Full text
Хромов Владимир Вячеславович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г.Череповец hromov1380@mail.ru Особенности проявления установок коммуникативной толерантности у людей с разным уровнем самопринятия личности Аннотация: Коммуникативная толерантность является важнейшим свойством личности, определяющим его успешность в межличностном взаимодействии. Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей степени выраженности конкретных частных установок коммуникативной толерантности у респондентов с разным уровнем самопринятия. Проверяется гипотеза о том, что у людей с высоким уровнем самопринятия в сравнении с людьми с низким уровнем самопринятия можно ожидать более высокую степень выраженности перцептивных и адаптивных установок, тогда как различия в степени выраженности интерактивных установок будут несущественны. Эмпирическая проверка подтверждает выдвинутую гипотезу. Ключевые слова: самопринятие, коммуникативная толерантность, установки коммуникативной толерантности, перцептивные установки, адаптивные установки, интерактивные установки. Введение Коммуникативная толерантность включает в себя совокупность социально-психологических установок на принятие партнеров по общению в комплексе их индивидуально-психологических особенностей, со всеми их достоинствами и недостатками. Коммуникативная толерантность является существенным компонентом коммуникативной компетентности личности. У человека, имеющего высокий уровень толерантности сформированы установки на позитивное взаимодействие с другими людьми. Такой индивид не склонен к конфликтности, обидчивости и другим негативным проявлениям в межличностном взаимодействии. Соответственно, у человека, имеющего низкий уровень коммуникативной толерантности сформированы негативные установки на взаимодействие с другими людьми, что создает серьезные проблемы в общении как для него, так и для его партнеров. Индивид, с высоким уровнем коммуникативной толерантности доброжелателен, склонен к эмпатии, пониманию и принятию партнеров по общению, совместим с очень разными людьми. Чем более выражены негативные эмоции индивида по поводу своеобразия другого человека, тем ниже уровень его толерантности, тем сложнее ему принимать партнера как индивидуальность со своими достоинствами и недостатками. Отсюда понятно, почему многие исследователи относят коммуникативную толерантность к фундаментальным свойствам личности, определяющими диспозиции индивида как в личной жизни (семья, друзья), так и в профессиональной (работа, карьера). Коммуникативная толерантность рассматривается как системообразующее свойство личности, детерминирующее совокупность множества других индивидуально-психологических качеств человека, характеризующих его как субъекта межличностного взаимодействия. Именно поэтому, как отмечает В.В. Бойко, особенности установок коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье человека, внутренней гармонии или дисгармонии личности, о способности к самоконтролю и самокоррекции [1]. Чем же определяется степень коммуникативной толерантности индивида? Интересной представляется попытка связать механизм формирования и развития коммуникативной толерантности с особенностями эмоционального отражения индивидуально-психологических различий между субъектом и объектом межличностного взаимодействия. Согласно такому подходу чем меньше негативных эмоциональных переживаний вызывает у человека осознание тех или иных особенностей партнера по общению, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей [2]. С таким пониманием механизма коммуникативной толерантности можно согласиться при условии, что индивид в состоянии более или менее адекватно осознавать эти различия. Но для этого ему необходимо с одной стороны хорошо знать и понимать самого себя, с другой хорошо разбираться в людях. Как было ранее показано, фундаментальной основой такой компетенции является самопринятие [3]. Самопринятие личности и принятие других людей тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь может интерпретироваться именно как причинно-следственная: принятие других людей формируется на базе принятия себя, чем выше принятие себя, тем выше принятие других людей. Самопринятие создает необходимые предпосылки как для когнитивного понимания особенностей личности другого человека, так и для эмоциональной основы для его принятия. Также в ряде исследований прослеживается взаимосвязь самопринятия личности и ее коммуниктивной толерантности. Так установлено наличие прямо-пропорциональной взаимосвязи уровня самопринятия и уровня общей коммуникативной толерантности, то есть чем выше уровень самопринятия, тем выше будет и уровень общей коммуникативной толерантности [4]. Вместе с тем остается не рассмотренным вопрос о взаимосвязи самопринятия с конкретными частными социально-психологическими установками, входящими в структуру общей коммуникативной толерантности личности. В дальнейшем мы будем такие установки называть установками коммуникативной толерантности, понимая под ними готовность личности реагировать в межличностном взаимодействии в соответствии особенностями толерантного отношения к партнеру общения. Если иметь в виду конкретные, частные социально-психологические установки коммуникативной толерантности, то можно выделить различные их виды, с точки зрения направленности на различные стороны общения. Во-первых, перцептивные установки. Эти установки связаны прежде всего с процессом восприятия и понимания другого человека. К ним можно отнести установки на безоценочное, позитивное, объективное восприятие и понимание другого человека. Во-вторых, адаптивные установки. Эти установки направлены на процесс адаптации, приспособления, подстройки под другого человека. К ним можно отнести установки