Full text
Введение В современном мире - в век технологий и быстрой обработки информации, с неимоверной скоростью происходят изменения в экономике, социуме и науке. Эти изменения требуют от общества умения обладать нестандартным, творческим мышлением, способностью быстро решать сложные задачи, а также приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям. Эти способности развиваются на основе креативного и творческого мышления, в основе которых лежит воображение. Но большое количество людей привыкло мыслить стандартно  по правилам, которым обучали в детских садах, школах и высших учебных заведениях. Поэтому многие в ситуации многозадачности теряются, отчего необходимый результат деятельности часто на низком уровне. В связи с этим у общественности формируется социально-экономический запрос на воспитание творчески активной личности с самого раннего возраста. В связи с высокой актуальностью в педагогической литературе все чаще освещается вопрос роли воображения в развитии и формировании личности ребенка. В ответ на этот высокой актуальности запрос в педагогической литературе все чаще освещается влияние воображения на развитие и формирование личности ребенка. Цель исследования: выявить влияние воображения на агрессивность старших дошкольников. Обзор отечественной и зарубежной литературы Социальный и культурный генезис воображения с самого раннего возраста определяет качество жизнедеятельности людей и их эффективную адаптацию [1 Паньков]. Воображение ребенка может быть и богаче воображения взрослого, но относительность высокого уровня детского воображения следует оценивать только в сравнении с темпом развития других познавательных способностей [2 Fragkiadak]. Развитие познавательных способностей одна из важнейших сторон психики и развития личности дошкольников в целом, изменяя сознание ребенка. В соответствии с этим в каждом возрасте существуют ведущие психические процессы, на основе которых идет восприятие информации детьми. В возрасте 4-5 лет у детей развивается познавательный интерес, который побуждает к стремительному изучению неизведанного и нового, к воссозданию услышанного и увиденного, к развитию воображения. Формирование воображения в дошкольном возрасте отвечает за множество функций, в том числе и связанных с проявлением или не проявлением детской агрессивности. Диагностические инструменты, первоначально разработанные для американских дошкольников, хорошо работали в России. Выводы в отношении агрессии, общительности и виктимизации в целом согласуются с предыдущими исследованиями американских и итальянских дошкольников, особенно в отношении детей со спорным статусом. Агрессивное поведение в раннем детстве приводит к ряду негативных последствий для детей, таких как краткосрочные и долгосрочные академические, развивающие, социальные и эмоциональные трудности. Существует прямое, косвенное и интерактивное влияние как индивидуальных, так и семейных факторов на агрессивность детей. Индивидуальные факторы включают импульсивность и отвержение сверстников, в то время как семейные факторы  материнскую поддержку и участие, а также психологический контроль. По материалам исследования самоотчетов, анонимно проведенных 532 израильскими матерями (31,6% евреев и 68,4% арабов) получилось, что детская агрессия была положительно связана с использованием матерью психологического контроля и отрицательно с просоциальным поведением. Программы профилактики и вмешательства (коррекции), направленные на борьбу с агрессией в раннем детстве, должны уделять особое внимание практике матерей и супружеских пар, а также индивидуальным особенностям и механизмам предотвращения и пресечения семейного насилия в раннем детстве [3Khoury]. Cемейные предикторы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и в Китае (n=1382) связанные с большим количеством семейных конфликтов, в процессе которых проявлялось враждебное/принудительное воспитание, влияли на повышение склонности к агрессивному поведению. Более того, непоследовательные родительские отношения между бабушками и дедушками, и родителями, а также чрезмерное воздействие телевизора способствовали росту детской агрессии [4 Jia]. Согласуются с зарубежными и наши выводы относительно влияния жестоких и просоциальных мультфильмов на развитие у дошкольников агрессивных когнитивных способностей и агрессивного поведения. Например, 174 ребенка в возрасте от 5 до 6 лет (50% девочек}, названных их учителями и сверстниками агрессивными, были набраны из трех китайских детских садов. Половина из них вошла в экспериментальную группу для просмотра просоциальных мультфильмов в течение пяти дней подряд, в то время как другая половина вошла в контрольную группу, которая не смотрела мультфильмы. Дети, которые смотрели просоциальные мультфильмы, демонстрировали более низкие агрессивные когнитивные способности и агрессивное поведение, чем те, кто не смотрел