Full text
Введение. Принятое в науке понятие межкультурной коммуникации включает в себя совокупность разнообразных форм отношений между отдельно взятыми людьми и общностями, принадлежащими к разным культурам. Культурные различия, существующие между индивидами и социальными группами, обусловливаются целым рядом факторов, ключевыми среди которых являются этнический и религиозный. Не секрет, что национальные и конфессиональные особенности во многих случаях служат барьерами на пути полноценного общения и взаимодействия людей, вот почему особую актуальность приобретает вопрос о способах преодоления этих препятствий. Сегодня деятельность уголовно-исполнительной системы направлена на гуманистический вектор развития, который подразумевает подготовку высококвалифицированных специалистов, способных выполнять поставленные перед ними государством и обществом задачи. Таким образом, актуализируется роль вузов ФСИН России, повышается их ответственность за обучение и воспитание будущих специалистов. В современных условиях развития УИС одной из приоритетных задач для образовательных организаций ФСИН России является формирование у курсантов толерантного поведения в рамках обучения в вузе [1,2, 3]. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования Проблема формирования навыков межкультурной коммуникации у молодежи, основанной на принципах толерантности, уже долгое время находится в центре внимания различных научных направлений. Так, сущность понятия «толерантность» как социально-духовного феномена и общие аспекты формирования толерантности в современном полиэтничном и поликонфессиональном обществе отражены в трудах таких ученых, как: С. К. Бондырева [4], В. Н. Гурова [5], О. М. Гусейнова [6], Л. П. Ильченко [7], Е. И. Касьянова [8] и др. Так, например, в своих трудах С. К. Бондырева, Д. В. Колесов рассматривают толерантность как свойство личности. Для нас представляют интерес работы В. Н. Гурова, который выделяет признаки толерантности у обучающихся в образовательном процессе. Различные аспекты проблемы формирования межэтнической толерантности, культуры межнациональных отношений рассмотрены в трудах С. П. Доронина [9] , Л. М. Дробижевой [10], Д. И. Латышиной [11], И. Л. Набока [12] и др., а также в работах таких зарубежных ученых как: Г. Олпорт [13], Дж. Берри [14], С. Мендус [15], П. Николсон [16], М. Уолцер [17] и др. Так, И. Л. Набок относит толерантность к общечеловеческим ценностям и определяет ее как способность принимать различия в сфере человеческих отношений. Д. И. Латышина рассматривает толерантность как признание права человека быть непохожим на других. П. П. Николсон рассматривает толерантность как моральный идеал. М. Уолцер анализирует сущность понятия «толерантность» и выделяет пять ее определений. Вопросам формирования межэтнической толерантности обучающихся в ведомственных вузах уделяли внимание Н. Н. Жердева [18], А. В. Кудряшов [19], В. А. Кучер [20], Д. Н. Матвеев [21], Е. В. Сергеева [22], Т. И. Султанбеков [23]и др. Вместе с тем, вопросы формирования навыков межкультурной коммуникации у курсантов в образовательном процессе вузов ФСИН России остаются малоизученными [24, 25]. Цель работы заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемые направления по формированию навыков в области межкультурной коммуникации среди курсантов, на примере одного из вузов Федеральной службы исполнения наказаний – Владимирского юридического института. В качестве объекта настоящего исследования была выбрана такая группа населения нашей страны, как учащаяся молодежь, а именно курсанты и студенты Владимирского юридического института ФСИН России. Гипотеза нашего исследования – продуктивная межкультурная коммуникация возможна только в том случае, если участники такого взаимодействия располагают достаточным объемом знаний о культуре иных этнических общностей, а также готовы вести диалог с носителями других культурных ценностей на основе взаимного уважения. Материалы и методы Для определения исходного уровня сформированности межэтнической толерантности, диагностики общей коммуникативной толерантности, а также определения уровня конфликтоустойчивости курсантов и студентов Владимирского юридического института ФСИН России по отношению к другим этническим группам мы провели первый этап эксперимента нашего исследования. На первом (констатирующем) этапе эксперимента мы определили группы респондентов из числа курсантов 1-го курса юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России ЭГ– (50 человек) и КГ – студенты 1-го курса факультета права и управления Владимирского юридического института ФСИН России (50 человек). В