Full text
Актуальность. В современном сообществе российских подростков все прочнее и заметнее формируется культ потребления. Материальное благополучие, статусное превосходство, внешняя эффектность – все это становится приоритетным в подростковой среде. Но, к сожалению, рыночные отношения, прочно укоренившиеся в нашей стране, не позволяют равномерно распределять материальные блага среди различных слоев населения. Социальное неравенство влечет за собой обострение и провоцирует ежегодный рост правонарушений, которые совершаются несовершеннолетними. Для улучшения своего материального положения и завоевания авторитета среди сверстников подростки чаще всего совершают преступления против собственности граждан – по данным Генеральной прокуратуры РФ в 2019 году 83% от общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, составляют именно преступления против собственности [17]. Преступления против собственности – это предусмотренные УК РФ умышленные и неосторожные деяния, соединенные с нарушением права владения, либо причинения ущерба собственнику или с созданием угрозы причинения имущественного ущерба [2]. К таким преступлениям относятся кражи, разбои, мелкие хищения, грабежи, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества и иные преступления, изложенные в двадцать первой главе УК РФ. Не все подростки совершают преступления, но некоторые из них склонны вести асоциальный образ жизни. Одними из распространенных девиантных форм поведения подростков являются троллинг, треш и буллинг. Троллинг – это социальная провокация или издевательство в общении, чаще всего в интернете. Подростки, занимающиеся троллингом с помощью клеветы, запугивают и высмеивают сверстников. Треш, также является одной из форм девиантного поведения среди подростков и выражается в их аморальном, чудовищном поведении, которое вызывает у окружающих удивление и отвращение. Буллинг сверстников, является одной из наиболее жестоких форм проявления подростковой агрессии и проявляется в психической «травле жертвы», которая зачастую переходит в открытое и физическое насилие. Особенно опасным проявление буллинга считается в подростковой среде, так как несовершеннолетние, не способны прогнозировать последствия своих противоправных деяний и зачастую. От подобного проявления жестокости со стороны сверстников «жертва буллинга», не способная противостоять группе ожесточенных сверстников, может совершить суицид. Профилактика подростковой преступности для противодействия ее распространению и формированию подростковых криминальных группировок – это задача участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних. Именно от их скоординированной, планомерной, компетентной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в полиции, во многом зависит криминогенная обстановка на подотчетной территории. Проблема. Нормативно-правовыми актами, регламентирующими служебную деятельность обязанности по профилактике подростковой преступности возложены на сотрудников полиции, Так, например, в пункте 2.2 Приказа МВД России от 15.10.2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» говорится о том, что инспекторы по делам несовершеннолетних обязаны проводить профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями и иными законными представителями, и оказывать социальную помощь и (или) реабилитацию [8]. Эта обязанность закреплена и за участковыми уполномоченными полиции Приказом МВД России от 31.12.2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [9]. На наш взгляд более продуктивным будет заменить профилактические беседы социально-педагогической реабилитацией, которая будет включать в себя целый комплекс мер по ресоциализации личности, восстановлении его социальных прав и статусов. Однако, сожалению, педагогическая результативность и эффективность проведения социально-педагогической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в полиции, крайне невелики из-за множества причин, среди которых: - незнание сотрудниками полиции своих обязанностей по осуществлению профилактической работы с несовершеннолетними; - незнание полного перечня нормативно-правовых актов, регламентирующих социально-педагогическую работу с под учётными; - формальный подход к выполнению своих служебных обязанностей; - неумение или нежелание уполномоченных сотрудников полиции проводить профилактическую работу; - не информированность полицейского об особенностях подростковых преступлений и причинах их совершения; - незнание и нежелание оказывать помощь под учётному; - недоверие и презрительное отношение под учётного к представителю власти; - враждебный настрой и полный отказ подростка сотрудничать с полицейским. В настоящее время в образовательных