Full text
Рассмотрение сущности ключевого понятия «интеллектуально-творческий потенциал» целесообразно начать с определения его составного компонента «потенциал». Понятие «потенциал» рассматривается как совокупность всех имеющихся возможностей и средств в какой-либо области или сфере [8, с. 248]. Л.П. Крысин определяет понятие «потенциал» как совокупность средств, необходимых для чего-нибудь, степень мощности чего-нибудь в каком-нибудь отношении [11, с. 616]. Следует отметить, что эти два определения очень схожи по своему содержанию. Б.А. Введенский считает, что потенциал – это средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи, а также возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [4, с. 10]. Следует обратить особое внимание на определение данного понятия, предложенного К.М. Миско. По его мнению, потенциалом является предел человеческих познаний о внутренних, скрытых возможностях результативного использования изучаемого объекта, которые могут быть количественно оценены и, в конечном счете, реализованы при наличии идеальных условий практической деятельности [4, с.10]. Если большинство ученых в основу понятия «потенциал» вкладывали слово «совокупность», то С.В. Величко, рассматривая данное понятие с позиций психологии, как ключевое выделяет слово «процесс». Он считает, что потенциал – это психологическое явление, представляющее собой процесс непрерывного самосовершенствования и стремления к достижению вершин личностного, профессионального развития человека и реализации творческих возможностей и способностей [2]. А.В. Митрахович, рассматривая данное понятие как педагогическую категорию, дает ему следующее определение: атрибут бытия и присущая всякой материально-духовной системе (отдельной личности, социальному институту, социуму и т.д.) совокупность (энергетического рода) параметров, обуславливающих (обеспечивающих) наличие у этих систем определенных возможностей, способностей, ресурсов для реализации (осуществления) ими тех или иных усилий, направленных на самосохранение и самодвижение, а также преобразование условий и характеристик среды и взаимодействие с ними [15, с. 18]. В процессе изучения сущности понятия «потенциал» нами были выявлены следующие его признаки: 1) необходимость достижения какой-либо цели или реализации чего-либо (Л.П. Крысин, Б.А. Введенский, А.В. Митрахович); 2) один из факторов (условий) достижения цели или реализации чего-либо (Л.П. Крысин, Б.А. Введенский, А.В. Митрахович); 3) комплексный характер (Т.Ф. Ефремова, Л.П. Крысин, А.И. Савенков, Б.А. Введенский, А.В. Митрахович); 4) принадлежность к какой-нибудь области или сфере (Т.Ф. Ефремова, Л.П. Крысин, Б.А. Введенский); 5) применимость для осуществления каких-либо действий в определенных условиях (Б.А. Введенский, К.М. Миско). Обобщая рассмотренные мнения ученых о понятии «потенциал» и выделенные его признаки, можно определить его основную идею, которая заключается в том, что потенциал включает в себя совокупность имеющихся средств, источников, возможностей, ресурсов, характеристик личности в какой-либо сфере или области, которые могут быть результативно реализованы в определенных условиях. Понятие «творческий потенциал» определяется учеными как аспект, сторона интеллекта, характеризующаяся новизной в мышлении и оригинальностью в процессе решения задач [19]. Так, по мнению Л.Давыдовой, творческий потенциал человека – это единство и взаимодействие его эмоционально-образного и логического компонентов [6, с. 122]. Л.А. Даринская определяет творческий потенциал как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, представляющие в совокупности знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [7, с. 27]. Интересным является определение рассматриваемого понятия, данное Т.Г. Браже. Он считает, что творческий потенциал выступает как сумма системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности [5, с. 188]. Е.П. Ильин рассматривает понятие «творческий потенциал» в узком смысле как творческие способности (прежде всего способность к воображению и креативному мышлению), а в широком смысле еще и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности [9, с. 122]. Творческие способности ученика – это синтез свойств и особенностей его личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Анализируя компонентный состав творческих способностей учащихся, Е.П. Ильин выделяет такие их подструктуры, как мотивационные, интеллектуальные (логические, эвристические), мировоззренческие, нравственные, эстетические и коммуникативно-творческие [3, с. 67]. В результате анализа определений понятия «творческий потенциал» были выделены следующие его признаки: 1) новизна (Т.Г. Браже); 2) оригинальность, нестереотипность (Т.Г. Браже); 3) наличие логического компонента (Л.Давыдова, Л.А. Даринская); 4) система знаний, умений, способностей (Л.А. Даринская, Т.