Full text
Введение В современных условиях, которые характеризуются динамичным развитием общества и повышением требований практически в любой сфере деятельности, возникает необходимость более полного раскрытия способностей и потенциала специалиста. Важнейшим компонентом личностной и профессиональной зрелости любого человека, в том числе – педагога выступает самоактуализация. Связь самоактуализации и профессиональной деятельности педагогов исследуется в контексте движения акме (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Н. В. Кузьмина). Акме понимается как вершинная точка развития человека. Достижение акме возможно посредствам трансформации ранее накопленного внутреннего потенциала во внешнюю форму профессионального развития. Возможно, в деятельности педагога такой внешней формой может выступать индивидуальный стиль педагогической деятельности. Он отражает требования (профессионализм, мобильность, самостоятельность, креативность, конструктивность), которые предъявляет к личности педагога современное общество. Сегодня востребован учитель, способный обновлять содержание своей деятельности, решать нетрадиционные профессиональные задачи, принимать эффективные решения и нести за них ответственность. Современные исследователи обращают внимание на то, что личностная (психологическая) компетентность выступает стилеобразующим фактором индивидуальной педагогической деятельности [1, 2]. Однако в современной научной литературе эмпирические аспекты связи самоактуализации и индивидуального стиля педагогической деятельности раскрыты недостаточно. Исследование, представленное в данной статье, направлено на выявление связи показателей самоактуализации личности педагога с его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Проверялась гипотеза об особенностях связи самоактуализации и стиля педагогической деятельности у учителей с разным педагогическим стажем, а также гипотеза о том, что педагоги с высоким уровнем самоактуализации чаще используют в своей работе эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности. Представим теоретическое уточнение содержания изучаемых вопросов, в рамках данного исследования. В основе теории самооактуализации находится идея осознанного стремления человека к максимальному раскрытию своего потенциала и реализации его в практической деятельности. Впервые понятие «самоактуализация» появилось в работах К. Гольдштейна. Разработанная автором концепция самоактуализации постулировала единое целостное видение функционирования индивидов, которым отводилась важная роль, выходящая за рамки выживания. Самоактуализация – это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Индивиды, согласно К. Гольдштейну, живут в состоянии напряжения между порядком и беспорядком, которое он называет «катастрофическим», обстоятельство, которое возникает всякий раз, когда индивидуальность сталкивается с миром и трансформацией самого себя. Это состояние постоянного напряжения может поддерживаться на основе радости или удовольствия от преодоления препятствий, что является основой мотивации к саморазвитию [по 3]. Наиболее известна теория самоактуализации как мотивации и необходимости, созданная А. Маслоу [4]. С точки зрения автора, процесс самоактуализации человека следует эволюционному пути удовлетворения недостатков (пять уровней человеческих потребностей), чтобы получить доступ к полному или здоровому развитию. Уровень потребности в самоактуализации является наивысшим и наиболее желательным, на котором находятся потребности личного развития, духовного развития, вклада, потребность в смысле и цели жизни. Весомый вклад в решение вопросов самоактуализации личности и способов ее продвижения внес К. Роджерс. К. Роджерс предполагал, что существует раскрывающийся потенциал как неотъемлемая часть тенденции к развитию личности и представления о себе. Процесс становления личности включает развитие в направлении самоопределения, открытости опыту, возрастающей сложности, принятию других, достижению полной уверенности в себе [5]. В трудах отечественных психологов (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.) изучение проблемы самоактуализации личности рассматривалось в рамках более широкого контекста, связанного с личностью в целом. Так С. Л. Рубинштейн, говоря о развитии личности, касался в своих теориях сущности феномена «самоактуализация», преломляя его через категории «деятельность», «направленность», «система отношений», «индивидуальность», «субъект», «жизненный путь» и др. [6]. А.