Full text
Введение Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. В национальном проекте «Образование» доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в Российской Федерации, к 2024 году должна составлять 80% от общей численности детей этого возраста. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребёнка в разные виды деятельности. В.А. Березина подчёркивает, что си-стема дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающих-ся в различных областях [1]. Дополнительное образование, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации", - это особый вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности в интеллектуальном, физическом, духовно-нравственном и (или) профессиональном усовершенствовании и несопровождаемый повышением уровня образования [2]. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей в РФ на период до 2025 года конкурентные преимущества дополнительно-го образования проявляются в следующих характеристиках: свободный личностный выбор деятельности; вариативность содержания и форм организации образователь-ного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям [3]. Дополнительное образование расширяет возможности человека в целеполагании и целереализации, определении стратегии индивидуального развития, направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации; позволяет обучающему-ся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реа-лизовать себя, самоопределиться профессионально и личностно [4]. По мнению А.Г. Асмолова, дополнительное образование выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию и творчеству [5]. Дополнительное образование ориентировано на формирование и развитие креативных возможностей личности, удовлетворение потребностей каждого ребенка в интеллектуальном, нравственном, физическом, творческом становлении, на организацию свободного времени. По мнению М. Б. Коваль «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить её и сделать частью своей жизни одно только школьное образование не сможет, оно, безусловно, должно быть дополнено внешкольными формами» [6]. Дополнительное образование возмещает удовлетворение когнитивных, коммуникативных, творческих и других потребностей детей, которые не могут быть реализованы в рамках школьного обучения. Дополнительное образование детей предоставляет возможность заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой, эколого-биологической деятельностью, спортом, исследовательской работой с учетом потенциальных возможностей обучающегося. Т.Д. Привалова, О.Ю. Петрова указывают на важность развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования [7]. Превосходство дополнительного образования, по мнению Л.И. Магомедовой, заключается в его особом социально-педагогическом потенциале [8]. Н.В. Машинистова обращает особое внимание на воспитание социально активной личности и индивидуальности, формирование уникальной среды личностного развития и свободного самовыражения ребенка [9]. Г. Олпорт подчеркивал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей [10]. Н.Л. Буйлова отмечает, что своеобразие дополнительного образования заключается в добровольном, целенаправленном использовании свободного времени для полно-ценного развития потенциальных возможностей обучающихся, в вариативности образовательных областей, видов деятельности, программ [11; 12]. По мнению А.В. Хуторского, инновационные изменения идут по таким направлениям, как использование новых технологий обучения, создание условий для само-определения личности и др. [13]. В связи с этим возрастает потребность в педагоге дополнительного образования, способного к обогащению и изменению содержания и форм своей деятельности, решению воспитательных и развивающих задач современных детей. В.П. Голованов воспитание в дополнительном образовании рассматривает как целенаправленно организованную деятельность детей, в рамках которой осуществляется взаимодействие с другими, качественное изменение в личности ре-бенка [14; 15]. Т.В. Дьячкова отмечает, что в Тульской области за последние 2 года более чем на 20% возросла степень доверия к педагогам дополнительного образования со стороны не только родителей и администрации образовательной организации, но и региональных сообществ [16]. Качество деятельности педагога дополнительного образования может определяться следующими факторами: насколько педагог готов к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в области педагогики и психологии; насколько эффективно функционирует система по повышению психолого-педагогической грамотности педагогов; в какой мере сам педагог обладает качествами и способностями, которые необходимы для работы в системе дополнительного образования и др. По мнению Е.