на равноправное, уважительное и заинтересованное общение с другим человеком. В-третьих, интерактивные установки. Эти установки направлены на активное взаимодействие с другим человеком, стремление подчинить, изменить партнера по общению. Можно предположить, что у людей с высоким уровнем самопринятия будут более выражены перцептивные и адаптивные установки. Менее очевидна возможность такой связи с интерактивными установками коммуникативной толерантности. Все-таки эти установки выражают общую активную позицию субъекта общения, стремление воздействовать, повлиять на партнера общения. Скорее эти установки связана не собственно с уровнем самопринятия человека, сколько с целями его взаимодействия с другим человеком. Цели взаимодействия могут выражать как толерантные, так и интолерантные позиции субъекта общения. Уровень самопринятия может влиять на способы реализации интерактивных установок, их адекватность ситуации взаимодействия и индивидуально-личностным особенностям партнера, но не на содержание этих установок. Методология и результаты исследования Исходя из вышеизложенного, цель нашей работы заключается в выявлении особенностей степени выраженности конкретных частных установок коммуникативной толерантности у респондентов с высоким и низким уровнем самопринятия. В исследовании проверялась гипотеза: у людей с высоким уровнем самопринятия в сравнении с людьми с низким уровнем самопринятия можно ожидать более высокую степень выраженности перцептивных и адаптивных установок коммуникативной толерантности, тогда как различия в степени выраженности интерактивных установок будут несущественны. В качестве условной независимой переменной исследования выступал уровень самопринятия личности. Для диагностики использовалась методика МИС (методика исследования самоотношения) С.Р. Пантилеева, шкала «Самопринятие» [5]. Значения переменной определялись в стенах. Все респонденты были разбиты на две группы по уровню сформированности самопринятия. От 6 до 10 стенов – высокий уровень самопринятия. От 1 до 5 стенов – низкий уровень самопринятия. В качестве условной зависимой переменной выступала степень выраженности конкретных частных установок коммуникативной толерантности личности, проявляющихся в процессе общения. Зависимая переменная исследования контролировалась с помощью методики диагностики коммуникативной толерантности, разработанной В.В. Бойко [6]. Значения переменной определялись в баллах. Методика включает в себя 45 утверждений, сгруппированных в 9 шкал. Каждая шкала позволяет оценивать степень выраженности в баллах определенной частной коммуникативной установки. В составе этих установок представлены все три вида: перцептивные, адаптивные и интерактивные. Количество набранных баллов по каждой шкале варьируется от 0 до 15 баллов. Чем меньше количество набранных респондентом баллов, тем выше степень выраженности толерантных установок. Для представления в табличной форме бальные оценки по каждой коммуникативной установке сгруппированы по степени их выраженности в три интервала. От 0 до 5 баллов - высокая степень выраженности толерантной установки. От 6 до 10 баллов – средняя степень выраженности толерантной установки. От 11 до 15 баллов - низкая степень выраженности толерантной установки. Так как полученные данные соответствовали порядковой шкале измерения, то для оценки статистической значимости различий по степени выраженности установок между респондентами с высоким и низким уровнями самопринятия использовался U – критерий Манна – Уитни. В исследовании приняли участие 86 студентов института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета (38 с высоким уровнем, 48 с низким уровнем самопринятия). Рассмотрим полученные данные. В гипотезе исследования мы предполагали, что у людей с высоким уровнем самопринятия по сравнению с людьми с низким уровнем самопринятия можно ожидать более высокую степень выраженности перцептивных установок коммуникативной толерантности. Данные по проверке этой части гипотезы представлены в таблице 1. Таблица 1 Степень выраженности перцептивных установок у респондентов с разным уровнем самопринятия (в процентах) Установки Степень выраженности Значение U – критерия Высокий уровень самопринятия Низкий уровень самопринятия Высокая Средняя Низкая Высокая Средняя Низкая Принятие или пони- мание индивидуальности другого человека. 52 38 10 8 53 39 452 (р≤0,01) Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей. 28 61 11 21 53 26 - Терпимость или демократизм в оценках других людей 45 39 16 11 37 52 518 (р≤0,01) Как видно из приведенных данных, существуют заметные различия в степени выраженности перцептивных установок между людьми с разным уровнем самопринятия. Наиболее существенные различия обнаруживаются по установке на принятие или понимание другого человека. У половины респондентов с высоким уровнем самопринятия данная установка имеет высокую степень выраженности, тогда как у респондентов с низким уровнем самопринятия доля таких людей составляет всего 8%. Статистическая оценка этих различий показывает их достоверность на уровне значимости р≤0,01. В принципе это вполне понятные и ожидаемые данные. Как уже отмечалось выше, в исследованиях по проблеме коммуникативной компетентности личности четко прослеживается причинно-следственная связь: самопринятие – принятие другого. Понятно, что эта связь реализуется через соответствующие коммуникативнуе установки. По сути дела, другую сторону этой связи выражает установка на терпимость или демократизм в оценках других людей. Поэтому выявленные по данной установке статистически значимые на уровне р≤0,01 различия имеют, по нашему мнению, ту же природу, что и в случае установки на принятие другого. То есть установка на принятие другого