Full text

Введение

 

Раздражение и обиду, с одной стороны, относят к негативным эмоциональным состояниям [1], с другой – к формам проявления агрессии [2]. Под раздражением понимают «отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на обнаружение несоответствия внешних стимулов, событий, ситуаций, поведения людей ожиданиям личности, проявляющееся либо в сдержанности, либо в аффективной реакции и агрессивных действиях» [3]. Обида – это «отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласованности ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость» [4].

Различие этих состояний заключается в том, что раздражение в большей степени носит активный характер, оно может перерастать в более сильные негативные эмоции (аффект, гнев) и в агрессивные действия, а обида – реактивный характер как переживаемое уязвленное самолюбие, сопровождаемое чувством беспомощности, что не исключает в дальнейшем также агрессивных действий, например в виде мести обидчику. С течением времени закрепляясь, эти состояния могут перерастать в устойчивые свойства личности, способствуя возникновению раздражительности и обидчивости как черт характера.

Практика показывает, что высокий уровень раздражительности и обидчивости существенно осложняет жизнь человека, нарушает процесс нормального взаимодействия с людьми, способствует развитию таких черт характера, как подозрительность, недоверие, негативное отношение к окружающим в целом, способствует формированию склонности либо к принуждению и манипулированию как средствам стабилизации эмоционального состояния, либо к невмешательству, пассивности, нежеланию вообще проявлять активность.

Не вызывает сомнения, что раздражительность и обидчивость выступают в качестве препятствующих факторов для развития профессиональных компетенций у представителей различных профессий, особенно связанных с работой с людьми (учителей, врачей, психологов и др.). Накапливаясь, раздражение и обиды могут приводить к феномену эмоционального выгорания личности. Не вызывает сомнения, что эти личностные свойства способствуют в ряде случаев возникновению иррациональных убеждений типа: «Все люди плохие», «Меня никто не любит», «Я уникальная личность, меня нельзя обижать», «Людям нельзя доверять». В свою очередь, закрепляясь в опыте, иррациональные убеждения как неосознаваемые конструкты, детерминирующие жизненные стратегии личности, не ослабляют, а усиливают реакции раздражительности и обиды, способствуя развитию определенных черт характера. В силу сказанного проблему исследования взаимосвязи раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями следует отнести к категории актуальных. Ее разрешение позволит выявить психологические механизмы возникновения раздражительности и обидчивости, проводить на этой основе соответствующую работу, связанную с коррекцией иррациональных убеждений, снижением уровня раздражительности и обидчивости, создавать тем самым предпосылки для оптимизации взаимодействия человека с социумом, другими людьми.

Проблеме раздражительности в современной психологии посвящено значительное число работ. Можно выделить ряд направлений исследования этого феномена: изучение раздражительности как проявления агрессии [5], как признака нездоровья личности [6, 7], как отношения человека к труду [8]. В контексте проводимого исследования особую значимость имеют работы, связанные с изучением раздражительности как формы отношения к людям. Например, выявлены особенности раздражительности врачей по отношению к определенной категории пациентов [9], а также управленцев по отношению к работникам организации [10]. Установлена взаимосвязь высокого уровня раздражительности со склонностью людей к принуждению и манипулированию [11]. В частности, было выявлено, что чаще позицию принуждения склонны занимать студенты, которых раздражают люди: 1) необщительные, замкнутые, не желающие контактировать; 2) медлительные, медленно соображающие; 3) люди, которые проявляют высокую активность и инициативность.

Что касается обидчивости, то, как отмечают исследователи [12], в современной психологии явно недостаточно работ, в которых отражаются психологические особенности обиды и обидчивости. Тем не менее к настоящему времени сложился ряд теоретических подходов к проблеме обиды и обидчивости. В психоанализе обида есть проявление базальной тревожности, в гештальт-терапии – это симптом нарушенного патологического слияния, в транзактном анализе – детская форма поведения, характеризующая состояние «Ребенка», некоторые исследователи выделяют ее в качестве признака эгоцентризма личности [13]. К настоящему времени выявлены психологические и поведенческие особенности обидчивых людей различного возраста [14, 15]. В частности, З. А. Агеева и М. С. Гриценко [16] установили, что обидчивость связана с низкой самооценкой, высокой тревожностью, низкой коммуникативной толерантностью, повышенной конфликтностью. Особое внимание в современных исследованиях уделяется проблеме прощения как специфической форме реакции на обиду. Широкую известность приобрела модель прощения, которая была разработана Р. Энрайтом с соавторами [17].

