнёров [6]. Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» «здоровье» определяет, как состояние физического, морального, психического и социального благополучия, включающего такие формы поведения и образа жизни людей, которые позволяют сделать жизнь лучше. Здоровый образ жизни – это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности [7]. С.А. Давыдова, наравне с дефиницией «здоровый образ жизни», использует понятие «стратегия здоровьесбережения», говоря о последней не только с позиции сохранения, но и необходимости преумножение потенциала здоровья личности [8]. Между тем, практика показывает, что современная организация учебного процесса не создает необходимых условий для сохранения и преумножения потенциала здоровья. И. А Свиридова, говоря о перспективах и возможностях укрепления здоровья школьников и педагогов, пришла к выводу, что интенсификация учебного процесса, имеющая место в последнее время, дает положительный результат - повышается эффективность обучения. Однако имеется обратная составляющая интенсификации, она становится возможной исключительно за счет увеличения психофизиологических затрат как обучающихся, так и педагогов, что требует поиска новых, более эффективных технологий здоровьесбережения [9]. Н.В. Бысик, С.Г. Косарецкий, М.А. Пинская в своем исследовании сделали акцент на изучении школ, функционирующих в сложных социальных условиях (в отдаленной сельской местности, депривированных городских районах) с учащимися с риском образовательной неуспешности. Проведенное исследование позволило подойти к разработке новой модели профессионального развития, построенной на основе принципа непрерывности, индивидуализации, обратив внимание на необходимость специальной подготовки педагогов к работе с обозначенной категорией учащихся [10]. Л. М. Колмогорова в своих исследованиях настаивает на необходимости соединение понятия «образовательное пространство» с понятиями «здоровьесбережение» и «здоровьетворение» и выходит на понятие «здоровьетворящее образовательное пространство», также делая акцент на необходимости не столько сохранении, сколько укреплении здоровья участников образовательного процесса [11]. Именно обучение студентов, их подготовка к осознанной и самостоятельной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, желание и готовность транслировать эту деятельности, активно включать в нее обучающихся, их родителей, видится нам первоочередной задачей в сложившихся условиях. Между тем, практика показывает, что многие студенты не только не готовы к психолого-педагогическому сопровождению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, но и не заботятся о собственном здоровье. Макунина О. А., Звягина Е. В., Коваленко А. Н., Быков Е. В провели исследование, позволившее выявить категории причин табакокурения среди студентов разных специальностей. Сравнительный анализ результатов анкетирования студентов-спортсменов и студентов-гуманитариев позволил выявить доминирующие причины курения, наметить мишени психологического воздействия, более эффективные превентивные мероприятия [12]. В своем исследовании мы придерживаемся подхода, предложенного Н.К.Смирновым, согласно которому здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья [13, 62]. В учебно-воспитательном процессе школы используются различные подходы, нацеленные на формирование здорового образа жизни: организация учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; нормирование учебной нагрузки и профилактика утомления; изучение состояния здоровья учащихся; разработка и реализация программ по формированию культуры здоровья и профилактики девиантного поведения, создание условий для самореализации обучающихся в различных видах деятельности и т.д. Материалы и методы Психолого-педагогическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся предполагает следующие направления: - диагностическое (выявление отношения к здоровью и здоровому образу жизни, индивидуально-психологических особенностей личности т.д.) - образовательное (введение курсов по выбору, проблемных групп, кружков под руководством опытных наставников и т.д.) - профилактическое (разработка и апробация проектов, программ, мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, анализ их реализации и т.