Full text
Введение Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Поэтому требования ФГОС НОО предполагают, что образовательный процесс переходит от традиционного воспитания к формированию качеств личности, необходимых для развития ребёнка в условиях современного мобильного общества. Мобильное общество в качестве одной из важнейших задач современной школы ставит повышение показателей познавательной деятельности обучающихся. Наиболее значимо решение этой задачи на ступенях начального образования, так как именно в системе начальной школы формируются познавательные учебные способности ребёнка, процессы познания становятся произвольнымии осмысленными, формируется познавательная самопроизвольность учебной деятельности. Становление основ умения учиться и способности к организации своей деятельности предполагает: умение определять и держать в фокусе внимания цели, а также добиваться их в учебном процессе, планировать, осуществлять и контролировать, оценивать результаты деятельности, сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе обучения [1, 2]. Умение учиться входит в состав личностных характеристик младшего школьника и вносит свой вклад в становление «портрета выпускника начальной школы» [3], а механизмы протекания и уровень развития таких познавательных процессов, как восприятие, мышление и память зависят от свойств внимания. Цель представляемого в статье исследования : установить взаимосвязи между свойствами внимания и успеваемостью учащихся четвертых классов. Обзор отечественной и зарубежной литератур Существует несколько подходов, объясняющих феномен внимания. В соответствии с ними внимание трактуется как: − результат эмоции: внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими [4]; − проявление установки: установка быть внимательным на определенном объекте действительности [5]; − один из фрагментов ориентировочно-исследовательской деятельности человека [6]. Отечественные и зарубежные исследователи в своих работах отмечают, что уровень развития свойств внимания влияет на механизмы протекания и развития таких познавательных процессов, как восприятие, мышление и память [7, 8, 9]. Поэтому от того, насколько обучающиеся внимательны на уроках, будет зависеть успешность в освоении ими образовательной программы начальной школы [10, 11, 12]. В младшем школьном возрасте внимание, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Это связано с тем, что с поступлением в школу дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующих от них наличия новых психологических качеств. Образовательный процесс предъявляет требования к произвольности внимания детей в плане умения контролировать свои действия, работать не отвлекаясь, сверять полученный результат с поставленной целью, следовать инструкциям. Именно из-за низкого уровня развития свойств внимания младшие школьники зачастую испытывают трудности в процессе обучения, что значительно снижает их познавательную активность и приводит к неуспеваемости [13]. Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени нет единого мнения среди исследователей. В психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые исследователи полагают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, так как оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе [14]. Другие же, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса [15]. Более того, среди исследователей существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений относить внимание. Одни утверждают, что внимание является одним из познавательных психических процессов. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, аргументируя это тем, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание невозможно без проявления определенных волевых усилий [16]. Когда речь идет о развитии внимания у детей, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Свойствами внимания называются особенности его проявления. На основе анализа психолого-педагогических исследований [17], посвящённых проблеме, можно сделать вывод, что внимание человека имеет пять основных свойств: объем, сосредоточенность, распределение, переключаемость и устойчивость. Возрастными особенностями внимания у младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Младшим школьникам довольно трудно сосредотачивать свое внимание на однообразной и неинтересной деятельности. Однако младшие школьники в некоторой степени могут уже самостоятельно планировать свою