Г. Браже, Е.П. Ильин); 5) его необходимость для достижения какой-либо цели или реализации чего-либо (Л.А. Даринская, Т.Г. Браже, Е.П. Ильин). Основная идея понятия «творческий потенциал» сводится к тому, что творческий потенциал является особой составляющей интеллекта, выраженной в комплексе знаний, умений и творческих способностей личности. О.Т. Лебедев полагает, что интеллектуальный потенциал человека выступает как единство побудительных (потребности) и деятельных (способности) сил человека и общества [18, с. 10]. Изучая структурные компоненты человеческого потенциала, В.А. Лапшин дает следующее определение понятию «интеллектуальный потенциал»: это «один из элементов человеческого потенциала и способность к постановке целей и поиску средств их реализации, без чего предметная деятельность невозможна [13, с. 262]. По мнению А.С. Седуновой, интеллектуальный потенциал выступает как целостная интегрированная система интеллектуальных ресурсов личности, осознанно реализуемых в деятельности» [16, с. 16]. А.А. Крылов дает два определения понятия «интеллектуальный потенциал»: 1) связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, мотивационно-потребностной сферой, общими способностями человека и с энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности; 2) своеобразное «опережающее» отражение действительности, качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования [10, с. 41]. Результаты анализа сущности понятия «интеллектуальный потенциал» позволяют выделить некоторые его признаки: 1) включенность способностей в основу потенциала (О.Т. Лебедев, В.А. Лапшин, А.А. Крылов); 2) реализуемость в деятельности (В.А. Лапшин, А.С. Седунова, А.А. Крылов); 3) система ресурсов и функций (А.С. Седунова, А.А. Крылов); 4) необходимость для достижения какой-либо цели или реализации чего-либо (В.А. Лапшин, А.А. Крылов); Основная идея рассмотренных определений понятия «интеллектуальный потенциал» состоит в том, что он является системой интеллектуальных способностей, ресурсов, функций личности, которые могут быть реализованы в деятельности и необходимы для достижения какой-либо цели. По мнению Т.А. Поскребышевой, сущность понятия «интеллектуально-творческий потенциал» необходимо рассматривать как интегративную характеристику личности, характеризующуюся единством когнитивного (познавательного), эмоционально-личностного, мотивационно-волевого компонентов, подлежащих развитию в целенаправленно организованных условиях внеурочной деятельности [15, с. 150]. И.А. Синицина и А.Г. Маджуга считают, что интеллектуально-творческий потенциал – это система проявляющихся социально полезных способностей как актуализированных, так и резервных, развиваемых в адекватной возрасту деятельности [17, с. 25]. В целом под понятием «интеллектуально-творческий потенциал» следует, по нашему мнению, понимать многокомпонентную по своей структуре личностно и общественно значимую интеллектуальную составляющую человека, выраженную в комплексе реализованных и развивающихся в деятельности когнитивных способностей личности. Что касается структуры интеллектуально-творческого потенциала, то необходимо отметить, что интеллектуальный и творческий потенциал наряду с психофизиологическим и духовно-нравственным потенциалом личности входят в структуру личностного потенциала, являются его компонентами (П.Ф. Кравчук) (Рис. 1). При этом интеллектуальный потенциал личности представляется как наличная совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять свою деятельность с целью обеспечения своего устойчивого, «сбалансированного» существования, а творческий потенциал с целью выражения своей «самости» [1, с. 27]. Рис. 1. Структура личностного потенциала (П.Ф. Кравчук). Согласно мнению П.Ф. Кравчука, интеллектуальный и творческий потенциал занимают равные позиции в структуре личности. При этом в определении обоих понятий фигурирует одинаковая идея: способность и готовность заниматься какой-либо деятельностью с определенной целью. Можно было бы предположить, что в процессе развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников необходимо исходить из этой мысли, т.е. подготовить учащихся к тому, чтобы они в будущем были готовы и способны решать творческие проблемы в своей деятельности. Если обратить внимание на структуру творческого потенциала, предложенную Н.