Full text
Введение В современном профессиональном образовании вопрос о качественной инженерно-графической подготовке обучающихся является актуальным. Сегодня в явном виде наблюдается ряд противоречий. Первое что мы отмечаем - отсутствие в современной школьной образовательной программе предмета «черчение» и сокращение часов на освоение школьниками графической изобразительной деятельности, это сказывается на низком уровне изобразительных навыков выпускников школ, следовательно, и на слабом или не развитом объемно-пространственном мышлении абитуриентов колледжа и вуза. Второе, это высокие требования к уровню профильной подготовки студентов и к результатам графического обучения инженеров, соответствовать которым непросто или невозможно современным выпускникам общего образования без специальной подготовки. Несформированные навыки графической подготовки в рамках общего образования, безусловно, отражаются на затрудненной адаптации обучающихся и, зачастую, ведут к снижению качества профессиональной подготовки специалиста. В результате наблюдается существенное противоречие между запросами государства в качественной подготовке инженеров, готовых к преобразующей деятельности по созданию новых продуктов и услуг, и отсутствием преемственности в графической подготовке на разных уровнях современного образования, которая влечет за собой низкий уровень изобразительных навыков у выпускников школ, что в последующем влияет на процесс формирования у студентов колледжей и вузов необходимых профессиональных графических навыков [1,2]. Предметом нашего исследования является графическая подготовка инженеров-конструкторов в сфере легкой промышленности, где рисунок костюма является не только средством визуализации творческих идей, но и частью конструкторско-технологической документации, по которой на производстве изготавливается швейное изделие. Под техническим рисунком одежды понимают проекционное изображение модели швейного изделия во фронтальной плоскости или в изометрии с точной передачей пропорций и конфигураций линий на внешней поверхности проектируемой модели. Технический рисунок одежды представляет собой реалистичное изображение изделия, которое характеризует объем, силуэт, форму и конструктивное решение модели, демонстрирует взаимное расположение элементов изделия [3]. Умение выполнять технический рисунок костюма является обязательным требованием федеральных государственных стандартов среднего профессионального и высшего образования. По ФГОС СПО специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» технолог-конструктор должен обладать профессиональной компетенцией выполнения технического рисунка модели по эскизу (ПК 1.3.Вид деятельности: Моделирование швейных изделий) [4]. ФГОС ВО образования по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности» (уровень бакалавриата) содержит требования к проектной (дизайнерской) деятельности: владение профессиональной компетенцией ПК-13 - готовность осуществлять авторский контроль за соответствием рабочих эскизов и технической документации дизайн-проекта изделия [5]. Среди общепрофессиональных компетенций актуального стандарта ФГОС ВО следует отметить ОПК-7: Выпускник способен разрабатывать и использовать конструкторско-технологическую документацию в процессе проектирования и производства изделий легкой промышленности [6]. С точки зрения организации производства технический рисунок швейного изделия является обязательной составляющей конструкторской документации. Неумение изобразить будущий костюм, подготовить и оформить грамотную конструкторско-технологическую документацию производимого швейного изделия может привести к проблемам в ходе изготовления швейного изделия и получению некачественного продукта. Поэтому эскиз выступает как критерий оценки и средство формирования навыков анализа и синтеза пространственных форм на основе инженерной графики и начертательной геометрии [7,8,9]. Чтобы проконтролировать правильность изображения, нужно представлять, что должно получиться. Поэтому часто в формировании графической культуры студента технического колледжа и вуза особое значение в ключе технического рисования и эскизирования уделяют технической графике и проекционному черчению [10, 11]. Требования перспективных предприятий легкой промышленности к графическим навыкам сегодня неизменно связаны с компьютерными технологиями, широко используемыми в профессиональной деятельности художника по костюму [12,13]. Средства компьютерной графики все чаще используются в качестве механизмов визуализации модной фомы одежды [14]. Однако компьютер не является средством эскизирования и не поможет в решении композиционных задач, минуя карандашную стадию как таковую. Несмотря на компьютерную визуализацию, развитие информационных технологий для графических работ, по-прежнему базовой основой выполнения графических профессиональных задач