Full text
Введение Актуальность обучения студентов - будущих педагогов управлению собственным поведением в конфликтном противостоянии обусловлена совокупностью причин не только психолого-педагогического, но и социально-экономического характера. Конфликты свойственны любой сфере жизнедеятельности общества, педагогический коллектив не является исключением. В процессе осуществления своей деятельности педагог регулярно, в ряде случаев не подозревая об этом, оказывается участником или свидетелем бесконечно и непрерывно меняющихся конфликтов между детьми, коллегами, родителями. Неумение управлять собственными эмоциями, незнание конструктивных способов реагирования в конфликтном противостоянии, отсутствие конфликтологической компетентности может повлечь за собой возникновение других конфликтов, стать причиной неудовлетворенности педагогом собственной профессиональной деятельностью. Именно конфликтное противостояние выступает в настоящее время основным механизмом изменений и преобразований. Вопросы, связанные с изучением конфликтного поведения студентов – будущих педагогов и определением наиболее эффективных способов управления ими, находят свое отражение не только в исследованиях современных ученых, но и в практической деятельности административных служб образовательных учреждений, стремящихся обеспечить бесконфликтную среду взаимодействия в педагогическом коллективе. Как показывают исследования (Ю.Н.Козырев, В.Б.Ольшанский и др.), хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы решать психологические задачи, возникающих в общении со школьниками, их родителями, коллегами по работе, школьной администрацией. Учителю важно овладеть не только технологией педагогического управления конфликтными ситуациями, но и управления собственным поведением в конфликтном противостоянии [1,2]. Именно вопросы совершенствования организации управления конфликтами на сегодняшний день недостаточно исследованы и требуют системного подхода в нахождении эффективных дидактических и воспитательных решений по¬ставленных психолого-педагогических и социальных задач. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования Проблема конфликтного противостояния и вопросы управления им достаточно широко представлена в современной психолого-педагогической теории и практике. В настоящее время основное внимание в психолого-педагогических исследованиях, посвящённых разработке проблемы конфликтов сконцентрировано на изучение во-просов, касающихся анализа специфики конфликтов, имеющих место в образовательной организации, конфликтологической компетентности педагога; педагогического вмешательства в конфликты, путей их предупреждения и разрешения Доста-точно большое количество исследований посвящено различным аспектам, касающимся подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов в педагогическом процессе. В работах С. В. Баныкиной представлены результаты исследования специфики конфликтов в современной школе, технологий управление, нивелирования [3]. Л. И. Бершедова анализирует место и роль конфликтологической компе-тентности в структуре профессиональной компетентности учителя, классного руко-водителя [4], А. В. Бузмакова представила в своих работах результаты анализа различных видов конфликтоустойчивости учителей [5]. Проблеме конфликтологической культуре специалиста, технологиям ее формирования в системе вузовского образования посвящены исследования Н. В. Самсоновой [6]. Т. Р. Саралиева и Г. М. Хужиахметова сфокусировали свои исследования на конфликтологической компетентности учителя общеобразовательной школы, решении конфликтов, имеющих место в практике образовательной организации [7,8]. Е.В Гребенкин говорит о способности педагога конструктивно решать возни-кающие противоречия с позиции профилактики асоциального поведения личности [9]. С.С. Учадзе – автор модели управления конфликтным противостоянием буду-щих педагогов рассматривает студентов – будущих педагогов как непосредственных субъектов управления, задача которых реализовать свои функции по управлению собственным поведением в полной мере. Исследователь определяет этапы проектирования педагогического управления конфликтным противостоянием - ориентировочно-исследовательский этап - построение ориентировочной основы деятельности, программно-целевой - анализ выявленных проблем и планирование форм и методов педагогического управления конфликтами, исполнительный этап - непосредственная реализация модели управления и структурно-аналитический этап - оценка эффективности, предполагающая соотнесение поставленных целей и полученных конечных результатов [10]. В работах М.И. Гулаевой приведены результаты исследования, позволившие автору выделит основные формы управления педагогическими конфликтами в образовательной организации - прогнозирование; предупреждение; стимулирование; регулирование; разрешение конфликта [11]. В исследованиях С.