Full text
Введение Современная образовательная парадигма ставит особую цель перед педагогическими работниками, а именно – обучить и воспитать будущие кадры согласно требованиям работодателей. Однако данный ориентир представляется сложно реализуемой задачей, так как система образования является закрытой и не обеспечивает в полной мере плавный переход во взрослую самостоятельную жизнь. Обнаружив эту закономерность, мы выяснили, что в рамках отдельных учебных предметов слабо развито формирование у обучающихся гибких навыков. Понятие гибких навыков (англ. soft skills) можно определить как «личные качества, позволяющие эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми, полученные через дополнительное образование и личный опыт и используемые для дальнейшего развития в профессиональной деятельности».[4] Гибкие навыки характеризуются как универсальные, надпрофессиональные, поведенческие и коммуникативные, поскольку они являются частью любой человеческой деятельности, отражают реакцию на поведение собеседника и развиваются в процессе коммуникации. Soft skills дополняют hard skills – твёрдые навыки, которые, в отличие от гибких, являются узкопрофессиональными, т.е. характерными для определённой деятельности. В первую очередь, обучение в школе нацелено на формирование именно твёрдых навыков, например, технике написания сочинений по русскому языку, навыку деления в столбик на математике, решению задач по физике, умению прыгать в длину на физкультуре и т.д. В итоге выпускник покидает школу с багажом разрозненных знаний, применение которым он не может найти в силу недостаточно развитых навыков самоорганизации, креативности и коммуникации. Ответ на поставленный вопрос о том, какими навыками нужно обладать, чтобы добиться успеха в любой выбранной деятельности, лежит на поверхности. Для достижения рабочих целей и задач необходимо развивать как твёрдые, так и гибкие навыки. Только в совокупности они составляют цельный образ желанного работника. Мы, как преподаватели иностранных языков, хорошо знаем, каким образом сформировать и развить ряд языковых hard skills. Навыки работы с тестами разнообразных форматов, выполнения грамматических и лексических упражнений, навыки отработки различных видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма) и многие другие были исследованы как отдельно, так и в контексте различных педагогических технологий. Сегодня перед нами стоит другая задача – изменить вектор программы общего развития и направить его на формирование гибких навыков в рамках учебного предмета «Иностранный язык». Как было сказано ранее, в современном образовательном пространстве разработано и описано множество технологий, в том числе и методология eduScrum, ставшая основой нашего научно-практического исследования. Она представляет собой улучшенную версию проектной методики, которая стала более приближена к реальным жизненным ситуациям и сочетает в себе принципы концепции Agile [1], вовлеченность всех участников обучения, привлекательную терминологию и комплекс дополнительных ресурсов, помогающих педагогу отследить индивидуальную и групповую работу учащихся. Технология eduScrum наиболее эффективно позволяет моделировать изменчивые условия современного мира, тем самым развивая такие группы гибких навыков, как навыки взаимодействия в коллективе, личностные навыки, навыки планирования и навыки жизнестойкости. Сопоставительный анализ требований ФГОС к выпускникам СОШ и перечня навыков, успешно формируемых в рамках технологии eduScrum, позволяет нам считать эту технологию наиболее перспективным инструментом по развитию soft skills в средней школе. Целью нашего исследования является не только описание и систематизация материалов, посвященных технологии eduScrum, но и использование потенциала методологии в формировании и развитии гибких навыков на уроках иностранного языка. Мы стремимся показать, что посредством вышеописанной технологии возможно осуществить указанные во ФГОС требования и сократить разрыв между системой компетенций, даваемых школой, и условиями в реальной жизни. Для подкрепления теоретических изысканий мы решили проверить на практике гипотезу о том, что технология eduScrum выступает наиболее эффективным инструментом в развитии гибких навыков. В рамках прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и преддипломной практики студентов-магистрантов мы апробировали теоретические положения выпускной квалификационной работы. Также на основе данных, полученных в первый период работы со школьниками, мы создали практическое приложение в виде электронной книги и материалов, облегчающих внедрение технологии eduScrum и раскрытие гибких навыков у обучающихся. Эмпирическая часть исследования продолжилась во второй период работы с 11-классниками, где нам удалось посмотреть на SCRUM в действии и откорректировать электронное пособие для учащихся и учителей. Обзор отечественной и зарубежной литературы Анализ научной литературы показал, что в работах современных ученых не раскрывается проблематика использования технологии eduScrum на уроках иностранного языка с целью развития гибких навыков, что обусловливает новизну и практическую значимость нашего исследования. Его основой стали статьи и книги, посвященные как SCRUM, так и soft skills в отдельности. Изучением технологии SCRUM занимались и зарубежные, и отечественные ученые. Первыми методологами стали Дж. Сазерленд и К. Швабер, которые в своих многочисленных пособиях детально описали схему внедрения данной методики в работу проектных групп IT компаний.