Б. Евладовой, актуальны вопросы взаимодействия педагога и ребенка, психолого-педагогической поддержки как основы деятельности в системе дополни-тельного образования, контакта взрослого и ребенка [17]. Поэтому, как пишут И.В. Красилова и Ю.А. Горбачева, важно учитывать, что педагог дополнительного образования работает с разными категориями детей, взаимодействует с их родителями, коллегами и другими специалистами [18]. Для совершенствования профессионально важных качеств, повышения качества педагогического мастерства необходимо создать условия для развития и творческого поиска педагога, мотивировать его на повышение собственного профессионального уровня. Сегодня педагог дополнительно-го образования должен быть нацелен на диалог с ребенком, развитие его мотивации к различным видам деятельности, помочь стать исследователем, «сделать шаг вперед», познать себя, свою индивидуальность, самореализоваться, сформировать го-товность действовать в условиях неопределенности и т.д. Актуальность исследования связана с изучением особенностей формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования, разработкой психолого-педагогической программы повышения профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования, развития мотивационной готовность к инновационной деятельности, навыков позитивного мышления, мотива-ции к действию и достижению успеха, самореализации педагогов. Обзор отечественной и зарубежной литературы Е.П. Ильин мотивацию рассматривает как комплекс внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы и формы деятельности и придающей данной деятельности направленность, ориентированную на достижение поставленных целей [19]. А.К. Маркова называет мотивацией много-мерное образование отдельных потребностей, мотивов, целей, ценностей, интере-сов, намерений, идеалов; рассматривает мотивацию как сложносочиненную структуру, а не просто привычное ее наличие или отсутствие (хочу / не хочу) [20]. Структур-ными компонентами мотивации являются потребности, мотивы, цели. Мотивация педагога дополнительного образования является ключевым усло-вием, определяющим успешность и эффективность его деятельности. Мотивация является одним из важнейших компонентов педагогической деятельности, под которым, по мнению Н.С. Пряжникова понимается «...совокупность внутренних и внеш-них движущих сил, побуждающих человека к деятельности» [21]. Мотивационная сфера педагога, ценность и смысл профессиональной дея-тельности - это мощный фактор, который определяет профессиональное развитие, задаёт его содержание, направленность, интенсивность и закономерности использования личностного ресурса. Изучая мотивы педагогической деятельности, А.К. Бай-метов выделил мотивы долженствования, заинтересованности и увлеченности своим преподаваемым предметом, мотивы увлеченности общением с детьми. При этом, по характеру доминирования данных мотивов автор выделил четыре группы учителей: с преобладанием мотивов долженствования; с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине; с доминированием потребности общения с детьми; без ведущего мотива [22]. Успешность деятельности педагога дополнительного образования предполагает умение прогнозировать конечный результат своей работы, способность подобрать необходимые методы и формы развития ребёнка с учетом его индивидуальности. А.И. Щетинская особое внимание обращает на развитие творческого потенциала самого педагога, от уровня профессионализма которого, его заинтересованности зависит желание детей посещать учреждения дополнительного образования с целью получения новых знаний и навыков [23]. Термин «инновация» подразумевает новшество, изменение, новизну. Примени-тельно к педагогическому процессу инновация означает введение чего-либо нового в содержание, цели, методы и формы обучения и воспитания, а также организацию совместной деятельности педагога и обучающегося. В целом, процессы инноваций - это групповая деятельность по созданию, использованию, освоению и распространению нововведений, приводящих к стабильным изменениям в образовательной си-стеме и позволяющим ей производить новое свойство. Инновационная деятельность педагога направлена на проектирование новых планов, идей, программ и т.д. А.