целом выборка составила 100 человек. С помощью диагностического инструментария нами был проведен опрос в соответствии с выбранными нами методиками, а именно: опросник «Диагностика общей коммуникативной толерантности» В. В. Бойко [26] в модификации авторов; опросник «Определение уровня конфликтоустойчивости» Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов [26]; экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова [27]. Результаты Проведенное нами исследование (констатирующий этап) показало, что в соответствии с методикой «Диагностика общей коммуникативной толерантности» (В. В. Бойко) в ЭГ только 46,0% респондентов проявляют толерантность к окружающим людям других этнических групп при коммуникации во всех ситуациях. В КГ проявляют толерантность к окружающим людям других этнических групп при коммуникации во всех ситуациях 48,1% респондентов. Таким образом, только половина опрашиваемых респондентов проявляет толерантность при взаимодействии с людьми другой этнической принадлежности. В результате первоначальной диагностики по методике «Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) было выявлено, что в ЭГ низким уровнем конфликтоустойчивости обладает 26,0%, средним уровнем конфликтоустойчивости – 59,0%, высоким всего 15,0% респондентов. В КГ низким уровнем конфликтоустойчивости обладает 27,0%, средним – 61,0%, высоким – 12,0% респондентов. Таким образом, низким уровнем конфликтоустойчивости обладают больше четверти опрашиваемых в ЭГ и КГ. В соответствии с экспресс-опросником «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова) было выявлено, что у опрашиваемых респондентов в ЭГ и КГ общий (количественный) уровень толерантности находится на среднем уровне (ЭГ – 79,1; КГ – 83,1). В соответствии с результатами исследования по данной методике по субшкалам для качественного анализа аспектов толерантности для нашего исследования интересен тот факт, что уровень толерантности в соответствии с субшкалой «Этническая толерантность», как показал опрос, также находится на среднем уровне (ЭГ – 25,0; КГ – 27,2). Это подтверждает необходимость внедрения предлагаемых нами направлений по формированию навыков межкультурной коммуникации у курсантов и студентов Владимирского юридического института ФСИН России. Работа, проводимая коллективом Владимирского юридического института в сфере формирования навыков межкультурной коммуникации среди курсантов и студентов, подразделялась на два направления: учебное и внеучебное. Представим краткую характеристику каждого из этих направлений. Учебная работа была нацелена на то, чтобы вооружить курсантов необходимым объемом этнокультурной по своему содержанию информации. Эта задача решалась в процессе преподавания гуманитарных и социальных дисциплин. Например, в рамках курса «Отечественная история» поэтапно рассматривалось складывание единого Российского государства, изучались предпосылки вхождения в его состав разных народов. Преподаватели помогали обучающимся осмыслить культурные традиции каждой этнической группы не изолированно, а как неотъемлемую часть нашего общенационального историко-культурного наследия. Этническое и конфессиональное многообразие современного мира в целом и российского общества, в частности, раскрывалось на занятиях по дисциплинам «Культурология» и «Религиоведение». Немаловажное значение с точки зрения межкультурной коммуникации имело преподавание курса «Социология», в рамках которого рассматривались структура социума и взаимодействие этнорелигиозных групп как элементов этой структуры [28]. Нельзя не сказать и о такой учебной дисциплине, как «Профессиональная этика». На занятиях по этому предмету курсанты и студенты учатся учитывать национальный и конфессиональный факторы в общении с коллегами в служебном коллективе и в работе с осужденными. В целом следует сказать, что освоение гуманитарных и социальных дисциплин не только позволяет обучающимся получить развернутое представление об этнокультурном богатстве России и других стран, но и способствует выработке толерантного отношения к людям иной национальности. Учебную работу дополнили разнообразные внеучебные мероприятия. Если классифицировать их в зависимости от содержания, то можно выделить три основных аспекта внеучебной работы: просветительский, научный и воспитательный [29,30]. Просветительский аспект предполагает прежде всего правовое просвещение курсантов. Во Владимирском юридическом институте был организован правовой лекторий по антиэкстремистской тематике. Во внеучебное время преподаватели кафедры уголовного права и криминологии, а также кафедры управления и административно-правовых