Full text
Введение На современном этапе развития общества актуальной проблемой становится организация общения его членов во всех областях, от межличностного взаимодействия до делового. Возникает необходимость осуществления коммуникации во взаимодействии её равноправных участников, в установлении межличностных отношений, важных как в процессе обучения, так и в производственной деятельности. Одновременно с необходимостью перевода общения в парадигму взаимодействия современная социокультурная ситуация воздвигает определенные препятствия на пути реализации требования времени, порождая высокую степень конфликтности во взаимоотношениях членов социума. Высокая степень конкуренции в обществе, которая культивируется еще на этапе обучения и воспитания ребёнка, сложная экономическая обстановка, разрушение традиционных моральных и нравственных устоев – все это становится барьером на пути организации оптимального взаимодействия и в то же время не уменьшает степени его значимости. Возникает противоречие между назревшей необходимостью дальнейшего развития общества и его членов в субъект-субъектной парадигме и постоянно возрастающей напряженностью в их взаимоотношениях. Обучение и воспитание современного руководителя, специалиста технической отрасли, предполагает становление навыков организации бесконфликтного общения. Наиболее важной становится область гармоничного речевого общения, являющегося организующим этапом управленческой деятельности. Совершенно очевидно, что особыми возможностями в решении этой задачи обладают дисциплины языкового цикла. Методология и результаты исследования В основу исследования возможностей становления навыков бесконфликтного общения при обучении студентов технических специальностей был положен анализ важных для осознания проблемы понятий психологии общения, изучение научной литературы, посвященной теме бесконфликтного общения (Андреева Г.М., Яноушек Я., Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л.); проявления конфликтной модели поведения в речи (Третьякова, В.С., Гордеева Ю. В., Семененко Л. П., Лазуренко Е.Ю.); рекомендаций практикующих специалистов (Стернин И.А., Анцупов А. Я., Шипилов А. И.); методы наблюдения, сравнения, обобщения. Одно из основополагающих понятий – конфликт, подразумевающий столкновение двух противоположных сторон, в процессе которого происходит отстаивание их интересов. Наиболее важным для исследования обозначенной нами проблемы становится понимание того, что конфликт может возникнуть только в процессе коммуникации; столкновение сторон невозможно лишь при несовпадении мыслительных парадигм, обязателен коммуникативный акт, общение. Любой тип конфликта всегда представлен в речи; по сути, развитие конфликтной ситуации зависит от того, в какую речевую форму облечены интересы конфликтующих сторон: стиль речевого поведения может затормозить, а может активизировать конфликтное взаимодействие. Здесь необходимо учитывать ситуацию, в которой происходит общение, и привычную модель поведения сторон: как правило, в обстановке противоборства его участники используют характерный для себя способ поведения: демонстративное, провоцирующее поведение или примиряющую стратегию. Возникает понятие «эффективное общение», в основу которого И.А. Стернин закладывает необходимость достижения равновесия между сторонами общения и достижения ими целей коммуникации [1, с. 6]. В решении проблемы эффективности общения также важна трактовка понятия общения как взаимодействия, которая предполагает, что эффективная коммуникация возможна только на основе совместной деятельности, когда каждый вносит свой вклад в достижение цели. Достигнутые в процессе такой деятельности результаты, по Г.М. Андреевой, нацеливают на то, что взаимодействие будет развиваться далее [2, с. 78]. При этом возникает такой тип взаимодействия, когда происходит взаимная регуляция действий членов группы [3]. В ходе общения происходит вербализация отношений участников общения, которая выводит их состояние до момента вступления в коммуникативную стадию в открытое выражение их намерений и позиций. Если стороны находятся в состоянии конфронтации, они погружаются в конфликтную коммуникацию или речевой конфликт. Глубина и особенности протекания речевого конфликта, как правило, связаны с личностными особенностями участников и таким параметром, как использование в ходе конфликта языка и речи. В практике организации речевого взаимодействия становится понятно, что на речевое поведение влияют правила общения, характерные для общества в целом и конкретной