В. Хуторской полагает, что, инновационный процесс – это, с одной стороны, комплекс процедур и средств, с помощью которых открытие в науке или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение, с другой стороны, это це-лостность трёх компонентов: создание, освоение и применение новшеств [24]. Инно-вационные процессы затрагивают всех участников образовательного процесса, исходя из этого, можно выделить организацию разнообразных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях; обеспечение индивидуально-личностного подхода; организацию экспериментирования и моделирование ситуаций. Содержание инновационной деятельности педагога включает применение но-вых методов, методик, технологий, средств в образовательном процессе; разработку авторских программ, технологий, методик, проектов и методического инструментария; проведение учебных занятий, мастер-классов с использованием инновационных технологий; участие в опытно-экспериментальной или проектно-исследовательской деятельности. Следовательно, к признакам инновационной деятельности педагогов дополнительного можно отнести: открытость человека новому, гибкости мышления, готовность совершенствовать себя и свою деятельность, развитое инновационное сознание. Э.А. Кузнецова, М.Э. Лизуненко пишут, что для осуществления инновационной деятельности педагоги объединяются в методические группы по направлениям дея-тельности; творческие (проблемные) группы; группы, которые разрабатывают от-дельные методические темы, решают задачи конкретного возрастного этапа в обучении и воспитании детей [25]. К мотивации развития креативных кадров можно от-нести: проведение открытых занятий; участие в конкурсах, предоставление возможности представлять свое учреждение на различных мероприятиях; публикация свое-го опыта; разработка авторских программ, наставничество и т. д. И.В. Винтенбах и Н.В. Шурганова особое внимание уделяют применению инновационных технологий в учреждениях дополнительного образования, овладению учащимися проектными и исследовательскими навыками, для этого сам педагог дополнительного образования должен обладать знаниями в области социального проектирования [26]. M.A. М. Thomas, J.Mosselson обращаются к практической функции педагога, знание основ научных идей, на основе которых разрабатываются авторские технологии, методики и приемы педагогической деятельности, совершенствуется педагогическая деятельность [27; 28]. Дальнейшее развитие системы дополнительного образования связано с использованием новых образовательных и информационных технологий, повышением квалификации, проведением мониторинга эффективности деятельности педагогов дополнительного образования, включением творческих, добровольческих, просветительских, исследовательских проектов. М.В. Кайгородцева показывает важность обобщения и презентации опыта работы педагога дополнительного образования через участие в конкурсах профессионального мастерства. [29]. Анализ литературы позволяет выделить следующие функции при формировании мотивации педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности: функция обратной связи (диагностические данные служат информацией для анализа имеющегося уровня мотивации педагогов дополнительного образования к реализации инновационной деятельности), функция оценки уровня готовности педа-гогов дополнительного образования к реализации инновационной деятельности (сравнение и сопоставление достигнутых результатов в процессе формирования мо-тивации с критериями и показателями, принимаемыми за эталон результативности), конструктивная функция (обеспечивает основу для дальнейшей работы в формировании мотивации педагогов дополнительного образования к реализации инновационной деятельности), информационная функция (повышение активности педагогов в процессе формирования мотивации к инновационной деятельности). Методологическая база исследования Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Тула. В исследовании принимали участие педагоги дополнительного образования в количестве 20 человек. Цель исследования: выявить у педагогов дополнительного образования уро-вень развития мотивации к инновационной деятельности, спроектировать психолого-педагогическую программу по формированию мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической лите-ратуры по проблеме исследования), эмпирические методы (тестирование, анкетирование, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования). Диагностическая программа включает следующие методики: шкала готовности к творческо-инновационной деятельности (С.