Full text
Введение В соответствии с концепцией развития единой системы дистанционного обучения в России [2], необходимо реализовать, в том числе, потребности всех слоев населения в предоставлении качественных образовательных услуг в ДО, обеспечении всесторон-него охвата граждан возможностью получать образование на протяжении жизни. Со-гласно Национальной доктрине образования РФ до 2025 года [3], дальнейшее развитие образования связано, в первую очередь, с дистанционным обучением, проблема широ-кого внедрения которого в практику образования связано, в том числе, с недостаточным количеством преподавателей способных и готовых к осуществлению деятельности в системе дистанционного обучения и/ или их недостаточной компетентностью. В этой связи возникает проблема их подготовки и / или повышения квалификации преподавателей вуза к осуществлению деятельности в системе дистанционного обуче-ния . Вопросам комплексной подготовки преподавателей вуза к осуществлению дея-тельности в системе дистанционного обучения посвящена работа [4]; в рамках данной статьи сфокусируемся на целостной личностно-профессиональной компетентности преподавателя дистанционного обучения как стратегической цели его подготовки. Обзор отечественной и зарубежной литературы В силу своей особенности (реализация всех или большей части образовательных процедур с использованием информационно-коммуникационных технологий с террито-риальным разделением преподавателя и обучающимися) ДО вызвало необходимость в появлении преподавателя, способного сопровождать обучающегося в учебном процессе ДО, владеющего помимо своего предмета арсеналом приемов и техник, особенно в области информатики [5].В зарубежной, а иногда и в отечественной литературе преподаватель системы ДО часто именуется «тьютором» (англ. “tutor” - домашний учитель, воспитатель) В более широком смысле «тьютор» - это куратор, наставник обучающегося, оказывающий помощь при любой форме обучения) [6]. Введение этого термина в рамках ДО, согласно J. Young [7], определяется спецификой деятельности и разделением труда преподавателя ДО. Так, авторы книги «Цифровая трансформация образования: каким должен быть преподаватель в цифровую эпоху», претендующие на переосмысление роли преподавателей, обращают внимание на наличие ряда проблем. К ним относятся, в частности, консерватизм академической среды, нежелание что-либо менять в своей деятельности и жизни, нехватка квалифицированных кадров, недоверие к ДО и др. [8]. S.Rowland, например, подчеркивает в своей работе важность личных и интеллектуальных ценностей преподавателей вузов и необходимость их совместного обсуждения с коллегами с последующим осмыслением [9]. Д.Б. Ахматова и Л.И. Гурье видят в преподавателе ДО человека, обладающего набором профессиональных качеств, таких как умение проектировать процесс обучения, интегрировать разные подходы в процесс обучения, внедрять инновационные системы обучения, то есть решать творческие задачи и вопросы профессиональной образовательной деятельности [10]. H. Zhao анализирует вероятные изменения, вызванные использованием инфокоммуникационных технологий в среде высшего образования, и указывает на отсутствие подготовки кадров и отсутствие мотивации у преподавателей принять ИКТ в качестве средств обучения [11]. На недостаточную квалификацию и нехватку преподавателей ДО, недостаток мотивации и финансовой поддержки, мешающих повсеместному рас-пространению ДО в учебном процессе также ссылается L. Starr [12]. Miguel Ángel Fernández Jiménez, Esther Mena Rodríguez, Ligia Isabel Estrada Vidal анализируют в сво-ей работе [13] функции, выполняемые тьюторами, а также особенности, характеризую-щие студентов, участвующих в электронном обучении. По мнению М.В. Моисеевой [14], в обязанности преподавателя ДО входит оказание максимальной помощи в образова-тельной траектории; коррекция индивидуального маршрута, проверка и оценка выпол-ненных студентами точек академической активности, а также точек текущего и рубеж-ного контроля. При разработке модели личностно-профессиональной компетентности педагога дистанционного обучения учитывались: общие требования к преподавателю вуза [15,16,17]; исследования по профессиональной подготовке специалистов,в частности, В.А. Сластенина [18], N.C. Jackson [19] и др.; профессиографический подход к выявле-нию профессионально значимых качеств личности эксперта А.