социальной группы, к которой себя относят стороны, их социальный статус и принадлежность к определенной возрастной группе, а также их личностные особенности, интересы, взгляды [4, с. 145]. Успешность речевой коммуникации зависит от её целей: неречевых, отражающих особенности восприятия действительности участника коммуникации и побуждающих к вступлению в неё и диктующих стиль поведения в ходе общения, и речевых, вспомогательных, позволяющих оптимально эффективно построить обмен информацией. При дисгармонии целей происходит конфликтное речевое взаимодействие, и только готовность к согласованию сторонами целей может сделать общение успешным [5, с. 14]. В процессе коммуникации стороны используют язык, который един для всех его носителей и поэтому способствует обеспечению взаимопонимания сторон; но в то же время речь индивидуальна, неповторима и своеобразна, что создает вероятность неправильного восприятия информации участниками речевого взаимодействия и невозможности организации бесконфликтного общения. Успешность вступления в эффективную коммуникацию в таком случае зависит от коммуникативной компетентности сторон и их готовности к общению во взаимодействии. Исследователи подчеркивают, что эффективность коммуникации зависит от того, в какой степени реализована коммуникативная цель сторон речевого взаимодействия, зависящая от лингвистической компетентности, стремления сторон к сотрудничеству, конструктивного поведения в процессе общения [6, с. 246]. Обобщение представлений о бесконфликтном общении современных исследователей позволило сделать вывод о том, что в его основе лежит процесс установления контактов между людьми, возникающими как результат их совместной деятельности [7, с. 279]. В ходе бесконфликтного общения происходит коммуникация не как простой обмен информацией, а как взаимодействие с учетом интересов и ценностей сторон. Бесконфликтное общение интерактивно, предполагает обмен действами, анализ и совершенствование способов взаимодействия, развитие партнеров на основе рефлексивного отношения к результатам общей деятельности. Данный вид общения невозможен без правильного восприятия и понимания людьми друг друга; на его пути могут возникать барьеры, обусловленные не столько негативным отношением к участникам коммуникации, сколько невнимательностью друг к другу [8]. Анализ исследований, посвященных проблеме организации бесконфликтного общения в процессе обучения современного специалиста инженерного профиля, позволяет сделать вывод о необходимости формирования профессионального коммуникативного поведения, включающего в себя речевые, коммуникативные и поведенческие признаки, исключающее конфликтные стратегии поведения [9, с.6]. Выше нами указывалось, что конфликтное поведение всегда реализуется в вербализации, приводящей к открытому выражению своей точки зрения конфликтующими сторонами, и поэтому именно освоение дисциплин языкового цикла поможет становлению навыков бесконфликтного общения. Практика преподавания дисциплин «Русский язык и этика делового общения», «Русский язык и деловые коммуникации», «Риторика» позволила наметить основные направления деятельности по становлению навыков бесконфликтного общения. Основное внимание необходимо уделить формированию готовности сторон обучения к работе в группе. Для этого следует на занятиях всех типов, лекционных и практических, показывать студентам примеры результативности занятий репродуктивного типа, подразумевающих преподнесение готовых знаний и прямое воспроизведение их, и занятий, организованных как обучение во взаимодействии. Студенты приходят к осознанию того, что наиболее эффективен такой подход к работе, когда результат деятельности каждого связан с результатом работы группы в целом. При этом преподаватель также является участником группы, он инициирует общение, но в то же время и корректирует его на основе обратной связи. К примеру, при изучении лексической нормы на практическом занятии учебная группа разбивалась на две подгруппы, одной из которых давался готовый теоретический материал, упражнения; затем проверялось понимание изученной темы; требовалось привести примеры из упражнений. Каждый действовал самостоятельно, не включаясь в групповую работу. Вторая группа имела возможность взаимодействовать с преподавателем и друг с другом, готовая теория не предоставлялась. Члены первой группы чувствовали неуверенность в своих силах, готовы были вступить в спор при отстаивании неправильных ответов на вопросы, считали, что преподаватель дал недостаточно материала для изучения темы. Допускались