Full text
Введение В последние десятилетия модели обучения и воспитания становятся более разнообразными [1], отвечающими требованиям постиндустриальной эпохи и заметно отличающимися от традиционных [2]. Они, прежде всего, направлены на развитие творческих навыков на всех этапах обучения. Так, учебные материалы по широкому ряду дисциплин не только гуманитарного, но и технического профиля включают в себя задания для формирования креативных способностей, что свойственно, например, зарубежным учебникам по английскому языку как иностранному [3]. С. Саид-Метвали выделяет 4 подхода к изучению креативности – исследование творческого процесса, творческой личности, творческой среды и конечного инновационного продукта [4]. В этой связи современное образование требует формирования творческого потенциала у детей во всех дисциплинах, в том числе при изучении иностранного языка [5]. Приоритетное отношение в этом плане отдается теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [6], созданию образовательной среды, позволяющей развивать творческий потенциал и креативные способности младших школьников [7]. Обзор отечественной и зарубежной литературы Распространено мнение, что ТРИЗ чаще всего используют применительно к точным наукам и изобретательству, ибо эта теория направлена на техническое использование [8]. Однако родоначальник данной теории, писатель-фантаст и изобретатель Г. С. Альтшуллер придерживался мнения, что «принципы управления мышлением при решении изобретательских задач могут быть перенесены на организацию творческого мышления в любой области человеческой деятельности» [9]. Так, анализ научных работ за последние 5 лет позволяет сделать вывод о том, что технология ТРИЗ как никогда набирает популярность именно в образовании. Приоритетными областями использования методов ТРИЗ-педагогики выступают предметы физико-математического и естественнонаучного циклов [10, 11]. В своем исследовании Е. П. Грошева особое внимание уделяет способности ТРИЗ активизировать творческое мышление, что является залогом формирования компетентного в инновационной деятельности, высокообразованного специалиста [12]. Взаимосвязь между изучением иностранного языка и развитием мышления подробно представлена в работах иностранных ученых [13, 14, 15]. Согласно исследованию, проведенному S. Shoghi, овладение английским языком как иностранным вызывает значительное улучшение ряда мыслительных функций, поддерживает когнитивную гибкость и увеличивает объем рабочей памяти [8]. Зарубежные авторы предлагают интегрировать систему развития когнитивных навыков, наряду с навыками критического мышления в преподавание именно иностранного языка, при этом, доказывая эффективность использования данной технологии, ссылаются на отсутствие ее систематического и широкомасштабного применения в методике преподавания иностранных языков [15]. Данную точку зрения поддерживают отечественные ученые (Я. С. Нечаева, А. Е. Капаева, А. С. Шумкова, А. Х. Ашрапова), указывая на отсутствие систематизированных методических разработок по использованию методов ТРИЗ в преподавании английского языка [16, 17, 18]. Согласно данным, полученным А. Е. Капаевой и А. С. Шумковой экспериментальным путем, развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, воображение и фантазия, в ходе применения методов ТРИЗ-педагогики влечет за собой формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе креативного речетворчества [17]. Таким образом, несмотря на повышенное внимание к рассматриваемой нами проблеме в образовании, модели ТРИЗ-технологии еще не адаптированы под предмет «иностранный язык» в начальной школе, что и обуславливает актуальность нашего исследования. Знание элементов, методов, особенностей применения ТРИЗ-технологии поможет адаптировать ее под любую предметную область, в том числе и под методику обучения иностранным языкам. Рассматривая научную дисциплину «иностранный язык» на основе изложенных требований ФГОС нового поколения, можно с уверенностью сказать, что данная предметная область нацелена как на развитие коммуникативных навыков, так и на воспитание творческой личности. Следовательно, основополагающим звеном выступает изучение ТРИЗ-педагогики и возможностей ее грамотного применения учителем английского языка на практике. Особенно эта работа актуальна с детьми младшего школьного возраста. В настоящее время в работе с учениками начальной школы учителя все чаще используют инновационный опыт для решения проблемы коммуникативно-личностного развития младших школьников [18, 19, 20]. Приоритетными являются коммуникативные умения, навыки критического и творческого мышления, а «главной личностной характеристикой становится любопытство» [21, 22]. Методологическая база исследования Цель настоящей статьи – разработка новых творческих заданий при изучении английского языка на основе методов фокального объекта и морфологического анализа, строящихся на базе ТРИЗ-педагогики и ориентированных на становление лексико-грамматической стороны речи, развитие оригинальности мышления и творческой деятельности учащихся. Для достижения поставленной цели нами были изучены методы и приемы ТРИЗ-технологии, разработаны и адаптированы задания на основе метода фокального объекта и метода морфологического анализа под специфику предмета «иностранный язык» для обучающихся младших классов. В статье использованы методы критического анализа содержания научных трудов отечественных и зарубежных авторов, синтеза полученных результатов, а также креативные методики при создании учебных заданий. Результаты исследования ТРИЗ-педагогика рассматривается как педагогическая система, цель которой состоит в воспитании творческой личности, готовой к столкновению с новыми проблемами. Предметом исследования ТРИЗ-педагогики выступает вымышленный рассказ Г. С. Альтшуллера «Третье тысячелетие», описывающий принципы педагогики будущего: принцип свободы выбора; открытости; деятельности; обратной связи; идеальности. Изучая иностранный язык с помощью ТРИЗ, ребенок не только постигает специфику иностранного языка, но и совершенствуется во всех областях, то есть происходит его комплексное развитие. Выделяют базовые курсы современной ТРИЗ-технологии: - РТВ, курс «Развитие творческого воображения», который расшатывает привычные представления об объектах, ломает жесткие стереотипы; - собственно ТРИЗ, курс «Теория решения изобретательских задач»; - ТРТЛ, курс «Теория развития творческой личности» [23]. Подчеркнем, что в ТРИЗ-педагогике Г. С. Альтшуллер [9] ввел курс развития творческого воображения (РТВ), ориентированный на развитие воображения и использование законов развития систем. Ключевая роль тризовского обучения заключается в том, что учащимся, помимо самой задачи, предлагаются приемлемые методики ее решения, способствующие определению правильного выбора вариантов и оказывающие влияние на итоговый результат. Основываясь на концептуальных положениях ТРИЗ-образования, предложим ряд методов, которые позволят обучающимся более эффективно усваивать материал по иностранному языку, а также развивать творческий подход к поиску решений. Метод фокального объекта (МОФ). Это ассоциативный метод поиска возможных вариантов решения задач (проблем), основанный на произвольном присоединении к совершенствуемому объекту не присущих ему свойств и признаков [24]. Родоначальником этого метода выступает профессор Берлинского университета Э. Кунце (1923 г.). Суть метода заключается в том, что учащимся начальной школы требуется выбрать фокальный объект, то есть то, что они захотят или изменить, или дополнить и т.д. Приведем пример заданий использования этого метода на материале английской лексики. Imagine, that you are a salesman in a pet store. Your task is to make an effective advertisement for the sale of a dog. The following points will help you complete the task: 1. Choose an object to focus on. 2. Choose 3-4 different things that you use every day. 3. Write their features. 4. Connect the focal object with the selected features. 5. Describe the received options using your associations. 6. Present your animal to the customers in an interesting form. Пример предполагаемых ответов: 1. Obj. – a dog. 2. (A) a book; (В) a computer; (С) a phone; (D) a bed. 3. A book: new, interesting, historical. A computer: old, expensive, modern, big. A phone: touch screen, comfortable, colorful. A bed: comfortable, single, double. 4-5. A) a new dog – a new breed of dog that has never been before. B) an expensive dog – the original breed needs expensive things, expensive food and expensive accessories. С) a colorful dog – the dog has all the colors of the rainbow. If a person is next to it, he will never be sad. D) a comfortable dog – a dog can be useful in various situations. It can warm a person, can bring slippers or cheer them up. 6. Well, well, well. It’s time to present you a unique breed of dog. This is expensive colorful comfortable dog. Buying this dog, you will get a reliable friend and assistant. To contact us, dial this number: 54-78-03. Следующий инструмент относится к переборным методам решения задач. Морфологический анализ. Он разработан американским астрофизиком Ф. Цвикки в 1942 году. Представленный инструмент базируется на построении таблицы, в которой находятся конкретные элементы, составляющие объект и, если возможно, отражающие разнообразное количество вариантов реализации этих элементов. Группируя различные вариации объектов, получаем оригинальные решения [25]. Применение данного метода возможно также и в начальной школе на уроках английского языка. В качестве примера разыграем с детьми такую ситуацию: Imagine, that you are artists. Your task is to create as many different colours as possible: 1. What types of colours do you know? Perfect! There is a task for you: А – light colours (red, yellow, green, white). В – dark colours (black, brown, blue, gray). 2. Mix the colours and write their names (таблица 1). If you find it difficult to say the colour, come up with an association to it. 3. Say, in what situations or where would you use a particular colour? Дозированно учитель вводит новые английские фразы для учеников, например: My favorite colour is…; What colour is this; There is / are… и др. Таблица 1 Пример заполнения таблицы на основе адаптированной матрицы Ф. Цвикке Colors red yellow green white black vinous golden forest greenery gray brown interesting autumn blanket саке blue purple green turquoise blue gray ??? acorn lime cat, rabbit Учитывая, что это задание проводится в начальных классах, педагогу необходимо наглядно демонстрировать детям сам процесс смешения цветов, используя или возможности интерактивной доски, или всевозможные атрибуты для рисования (палитру, краски, мольберт и др.). Это позволит младшим школьникам не только совершенствовать лексико-грамматические навыки, но и развивать воображение. В завершение важно сказать, что, как отмечали Н. Хенсли, Э. Феррер, К. Стенли, К. Стейн-Смит [26, 27, 28], креативные навыки имеет смысл развивать через тренировку когнитивно-эмоционального навыка осознанности, выдержанности, умения сосредотачиваться и фокусироваться на деталях. В то же самое время многие иностранные ученые находят взаимосвязь между креативностью и инновациями. М. Танг, например, считает, что креативность обусловлена когнитивными факторами и фактором среды (коммуникация, поддержка со стороны коллег и др.) [29]. Поэтому необходимо формировать у ребенка способность к изобретательству, которое позволило бы ему жить не только во вчерашнем, но и в завтрашнем мире [30], который они будут видеть по-иному благодаря нахождению новых возможностей и новых средств для успешного решения многих проблем [31]. Заключение Применение метода фокального объекта и метода морфологического анализа и их адаптация под уроки английского языка в начальных классах способствует расширению словарного запаса, формированию у младших школьников лексических и грамматических навыков, то есть ориентирует их на усвоение языка. Эти методы также формируют творческое мышление юного лингвиста в целом. Важно, что педагог является генератором идей, творцом, способным выходить за пределы шаблонных решений и обучать изобретательству и умению фантазировать. Перспективы дальнейших изысканий связаны с использованием методов ТРИЗ при обучении иностранному языку на современных цифровых платформах типа B-link.