Ю. Степанов), диагностика самоактуализации личности (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина, диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов), оценка готовности учителя к участию в иннова-ционной деятельности. Диагностическая программа состоит из двух этапов - констатирующий и контрольный - для отслеживания динамики происходящих изменений в формировании мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования. Для формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов до-полнительного образования была составлена психолого-педагогическая программа формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования. В рамках программы осуществляется повышение теоретической компетенции педагогов в области инновационных технологий; формирование стремления к обмену опытом среди педагогов; повышение степени развития основных сфер самоактуализации; улучшение сформированности групповой мотивации; по-ощрение готовности педагогического коллектива к изменениям. Занятия программы разрабатывались на основе поставленных целей и задач, индивидуальных и психологических особенностей педагогов, их профессиональных интересов. Содержание психолого-педагогической программы выстроено таким образом, чтобы участники смогли применить полученные знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности. Педагогам предложено участие в тренингах и се-минарах, предоставлена возможность выступления на заданную тему, обмен лучшими практиками. В завершении программы педагогам дополнительного образования предложено участие в конкурсе. Формы проведения занятий: семинарские занятия, занятия с элементами тренинга, проектирования, конкурсы, творческие задания, самопрезентация. Программа включает теоретическую («Инновации в педагогическом коллективе», «Возрастные особенности детей и молодежи», «Портфолио в образовании», «Взаимодействие в коллективе» и др.) и практическую (тематическая игра «Иннова-ции в моём учреждении», представление проекта на заданную тему, деловая игра «Современный педагог дополнительного образования» и др.).. Программа состоит из 15 занятий. Программа направлена на повышение профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования, развитие эмоциональной готовности к инновационной деятельности, навыков позитивного мышления, мотивации к достижению успеха. Результаты исследования Сравним результаты исследования, полученные на констатирующем и кон-трольном этапах исследования. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Шкала исследования готовности к творческо-инновационной деятельности» (С.Ю. Степанов) представлен в таблице 1. Таблица 1 Результаты исследования по методике «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности» (С.Ю .Степанов) № п\п Испытуемые Сумма баллов Степень готовности к творческо-инновационной деятельности на констатирующем этапе Сумма бал-лов Степень готовности к твор-ческо-инновационной дея-тельности на контрольном этапе 1 Л.Я. 142 высокий 180 высокий 2 Е.Щ. 120 средний 131 средний 3 Л. Ж. 90 средний 119 средний 4 И. Е. 80 низкий 94 средний 5 Е.П. 82 средний 112 средний 6 В.Ш. 115 средний 134 средний 7 И. А. 123 средний 140 средний 8 М. Д. 145 высокий 150 высокий 9 Н. А. 83 средний 98 средний 10 В. Н. 99 средний 137 средний 11 Г. А. 30 низкий 81 средний 12 С.И. 100 средний 134 средний 13 О.Р. 84 средний 137 средний 14 Л. К. 75 низкий 86 средний 15 М. М. 48 низкий 76 низкий 16 Т. И. 51 низкий 91 средний 17 Г.З. 69 низкий 82 средний 18 М. Ш. 57 низкий 94 средний 19 Н. К. 111 средний 125 средний 20 Т.Н. 79 низкий 92 средний После реализации психолого-педагогической программы показатель высокой степени готовности к творческо-инновационной деятельности не изменился, в то время как количество педагогов дополнительного образования со средней степенью готовности к творческо-инновационной деятельности возросло на 35%. 5% испытуемых показали низкий уровень готовности к творческо-инновационной деятельности. 55% педагогов отметили желание непосредственно участвовать в инновационном процессе, а не просто наблюдать за ним со стороны, что на 5% больше, чем до реа-лизации программы. 65% считают, что свойственный стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе, в то время как на констатирующем этапе 33% указали обратное. На 30% меньше педагогов отметили, что развитие их инновационных умений потребует больших усилий. Динамика степени готовности к творческо-инновационной деятельности педагогов дополнительного образования после реализации программы проиллюстрируем на рисунке 1. Рис.1. Сравнительный анализ результатов исследования степени готовности к творческо-инновационной деятельности (С.