Full text
Введение Явление травли, запугивания в коллективе слабых по разным показателям людей характерно не только для современного общества, однако, именно в настоящее время оно встречается почти в каждом подростковом коллективе. Общепринятым термином, обозначающим данное понятие, является «буллинг». С развитием современных технологий и появлением сети Интернет буллинг стал переходить в виртуальное пространство, позже получивший название «кибербуллинг». Под кибербуллингом понимаются преднамеренные агрессивные действия систематически на протяжении длительного периода, осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействий, направленных против жертвы, которая не может себя защитить. Главный его аспект — анонимность, которая заманивает всех тех, кто выплескивает свою агрессию, и взамен не получает чувство вины и тревоги. Обзор отечественной и зарубежной литературы Актуальность данной проблемы обусловлена новизной и малоизученностью явления кибербуллинга в Российской Федерации, но при этом его распространенностью. Согласно данным исследования «Дети России онлайн», осуществленного сотрудниками Фонда Развития интернет факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования в России, 23% детей, пользующиеся Интернетом, становятся жертвами кибербуллинга [3]. Проблема кибербуллинга в настоящее время актуальна и вызывает интерес, представляя собой, один из проблемных вопросов отечественной и зарубежной психологии. Её изучением занимались Г. Берсон, К. Блайа, А. А. Бочавер, О. С. Демушкина, Е. Ю. Зотова, И. С. Осипов, К. Д. Хломов и другие ученые. В зарубежных исследованиях кибербуллинг рассматривается как тип невежества, который реализуется в электронной среде и содержит информацию, унижающую и порочащую жертве [5]. Кибербуллинг также определяется как «неуместное, нежелательное поведение в сфере социального обмена, инициированное преступником посредством онлайн или беспроводной связи технологии и устройства» [7], Tokunaga понимает кибербуллинг как любое поведение человека или группы с помощью электронных коммуникаций или цифровых медиа, где повторяются враждебные и агрессивные сообщения, направленные на причинение вреда или дискомфорта [9]. Кибербуллинг может быть более вредным, чем другие виды запугивания, потому что это анонимно, не приватно и имеет более легкий доступ [6]. В кибербуллинге гораздо легче достичь цели, поскольку агрессоры могут связываться со своими жертвами с помощью различных средств, таких как электронная почта, телефон, использование социальных сетей, сетевые сайты и обмен текстовыми сообщениями в любое время, в любом месте [8]. Методологическая база исследования Кибербуллинг – это намеренное, неоднократно повторяющиеся воздействие на подростка, посредством электронных технологий, включающие в себя рассылку сообщений оскорбительного и угрожающего характера, распространение в сети неправдоподобной унижающей информации, а также фото и видео с участием пострадавшего [1]. Среди причин кибербуллинга следует назвать [3]: 1. Стремление к превосходству как достижение наибольшего из возможного. 2. Субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности. 3. Зависть. 4. Месть. 5. Развлечение. 6. Конформизм. 7. Проблемы в семейных взаимоотношениях: – нехватка внимания со стороны родителей; – чрезмерно попустительский стиль семейного воспитания; – жесткая дисциплина. 8. Низкий уровень развития эмпатии. 9. Отсутствие умения разрешать конфликты. 10. Индивидуально-личностные характеристики индивида. Ученые отмечают, что для использования Интернета как орудия буллинга и при этом остаться безнаказанным, необходимы интеллектуальная зрелость и гибкость мышления. Человек, который занимается кибербуллингом, обладает такими характеристиками как нарциссизм, готовность достигать цели любыми способами, отсутствие эмпатии, искаженные моральные принципы, нездоровое стремление к лидерству и дешевой популярности, агрессия, авторитарность, беспринципность и цинизм [2]. Ряд авторов при изучении киберагрессии акцентировали внимание на эффекте онлайн – растормаживания, проявляющемся в изменении поведения подростка в онлайн – среде. Дж. Сулера выявил факторы, способствующие возникновению эффекта: это диссоциативная анонимность, невидимость, асинхронность, солипсическая интроекция, диссоциативное воображение, минимизация власти. То есть в процессе нахождения в сети Интернет у агрессора ослабляются психологические барьеры, которые не позволяют выражать свои скрытые чувства и потребности в реальной жизни, в результате человек начинает себя вести, таким образом, как бы никогда не повел себя в реальной жизни. Выделяют четыре категории детей, занимающихся кибербуллингом, в зависимости от мотивации к этому занятию и стиля его осуществления [4]: 1. «Ангел мести». Ощущает себя правым, часто мстит за то, что сам оказался жертвой буллинга в школе. 2. «Жаждущий власти». Похож на традиционного преследователя со школьного двора, хочет контроля, власти и авторитета, однако может быть меньше и слабее сверстников, либо может вымещать свою злость и беспомощность, оказавшись в состоянии уязвимости, например, при разводе или болезни родителей. 3. «Противная девчонка». Может быть и девочкой, и мальчиком; занимается кибербуллингом ради развлечения, связанного с испугом и унижением других. 