ошибки в упражнениях, примеры не соответствовали терминам. Преподаватель был вынужден самостоятельно выяснять, в чём состоят трудности при усвоении материала; при этом анализ был не всегда правильным и порождал недовольство и непонимание сторонами друг друга. Студенты второй группы четко сгруппировали лексические ошибки, задавали вопросы преподавателю; термины были усвоены более прочно, легко выполнялись упражнения. В конце занятия был дан анализ и обобщение изученного материал, а преподаватель получил сведения о трудных моментах и смог, не вступая в противодействие, скорректировать пробелы. Сравнение способов организации познавательной деятельности дает понять, что именно умение работать в группе и чувствовать ответственность за результаты общего труда создает возможность гармонизации общения. Ещё одним важным направлением работы становится формирование коммуникативной готовности участников процесса обучения. Конфликтное взаимодействие зачастую порождается неготовностью сторон к вступлению в общение либо неэффективной коммуникацией, порождающей непонимание сторонами друг друга. На практике такая деятельность реализуется в процессе совершенствования навыка организации речевого высказывания на каждом занятии. Например, при проведении лекционных занятий в ходе изложения теоретического материала необходимо задавать проблемные вопросы. При изучении лексического состава языка задается вопрос о том, в каких сферах деятельности использование заимствований неизбежно и необходимо; при этом необходимо обосновать свою точку зрения; речевое высказывание может быть оформлено как в устной, так и в письменной форме. На практических занятиях речевое высказывание оформляется на этапе подведения итогов выполнения упражнений, помогает оценить результат работы и ещё раз обратиться к теории. Особую значимость приобретает знание правил организации публичной речи, т.к. «практически все составляющие развитой коммуникативной компетентности напрямую зависят от того, насколько хорошо будущий профессионал будет владеть приемами оформления речи, адресованной другим людям» [10, с.162]. Коммуникативная готовность к формированию речевого высказывания и организации бесконфликтного общения приобретает устойчивость при условии понимания позиции, которую занимает автор публичного выступления. Выходя к аудитории, он получает особую привилегию: право на речь, и должен уметь использовать её, при этом не навязывая в директивной форме своего мнения. Осознание исключительности права оратора снижает уровень тревожности выступающего и порождает стремление к взаимодействию с аудиторией. Изучение универсальных правил организации публичного выступления также помогает уверенному вхождению в этот вид речевого взаимодействия; четко выстроенное выступление создает возможность правильного выражения мыслей, ликвидации речевых барьеров, снижает уровень конфликтности, связанной с непониманием, создает предпосылки для творческого осмысления материала. Для того, чтобы исключить возможность конфликтного общения, стороны должны понимать намерения друг друга, что возможно лишь при ликвидации речевых барьеров. Изучение языковых дисциплин предоставляет большие возможности по совершенствованию языковой компетентности, низкий уровень которой служит причиной возникновения барьеров общения. Это прежде всего работа с современными нормами языка, соблюдение которых обязательно для всех его носителей; формирование понимания того, что соблюдение нормы создает базу для адекватного, правильного восприятия информации. При этом большой интерес вызывают упражнения по акцентологии, которые дают возможность понять, что неправильная постановка ударения может привести к непониманию сторонами общения друг друга; по неуместному использованию лексики и функциональных стилей в различных ситуациях общения, приводящему к неэффективной коммуникации. При организации речевого высказывания необходимо помнить о наличии речевых и неречевых целей участников коммуникации. Неречевая цель сторон общения зависит от установки и намерений сторон; они могут быть разными, но всегда нужно иметь в виду, что построение бесконфликтной модели поведения зависит от речевой цели. Примером может служить задание на практическом занятии по формам существования языка, в котором предлагалось высказать свою точку зрения и прийти к единому мнению в отношении возможностей использования диалектной речи носителями литературного языка. Изначально было понятно, что аудитория разбилась на два лагеря, и дискуссия между ними могла бы быть