Ю. Степанов) Проведем анализ результатов исследования уровня мотивационной готовности педагога к участию в инновационной деятельности (Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности (диагностическая карта) (таблица 2, рисунок 2). Таблица 2 Результаты исследования уровня мотивационной готовности педагога к участию в инновационной деятельности № п\п Испытуемые Сумма баллов Уровень мотивационной готовности педагога к участию в инновационной деятельности на констатирующем этапе Сумма баллов Уровень мотивационной готовности педагога к участию в иннова-ционной деятельности на контрольном этапе 1 Л. Я. 60 средний 67 средний 2 Е. Щ. 55 средний 62 средний 3 Л. Ж. 63 средний 71 высокий 4 И. Е. 70 средний 75 высокий 5 Е. П. 24 низкий 55 низкий 6 В.Ш. 21 низкий 34 низкий 7 И.А. 23 низкий 40 низкий 8 М. Д. 21 низкий 55 низкий 9 Н.А. 57 средний 66 средний 10 В.Н. 61 средний 70 средний 11 Г. А. 33 низкий 40 низкий 12 С. И. 50 низкий 56 средний 13 О.Р. 67 средний 71 высокий 14 Л. К. 54 низкий 60 средний 15 М.М. 69 средний 76 высокий 16 Т. И. 56 средний 68 средний 17 Г. З. 41 низкий 62 средний 18 М. Ш. 47 низкий 56 средний 19 Н. К. 28 низкий 44 низкий 20 Т.Н. 55 средний 65 средний Рис. 2 Сравнительный анализ результатов исследования уровня мотивацион-ной готовности педагога к участию в инновационной деятельности После реализации программы 4 педагога показали высокий уровень мотивационной готовности к участию в инновационной деятельности, что на 20% больше, чем до реализации программы. Средний уровень так и остался у 50% педагогов, однако количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 20%. 70% педагогов считают, что смогут отказаться от стереотипов, в то время как до реализации программы 50% полагали, что сделать этого не могут. Изменился показатель стремления к риску на 5% - низко оценили его 50% педагогов дополнительного образования. Так же способность к самоанализу и рефлексии на контрольном этапе не получила низких баллов. Стремление к лидерству отметили 40% испытуемых, что на 10% больше, чем на первом этапе исследования. Значительно изменился показатель использования опыта творческой деятельности других педагогов – 70% педагогов собираются перенять опыт у коллег (на 50% больше, чем на констатирующем этапе). Сравнительный анализ результатов исследования уровня сформированности групповой мотивации (методика «Диагностика групповой мотивации» (И.Д. Ладанов)) показал, что после реализации программы средний показатель уровня сформированности групповой мотивации педагогов дополнительного образования 138, что на 9,5% выше, чем на констатирующем этапе. 40% педагогов отметили высокую актив-ность членов группы. 15% считают уровень сплоченности в группе низким, что в 2 раза меньше, чем на констатирующем этапе. Показатель нормальных межличностных отношений в группе остался на уровне 70%, однако наличие активной жизнен-ной позиции отметили на 10% педагогов больше, чем до реализации программы. По результатам диагностики по методике «Диагностика самоактуализации личности» на контрольном этапе исследования (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина 5% педагогов дополнительного образования имеют низкий уровень самопонимания, 10% имеют завышенные стремления к достижениям, неуверенны в себе, соответственно требуют дальнейшей работы психолога учреждения. Результаты исследования уровня инновационного потенциала педагогического коллектива на контрольном этапе: 80% педагогов считают необходимыми изменения в учебно-воспитательный процесс Центра: повышение интереса детей к обучению, возрастание авторитета педагога среди родителей, получение новых знаний и др. Среди препятствий в освоении и разработке новшеств были названы следующие: отсутствие времени (65%); помощи (70%); недостаточное развитие исследователь-ских и проектных мений (40%); недостаточная сформированность системы сопровождения профессионального развития и карьерного роста (30%). При оценке качества условий в учреждении для развития инновационной дея-тельности, участники исследования указали: стимулирование работников, повыше-ние квалификации, проведение обучающих семинаров и др. Все участники програм-мы указывают на желание улучшить качество обучения по своим программам. На вопрос анкеты «Каково. По Вашему мнению, значение дополнительного образования в социализации современных детей», педагоги отметили: «воспитание активных участников современной жизни», «формирование активной жизненной позиции», «самореализация и саморазвитие», «профессиональное самоопределение» и др. Практически все педагоги принимали участие в разработке собственных программ, при том только 3 педагога выступали в экспертизе программ дополнительного образования. При этом, педагоги выделяют следующие трудности в разработке про-грамм: научное обоснование, прогнозирование эффективности, определение воспитательной компоненты программы, практической значимости и др. Заключение На основе полученных эмпирических данных были разработаны рекомендации по формированию мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополни-тельного образования. Создание условий для проведения семинаров педагогов в форме круглого стола, мозгового штурма, проектных сессий. Так, например, согласно данным, получен-ным с помощью методики «Диагностика групповой мотивации» (И.