[22] Они зафиксировали историю становления методологии в качестве собственного продукта, проверенного на различных бизнес-площадках и доказавшего свою эффективность. Дж. Сазерленд и К. Швабер в своих трудах определяют SCRUM как систему организации работы команд в условиях изменчивости современного мира. В книге “Scrum. Революционный метод управления проектами” они подробно рассматривают каждый элемент технологии, например, длину спринтов, критерии выбора скрам-мастера, схему постановки задач и многое другое. Став популярной в среде бизнеса, методология SCRUM обратила на себя внимание голландского преподавателя школы Вилли Вейнандса. Он исследовал технологию и превратил её в новую методику обучения, которая стала называться eduScrum (от слияния двух английских слов ‘education' - обучение, и ‘scrum’ - схватка в регби). Совместно с другими учителями, экспериментатор создал сайт, посвященный технологии, и свод правил, содержащий описание элементов eduScrum и принципы их внедрения.[32] В представлении Вейнандса заказчиком проекта в реалиях школы выступает сам учитель, а команду возглавляет скрам-мастер, выбранный среди обучающихся. Он утверждает, что данная методика является способом организации обучения, в то время как материал для бэклога проекта может быть взят из учебников и дополнительных ресурсов, используемых на обычном уроке. Перенимая опыт зарубежных коллег, группа учителей из России во главе с официальным представителем автора eduScrum в России Екатериной Бредихиной создаёт русскоязычный сайт и систему тренингов, обучающих данной методологии. Отечественные исследователи называют eduScrum “активной формой сотрудничества, при которой учащиеся в команде выполняют задания в фиксированном ритме".[29] Немаловажный вклад в развитие eduScrum внес Сергей Афонин – учитель информатики и спикер по «смешанному обучению». Как и В. Вейнандс, он создал сайт, где размещает свои статьи и размышления по поводу данной технологии.[23] С. Афонин считает, что Agile – наиболее перспективное направление в современной методике преподавания, поскольку оно дает учащимся инструменты для самостоятельного познания. Также его сайт полезен с практической точки зрения, поскольку в блоге учитель подробно рассказывает об этапах внедрения eduScrum на уроках информатики. Изучением же soft skills занимались как крупные организации, так и отдельно взятые ученые. Основной вклад в развитие данного понятия внесли два документа: Agile-манифест разработки программного обеспечения и рабочие документы собрания Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР), вышедший в 2009 году под названием “Навыки и компетенции 21 века для учащихся Нового Миллениума в странах ОЭСР”. [30] В первую очередь рассмотрим манифест, основополагающие принципы которого выдвигают на передний план коммуникацию между разработчиками, постоянное саморазвитие, обучение и гибкость проекта и проектировщиков. Составители Agile-манифеста признают изменчивый характер окружающего мира и объясняют важность гибкости при работе с продуктом и людьми, его выпускающими. Данный подход положил начало всемирному распространению идей Agile, что впоследствии обусловило необходимость выделения конкретных качеств работников, способных эффективно функционировать в системе Agile. Что касается документа стран ОЭСР, то в нем предельно ясно отражены направления развития системы образования таким образом, чтобы она могла способствовать формированию soft skills. В положении о навыках и компетенциях 21-го века составители отмечают три плоскости – информационную, коммуникативную и плоскость этики и социального воздействия. К первой группе относятся навыки, связанные с обработкой информации и с её созданием (учитывая тот факт, что знание служит также и продуктом деятельности), такие как навык решения проблем, отбор, анализ, поиск, интерпретация и многие другие. В коммуникативной плоскости страны ОЭСР выделяют навыки информационной и медиа грамотности, критического мышления, навыки виртуального общения, гибкость и др. Третья группа навыков включает в себя знание и следование этическим нормам, ответственность и навыки рефлексии. На наш взгляд, наиболее информативно отражает понятие гибких навыков статья Горьковой О.П., Козловского Н.В.,Матыкиной В.С. и Петрова А.