Full text

Введение

 

Младший школьный возраст, по мнению педагогов и психологов (В. В. Давыдов, М. А. Кузьмищева, Д. Б. Эльконин), считается самым благоприятным для развития познавательной, активной и творческой личности [1–3]. В этом возрасте дети очень любознательны, эмоциональны, и у них есть всегда огромное желание познавать мир. Ребёнок, познавая мир, наблюдает, исследует его и делает массу открытий для себя, а также проявляет интерес к разным областям окружающей действительности.

Именно в начальной школе начинается целенаправленное обучение и воспитание и основным видом деятельности у детей становится учебная деятельность, которая формирует, развивает и воспитывает их психические свойства и качества. Задача состоит не только в том, как писать, считать, читать, конструировать, но и научить видеть, воспринимать и эстетически оценивать неповторимую красоту и необычайность окружающего мира. Но для того, чтобы научиться видеть и воспринимать красоту природы, по мнению А. И. Фахретдиновой, у детей должно быть развито эстетическое восприятие [4].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что развитие эстетического восприятия у детей происходит через личностные универсальные учебные действия. Они обеспечивают целостный, социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и культуры, а также формируют эстетические потребности, чувства, ценности, понимание и сопереживание чувствам других, эмоционально-нравственную отзывчивость [5].

Основной особенностью эстетического восприятия личности является качественная, но чувственно окрашенная форма объектов, а это их цвет, форма, размер, композиция (смысл), симметрия, ритм, звук. Поэтому развитие эстетического восприятия требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается второклассником как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности цвета, звуков, линий, а содержание объекта – в композиции, то есть формируется идея и смысл. Однако стоит отметить, что дети воспринимают предмет тогда, как показали исследования М. А. Кузьмищевой, когда он эмоционально окрашен и связан с определённой идеей, только тогда он становится эстетическим. Поэтому педагогу важно знать истинные мотивы отношения детей к искусству и помочь им сосредоточить внимание на выразительном образе, представленном в произведении. С целью формирования у него эстетического отношения, считает А. Р. Нурутдинова, педагог не только формирует у младшего школьника представления о природе, о человеке, об обществе, об отношениях между людьми, но и содействует развитию эстетического представления, анализу, суждению и оцениванию предмета [6].

Вопрос о проблеме развития эстетического восприятия рассматривался в работах Б. Т. Лихачева, В. Н. Шацкой и других выдающихся отечественных культурологов (Н. И. Киященко, Т. С. Комарова, А. Р. Нурутдинова, В. Н. Самохин). Несмотря на растущее количество научных трудов, учебных и методических пособий, программ по формированию универсальных учебных действий, многие выпускники начальной школы не умеют воспринимать, правильно понимать и оценивать красоту окружающего мира, а это значительно отражается на дальнейшей успеваемости детей [7, 8].

Б. Т. Лихачёв предлагает рассматривать эстетическое восприятие как целенаправленный процесс, в котором младший школьник развивается как творческая активная личность, то есть он способен воспринимать и оценивать прекрасное и безобразное в природе, в жизни и искусстве. Большинство учёных (М. А. Кузьмищева, В. Н. Самохин и др.) сходны во мнении о том, что эстетическое восприятие – сложный познавательный процесс, при котором ребёнок с помощью чувств и переживаний воспринимает и оценивает прекрасное в природе [9, 10]. В частности, Ю. Б. Борев отметил, что «эстетическое восприятие» является одной из форм познания. В процессе обучения эстетическое восприятие выступает важным процессом познавательной деятельности детей [11].

На основе вышеперечисленных определений под эстетическим восприятием понимаем вид эстетической деятельности, посредством которой ребенок выражает свои переживания, чувства и даёт оценку произведению искусства.