В. Даниленко, также посвященных изучению основанных форм управления педагогическими конфликтами, акцент сделан на одной из форм педагогического управления – на разрешении конфликтной ситуации. Автор в своих работах отмечет важность владения педагогами технологией разрешения конфликтных ситуаций, говоря о том, что умение грамотно и конструктивно реагировать в конфликтном противостоянии следует интерпретировать как ресурс педагогической деятельности, позволяющий использовать данное умение в воспитательном процес-се [12]. Ю.Л. Астахова, раскрывая основные причины возникновения межличностных конфликтов в педагогическом коллективе, выделяет формы управления конфликта-ми, которые как нам видится, несколько отличаются от тех, которые отмечены М.И. Гулаевой. Речь идет о прогнозировании конфликтов, важности и умении педагогом предупреждать одни , и вместе с тем, стимулировать другие, прекращать, подавлять конфликтное противостояния. Исследователь делает акцент на важности использования системы внутриличностных методов управления конфликтами, предполагаю-щих умение грамотно организовать педагогами собственное поведение, «экологично» высказать свою точку зрения так, чтобы не вызывать негативной агрессии у собеседника [13]. А.М. Магдеева и В.Р. Мухадинова, анализируя проблему разрешения конфликтов в образовательных учреждениях, приходят к интересным вывода, суть которых сводится к необходимости использования помимо традиционных стилей поведения в конфликте (сотрудничество, компромисс, приспособление, уклонение, соперничество) инновационные технологии. В качестве таковых автор рассматривает перспективу создания в каждой образовательной организации службы примирения, при-званной минимизировать риск возникновения деструктивных последствий конфликта, вывести конфликт в новую плоскость рассмотрения [14]. Мы в своих исследованиях также отмечали важность подготовки студентов - будущих педагогов к разрешению школьных конфликтов с использованием медиа-тивных технологий. Нами разработана и наполнена содержанием программа по формированию готовности студентов - будущих педагогов к разрешению школьных конфликтов с использованием медиативных технологий [15]. Н.У. Ярычев, рассматривая вопросы предотвращения конфликтов, как аспекта профессиональной деятельности учителя, отмечает, что задача учителя не довести дело до конфликтов, используя навыки их предупреждения, нивелировать риск воз-никновения конфликтного противостояния [16]. В зарубежной науке отмечен рост интереса к вопросам и компетентностного подхода в различных областях образования [17], профессиональной подготовки [18] и профессионального развития педагога [19,20]. Ведется поиск эффективных техно-логии и практик подготовки современных специалистов системы образования [21,22]. Несмотря на то, что проблема управления конфликтным поведением педагогов представлена достаточно широко, именно вопросы, касающиеся совершенствования организации управления собственным поведением педагогов в конфликтном противостоянии в настоящее время недостаточно исследованы и, соответственно, требуют системного подхода в нахождении эффективных психолого-педагогических технологий. Материалы и методы В качестве компонентов сформированности навыков управления собственным поведением в конфликте будущих педагогов в своем исследовании мы рассматриваем - уровень конфликтности личности, способ поведения в конфликте (соревнование, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание), способность к само-контролю в общении, доминирующий тип эмоциональной реакции как способ преобразования внутренних и внешних воздействий в положительную, нейтральную или отрицательную энергию состояний и поведенческих актов. В исследовании по оценке способности студентов - будущих педагогов к управ-лению собственным поведением в конфликтном противостоянии приняли участие 96 студентов старших курсов ТГПУ имени Л. Н. Толстого. Выборку составили юноши и девушки, обучающиеся на 4 - 5 курсах бакалавриата и специалитета, проходящие подготовку по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям. Диагностика была приурочена к периоду прохождения студентами педагогической практики. Нами был использован диагностический инструментарий, представленный в таблице 1. Таблица 1 Структура и содержание диагностической программы по изучению способности студентов-будущих педагогов управлять собственным поведением в конфликтном противостоянии Исследуемый критерий Наименование методики Цель методики Уровень конфликтности личности Тест В.