Full text
Введение Россия находится на пути преобразований во всех сферах общественной жизни. А поскольку ключевым элементом любой современной экономической системы является человеческий капитал, любой прогресс модернизации невозможен без увеличения эффективности образования, изменения его целей, значения и качества. Реализация задач государственной политики в сфере образования, обозначенных в федеральных проектах Национального проекта «Образование», требуют от работников общего образования выстраивания и реализацию моделей непрерывного повышения профессионального мастерства. В этих условиях актуальной становится задача управлением непрерывным профессиональным развитием педагогов на всех уровнях, прежде всего, на муниципальном и институциональном. На сегодняшний день в образовательных организациях и муниципальных образованиях всех субъектов РФ формируется эффективный опыт, отражающий различные аспекты непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов. В современных научных публикациях по данной проблематике, прежде всего, отражаются два тренда в непрерывном повышении профессионального мастерства педагогов, соответствующих приоритетам развития системы образования. Первый – это ориентация на индивидуализацию и персонификацию профессионального развития педагогов, учитывающие профессиональные дефициты и потребности каждого. Второй отражает необходимость применения проектного подхода к разработке и реализации образовательных маршрутов и траекторий, обучающих программ педагогов, направленных на разрешение профессиональных дефицитов и удовлетворение профессиональных потребностей. Важным представляется не только научное обобщение и выявление теоретических и методологических принципов и подходов к непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов, и возникает необходимость концептуализации сформировавшегося опыта, представления его, а также продвижения лучших практик в профессиональном педагогическом сообществе. Конкурсы педагогического мастерства направлены на выявление и стимулирование инновационных процессов в системе общего образования, а также представление лучших региональных практик на всероссийских мероприятиях, в том числе по проблемам непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Важное изменение в сфере образования связано с переходом от классической знаниевой модели к принципиально новому направлению, ставя во главу угла компетенции. Поэтому система образования как никогда заинтересована в высоко профессиональных, замотивированных педагогов, способных быстро принимать на себя все изменения. Для высокопрофессиональной и продуктивной педагогической деятельности, которая направлена на то, чтобы иметь более результативный характер, для плодотворной и творческой ее реализации у педагогов есть широкий выбор способов повышения профессионального мастерства, развития профессионально значимых компетенций. Это и курсы повышения квалификации в различных формах, это и широкий спектр учебно-методической литературы, которая имеет образовательный потенциал, наличие различных пособий, в которых рассматриваются современные методы, технологии и формы организации образовательного процесса, конкурсы профессионального мастерства различного уровня [31]. В современной педагогической науке проблема влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессиональной компетенции учителя освещена недостаточно. Тема развития творческого потенциала педагогов поднималась в работах Е.И. Огарева, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и др. Специальных теоретических исследований, раскрывающих влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов практически нет. В сети Интернет можно найти отдельные статьи периодических и электронных изданий, где отображаются короткий анализ конкретного конкурса или высказываются общие положения по теме. Имеются исследования, отражающие отдельные стороны педагогической деятельности педагога, вязанные с его профессионализмом (К. Бабанский, Р.Н. Овчинникова, Н.Г. Осухова, Е.И. Рогов, А.С. Белкин, Е.В. Ерофеева. С.Л. Рубинштейн, Хамре, Б.К., Пианта, Р.К., Бурчинал, М. Майкл, П. Эванс, и др.). Требования к организации деятельности по развитию профессионально значимых компетенций педагога рассматриваются В.А. Сластениным, А.И. Жуком, Н.В. Кузьминой, И.Д. Багаевой и др. [33]. Профессиональные компетенции учителя в зависимости от его творческих способностей раскрываются в трудах Т.В. Кудрявцева, Я.А. Пономарева, И.В. Страхова и др. [2]. Также, сущность педагогического творчества характеризуется и обосновывается В.И. Загвязинским, М.М. Поташником, В.А. Кан-Каликом, В.С. Решетько и др. [3]. Система стимулирования педагогического творчества педагога, пути формирования его профессиональных компетенций обосновываются Ю.К. Бабанским, О.Л. Жук, Н.В. Кухаревым, М.Н. Скаткиным, Г.И. Щукиной и др. [41]. Методологическая база исследования В современной педагогической науке очень много исследований посвящено характеристике понятий «компетентность» и «компетенция». У каждого исследователя свое видение и взгляды на характеристику данных определений. В связи с тем, что некоторые учение такие как А.В. Хуторский, Л.Н. Хуторская, И.В. Гришина, С.Н. Костромина, А.А. Реан более полно в своих определениях и трудах более полно отображают понятие «компетенции» и их выводы более детально раскрывают предмет исследования в данной статье в своем анализе будем придерживаться их мнения. Так например, Гришина И.