мультфильмы. В частности, просмотр просоциальных мультфильмов снижал агрессивные когнитивные способности и агрессивное поведение больше у мальчиков, чем у девочек [5 Zhang]. В немногих зарубежных исследованиях оценивались поведенческие корреляты социометрического статуса сверстников дошкольников российских дошкольников. Но такую работу мы нашли [6 Nelson]. Поведенческие корреляты включали физические и реляционные формы агрессии/виктимизации и социальное поведение российских дошкольников (n=221). Воображение ребенка динамично формируется с помощью различных «детских» видов деятельности. Когда ребенок фантазирует, его мозговая деятельность активно развивается. Наиболее активно воображение развивается в игре. Подчеркнем, что зарубежные исследователи часто используют теорию Л. С. Выготского в качества основного подхода к исследованиям игры и речи, которые глубоко переплетены у маленьких детей. Изучение этих связей по мере их развития в процессе вовлечения детей дошкольного возраста в значимую деятельность помогает объяснять феномен воображения. Отечественные авторы также с опорой на Л.С. Выготского говорят о положительном влиянии на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста игры, например, игры с использованием элементов арт-терапии [8 Кузнецова Е. Б.,]. приемов драматизации [9 Моисеенко О. А.]. Примечательно, что другие авторы и не смогли обнаружить значительного эффекта от подобного эксперимента с арт-терапией [10 Mages]. В нынешней академической обстановке, в которой все большее внимание уделяется академическим дисциплинам в программах дошкольного образования, что может привести к отмене программ в области искусств, они не выявили навыков, способствующих развитию воображения у детей в контрольной и экспериментальной группах. Следовательно, развитию воображения способствуют множественные ресурсы игры, интегративное влияние которых проявляется в достижении желаемых результатов. Значимым ресурсом игры в развитии воображения является функциональное участие взрослых в коммуникации и метакоммуникации между детьми, например, в управлении и конструировании детской игры с позиций собственного опыта [11 Wallerstedt]. Более того, ресурсы экспериментальной игровой коррекции являются многообещающим средством для улучшения игровых навыков детей и связанных с ними областей индивидуального развития. После такой коррекции навыки игры у детей (воображение, организованность, разнообразие аффектов) значительно улучшаются [12 Fehr]. Индивидуальное развитие предполагает использование всех субъективных и объективных факторов организации обучения, в том числе и представлений самих детей о своем воображении, этот вывод после эксперимента (59 учащихся третьих классов нескольких польских государственных школ) представляет несомненный научный интерес [13 Zdybel]. Представлениям детей о собственном воображении посвящено исследование, отвечающее на вопрос «Знают ли дошкольники, что фантастические события не могут происходить в повседневной жизни?» [14 Li Y]. Сравнивая результаты (n=480) авторы обнаружили, что, когда рассматривались только фантастические события (на примере телевизионных программ часто содержащих фантастические события), дети лучше распознают позитивные события в мультфильмах, чем в анимации в реальном времени; обратное происходит, когда рассматриваются фантастические события. Проведенный анализ показал, какие типы педагогических контекстов могут способствовать или препятствовать развитию воображения и агрессивного поведения дошкольников во время различных видов деятельности в их взаимосвязях и чем они обусловлены [15]. Взаимосвязи воображения и уровня развития агрессивного поведения обусловлена тем, что дети с развитым воображением обладают развитым образным мышлением, могут с помощью образов придумывать и создавать различные сценарии игр с любым количеством игрушек, а детям же с низким уровнем воображения сложно придумывать новые сюжеты игры, поэтому, если кто-то или что-то вмешивается, ребёнок ярко агрессивно на это реагирует. Также происходит, если воспитатель требует резкого переключения с одной деятельности на другую, ребёнку сложно даётся быстро сопоставить образы и влиться в новый сюжет, поэтому опять создаётся ситуация, провоцирующая агрессию. Агрессивное поведение в данном случае выступает как защитный механизм. Дети с хорошим уровнем воображения могут легко переключаться, придумывать всё новое, поэтому меньше склонны к агрессивным проявлениям и более устойчивы в эмоциональном плане [16, 17 Dolgova]. Материалы и методы Этапы исследования воображения старших дошкольников [18 Рокицкая]: 1. Поисково-подготовительный, на этом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, а также были подобраны методы и методики для дальнейшего эмпирического изучения. 