деятельность. Уровень внимания зависит от многих факторов, например, от связи детей с природой [18]. Так, учащиеся (n = 785; 8-11 лет; все 4-классники) сообщили о меньшем стрессе и были более сосредоточены на задании в классах с более естественным видом из окон. Связь детей с природой (измеряемая как их время, проведенное на природе и в уходе за растениями) была положительно связана с чувством комфорта и удовлетворенности учебой в школе. Время, проведенное на природе, также было связано с меньшим ощущением стресса и усталости, а также с более внимательным поведением во время уроков. Медитативные свойства не только природы, но и аутогенной тренировки оказывают влияние на состояние внимания [19], об этом свидетельствует исследование, в котором 70 испанских учащихся были распределены по трем условиям: тренировка аутогенной медитации, тренировка естественного чтения (активный контроль) и лист ожидания (пассивный контроль), проводимая в течение двенадцатинедельного периода. Результаты показали, что у детей, случайным образом назначенных для обучения аутогенной медитации, улучшилось избирательное и устойчивое внимание, снизилось беспокойство по поводу состояния и черт характера и улучшилось общее психическое здоровье, чем у детей, рандомизированных для обучения естественному чтению или списка ожидания. Результаты исследования свидетельствуют о том, что обучение аутогенной медитации обеспечивает приемлемый подход к улучшению внимания, снижению тревожности и улучшению профиля психического здоровья у детей. Учитывая важность внимания и исполнительных функций в поведении детей, представляют интерес программы, направленные на улучшение этих процессов [20], в которых использованы тесты воздействия Nexxo на детей в возрасте 6-7 и 8-9 лет (N=108). В экспериментальной группе 3-го класса наблюдалось значительное снижение проблем с вниманием и самоконтролем. Программы групповой тренировки внимания метакогнитивной терапии снижают тревожность учащихся [21], это подтверждает эксперимент, в котором обучающиеся после завершения базовых учебных мероприятий были распределены в зависимости от периода занятий на пять сессий аутотренига (n = 39) или на прослушивание музыки (n = 34), проводимые в групповом формате в течение учебной недели. Все названное связано с формированием эмоциональной устойчивости обучающихся, к этим же факторам относится здоровый сон школьников. Нам удалось ознакомиться с интересным исследованием [22] эффектов между использованием средств массовой информации перед сном и показателями сна, включая время в постели, задержку начала сна и сонливость в дневное время, а также связей между использованием средств массовой информации перед сном и переменными сна с трудностями контроля внимания. Данные были собраны у 345 учащихся средних школ в возрасте 12-14 лет. Полученные результаты свидетельствуют о некоторой взаимной связи между использованием средств массовой информации перед сном и плохим сном. Кроме того, более высокая сонливость в дневное время была связана с большими трудностями контроля внимания. Физическая активность также оказывает влияние на внимание и поведение у детей школьного возраста и подростков в возрасте от 4 до 18 лет. В целом, по имеющимся данным [23] выявлено благотворное влияние физических упражнений на внимание и поведение при выполнении заданий в классе. Однако при сравнении результатов следует учитывать методологические различия, касающиеся участников, продолжительности и вида физической активности. Материалы и методы В основу гипотезы исследования легло предположение о том, что между свойствами внимания и успеваемостью учащихся четвертых классов существует взаимосвязь: высокий уровень свойств внимания коррелирует с высокими показателями учебной успеваемости. Исследование взаимосвязи свойств внимания и успеваемости учащихся четвертых классов проходило в 3 этапа [24, 25]. 1. На поисково-подготовительном этапе была сформулирована и обоснована проблема исследования, определена ее актуальность и важность в современном обществе. Изучена специализированная психолого-педагогическая литература по теме исследования, поставлены задачи и определены предмет и объект исследования. Касательно проблемы исследования, проведен развернутый анализ научной и научно-методической литературы. Произведен подбор методик, определяющих уровень исследуемого объекта, с учетом возрастных особенностей. 