Full text
Введение Трудно переоценить дифференциальный вклад педагогических превентивных мер по преодолению детских страхов с самого рождения и развитию компонентов эмоционального развития родительско-детской терапии в дошкольном возрасте [1]. Поэтому изучение и дифференциация различных видов страхов позволят выработать на практике более эффективные подходы к продвижению стратегии обеспечения безопасности дошкольников [2]. И напротив, невнимание к естественно-рефлекторной и условно-рефлекторной природе страха, к его разновидностям не позволяет провести коррекционное педагогическое воздействие и уменьшить частоту, выраженность и негативные последствия страхов. Проведенный анализ показывает, что к настоящему моменту единая классификация страхов не сформирована и не используется, что затрудняет диагностику и интерпретацию эмпирических результатов и требует высокой квалификации педагога-психолога [3]. До сих пор страхи изучаются как объект коррекционного воздействия, а также как препятствие к осуществлению эффективного педагогического процесса в образовательных учреждениях [4]. Трактовка страха как фактора успешности/неуспешности образовательно-воспитательного процесса не позволяет учесть сущность самого феномена. Поэтому целесообразно изучение страха как целостного феномена личностной сущности, как определенной поведенческой реакции на особые ситуации педагогического процесса, а также как результат сформированного в детстве базового недоверия к миру. С позиций современной практической педагогики наиболее актуальной выступает задача поиска эффективных путей диагностики и преодоления страха как эмоционального нарушения у человека, препятствующего его обучению и развитию [5]. Если человек не знает, как найти выход из сложной ситуации, сопряженной с негативными эмоциями, и это останется без внимания педагога, то в будущем, это неблагоприятно отразится не только на его успехах в обучении, но и на его психологическом здоровье в целом. Сказанное определило цель работы  исследовать страхи дошкольников и составить рекомендации по превентивной работе с ними. Обзор отечественной и зарубежной литературы Причиной страха называются переживание угроз биологическому или социальному благополучию, спокойствию и безопасности [6]; предполагаемого или реального бедствие [7]. Природа возникновения страха связана с двумя аспектами: человек воспринимает некоторую ситуацию как угрожающую и эта ситуация является значимой, важной лично для него (в его системе ценностей). При этом сама угроза, лежащая в основе возникновения страха, может быть лишь отражением его мыслей. В ряде ситуаций страх умеренной силы для любого человека полезен, поскольку морально готовит человека к реальным опасностям и будущим возможным последствиям/ограничениям, снижая уровень неожиданности и, как следствие, будущего стресса. Не испытав страха перед определенным мероприятием/событием, человек рискует пребывать в более выраженном стрессе, если что-то негативное действительно произойдет. Современные исследования, например, новых взглядов на оценку интероцепции и отношений с регуляцией эмоций и стрессом [8]); нейронных реакций на ошибки при тревожных расстройствах [9]; эмоциональной реактивности и регуляции [10]); неоднородности динамического возбуждения и модуляции страха [11] только укрепили классические умозаключения И.П. Павлова о том, что природа страха заключается в срабатывании свойственного каждому человеку инстинкта самосохранения. Страх выступает как своего рода защитный рефлекс, заставляющий человека остановиться и даже буквально «замереть» или убежать, даже не успев осознать всей опасности сложившейся ситуации. Условно-рефлекторный характер возникновения страха позволяет связать особенности страхов, испытываемых индивидом, с особенностями того семейного контекста, в котором он воспитывался и вырос. Cуществуют особенные «сензитивные» периоды для данной эмоции, когда психолого-педагогическое воздействие имеет особенный потенциал. Таким периодом является дошкольный и младший школьный периоды [12]. Изучение особенностей психологического развития ребенка в этот период позволяет проследить формирование познавательных психических процессов, зарождение жизненной позиции и системы ценностей. В дошкольный период поведение ребенка трансформируется из «полевого» в волевое под влиянием формируемой системы мотивов и ценностей. Подвергаясь влиянию страхов, дошкольник уже может их осознать и частично вербализировать, что усугубляет эмоциональное состояние, но при этом еще не может с ними справиться. Дошкольники растут и развиваются в совершенно новой среде, нежели предыдущие поколения [13]. Изменения в среде и в моделях воспитания приводят к некоторым изменениям и нарушениям. Негативное влияние на развитие дошкольника оказывают телевидение и цифровые технологии, которые агрессивно насыщают жизнь и сознание ребенка образами и сюжетами. Педагоги также приходят к выводу о том, что активное раннее развитие ребенка приводит к нервно-психическому истощению и снижению мотивации уже к семи годам, т.