Full text

Введение

 

Социальная ситуация в современной России характеризуется интенсивностью этнической миграции. Усиление миграционных потоков из бывших республик СССР приводит к росту социальной напряженности и этнических конфликтов. Наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте. В связи с этим перед психолого-педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, т. е. обладающей высоким уровнем социальной компетентности. Высокий интерес к теме формирования социальной компетентности личности в системе образования находит свое отражение в ФГОС общего образования, Национальной доктрине образования и Концепции развития поликультурного образования в России. В этих документах ставятся задачи по социализации личности, развитию у подрастающего поколения базовых ценностей национальной и зарубежной культуры; усвоению учащимися навыков принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях. Исходя из того что в подростковом возрасте формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, образуется тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, задача формирования социальной компетентности подростка на данном этапе онтогенеза становится особенно актуальной [1]. В действительности у подростков не сформированы ни отдельные компоненты социальной компетентности, ни ее полная структура, что напрямую влияет на проявление конфликтности в межличностном взаимодействии учащихся, особенно ярко это явление наблюдается в классах со смешанным этническим составом. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и социальной нестабильности. К сожалению, в настоящее время в реальной практике этому моменту не уделяется внимания, а именно изучению и выявлению как технологии, так и методов развития социальной компетентности, представляющей собой систему социальных знаний, социальных умений и навыков, а также определенной модели поведения в социуме. Проблема развития социальной компетентности рассматривается в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (Л. А. Баранова, Е. В. Коблянская, О. К. Крокинская, В. Н. Куницына, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, В. Пфингстен, Р. Хинч, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В. Слот, Х. Спаниярд и др.) [2, 3].

В результате исследования мы отметили тот факт, что многие ученые считают период подросткового возраста наиболее благоприятным для усваивания социально значимых ценностей, которые входят в структуру социальной компетентности. В работах Н. В. Калининой, М. И. Лукьяновой, Ю. А. Тюменевой освещаются вопросы структуры, методов и методик диагностики социальной компетентности, а главное, возможных направлений ее развития.

По мнению Н. В. Калининой, социальная компетентность человека – важное психологическое новообразование, позволяющее гармонично и конструктивно решать проблемы возрастных кризисов [4]. В социально-психологической литературе можно найти различные толкования понятия социальной компетентности. Например, А. В. Брушлинский рассматривает социальную компетентность как «определенный уровень адаптации человека к эффективному исполнению отведенной ему социальной роли» [цит. по 5]. Он утверждает, что социальность – широкое понятие, проявляет себя во взаимосвязи с такими феноменами, как индивид, группа, нация и т. д. Ученый также предлагает различать два общепринятых понятия: 1) социальное и 2) общественное, рассматривая социальное как универсальную, исходную и наиболее абстрактную характеристику субъекта и его психики, а общественное – как более конкретную типологическую характеристику частных проявлений универсальной социальности: национальной, культурной и т. д. Многие российские исследователи сходятся во мнении, что социальная компетентность является интегративной характеристикой личности, а ее формирование ‒ один из важнейших факторов социализации (А. О. Бороноев, В. П. Воробьев, М. С. Комаров, А. В. Мудрик и др.). В то же время социальная компетентность человека не может рассматриваться в отрыве от конкретных характеристик, условий социальной и этнокультурной среды. В зарубежной психологии понятие социальной компетентности рассматривается в разных направлениях [6].

Изначально изучение социальной компетентности проводилось в рамках социальной психологии, где рассматривалось как характеристика типов социального поведения. Затем социальная компетентность привлекла внимание представителей когнитивной психологии. Социальная компетентность активно изучалась в психологии личности ‒ в контексте гуманистического подхода и в дифференциальной психологии. Некоторые современные зарубежные ученые (К. Х. Рубин и Л. Роуз-Крэснор) определяют понятие «социальная компетентность» как способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия людей друг с другом, сохраняя при этом хорошие отношения с ними в любой ситуации; и как способность человека эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации (А. Голфрид, Р. Дзурилла); и как умение использовать личные ресурсы, а также ресурсы социальной среды для достижения хороших результатов в развитии (С. Уотер, Р. Сроуф). Многие как российские, так и зарубежные психологи считают, что социальная компетентность ‒ это совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, привычек, паттернов, стереотипов, моделей поведения (В. Н. Келасьев, В. Н. Куницына, У. Пфингстен, Р. Хинч, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В. Слот, Х. Спаниярд) [7].