В. “Soft skills: в поисках универсальных трактовок “гибких” навыков современных работников”. [8] В данной работе рассматривается роль skills, приводится наиболее полный список навыков, которые разделены на четыре основные группы. Также эта статья представляется нам интересной благодаря результатам опроса самих работников, из которых мы можем сделать вывод о том, что важность гибких навыков сегодня понимают не только работодатели, ориентирующиеся на максимальную эффективность своего предприятия, но и кадры, целеустремленные и заинтересованные в карьерном росте. Материалы и методы При разработке модели практического приложения мы опирались на УМК «Spotlight 11» и с помощью приложений, таких как PowerPoint, Miro, Google Forms, YouTube, ВКонтакте и Learn English British Council, мы организовали работу 11 «А» класса МБОУ СОШ № 17 Коломенского г.о. согласно eduScrum. Основываясь на материалах исследований в области внедрения указанной технологии и развития гибких навыков, мы выполнили выборку методов, необходимых для проведения эксперимента. Среди теоретических методов мы использовали: ● анализ зарубежной и отечественной литературы по теме нашего исследования, в том числе методических пособий по преподаванию иностранного языка; ● анализ учебно-методического комплекса «Spotlight» для 11 класса средней образовательной школы для подготовки соответствующего приложения; ● обобщение и синтез имеющихся материалов для создания наиболее точного определения soft skills; ● метод классификации при описании комплекса сформированных навыков у выпускников школы согласно ФГОС. После проведения первого этапа подготовки к экспериментальному исследованию мы создали теоретическую базу, разъясняющую принципы действия технологии eduScrum и его потенциал в развитии гибких навыков. Проанализировав статьи и заметки С. Афонина и В. Вейнандса, мы подготовили ряд эмпирических методов. В дальнейшем они были использованы для апробации практического приложения в 11 классе МБОУ СОШ №17 Коломенского г.о.: ● наблюдение за поведением и прогрессом обучающихся; ● экспериментальный метод по внедрению практического приложения к учебнику «Spotlight 11»; ● анкетный опрос для выявления представлений учащихся о soft skills и для фиксирования изменений в ретроспекции. В рамках прохождения преддипломной практики перед нами стояла задача на протяжении месяца провести апробацию положений практической главы выпускной квалификационной работы. Целью данной практики стало внедрение и усовершенствование электронного приложения к УМК, созданного для организации работы на уроках иностранного языка согласно технологии eduScrum. Перед началом работы мы выяснили, что 11 класс, который стал экспериментальной площадкой для нашего исследования, готовился начать восьмой модуль учебника «Spotlight 11», к которому мы и подготовили электронный pdf-файл с заданиями. В него включены не только упражнения из учебника, перенесенные в Google Forms для оптимизации деятельности учащихся на уроке и удобства проверки заданий учителем, но и дополнительные ресурсы и задания, направленные на развитие коммуникативной компетенции у обучающихся. Предложенные упражнения также разделены на team tasks (командные задания) и individual tasks (индивидуальные задания). Далее, на двух первых занятиях нами были организованы теоретические уроки по технологии eduScrum. Учащиеся ознакомились с терминологией SCRUM и задали интересующие их вопросы. В качестве домашнего задания школьники получили презентацию, которую они разбирали на уроке. На втором теоретическом занятии были использованы элементы практики, а именно была проведена часть Agile-игры «Времена года», созданной С. Афониным и Н. Гульчевской, и были сформированы три команды по четыре человека под рабочими названиями Team 1, Team и 2 Team 3. [2] Учащиеся также зарегистрировались на площадке Miro, где в дальнейшем оформляли скрам-доску для визуализации собственного прогресса и удобства фиксации работы команд учителем. Третий урок ознаменовался началом первого спринта, который был открыт первым stand-up митингом. На нем ребята учились планировать работу на урок и впоследствии отмечать личный прогресс и качество командной работы. С первых же уроков мы увидели результат, принесенный технологией eduScrum: 1. Учащиеся стали более мотивированы к выполнению заданий, поскольку за каждое было предусмотрено определённое количество баллов. 2. 11-классники решали учебные и проектные задачи в дискуссии. 3. Стало налаживаться общение в сформированных командах и в классе в целом. 