В. Мартинович, то можно заметить, что она отражает условия, необходимые для осуществления творческой деятельности, а именно наличие мотивации, цели, необходимых теоретических знаний, умений и навыков, рефлексии. Она выделяет следующие структурные компоненты творческого потенциала: 1) мотивационно-целевой компонент, отражающий личное отношение к деятельности, выраженный в целевых установках, интересах и мотивах; 2) содержательный компонент, включающий совокупность теоретических знаний индивидов, в том числе о специфике творческой деятельности; 3) операционно-деятельностный компонент, основанный на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности; 4) рефлексивно-оценочный компонент, характеризующий осмысление, самоанализ и самооценку собственной творческой деятельности, и определение на основе собственного опыта оптимальных методов и приемов работы [14, с. 10]. Однако данная структура не дает ответа на вопрос: «Какими качествами ума должен обладать старшеклассник, чтобы быть готовым к успешному решению вопросов проблемного характера?». Ответ на этот вопрос можно найти в модели креативности, предложенной К.К. Урбаном (Klaus K. Urban) [20, с. 47-49]. Учитывая как когнитивные, так и личностные аспекты, он разработал модель, в которой представлены компоненты и субкомпоненты креативности, включающие следующие из них: Когнитивные: 1. Дивергентное мышление и дивергентные действия: создание/разработка; оригинальность; необычные ассоциации; структурирование и переопределение; гибкость; мобильность; умение распознавать проблемы. 2. Общие знания и мыслительная база: метапознание; критическое мышление; логическое мышление; анализ и синтез; память; широкое восприятие. 3. База специальных знаний и специфических умений: все более интенсивное усвоение научных знаний и овладение умениями в специфических областях. Личностные: 4. Сосредоточенность и готовность к приложению усилий: сосредоточенность на предметной области, ситуации, продукте; избирательность; концентрация; упорство; готовность к приложению усилий. 5. Мотивы и мотивация: потребность в новизне; любознательность; стремление к получению знаний; коммуникация; преданность (привязанность) и долг; самоактуализация; потребность в контроле. 6. Открытость и толерантность к неопределенности (способность переносить неоднозначность в восприятии чего-то): открытость к новому опыту; экспериментирование; готовность идти на риск; готовность к трудностям; нонконформность/автономность; отступление и ослабление; расфокусировка; юмор. При этом К.К. Урбан подчеркивает, что осуществление творческой деятельности возможно только в том случае, если все компоненты будут работать как функциональная система, в которой каждый (суб-)компонент играет свою взаимозависимую роль. Например, владение специальными знаниями является необходимым условием для генерирования креативных идей, но для усвоения знаний необходимы концентрация внимания, приложение определенных усилий и т.д. [20, с. 47-49]. Следовательно, успешность той или иной творческой деятельности закономерно будет зависеть от уровня развития каждого субкомпонента. Данная модель значительно отличается от модели творческого потенциала, предложенной Н.В. Мартинович. Однако они имеют и сходства. В обеих моделях присутствуют компоненты, связанные с базой знаний и с мотивацией. Таким образом, изучив модель креативности К.К. Урбана, можно сделать следующие выводы: 1) у ученика должно быть развито мышление (дивергентное мышление, логическое мышление, критическое мышление); 2) ученик должен систематически пополнять свой багаж знаний, которые должны иметь как метапредметный, так и узконаправленный характер; 3) для того, чтобы уметь использовать необходимые знания в творческой деятельности, ученику следует развивать память и гибкость мышления; 4) ученик должен обладать такими личностными качествами, как настойчивость, умение фокусироваться, осознанность и готовность идти на риск. Модель креативности К.К. Урбана отчасти перекликается с инвестиционной теорией креативности Р.Стэрнберга (R.Sternberg) в таких категориях, как знания, качества личности, мотивация. Согласно его теории, предусловием для проявления креативности является одновременное взаимодействие таких шести факторов, как: 1) интеллектуальные способности – синтетические, аналитические и практико-контекстуальные способности интеллекта; 2) знания; 3) стили мышления – предпочтительные способы применения интеллектуальных способностей, решения о том, каким образом применять способности; 4) качества личности – готовность преодолевать трудности, идти на риск, терпимость к неопределенностям и личная эффективность; 5) мотивация – эффективность творческой работы не может быть гарантирована, если человек по-настоящему не вовлечен в свою работу и заинтересован лишь в потенциальной награде; 6) среда – необходима среда, в которой креативные идеи могли бы быть поддержаны и оценены [21, 94-97]. Р.Стэрнберг выделяет три интеллектуальные способности: синтетические (способность видеть проблемы в новом ракурсе и выходить за границы стандартного мышления), аналитические (способность определять то, какая идея заслуживает дальнейшего развития, а какая нет) и практико-контекстуальные (способность доказывать ценность своей идеи). Он отмечает, что аналитические способности без двух других равны были бы критическому мышлению (не креативному), использование синтетических способностей вне аналитических и практико-контекстуальных способностей не предполагало бы подробного исследования идеи с целью ее улучшения и развития эффективности, а применение только практико-контекстуальных способностей гарантировало бы принятие обществом идеи в силу ее успешной презентации, но не ее ценности. Вот почему важно одновременное взаимодействие этих трех интеллектуальных способностей. Однако Р.