Мнения о структуре социальной компетентности отечественных и зарубежных ученых также сильно расходятся. Т. Кавел предлагает трехкомпонентную модель социальной компетентности, состоящую из социальных способностей, представлений и достижений. Критерием социальной компетентности является эффективность межличностного взаимодействия, социальные достижения. В. Н. Куницына выделяет шесть компонентов в структуре социальной компетентности: коммуникативная компетентность, вербальная, социально-психологическая компетентность, межличностная ориентация, эгокомпетентность и сама социальная компетентность [8]. Особенно остро стоит задача развития социальной компетентности подростков, когда они учатся в классах со смешанным этническим составом. Многие психологи считают, что развитая социальная компетентность подростков может быть инструментом в преодолении межэтнических конфликтов подростков. Развитая социальная компетентность имеет большое значение в разрешении конфликтных ситуаций в связи с тем, что это интегративное личностное образование, включающее в себя знания, навыки, умения и способности, которые формируются в процессе социализации и позволяют человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с ней [9]. Социальная компетентность предполагает знание структуры общества, функционирования социальных институтов, социальных структур, социальных процессов, происходящих в обществе; знание обычаев, традиций, законов в различных сферах общественной жизни, что особенно необходимо подросткам, обучающимся в классах со смешанным этническим составом. Немаловажным является тот факт, что социальная компетентность включает в себя знания и представления человека о себе как о социальном субъекте, знание ролевых требований и ожиданий, навыки ролевого поведения и эффективного социального взаимодействия – владение средствами вербального и невербального общения, механизмами взаимопонимания в процессе общения [10].

Подростковый возраст, по мнению многих ученых, является одним из наиболее проблемных периодов в жизни человека. Это возраст широкого социального экспериментирования, социального риска. Подросток сталкивается с новыми социальными требованиями и ролями, входит в новые системы социальных связей и взаимоотношений. Узкий круг общения с родителями сменяется широким кругом общения со сверстниками. Активное освоение нового социального пространства требует наличия умений и навыков, помогающих адаптироваться и функционировать в нем. Для подросткового возраста характерно поперемен­ное проявление полярных качеств: целеустрем­ленность и настойчивость сочетаются с импульсивно­стью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой уязвимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – с желанием уединения, дерзость граничит с застенчивостью, романтизм, мечтательность, высокие чувства – с сухим рационализмом и циничностью, за­душевная нежность, ласковость могут быстро меняться на бездушие, отчужденность, враждебность и даже же­стокость [11]. Социальная компетентность в подростковом возрасте, конечно, имеет ряд отличий от компетентности взрослого человека, но и она предполагает наличие базовых знаний об устройстве общества, функционировании социальных институтов, о взаимодействии людей, владение навыками общения и взаимопонимания как в семье, так и в группе сверстников. Поскольку подростковый возраст признается возрастом риска, то социально компетентный подросток – тот, кто понимает и адекватно оценивает эти факторы риска, анализирует обстоятельства, принимает обдуманные решения как в типичных, так и в новых для него социальных ситуациях, прогнозирует последствия своих поступков, осознает совершенные ошибки, делает выводы, осмысливает свои знания и опыт в целом. В условиях нестабильной, неблагоприятной и агрессивной социальной среды, особенно в отношении молодого поколения, подросткам необходимо научиться хорошо ориентироваться в ситуациях, специфичных для их возраста, т. е. стать достаточно социально компетентным и для решения актуальных в данном возрасте социальных задач [12, 13].

 

Методология и результаты исследования

 

С целью изучения взаимосвязи социальной компетентности и степени конфликтности подростков в классе со смешанным этническим составом мы провели эмпирическое исследование среди учащихся восьмых классов (n = 37). Мы предположили, что уровень развития социальной компетентности подростков оказывает влияние на частоту конфликтных проявлений в этнически смешанных группах. Для проведения исследования была составлена диагностическая программа, включающая следующие методики:

-          шкала социальной компетентности А. М. Прихожан, позволяющая выявить общий уровень социальной компетентности;

-          опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» В. Н. Куницыной, направленный на оценку представления о своих коммуникативных умениях в межличностном общении;

-          диагностический тест отношений Г. У. Солдатовой, исследующий эмоционально-оценочный компонент социального стереотипа;

-          тест «Оценка склонности к конфликту» (методика В. А. Алексеенко) для определения уровня склонности к конфликтному поведению.

Результаты исследования общего уровня социальной компетентности свидетельствуют о том, что у большинства испытуемых (54,7%) коэффициент социальной компетентности значительно отстает от норматива, у 31,3% респондентов коэффициент незначительно отклоняется от норматива и лишь у 14% испытуемых подростков коэффициент социальной компетентности соответствует норме. Следует отметить, что учащиеся с низким уровнем социальной компетентности могут быть не готовы к выполнению необходимых социальных ролей, не способны сделать самостоятельный выбор, не умеют прогнозировать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение и т. д. Для оценки коммуникативных умений в межличностном общении по опроснику «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» В. Н. Куницыной мы остановились на анализе таких шкал: социально-психологическая компетентность; эмоциональная стабильность; коммуникативная компетентность.