бесконечной, если бы преподаватель не поставил речевую цель: организовать общение так, чтобы вывод был единым. Студенты выслушали противоположные мнения, но постарались найти в них точки соприкосновения; был сделан вывод о том, что диалектный акцент в определенной степени может присутствовать в речи грамотного человека, но необходимо предпринимать усилия по его сглаживанию в речи людей, связанных с публичной деятельностью. Особую важность в организации речевого высказывания приобретает использование определенных речевых стратегий, образцов речевого и невербального поведения, и тактик, конкретных приемов достижения целей, для обеспечения бесконфликтного общения [11, с.11]. Исход общения зависит от того, как участники намерены его построить: ориентируясь на интересы и мнение партнёра, игнорируя его или против него. При ориентации на собеседника коммуникация будет направлена на стремление понять его намерения, содержать уточняющие вопросы, этап внимательного выслушивания, консолидации мнений, совместной рефлексии. Организация бесконфликтного общения невозможна без формирования навыков проявления толерантности в процессе взаимодействия, уважения к особенностям другого человека, умения извлечь пользу из несовпадения позиций собеседников, осознания его как толчка к творческому подходу к решению проблемы; от них зависит способность преодолевать барьеры общения. Необходимым условием толерантности являются стремление к изучению причин определенного отношения к проблеме партнеров по общению, умение не навязывать им собственное мнение в директивной форме и поиск точек соприкосновения непримиримых, казалось, бы, позиций с целью конструктивного сотрудничества. К примеру, при обсуждении публичных выступлений дается возможность высказать своё мнение о работе члена группы. Поначалу студенты стараются не критиковать выступления, боясь обидеть товарищей, но постепенно понимают, что это не приносит пользы ни одной из сторон, и под руководством преподавателя овладевают навыком снижения категоричности высказывания, косвенной критики, смягчения критики путём нахождения совпадений в позиции по отношению к проблеме, первоначального анализа достоинств выступления. Постепенно стороны общения начинают понимать, что толерантность заключается не в отсутствии критики, а в её конструктивности, нацеленности на преодоление недостатков, в уважении права каждого на своё мнение. Заключение Изучение языковых дисциплин в техническом вузе происходит на этапе адаптации студентов к системе обучения в высшей школе и обладает значительными возможностями в становлении навыков бесконфликтного общения, столь важных как на этапе получения образования, так и в профессиональной деятельности будущего специалиста, руководителя. Внедрение в практику обучения алгоритма организации взаимодействия, нацеливающего на бесконфликтное общение, позволит студентам самостоятельно воспроизводить его на последующих этапах обучения, создаст возможность вовлечения преподавателей в сотрудничество на новом уровне. Для этого необходимо становление навыка выдвижения цели на занятиях любого типа; её может формулировать преподаватель, а студенты – конкретизировать, разбивать на промежуточные этапы. Затем следует поэтапное планирование последовательных действий преподавателя и студента на всех этапах освоения материала. Каждое занятие должно завершаться этапом рефлексии, составлением плана следующего занятия и совместной формулировкой домашнего задания, включающего в себя репродуктивные и продуктивные способы освоения материала. Лекционные и практические занятия обязательно должны предусматривать задания на оформление речевого высказывания в устной или письменной форме и коллективный анализ их на отсутствие языковых барьеров, толерантность по отношению к собеседнику, что исключает возможность возникновения конфликтных ситуаций в коммуникации. Необходимо помнить о том, что невозможно представить себе обучение без возникновения спорных вопросов, дискуссий, столкновения мнений; зачастую именно такие способы освоения знаний наиболее успешны, без них невозможно творчество. Более того, работа в группе предполагает включение в структуру каждого занятия этап отстаивания собственной точки зрения. Важно сформировать навык конструктивной дискуссии, позволяющей не превращать защиту собственного мнения в конфликтное противоборство, разрушительное по своей природе. В ходе получения высшего образования происходит не только усвоение знаний, но и становление навыков бесконфликтного общения в профессиональной деятельности.