К. Марковой [20]. Методологическая база исследования В процессе анализа проблемы и разработки модели целостной личностно-профессиональной компетентности преподавателя дистанционного обучения опира-лись на полисубъектный, профессиографический, культурологический и инновацион-ный подходы. В рамках данных подходов использовались - изучение психологической, научно-педагогической и методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по вопросам подготовки преподавателей ДО, а также теоретические (анализ, синтез, сравнение и др.) и эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, монито-ринг и др.) методы исследования. Результаты Выявление специфики дистанционного обучения и деятельности преподавателя в нем показало, что к подготовке преподавателя ДО как субъекта образовательного про-цесса необходимо подойти с нескольких сторон. Прежде всего, следует исходить из то-го, что преподаватель ДО представляет собой своеобразную личность, которая должна обладать многоаспектными свойствами. Модель личности специалиста - это описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в профессиональной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника [21]. Од-ной из важных составляющих профессиональной модели специалиста является компетентность. Компетентность - это вершина, к которой стремится каждый специалист, но далеко не каждый достигает желанной цели, настолько труден и неоднозначен этот путь. Основными элементами, определяющими профессиональный облик человека, являются его знания и умения в соответствующей предметно-содержательной сфере и психологические способности и особенности, позволяющие ему стать специалистом того или иного уровня, иными словами, его психологическая готовность к освоению своего ремесла. Практика показывает, что даже блестяще подготовленный в предметной области специалист порой оказывается профессионально непригодным по причинам личностного характера. Тем более он не всегда может стать компетентным человеком, особенно в сферах, предполагающих интенсивное межличностное взаимодействие. Термин "компетентность" трактуется по-разному: - сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для успешного выполнения конкретных рабочих ролей и задач; - абсолютная вероятность выполнения конкретной работы в соответствии с предписанными стандартами; - совокупность умений и навыков, мотивов поведения и социальных ролей работника; - критерий для определения и оценки вклада специалистов в успех организации; - уровень подготовленности для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений [22]. Интегральный взгляд на эти и другие подходы к компетентности определяет ее как некую характеристику любого работника, в которой можно выделить: профессиональные знания, умения или навыки выполнения деятельности, личностные способности к деятельности в широком аспекте, настрой или желание выполнять деятельность. Что же входит в компетентность преподавателя ДО и что необходимо учитывать в содержании подготовки такого специалиста? Предъявляемые к преподавателю ДО требования складываются из общих требований к преподавателю вуза и специальных, относящихся к деятельности в СДО. По мнению российских и зарубежных экспертов в области высшего образования, к общим требованиям, предъявляемым к преподавателю вуза относятся: • высокая профессиональная компетентность, предусматривающая глубокие знания и широкую эрудицию в научно-предметной области, нестандартное мышление, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач; • педагогическая компетентность, включающая знания основ педагогики и психологии, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владение современными методами, средствами, технологиями обучения; • социально-экономическая компетентность, предусматривающая знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права; • коммуникативная компетентность, включающая развитую литературную устную и письменную речь, владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения; • высокий уровень профессиональной и общей культуры, включающей сформированное мировоззрение, устойчивую систему духовных, культурных, нравственных ценностей в их нацио-нальном и общечеловеческом понимании [23]. Специальные требования к преподава-телю ДО формируются исходя из требований к уровню подготовки выпускников по спе-циальностям высшего образования, таких, например, как 03100000 «Педагогика и пси-хология», 351400 «Прикладная информатика (по областям)», которые при рассмотре-нии в комплексе могут служить основанием для планирования подготовки преподава-теля ДО. Так, например, специалист в указанных областях должен совершенствовать и повышать свою квалификацию, владеть современными образовательными технологи-ями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни; • вла-деть формами деловой переписки, навыками подготовки текстовых документов; осво-ить нормы официально-деловой письменной речи и др. Если рассматривать подготовку преподавателей ДО как получение дополнительного образования, переподготовку или повышение квалификации, то требования к выпускникам вузов можно учитывать как необходимые, но недостаточные для характеристики компетентности преподавателя ДО. Эти требования могут быть взяты за основу, существенно дополнены и, главное, сформулированы на более высоком научном уровне. На наш взгляд, к этим требованиям необходимо добавить компетенции проектирования образовательных программ и дисциплин и использования коммуникативных умений. Учитывая вышеизложенное, а также анализа теории и практики работы преподавателей ДО, были сформулированы следующие требования, предъявляемые к:нему - профессиональная компетентность (знание преподаваемого курса, источников дополнительной информации, "отслеживание" новой информации по предмету и т.