д.). В настоящее время особую актуальность приобретает социально-психологическое проектирование: участие в разработке программ здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды, социально значимых проектов по формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного образовательного учреждения. Метод проектов обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и их применением в решении практических задач [14]. Представим социально значимый проект «Здоровье детей в наших руках». Актуальность проекта связана с разработкой и реализацией мероприятий проекта с учетом дистанционного обучения учащихся и необходимостью включения физкультурно-оздоровительных мероприятий для всей семьи. Дистанционное обучение – серьезный вызов для детей и родителей, своеобразый тест на степень самостоятельности и ответственности детей, на умение организовывать свою жизнь и управлять ею, на сформированность умения учиться и учебно-познавательной деятельности. Проект направлен на формирование культуры здорового образа жизни; создание условий для самореализации ребенка; популяризацию физической активности; сохранение и укрепление здорового образа жизни младших школьников, включает следующие направления работы: - работа с педагогами: «Психолого-педагогическая мастерская», включающая мастер-классы по проведению физкультминуток, формированию основ здорового образа жизни, интерактивные семинары и т.д.; - работа с родителями: проектирование оздоровительного мероприятия для всей семьи, реализация программы «Занимательная физкультура в домашних условиях», проведение семейного конкурса «Мама, папа, я – здоровая семья»; - работа с учащимися: конкурс рисунков, занятия с элементами игры, видео-квеста, чтения и разыгрывания сказок, проведение серии занятий «Веселая физкультура», «делай как я, делай лучше меня» и т.д. Проект имеет практико-ориентированный характер, включает разнообразные мероприятия с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего возраста, специфики детско-родительских отношений, взаимоотношений «ученик - ученик», «ученик - педагог». Проект может быть использован в процессе воспитательной работы с младшими школьниками по формированию опыта здорового образа жизни, негативного отношения к проявлениям асоциального поведения. Социально значимый проект «Курить не можно!» направлен на формирование, сохранение, укрепление здорового образа жизни и профилактика табачной зависимости среди различных категорий детей и молодежи. Основные мероприятия проекта: - организация и проведение профилактических бесед по профилактике табакокурения для обучающихся («Табакокурение. Причины табакокурения у несовершеннолетних», «Содержание и методы предотвращения и избавления несовершеннолетних и молодежи от табачной зависимости», «Влияние табачного дыма на организм подростка», «Профессия, карьера и здоровый образ жизни», «Позитивная профилактика табакокурения», «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей и подростков» и др.); - организация и проведение интерактивных занятий – встреч с использованием интерактивных технологий («Посмотрим на курение новыми глазами», «Почему легко начать курить и трудно бросить», «Курить – здоровью вредить», «Убеди друга (родителей, если они курят) вести здоровый образ жизни», «Почему не курят спортсмены и лидеры, которые сделали карьеру? и др.); - проведение профилактических акций («Мой выбор: курить или не курить?», «Путь к счастью и карьере», «Игра по станциям «Я против курения», познавательная программа «Я не курю и тебе не советую» и т.д.) и т.д. Социально значимый проект «В поиска зеленой палочки» предполагает анализ кодекса здоровья Л.Н. Толстого, организацию и проведение туристического маршрута для младших школьников и подростков, квеста по темам «Л.Н. Толстой о физической культуре», «Л.Н. Толстой о пользе умеренного питания» и т.д. Результаты Считаем важным рассмотреть степень готовности будущих специалистов к такой деятельности (знание о здоровье и здоровом образе жизни, индивидуальных особенностей, владение здоровьесберегающими технологиями и т.д.) . Здоровье студента является основным ресурсом его самореализации как личности и индивидуальности, а через несколько лет и как специалиста. Проведем анализ анкетирования студентов вуза в количестве 100 человек по проблемам здорового образа жизни. На вопрос анкеты «Как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?», были получены следующие ответы (студенты давали несколько ответов): правильное питание (50%), активный образ жизни, спорт (50 %), отсутствие вредных привычек (45%), соблюдение режима (30%), физическое и психическое здоровье (25%) и др. Также студенты выделили: гармония внутри, соблюдение гигиены, стиль жизни, профилактика болезней, сохранение семейных ценностей, забота о своем здоровье, отсутствие сидящего образа жизни, культурное времяпрепровождение, движения на свежем воздухе, умственное развитие, физическое воспитание, благополучие в семье, закаливание и укрепление организма и др. Студенты связывают здоровый образ жизни с физическим и психическим здоровьем, необходимостью работать над собой по укреплению собственного здоровья. Большинство студентов здоровый образ жизни определяют через организацию правильного питания, отсутствие вредных привычек, активный образ жизни. По современным представлениям феномен здоровья не менее чем на 50% формируется за счет образа жизни, на 25% - за счет