е. к моменту поступления в школу, когда познавательная активность должна быть максимальной. Стремление к чрезмерно раннему обучению детей вносит свой негативный вклад в развитие детских неврозов и тревожности [14]. Современные родители втягивают в «гонку успешности» своих детей уже в раннем и дошкольном возрасте [15]. Постоянное стремление родителей развить разные способности у ребенка приводит к отсутствию у ребенка времени и желания на самое важное для его возраста занятие – спокойную игру. Усугубляет ситуацию то, что многие родители, вкладывая в ребенка много денег и времени, также и требуют от него каких-то результатов. Кроме того, повышение тревожности взрослых в современной ситуации затянувшейся пандемии [16] способствуют невротизации детей даже в дошкольном возрасте. Взрослые люди всех возрастов испытывают повышенный стресс [17] и демонстрируют проявления тревожности в современных условиях, когда нет определенности и появляются дополнительные триггеры (риск заболеть, потерять работу, постоянная угроза карантина и потери дохода и проч.). Дисфункциональные модели поведения взрослых [18] – тревожность, нервозность, постоянное напряжение и даже истерики – быстро воспринимаются детьми-дошкольниками и осваиваются ими, выражаясь в детских страхах, поскольку страхи имеют условно-рефлекторный характер. Активная цифровизация, технологизация, агрессивная интернет-среда, повышенная требовательность родителей к «результатам» и «успешности» ребенка, а также общее повышение тревожности взрослых способствует тому, что уже в дошкольном возрасте психический и психологический ресурс современного ребенка часто бывает истощен (невротизация), что делает его еще более восприимчивым к таким острым негативным эмоциям, как страх. Cтрахи проявляются в детском возрасте в результате развития ситуации недоверия к миру. Базовыми же условиями недоверия и склонности к страху ребенка в любом возрасте выступают угроза потеря родителя и угроза быть брошенным [19]. Выявлены две линии развития страха в дошкольном возрасте: в первом случае речь идет о собственном опыте ребенка, генерирующем страхи; во втором случае речь идет о внушенных окружением (чаще всего – родителями и воспитателями) страхах. При этом чаще для дошкольников характерны именно внушенные страхи, в формировании которых особую роль играют тревожные родители [20]. Причем родители могут даже не запугивать ребенка специально и сознательно, они могут просто с чрезмерной тревожностью воспринимать те или иные события, беспокоиться и напрягаться, тогда ребенок воспринимает все эти тревоги и страхи как свои собственные, и генерирует новые страхи в тревожной обстановке [21]. К личностным факторам развития и усугубления страхов относится повышение тревожности ребенка-дошкольника [22], которое вызывает изменения в поведении ребенка (ребенок ищет опору, зависим от внешнего поля, он пассивен и не проявляет любопытство, избегает неизвестности в любой форме); изменения настроения (подавленность, настороженность, уход в себя); социальная изоляция (отгороженность); усиление несвойственной детям ориентации на травмирующее прошлое; утрата веры в себя; снижение адаптивных способностей [23]. Кроме того, подверженность страхам приводит к ухудшению здоровья ребенка [24] (страхов относительно больше в группе детей, ослабленных частыми соматическими и инфекционными заболеваниями). Материалы и методы Этапы проведения исследования включают: 1) подготовительный этап подразумевает анализ первоисточников по проблематике исследования (страхи, дошкольный период, факторы детских страхов); 2) экспериментальный этап подразумевает проведение диагностики страхов дошкольников в возрасте с помощью комплекса методик; 3) аналитический этап подразумевает количественную и качественную интерпретацию полученных данных и разработку