п.). Это требование является очевидным, так как в любой системе обучения - традиционной, дистанционной - знание своего предмета является необходимым условием преподавания; - компьютерная грамотность на уровне уверенного пользователя (умение пользоваться электронной почтой, работать в сети интернет, режиме видео конференций). Это требование продиктовано самой спе-цификой дистанционного обучения, где очные встречи (семинары, лекции и т.п.) заме-нены общением через компьютерные средства связи; - умение применять различные формы организации учебного процесса (специфическими для ДО являются тьюториа-лы, группы взаимопомощи, воскресные школы и др.). Мастерство педагога, организую-щего учебный процесс наиболее эффективными способами, обеспечивает успешность этого процесса; - умение организовывать контроль (построение тестов, групповых и ин-дивидуальных заданий, учитывающих опыт студентов); - умение реализовывать раз-личные виды педагогической деятельности (исходная диагностика, проектирование обучения с акцентом на целеполагание, мотивация учащихся на учебную деятельность, управление взаимодействием, организация учебного процесса, рефлексия, коммуника-ция, контроль); - владение методами разработки и создания интерактивных учебных курсов и обучающих программ (желательно, но не обязательно). Стоит отметить, что во многих зарубежных университетах тьюторы не являются авторами учебных курсов, предлагаемых студентам в этом учебном заведении, не принимают участия в самом процессе разработки, а являются лишь "интерпретаторами" содержания и контролиру-ют усвоение его студентами. В российской практике образования нередки случаи, когда один преподаватель составляет программу, разрабатывает курс лекций по дисциплине и проводит семинары, текущий, рубежный и итоговый контроль. Это применимо и к дистанционному обучению, поэтому преподаватель ДО должен быть знаком с методикой и технологией разработки учебных материалов для ДО; - осознание и соотнесение особенностей ДО с практикой учебной деятельности. Преподавателю ДО необходимо учитывать принципы ДО, а иногда и принципы андрагогики (обучения взрослых) (такие, например, как гибкость, опора на уже имеющийся опыт и др) и контроля знаний. К характеристикам преподавателя ДО следует также отнести: - развитый интеллект, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, поскольку преподаватель создает и поддерживает мотивацию студентов к обучению, моделирует учебные ситуации, развивающие мышление, самостоятельный поиск, творчество студентов, и, будучи человеком ограниченным, консервативным, не стремящимся к познанию нового и расширению своего собственного кругозора, эту задачу преподаватель ДО решить не сможет; - склонность к инновациям (англ. innovation - нововведение, новаторство), под которым, вслед за [24], понимаем улучшающие практику целенаправленные изменения и как ре-зультат практическое освоение нового процесса, продукта и т.п., в нашем случае новых педагогических и информационных технологий; - критическое мышление, понимаемое как открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения но-вой информации на личный жизненный опыт и др. В связи с этим в работе было обращено внимание на необходимость формирова-ния целостной личностно-профессиональной компетентности преподавателя вуза для работы в системе ДО. В ее основу положена идея И.А. Зимней о формировании це-лостной социально-профессиональной компетентности будущих специалистов. И.А. Зимняя [25] полагает, что в результате профессионального образования у человека должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позво-ляющее ему успешно выполнять производственные задачи и взаимодействовать с дру-гими людьми. Принимая во внимание выше перечисленное, следует подчеркнуть, что подготовка преподавателя вуза к деятельности в СДО должна быть нацелена на созда-ние целостной личностно-профессиональной компетентности преподавателя вуза для работы в системе ДО, а также содействовать формированию, по определению А.