В. отмечает, что под педагогической компетентностью понимается «системное явление включающая в себя единство педагогических знаний, умений , а так же личностных качеств учителя, которые в совокупности позволит эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Немаловажное значение в этом как отмечает автор имеет также и опыт педагога, а также стремление учителя к саморазвитию и к совершенствованию педагогической деятельности» [9]. В свою очередь такие авторы как А.В. Хуторская и Л.Н. Хуторский отмечают, что понятия «компетенция» и «компетенция» хоть и кажутся синонимичными, но имеют некоторое соотношение данных понятий, определяющих их сущность. Так, по их мнению, «Компетенция – это совокупность определенных знаний, умений и навыков необходимых для осуществления той или иной профессиональной деятельности, в то время как компетентность – это овладевание человеком опытным путем соответствующими знаниями и умениями т е компетенцией которая включает в себя личностное отношение специалиста к предмету своей профессиональной деятельности» [40]. Немаловажное значение для повышения профессиональной компетенции педагога по мнению М.И. Лукьяновой и И.А. Галацковой имеет мотивация, которая позволяет учителю оценить свой образ как субъекта профессиональной деятельности. Мотивация позволяет реализовать потребности личностного роста, желание применять все новые технологии в своей профессиональной деятельности которые позволят достигнуть поставленных целей [25]. Как отмечают Н.Н. Медетбекова, Б.М. Тлеубердиев, Г.А. Рысбаева, теоретические знания и практические умения которые педагог готов применять в своей практике и включают в себя основу профессиональной компетентности [38]. Для осуществления педагогической деятельности и для оценки ее компетенции необходимо выделить такие качества педагога как, организация совместной продуктивной деятельности, диагностическое мышление учителя, понимание возможностей другого человека, такого мнения придерживаются С.Н. Костромина и А.А. Реан [17]. Т.Ф. Ушева отмечает, что немаловажное значение имеет также процесс оценивания профессиональных компетенций, который нуждается в создании педагогических условий и специального организационно-методического сопровождения [40]. Таким образом, понимание сущности понятий «компетенция» и «компетентность» дает нам возможность выделить и проанализировать различные модели профессиональных компетенций, а также выделить в структуре профессиональной компетентности педагога спектр различных профессионально значимых компетенций (предметные, методические, коммуникативные, рефлексивные и др.) и производить их оценку. Результаты исследования: Проанализировав различные определения и формулировки авторов можно прийти к выводу о том, что учитель – это профессионал, занимающийся деятельностью по обучению, развитию, воспитанию детей и молодежи. В связи с тем, что учитель в ходе своей деятельности встречается с различными теоретическими и практическими проблемами, развивается, он «вносит свой индивидуальный вклад в развитие педагогической науки, стимулирует интерес в научном обществе внося свой индивидуальный творческий вклад в научное общество» [5]. Учитель, у которого есть стремление заявить о себе, о своей профессиональной деятельности педагогической общественности, публично старается создать свой профессиональный имидж. Конкурсы педагогического мастерства играют важную роль решении этой задачи. Будущий учитель или молодой педагог должен проверить правильность выбора своего жизненного пути, формировать и проявлять положительное отношение к детям, к педагогической профессии, формулировать свое собственное педагогическое кредо. Именно участие в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Учитель года», «Учитель здоровья России», «Педагог-психолог», помогает учителю самосовершенствоваться, развиваться. Но как показывает практика, не каждый учитель может решиться участвовать в конкурсах профессионального мастерства. Поэтому задача учителя-методиста, учителя-наставника, заместителя директора образовательной организации, методиста межмуниципального методического центра, помочь педагогу подготовиться к участию в конкурсе. Для того чтобы участвовать в конкурсе, учитель должен быть подготовлен основательно, потребуется много усилий и времени. Только систематическая работа в данном направлении может дать положительный результат и принести плоды. Конкурсы педагогического мастерства – один из самых эффективных инструментов повышения профессионализма педагога, поощрения его к активной деятельности. Благодаря участию в олимпиадах для учителя создана благоприятная мотивационная среда, которая способствует профессиональному развитию и профессиональному самоопределению[30]. Предполагается, что учитель, победивший в конкурсе, может стать отличным образцом для подражания для своих коллег, а победители - обладателями высокого звания, что означает повышение престижа этой профессии, что довольно важно в современном обществе [8]. Но важность профессиональных соревнований видна не только в лице победителей. Уже в самом участии учителя в конкурсе профессиональных навыков можно увидеть значительное количество преимуществ, таких как повышение своего социального статуса, обучение на опыте коллег, реализация творческого потенциала, участие в исследовательской деятельности, развитие общения, установление контактов на профессиональном уровне и т.