4. «Неумышленные преследователи». Включаются в кибербуллинг по инерции вслед за полученными негативными сообщениями о ком – то, часто в результате косвенной травли, в которую их вовлекают как свидетелей и соучастников). Как показало проведенное нами исследование, независимо от мотивов действий подростков проявления склонности к кибербуллингу сходны. Результаты исследования Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Кирова (МБОУ СОШ № 20 города Кирова). В эксперименте приняли участие учащиеся 9 «а» класса в количестве 23 человек и учащиеся 9 «б» класса в количестве 23 человек. Условно обозначим 9 «а» класс как контрольную группу, соответственно 9 «б» как экспериментальную. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, классификация, систематизация, обобщение. 2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий), тестирование, опрос. Методики исследования: методика «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), опросник уровня агрессивности Басса-Дарки. Одной из причин проявления кибербуллинга являются личностные факторы, в том числе уровень толерантности у старших подростков как личностного качества. Исходя из этого, мы посчитали необходимым определить уровень толерантности у старших подростков. Согласно результатам методике «Индекс толерантности» 22% (5 человек) испытуемых контрольной группы и 20% (9 человек) респондентов экспериментальной группы показали низкий уровень толерантности (нетерпимости), который характеризует наличие выраженной нетерпимости у старших подростков по отношению к внешнему миру и людям. Нетерпимость или интолерантность - это представление о себе как об исключительном человеке, чувство угрозы, желание передать ответственность другим, потребность в строгом порядке и стремление к сильной власти. 67% (15 человек) испытуемых контрольной группы и 66% (15 человек) испытуемых экспериментальной группы показали средний уровень толерантности. Это говорит о том, что в одних социальных ситуациях подростки старшего возраста ведут себя терпимо, в других они проявляют интолерантность. 12% (3 человека) испытуемых контрольной группы и 14% (3 человека) испытуемых экспериментальной группы имеют высокий уровень толерантности. Представители этой группы имеют ярко выраженные черты толерантной личности. Толерантная личность характеризуется как человек, который хорошо знает себя, с позитивным отношением к другим и доброжелательным отношением к миру. Распределение испытуемых по уровням толерантности на констатирующем этапе эксперимента представлено на рис. 1. Рис. 1. Диагностика уровня толерантности испытуемых Таким образом, результаты использования методики показывают, что большинство респондентов имеют средний уровень толерантности. Это говорит о том, что большинство подростков имеют умеренную степень способности контролировать себя и проявлять уважение и чувствительность к другим. Кроме того, субъекты со средним и низким уровнем толерантности не способны планировать и программировать свое поведение. Следовательно, человек склонен проявлять агрессию, жестокость по отношению к другим людям, склонен к оскорблениям в сторону собеседника. По опроснику уровня агрессивности Басса-Дарки мы рассчитали индекс агрессивности для каждого респондента, суммировав баллы по шкалам: «физическая агрессия», «косвенная агрессия» и «вербальная агрессия». Затем мы определили количество субъектов с разным уровнем агрессивности. Нормой агрессивности является значение ее индекса, равное 21 ± 4. Таким образом, мы выявили 52,1% респондентов (12 человек) с низким уровнем агрессивности в контрольной группе, 39,1% испытуемых (9 человек) со средним уровнем и 8,7% испытуемых (2 человека) с высоким уровнем. В экспериментальной группе низкий уровень агрессивности был обнаружен у 47,8% испытуемых (11 человек), средний у 43,4% испытуемых (10 человек) и высокий у 8,7% респондентов (2 человека). Сравнение уровней агрессивности в контрольной и экспериментальной группах показаны на рис 2. Рис. 2. Диагностика уровня агрессивности испытуемых (n=23) Посредством сложения баллов по шкалам «обида» и «подозрительность» по каждому респонденту мы рассчитали индекс враждебности в контрольной и экспериментальной группе. Нормой является индекс враждебности, равный 6,5 – 7 ± 3. Исходя из этого, в контрольной группе мы определили 13% испытуемых (3 человека) с низким уровнем враждебности, 69,5% испытуемых (16 человек) со средним уровнем, 17,3% испытуемых (5 человек) с высоким уровнем. В экспериментальной группе было выявлено 69,5% испытуемых (16 человек) со средним уровнем враждебности, 30,4% испытуемых (7 человек) с высоким уровнем, испытуемые с низким уровнем враждебности не были определены в этой группе. Сравнение уровней враждебности в контрольной и экспериментальной группах представлено на рис. 3. Рис. 3. Диагностика уровня враждебности испытуемых (n=23) Таким образом, проанализировав результаты диагностик, мы выявили у старших подростков:  в основном средний уровень толерантности;  преимущественно средний уровень агрессии и враждебности. Заключение Анализ данных констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать вывод о том, что тенденция к кибербуллингу связана со степенью развития таких личностных качеств, как агрессивность, враждебность и толерантность. Респонденты, для которых в большинстве случаев характерен средний уровень толерантности, агрессивности и враждебности склонны проявлять агрессию, жестокость по отношению к другим людям. Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации эффективной профилактической работы относительно кибербуллинга в подростковой среде. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование помогает наметить структуру работы психолога, направленной на предотвращение феномена кибербуллинга и включающей в себя повышение осознанности подростков в понимании уважительных отношений между пользователями социальных сетей.