Full text

Введение

 

Концептуальным ориентиром духовно-нравственного развития и воспитания современного российского школьника является личность, приобщенная к духовным и культурным традициям народа, базовым национальным ценностям [1]. Формирование духовно-нравственной культуры, становление и гармонизация личности младшего школьника происходят через освоение нового знания, выработку ценностей и воспитание чувств, получение опыта самостоятельного действия в социуме в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Одной из важных задач ознакомления младших школьников с музыкой является формирование эмоционально-оценочного отношения к ней. По утверждению Д. Б. Кабалевского, музыка как живое образное искусство через эмоциональную увлеченность становится источником духовного обогащения, расширяет возможность не только наслаждаться красотой, но и создавать её [2].

В современной школьной практике часто наблюдается ориентация на успешное формирование музыкальных знаний, в то время как эмоционально-образная и ценностная сферы, возможности внеурочной деятельности в данном аспекте остаются в стороне. Однако без эмоционального восприятия, переживания и осмысления музыки учащимися усвоенные ими музыкальные знания не имеют личностно-ценностной значимости, являясь лишь формальным показателем эрудированности.

Отдельные аспекты проблемы формирования эмоционально-оценочного отношения к музыке рассмотрены в работах Г. В. Агадиловой [3], Ю. Б. Алиева [4], Д. Б. Кабалевского [5], О. П. Радыновой [6] и других авторов.

Под эмоционально-ценностным отношением к музыке авторы понимают основанную на индивидуальном опыте совокупность интересов, эмоций, чувств, ценностей и убеждений, связанных с музыкой. Выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты эмоционально-оценочного отношения к музыке.

В нашем исследовании эмоционально-оценочное отношение рассматривалось как компонент отношения личности к объекту, определяющее (через переживание и оценивание) осознание данного отношения, ценностные ориентации и поведение человека. В качестве важнейшего признака отношения к музыке выступило единство познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов, а также единство связанных с музыкой интересов, эмоций, чувств, ценностей и убеждений [7].

Развитие эмоционально-оценочного отношения к музыке способствует формированию духовности через музыку – от переживания, чувства и впечатления к оценке, ценностям, убеждениям. Через искусство, творческую деятельность, «жизнь» в искусстве у школьников воспитывается нравственно-эстетическое отношение к действительности, происходит создание себя как личности. Формирование эмоционально-оценочного отношения, таким образом, является неотъемлемым компонентом воспитания музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры – на уроках и во внеурочной деятельности.

Благоприятным периодом для формирования эмоционально-оценочного отношения к музыке является младший школьный возраст. В этот период происходит интенсивное взаимосвязанное развитие эмоциональной, когнитивной и волевой сфер личности, что становится базой формирования эмоционально-оценочных отношений у детей.

 

Методология и результаты исследования

 

Выявив в ходе анализа психолого-педагогической литературы компоненты эмоционально-оценочного отношения к музыке, мы определили основные направления работы по формированию каждого из компонентов во внеурочной деятельности, спланировав педагогический эксперимент. Базой исследования стала «Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты. В эксперименте приняли участие 40 учащихся третьего класса.

На первом этапе эксперимента нами был выявлен актуальный уровень сформированности эмоционально-оценочного отношения к музыке у третьеклассников, который показал преобладание низкого и среднего уровней сформированности эмоционально-оценочного отношения к музыке более чем у 68% третьеклассников (см. рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Актуальный уровень эмоционально-оценочного отношения к музыке у учащихся 3-го класса

 

На втором этапе эксперимента с учетом взаимосвязи содержательных направлений, видов и конкретных форм внеурочной деятельности нами была разработана модель такой взаимосвязи и возможные варианты ее реализации на основе применения современных педагогических, интерактивных, информационных, коммуникативных технологий в процессе формирования эмоционально-оценочного отношения к музыке (рис. 2).