д. [6]. Современный педагог, идущий в ногу со временем, отслеживает проводимые актуальные конкурсы и не упускает возможности принять участие. В конкурсе самым важным результатом является само участие, смелость подать заявку, заявить о себе и гордо выступить перед экспертами. При участии в конкурсе важна атмосфера интеллектуального напряжения, единства и сотворчества. Эти мероприятия требуют больших интеллектуальных затрат. Существует множество видов конкурсов профессионального мастерства для педагогов, различных в зависимости от реальных задач, решаемых с помощью того или иного соревнования [31]. Конкурсы-смотры образовательной среды. Под такой средой понимается определенное пространство с рядом объектов материального мира (материалы, стенды, оборудование и т. д.), а также с определенными условиями (эстетическими, психологическими и педагогическими), основной целью которых является содействие развитию гармоничной личности ребенка в их взаимодействии [12]. Цель этих конкурсов – поощрение инновационной и творческой деятельности учителей по созданию и организации развивающей среды для изучения предметов. Этот вид конкурсов в настоящее время становится очень популярным и имеет большое практическое значение. На развитие личности ребенка влияет не только тема, но и многие другие факторы. И часто учитель сосредотачивается только на материале, его изложении и контроле [22]. В рамках этих соревнований распространилась идея создания такой среды, в которой учащиеся испытывают чувство радости, психологического спокойствия, мотивацию к обучению и к активности. Эти соревнования проводятся как очно, так и заочно [33]. Основные задачи конкурсов-смотров образовательной среды: выявлять и распространять инновационные идеи; стимулирование учителей к творческой, исследовательской и исследовательской деятельности; создание максимально эффективной среды для познавательной деятельности студентов [16]. Другой вид – конкурс учебных и методических материалов. Это может включать набор руководящих принципов, объяснений, которые помогают учителю строить свою деятельность таким образом, чтобы это способствовало более эффективному усвоению образовательной программы учениками [29]. Это учебные пособия, учебники, справочные материалы, разработки, методические идеи и так далее. Основные задачи конкурса: стимулирует профессиональный рост; передача педагогического опыта; методическая поддержка и помощь молодым специалистам; повышение эффективности учебного процесса; активизация творческой и познавательной деятельности; поощрение инициативы учителей [18]. Третий вид – конкурсы профессионального мастерства «Педагогический дебют» и «Учитель года». Это целая совокупность разных конкурсных испытаний в рамках одного большого мероприятия. Это своеобразный массовый конкурс учителей, который проходит в несколько этапов. Основная цель этих мероприятий – повышение престижа профессии учителя в современном обществе. Этот вид соревнований проходит на разных этапах: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский [17]. Таким образом, публике предстают настоящие профессионалы, с помощью которых транслируются лучшие инновационные идеи и достигается главная цель конкурсной деятельности [10]. Как правило, данный вид конкурса включает следующие оценочные мероприятия: эссе, публичное выступление, педагогический опыт, мастер - класс, открытый урок, круглый стол. Основные задачи профессиональных соревнований: 1. выявление талантливых инициатив и учителей; 2. расширение творческого профессионального общения учителей; 3. передача передового опыта; 4. развитие профессиональных компетенций учителей, коммуникативных навыков, стремление к самообразованию, совершенствованию, формирование активной жизненной позиции; 5. создание благоприятных педагогических условий, развивающей и мотивационной среды для профессионального роста учителей [21]. Как правило, следующий вид соревнований в литературе уже не выделяется отдельным видом, но в современных условиях этот вид или даже способ проведения приобретает новый оттенок. Речь идет о дистанционных конкурсах профессионального мастерства. Этот вид имеет ряд преимуществ: 1. доступность. Вне зависимости от географического положения участвовать может абсолютно любой желающий. Кроме того, в рамках этого формата применен принцип глобализации и интеграции российского образования в мировое сообщество; 2. свобода и гибкость. Сюда входит планирование конкурсной работы без отрыва от основной деятельности; 3. стимулирование и мотивация. Как и любой другой вид соревнований, участие в дистанционном обучении также побуждает учителей проявлять активный творческий подход, давая им возможность выразить себя, продемонстрировать свои новаторские идеи; 4. технологичность. Этот вид соревнований требует готовых навыков работы с компьютерными технологиями и информацией [24]. Проводя анализ спектра конкурсных движений различного уровня, можно выделить три этапа. Каждый из этапов – это система организационно-методических мероприятий, которые направлены на развитие профессиональных компетенций педагога в условиях конкурса педагогического мастерства. На первом этапе происходит осознание своих возможностей, готовности публично продемонстрировать свое профессиональное мастерство педагогической общественности. Второй этап – это собственно участие в конкурсе. Раскрытие личностных, профессиональных качеств педагога. Педагог подтверждает свой профессиональный уровень. Утверждение профессиональных позиций, глубокое осмысление профессиональных ценностей, прогнозирование дельнейшего профессионального развития учителя происходит на третьем этапе – постконкурсном. Перечислим главные задачи, которые решает система конкурсного движения: оценка профессионализма