4. Возрос интерес к дисциплине в целом и к тому, что происходит на уроках английского языка. Получив первые результаты, мы продолжили работу в заданном темпе. Важно отметить, что спринты (одинаковые промежутки времени, данные на решение определённого комплекса задач) состояли каждый из пяти уроков. В учебные задачи первого спринта входили разбор и изучение юнитов 8a, 8b, 8c и 8d восьмого модуля «Spotlight 11»; второй спринт включал в себя разделы 8e, Culture Corner, Art and Design, Eco-tourism и Progress Check. На этапе планирования деятельности обучающихся были подсчитаны баллы за каждое задание и общая сумма очков, которая может выйти по итогу прохождения каждого периода. Первый спринт завершился ретроспекцией трёх команд и обменом идей и мнений по поводу организации занятий и отношений внутри команды. Учащиеся отметили удобство командного обучения и недостатки работы с некоторыми приложениями. Вместе мы обсудили пути решения возникнувших проблем и наметили план на следующий этап учебного процесса. Второй спринт начался на восьмой урок преддипломной практики с планирования деятельности и смены скрам-мастеров каждой из команд. Цель данной смены заключалась в предоставлении возможности проявить себя как лидера группы другому обучающемуся и сравнить работу команд с разными капитанами. Во время второго спринта стало заметно, что учащиеся усвоили механизм eduScrum и следуют его принципам, параллельно отмечая вместе с преподавателем те гибкие навыки, которые они могут развить на данном этапе обучения. Обстановка в классе стала более спокойной благодаря отлаженной системе работы и устраненным помехам. В завершении второго спринта учащиеся 11 «А» писали контрольную работу, которая выявила достоинства и недостатки командной и индивидуальной работы. Также была проведена рефлексия по итогам работы в режиме eduScrum. Обучающиеся отметили, что обучение в командах было очень удобно и развило ряд их гибких навыков. Среди проблем, с которыми они столкнулись, были работа со скрам-доской и получение баллов, которые многих мотивировали, но некоторых, наоборот, путали. В целом учащиеся были довольны проделанной работой и с радостью повторили бы подобный эксперимент в будущем. Результаты исследования Во время подведения итогов практической части нашего эксперимента мы обратили внимание на ряд результатов, полученных в процессе работы по технологии eduScrum с 11 классом. В первую очередь нам бы хотелось отметить, насколько важен этап планирования и подготовки проведения уроков в рамках данной методологии. Сюда входит и изучение технологии, и процесс создания электронной книги, и ознакомление учащихся с принципами действия eduScrum. На этом этапе решается, как успешно будет проходить обучение. Во-вторых, фактор новизны и предоставляемая самостоятельность вовлекают учеников в полу-игровой процесс, основной целью которого является не только прохождение учебного модуля, но и развитие в себе гибких навыков, скрытых под проектными задачами. В-третьих, залогом успеха в eduScrum, как и в реальных жизненных условиях, является коммуникация. На уроках обучающимся приходилось не только организовывать общение в своих командах для решения поставленных задач, но и обращаться к педагогу за объяснениями и помощью в достижении учебных и проектных целей. В-четвёртых, важным открытием, как для учащихся, так и для преподавателя стало постоянное взаимодействие и занятость. Сорок пять минут урока пролетали незаметно, поскольку каждый был занят своим делом и старался помочь не только себе и заработать оценку, но и помочь команде набрать максимальное количество баллов. В-пятых, в течение проведенных уроков мы отметили, что класс стал более сплоченным коллективом. Это выражалось в помощи товарищам по команде и в общении в целом. Шестым важным наблюдением стал процесс частичного переноса ответственности за полученные знания с преподавателя на обучающихся. Под этим мы подразумеваем развитие целеполагания и понимания со стороны учащихся того, что иностранный язык как предмет является важной частью всестороннего развития человека. В основном новый подход учеников к обучению выражался в более ответственном выполнении заданий, желании усовершенствовать модель работы в команде для улучшения результатов. Гипотезой нашего исследования является утверждение о том, что eduScrum способствует развитию гибких навыков у обучающихся. Для того чтобы выяснить, знакомы ли учащиеся 11 «А» класса с понятием soft skills, мы провели опрос, состоящий из двух частей. В первом разделе мы попросили указать возраст и имя респондентов, а также отметить, слышали ли они когда-нибудь о soft skills и знают ли, как соотносятся понятия гибких навыков и soft skills. Последним пунктом данного раздела стал вопрос об определении гибких навыков, которое респондентам нужно было вписать самостоятельно. Второй раздел включал себя краткую сводку с описанием твердых и гибких навыков. Далее отвечающим предлагалось выбрать только твердые или только гибкие навыки и в дальнейшем распределить soft skills на четыре группы, а именно навыки взаимодействия в коллективе, личностные навыки, навыки планирования и навыки жизнестойкости. В заключении данного опроса респонденты должны были отметить из списка предложенных гибких навыков те, которыми они обладали