В отличие от проблемы обиды и обидчивости проблема иррациональных убеждений, наоборот, относится к одной из разрабатываемых и разработанных проблем в современной психологии. Впервые она была поставлена в рамках рациональной эмоционально-поведенческой психотерапии А. Эллиса [18] и в когнитивной психотерапии А. Бека [19]. Здесь различают рациональные и иррациональные убеждения. Рациональные убеждения – это гибкие, логичные и не носящие катастрофического характера суждения человека: «Я не сдал экзамен, неприятно, конечно, но ничего страшного, есть возможность пересдать». Иррациональные убеждения, наоборот, являются жесткими, катастрофическими и нелогичными: «Я не сдал экзамен, меня отчислят, это катастрофа». Существующие исследования показывают, что иррациональные убеждения приводят к нездоровым эмоциям, к неадаптивным формам поведения, ряду патологических состояний, которые подрывают психическое здоровье. В то же время некоторыми авторами отмечается, что чаще иррациональные убеждения взаимосвязаны с нормальной человеческой мотивацией, а не с умственной или физической дисфункцией [20].

 В контексте рациональной эмоционально-поведенческой психотерапии и когнитивной психотерапии разработано две классификации иррациональных убеждений. А. Эллис [21] выделяет 12 типов иррациональных убеждений (установок), которые в последующем он свел к четырем группам: 1) катастрофические установки; 2) установки обязательного долженствования; 3) установки обязательной реализации своих потребностей; 4) глобальные оценочные установки. А. Бек и А. Фримен [22] описывают девять расстройств личности, в основе которых лежат соответствующие иррациональные убеждения. Сюда относятся: 1) избегающее расстройство личности; 2) зависимое расстройство; 3) пассивно-агрессивное расстройство; 4) обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые состояния); 5) антисоциальное расстройство; 6) нарциссическое расстройство; 7) гистрионное (демонстративное) расстройство; 8) шизоидное расстройство; 9) параноидное расстройство.

К настоящему времени существует значительное число публикаций, посвященных изучению влияния иррациональных убеждений на поведение людей, а также методам психотерапевтической коррекции этих убеждений [23]. В классических работах основоположников указанных направлений установлена взаимосвязь иррациональных убеждений и депрессивных состояний [24], выявлена взаимосвязь иррациональных убеждений и негативных эмоций [25]. Изучаются особенности иррациональных убеждений в сфере образования [26], спорта [27] и в других. Например, исследование роли иррациональных убеждений в романтических отношениях показало, что убеждение в своей беспомощности и непривлекательности положительно коррелирует с физическим и эмоциональным насилием и отрицательно – со способностью решать проблемы [28]. Выявлены механизмы влияния иррациональных убеждений на одиночество у студентов, что проявляется в сокращении межличностных контактов и ухудшении «качества» общения [29].

Цель настоящего исследования состояла в выявлении взаимосвязи раздражительности и обидчивости с эгоцентризмом, отношением к людям (интересом к человеку, эмпатией, пониманием и помощью), а также с иррациональными убеждениями у студентов.

В качестве гипотезы выступили следующие предположения:

-          раздражительность и обидчивость могут быть положительно связаны с эгоцентризмом и отрицательно – с отношением к людям (интересом к человеку, эмпатией, пониманием и помощью);

-          раздражительность будет положительно коррелировать с иррациональными убеждениями пассивно-агрессивного и антисоциального типов (по А. Беку), а обидчивость – с иррациональными убеждениями избегающего и зависимого типов.

 

Методология и результаты исследования

 

В исследовании приняло участие 77 студентов очного и заочного отделений направлений «Психолого-педагогическое образование», «Психология» и специальности «Психология служебной деятельности» Череповецкого государственного университета (средний возраст – 21 год). Девушек – 68 (88%), юношей – 9 (12%). Исследование проводилось во второй половине 2019 года.