организациях системы МВД России, недостаточно внимания уделяется профессиональной подготовке будущих сотрудников полиции к осуществлению социально-педагогической реабилитации под учётных граждан, а также изучению нормативно-правовых документов, регулирующих обязанности сотрудников полиции по надзору. Это обусловлено отсутствием в Федеральных Государственных Образовательных стандартах по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» реабилитационной компетенции [10]. Цель исследования. Диагностика причин, ошибок, неточностей и противоречий в правовых знаниях будущих сотрудников полиции о сущности, структуре и содержании социально-педагогической реабилитации под учётными для разработки и практической реализации методологии, теории и методики формирования компетентности полицейских в области осуществления социально-педагогической реабилитационной деятельности с поднадзорными. Анализ литературы по вопросам организации и проведения социально-педагогических реабилитационных мероприятий трудновоспитуемых детей показал, что интерес к изучению данного вопроса возник еще в первой четверти XX века (1920-е гг.). Им занимались представители концепции социально-педагогической обусловленности А.С. Макаренко, П. Г. Бельский, Л. С. Выготский. А. В. Луначарский, Н. К. Крупская. В 1930-е гг. сторонники реабилитации под концепции: И. А. Арямов, М. Я. Басов, П. П. Блонский и сторонники социологического подхода М. Н. Гернет, А. Н. Рубашева (1930-1935-е гг.) [гриценко] определяли трудновоспитуемость как комплекс неблагоприятных психофизиологических и социальных факторов длительное время влияющих на детей, вследствие чего происходят негативные изменения в поведении ребенка, а затем и изменения его характера и качеств личности [18, с. 415]. С начала XXI в. и по сегодняшний день изучением социально-педагогической реабилитации подростков занимались И. Ю. Тарханова, В. В. Паршина, В. И. Меркушин, А. В. Кащеева, И.М. Котельникова Л. М. Рышковой и М. Э. Паатовой. Особое внимание социально-педагогической реабилитации ранее судимых лиц уделяется в работах Ю. В. Лазаревой, В. С. Жир, В. Мартюхиной, С. Л. Бабаян, Е. Я. Тищенко и других [13, с. 40-42]. Эти авторы в своих исследованиях определяют главные задачи социально-педагогической реабилитация поднадзорных, среди которых можно выделить: 1. Помещение под учётного в «здоровую» социальную среду; 2. Активное участие в решении социально-бытовых проблем под учётных, в том числе ─ обеспечение вещами первой необходимости; 3. Вовлечение под учётных в полезную, социально одобряемую учебную, профессиональную и творческую созидательную деятельность; 4. Одобрение и поощрение всех достижений под учётных; 5. Постепенное снижение вовлеченности в жизни реабилитируемого, что позволит по мере увеличения его внутренней силы реабилитационного потенциала, построить собственную «резильентность», то есть способность добиваться значительного успеха при слабых стартовых возможностях; 6. Завоевание сотрудником полиции доверия и авторитета под учётного, а также членов его семьи даст возможность организовать совместную продуктивную социально-педагогическую реабилитацию; 7. Поощрение проявления социально одобряемых интересов, активности, инициативы в решении любых социально-значимых проблем; 8. Вовлечение реабилитируемых в процесс социально-педагогической реабилитации своих сверстников, ведущих асоциальный образ жизни, в оказание им помощи и поддержки [13, с. 40-50]. Результаты исследования Для проведения диагностики уровня знаний будущих сотрудников полиции о причинах девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, о методах и осуществлении социально-педагогической реабилитации под учётных, а также для проверки осведомленности обучающихся о их служебных обязанностях, закрепленных в нормативно-правовой документации, которая призвана организовать их деятельность нами была разработана анкета «Проверка уровня знаний обучающихся об осуществлении социально-педагогической реабилитационной деятельности под учётных граждан». Данная анкета содержит сорок вопросов, которые можно разделить на три блока: 1-й блок вопросов призван оценить знания нормативно-правовых актов. Вопросы № 1,2,4,5,10,12,13,16, 33,34,35,37 и 38; 2-й блок вопросов оценивает знания курсантов и слушателей о методах социально-педагогической реабилитации под учётных. Это вопросы № 3,7,8,9,11,18,19,20,21, 23,24,27,28 и 32; 3-й. блок служит для оценки и коррекции знаний обучающихся об особенностях психического развития подростков, причинах противоправного образа жизни и характере совершаемых преступлений. Это вопросы № 6,14,15,17,22,25,26, 29,30,31,36,39 и 40. В тестировании приняли участие 56 (в возрасте