2. Опытно-экспериментальный. В рамках данного этапа проводится констатирующий эксперимент; диагностики свойств внимания учащихся четвертых классов по методикам; диагностика успеваемости по электронному журналу и табелю, исследование взаимосвязи свойств внимания и успеваемости учащихся четвертых классов методом расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена. 3. Контрольно-обобщающий. На данном этапе проводится анализ, обобщение полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, систематизация результатов исследования, формулирование соответствующих выводов и гипотез, составление психолого-педагогических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию свойств внимания учащихся четвертых классов. Использованные методы и методики исследования: 1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение информации. 2. Эмпирические методы: эксперимент, тестирование по методикам: «Запомни и расставь точки», тест Пьерона-Рузера, «Таблицы Шульте», изучение учебной документации (классный журнал, табель, электронный журнал «Сетевой Город. Образование»). 3. Математико-статистические: метод ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена, расчет среднего балла успеваемости. Исследование свойств внимания проводилось на базе МБОУ СОШ № 21 г. Озерск с учащимися 4 «А» класса в количестве 28 человек, из которых 15 человек – девочки, 13 человек – мальчики. Все дети 2009-2010 года рождения. Учащиеся воспитываются в семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Детей, склонных к правонарушениям нет. Экспериментальная группа учащихся была выбрана в связи с тем, что в четвёртом классе им исполняется 10-11 лет. Это непростой период, так как в этом возрасте происходят осознание моральных ценностей, изменение в развитие внимания, которыми они начинают управлять. Физическое развитие детей соответствует возрасту, но есть часто болеющие дети. Они часто пропускают уроки, болеют простудными заболеваниями. За этими детьми необходимо постоянное наблюдение и контроль их состояния здоровья. В классе сложился дружный коллектив. Дети живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть им руку помощи. Несколько человек в классе требуют повышенного внимания. Они учатся неохотно, отсутствует интерес к учебе, пассивны на уроках, отвлекаются, нуждаются в помощи учителя и постоянном контроле. Учебная мотивация учащихся находится на разном уровне. Ребята проявляют активность в проведении классных и школьных мероприятий. Все учащиеся класса охвачены различными видами внеурочной деятельности. Со слов учителя, класс характеризуется преимущественно средним интеллектуальным уровнем. На отлично учится один человек и 2 учащихся имеют неудовлетворительную оценку по математике. Присутствуют незначительные проблемы с дисциплиной. Общий уровень развития учащихся – средний, интересы разнообразные. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д. Результаты Для исследования успеваемости учащихся 4 «А» класса была проведена диагностика. Учащиеся выполнили итоговые контрольные работы за полугодие по предметам: математика, литературное чтение, русский язык и окружающий мир. По результатам контрольных работ и текущих оценок учителем подведены итоги по каждому предмету. Сформирован средний бал успеваемости учащегося. Анализ итогов успеваемости учащихся за первое полугодие 2020-2021учебного года позволяет сделать вывод о том, что уровень успеваемости и уровень качества знаний учащихся от высокого до ниже среднего уровня. Рисунок 1 – Результаты расчета среднего балла успеваемости Для исследования свойств внимания учащихся 4 «А» класса проведена диагностика развития концентрации, устойчивости и объема внимания по методикам: Тест Пьерона-Рузера, «Запомни и расставь точки» и «Таблицы Шульте». Рассмотрим результаты исследования уровней развития концентрации, устойчивости и объема внимания четвероклассников. Результаты представлены в виде диаграмм, где вертикальная линия обозначает количество испытуемых в %, а горизонтальная линия уровень развития внимания. Результаты исследования уровня развития концентрации внимания четвероклассников по тесту Пьерона-Рузера представлены на рисунке 1. Рисунок 2 – Результаты исследования развития концентрации внимания учащихся четвертых классов по методике Пьерона-Рузера В ходе количественной обработки данных и качественного анализа результатов, было выявлено, что большинство испытуемых имеют средний показатель 36% (10 человек) и выше среднего уровня 25% (7 человек), то есть концентрация внимания развито нормально. 