В качестве диагностического инструментария были использованы авторские опросники на выявление чувствительности к людям (интереса к человеку, эмпатии, понимания и помощи) [30], раздражительности к людям [31], а также шкала обидчивости Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, [32], тест эгоцентрических ассоциаций Т. И. Пашуковой [33], перечень расстройств личности, предложенный А. Беком и А. Фрименом [34], включающий в себя 126 иррациональных убеждений. Студентам предлагалось прочитать перечень не менее чем два раза, затем из этих 126 убеждений выбрать только те, которые в наибольшей степени характеризуют их личность. После предлагалось ранжировать выбранные суждения по степени значимости для личности. На первое место поставить наиболее значимое суждение, на второе – чуть менее значимое и т. д. Для окончательного анализа отбирались только три наиболее значимых суждения, которые студенты поставили на первые три места. Сырые баллы по всем опросникам, кроме перечня А. Бека и А. Фримена, переводились в стены, что дало возможность применить методы корреляционного анализа с использованием линейного и точечно-бисериального коэффициентов корреляции Пирсона.

Обратимся к основным результатам исследования. Прежде всего, дадим характеристику выборки испытуемым по всем изучаемым параметрам. С высоким уровнем раздражительности к людям обнаружено 20 студентов (26%), с высоким уровнем обидчивости – 25 человек (32%), одновременно с высоким уровнем раздражительности и обидчивости – 11 человек (14%), с высоким уровнем эгоцентризма – 23 студента (30%). Аналогичным образом охарактеризуем показатели отношения к людям. Высокий уровень интереса к человеку продемонстрировало 32 человека (42%), эмпатии – 37 человек (48%), понимания людей – 22 человека (29%) и стремления в случае необходимости оказывать помощь – 42 студента (55%). Как видим, в большей степени студенты продемонстрировали стремление оказывать помощь (55%) и в меньшей степени – способность к пониманию людей (29%), что, учитывая возраст и опыт студентов, вполне закономерно. Результаты анализа иррациональных убеждений представлены в таблице.

Как видно из таблицы, чаще других студенты выбирают убеждения обсессивно-компульсивного (навязчивые состояния) типа (42%) и убеждения пассивно-агрессивного типа (40%). В первом случае преобладают суждения типа: «Я должен полагаться на себя, чтобы убедиться, что все сделано»; «Мне нужен порядок, системы и правила, чтобы должным образом выполнить работу». Во втором – суждения типа: «Я самодостаточен, но я нуждаюсь в других, чтобы они помогли мне в достижении моих целей»; «Я люблю привязываться к людям, но я не хочу, чтобы при этом мной управляли»; «Я сам знаю, что мне нужно и что для меня хорошо, и окружающие не должны указывать мне, что делать»; «Невыносимо находиться под контролем или во власти других». Реже других выбираются убеждения параноидного типа (14%). Здесь доминируют суждения типа: «Доверять людям небезопасно» и «Люди часто говорят одно, а думают другое». Остальные убеждения в процентном отношении занимают средние позиции.

 

Типы иррациональных убеждений у студентов*

 

Номер типа

Название типа

Число

Процент

Наиболее часто выбираемые утверждения

I

Убеждения избегающего типа

13

17

«Я не могу выносить неприятные чувства»;

«Если я чувствую что-то неприятное или думаю об этом, я должен попытаться забыть об этом или отвлечься»

II

Убеждения зависимого типа

22

29

«Я нуждаюсь в ком-то, кто всегда доступен, чтобы помочь мне справиться с тем, что я должен сделать, или если случится что-то плохое»;

«Я не должен делать ничего, что может обидеть того, кто поддерживает меня или помогает мне»

III

Убеждения пассивно-агрессивного типа

31

40

«Я самодостаточен, но я нуждаюсь в других, чтобы они помогли мне в достижении моих целей»;

«Я люблю привязываться к людям, но я не хочу, чтобы при этом мной управляли»;

«Я сам знаю, что мне нужно и что для меня хорошо, и окружающие не должны указывать мне, что делать»;

«Невыносимо находиться под контролем или во власти других»

IV

Убеждения обсессивно-компульсивного типа (навязчивые состояния)

32

42

«Я должен полагаться на себя, чтобы убедиться, что все сделано»;

«Мне нужен порядок, системы и правила, чтобы должным образом выполнить работу»

V

Убеждения антисоциального типа

13

17

«Не имеет значения, что другие думают обо мне»;

«Если я чего-то хочу, я должен делать все, чтобы это получить»