от 18 до 21 г.), обучающихся I, II и III курсов Уральского юридического института МВД России. В данной статье авторами представлены результаты диагностики знаний обучающихся нормативно-правовых актов, в которых закреплены основные положения по осуществлению социально-педагогической реабилитации под учётных. Работа сотрудников полиции строго регулируется законом, а значит должна начинаться с изучения Федеральных Законов, Приказов МВД России, Кодексов и иных нормативно-правовых документов, что обеспечит правильность и законность их деятельности. Анализ ответов обучающихся на вопросы нормативно-правового блока показал, что знания обучающихся о Федеральных Законах и ведомственных приказах, регламентирующих порядок их работы с под учётными гражданами существенно мал. На вопрос № 1 «Неблагополучные семьи – это…» большинство обучающихся (34%) выбрали вариант ответа б) «семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, алкоголизированные, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно и мало результативно». Данный вариант ответа по своему содержанию схож с правильным, однако в нем мы указываем, что неблагополучные семьи должны быть обязательно алкоголизированные, хотя в действительности это не так. В современном обществе сформирован социальный стереотип, что чрезмерное употребление алкоголя является обязательным признаком неблагополучия, этим и руководствовалось большинство обучающихся, выбравших именно этот вариант ответа как правильный. Однако в действительности это не всегда так. Например, склонными к чрезмерному употреблению алкоголя могут быть и семьи с хорошим материальным достатком, в полной мере осуществляющие родительские функции. Так и наоборот, семьи, в которых родители не злоупотребляют спиртными напитками, могут не справляться с воспитанием подростка и иметь низкий социальный статус. Верный вариант ответа г) «семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно и мало результативно» выбрали всего 25% обучающихся. Термин «неблагополучная семья» по своему значению схож с термином «семья, находящаяся в социально опасном положении», который закреплен в Федеральном Законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и обозначает семью, в которой родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [7]. Как мы видим в Федеральном законе не говорится о том, что неблагополучная семья обязательно должна быть алкоголизированной, что очень важно учитывать, при постановке неблагополучных семей на учет. На вопрос № 2 «Беспризорник – это…» 37% обучающихся выбрали вариант ответа б) «несовершеннолетний, постоянный педагогический контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц», спутав его с безнадзорным [7]. Правильный ответ в) «несовершеннолетний, безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания» выбрали всего 23% курсантов [7]. Беспризорник действительно является безнадзорным лицом. Однако нельзя упускать из виду то, что он не имеет постоянного места жительства или пребывания. Знание данной терминологии очень важно для инспекторов по делам несовершеннолетних для составления плана по осуществлению социально-педагогической реабилитации подростка. Работа по реабилитации поднадзорного в первую очередь начнется со взаимодействия с его родителями или опекунами, которые должным образом не выполняют свои родительские функции. Социально-педагогическая реабилитация беспризорного должна начаться прежде всего с решения его социально-бытовых проблем, медицинской, психологической и социальной помощи, а также его помещения в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Одним из направлений социально-педагогической реабилитации под учётных граждан, а также профилактики рецидивов и развития «криминального профессионализма» является оказание им помощи в трудоустройстве. Однако прежде, чем сотрудник полиции будет содействовать под учётному в поиске работы, ему важно узнать ограничения в трудоустройстве, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, которым подвергаются лица, ранее судимые На вопрос № 4: «Какие ограничения в трудоустройстве имеют ранее судимые?» Большинство обучающихся (28%) ответили: а) «к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также социального и медицинского обеспечения лиц, достигших пенсионного возраста не допускаются лица, ранее судимые». А 27% опрошенных уверены, что лица, ранее судимые не могут быть допущены к деятельности в сфере оказания услуг по кредитованию и проведению иных финансовых операций (вариант ответа «д»). Двадцать один процент обучающихся выбрали вариант ответа «б», посчитав, что граждане, имеющие судимость, не могут быть допущены к работе с людьми с ограниченными возможностями, имеющими