на момент заполнения опроса. Для сравнения полученных результатов мы также опросили группу студентов факультета иностранных языков, которые уже знакомы с гибкими навыками и обладают некоторыми профессиональными навыками. Согласно результатам опроса, только 20% ответили, что никогда не слышали о гибких навыках. На вопрос о соотношении понятий «гибкие навыки» и «soft skills» 93,3% отметили, что они означают одно и то же, и 6,7% - что это противоположные понятия, что соответствует одному респонденту возраста до 18 лет. Следующим пунктом был вопрос об определении гибких навыков. Среди ответов были такие варианты как: ● Гибкие навыки – умение общаться, нестандартно мыслить, принимать решения, работать в команде. ● Это определённые навыки, которые могут быть применимы в разных сферах благодаря их «гибкости». ● Это какие-либо умения человека, которые могут изменяться в процессе обучения. ● Навыки, которые можно использовать везде. ● Это навыки, которые позволяют приспособиться к разному виду деятельности. В целом, указанные описания гибких навыков приближены к реальному определению понятия. При анализе ответов на данный вопрос мы можем видеть, что более точные определения дают студенты факультета иностранных языков, так как они уже изучили данное понятие. Во второй части опроса после краткого объяснения при выборе твердых навыков из предложенного списка большинство (а именно 73,3%, 66,7% и 86,7%) ответили верно. По сравнению с заданием с выбором навыков гибких проценты распределились практически одинаково (80%, 86,7% и 73,3% правильно ответивших респондентов). В следующем задании, где нужно было распределить навыки на четыре основные группы, ответы разделились; некоторые очевидные гибкие навыки респондентами были распределены правильно (такие как «тайм-менеджмент» в группу навыков планирования, «восприятие критики» в группу навыков жизнестойкости и т.д.). Заключительным вопросом стало размышление о том, какими навыками обладает отвечающий по его мнению. Так, самыми популярными навыками из выбранных стали «переговорные компетенции» (40%), «межотраслевая коммуникация» (40%), «коммуникабельность» (53,3%), «обучаемость» (40%), «работа в режиме неопределённости» (46,7%) и «восприятие критики» (40%). Из вышеперечисленных результатов можно сделать вывод о том, что до прохождения опроса старшеклассники обладали минимумом знаний о гибких навыках. Незнание важного в современном мире термина «гибкие навыки» могло препятствовать формированию тех самых навыков в процессе обучения. Также данный опрос показал, что первые мероприятия по пояснению определения были успешно пройдены и предоставленный материал был усвоен. Заключение Анализируя полученные результаты, мы делаем вывод, что технология eduScrum является одним из лучших инструментов в развитии гибких навыков. Наряду с этим, данная методология помогает в воплощении субъект-субъектного подхода на уроках иностранного языка, где педагог выступает не только источником информации, но и фасилитатором, медиатором и со-организатором учебной деятельности. Важным аспектом указанного подхода является также передача доли ответственности за полученные знания от преподавателя к обучающимся. Так вырабатывается понимание важности обучения и осознанного отношения к процессу учебы. При проведении практической части нашего исследования мы обнаружили множество плюсов применения технологии eduScrum на уроках иностранного языка в старших классах. В первую очередь тщательно подготовленные материалы в виде электронной книги способствуют сокращению времени, потраченного на ежедневное планирование уроков. Также пособие, которым пользуется как преподаватель, так и обучающийся, является подспорьем для последних, так как учащийся может вернуться на предыдущий этап и воспользоваться указанными ресурсами без дополнительной помощи педагога. Немаловажным достоинством eduScrum как групповой технологии выступает взаимное обучение внутри команд, что способствует развитию языковых компетенций как у сильных членов команды, так и у более слабых. Однако невозможно утверждать, что выбранный нами принцип работы с большим количеством используемых онлайн ресурсов может подойти классу с иными условиями. Под этим мы подразумеваем недостаточное техническое обеспечение аудиторий, возможность использовать личные гаджеты на уроках и согласие обучающихся отойти от традиционной системы преподавания, заменив её на более свободную и личностно-ориентированную технологию. Также нам бы хотелось отметить, что eduScrum является подходящим решением именно для старшего звена средней школы, по причине того, что у обучающихся уже заложена определённая языковая база, позволяющая им решать учебные задачи о языке с помощью языка. В результате проведенного исследования мы выяснили, что технология eduScrum обладает достоинствами во многих аспектах обучения, что обуславливает её дальнейшее изучение и широкое применение.