2. Опытно-экспериментальный, на втором этапе были разработаны мероприятия для проведения этапа и выбрана экспериментальная площадка на базе МБДОУ Детского сада №332 г. Челябинска, подобрана группа участников, в которую вошли дошкольники старшего возраста в количестве 20 человек, их родители, бабушки и дедушки  40 человек, психолог, воспитатели, сотрудники – 5 человек. 3. Контрольно-обобщающий, были интерпретированы ответы, занесены данные в общие сводные таблицы, построение гистограмм для лучшего визуального восприятия результатов: результаты по методике выявления уровня воображения П. Торренса «Нарисуй картинку» представлены на рисунке 1. результаты по методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности» представлены в таблице 1 и на рисунке 2. По результатам исследования этими двумя методиками была проведена математико-статистическая обработка результатов. Обсудим выбранные методики. Методика выявления уровня воображения П. Торренса «Нарисуй картинку». Цель: диагностика воображения. Задачи: определение уровня развития творческой ассоциации; диагностика развития воссоздающего воображения и целостности восприятия; диагностика развития творческого воображения и фантазии. Рекомендуемый возраст: 4 — 7 лет. Методика позволяет комплексно определить уровень воображения у детей старшего дошкольного возраста; удобна для применения, а также направлена на творческую деятельность, что вызывает большой интерес у детей при выполнении. Детям были предоставлены раздаточные материалы (элементы из цветной бумаги в виде капельки на клеевой основе, лист А4, набор цветных карандашей и простые ластики). Затем дано задание: взяв за основу форму капли, нарисовать рисунок. По окончании рисования каждому ребёнку были заданы вопросы о рисунке. Для определения уровня агрессивного поведения проведено анкетирование педагогов-воспитателей по методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности». Цель: диагностика уровня агрессивного поведения. Задачи: выявление уровня агрессивности; определить форму выражения агрессивности в поведении ребёнка. Рекомендуемый возраст: 6-14 лет. Методика проста в использовании и не отнимает много времени на заполнение. Результаты Результаты диагностики уровня воображения старших дошкольников по методике П. Торренса «Нарисуй картинку» представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Распределение уровня воображения у старших дошкольников по методике выявления уровня воображения «Нарисуй картинку» П. Торренса По рисунку 1 явно доминируют значения по среднему уровню воображения (60%, 12 чел.); такие дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей, а также всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы. Средний уровень воображения свидетельствует о хорошо развитой фантазии и целостности восприятия, но склонности к повторению. Реже, у четвертой части детей проявляется высокий уровень воображения (25%, 5 чел.). Эти дети давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки, рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми, предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка. Высокий уровень воображения свидетельствует о том, что у ребёнка развиты творческие ассоциации и фантазия, такие дети обладают высоким уровнем воссоздающего воображения и целостности восприятия. Низким уровнем воображения обладают (15%, 3 чел.). Такие дети фактически не принимают задачу, рисуют либо рядом с заданной фигурой что-то свое, либо дают беспредметное изображение. Низкий уровень воображения говорит о том, что у ребёнка не развито образное мышление. Результаты диагностики агрессивного поведения старших дошкольников по методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности» представлены по следующим индикаторам (утверждениям о ребенке): Временами в него вселяется «злой дух» Он не может промолчать, когда чем-то недоволен Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же Иногда ему без всякой причины хочется выругаться Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение Он не прочь подразнить животных Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот Часто бывает ворчлив Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых Легко ссорится, часто вступает в драки Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других По результатам исследования по методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности» 15% (3 чел.) обладают высоким уровнем агрессивности в поведении. Этим детям присуще деструктивное поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся. Рисунок 2 – Распределение уровня агрессивного поведения у старших дошкольников по методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности» 60% (12 чел.) обладают средним уровнем агрессивности в поведении, что говорит о том, что дети склонны к агрессивным проявлениям поведении, но проявляют от случая к случаю. 