Ф. Ряховско-го «Самооценка конфликтности» Определение степени собственной конфликтности Способ поведения в конфликте: (со-ревнование, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание) Методика К. Томаса «Поведение в конфликте» Выявление способа реагирования личности в конфликтной ситуации Самоконтроль в общении Шкала социального самоконтроля Мар-ка Снайдера Измерение «социального само-контроля» (англ. self-monitoring) - личностной характеристики, направленной на достижение соци-альной приспособленности. Доминирующий тип эмоциональной реакции человека, способа преобразования внутренних и внешних воздействий в положительную, нейтральную или отрицательную энергию состояний и поведенческих актов Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стиму-лов окружающей среды (В. Бойко) Определение доминирующего типа эмоциональной реакции человека, способа преобразования внутренних и внешних воздействий в положительную, нейтральную или отрицательную энергию состояний и поведенческих актов При разработке, отборе и обосновании выбора диагностического инструмента-рия мы старались учитывать возможность качественного и количественного анализа полученных результатов, надежность, валидность достоверность, репрезентативность, стандартизированность используемых методик. Результаты Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать выводы относительно способности студентов - будущих педагогов к управлению собственным поведением в конфликтном противостоянии. При исследовании уровня конфликтности личности по методике Тест В.Ф. Ря-ховского «Самооценка конфликтности» (Таблица 2) установлено, что для большей части респондентов характерен высокий уровень конфликтности. 46 % испытуемых демонстрируют готовность отстаивать свою позицию, при этом риск навредить от-ношениям с собеседником не вызывает опасений. Студенты, демонстрирующие вы-сокий уровень, достаточно часто инициируют повод для споров и выяснения отношений, что видится нам неприемлемым с позиции будущей профессиональной дея-тельности. Одинаковое количество будущих педагогов, участвующих в исследовании, де-монстрируют средний и высокий уровень конфликтности (по 26%). У респондентов со средним уровнем конфликтность выражена достаточно слабо, данная категория опрошенных способна к управлению собственной конфликтностью, демонстрирует умение сглаживать углы, находить компромисс, не накалять ситуацию, при этом, продолжая отстаивать собственную позицию в конфликтном противостоянии. Как уже было отмечено, равно такое же количество студентов демонстрирует низкий уровень конфликтности. Данное положение дел, равно как и при высоком уровне конфликтности, видится нам неприемлемым, поскольку не приводит к конструктив-ному поведению в конфликте, становится следствием пассивности, ведомости, отказа от своих намерений и требований. Таблица 2 Результаты диагностики студентов - будущих педагогов по методике Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности» Количество студен-тов в % Уровень самооценки конфликтности Высокий Средний Низкий 46 26 26 При оценке способа поведения в конфликте (Тест Томаса, Таблица 3) установ-лено, что в выборке наиболее предпочитаемым способом поведения в конфликте является «компромисс». Он был выявлен у 25% испытуемых. Для студентов - буду-щих педагогов, предпочитающих компромисс характерно стремление к поиску со-глашения между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Одинаковое количество испытуемых – по 20 % предпочитают такие способы поведения в конфликте как «сотрудничество», «избегание» и «приспособление». Со-трудничество как способ поведения в конфликте в настоящее время рассматривает-ся как конструктивный способ, предполагающий поиск решения, учитывающего ин-тересы обеих сторон, уважение личности собеседника, признание его права на соб-ственную точку зрения. Приспособление можно интерпретировать как эффективную стратегию реагирования лишь в ряде случаем, как правило, связанных с «нежеланием накалять обстановку, сохранить отношения, отказавшись от собственных намерений», тогда как в большинстве своем данный способ реагирования чреват тем, что педагог не стремится ни к кооперации, ни к достижению собственных целей. Избегание как отсутствие стремления к разрешению конфликта в связи с не-значимостью предмета конфликта, не предполагает решения возникшего противо-речия, что позволяет говорить об этой стратегии как малоэффективной в большинстве педагогических конфликтов. 15 % испытуемых предпочитают «соперничество», добиваясь своей цели в конфликте, предпочитая не учитывать позицию и интересы собеседника, демонстрирую достаточно жесткий, авторитарный вариант разрешения конфликтного противо-стояния. Таблица 3 Результаты диагностики студентов-будущих педагогов по методике «Поведение в конфликте» К. Томаса Количество студентов в % Способы поведения в конфликтной ситуации Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 15 20 25 20 20 Для оценки уровня самоконтроля в общении использован «Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера, результаты которого приведены в таблице 4. Таблица 4 Результаты диагностики студентов-будущих педагогов по методике «Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера Количество студентов в % Уровень коммуникативного контроля Высокий Средний Низкий 60 25 15 Анализ результатов, представленных в таблице 4, позволяет утверждать, что у 60% испытуемых высокий уровень коммуникативного контроля. Студенты данной ка-тегории легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменения ситуации, хорошо чувствуют, в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружаю-щих. У 25% респондентов выявлен средний уровень коммуникативного контроля. Данная категория студентов во многом считаются в своем поведении с окружающими людьми. Обращает на себя внимание 15% выборки, имеющей низкий уровень коммуникативного контроля. Студенты - будущие педагоги, демонстрирующие низкий уро-вень коммуникативного контроля в общении, отличаются устойчивым, ригидным, не-гибким поведением, отсутствием мотивации к изменению в зависимости от ситуации, неумением оценивать ситуации общения, ее изменения. Результаты диагностики студентов- будущих педагогов по «Методике диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды» (автор Бойко В.