практических рекомендаций для апробации в последующих экспериментах Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были подобраны методы анализа, синтеза, классификации, сравнения; социально-психологические диагностические методы; использование первичной математико-статистической обработки данных с расчетом критерия ранговой корреляции Спирмена. Использованы диагностические методики: С-шкала «Опасения и страхи у детей» (А. И. Захаров), Тест тревожности Ч. Д. Спилбергера: шкала личностной тревожности (в интерпретации Ю. Л. Ханина) (для диагностики матерей) [25]; Рисуночный тест «Моя семья» [26]; Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (для диагностики детей) [27]. Исследование было проведено в период с 15.10.2021 по 30.11.2021 г. на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7» Еманжелинского муниципального района Челябинской области. Адрес базы исследования: г. Еманжелинск, ул. Фрунзе, д. 35. Экспериментальное исследование проведено в подготовительных группах детского сада: группа «Радуга» (исследовано 15 детей) и группа «Незабудки» (исследовано 15 детей). В связи с объявленными карантинными каникулами с 30 октября по 7 ноября длительность исследовательского этапа оказалась несколько больше, нежели было запланировано изначально. Выборка исследования представлена 30 диадами: матерями и детьми. Выборка детей включает 30 респондентов в возрасте 5-6 полных лет на момент проведения исследования, посещающих подготовительную группу детского сада. Социально-демографическая структура детской и родительской выборки (по результатам биографического анкетирования респондентов) представлена в таблице 3. Таблица 3 – Структура выборки дошкольников и матерей Критерий Значение Число, чел Доля, % возраст ребенка 5 6 20,0 6 24 80,0 возраст матери до 25 2 6,7 26-30 12 40,0 31-35 10 33,3 36-40 3 10,0 41 и старше 3 10,0 пол мальчик 13 43,3 девочка 17 56,7 статус семьи полная 22 73,3 неполная 8 26,7 наличие братьев и сестер нет 12 40,0 есть 18 60,0 профессиональный статус матери работает полный день 8 26,7 работает не полный день (частичная занятость) 12 40,0 не работает 10 33,3 В детской выборке представлены преимущественно дети в возрасте 6 лет (80%), однако в исследовании приняли участие и 5-летние дети, которые также в следующем году поступают в первый класс (20%). Выборка детей является сбалансированной по полу с некоторым преобладанием девочек (56,7%/ 43,3%). Большинство детей воспитываются в полных семьях (73,3%), однако воспитанием 8 детей занимается только или преимущественно один родитель (мать) (26,7%). У большей части детей есть братья и/или сестры (60%). Родительская выборка является сбалансированной по возрасту: в ней представлены матери различных возрастных категорий от 23 до 43 лет. Средний возраст матери составил 32 года. Однако наиболее широко представлены матери в возрасте 26-35 лет (суммарно 73,3%). Часть матерей работает полный рабочий день (26,7%), часть имеет частичную занятость (40%), часть матерей не работает и занимается домашним хозяйством и детьми (33,3%). Результаты Представим выявленные у детей страхи из числа 29 видов страхов, представленных в методике. Отмечено, какие страхи выражены у каждого ребенка. Это позволило оценить не только общую выраженность детских страхов в выборке, но и описать структуру детских страхов, провести дифференцированный анализ их видов детских страхов. Результаты исследования детей по методике С-шкала «Опасения и страхи у детей» (А.И.Захаров) представлены в таблице 4. Количественно проанализирована шкала общей выраженности страхов ребенка. Таблица 4 – Общее количество страхов у детей: С-шкала Показатель Значение Интерпретация число наблюдений, ед. 30 все респонденты приняли участие в исследовании среднее значение, балл 9,63 повышенный уровень страхов у детей стандартное отклонение, балл 4,29 высокая вариабельность данных: в выборке присутствуют дети с разным количеством страхов коэффициент вариации, % 44,50 В группу наиболее выраженных страхов в сформированной выборке включены те страхи, которые диагностированы более чем у 50% детей. К таким страхам относятся по результатам исследования страх темноты, сказочных персонажей, перед засыпанием, страшных снов, оставаться в одиночестве, страх уколов и боли. Анализ содержания наиболее выраженных у большинства детей страхов показывает, что для сформированной выборки актуальны медицинские страхи (уколов и боли), а также