25% (5 чел.) обладают низким уровнем агрессивности в поведении, что говорит о том, что у детей в очень редких случаях наблюдается агрессия в поведении. Для выполнения математико-статистической обработки результатов диагностики уровня воображения у старших дошкольников по методике П. Торренса «Нарисуй картинку» и методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности» будем использовать rs-критерий Спирмена, так как с помощью него можно выявить, есть ли связь между двумя признаками. Гипотезы: H_0 Корреляция между воображением и уровнем развития агрессивного поведения не отличается от 0. H_1 Корреляция между воображением и агрессивным поведением достоверно отличается от 0. Подсчет рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении показателей воображения и агрессивного поведения старших дошкольников представлен в таблице 1. Таблица 1. — Подсчет рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении показателей воображения и агрессивного поведения старших дошкольников № п/п Переменная А Уровень воображения Переменная В Агрессивное поведение d (ранг А-ранг В) d^2 Индивидуальные значения Ранг Индивидуальные значения Ранг 1 0 1 19 20 -19 361 2 3 9 13 14,5 -5,5 30,25 3 2 5 13 14,5 -9,5 90,25 4 3 9 31 10 -1 1 5 4 13,5 10 9 4,5 20,25 6 5 16 5 5 11 121 7 8 19,5 2 2 17,5 306,25 8 4 13,5 8 7 6,6 43,56 9 4 13,5 7 6 7,5 56,25 10 4 13,5 9 8 5,5 30,25 11 2 5 14 16,5 -11,5 132,25 12 2 5 14 16,5 -11,5 132,25 13 3 9 12 12 -3 9 14 1 2,5 8 18,5 -16 256 15 3 9 12 12 -3 9 16 1 2,5 18 18,5 -16 256 17 3 9 12 12 -3 9 18 6 17 4 4 13 169 19 7 18 3 3 15 225 20 8 19,5 1 1 18,5 342,25 210 210 2599,81 Определяем эмпирическую величину r_s: r_(s эмп.)= 1-6*(2599,81+33,5+3,5)/(20(〖20〗^2-1))=1-1,98=-0,98 Для определения берём модуль получившегося значения r_(s эмп.)=|-0,98|=0,98 Критические значения: r_(s кр.) {█(0,45 (p≤0,05)@0,57 (p≤0,01))┤ Зона U_0,05 U_0,01 Зона r_(s эмп.) незначимости значимости 0,45 0,57 0,98 r_(s эмп.)>r_(s 0,01)=> принимается H_1. Корреляция между воображением и агрессивным поведением достоверно отличается от 0. Отрицательное значение означает обратную зависимость. Обсуждение В результате проведения математико-статистической обработки было выявлено, что существует обратная достоверная связь между уровнями воображения и уровнем развития агрессивного поведения у старших дошкольников. Гипотеза о том, что существует взаимосвязь воображения и уровня развития агрессивного поведения у старших дошкольников. Существование взаимосвязи между воображением и уровнем агрессивного поведения дошкольников не вызывает каких-либо споров. Однако новизну проведенного нами исследования можно увидеть по оригинальной выборке дошкольников, по времени особенного их развития в период пандемии COVID 19, по подбору методик изучения проблемы. Кроме того, в нашей выборке не было исключений, вызванных детской психопатологией и функциональными нарушениями, которые прогнозируются раздражительностью дошкольного возраста [19 sor Сорче Л. К.,]. Остальные же выводы мы объединили в две группы, и они нашли своё отражение в отборе существующих методических рекомендациях психологам, педагогам и родителям. Во-первых, это выводы о социальном взаимодействии. концептуальные игровые миры в дошкольных учреждениях создают новые условия для развития детей во время группового обучения, обеспечивая соответствующую культуру обучения и социальное взаимодействие [20 Fleer Флир М.]; социально ролевая игра вызывает улучшение исполнительной функции дошкольников в течение учебного года [21 White ]; социодраматическая игра усиливает когнитивное развитие и личную речь дошкольников и их мотивацию во всех видах деятельности [22. Sawyer]. Во-вторых, это выводы о превентивных мерах и педагогической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста. педагогической коррекции агрессивности в дошкольном возрасте способствуют взаимосвязанные и взаимозависимые процессы торможения и поведенческой саморегуляции [23 Oeri]; взаимосвязь между двигательной креативностью и игровым поведением сверстников дошкольников и факторы, влияющие на эту взаимосвязь [24 Karaca]; эмоции, выражаемые с друзьями и знакомыми, и социальная компетентность детей дошкольного возраста со сверстниками [25 Lindsey]. Назовем далее некоторые из отобранных методических рекомендаций для психологов, для родителей и педагогов. Педагогам по профилактике агрессивного поведения: В случае проявления агрессии ребёнка на что-либо стоит игнорировать реакцию, но при этом не оставаться равнодушным к чувствам ребёнка и помочь ему справиться со своими эмоциями, например, переключив его внимание на какую-либо деятельность или предложить выполнить задание. В случае плохого поступка стоит акцентировать внимание не на личности ребёнка, а именно на ситуации, например, констатацией факта или выявлением мотивов такого поведения; так же стоит выразить свои чувства к плохому поведению и обратить его внимание на заранее оговоренные правила. Всегда обращать внимание на собственные проявления