Н. Леонтьев писал, что развитие личности путем предметной деятельности проходит несколько этапов. Итог каждого этапа отражает некоторое достижение. Примером таких достижений является, например, самодетерминация, самоуправление, реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, преодоление своего ограниченного Я [7]. Определяя вклад ученых в разработку вопросов самоактуализации личности, следует согласиться с заключением О. А. Толмачевой, которая пишет, что благодаря трудам зарубежных и отечественных учёных гуманистического толка в научной психологии была «сформулирована новая концепция человека и его природы. …Человек от рождения является носителем позитивных сил и возможностей, которые он может и желает актуализировать» [8, стр. 609]. В данной работе мы придерживаемся подхода к самоактуализации, представленного в работе Е.В. Селезеневой. Самоактуализация определяется как личностная компетентность, которая «опосредует все виды целенаправленной активности человека, позволяет ему действовать самостоятельно и ответственно…» [9, стр. 109]. Самоактуализация дает возможность личности проявить свою активность, мобилизовывать свои внутренние ресурсы, максимально реализовать свой потенциал в решении личностных и профессиональных задач. Методология и результаты исследования Выборку эмпирического исследования составили 60 педагогов, из них 55 (97%) женщин и 5 мужчин (3%). Средний возраст респондентов 35 лет. Педагогический стаж от 1 года до 30 лет. С опорой на этапы становления педагога как профессионала, выделенные Р. В. Овчаровой [10], выборка была разделена на две группы: группа 1 - группа испытуемых, со стажем до 5 лет, группа 2 - группа со стажем от 6 лет. В процессе исследования использовались следующие методики: модифицированный опросник диагностики самоактуализации САМОАЛ (А. В. Лазуркин в адаптации Н. Ф. Калина) 11; опросник особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А. К. Маркова, А. Я. Никонова) [12]. Математическая обработка данных осуществлялась с использованием дескриптивной статистики. Для выявления взаимосвязи самоактуализации и индивидуального стиля педагогической деятельности использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Для выявления различий в выраженности признака использовался непараметрический статистический U-критерий Манна Уитни и критерий Х2 Пирсона. Расчеты осуществлялись с использованием программа Excel 2016 и SPSS 13.0 for Windows. Результаты На первом этапе были изучены показатели самоактуализации респондентов. В методике САМОАЛ выделяется одна основная шкала (шкала ориентация во времени), которая показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. А также ряд дополнительных шкал, отражающих различные параметры самоактуализации. Результаты методики анализировались сразу по двум выделенным группам (табл.3). Таблица 1 - Средние показатели выраженности самоактуализации респондентов по шкалам методики САМОАЛ, в баллах (max=15) № п/п Название шкалы Средние показатели Значения U–критерия Манна–Уитни Группа 1, n1=32 Группа 2, n2=28 Эмпирическое значение Уровень значимости 1. Ориентация во времени 9,2 8,6 391,5 0,39 2. Ценности 8,8 7,9 308 0,04 3. Взгляд на природу человека 7,2 7,3 440 0,90 4. Потребность в познании 8,2 8,9 380,5 0,31 5. Креативность 7,9 6,9 341 0,11 6. Автономность 7,1 7,1 445 0,96 7. Спонтанность 6,8 7,1 409 0,56 8. Самопонимание 6,9 8,3 319,5 0,05 9. Аутосимпатия 7,4 7,3 409 0,56 10. Контактность 6,3 6 431 0,79 11. Гибкость в общении 7,5 7,9 396,5 0,44 Анализ статистических показателей распределения показал, что обе группы испытуемых имеют высокие значения по шкале Ориентация во времени. Респонденты понимают экзистенциальную ценность жизни «здесь и сейчас», способны наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Анализ дополнительных шкал самоактуализации показал, что в группе со стажем до 5 лет (группа 1) первые три ранговые позиции занимают шкалы Ценности, Потребность в познании, Креативность. Высокий балл по ценностной шкале свидетельствует о том, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относит такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах. В группе со стажем от 6 лет (группа 2) первые три ранговые позиции занимают шкалы Потребность в познании, Самопонимание, Ценности и Гибкость в общении. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатления. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это. Данные обеих групп респондентов были проверены на нормальность распределения. Отличие от нормального распределения были выявлены по шкалам Ценности и Самопонимание. Так по шкале Ценности средние баллы респонденты выбирали редко, и каждая выборка распадалась на две подгруппы с низким и высоким уровнем выраженности показателей. В группе респондентов со стажем до 5 лет (группа 1) баллы от 4 до 9 имеют 42,3% респондентов; в группе со стажем от 6 лет (группа 2) баллы от 5 до 9 имеют 78,8%. По данной шкале были получены значимые различия (U=308; р=0,04). По шкале Самопонимание группа 1 имеет распределение не отличающееся от равномерного, а группа 2 имеет тенденцию повышения частоты встречаемости более высоких показателей. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д. Рисмен назвал таких «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри». По данной шкале также были получены значимые различия (U=319,5; р=0,05) между группой 1 и группой 2. Интересным результатом явилось последнее ранговое место шкалы Контактность. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В опроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности. На втором этапе был изучен стиль педагогической деятельности. Сравнительный анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (рис.1) в группах со стажем работы до 5 лет и стажем от 6 лет показал, что у педагогов первой группы преобладает эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности (37,5%), у педагогов второй группы – рассуждающе-импровизационный стиль (32,2 %). Рис.1. Выраженность стилей педагогической деятельности в двух сравниваемых группах Примечание: ЭИС – Эмоционально-импровизационный стиль; ЭМС – Эмоционально-методичный стиль; РИС – Рассуждающе-импровизационный стиль; РМС – Рассуждающе-методичный стиль Анализируя содержательную сторону стилей педагогической деятельности, отметим, что обе группы респондентов в преобладающем большинстве используют стили, характеризующиеся ориентацией на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. И это является одним из достоинств данных стилей. Особенности проявляются на уровне динамических характеристик. Учителя эмоциональных стилей отличаются повышенной чувствительностью, обусловливающей их выраженную зависимость от ситуации; учителя рассуждающих стилей - сниженной чувствительностью, обусловливающей их меньшую зависимость от ситуации на уроке. Для них характерны осторожность, традиционность. Было доказано, что существуют различия в распределении стилей педагогической деятельности в зависимости от стажа (Х2=10,356; р=0,016). Однако следует заметить, что ни один из стилей не применяется в педагогической деятельности в «чистом виде». На третьем этапе исследования был поведен анализ на выявление связи различных параметров самоактуализации личности и стилей педагогической деятельности. В группе со стажем от 6 лет значимых связей не обнаружено. В группе со стажем до 5 лет выявлена слабая положительная связь между шкалами аутосимпатия и эмоционально-импровизационный стиль (r=0,363; p=0,041), ценности и эмоционально-методичный стиль (r=0,368; p=0,038), гибкость в общении и рассуждающе-импровизационный стиль (r=0,431; p=0,014). Отрицательная связь выявлена между шкалой взгляд на природу человека и рассуждающе-методичным стилем (r=-0,368; p=0,038). Представим интерпретацию взаимосвязи двух наиболее выраженных стилей педагогической деятельности (эмоционально-методичный, рассуждающе-методичный) с параметрами самоактуализации личности. Педагог, разделяющий ценности самоактуализирующейся личности, стремится к гармонии и порядку и в своей профессиональной деятельности. Высокий уровень знаний является для них своего рода ценностью, а стремление активизировать у детей интерес к предмету, показывая красоту самого предмета изучения, естественным. Чуткость и проницательность способствуют решению задачи по созданию здоровых отношений с учениками. Педагоги, низко очинивающие веру в людей, в могущество человеческих возможностей обладая высокой методичностью в работе вместе с тем проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Добиваться высоких результатов обучения предпочитают посредством репродуктивной деятельности учащихся. Заключение В предпринятом исследовании была изучена связь самоактуализации личности и индивидуального стиля педагогической деятельности. Были выявлены связи только у группы педагогов с профессиональным стажем до 5 лет. Объяснение данному факту можно найти в самих определениях используемых понятий. Определяя индивидуальный стиль, мы говорим о достаточно устойчиво используемом способе достижения педагогом типичных задач профессиональной деятельности. Как отмечает С.А. Минюрова, индивидуальный стиль педагогической деятельности «включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта – преподавателя» [13, стр. 184]. Процесс профессионализации молодого специалиста неразрывно связан с самопознанием, ориентирован на самостоятельную работу по самоопределению и построению себя как профессионала. Рефлексивная позиция молодого педагога относительно стратегий саморазвития в профессии, его личностных компетенций может объяснять выявленные взаимосвязи. На наш взгляд, изученные особенности самоактуализации личности педагога и анализ выявленных взаимосвязей самоактуализации и стилей педагогической деятельности в группах с разным педагогическим стажем, может выступать основой для уточнения стилевых характеристик педагогической деятельности.