В результате по шкале социально-психологической компетентности у 13,5% учащихся выявлены высокие показатели, у преобладающего большинства испытуемых (63,2%) выявлены средние показатели – это подростки, способные выбирать наиболее правильный и адекватный ситуации способ общения. Однако 23,3% респондентов имеют низкий уровень по исследуемой шкале, что говорит о сложностях в выборе наиболее правильного способа общения, а также во взаимоотношениях с другими, в связи с чем могут встречаться трудные, конфликтные ситуации.

Уровень эмоциональной стабильности не имеет критических показателей. Из всей выборки лишь у 16,2% испытуемых выявлены низкие показатели. Остальные участники имеют средний (43,3%) и высокий (40,5%) уровни эмоциональной стабильности. Эти данные свидетельствуют о том, что учащимся свойственна способность сохранять психическое равновесие, когда они попадают в фрустрирующую ситуацию, их трудно вывести из себя, они достаточно терпимы к ошибкам в поведении других людей. Такие испытуемые в основном пребывают в приподнятом и хорошем настроении. После фрустрирующей и дестабилизирующей ситуации они достаточно быстро восстанавливают душевное равновесие. Они способны проявлять терпимость и выдержку там, где это необходимо.

Полученные данные по шкале коммуникативной компетентности свидетельствуют о том, что 45,9% участников исследования имеют низкий уровень коммуникативной компетентности. Таким учащимся трудно включаться в беседу или диалог, у них наблюдаются сложности в преодолении затруднительных ситуаций в межличностном общении, они испытывают трудности в выборе стратегий поведения в социальных ситуациях и т. д. Они имеют недостаточно развитую систему психологических знаний о себе и о других, о социальной действительности, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющую строить эффективное межличностное общение в соответствии с целями и условиями взаимодействия.

Полученные результаты по диагностическому тесту отношений Г. У. Солдатовой позволяют констатировать, что негативная стереотипизация как в шкале «Идеал», так и в шкале «Типичный представитель моей национальности» практически не прослеживается, что может говорить об отсутствии проблем в коммуникации с представителями своей национальности. Тем не менее в отношении представителей других национальностей 37,8% учащихся имеют показатели негативной стереотипизации либо показатели близкие к негативным. Данные характеризуются отсутствием стремления оказать поддержку представителям других этнических групп, отсутствием настроенности на изучение обычаев, традиций представителей других этнических групп, стереотипностью мышления, воспроизведением общения по образцу, низкой коммуникативной активностью, пассивностью в ситуациях межличностного взаимодействия; негативным принятием представителей других этнических групп, отсутствием представлений о национальном характере и т. д. Выявленный факт может сигнализировать о проблемах во взаимодействии с учащимися «не своей» национальности и даже возникновению конфликтов.

Опасность возникновения конфликтов подтверждается полученными результатами исследования склонности к конфликтным проявлениям. Так, из всей выборки только 27,2% испытуемых обладают склонностью к избеганию конфликтных ситуаций. При этом 45,9% учащихся обладают выраженной конфликтностью и 26,9% учащихся проявляют высокую степень конфликтности.

Таким образом, следует отметить, что склонность к конфликтности в классе со смешанным этническим составом имеет высокие показатели. Проведенный корреляционный анализ связи между обобщенным показателем развития социальной компетентности и степенью выраженности конфликтных проявлений в подростковой среде с применением коэффициента Пирсона обнаружил сильную корреляционную связь (r = 0,63) показателей социальной компетентности и проявления конфликтности. Наибольшая выраженность взаимосвязи с проявлением конфликтности обнаружена между показателями социально-психологической (r = 0,71) и коммуникативной компетентностей (r = 0,65).

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволило теоретически изучить и экспериментально подтвердить взаимосвязь социальной компетентности и степени конфликтности подростков в классе со смешанным этническим составом. Основными факторами возникновения конфликтов между представителями разных национальностей в подростковой среде являются вспыльчивость, эмоциональная нестабильность, проявление эгоистичности и т. д.; проявление нетерпимости по признаку национальной принадлежности; непонимание и незнание традиций и обычаев других национальностей; культурный эгоизм и неспособность принять другого таким, какой он есть. В своем большинстве подростки в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентричны, то есть способны проявлять неприязнь ко многим или одной национальностям, нетерпимость, национализм. Формирование и развитие социальной компетентности подростков играет большую роль в преодолении конфликтов, а именно уровень развития социальной компетентности подростков напрямую связан с частотой конфликтных проявлений в этнически смешанных группах.