инвалидность. На самом деле лица ранее судимые могут работать в сфере социального и медицинского обеспечения лиц, достигших пенсионного возраста, оказывать услуги по кредитованию и проведению иных финансовых операций и даже работать с инвалидами, так как в Трудовом Кодексе РФ нет для них ограничений на осуществление данных видов работ [4]. Правильный вариант ответа в) «к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, ранее судимые» выбрали всего 20% обучающихся. Низкая осведомленность обучающихся об ограничениях в трудоустройстве, которые имеют лица, ранее судимые может негативно сказаться на оказании помощи под учетным в трудоустройстве. Однако данное направление профилактической работы очень важно для реабилитации под учётного. На вопрос № 5 «Индивидуальная профилактическая работа – это…» 64 % опрошенных выбрали не верный вариант ответа: г) «разъяснение лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения». Правильный же вариант ответа («б»), закрепленный в Федеральном Законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ответа, выбрали всего 7% обучающихся. Так, согласно тексту Федерального Закона индивидуальная профилактическая работа – это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий [7]. И. А. Борисова индивидуальную профилактическую работу определяет как целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности. Он заключается в том, что правонарушители под воздействием не только сотрудников органов внутренних дел, но и других воспитателей, общественности и коллективов выработают у себя правильные взгляды и убеждения, овладеют навыками и привычками социально-позитивного поведения, разовьют свои чувства и волю, изменят, таким образом, интересы, стремления и наклонности [11, с. 375-376]. Вариант, ответа «г», выбранный большинством обучающихся – это лишь часть индивидуальной профилактической работы, которая является правовым информированием под учётных граждан. Большинство курсантов выбрали именно этот вариант ответа, так как у них недостаточно верно и полно сформированы представления о работе с поднадзорными гражданами, а также у них пока не сформированы достаточные знания нормативно-правовых документов, регламентирующих работу сотрудников полиции с поднадзорными гражданами. Индивидуальная профилактическая работа является обязательной частью социально-педагогической реабилитации и включает в себя целый комплекс профилактических мер, которые начинаются с выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а в дальнейшем представляют собой индивидуальный план социально-педагогической реабилитационной работы с ними. В процессе любой профессиональной деятельности объективно складываются моральные требования, которые общество предъявляет к работникам определенной специальности, особенно это относится к профессиям типа «человек-человек». Эти требования трансформируются в определенный кодекс или устав, который должны соблюдать представители той или иной профессии. Особенности профессии полицейский обусловлены тем, что повседневная работа сотрудников полиции строится на общении с людьми, имеющими разный социальный статус, представителями различных профессий, национальностей, культур и так далее. От профессионализма этого общения будет зависеть результат работы полицейского, именно поэтому к сотруднику полиции предъявляются очень высокие морально-этические требования. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел – это наука, предметом которой является разработка, обоснование и укрепление профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел за счет формулировки внешних правил, регулирующих их профессиональные отношения в процессе социально-педагогической реабилитационной деятельности. А также их служебную деятельность и деловое общение. [16, с. 114-118]. В образовательных организациях системы МВД России уделяется достаточное внимание формированию профессиональной этики и служебного этикета, поэтому в учебных планах всех специальностей происходит изучение дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет», но, к сожалению, на вопрос №10 «Профессиональная этика – это…» правильный вариант ответа а) «совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу» выбрали только 27% обучающихся. Важно отметить, что сотрудник полиции, осуществляя социально-педагогические реабилитационные мероприятии с подростками или лицами, ранее судимыми, обязан соблюдать все этические и этикетные нормы, так как это будет способствовать формированию авторитета сотрудника полиции, а значит улучшит результат реабилитационных мероприятий. Тридцать шесть процентов обучающихся выбрали не верный вариант ответа б) «совокупность профессионально-значимых