Стэрнберг полагает, что владение человеком синтетическими, аналитическими и практико-контекстуальными способностями интеллекта еще не означает, что он может применить их в процессе решения задач, требующих креативности. Способности необходимо не только иметь, но и уметь применять [21, 94-95]. Он говорит об этом, раскрывая свое видение сущности третьего фактора, упоминая стили мышления и определяя их как способы применения интеллектуальных способностей. С целью изучения структуры интеллектуального потенциала рассмотрим теорию интеллекта, предложенную Р.Стэрнбергом. По его мнению, интеллект человека состоит из трех тесно взаимосвязанных аспектов: аналитического, практического и креативного интеллекта. Комбинацию этих трех видов интеллекта Р.Стэрнберг называет интеллектом успеха (Erfolgsintelligenz). Он отмечает, что для того, чтобы иметь интеллект успеха, необходимо обеспечить между ними баланс. Из этих трех аспектов интеллекта особый интерес вызывает практический интеллект, который определяется как способность человека разумно приспосабливаться к новому для него окружению, выбирать такое окружение, которое более благотворно воздействовало бы на его личность. В.А. Ладошкиным была разработана структура интеллектуального потенциала школьников, в которую включены три компонента (Рис. 2): 1) содержательный (общая культура, общий интеллект); 2) операциональный (познавательные силы); 3) мотивационно-оценочный (познавательная мотивация и рефлексия познавательной деятельности и собственных интеллектуальных ресурсов) [12, с. 13]. Содержательный компонент интеллектуального потенциала включает в себя общую культуру, представленную как внутреннюю культуру школьников (информационная, коммуникативная и рекреационная культура) и общий интеллект. Общий интеллект определяется предметно-дисциплинарными и фоновыми знаниями. Операциональный компонент интеллектуального потенциала представлен познавательными стилями: стили кодирования информации, когнитивные стили, интеллектуальные стили. Мотивационно-оценочный компонент в структуре интеллектуального потенциала школьников включает в себя познавательную мотивацию, рефлексию познавательной деятельности и собственных интеллектуальных ресурсов [12, с. 13]. Творческий и интеллектуальный потенциал схожи по своей структуре, они Рис. 2. Структура интеллектуального потенциала школьников. включают в себя почти одни и те же компоненты. Таким образом, на основе выявленных сходств в структурах интеллектуального потенциала и творческого потенциала мы разработали свою структуру интеллектуально-творческого потенциала личности старшеклассника (Рис. 3): Рис. 3. Структура интеллектуально-творческого потенциала старшеклассника Структура интеллектуально-творческого потенциала старшеклассника включает в себя следующие компоненты: 1) целевой (целевые установки); 2) мотивационный (мотивы, обусловленные потребностью в новизне, получении знаний, самоактуализации, коммуникации, контроле); 3) содержательный: знания (основные, метапредметные, специальные); общая культура (информационная, коммуникативная и рекреационная культура); личностные качества (настойчивость, концентрация, готовность идти на риск, автономность, готовность к трудностям); 4) операциональный: мыслительная база (дивергентное, критическое, логическое мышление и мыслительные операции); интеллектуальные способности (синтетические, аналитические и практико-контекстуальные); стили мышления (решения о том, каким образом применять способности); 5) деятельностный (умения и навыки организации творческой деятельности); 6) рефлексивный (самоанализ познавательной деятельности, самоанализ творческой деятельности и рефлексия собственных интеллектуальных ресурсов). Следует отметить, что творческий и интеллектуальный потенциал тесно взаимосвязаны друг с другом. Интеллектуальный и творческий потенциал могут иногда пересекаться, совпадать, иногда расходиться, интеллектуальный потенциал может преобладать над творческим потенциалом и наоборот. Они взаимодополняют друг друга, образуя в совокупности интеллектуально-творческий потенциал личности, который выступает необходимым личностным качеством современного человека. Структура интеллектуально-творческого потенциала многосложная и включает в себя несколько компонентов и подкомпонентов. Эффективность творческой деятельности и качество ее результата будет закономерно зависеть от уровня развития каждой составляющей данной структуры.