участников; выявление лучших педагогов; создание условий для распространения в профессиональной педагогической среде лучших практик и идей, которые будут востребованы в процессе обучения и воспитания детей, обмена опытом; стимулирование личностного и профессионального роста педагогических кадров; позитивное влияние на инновационные процессы в образовании [27]. Конкурсное движение неразрывно связано с профессиональным развитием педагогов, которые желают повысить свою компетентность. Организационно-методическое сопровождение должно быть направлено на то, чтобы выстроить линию продвижения по вектору нарастания – от участия в конкурсе педагогического мастерства на уровне образовательной организации до участия в конкурсе на всероссийском уровне (уровень образовательной организации – участие в конкурсах на интернет-порталах – конкурсы муниципального этапа – региональные конкурсы – всероссийские конкурсы). Согласно вектору нарастания, педагоги охвачены конкурсной деятельностью всех уровней: ежегодный всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог года»; всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека»; региональный конкурс «Лучшая педагог общеобразовательной организации по итогам учебного года»; всероссийский конкурс проектов, направленных на поощрение и продвижение детского и подросткового чтения «Мой проект о книге, чтении, библиотеке»; непрерывный конкурс разработок уроков, внеклассных мероприятий с использованием ресурсов исторического парка «Россия – моя история» и т. д. [28]. Конкурсная деятельность, безусловно, обладает значительным потенциалом для развития субъектности педагога [35]. Конкурс профессионального мастерства следует рассматривать и как ресурс развития системы образования, повышающий престиж педагогической профессии; и как индикатор качества педагогической деятельности; и как эффективную форму распространения педагогического опыта, пропагандирующая инновационные идеи, транслирующая лучшие образцы педагогической практики и как неформальный способ повышения квалификации, актуализирующий субъектность педагога, его творческий потенциал, обеспечивающий развитие человека в профессии [42]. Все субъекты конкурсных мероприятий различного уровня, такие как организационный комитет конкурса, члены жюри, педагоги-участники, руководствуются в своей деятельности следующими документами: положение о конкурсе, критерии оценки конкурсных заданий; специальные экспертные листы, в которых выставляются баллы за каждый показатель. Конкурсной документацией в качестве обязательного требования устанавливается, что все представляемые на конкурс модели должны быть разработаны в проектной культуре, поскольку на сегодняшний день для педагогов любого уровня требуется владение компетенциями в области проектного управления. В качестве основного методологического основания к представлению моделей в формате проекта были взяты общепринятые в международной практике подходы к управлению проектами [9]. В соответствии с данными установками проект в любой сфере деятельности имеет единые концептуальные основания и предполагает создание уникального продукта в ограниченный временной промежуток при специально организованной системе управления. Требования конкурсной документации также определили сущностные характеристики моделей непрерывного повышения профессионального мастерства, в основе которых были заложены ключевые идеи и установки методологии проектного управления. Материалы, выносимые на конкурс, включают несколько смысловых блоков, которые объединены в единое целое (организационно-правовой, практико-ориентированный, технологический). Заключение Участие в конкурсах педагогического мастерства направлено на интенсивное и эффективное рефлексирование проблем, обсуждаемых на конкурсах. В качестве цели профессионального развития выступают результаты, полученные педагогами в ходе взаимодействия в процессе научно-исследовательской деятельности. Сотрудничество преподавателей при участии в конкурсах педагогического мастерства способствует обмену опытом между педагогическими работниками, демонстрации своих научных исследований, постоянном повышении профессионального уровня и педагогического мастерства. Таким образом происходит профессиональное развитие педагога, реализуемое в условиях организации научного диалога. Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Необходимо в дальнейшем изучать влияние конкурсов педагогического мастерства на рассмотрение практических и теоретических вопросов, анализировать его влияние на развитие навыков научной работы, становление педагогического такта, формирование индивидуализации общения с аудиторией. Такой опыт способен развить творчество в процессе переработки учебного материала с учетом новых научных достижений. В конце стоит отметить еще один факт, который является плюсом и минусом одновременно. Это своего рода обезличивание. С одной стороны, это создает равные права для всех участников конкурса, независимо от стажа и опыта. Здесь могут проявить себя специалисты, которые не решаются участвовать в очном формате. С другой стороны, как показывает практика, такие соревнования не воспринимаются всерьез. Многие учителя и организаторы используют этот факт, первые для того, чтобы быстро пополнить портфолио, вторые для сбора минимального организационного взноса. Участие в конкурсах может вывести учителей на новый профессиональный уровень, благодаря участию повышается уровень педагогического мастерства, карьерного роста и уважения среди коллег. Это требует от учителей большой подготовки.