21% респондентов (6 человек) имеют низкий уровень концентрации внимания, а 14% (4 человека) ниже среднего. Четвероклассники с низким и ниже среднего уровнями крайне неусидчивы, редко сосредотачиваются на предметах и явлениях. 4% учащихся (1 человек) характеризуется высоким уровнем концентрации внимания, то есть ему легко сосредоточится на предмете, деле или явлении. Ограничения: в каждой выборке должно быть не менее 5 и не более 40 испытуемых [26, 27]. Коэффициент ранговой корреляции Э. Ч. Спирмена между показателями свойств внимания и успеваемостью учащихся четвертых классов по формуле расчета суммы рангов: ∑▒〖〖(R)〗_p=(28(28+1))/2=406〗 Гипотезы: Н0: Корреляция между показателями концентрации внимания и средним баллом успеваемости не отличается от 0, Н1: Корреляция между показателями концентрации внимания и средним баллом успеваемости достоверно отличается от 0, где А – показатель концентрации внимания, В – средний балл успеваемости. Далее необходимо проранжировать оба показателя, приписывая меньшему значению меньший ранг, затем подсчитать разности между рангами, которые получил каждый испытуемый по двум переменным, и возвести эти разности в квадрат. Рассчитываем эмпирическое значение r_s: r_s=1-6 (113,5+5+28)/28(〖28〗^2-1) =1-6 146,5/21924=1- 879/21924=1-0,04=0,96 Где ∑d^2-сумма квадратов разности между рангами; Т_(а ) и Т_b – поправки на одинаковые ранги концентрации внимания и успеваемости; N – количество участвующих в ранжировании. Полученное эмпирическое значение r_s близко к 1. Определим критические значения r_s при N=28 по таблице. r_(s кр) для N=28{█(0,38 (p≤0.05)@ 0.48 (p≤0.01))┤ r_(s эмп)>r_(s кр); r_(s эмп)>0,97 (на уровне значимости 0,01) p ≤ 0.05 p ≤ 0.01 Зона Зона незначимости неопределенности Зона значимости 0, 38 0, 48 0,96 Рисунок 2 – Ось значимости Принимаем Н1: Корреляция между концентрацией внимания и успеваемостью школьников достоверно отличается от 0 и является положительной. Из оценки данных корреляционного анализа следует, что корреляционная связь между концентрацией внимания и успеваемостью школьников достоверная, прямая, то есть высокой концентрации внимания соответствуют высокие показатели успеваемости. Результаты исследования уровня развития устойчивости внимания четвероклассников по методике «Таблицы Шульте» на рисунке 3. Рисунок 3 – Результаты исследования развития устойчивости внимания учащихся четвертого класса по методике «Таблицы Шульте» В ходе количественной обработки данных и качественного анализа результатов, было выявлено, что большинство испытуемых имеют средний уровень 39% (11 человек), и выше среднего уровня 18% (5 человек), то есть устойчивость внимания развито нормально. 7% респондентов (2 человека) имеют низкий уровень устойчивости внимания, а 29% (8 человек) ниже среднего. У четвероклассников с низким и ниже среднего уровнями часто внимание сохраняется на короткое время. 7% респондентов (2 человека) характеризуются высоким уровнем, то есть устойчивость внимания отлично развито. Определим далее корреляцию между показателями устойчивости внимания и средним баллом успеваемости по аналогии с корреляцией между концентрацией внимания и успеваемостью. Н0: Корреляция между показателями устойчивости внимания и средним баллом успеваемости не отличается от 0, Н1: Корреляция между показателями устойчивости внимания и средним баллом успеваемости достоверно отличается от 0, где А – показатель устойчивости внимания, В – средний балл успеваемости. r_(s кр) для N=28{█(0,38 (p≤0.05)@ 0.48 (p≤0.01))┤ r_(s эмп)>r_(s кр); r_(s эмп)>0,97 (на уровне значимости 0,01) (5) p ≤ 0.05 p ≤ 0.01 Зона Зона незначимости неопределенности Зона значимости 0, 38 0, 48 0,97 Рисунок 4 – Ось значимости Принимаем Н1: Корреляция между устойчивостью внимания и успеваемостью школьников достоверно отличается от 0 и является положительной. Из оценки данных корреляционного анализа следует, что корреляционная связь между устойчивостью внимания и успеваемостью школьников достоверная, прямая, то есть высокой устойчивости внимания соответствуют высокие показатели успеваемости. Результаты исследования уровня развития объема внимания четвероклассников по методике «Запомни и расставь точки» на диаграмме рисунка 5. Рисунок 5 – Результаты исследования развития объема внимания четвероклассников по методике «Запомни и расставь точки» В ходе количественной обработки данных и качественного анализа результатов, было выявлено, что большинство испытуемых имеют средний уровень 46% (13 человек), и выше среднего уровня 14% (4 человека), то есть объем внимания развит на достаточном уровне. 