условий жизни (экология и социальные программы), на 15% - генетической отягощенностью и на 10% - возможностями медицины. Большинство студентов считают, что ведут здоровый образ жизни – 60% ответили – «скорее да, чем нет»; 17% - «да»; 20% - «скорее нет, чем да» и 3% - ответили нет. Заслуживает внимания тот факт, что около 80% студентов считают, что ведут здоровый образ жизни. Также более 80 % студентов оценивают свое здоровье как «хорошее» и «удовлетворительное». Для укрепления собственного здоровья студенты: стараются больше бывать на свежем воздухе (57%), избегают вредных привычек (70%), занимаются спортом, туризмом (25%), делают зарядку (22%), соблюдают режим и рацион питания (30%), стараются не злоупотреблять работой на компьютере (20%), соблюдают режим дня (18%), занимаются фитнесом, танцами (30%), плавают в бассейне (18%), посещают врачей, выполняют их рекомендации (10%), ничего не делают (5%). Необходимо развитие мотивационно-ценностного отношения у студентов к здоровому образу жизни. В основе здорового образа жизни лежат следующие факторы: сон (7-8 часов), регулярное питание, вес, регулярные занятия спортом, отказ от вредных привычек и т.д. Здоровый образ жизни предполагает соблюдение личной гигиены, соотношение труда и отдыха, удовлетворенность учебой (работой), достаточную медицинскую активность. Более 60% студентов ведут здоровый образ жизни для того, чтобы «не беспокоили болезни и чтобы выглядеть красиво»; около 20 % - чтобы «долго жить и всего добиться в жизни». Более 80% опрашиваемых считают условия, созданные в вузе для здорового образа жизни достаточными. Для ведения здорового образа жизни, по мнению студентов, необходимы: свободное время, собственная мотивация и желание, более постоянное посещение врачей, консультации специалистов и др. Заключение Подготовка специалистов к психолого-педагогическому сопровождению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся включает просвещение в вопросах здорового образа жизни, профилактику, психологическую диагностику, коррекцию, психологическое консультирование, социально-педагогическое проектирование. Формы работы: семинары-практикумы, тренинги, встречи со специалистами, тематические встречи, проектирование классных часов в рамках различных видов практик, уроков здоровья в детских оздоровительных и пришкольных лагерях, социально-значимых проектов, рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей, выявление представлений о здоровом образе жизни у разных участников образовательного процесса, формирование у обучающихся жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни через организацию занятий с элементами тренинга, арт-терапии и т.д. Подготовка специалистов к психолого-педагогическому сопровождению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся основывается на следующих условиях: - психолого-педагогические (учет возрастных и индивидуальных особенностей студента, особенности личностно-профессионального становления, развитие профессионально важных качеств, становление индивидуальности, в том числе в будущей профессии и т.д.) - организационно-педагогические (диагностика индивидуальных особенностей, психолого-педагогическая помощь и поддержка студентов в выстраивании индивидуального образовательно-профессионального маршрута, включение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс вуза, овладение основами управления собственным здоровьем и т.д.) - содержательно-педагогические (изучение основ здорового образа жизни, проектирование мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и их апробация, овладение здоровьесберегающей рефлексивной деятельностью и т.д.). Реализация данных условий отражает взаимодействие процессов обучения, воспитания, сохранения здоровья, организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий, активного участия студентов в процессе сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья обучающихся. Подготовка специалистов к психолого-педагогическому сопровождению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся носит комплексный, системный характер и включает актуальные направления здоровьесберегающей деятельности; современные технологии формирования установок и навыков сохранения здоровья у детей и молодежи, повышение психолого-педагогической грамотности в вопросах здорового образа жизни и др. Эффективность данной работы определяется повышением знаний в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся, активным включением будущих специалистов в данную деятельность, например, если на первом курсе студент является членом команды добровольцев, то к старшим курсам – автором собственного проекта, взаимодействие вуза и образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, социальных центров, детских оздоровительных лагерей в формировании опыта здорового образа жизни обучающихся.