негативных эмоций и контролировать их в присутствии ребёнка. Ни в коем случае не снижать репутацию ребёнка путём публичного оглашения вины, а обсудить с ним его поступок с глазу на глаз и договориться. Проработать с ребёнком, проявляющим агрессивное поведение техники и способы по управлению гневом. В случае негативной ситуации демонстрировать различные модели неагрессивного поведения Родителям по профилактике агрессивного поведения: В первую очередь стоит проанализировать своё поведение, а также поведение всех членов семьи в случае проявления агрессии. Ни в коем случае не применять силу, а также телесные наказания по отношению к ребёнку. Во время проявления агрессии со стороны ребёнка, необходимо держать себя под контролем, иначе у ребёнка сложится мнение, что с помощью агрессивного поведения можно привлечь внимание родителей. Обучать ребёнка конструктивным способам выражения гнева. Не позволять применять агрессию не только своему ребёнку, но и окружающим людям по отношению к нему. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребёнок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребёнок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребёнка, создайте ситуации, в которых ребёнок ведёт себя достойно и заслуживает похвалу. Родителям по развитию воображения: Как можно чаще следует использовать наглядные примеры при рассказах о сказочных героях, или же своих впечатлениях, показывать иллюстративные материалы историй. Для того, чтобы тренировать у ребёнка навыки выхода из различных ситуаций, стоит играть с ним, используя вымышленных персонажей. Это в свою очередь научит его творчески мыслить и искать выходы из разных положений. Изображая каких-либо персонажей, стоит так же использовать реквизиты для того, чтобы лучше вжиться в образ и разнообразить игру. Не забывать хвалить ребёнка при проявлении творческих идей. Следует также играть в игры, нацеленные на развитие воображения, например, «Незаконченный рисунок». Педагогам по развитию воображения: В первую очередь необходимо установить контакт с ребёнком, испытывающим трудности в творческой деятельности, а также найти подход, исходя из его индивидуальных особенностей, тем самым создав благоприятную атмосферу для дальнейшей работы. В этом возрасте необходимо развивать вариативность различных предметов при создании каких-либо идей, замещая их на различные элементы. Для преодоления копирования механического образца при работе не стоит использовать такие виды обучения как шаблонность, сухость и навязывание своих идей о представлении образа чего-либо. Развивать знания о различных сторонах предмета, его составных частях, а также умения выделять главные и второстепенные признаки. При развитии воображения стоит обратить внимание на ведущую деятельность данного возраста и в приоритете использовать различные развивающие игры. Огромную роль в работе может сыграть такой вид деятельности как изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликации), который благоприятно влияет на развитие воображения Чаще знакомить ребёнка с различными сказками, проигрывать их в виде театра. Помимо изобразительного искусства немаловажную роль играет музыка. Во время прослушивания музыкальных произведений можно с ребёнком представлять различные картины, которые возникают исходя из впечатлений после прослушивания. И никогда не забывать о поддержке и одобрении, в которых так нуждается ребёнок. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Актуальность вопросов развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом и агрессивных проявлений, в частности. В результате изучения литературы отечественных и зарубежных авторов, занимающихся изучением воображения дошкольников, выявлено, что воображение интегративно связано с познавательными процессами дошкольников и с различными видами деятельности. Все виды развивающей деятельности, используемые на занятиях, способствуют развитию воображения. Объединение этих средств, в целостном педагогическом процессе способствуют системному и равномерному развитию всех критерий воображения: гибкости, оригинальности и вариативности. Это подтверждают результаты диагностического исследования, проведенного в группе старших дошкольников. Выявлена и взаимосвязь взаимосвязи воображения и агрессивного поведения старших дошкольников: 25% обучающихся обладают высоким уровнем воображения и 25% учащихся обладают низким уровнем агрессивности в поведении; 60% обучающихся обладают средним уровнем воображения и 60% учащихся обладают средним уровнем агрессивности в поведении; 15% обучающихся обладают низким уровнем воображения и 15% учащихся обладают высоким уровнем агрессивности в поведении. По результатам проведения методики и математико-статистической обработки была выявлена достоверная связь между воображением и уровня агрессивного поведения у старших дошкольников. Таким образом была подтверждена гипотеза.