11% респондентов (3 человека) имеют низкий уровень объема внимания, а 25% (7 человек) ниже среднего. У четвероклассников с низким и ниже среднего уровнями внимание сохраняется на короткое время. 4% учащихся (1 человек) характеризуется высоким уровнем объема внимания, т.е. охватывает одновременно большое количество объектов. Определим корреляцию между показателями объема внимания, полученной по методике «Запомни и расставь точки», и средним баллом успеваемости. Гипотезы: Н0: Корреляция между показателями объема внимания и средним баллом успеваемости не отличаются от 0, Н1: Корреляция между показателями объема внимания и средним баллом успеваемости достоверно отличаются от 0, где А – показатель объема внимания, В – средний балл успеваемости. r_(s кр) для N=28{█(0,38 (p≤0.05)@ 0.48 (p≤0.01))┤ r_(s эмп)>r_(s кр); r_(s эмп)>0,95 (на уровне значимости 0,01) (6) p ≤ 0.05 p ≤ 0.01 Зона Зона незначимости неопределенности Зона значимости 0, 38 0, 48 0,95 Рисунок 6 – Ось значимости Принимаем Н1: Корреляция между объемом внимания и успеваемостью школьников достоверно отличается от 0 и является положительной. Из оценки данных корреляционного анализа следует, что корреляционная связь между объемом внимания и успеваемостью школьников достоверная, прямая, то есть высокому уровню объема внимания соответствуют высокие показатели успеваемости. Проведение констатирующего эксперимента и последующего анализа полученных результатов позволило составить психолого-педагогические рекомендации по развитию свойств внимания учащихся четвертого класса. Обсуждение Анализ теоретических предпосылок исследования влияния свойств внимания на успеваемость школьников, раскрытых в отечественных и зарубежных работах, представленных по тексту ссылками, не выявило каких-либо серьезных разногласий в подборе методик и обобщение результатов, полученных с их помощью. Более того, уже упомянутые и другие источники [28, 29, 30] помогли после проведения констатирующего эксперимента и последующего анализа полученных результатов составить психолого-педагогические рекомендации по развитию свойств внимания учащихся четвертого класса, в жанре статьи эти рекомендации в полной мере представить невозможно, назовем лишь некоторые методические основания. Методические основания развития свойств внимания четвероклассников могут включать несколько интегративных направлений педагогической деятельности. Отбор упражнений для целенаправленного формирования свойств внимания с учетом содержания учебного материала и индивидуальных особенностей обучающихся; создание педагогических условий применения отобранных приемов, обеспечивающие позитивный психологический микроклимат в классе, продуктивность учебной деятельности каждого школьника, стремление обучающихся к достижению учебного результата. На занятиях следует вводить интерактивные формы работы, использовать красочные иллюстрации, занимательные истории в виде сказок о том или ином явлении, видеоматериалы, презентации; использовать упражнения, направленные на развитие устойчивости, объема внимания, его переключаемости. В целях предупреждения неуспеваемости учителям необходимо продумать и проводить в системе индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися. Организация комплексной совместной работы педагогов и родителей учащихся. Заключение Проведенное исследование позволяет сделать следующее заключение. К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение. У четвероклассников все свойства внимания переплетены в его деятельности. Полученные результаты по тесту Пьерона-Рузена показали, что доминирует средний уровень концентрации внимания – 36%; низкий уровень – 21%, ниже среднего  14% и высокий уровень – 4%. Результаты по методике «Запомни и расставь точки» показали, что средний уровень объема внимания преобладает  46%, ниже среднего  25%, низкий – 11%, и высокий  4%. Полученные результаты по методике «Таблицы Шульте» показали, что средний уровень устойчивости внимания преобладает у 11 учащихся –39%, ниже среднего – 29%, низкий уровень –7% и высокий –7%. Можно сделать вывод, что показатели свойств внимания учащихся четвертого класса коррелируют со значениями успеваемости, корреляционные связи прямые. Высокий уровень свойств внимания коррелирует с высокими показателями учебной успеваемости.