VI

Убеждения нарциссического типа

15

19

«Я особенный человек»;

«Я имею все основания надеяться на большое будущее»

VII

Убеждения гистрионного (демонстративного) типа

21

27

«Я интересный, привлекательный человек»

VIII

Убеждения шизоидного и шизотипического типа

16

21

«Не имеет значения, что другие люди думают обо мне»;

«Для меня важно быть свободным и независимым»;

«Я устанавливаю для себя собственные стандарты и ставлю перед собой свои цели»

Убеждения параноидного типа

11

14

«Доверять людям небезопасно»;

«Люди часто говорят одно, а думают другое»

 

*Примечание. Общая сумма процентов не равна 100, так как каждый студент мог выбирать несколько суждений.

Обратимся к решению основной задачи настоящего исследования, то есть выявлению взаимосвязей между всеми исследуемыми параметрами. Результаты корреляционного анализа представлены на рисунке.

 

 

Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с эгоцентризмом, отношением к людям

(интересом, эмпатией, пониманием, помощью) и убеждениями пассивного-агрессивного

и зависимого типов*

 

*Примечание.¾ прямая связь - - - обратная связь

 

Как видно из рисунка, раздражительность положительно коррелирует с обидчивостью (r = 0,33, p ≤ 0,01),то есть существуют студенты, которые одновременно могут быть и раздражительными, и обидчивыми. Это, разумеется, не исключает преобладания какого-либо одного негативного эмоционального состояния. Обращает также на себя внимание тот факт, что параметры отношения к людям оказались тесно взаимосвязаны друг с другом. Как интерес к человеку, так и способность оказывать помощь другим положительно коррелируют с эмпатией (r = 0,31, p ≤ 0,01; r = 0,24, p ≤ 0,05) и пониманием людей (r = 0,25, p ≤ 0,05; r = 0,42, p ≤ 0,01). Это означает, что в одних случаях эмпатия и понимание способствуют возникновению интереса к людям (мотивационный компонент), а в других – стремления непосредственно оказывать помощь (деятельностный компонент).

Вопреки ожиданиям, раздражительность к людям прокоррелировала положительно только с убеждениями пассивно-агрессивного типа. Не обнаружено связи, как это предполагалось в гипотезе, с убеждениями антисоциального типа. Как было показано в таблице, наиболее часто студентами выбирались такие суждения, как «Я самодостаточен, но я нуждаюсь в других, чтобы они помогли мне в достижении моих целей»; «Я люблю привязываться к людям, но я не хочу, чтобы при этом мной управляли»; «Я сам знаю, что мне нужно и что для меня хорошо, и окружающие не должны указывать мне, что делать»; «Невыносимо находиться под контролем или во власти других». По всей видимости, наиболее полно тесноту связи раздражительности и пассивно-агрессивных иррациональных убеждений может объяснить последнее утверждение: «Невыносимо находиться под контролем или во власти других». В данном случае повышенная раздражительность обусловлена нежеланием подчиняться, нетерпимостью к контролю. Студенты этого типа не прочь общаться с другими людьми и даже испытывают потребность в этом, но они хотят быть первыми, не желают, чтобы над ними кто-то брал верх.

Гораздо большее число взаимосвязей обнаружила обидчивость. Во-первых, она положительно прокоррелировала с эгоцентризмом (r = 0,40, p ≤ 0,01). А эгоцентризм, в свою очередь, отрицательно прокоррелировал с интересом к человеку (r = –0,28, p ≤ 0,01). Чаще всего высокий уровень обидчивости проявляет личность, центрированная на себе и своих желаниях. При этом обидчивые студенты, как правило, плохо понимают других людей, у них слабо выражено желание оказывать им помощь. Во-вторых, выявлена положительная связь обидчивости с убеждениями зависимого типа (r = 0,22, p ≤ 0,05). Здесь доминируют суждения типа: «Я нуждаюсь в ком-то, кто всегда доступен, чтобы помочь мне справиться с тем, что я должен сделать, или если случится что-то плохое»; «Я не должен делать ничего, что может обидеть того, кто поддерживает меня или помогает мне»; «Самое плохое, что может со мной случиться, – это если меня бросят». А установки зависимого типа также отрицательно коррелируют с пониманием людей (r = –0,22, p ≤ 0,05). В то же время не выявлено достоверной связи эгоцентризма с убеждениями зависимого типа. Это свидетельствует о том, что зависимый тип иррациональных убеждений выявляется у обидчивых студентов, которые подразделяются на два подтипа: эгоцентричных и не эгоцентричных.