качеств, которые определяют отношение человека к профессиональному кодексу». На вопрос № 12. «Правовая реабилитация – это…» 52 % обучающихся выбрали правильный ответ: д) «совокупность правовых норм, которые регулируют основания и порядок реабилитации подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, в том числе возмещения вреда, причиненного незаконным и необоснованным уголовным преследованием» [1]. Помимо Уголовно-процессуального кодекса, право граждан на реабилитацию в отношении которых было возбуждено уголовное дело и, в последствии, оно было прекращено по реабилитирующим основаниям закреплено и в Конституции Российской Федерации, в статье 53 «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» Однако, не смотря на то, что обучающиеся знают о том, что такое правовая реабилитация на практике существуют значительные затруднения с ее реализацией. З. Х. Шагиева и Э. Г. Гареева выявили существенную проблему в реализации правовой реабилитации на практике. С одной стороны человек, в отношении которого прекращено уголовное преследование право на реабилитацию имеет, но, с другой стороны остается до конца не ясным как именно данное право может быть реализовано, и кто будет принимать самое активное участие в реабилитационных мероприятиях [25, с. 165-166; 14, с. 52-63]. В пункте 1 статье 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что вред гражданину должен быть возмещен независимо от вины должностных лиц, в результате которых он причинен, и в полном объеме. Конкретный порядок реабилитационных мероприятий, которые должностные лица должны провести в отношении пострадавшего от их действий гражданина ничем не регламентирован, за исключением лишь права гражданина обратиться в суд для определения материального размера возмещаемого морального ущерба [3, с. 411]. Социально-педагогическая реабилитация, должна начинаться именно с правовой реабилитации, так как, чтобы вернуться к нормальной жизни гражданину нужно, прежде всего, восстановить его социальный статус, прежнее место работы и социальные контакты и сотрудник полиции должен всячески содействовать этому. В противном случае, гражданин, не получивший своевременную правовую реабилитацию, может сменить законопослушный образ жизни на криминальный. На вопрос № 13 «Хулиганство – это…» 37% опрошенных выбрали верный вариант ответа: в) «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу» [2]. Хулиганство или мелкое хулиганство является одним из самых распространенных административных правонарушений среди подростков, поэтому сотруднику полиции важно уметь грамотно квалифицировать совершенное деяние, чтобы своевременно принять меры административного и дисциплинарного воздействия, соответствующие совершенному. Генеральный прокурор РФ И. В. Краснов в октябре 2020 года провел заседание Координационного совещания руководителей правоохранительных органов по вопросам профилактики, выявления, пресечения и расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. Он отметил, что острой проблемой на сегодняшний день является неконтролируемая передача негативной информации через Интернет. Отмечено, что с его помощью дети вовлекаются в преступную деятельность, деструктивные молодежные движения и становятся жертвами преступлений, в том числе – в результате понуждения к суицидам [24]. Сотрудникам полиции, осуществляющим социально-педагогическую реабилитацию подростков важно обратить внимание на все, даже незначительные хулиганские деяния и незамедлительно пресекать их, с целью недопущения укоренения и распространения хулиганских форм поведения в молодежной среде. Социально-педагогическая реабилитационная работа должна проводиться не только с подростками или лицами ранее судимыми, но и с семьями, состоящими на учете в органах внутренних дел. К основаниям постановки на учет семьи как неблагополучной можно отнести следующие: - злоупотребление спиртными напитками обоими или одним из родителей; - жестокое обращение в отношении своих детей (ссоры и скандалы в присутствии детей, нецензурная брань, скудное питание); - неоднократные посещения родителем дошкольной образовательной организации в состоянии алкогольного опьянения; - длительное непосещение ребёнком дошкольной образовательной организации без уважительной причины, без оформления необходимых документов; - систематическое антисанитарное состояние жилья, одежды ребёнка; - частое несоблюдение ребёнком режима дня (по вине родителей); - несвоевременное обращение за медицинской помощью, несвоевременное лечение ребёнка; - неоднократное оставление дома детей одних или на попечение родственников. Лишение родительских прав можно определить как меру семейно-правовой ответственности в форме