 

Результаты внеурочной деятельности

Приобретение социального знания

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям

Получение опыта самостоятельного социального действия

 

 

Направления внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительное

 

общеинтеллектуальное

 

общекультурное

 

духовно- нравственное

 

социальное

Игровая, трудовая

познавательная

досугово-развлекательная

спортивно-оздоровительная туристско-краеведческая

проблемно-ценностное общение

художественное, социальное творчество

 

Беседы, чтение книг, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия, сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экспедиции, театральные постановки, встречи, этические уроки, акции, участие детей в социальных проектах и мероприятиях детских организаций и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Взаимосвязь направлений, видов, форм и результатов деятельности

 

Применяя данную модель, педагог, нацеленный на формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке, может, например, по общеинтеллектуальному направлению организовать познавательный вид деятельности и выбрать форму «заочное путешествие» на тему «За синий платочек» о песнях времён войны. По духовно-нравственному направлению может быть организована игровая деятельность школьников в рамках реализации проекта «Музыкальные семейные игры» в форме вечера, КТД или конкурсной программы. По общекультурному направлению в ходе организации художественно-творческой деятельности можно провести мероприятие в форме «выставки-концерта» на тему «Трудиться с песней веселей» и т. д.

Далее нами была разработана модель программы внеурочной деятельности «Школа фольклора» (см. рис. 3).

Программа «Школа фольклора» нацелена на обогащение полученных детьми на уроках знаний в области музыкально-фольклорных традиций, на повышение уровня сформированности эмоционально-оценочного отношения к музыке и ценностных ориентаций школьников, получение опыта их применения.

 

 

 

Повышение уровня сформированности ЭООМ

Образовательные модули

«Тропинки русского
фольклора»,
«Венок народных песен»

Современные педагогические технологии

Блок проблемно-ценностного общения

Социально-практический блок

Досуговый

блок

Познавательный

блок

Средства народной
педагогики

Психолого-педагогическое сопровождение

Рис. 3. Модель программы «Школа фольклора»

 

Особенность и новизна программы – применение принципа интеграции средств современной педагогики и этнопедагогики как важного ресурса духовно-нравственного воспитания, культуросообразного по сути и духовного по направленности. Мы опирались на исследования Г. Н. Волкова, определяющего этнопедагогику как науку об «эмпирическом опыте народов в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [8].

Принцип интеграции школьной педагогики и этнопедагогики как процессов воспитания заключается:

-          в целенаправленном включении народного истолкования природы, труда, игры, родного языка, народного искусства, религии и верований, системы традиций и обрядов, общественного мнения в содержание школьного воспитания;

-          системном применении теории и практики народного воспитания в школьном воспитательном процессе;

-          разработке форм, методов и технологий на основе сочетания и интеграции средств школьной и этнопедагогики;

-          совершенствовании системы социально-педагогической поддержки формирования педагогической культуры родителей с опорой на достижения этнопедагогики;

-          инновационной направленности развития взаимодействия школы и семьи, общественно-народного воздействия в процессе социализации учащихся.

С одной стороны, в программе предусмотрено широкое применение современных интерактивных, информационно-коммуникативных, социально-психологических технологий: игровых, дискуссионных, проблемно-ценностного общения, проектной деятельности и др. С другой стороны, предполагается реализовать поставленную цель через народные песни и обряды, а эффективным дополнением являются народные методы воспитания (напутствие, клятва, заповедь, завет, притча), средства этнопедагогики – сокровища народной мудрости (сказки, былины и предания, пословицы, поговорки, загадки). Такие факторы воспитания, как природа, слово, игра, традиции, общение, труд, быт, получают новую интерпретацию через сочетание современных и народных средств. К примеру, интерактивная ценностная дискуссия «Народная песня устарела?» начинается с осмысления народной притчи. В конкурсе мультимедийных презентаций применяется народная форма воспитания – напутствие.

Включение этнокультурного компонента в содержание инновационных по форме мероприятий призвано придать знаниям детей глубинный нравственный смысл, побуждать их к эмоционально-оценочной, ценностно-ориентировочной и продуктивной социальной деятельности.

Ожидаемым результатом программы является расширение знаний третьеклассников в области музыки, фольклора, музыкального фольклора; обогащение ценностной сферы учащихся такими ценностями, как «народное песенное искусство», «народное творчество», «народные традиции, обряды»; повышение уровня сформированности эмоционально-оценочного отношения к музыке; обеспечение получения школьниками опыта применения усвоенных ценностей в практике жизнедеятельности.