 

Методология и результаты исследования

 

В развитии эстетического восприятия важную роль играют произведения искусства, а именно картины русских художников-пейзажистов. Они помогают в освоении детьми социокультурного опыта, формировании эстетического интереса, эстетических чувств и эстетической оценки художественных образов. Младшие школьники эмоционально воспринимают картины русских художников, так как при виде произведения искусства у них возникают чувства и переживания, которые оставляют неизгладимый след в душе. Таким образом, они постепенно понимают художественный «язык» живописи.

Однако стоит отметить, что в литературе вопрос о возможности применения пейзажной живописи для развития у второклассников эстетического восприятия на уроках окружающего мира исследован недостаточно. Многие исследователи (Т. С. Комарова, Р. А. Мирошкина и др.) рассматривали пейзажную живопись как один из основных видов изобразительного искусства, который доступен для восприятия и соответствует возрастным особенностям познания младших школьников [12, 13].

Для лучшего осмысления и восприятия произведения искусства педагог использует разнообразные методы и приемы работы с картинами пейзажной живописи:

¾      словесный метод (вопросы на выделение содержания, настроения и выразительных средств картины; беседы, рассказы, в которых ребёнок выражает свою мысль, отношение к увиденной картине);

¾      наглядный метод (наблюдение за природой, экскурсии, рассматривание репродукции картин художников-пейзажистов, сравнение и анализ фотографий, иллюстраций, рисунков, картин);

¾      практический метод (дидактические игры, творческие задания, задания на дом).

Также к словесному и наглядному методам относится приём композиционных и колористических вариантов, где педагог рассказывает и показывает, как меняется в картине содержание, чувства и настроение, выраженные в зависимости от изменения чёткого порядка в соотношении с элементами (композиции) самого произведения или цветового сочетания (колорита) [14].

Используя пейзажную живопись, дети младшего школьного возраста воспринимают и познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются с помощью своих чувств и мыслей на события и явления окружающего мира, выражают своё отношение к картинам природы, ищут в них ценностный смысл [15].

Развивающий потенциал пейзажной живописи может быть заложен как в содержании (идея и замысел художника-пейзажиста), так и в работе с детьми на уроке окружающего мира. Это предположение потребовало экспериментальной проверки.

В начале исследования были разработаны критерии сформированности эстетического восприятия (оценивание красочности и выразительности пейзажной живописи, проявление эмоции, наличие познавательного интереса к искусству и природе) у учащихся второго класса. Затем для диагностики и выявления уровня развития эстетического восприятия у второклассников методами исследования были выбраны: тестирование, анкетирование, а также были использованы следующие методики: Е. Торшиловой, Т. Морозовой тест «Ван Гог», опросник «Моё эстетическое отношение», анализ работ «Времена года».

В результате проведения диагностических методик в двух группах констатирующего эксперимента мы выяснили, что у большинства детей преобладают средний и низкий уровни развития эстетических отношений к искусству и природе. Анализ всех полученных результатов выявил примерно одинаковый уровень развития эстетических отношений, это говорит о том, что для детей созданы одинаковые условия для получения знаний. Однако у большинства из них эстетическое восприятие находится не на должном уровне развития, поэтому требует специальной работы по повышению уровня эстетического восприятия у второклассников.

Дети учились анализировать произведения русских художников в процессе их эстетического восприятия, а именно: учащиеся учились оценивать красоту, выразительность и целостность окружающих объектов в природе. Нами были разработаны на уроках окружающего мира задания по пейзажной живописи.

На уроках окружающего мира были рассмотрены картины русских художников-пейзажистов: И. К. Айвазовского, В. В. Васнецова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, М. В. Нестерова, В. Д. Поленова, А. А. Рылова, Н. Н. Рериха, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина.

В качестве примера приведем несколько заданий.

Задание «Рассказ по картине». На тему «Явления природы» детям в качестве закрепления изученного материала даётся задание: написать рассказ по картине. Предварительно на доску вывешиваются две картины. Задача учеников – рассмотреть представленные картины, выбрать, проанализировать и написать рассказ.