В первом случае обидчивая личность в силу своей центрации на себе и своих интересах плохо понимает других людей, поэтому нуждается в постоянной опоре, в человеке, который бы оберегал и защищал ее. Она в большей степени ориентирована на оказание другими помощи себе, а не на оказание помощи другим, причем «защитник» обязан безукоризненно выполнять все желания «защищаемого», в противном случае его поведение будет вызывать эмоциональную реакцию в виде проявлений обиды. Такие студенты не редкость, особенно это касается женского пола, хотя и некоторые мужчины ведут себя аналогичным образом. Например, Оксана Б. (19 лет). Для нее характерна очень высокая обидчивость и ранимость, интерес к людям, эмпатия и желание помогать другим находятся на среднем уровне, понимание людей – на низком. Она эгоцентрична, у нее ярко выражена потребность в переживании чувства безопасности, низкая готовность к риску, тем не менее, она нередко в силу невысокой сензитивности к угрозам склонна к игнорированию опасностей. Преобладают иррациональные убеждения зависимого и избегающего типа. Поэтому в ситуациях взаимодействия она чаще занимает позицию невмешательства. Нуждается в людях, которые бы постоянно поддерживали и опекали ее. Любые насмешки, выпады (нередко воображаемые) переживает очень тяжело. Пытается постоянно самоутверждаться, используя необычную одежду и макияж. Приведем пример юноши-студента с высокими уровнями одновременно раздражительности и обидчивости. Анатолий Х. (19 лет). Эгоцентричен, раздражителен и обидчив. Его раздражает все, что выбивает из привычной колеи и нарушает его планы. Испытывает определенный интерес и эмпатию к людям, но плохо их понимает и не стремится инициативно оказывать помощь. У него доминируют убеждения зависимого («Если меня не полюбят, я всегда буду несчастен»), пассивно-агрессивного («Установление крайних сроков, исполнение требований и приспособление – прямая угроза моей гордости и самодостаточности») и нарциссического («Очень важно получить признание, заслужить похвалу и вызвать восторг») типов. Ищет таких людей, которые бы ему помогали, защищали и в то же время не отвлекали от дел. В одежде и в прическе также нередко пытается выделиться.

Во втором случае обидчивость не сопровождается эгоцентризмом, однако ощущение беспомощности и неспособности решать свои проблемы побуждает человека искать людей, которые решали бы все его проблемы, оберегали от неприятностей. Приведем пример. Арина А. (27 лет) – студентка-заочница. Обидчива, но не раздражительна и не эгоцентрична, крайне неуверенная в себе, тревожная, предпочитает занимать позицию невмешательства, все компоненты отношения к людям находятся на низком уровне, особенно понимание людей и стремление оказывать помощь. На первые три места поставила суждения из группы убеждений зависимого типа: «Самое плохое, что может со мной случиться, – это если меня бросят»; «Если меня не полюбят, я всегда буду несчастен»; «Я не могу справляться с проблемами, как это делают другие».

 

Заключение

 

Проведенное нами исследование подтверждает данные, имеющиеся в психологии, касающиеся раздражительности и обидчивости как отрицательных качеств личности, дестабилизирующих процесс оптимального взаимодействия с людьми, что проявляется в снижении эмпатических реакций, непонимании людей и недоверии к ним. В то же время были получены новые результаты относительно взаимосвязи раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями. Было установлено, что далеко не все иррациональные убеждения, которых придерживаются студенты, оказывают влияние на раздражительность и обидчивость. Раздражительность оказалась положительно связана с иррациональными убеждениями пассивно-агрессивного типа, а обидчивость – с иррациональными убеждениями зависимого типа.

В первом случае раздражительность обусловлена установками, связанными с неприятием контроля: «Я люблю привязываться к людям, но я не хочу, чтобы при этом мной управляли». А. Бек и А. Фримен, характеризуя людей, приверженных убеждениям пассивно-агрессивного типа, отмечают: «Их главная стратегия состоит в том, чтобы укреплять свою независимость через скрытую оппозицию людям, наделенным властью, и в то же время через видимый поиск покровительства властей… Их главным аффектом является сдерживаемый гнев, который связан с противодействием правилам, установленным властью» [35].