В) представлены в таблице 5. Таблица 5 Результаты диагностики студентов-будущих педагогов по «Методике диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды» (автор Бойко В.В) Количество студентов в % Тип эмоциональной реакции Эйфорическая Рефрактерная Дисфорическая 33% 43% 23% Анализ результатов, представленных в таблице 4, позволяет утверждать, что большинство студентов – будущих педагогов - 43% имеют рефрактерный тип эмоциональной реакции. Рефрактерность, как состояние торможения активности, наступающее после возбуждения приводит к тому, что респонденты данной категории имеют склонность «зацикливается» на мелочах накапливать обиды, негативные пе-реживания, «закрываться» от родных и близких, что приводит к возникновению пессимистических рассуждений, размышлений о негативном. У 33% опрошенных - эйфорический тип эмоциональной реакции, и, как след-ствие, - созидательная, конструктивная активность, стремление к коллективным формам деятельности, созидательные идеи, предложения, решения, нескрываемый оптимизм, умение радоваться, свободное проявление положительных чувств, без-условная любовь к ближнему, т. е. принятие ближнего таким, каков он есть, тенденция с юмором относится к мелким неприятностям. У 23% опрошенных - дисфорический тип эмоциональной реакции, при котором положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, эмоциональная система в целом настроена на восприятие преимущественно нега-тивных стимулов. Для работы со студентами – будущими педагогами нами разработана и наполнена конкретным содержанием программа по формирования навыков управления собственным поведением в конфликтном противостоянии. Под технологиями управления собственным поведением в конфликте противо-стоящих сторон мы в своем исследовании рассматриваем совокупность методов психолого-педагогического содержания, которые направлены на обеспечение кон-структивного взаимодействия субъектов конфликта, на основании самоконтроля эмоций, а также соблюдения норм организационной этики и культуры деловых от-ношений [23]. Разработанная нами программа направлена на повышение психологической грамотности, конфликтологической компетентности студентов-будущих педагогов; понимание студентами психологической сущности конфликтного противостояния, его специфики; формирование навыков конструктивного поведения в конфликтном про-тивостоянии; отреагирование негативных эмоций, повышение самоконтроля в обще-нии. В рамках выделенных нами компонентов предусмотрены социально-психологический тренинг; индивидуально-психологическое консультирование; ауто-генная тренировка; посредническую деятельность психолога; самоанализ конфликт-ного поведения. Заключение Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о недостаточной сформированности у студентов-будущих педагогов навыков управления соб-ственным поведением в конфликтном противостоянии. Между тем, именно это обстоятельство позволило сформулировать предложения по совершенствованию под-готовки. Разработанная программа направлена на повышение психологической грамотности, конфликтологической компетентности студентов-будущих педагогов; понимание студентами психологической сущности конфликтного противостояния, его специфики; формирование навыков конструктивного поведения в конфликтном про-тивостоянии; отреагирование негативных эмоций, повышение самоконтроля в обще-нии. В рамках выделенных компонентов студентами предусмотрено прохождение социально-психологических тренингов; цикла индивидуально-психологических консультация в случае необходимости, аутогенных тренировок; самоанализ конфликтного противостояния. Представленная технология направлена на формирование у студентов-будущих педагогов навыков конструктивного разрешения конфликтов, что возможно благодаря осознанию индивидуальных качеств, препятствующих эффективному по-ведению в конфликтном противостоянии. Основной задачей является обучение эффективным поведенческим стратегиям профилактики и разрешения конфликтных ситуаций. Ключевой задачей предложенной технологии является помощь участникам в осознании и переводе негативных эмоций, сопровождающих конфликтное противостояние в более конструктивный формат, предполагающий умение не только управлять негативными эмоциями, но и эффективно их отреагировать, выражать в приемлемой и адекватной форме.