Full text
Введение Для достижения поставленных правительством России стратегических ориентиров развития государства на период до 2025 года необходима организация эффективной деятельности различных государственных институтов, в том числе, системы образования, в частности, в области национальных проектов [1]. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2019-2025 гг. представлен ряд стратегических решений на вызовы современного общества, связанных, в первую очередь, с усилением конкуренции, которая затронула не только рынки капитала и технологий, но и в том числе системы развития человеческого потенциала. Предполагается, что изменения в формировании новой технологической базы будут основаны на внедрении инновационных научных достижений во всех сферах общества, следовательно, остро встает вопрос наличия научно-технического потенциала и высокотехнологичного производства, решение которого во многом зависит от уровня качества профессиональных кадров, их конкурентоспособности [2]. Возникает проблема дефицита высококвалифицированных кадров [3]. В условиях жесткой конкуренции на рынке труда квалифицированных специалистов рабочие места на производственных предприятиях часто оказываются незанятыми в силу разных причин [4]. Юноши и девушки, осуществившие обучение по рабочим специальностям, не стремятся пополнить ряды сотрудников производственных предприятий [5]. В то же время выпускники со средним общим образованием или средним специальным образованием не обладают нужной квалификацией для выполнения сложных производственных заказов [6]. Это те процессы, которые мы наблюдаем в реальной жизни. Следовательно, совершенно необходимо внедрять принципиально новые, оригинальные подходы к решению данной проблемы. По данным авторитетных средств массовой информации (РБК, АиФ, ИА Регнум и др.) за последнее десятилетие доля секторов экономики с высоким уровнем задействования рабочих специальностей существенно сократилась [7; 8]. Для решения проблемы, по данным Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук, нужны, прежде всего, инвестиции в образование и профессиональную ориентацию [9]. Таким образом, объективная необходимость решения названной нами проблемы касается нехватки рабочих кадров всех уровней квалификации. Проблемная область обозначена весьма ясно [10]. Также очевидно, что начинать решение проблемы необходимо с самого первого уровня – то есть подготовки молодых рабочих кадров, их мотивации к работе с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей [11]. Необходимо заметить, что государство, осознавая свою долю ответственности в возникновении проблем, принимает стратегические решения и организует меры поддержки для учебных заведений. К решению проблемы с нехваткой рабочего персонала подключаются вузы, колледжи, техникумы, которые в соответствии с социальным заказом разрабатывают специальные условия обучения высококвалифицированных, технически подготовленных инженерных кадров, способных обеспечить достойный уровень труда. В системе профессиональной подготовки большое внимание уделяется участию работодателей, а Союзом «Агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) организована система чемпионатов для обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными, конкурентоспособными кадрами [12]. Участие в таком чемпионате – это возможность для молодых людей укрепиться в выборе профессии, осознать лично для себя смысл выбранного профессионального труда. Одним из основных требований при подготовке участников чемпионата при подготовке к чемпионату WorldSkills является осознание ими необходимости научной организации труда [13], следовательно, возникает необходимость раскрытия содержания данного понятия, позволяющего рассматривать этот процесс как средство повышения конкурентоспособности при подготовке к чемпионату WorldSkills. Обзор отечественной и зарубежной литературы Р.Ф. Бурганов, раскрывая вклад американского инженера, Ф. Тейлора [14], по праву считающегося основоположником научного направления в организации труда и научного менеджмента, подробно освещает, за какие открытия Ф. Тейлор получил ряд патентов, а именно, в области организации труда и увеличения прибыли через повышение производительности труда, его разделении и освоении работником самого рационального способа производства, основанного на научном подходе, чередовании труда и отдыха, выполнение функции управления при этом предполагалось специальными управляющими [15]. Позже с развитием индустриализации общества исследователи Ф. Ретлисбергер, У. Диксон, принимая во внимание иерархию потребностей, сделали важный вывод о том, что поведение человека определяется мотивацией к выполняемой работе [16; 17]. Результаты исследований Е. Майо, основанные на идее взаимосвязи политических и социальных проблем индустриального общества, свидетельствуют о необходимости поиска новых путей мотивации работников, в основе которых, по его мнению, - высокий уровень образованности работников, а возможность чувствовать себя увереннее при выполнении трудовой деятельности появляется через многократные пробы, через труд [18]. Американские исследователи Д.К. МакКлеланд, Д. МакГрегор считают необходимым уделять первостепенное значение для достижения эффективности труда реализации у человека потребности достижения, рождающей соответствующий мотив [19; 20]. Д. МакГрегор, исследуя вопросы управления человеческими ресурсами, изучив стили руководства и выделив основные проблемы лидерства, в работе «Человеческая сторона предприятия» обосновал важность способности работника-управленца предсказывать и контролировать поведение других людей [21]. В дальнейшем разработкой теории мотивации труда занимались Э. Лоулер и Л. Портер, представившие в своих моделях мотивации взаимосвязь между производительностью труда работника и его личной удовлетворенностью трудом [22]. О необходимости рассмотрения содержания вопросов мотивации труда идет речь в работах современных зарубежных исследователей о тенденциях рынка труда [1; 23; 24; 25], предлагающих различные системы стимулирования профессионального развития работников, основываясь, например, на теории Ф. Герцбурга [26], А. Маслоу [27]. Огромный вклад в становление отечественной истории научной организации труда был внесен А.