страхи, связанные со сном и засыпанием (перед засыпанием, страшных снов, темноты). Кроме того, дошкольники продолжают бояться сказочных персонажей и боятся оставаться в одиночестве. Выраженность этих страхов в целом по выборке представлена на рисунке 2. Рисунок 2 – Результаты диагностики страхов дошкольников по методике С-Шкала Наименее распространенными и единично выраженными в сформированной выборке являются страхи других людей, мамы/папы, опоздать, машин, глубины и резких звуков. Эти страхи не характерны для детей, включенных в выборку исследования. По общей выраженности страхов выделены те дети, которые, в соответствии с предложенной в методике диагностической шкалой, имеют повышенный уровень детских страхов (более 9 у мальчиков и более 12 у девочек). Распределение респондентов относительно нормативного значения детских страхов представлено на рисунке 3. Рисунок 3 – Результаты диагностики страхов дошкольников по методике С-Шкала, % У 12 респондентов выборки (40%) выявлен сверхнормативный уровень детских страхов. При этом доля мальчиков со сверхнормативным уровнем детских страхов составляет 30,8%, тогда как девочек со сверхнормативным уровнем страха в выборке практически половина (47%). Следует отметить, что доля детей со сверхнормативным числом детских страхов является тревожной, особенно среди девочек. Поэтому в рамках сформированной выборки особенно актуальной является задача по выявлению причин детских страхов и факторов повышения их числа в старшем дошкольном возрасте. Рисуночный тест «Семья глазами ребёнка» проведен со всеми детьми в очном формате индивидуально. Результаты количественного анализа рисунков всех респондентов по предложенной нами шкале (раздел 2.1.) представлены в сводных таблицах Приложения А. Распределение детей по степени гармоничности представлений о своей семье, отраженных на рисунках в ходе тестирования, представлены на рисунке 4. Рисунок 4 – Результаты диагностики по методике Рисуночный тест У 46,7% детей выборки диагностировано гармоничное представление о собственной семье, выраженные нарушения на рисунке и в ходе его рисования отсутствуют, общее ощущение от рисунка гармоничные и приятные. У 43,3% детей выявлены нарушения по нескольким параметрам, а общее ощущение от таких рисунков, как правило, смешанное. У 10% детей выявлены явные нарушения гармонии восприятия семьи, общее впечатление от рисунка либо негативное, либо небрежное. Из числа нарушений в сформированной выборке наиболее часто встречались следующие:  выбор в пользу темных тонов (параметр – цветовые сочетания): один или все персонажи изображались в мрачных, темных цветах;  нарушения композиции (параметр - композиция), когда семья располагалась на краю листа, занимала менее половины размера листа; один, наименее значимый персонаж помещается в стороне от всех, родители «нависают» над ребенком, который изображен непропорционально маленьким и уязвимым;  отсутствия каких-либо частей тела (параметр - соотношение частей тела персонажей): например, отсутствие рук или ног, особенно если оно отмечается только у некоторых персонажей;  нарушения в изображении деталей на лицах (параметр – выражение лиц персонажей): большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо, отсутствие рта у ребенка;  наличие сегментации на рисунке (параметр – разделители между персонажами): некоторые члены семьи располагаются по одну сторону от какого-либо предмета (дом, дерево, дорога, машина), некоторые – по другую, у матери в руках сумка, которая разделяет ее с ребенком, у отца – портфель;  слишком резкие контуры и изменчивый нажим карандаша (параметр - резкость/плавность линий в деталях): родители изображаются более выраженным нажимом карандаша, «давлеющими» контурами. Результаты теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) для диагностики детей и теста тревожности Ч.Д. Спилбергера (шкала личностной тревожности) (в интерпретации Ю.