лишения родителей (одного из них) прав, основанных на родстве с ребенком, которая применяется за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей [19, с. 185-187]. Знание сотрудниками органов внутренних дел правовых оснований для постановки на учет семьи как неблагополучной, необходимо для осуществления постановки на учет и начала социально-педагогической работы с этой семьей по восстановлению ее социального благополучия. В том случае, если несовершеннолетним из неблагополучной семьи грозит опасность, то сотрудники полиции могут выступать с инициативой о лишении его родителей родительских прав. Чтобы своевременно обратиться в отдел органов опеки сотруднику полиции необходимо знать все основания для лишения родительских прав, которые перечислены в Федеральном Законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». На вопрос № 16. «Что из перечисленного не является основанием для лишения родительских прав?» 34% выбрали верный вариант ответа: д) низкий уровень материального благосостояния и социальный статус, а 28% обучающихся посчитали, что уклонение от уплаты алиментов также не является основанием для лишения родительских прав [7]. Это не верный вариант ответа, так как в Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплено это основание. Служба в полиции строится на системе принципов организации и деятельности полиции, которая регулируется и обеспечивается множеством нормативно-правовых актов. Такая нормативность позволяет решать полицейскому любые служебные задачи в короткие сроки, а главное – законно. Осуществляя социально-педагогическую реабилитацию, сотрудник полиции должен выполнить обязанности, предписанные ему законодательством по работе с поднадзорными гражданами. Эти обязанности часто бывают связаны с осуществлением надзора за исполнением под учетным предписаний и запретов, которые ему назначил суд. Для постоянного и добросовестного осуществления надзора сотрудник полиции должен быть беспристрастным. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово «беспристрастный» толкуется как «не имеющий ни к кому пристрастия, справедливый» [22]. Данное требование, предъявляемое к сотрудникам органов внутренних дел закреплено в Федеральном Законе «О полиции» от 07.02.2011 года №3-ФЗ. Так в статье 7 данного Федерального Закона говорится, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию [5]. Так как беспристрастность является одним из основополагающих принципов реализации служебной деятельности полиции на вопрос № 33 «Беспристрастное отношение – это…» верно ответил 61% опрошенных. Одной из значительных проблем, подрывающих авторитет полиции в обществе, является коррупция, а также коррупционные формы поведения, к проявлению которых склонны недобросовестные полицейские. Коррупционные формы поведения являются не менее опасными, чем преступления в сфере коррупции, так как именно они являются деяниями, создающими благоприятные условия для коррупции, способствуют ее возникновению и (или) совершению коррупционных правонарушений [20]. В системе органов внутренних дел коррупционно-опасные формы поведения не допустимы, также как и коррупционные правонарушения. Вот поэтому их профилактике уделяется пристальное внимание. Так, например, с сотрудниками полиции постоянно проводятся занятия по правовому информированию о действиях сотрудника, которому стали известны коррупционные формы поведения или совершенные коррупционные преступления со стороны его коллег. К сожалению, большинство обучающиеся, принявших участие в анкетировании, не смогли правильно ответить на вопрос № 34 «К коррупционно-опасным формам поведения не относятся…» и большинство – 39% опрошенных выбрали вариант ответа ж) «все относятся», решив, что «получение и дача взятки» также является коррупционно-опасной формой поведения, а не преступлением. Протекционизм исключили из коррупционно-опасных форм поведения 25% опрошенных, но эта форма поведения проявляет себя в оказании влиятельной поддержки и помощи кому-либо в устройстве дел. Знание коррупционно-опасных форм поведения поможет сотрудникам полиции, которые сейчас являются обучающимся образовательных организаций системы МВД России, своевременно пресекать такие формы поведения как среди сослуживцев, так и со стороны граждан. Для постоянного осуществления социально-педагогической реабилитации девиантных подростков, необходимо поставить их на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, но не всех несовершеннолетних, совершивших антиобщественные деяния, сразу же становят на учет. О. М. Криворучко – инспектор по делам несовершеннолетних, в своей практической работе утверждала, что если есть возможность не ставить подростков на учет за какой-либо