дисциплин проводили с обучающимися специальные лекционные занятия, на которых разъяснялось, что представляет собой экстремистская деятельность, каковы ее формы и какая ответственность предусмотрена российским законодательством за такого рода правонарушения. В проведении лектория наряду с преподавателями принимали участие сотрудники правоохранительных органов, представляющие УМВД и УФСБ России по Владимирской области [31,32]. Коллектив кафедры профессиональной языковой подготовки реализовал серию культурно-просветительских проектов. Они осуществлялись ежемесячно и во многих случаях были приурочены к знаменательным датам, таким как День славянской письменности и культуры, День русского языка, Всемирный день молодежи и др. Курсанты и студенты, участвующие в проектах, готовили сообщения и презентации по соответствующей тематике и выступали с ними перед сокурсниками. Кроме того, были организованы интеллектуальные викторины и литературные композиции. Цель данных проектов заключалась в том, чтобы приобщить обучающихся к культурному и языковому многообразию современного общества, а также сформировать в их сознании готовность к позитивному восприятию духовных ценностей, сложившихся в рамках иных культур. Аналогичную направленность имеет Всероссийская просветительская акция «Большой этнографический диктант», посвященная Дню народного единства. Курсанты вуза принимали активное участие в ней. Интересно отметить тот факт, что перечень заданий, составленный в Федеральном агентстве по делам национальностей, был дополнен вопросами по истории и культуре Владимирского края. За счет этого работа над диктантом позволила обучающимся приобрести новые знания не только об историко-культурном наследии нашей страны в целом, но и о культурной специфике того региона, где они сейчас живут и получают образование. Второй аспект внеучебной работы включал в себя научные мероприятия. В институте ежегодно проводится несколько научных конференций межвузовского уровня, тематика которых напрямую касается межкультурной коммуникации. Среди таких мероприятий следует назвать научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы формирования межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде», приуроченную к Международному дню мира, научно-теоретическую конференцию «Языки и культура многонациональной России», приуроченную к Международному дню родного языка, и форум «Рождественские образовательные чтения», проводимый с участием Владимиро-Суздальской митрополии Русской православной церкви. На конференциях курсанты ВЮИ ФСИН России и других вузов представляют результаты своих научных исследований, посвященных таким актуальным вопросам, как гармонизация межэтнических и межрелигиозных отношений в обществе, противодействие экстремизму и терроризму. Третий и наиболее многоплановый аспект внеучебной деятельности, направленной на формирование навыков межкультурной коммуникации, – это воспитательные мероприятия. Одну из основных форм воспитательной работы составляют регулярные встречи обучающихся с представителями религиозных организаций. В институте обучаются курсанты и студенты разных национальностей и вероисповеданий из 72 регионов страны. Для того, чтобы поддерживать здоровый морально-психологический климат в таком большом коллективе, важно использовать авторитет духовенства, представляющего традиционные для российского общества конфессии, в частности, православие, ислам и буддизм. Кстати, на встречи со священнослужителями приглашаются не только их единоверцы, но и обучающиеся любой иной религиозной принадлежности без ограничений. Это вполне логично, если учесть, что на таких встречах речь идет о миролюбии, веротерпимости и уважении к человеческой личности как об общепринятых нравственных ценностях, образующих единый духовный фундамент разных религиозных традиций. Большой вклад в воспитательную работу с обучающимися внесла Общественная организация ветеранов института. Ветераны, много лет проработавшие в уголовно-исполнительной системе, рассказывают курсантам и студентам о своих трудовых буднях, о службе в «горячих точках» нашей страны и за ее пределами, о трудовом и боевом братстве, которое должно составлять основу для служебного коллектива в любой правоохранительной структуре. Ценный опыт межкультурной коммуникации обучающиеся приобретают на творческих конкурсах, наиболее масштабный среди которых – ежегодно проводимый Фестиваль национальных культур. Он проходит как соревнование нескольких команд, представляющих разные регионы России. Выступление каждой команды включает в себя видеопрезентацию, отражающую этнокультурные традиции данного региона, и