Программой предусмотрено, что средствами технологии интенсивного образования осуществляется деятельное включение школьников в фольклорную тематику во внеурочной деятельности в разнообразных, увлекательных формах. Технология интенсивного образования «крупными дозами» (образовательными модулями) выступает механизмом восполнения недостающих школьникам художественно-эстетических знаний, оценочных умений, ценностных установок и социального опыта.

В образовательный модуль «Тропинки русского фольклора» вошли следующие формы работы:

-          в рамках психолого-педагогического блока индивидуальные беседы (беседка «С глазу на глаз»), тренинги доверия и сплочения группы, саморегуляции, уверенности, общения и сотрудничества;

-          в рамках обучающего блока: уроки фольклора «Фольклорная азбука», библиотечный урок «В библиотеку за фольклором», познавательная игра-путешествие «Фольклорные тропинки», выставка «Народные мотивы», познавательная беседа «О дружбе говаривали», конкурс презентаций «Календарь славянских праздников», круглый стол «Профессия музыкант», конференция «Фольклор в русской классике»;

-          в рамках блока проблемно-ценностного общения этические беседы «В доме лад – слово в склад», «Песня льётся – легче живётся», диспут «Песня на песню», проблемно-ценностные дискуссии «По-новому или по-старому?», «Народная песня устарела?», посиделки «Корзинка с припевками, лукошко с прибаутками», сюжетно-ролевая игра «В гостях у прапрабабушки Аксиньи»;

-          в рамках социально-практического блока социальная практика «Музыкальная афиша», социальные проекты «Фольклорный концерт», «Музей народных песен», семейные квесты «Пословица неспроста молвится», «Музыкальный сундучок», конкурс виртуальных страничек «Поговорки для Егорки», выставка рисунков по мотивам русского фольклора, мастерская русской игрушки, выставка рукоделия «Старину спою стародавнюю»;

-          в рамках досугового блока посещение концертов народной музыки, виртуальные экскурсии в музеи этнографии, вечер русского фольклора «Мы за чаем не скучаем», КТД «Музыкальная перекличка».

В рамках формирующего эксперимента нами была реализована часть программы. С учащимися экспериментальной группы проведено 11 занятий модуля «Тропинки русского фольклора». В рамках психологического блока тренинги обеспечили комфортную эмоционально-психологическую атмосферу, готовили детей к восприятию материала модуля: в качестве фоновой музыки применялись народные мелодии. На внеурочных занятиях «Фольклорная азбука» в процессе формирования когнитивного компонента эмоционально-оценочного отношения к музыке учащиеся в игровой форме обобщали и углубляли свои познания; применялись методы слушания музыки, проблемного обучения, самостоятельной работы, практикума, творческих заданий, приёмы «знаю, умею, надо поработать», «знак отличия».

Этическая беседа «В доме лад – слово в склад», развивая знания детей о фольклорных жанрах, способствовала выработке у детей эстетических представлений и понятий, воспитанию интереса к прекрасному в жизни человека, к стремлению к оценочной деятельности в искусстве и духовной жизни. На формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке были нацелены звучащая в качестве иллюстрации и фона народная музыка, проблемный характер беседы, предполагающий сопоставление взглядов, идей, возможность свободного выражения детьми своих мыслей, близость материала беседы эмоциональному опыту учащихся, внимание и уважительное отношение к мнению каждого школьника, учет педагогом позиций и чувств детей.

Проблемно-ценностная дискуссия «Народная песня устарела?» формировала у учащихся начальные умения культурного самоопределения, способствовала осознанию своих музыкальных восприятий, выработке мнений и суждений, собственной эстетической позиции (см. таблицу).

 

Примеры интеграции современных технологий и средств этнопедагогики

в рамках реализации программы «Школа фольклора»

 

Формы и тематика занятий

Современные методы и технологии

Применение этнопедагогики

Факторы

Методы

Средства

Тренинги доверия и сплочения группы, саморегуляции, уверенности, общения и сотрудничества

Тренинг.