единичный проступок, то надо дать им шанс исправиться и больше не совершать противоправных деяний [15, с. 39-40]. По мнению О. М. Криворучко постановке на учет подлежат только те подростки, которые систематически совершают правонарушения и употребляют спиртные напитки. На вопрос № 35. «Как вы считаете, что не относится к основаниям постановки на учет несовершеннолетних в инспекцию по делам несовершеннолетних?» большинство обучающихся (43%) выбрали не верный вариант ответа: а) «если подросток является потенциальным правонарушителем, но ни разу не был уличен в каком-либо правонарушении». Данный вариант ответа не является верным, так как на учет подростка не ставят за единичный проступок, а за систематические нарушения общественной морали, порядка и закона – если несовершеннолетний является потенциальным правонарушителем, готов к совершению противоправного действия или может выступить его организатором, что уже служит основанием постановки на учет. Потенциально склонный к совершению правонарушений как правило ведет асоциальный образ жизни, употребляет спиртные напитки и ведет себя аморально, что также является основанием постановки на учет, с целью своевременно оказать подростку социально-педагогическую реабилитационную помощь. Полный перечень оснований постановки подростка на учет обозначен в п. 49.1 Приказа МВД России от 15 октября 2013 года, № 845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел МВД РФ», к таким основаниям относятся следующие: - несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества; - несовершеннолетние, употребляющие алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию; - несовершеннолетние, совершившие правонарушение, в том числе – до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; - несовершеннолетние, совершившие антиобщественное действие. Правильный вариант ответа: д) «употребление подростком табачных изделий» выбрали всего лишь 36 % обучающихся. Данное действие не является основанием постановки подростка на профилактический учет, так как курение табачных изделий не является правонарушением, за исключением курения в общественных местах. К сожалению, среди подростков, состоящих на учете в полиции, бывают и те, кто совершает преступления. По статистике за 2019 год несовершеннолетними совершено 41,5 тыс. уголовно наказуемых деяний. По итогам первого квартала 2020 года количество таких преступлений достигло 8,6 тысяч. Как отмечает И. В. Краснов количество преступлений, совершенное несовершеннолетними за первый квартал 2020 года, незначительно снизилось по сравнению с этим же периодом 2019 года, но, по-прежнему, остается очень высоким, а потому нуждается в пристальном внимании [24]. Несовершеннолетних преступников помещают в Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВСНП). Основной задачей данных центров является обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения совершения ими повторных правонарушений [7]. Сотрудники полиции, осуществляющие работу с несовершеннолетним правонарушителем, должны знать о существовании данных центров, так как подростка, совершившего преступление, нельзя помещать в камеру административно-задержанных или в изолятор временного содержания вместе с иными задержанными правонарушителями. На вопрос № 38 «Как вы считаете, что является основной задачей центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей?» правильный вариант ответа – «г» выбрали всего 18 % опрошенных. Оставшиеся варианты ответа равномерно распределились между остальными обучающимися. Так 21 % опрошенных на данный вопрос выбрали вариант ответа а) «проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, оказывают им необходимую медицинскую и социальную помощь, после чего отпускают на свободу». Действительно в ЦВСНП при необходимости оказывают психологическую, социальную и медицинскую помощь. Кроме этого, с правонарушителями работают педагоги и воспитатели, осуществляя их социально-педагогическую реабилитацию. Поэтому никаких оснований отпускать правонарушителя на свободу у них нет. Двадцать один процент курсантов выбрали на данный вопрос вариант ответа б) «обеспечивают только круглосуточный прием несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений, после чего распределяют их в социально-реабилитационные интернаты, где и осуществляется их временное содержание». В данном случае неверным вариантом ответа является тот, который гласит, что ЦВСНП не могут распределить и перевезти правонарушителя в социально-реабилитационный центр, поэтому содержатся подростки только в самом центре. Функциональные обязанности ЦВСНП гораздо шире, чем просто содержание подростков. Восемнадцать процентов опрошенных выбрали на этот вопрос