Д. Ладанов), групповая мотивация педагогов дополнительного образования достаточного уровня сформированности. Периодические семинары позволят педагогам обмениваться опытом инновационной деятельности в своей предметной области. Рефлексия конкретного занятия будет способствовать корректировке занятия, демонстрации инди-видуальных успехов. Организация внутренних конкурсов по инновационным технологиям для педагогов дополнительного образования. Анализ результатов исследования по методике «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности» (С.Ю. Степанов) по-казал, что у большинства педагогов дополнительного образования средний и высокий уровень готовности к творческо-инновационной деятельности. Проведение кон-курсов поможет педагогам дополнительного образования продемонстрировать своё видение различных инновационных техник, так и оценить их с позиции зрителя. Кон-курсы представляют собой один из способов повышения профессионализма педагога. Такие мероприятия создают благоприятную мотивационную среду для распро-странения инновационного опыта, профессионального самосовершенствования пе-дагогов. Психолого-педагогическая поддержка педагогов дополнительного образования. Так как результаты исследования показали низкий уровень самопонимания, неуверенность в себе, то индивидуальные и групповые консультации психолога будут способствовать развитию профессионально важных качеств педагога, развитию его индивидуальности; постоянный мониторинг групповой сплоченности педагогов по-может выявить возможные трудности взаимодействия в коллективе и своевременно устранить их. Актуально сосредоточение внимания на проблемах личностно-профессионального развития современного педагога дополнительного образования. Организация совместных детских, детско-родительских мероприятий позволит наглядно продемонстрировать результаты применения инноваций в деятельности педагогов дополнительного образования. В свою очередь, публичное признание за-слуг способствует повышению мотивации к профессиональной деятельности в це-лом и к инновационной деятельности в частности. В вопросах подготовки кадров все большее значение приобретает социальное партнерство, сетевое взаимодействие, например, с педагогическими вузами. Учреждение дополнительного образования может стать площадкой по отработке инновационных подходов в сфере воспитания детей, реализации совместных проектов и программ. В этом направлении важно обратить внимание на обновление содержания программ дополнительного образования, использование современных форм и методов обучения, развитие навыков про-ектной, научно-исследовательской деятельности. увеличения охвата дополнительным образованием детей с различными образовательными потребностями. Реализация психологической (создание условий для физического, творческого, нравственного, психического развития детей, профилактика девиантного поведения), образовательной (профессиональное самоопределение, общение со сверстниками, становление ребенка как личности и индивидуальности, овладение новыми знаниями) и социальной (удовлетворение родительского, детского спроса и др.) функций дополнительного образования. Педагоги должны помочь ребенку в его самоопределении (социальном, профессиональном и т.д.), предоставить ребенку возможности приобретения для него нового социального опыта, овладения нормами общественной жизни и культуры. Таким образом, формирование мотивации к инновационной деятельности у пе-дагогов дополнительного образования будет проходить более эффективно при: расширении знаний педагогов дополнительного образования об управленческих функциях (диагностическая, воспитательная, организаторская, коммуникатив-ная); овладении педагогами дополнительного образования навыками разработки индивидуального маршрута развития и составления портфолио достижений в рабо-те с детьми; новыми методами, методиками и технологиями в образовательном про-цессе; умением проведения учебных занятий и мастер-классов в инновационных формах; обеспечении вариативности форм персонального жизнетворчества обучаю-щихся в контексте позитивной социализации.