К. Марковой так называемой "экстремальной профессиональной компетентности" [26, с. 35],, то есть способности и готовности к деятельности во внезапно усложнившихся условиях. Если педагогический процесс - это, прежде всего, взаимодействие личностей, то и основным средством воздействия педагога становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие качества, требовательность к самому себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности и его профессиональных качествах. Суть такого подхода сформулировал еще С.Л. Рубинштейн: "Вся психология человека... является психологией личности", поскольку, во-первых, любые персональные черты психических реакций определяются особенностями личности в целом; во-вторых, любая психическая функция развивается не по самостоятельным линиям, а в тесной зависимости от общего развития личности; в-третьих (и это главное), у человека психические процессы "не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач" [27 с. 95-96] Результатом подготовки в таком случае выступает готовность преподавателя к деятельности в системе ДО. В научной литературе разные авторы в зависимости от основания различают функциональную и личностную, теоретическую и практическую, временную и долговременную, общую и специальную, психологическую и профессиональную виды готовности. В "Психологическом словаре" указываются следующие определения готовности: 1) вооруженность знаниями, умениями, навыками; 2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий; 3) согласие, решимость совершить какое-либо действие [28]. В рамках настоящей работы готовность преподавателя вуза к деятельности системе ДО рассматривается комплексно, как совокупность профессионально значимых личностных качеств, вооруженность знаниями, умениями, навыками, а также стремление осуществлять данную деятельность. С позиции исследуемой проблемы следует выделять профессионально-педагогическую, психологическую, личностную и техническую готовность. Действительно, преподаватель ДО должен быть готов как профессионал, педагог (т.е. иметь определенный объем общих и профессионально-предметных знаний и умений, сформированные алгоритмы педагогической деятельно-сти), подготовлен технически (т.е. владеть компьютерными технологиями) и психологи-чески, а также обладать высоким уровнем культуры, интеллекта, быть личностью. На основе профессиографического подхода и проведенного опроса преподавателей и сту-дентов самарских вузов в исследовании установлены приоритетные профессионально значимые личностные качества преподавателя ДО. На основе проведенного выше ана-лиза и четырехуровневой модели развития компетентности будущего специалиста, спроектированной С.А.Щенниковым, А.Г. Теслиновым и др. [29, с. 298-299]: ("знать" (он-тологический уровень), "уметь" (поведенчески-деятельностный уровень), "владеть" (уровень способностей), "быть" (личностный, смысловой уровень)) и психодиагностики личностных черт А. Г. Шмелева [30] была разработана модель целостной личностно-профессиональной компетентности преподавателя ДО, которая представлена на рис. 1. Рис. 1. Модель личностно-профессиональной компетентности преподавателя дистанционного обучения Так, согласно данной модели, преподаватель ДО, среди прочего, должен: знать: курируемый учебный предмет, психолого-педагогические основы ДО, в том числе лич-ностно ориентированный, андрагогический, деятельностный и контекстный подходы, правила сетевого этикета (когнитивный аспект); уметь: создавать и поддерживать пси-хологически комфортную атмосферу, разрешать конфликтные ситуации, мотивировать обучающихся на развитие, грамотно изъясняться в устной и письменной форме (операциональный аспект); владеть техникой самоанализа и развития, рефлексией собственной деятельности, технологиями и приемами общения, в т.ч. "на расстоянии", арсеналом методов и приемов новейших педагогических и информационных технологий, потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию (творческий аспект); быть компетентным, грамотным, авторитетным, ответственным, коммуникативным, приятным в общении, доброжелательным, толерантным, с широким кругозором, стрессоустойчивым, свободомыслящим, склонным к инновациям (аксиологический аспект) и др. Заключение Учитывая специфику деятельности преподавателей вузов в условиях ДО еще раз отметим целесообразность специальной подготовки/ переподготовки /повышения ква-лификации преподавателей к работе в системе ДО, рассматривая модель целостной личностно-профессиональной компетентности преподавателя дистанционного обучения как стратегическую цель его подготовки [подробнее см. 31]. В рамках дальнейшего исследования можно выделить следующие: проектирование функционально-ролевой модели преподавателя ДО; определение критериев и показателей качества его подготовки и др.