вариант ответа д) «доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, предоставляют место для ночлега, оказывают медицинскую помощь, проводят санитарно-гигиеническую обработку, обеспечивают несовершеннолетних питанием. Двадцать один процент опрошенных ответили, что в) «ЦВСНП проводит индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляет среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, после чего избирают меру наказания». Это ответ неверный, так Центры временного содержания не проводят следственных действий и допросов несовершеннолетних правонарушителей, так как у них нет никаких прав для осуществления подобной деятельности. Тем более сотрудники ЦВСНП не могут избрать меру наказания. Мера наказания избирается и устанавливается только по решению суда в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации. Одним из значимых направлений социально-педагогической реабилитации является работа с лицами, ранее судимыми, так как именно они склонны к совершению рецидивных преступлений и ведению асоциального образа жизни. До того, как придет время снятия надзора, ранее судимый должен быть вести добропорядочный образ жизни, а для этого он должен быть резильентным, то есть готовым использовать все стрессы и жизненные трудности для полноценной реасоциализации. Понятие «резильентность» (от англ. «resilience» – пластичность, упругость) отражает жизнеспособность субъекта в условиях существенных жизненных трудностей, характеризует его способность с достоинством преодолевать трудности; демонстрировать устойчивость к ним, способность «не сломаться» под их воздействием [23, с. 15-17]. О. Н. Олейникова резильентность определяет как способность индивида достойно встречать и преодолевать неблагоприятные обстоятельства и вызовы, становясь при этом сильнее. Эту способность можно формировать путем освоения стратегий поведения в ситуациях сложностей и вызовов [21, с. 79-83]. В процессе осуществления социально-педагогической реабилитации сотрудник полиции должен у своих под учётных сформировать способность к резильентности. Но, к сожалению, готовность поднадзорного к резильентности не является одним из оснований о решении снятия или продления надзора над ним. На вопрос № 37 «Как вы думаете, что из перечисленного является полным перечнем оснований для снятия надзора с лиц, ранее судимых»? 41% опрошенных выбрали не верный вариант ответа г) «снятие судимости, смерть поднадзорного лица (или вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим), прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, если имеющаяся у него судимость погашена или снята». Правильный же вариант ответа, в котором перечислен полный перечень оснований для снятия надзора с лиц, ранее судимых, утвержденный Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" приведен в статье 9, выбрали 37 % курсантов. К полному перечню таких оснований относятся: - истечение срока административного надзора; - снятие судимости; - смерть поднадзорного лица (или вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим); - прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица; - наличие погашенной или снятой судимости [6]. Выводы. Проанализировав вопросы первого блока, позволяющие оценить знания обучающихся в области нормативно-правовой документации, обеспечивающей правильность и законность работы сотрудников полиции с поднадзорными гражданами следует сделать вывод о том, что пока не все обучающиеся знают необходимые нормативно-правовые акты. Они продемонстрировали крайне низкий процент правильных вариантов ответов на предложенные вопросы. Незнание нормативно-правовой документации может привести к тому, что сотрудник полиции не будет выполнять все возложенные на него обязанности, будет выполнять их некорректно или даже ─ незаконно. От непрофессиональных действий или бездействия полицейского могут пострадать граждане. Его некомпетентная работа приведет к росту правонарушений и преступлений, а также существенно снизит авторитет российской полиции. Для повышения компетентности будущих участковых уполномоченных полиции в области осуществления социально-педагогической реабилитации под учётных граждан нами было подготовлено и внедрено в учебный процесс «Уральского юридического института МВД России» учебное пособие «Кейс-стади для подготовки сотрудников правоохранительных органов к осуществлению социально-педагогической реабилитационной работы с поднадзорными гражданами». Благодаря методу кейс-стади у обучающихся формируются не только знания, умения и навыки социально-педагогической реабилитации, но и ценностное отношение к данному направлению служебной деятельности, что непременно положительно скажется на результатах их работы.