Л. Ханина) для диагностики матерей представлены в таблице 5. Таблица 5 – Уровень тревожности детей и матерей: первичная математико-статистическая обработка Показатель Значение по шкале Теммл/Дорки/ Амен Интерпретация Значение по шкале Спилбергер/ Ханин Интерпретация число наблюдений, ед. 30 все респонденты приняли участие в исследовании все респонденты приняли участие в исследовании среднее значение, балл 5,47 средний уровень тревожности у детей 35,73 средний уровень тревожности у матерей стандартное отклонение, балл 2,97 высокая вариабельность данных: в выборке присутствуют дети с разным уровнем тревожности 10,41 средняя вариабельность данных: в выборке присутствует достаточно большое число респондентов со средним уровнем тревожности коэффициент вариации, % 54,29 29,12 Результаты исследования показали, что для детей выборки характерен средний уровень тревожности – 5,47 баллов (39,05%). Для матерей выборки также характерен средний уровень тревожности личности – 35,73 балла по шкале Спилбергера/Ханина. При этом для детской выборки характерна высокая вариабельность данных, тогда как в выборке матерей вариабельность данных оценивается как средняя (коэффициент вариации не превышает 33%). Распределение респондентов-детей по уровням тревожности представлено на рисунке 5. Рисунок 5 – Результаты диагностики тревожности дошкольников по методике Тэммл/Дорки/Амен Распределение матерей по уровням тревожности представлено на рисунке 6. Рисунок 6 – Результаты диагностики тревожности родителей дошкольников по методике Спилбергера Проведем статистический анализ взаимосвязи исследуемых показателей: выраженность страхов у детей, уровень тревожности детей, гармоничность представлений о семье у детей и уровень тревожности матерей. Результаты анализа корреляции соответствующих шкал диагностических методик представлены в таблице 6. Выгрузка из SPSS Statistics 23.0 представлена в Приложении А. Таблица 6 – Корреляционный анализ Показатель страхи детей представления о семье тревожность дети тревожность матери страхи детей Коэффициент корреляции Спирмена 1,000 ,839** ,922** ,663** Sig. (2-tailed) . ,000 ,000 ,000 N 30 30 30 30 представления о семье Коэффициент корреляции Спирмена ,839** 1,000 ,810** ,471** Sig. (2-tailed) ,000 . ,000 ,009 N 30 30 30 30 тревожность дети Коэффициент корреляции Спирмена ,922** ,810** 1,000 ,729** Sig. (2-tailed) ,000 ,000 . ,000 N 30 30 30 30 тревожность матери Коэффициент корреляции Спирмена ,663** ,471** ,729** 1,000 Sig. (2-tailed) ,000 ,009 ,000 . N 30 30 30 30 Согласно полученным результатам выявлены статистически значимые взаимосвязи между всеми задействованными шкалами. Интерпретация взаимосвязей проведена следующим образом: 1) выраженность детских страхов взаимосвязана с уровнем тревожности ребенка (rS = 0,922**): связь прямая, сильная; высокая тревожность ребенка связана с сильной выраженностью у него разнообразных детских страхов; 2) выраженность детских страхов взаимосвязана со степенью гармоничности представлений ребенка о семье (rS = 0,839**): связь прямая, сильная; поскольку при интерпретации представлений ребенка о семье использована обратная шкала, дисгармоничное представление ребенка о своей семье связано с сильной выраженностью у него разнообразных детских страхов; 3) выраженность детских страхов взаимосвязана с уровнем тревожности матери (rS = 0,663**): связь прямая, умеренная; высокая тревожность матери ребенка связана с сильной выраженностью у ребенка разнообразных детских страхов; 4) тревожность ребенка взаимосвязана с уровнем тревожности матери (rS = 0,729**): связь прямая, сильная; высокая тревожность матери ребенка связана с высокой тревожностью ребенка; 5) тревожность ребенка взаимосвязана с представлениями ребенка о своей семье (rS = 0,810**): связь прямая, сильная; поскольку при интерпретации представлений ребенка о семье использована обратная шкала, дисгармоничное представление ребенка о своей семье связано с высокой тревожностью у ребенка; 6) тревожность матери взаимосвязана с представлениями ребенка о своей семье (rS = 0,471**): связь прямая, умеренная; поскольку при интерпретации представлений ребенка о семье использована обратная шкала, дисгармоничное представление ребенка о своей семье связано с высокой тревожностью матери ребенка. Обсуждение Таким образом, на материалах проведенного эмпирического исследования нашла подтверждение выдвинутая гипотеза. Степень выраженности страхов у дошкольника связана с уровнем тревожности ребенка, уровнем тревожности матери ребенка и с особенностями восприятия дошкольником своей семьи. Эти выводы соотносятся с выводами о сущности детского страха [28]; о его долгосрочном влиянии на стресс-реактивность и адаптацию поведения детей [29]) и о коучинге эмоций матери и эмоциональности дошкольника [30]. При выраженности страхов и высокой тревожности ребенка диагностируется более высокая тревожность матери, ребенка и восприятие ребенком своей семьи как неустойчивого, небезопасного