К. Гастевым, организовавшим в 1920 году в Москве Центральный институт труда ВЦСПС. В научном труде А.К. Гастева была разработана методика обучения трудовым приемам, основанная на анализе трудовых движений, фиксировании, фотографировании последовательности отдельных элементов движения органов человека, задействованных при совершении тех или иных трудовых операций при подготовке рабочих специальностей: слесарей, монтеров, кузнецов. Заслуживает уважения и была проверена временем рационализаторская идея А.К. Гастева о необходимости овладения работником любого труда, хоть умственного, хоть физического, методом анализа, умением организации рабочего места. Кроме того, в начале ХХ в. А.К. Гастевым были сформулированы основные правила для всякого труда, в основу которых положены личностные качества: трудовая выдержка работника, переходящая в привычку, умение, в первую очередь, представить результат работы, а затем спланировать приемы и методы работы, подготовить необходимый инструмент, а успех в овладении профессиональным умением, по его мнению, обусловлен, в свою очередь, и умением работника настроить свой организм на усвоение системы трудовых тренировок. Механизмом процесса организации труда А.К. Гастев считал мастерское владение работником хотя бы одной операцией, основывающееся на умении рассчитать эту операцию и ускорить ее по времени, показать фактически большую производительность труда за меньшее время. Учитывая идеологию того времени, первоочередным был смысл труда, воспитывающий человека, заставляющий его совершать личные трудовые достижения на благо и развитие государства. Именно благодаря такой мотивации, имеющей направленность на увеличение могущества государства, эти принципы организации труда стали основой трудовой культуры и получили повсеместное распространение [28]. На современном этапе развития постиндустриального общества, несомненно, необходимо учитывать основополагающие принципы научной организации труда [29; 30]. Однако, учитывая необходимость внедрения инновационных научных достижений во всех сферах общества, формирование новой технологической базы, под научной организацией труда для повышения конкурентоспособности при подготовке к чемпионату WorldSkills будем понимать процесс организации профессионального труда, направленный на повышение его производительности, позволяющий личности оставаться конкурентоспособной в условиях высокотехнологичного производства и дающий возможность реализации замысла своей жизни. Результаты исследования Основываясь на представленном выше понимании научной организации труда, рассмотрим, каким образом это направление, связанное с внедрением, в первую очередь, технологического и компетентностного подходов, как на производстве, так и в управленческих процессах, позволяет за счет моделирования увеличить темпы производства, повысить его эффективность. Одним из самых важных шагов является внедрение в систему российского образования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по ТОП-50, разработанного в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. ФГОС по ТОП-50 были сформированы в соответствии с принципами модернизации российского образования и в русле стратегических целей развития системы профессионального образования [31]. Главным отличием новой системы стандартов в области профессионального образования по 50 актуальным специальностям являются: включение, наряду с общими положениям, требований к структуре основных образовательных программ (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; определенные условия реализации основных образовательных программ и оговоренные результаты освоения основных образовательных программ. Именно на эти результаты, прежде всего, ориентируются составители образовательных программ подготовки специалистов рабочих специальностей в условиях конкретной образовательной организации. Одним из ориентиров ФГОС по ТОП-50 являются правила и требования, предъявляемые к участникам международной организации WorldSkills International, национальное представительство которой действует «в целях обеспечения экономики Российской Федерации высококвалифицированными кадрами и повышения роли профессиональной подготовки молодых профессионалов». Национальные чемпионаты WorldSkills в нашей стране приобретают все большую популярность, благодаря высокому уровню соревнований и широкому освещению в средствах массовой информации. Обобщая содержание критериев оценивания конкурсных заданий в рамках разных компетенций, отметим, что они основываются на общих принципах научной организации труда, так как первоочередными выступают владение умением планировать, действовать системно при выполнении поставленных задач, эффективно организовывать рабочее место, соблюдая технику безопасности, прогнозировать трудовые действия с учетом конкретной ситуации, а профессионализм, отточенность выполняемых операций достигается через многократные повторения, опыт, который приходит через труд, причем сам смысл труда при этом становится ключевым в дальнейшем профессиональном становлении участников соревнований [32]. В качестве поощрения – возможность трудоустройства для продолжения дальнейшего профессионального пути. Российские молодые специалисты, участвующие в этих соревнованиях, показывают отличные результаты на международном уровне, а соревнования молодых специалистов в высокотехнологичных областях приобретают большой вес в становлении их профессиональной карьеры, динамика показателей их успешности ежегодно