Во-втором – обидчивость определяется установками, связанными с необходимостью поиска защитника: «Я нуждаюсь в ком-то, кто всегда доступен, чтобы помочь мне справиться с тем, что я должен сделать, или если случится что-то плохое». Как показало исследование, обидчивая личность может быть эгоцентричной и не эгоцентричной. Однако и в том и в другом случае она ориентирована на помощь, которую другие должны оказывать ей, а не на помощь этим другим. У эгоцентричной личности причиной возникновения многих обид является эгоцентризм в сочетании с непониманием людей и их намерений. В результате обиду способно вызвать все, что уязвляет самолюбие эгоцентричной личности. Это и обусловливает актуализацию установок зависимого типа. При этом «защитник» должен полностью удовлетворять запросы «защищаемой» личности, не противоречить ей и всячески угождать. У не эгоцентричной личности поиск защитника также обусловлен непониманием других людей, осознанием собственной некомпетентности во многих вопросах, сопровождаемых тревогой, ранимостью, чувствительностью к угрозам. А. Бек и А. Фримен дают следующую характеристику «зависимой» личности: «Люди с зависимым расстройством личности считают себя беспомощными и поэтому пытаются привязаться к более сильному человеку, который обеспечит их средствами для выживания и счастья… Их главным аффектом является тревога – беспокойство по поводу возможного разрыва зависимых отношений. Они периодически испытывают сильную тревогу, когда чувствуют, что отношения действительно напряженные. Если человек, от которого они зависят, исчезает, они могут погрузиться в депрессию» [36].

Проведенное исследование со всей очевидностью на первый план выдвигает проблему преодоления раздражительности и обидчивости как важнейшего условия формирования адекватного типа отношения к людям, особенно это касается профессий социономического (помогающего) типа. Трудно быть хорошим психологом, врачом или педагогом, если ты сам обидчив и часто испытываешь раздражение к людям. Нами была разработана и апробирована специальная программа в рамках курса «Психология ненасильственного взаимодействия» для студентов-психологов [37, 38], в которой предусматривалась работа с раздражительностью, обидчивостью и иррациональными убеждениями. Ее целью являлось формирование способности к ненасильственному взаимодействию у студентов – будущих педагогов и психологов. Она выстраивалась на принципах осознанности, актуализации жизненного опыта, моделирования жизненных ситуаций. Раздражительности и обидчивости было посвящено специальное четырехчасовое занятие. В качестве средств использовались работа с текстами художественных произведений, пословицами и поговорками, отражающими явления раздражительности и обиды, рисунками. Особое внимание уделялось разбору ситуаций проявления раздражения к людям и обиды из опыта студентов, организовывалось обсуждение каждого случая, выявлялись причины той или иной реакции студентов на жизненную ситуацию и др. В целом необходимо констатировать, что программа, которая внедрялась в течение семестра, показала свою жизнеспособность и возможность широкого использования в практике работы вузов соответствующей направленности.

Таким образом, наши гипотезы подтвердились лишь частично. Предполагалось, что раздражительность и обидчивость могут быть положительно связаны с эгоцентризмом и отрицательно – с отношением к людям. Реально же было установлено, что такая связь в большей степени выявлена относительно обидчивости. Предполагалось, что раздражительность будет положительно коррелировать с иррациональными убеждениями пассивно-агрессивного и антисоциального типов, а обидчивость – с иррациональными убеждениями избегающего и зависимого типов. Исследование же выявило положительную связь раздражительности только с иррациональными убеждениями пассивно-агрессивного типа, а обидчивости – только с иррациональными убеждениями зависимого типа.

Тем не менее полученные данные проясняют некоторые механизмы возникновения и функционирования раздражительности и обидчивости у студентов, показывают, что наличие этих личностных качеств препятствует установлению оптимальных отношений с людьми, затрудняют формирование профессионально значимых компетенций, необходимых специалистам социономического профиля. Исследование также подтвердило необходимость проведения целенаправленной работы со студентами по развитию у них способности к ненасильственному взаимодействию, эмпатии, понимания людей, готовности к оказанию помощи. Полученные результаты могут быть использованы в рамках деятельности психологических служб вузов, а также в процессе профессиональной подготовки студентов.