конструкта (разобщенность членов семьи, сегментация, темные тона при выборе цвета, смазанность лиц и выражение эмоций страха на лицах (большие расширенные глаза)), либо, напротив, как чрезмерно давящего и опекающего конструкта («давлеющее» над ребенком изображение родителей, чрезмерно выраженный контур при изображении родителей, отсутствие рта у ребенка). Сказанное позволило нам составить рекомендации, не противоречащие мнению других исследователей для родителей [31] педагогов [32] педагогов-психологов [33] дошкольных образовательных учреждений по преодолению страхов дошкольников Рекомендовано организовать и провести серию встреч просветительской и коррекционной направленности с родителями дошкольников, направленную на информирование родителей о вреде тревожного отношения к ребенку, о взаимосвязи тревожности, ее проявлений по отношению к ребенку, об особенностях восприятия тревожного родителя ребенком-дошкольником. Кроме просветительской беседы следует провести для родителей тренинг по управлению собственной тревогой во взаимоотношениях с ребенком, разобрать типовые ситуации, когда тревожность родителя находит выход во взаимодействии с ребенком, травмируя его: ситуации болезни и плохого самочувствия как родителя, так и ребенка; ситуации усталости и нервного истощения родителя; ситуации «плохого» поведения ребенка на людях и его «непослушания»; ситуации страха за будущее ребенка и склонности родителя «нагнетать» ситуацию и ее последствия. Следует разобрать неверную (психотравмирующую) модель поведения родителя и совместными усилиями предложить благополучную модель реагирования на стрессовые ситуации, связанные с ребенком, при склонности родителя к тревожным проявлениям. Также полезно рекомендовать родителям завести дневник самонаблюдений. В рамках применения индивидуально-дифференцированного подхода к коррекции страхов у ребенка педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений рекомендовано за основу принять триаду методов корректирующего воздействия на детей дошкольного возраста [34]: техника «вербализация страха»: метод «сторителлинг», «сказкотерапия»; техника «игра со страхом»: метод «игротерапия»; техника «визуализация страха»: метод «изо-терапия». В целом модель психолого-педагогической коррекции страхов дошкольников представляет собой, соответственно, упрощенное представление системы психологических и педагогических мероприятий [35], направленных на снижение частоты страхов, снижение интенсивности страхов и уменьшение негативных последствий страхов для ребенка-дошкольника и его семьи. Психолого-педагогическое воздействие должно быть высокопрофессиональным и сказываться как на ребенке, так и на родителях, уровень тревожности которых взаимосвязан с уровнем тревожности ребенка, выраженностью его страхов и представлениями ребенка о своей семье Семья с тревожной матерью воспринимается ребенком как небезопасная ситуация, либо гиперопекающая ситуация, которая также не является гармоничной средой для развития ребенка. Заключение Согласно полученным результатам выявлены статистически значимые взаимосвязи между всеми задействованными шкалами: выраженность детских страхов взаимосвязана с уровнем тревожности ребенка (rS = 0,922**); выраженность детских страхов взаимосвязана со степенью гармоничности представлений ребенка о семье (rS = 0,839**); выраженность детских страхов взаимосвязана с уровнем тревожности матери (rS = 0,663**); тревожность ребенка взаимосвязана с уровнем тревожности матери (rS = 0,729**); тревожность ребенка взаимосвязана с представлениями ребенка о своей семье (rS = 0,810**); тревожность матери взаимосвязана с представлениями ребенка о своей семье (rS = 0,471**). Таким образом, выраженность детских страхов оказывается значимо связанной с общим уровнем тревожности ребенка, общим уровнем личностной тревожности матери, а также с представлениями ребенка о своей семье. Соответственно, требуется комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, учитывающая уровень их тревожности, тревожности их матерей и особенности семейного воспитания. Статья подготовлена в рамках КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ И ПЛАНА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО – ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ФГБОУ ВО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» НА 2021-2024 ГОДЫ «Педагогическое образование на Южном Урале: научные основы развития и инноваций».