предполагает и наличие установки на терпимость и демократизм в оценках других людей. Иначе обстоит дело с установкой на использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей. Здесь статистически значимых различий не было обнаружено. Это может быть связано с тем, что данная установка реализует один из общих механизмов социальной перцепции, а именно механизм идентификации. Каких-либо определенных данных, что люди с разным уровнем самопринятия имеют разную склонность к использованию данного механизма в понимании других людей, нам обнаружить не удалось. Мы полагаем, что сам факт отнесения данной установки к категории установок коммуникативной толерантности личности требует дополнительной эмпирической проверки. В целом, можно сделать вывод, что относительно перцептивных установок гипотеза исследования подтвердилась. В гипотезе исследования мы также предполагали, что у людей с высоким уровнем самопринятия по сравнению с людьми с низким уровнем самопринятия можно ожидать более высокую степень выраженности адаптивных установок коммуникативной толерантности. Данные по проверке этой части гипотезы представлены в таблице 2. Таблица 2 Степень выраженности адаптивных установок у респондентов с разным уровнем самопринятия (в процентах) Установки Степень выраженности Значение U – критерия Высокий уровень самопринятия Низкий уровень самопринятия Высокая Средняя Низкая Высокая Средняя Низкая Скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров 21 31 48 41 30 29 654 (р≤0,05) Прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности 63 29 8 9 36 55 415 (р≤0,01) Приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других 45 41 14 24 39 37 671 (р≤0,05) Терпимость к физическому или психическому дискомфорту, создавае-мому другими людьми 51 33 16 11 41 48 506 (р≤0,01) Представленные данные также свидетельствуют о серьезных различиях в степени выраженности адаптивных установок в зависимости от уровня самопринятия респондентов. По установкам на прощение другим их ошибок и на терпимость к физическому или психическому дискомфорту выявлены различия на уровне значимости р≤0,01. По каждой из этих установок высокая степень выраженности обнаружена у более половины респондентов с высоким уровнем самопринятия и в пределах 10% у респондентов с низким уровнем самопринятия. Также статистически значимы различия, но на уровне р≤0,05 были выявлены и по установке на приспособление к характеру, привычкам и желаниям других. Это вполне ожидаемые результаты, заложенные в гипотезу. Достаточно неожиданными получились данные по установке на сокрытие или сглаживание неприятных чувств при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров. Здесь также выявлены различия на уровне значимости р≤0,05, но в направлении, противоположном предполагаемом в гипотезе. Оказалось, что данная установка более выражена у респондентов с низким уровнем самопринятия. Но при более внимательном рассмотрении этих данных можно найти вполне теоретически обоснованное объяснение полученному факту. Возможно, данный факт является проявлением специфических коммуникативных свойств личности у людей с разным уровнем самопринятия. При характеристике свойств личности людей с высоким уровнем самопринятия отмечается такое их качество как открытость, способность открыто и прямо выражать свои чувства партнеру по общению. И наоборот, при характеристике людей с низким уровнем самопринятия отмечается их закрытость, нежелание и даже боязнь открыто выражать свои чувства по отношению к другому. Если анализировать эту установку с этих позиций, то надо признать, что в гипотезу было заложено ошибочное предположение, вытекающее, вероятно, из неточного понимания данной установки как установки входящей в структуру коммуникативной толерантности личности. Можно сделать вывод, что относительно адаптивных установок коммуникативной толерантности гипотеза исследования подтвердилась частично. В гипотезе исследования мы также предполагали, что различия в степени выраженности интерактивных установок у людей с разным уровнем самопринятия будут несущественны. Данные по проверке этой части гипотезы представлены в таблице 3. Таблица 3 Степень выраженности интерактивных установок у респондентов с разным уровнем самопринятия (в процентах) Установки Степень выраженности Значение U – критерия Высокий уровень самопринятия Низкий уровень самопринятия Высокая Средняя Низкая Высокая Средняя Низкая Стремление переделать, перевоспитать партнеров 14 28 58 17 39 44 _ Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным» 16 32 52 21 42 37 _ Как видно из приведенных данных, отсутствуют заметные различия в степени выраженности интерактивных установок между людьми с разным уровнем самопринятия. Статистическая оценка не выявила достоверных различий по уровню выраженности ни по одной из исследуемых коммуникативных установок. Можно сделать вывод, что относительно интерактивных установок гипотеза исследования подтвердилась полностью. Заключение Таким образом проведенное исследование показало, что у людей с высоким уровнем самопринятия в сравнении с людьми с низким уровнем самопринятия наблюдается более высокая степень выраженности перцептивных и адаптивных установок коммуникативной толерантности, тогда как различия в степени выраженности интерактивных установок несущественны. При этом по двум установкам: на использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей и на сокрытие или сглаживание неприятных чувств при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров гипотеза исследования не подтвердилась. Возможно, это может быть обусловлено тем, что эти установки не входят в структуру коммуникативной компетентности личности. Данное предположение требует дополнительной эмпирической проверки.