Задание «Определи по мелодии». На слайдах в презентации представлено несколько репродукций картин и подбор мелодии. Учитель поочерёдно включает мелодии. Задача детей – определить, какая мелодия относится к той или иной картине. Данный вид задания можно использовать при актуализации знаний, а также при закреплении изученного материала.

Творческое задание. Тема «Будь природе другом». На закрепление изученного материала или в качестве домашнего задания детям предлагается нарисовать пейзаж, используя правила поведения из учебника А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Задание «Рассмотри и исправь». Тема «Про воду». На уроке педагог детям показывает картину известного художника (например, картину И. И. Левитана «Озеро»). На картине заранее вставлены лишние объекты и предметы, которые загрязняют воду. Детям необходимо рассмотреть картину, определить, что здесь изображено неправильно (или какие лишние объекты присутствуют на данной картине), а также исправить её. После выполненной работы педагог беседует с детьми о передаче настроения картины и о цветовой гамме.

Задание «Вхождение в картину». На доску вывешивается картина, например А. Саврасов «Грачи прилетели». Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картину, далее дети закрывают глаза. Педагог включает мелодию, которая подходит к данной картине, и использует такой известный приём, как «Вхождение в картину». С помощью данного приёма детям по картине предлагается услышать звуки (птиц, зверей или журчание ручья), понюхать воздух, попробовать что-то потрогать руками.

После проведённых занятий у экспериментальной группы был снова проанализирован уровень развития эстетического восприятия. Результаты экспериментальной группы на контрольном этапе, в отличие от констатирующего этапа, изменились в положительную сторону.

По методике «Тест “Ван Гог”» в экспериментальной группе ребят с высоким уровнем оказалось 30%, со средним – 48%, с низким – 22%. В контрольной группе, где не использовались разработанные задания с пейзажной живописью, тоже появились некоторые изменения, но не такие значительные. С высоким уровнем эстетического восприятия 13% ребят, со средним уровнем – 48%, с низким уровнем – 39% (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Уровень эстетического восприятия у второклассников
на контрольном этапе по методике «Тест “Ван Гог”»

По методике «Моё эстетическое отношение» (рис. 2) в экспериментальной группе ребят с высоким уровнем – 30%, со средним – 44 %, с низким – 26%. При использовании заданий с пейзажной живописью в экспериментальной группе данные повысились примерно на 8%. В контрольной группе с высоким уровнем 17% детей, со средним уровнем – 48%, остальные дети с низким уровнем – 35 %. Данные в контрольной группе изменились примерно на 9%, а это значит, что нужно применять разработанные задания с использованием пейзажной живописи.

 

 

 

Рис. 2. Уровень эстетического восприятия у второклассников
на контрольном этапе по методике «Моё эстетическое отношение»

 

По методике «Времена года» (см. рис. 3) в экспериментальной группе ребят с высоким уровнем 39%, со средним – 48%, с низким – 13%. При использовании заданий с пейзажной живописью в экспериментальной группе данные повысились примерно на 8%. В контрольной группе, где не использовались задания с пейзажной живописью, получились следующие данные: с высоким уровнем – 22%, со средним уровнем – 56%, остальные дети с низким уровнем – 22%. Данные в контрольной группе почти не изменились, а это значит, что нужно использовать разработанные задания с пейзажной живописью.

 

 

 

Рис. 3. Уровень эстетического восприятия у второклассников
на контрольном этапе по методике «Времена года»

Заключение

 

Таким образом, используя разработанные задания с пейзажной живописью на уроках окружающего мира, у детей второго класса мы развиваем эстетическое восприятие. Диагностики, проведенные на базе контрольного эксперимента, это подтвердили. Результаты экспериментального класса значительно повысились после проведения занятий с пейзажной живописью. Это говорит о том, что с помощью пейзажной живописи ребята научились понимать и оценивать красоту, выразительность окружающих объектов в природе.