целый ряд творческих состязаний, в частности, чтение стихотворения на национальном языке, исполнение народных песен и танцев, рассказ о народном костюме. Нельзя не упомянуть и о таком творческом мероприятии, как конкурс стенной печати на тему «Нет экстремизму!». Участие в этом конкурсе способствует формированию у курсантов и студентов активной гражданской позиции, направленной на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений и противодействие ксенофобии. По итогам проведенной работы по формированию навыков межкультурной коммуникации нами была проведена повторная диагностика по вышеобозначенным методикам в ЭК и КГ. Во втором (формирующем) этапе эксперимента также участвовали две группы испытуемых. В первую (ЭГ) вошли курсанты 1-го курса юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России ЭГ– (50 человек) и во вторую (КГ) – студенты 1-го курса факультета права и управления Владимирского юридического института ФСИН России (50 человек). ЭГ подвергалась воздействию посредством внедрения предложенных нами направлений по формированию межэтнической толерантности у курсантов, КГ – нет. На основании анализа результатов повторной диагностики по методике В. В. Бойко (опросник «Диагностика общей коммуникативной толерантности» в модификации авторов) было выявлено, что в ЭГ, процент респондентов проявляющих коммуникативную толерантность к представителям других этнических групп (во всех ситуациях), составил: до эксперимента 46,0%, а после – 57,0%. В КГ процент респондентов, проявляющих коммуникативную толерантность по отношению к людям из других этнических групп (во всех ситуациях), остался практически неизменным и составляет 48,1%. Повторная диагностика по методике «Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) выявила, что в ЭГ высокий уровень конфликтоустойчивости повысился с 15,0% до 21,0%, средний уровень повысился с 59,0% до 68%, низкий уровень конфликтоустойчивости понизился с 26,0% в начале эксперимента и до 18,0% от общего числа респондентов после эксперимента. В КГ высокий уровень конфликтоустойчивости респондентов остался неизменным и составляет 12,0%, средний понизился на 2,0% и стал составлять 59,0%, низкий уровень конфликтоустойчивости повысился на 2,0% – с 27,0% при первоначальной диагностике до 29,0% при повторной. В соответствии с полученными данными по методике «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова) было выявлено, что у респондентов ЭГ общий (количественный) уровень толерантности повысился на 10 баллов (с 79,1 до 89,1) и находится на среднем уровне. У КГ повышения общего уровня толерантности не произошло. Уровень толерантности по субшкале «Этническая толерантность» у ЭГ повысился на 6, а у КГ на 1,0. Итак, в ЭГ наблюдается повышение как общего показателя уровня толерантности курсантов, так и уровня толерантности по субшкале «Этническая толерантность». В КГ, с которой эксперимент проведен не был, изменений практически не наблюдается. Таким образом, реализация выделенных нами направлений работы по формированию межэтнической толерантности способствовала налаживанию тесных, конструктивных, добропорядочных и уважительных отношений между обучающимися различных конфессий и этносов, что в конечном итоге позволяет говорить о повышении уровня межэтнической толерантности в ЭГ у курсантов Владимирского юридического института ФСИН России, в соответствии с результатами проведенного исследования. Заключение Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что к настоящему времени во Владимирском юридическом институте реализуется большой комплекс мероприятий, нацеленных на формирование навыков межкультурной коммуникации среди обучающихся. Он включает в себя учебную и разнообразную по содержанию внеучебную работу. Все используемые виды деятельности дополняют друг друга и способствуют решению двух взаимосвязанных задач: во-первых, преподнести курсантам и студентам достаточные по объему знания об этнокультурном многообразии современного мира в целом и российского общества, в особенности, а во-вторых, выработать у обучающихся осознанное, толерантное отношение к людям иной национальности и вероисповедания, способность и готовность к восприятию других культур и уважительному диалогу с их носителями. Перспективным направлением исследования является опыт формирования навыков межкультурной коммуникации у курсантов, рассмотренный на примере Владимирского юридического института федеральной службы исполнения наказаний, который может быть применен и другими высшими учебными заведениями в целях повышения эффективности учебной и воспитательной работы среди студентов и курсантов.