возрастает (рис. 1). Рисунок 1 – Количество победителей и призеров структурных подразделений колледжа Система управления трудом, представляющая собой письменное описание задания, которое необходимо выполнить работнику, с указанием предположительно затрачиваемого времени, определяет и размер вознаграждения, от 30% до 100% обычной стоимости, что, в свою очередь, является основой системы ставок труда. Данная система Тейлора, в основе которой культура и производительность труда, мотивация вознаграждением, рассчитанным определенным образом, являясь основой формирования компетенций, позволяет оптимизировать организацию труда на производстве, сделать его более эффективным, следовательно, может быть основой при подготовке студентов к чемпионатам «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Идея Тейлора, заключающаяся в разбиении производственного процесса на отдельные элементы и позволяющая определить наиболее эффективный способ выполнения каждого элемента и обучить остальных работников, актуальна и сейчас. По мнению исследователей, концепция Тейлора применима на современном этапе развития производственных отношений, однако, требует адаптации, а именно, овладения работниками функцией планирования, так как современные виды трудовой деятельности характеризуются творческими и инновационными составляющими. Следовательно, человеческий капитал приобретает первостепенную важность, именно от него зависит научно-технический прогресс, поэтому первоочередной становится задача выбора наиболее компетентных работников для дальнейшей профессиональной подготовки. Компетентность работника в данном случае – это умение верно определить достижимые цели в конкретной практической ситуации, учитывать имеющиеся ресурсы, потребности участников и выбрать наиболее оптимальные пути решения поставленной профессиональной задачи. Так, в Сургутском политехническом колледже в 2015 году при проведении I регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) было 6 победителей и призеров по компетенции СП-1 Отделение общеобразовательных дисциплин, СП-2 Отделение строительства и транспорта, СП-3 Отделение сферы услуг, СП-4 Энергетическое отделение, в 2018–2019 гг. их число составляло 8 человек. Значительно возросло число победителей по компетенции СП-3: в 2015 году было всего 2 победителя, в 2019 году уже 7 победителей. Число призеров по компетенции СП-4 держится на стабильном уровне 3–5 человек. В целом, данная статистика отражает явную положительную динамику в росте компетенций, и указывает на большую мотивационную роль чемпионата WorldSkillsRussia, полезную для улучшения российской ситуации с рынком труда рабочих профессий. По имеющимся данным, наибольшие результаты у участников колледжа проявляются в столярном деле, сварочных технологиях, а также в ремонте и обслуживании легковых автомобилей. За период 2014–2019 гг. участники по данным направлениям занимали преимущественно первые места. Общая количественная динамика компетенций за рассматриваемый период приведена на рис. 2. Рисунок 2 – Количественная динамика компетенций учеников колледжа В связи со спецификой образовательных организаций (техникумов, колледжей, училищ), связанной с приобретением обучающимися профессии, обучение необходимо вести на материале, связанном с будущей профессией. Профессиональная направленность преподавания стимулирует процесс познания обучающихся. В программе приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), инициированном Министерством образования и науки, Министерством труда и другими государственными органами Российской Федерации, говорится о необходимости организовать такие условия обучения, которые позволили бы массово готовить специалистов высокого уровня с учетом всех современных требований. Создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы среднего профессионального образования позволит увеличить количество выпускаемых рабочих кадров к концу 2020 года до 50 тысяч человек. Образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования с учетом требований стандарта ФГОС по ТОП-50, будут способны выпустить специалистов нового уровня, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills Russia. Таким образом, вопрос нехватки рабочих-профессионалов в производственных отраслях стоит достаточно остро. Если в ближайшее время не произойдёт радикальных изменений в этой области, Россия рискует остаться страной услуг и сырьевым придатком. Качественного сдвига в этой области можно добиться только при условии комплексного подхода к проблеме, подключения к ее решению всех заинтересованных сторон. При этом основной упор следует сделать на ранней профессиональной ориентации, мотивации и стимулировании молодежи и студентов, повышении престижа рабочих профессий. Делать это можно различными способами, с помощью форм и методов профессионального обучения, имеющих в своей основе принципы научной организации труда. Заключение Таким образом, основой научной организации труда на современном этапе развития производства является компетентностный подход, а в содержание понятия компетенции, согласно Спецификации стандартов, включены знания и навыки. Учет мировых практик, включая российские, позволяет определить одну из важных задач научной организации труда в современном обществе – это определение наиболее эффективных способов повышения производительности труда, как производственного, так и управленческого, основанных, прежде всего, на технологизации производственных процессов, возможной через повышение квалификации труда работников, овладения ими современными компетенциями, знаниевый компонент которых основывается на достижениях науки и подтверждается практикой усовершенствований. Таким образом, руководствуясь принципами научной организации труда при подготовке участников чемпионата WorldSkills Russia, можно повысить конкурентоспособность профессиональных кадров.