 ИКТ

Слово, игра, традиции, общение

Притча

Песни, пословицы, поговорки, считалки, сказки

Внеурочные занятия «Фольклорная азбука

Интерактивная игра

Слово, игра, труд, традиции, общение

Заповедь, завет, притча

Пословицы, поговорки, сказки, песни, танцы, игры

Этическая беседа «В доме лад – слово в склад»

Этическая беседа.

Презентация.

Инсценирование

Природа, слово, традиции, общение, быт

Притча, сказание, клятва

Пословицы, поговорки, песни, сказки

Проблемно-ценностная дискуссия «Народная песня устарела?»

Проблемно-ценностная дискуссия.

ИКТ.

Практикум.

Проект

Слово, игра, традиции, общение, труд, быт

Напутствие, клятва, притча, заповедь

Песни, танцы, сказки, пословицы, поговорки

 

Для оценки эффективности работы, проведенной нами на формирующем этапе, мы осуществили повторную диагностику уровня развития эмоционально-оценочного отношения к музыке у третьеклассников.

В целях исследования компонентов сформированности эмоционально-оценочного отношения к музыке использованы адаптированная методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви [9] и методика диагностики восприятия фольклора Д. И. Дубининой [10].

По итогам диагностики по методике Сакса-Леви выявлен рост числа учащихся экспериментальной группы с оптимальным уровнем эмоционально-оценочного отношения к музыке: с высоким уровнем – на 8,3%, со средним уровнем – на 7%, в среднем – на 7,7%. В контрольной группе положительная динамика данных показателей не зафиксирована (см. рис. 4).

                                         

   
 

 

Рис. 4. Динамика показателей сформированности эмоционально-оценочного отношения

к музыке у учащихся экспериментальной и контрольной групп

в исследовании «Незаконченное предложение»

 

По итогам диагностики «Восприятие выразительных средств фольклора» получены результаты, отображённые на рис. 5.

 

   
 

 

Рис. 5. Динамика числа учащихся экспериментальной и контрольной групп с оптимальным

уровнем ЭООМ в исследовании «Восприятие выразительных средств фольклора»

 

В экспериментальной группе зафиксирована положительная динамика показателей сформированности эмоционально-оценочного отношения к музыке по всем трём критериям. По итогам исследования по данной методике число учащихся экспериментальной группы с оптимальным уровнем эмоционально-оценочного отношения к музыке по когнитивному критерию выросло на 10%, по эмоционально-оценочному – на 10%, по поведенческому – на 5%, в среднем – на 8,3%. В контрольной группе положительная динамика показателей была незначительной – в среднем на 1,7%

Обобщая результаты итоговой диагностики, мы получили данные о большей положительной динамике сформированности эмоционально-оценочного отношения к музыке у учащихся экспериментальной группы, чем контрольной, в результате формирующего воздействия. Рост процента учащихся экспериментальной группы с оптимальным (высоким и средним) уровнем от общего числа испытуемых в среднем составил 8%, контрольной группы – всего 1,7% (см. рис. 6). Полученные данные позволили сделать вывод об эффективности программы «Школа фольклора».

 

 

 

Рис. 6. Сравнительные данные динамики сформированности ЭООМ учащихся

экспериментальной и контрольной групп по итогам формирующего воздействия

 

На основании изложенного нами сделано заключение, что эффективное формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке у учащихся 3-го класса в процессе внеурочной деятельности возможно в процессе реализации целенаправленно разработанной программы по формированию эмоционально-оценочного отношения к музыке в условиях сочетания интерактивных технологий и средств этнопедагогики на материале русского музыкального фольклора.

 

Заключение

 

Проблему развития эмоционально-оценочных компетенций младших школьников, на наш взгляд, можно решить в процессе музыкального воспитания. Эффективность современных воспитательных технологий в данном процессе повышается в ходе их сочетания со средствами народной педагогики и применения фольклорного материала. Планируется дальнейшая реализация представленной программы и анализ её результативности при формировании эмоционально-оценочного отношения к музыке.