является технический рисунок. Следовательно, основной задачей в области графической подготовки будущих инженеров является формирование у студента навыков уверенного владения ручной графической стадией выполнения эскизных вариантов проекта [15]. Целью нашего исследования является определение значимости графических навыков в профессиональной конструкторской подготовке будущих инженеров легкой промышленности и разработка методики непрерывной графической подготовки студентов в области технического рисунка. На констатирующем этапе исследования у студентов-первокурсников колледжей и вузов мы определили уровень первоначальных графических навыков, необходимых для освоения профессиональных задач, этому результату посвящена данная статья. Обзор отечественной и зарубежной литературы Значимость умения вручную создавать эскизы костюма отмечают многие современные отечественые авторы. О культуре владения ручной графикой в ключе образования бакалавров по направлению подготовки «Искусство костюма и текстиля» говорится в работах Ковешниковой Е.Н., Ковешникова П.А. [15], «Конструирование изделий легкой промышленности» - Егоровой С.И. [16,17,18]. Раскрывая образовательный потенциал художественной графики костюма, данные авторы отмечают, что, освоив набор навыков по созданию эскизов одежды, студенты будут готовы с использованием рукотворной графики придумывать и доступно изображать форму костюма различного функционального назначения. В российском научном образовательном сообществе роль изобразительного навыка регулярно раскрывается в системе профессиональной подготовки студентов профиля «Дизайн костюма». Д.Д. Арутчева отмечает, что графика моды, обладающая авторской выразительностью, является основой профессиональной подготовки дизайнера одежды [19, 20, 21]. Основополагающий графический навык дизайнера одежды необходим на первоначальном этапе создания одежды при создании модной зарисовки или технического рисунка [21]. Машедо М.С. технический рабочий эскиз костюма также рассматривается как первичный набросок творческой дизайнерской идеи с тщательной прорисовкой в проекциях каждой детали будущего изделия [22]. Аксарин Ю,А. при обучении студентов направления «Дизайн костюма» выделяет конструктивному техническому рисунку не только основную роль профессиональной деятельности дизайнера, но и роль вспомогательного инструмента для обеспечения междисциплинарных связей [23]. Сквозь призму компетентностного подхода к обучению о формировании графической культуры у студентов дизайнеров пишут Месенева Н.В. [25], Смекалкина Д.С., Колташова Л.Ю., Алибекова М.И.[26] и Зубкова Ю,О. [27], Киреева Е.В., Ноздрачева Т.М., Ноздрачева С.С. [28]. Авторы отмечают, что в сложной многогранной структуре деятельности дизайнера костюма, конструктора и технолога-конструктора одежды важна непрерывность практического графического образования, связь графических дисциплин с учебными дисциплинами по профилю специальности (проектирование, конструирование и т.д.) [25]. Говоря о важности целостной научно-методической работы по развитию осознанной грамотной изобразительной культуры, Ротмирова Е.А. резюмирует о нивелировании смыслов изобразительной деятельности учащихся современным обществом. По ее мнению, механизм отражения задуманного обеспечивается графической культурой, при которой осознание проблем творческой реализации и последовательности создания образа должно происходить с соблюдением традиционных правил изобразительной деятельности [29]. Историческую взаимосвязь инженерной и изобразительной деятельности отмечают и зарубежные авторы [30]. De Vere, I., Kapoor, A., Melles, G. среди новых требований современного инженерного образования выделяют развитие культуры рисования. Авторы отмечают необходимость обучения инженеров художественной графике как инструменту творческого поиска и визуализации проектных идей. По их мнению, в контексте инженерной практики создание эскизов выполняет множество социальных и когнитивных функций на всех этапах процесса проектирования и разработки продукта, поэтому важно, чтобы развитие навыков рисования было интегрировано в инженерное образование. В англоязычной литературе актуальных источников по теме обучения техническому рисунку специалистов инженерных специальностей, открытых для изучения, крайне мало. При этом необходимо учитывать языковой барьер и разницу в понимании терминологии, когда специальность конструктор-модельер-технолог в зарубежном обучении будет равным эквивалентом дизайнеру с учетом расширенной этимологии данного английского термина. И то, что в российском образовании и менталитете характеризует творческую дизайнерскую направленность, за рубежом зачастую имеет инженерный технический характер. Так, в статье "Drawing and design» J. Collins, A. Aronson резюмируют многомерный характер рисунка как средства конкретизации инженерных идей, отмечают его зачение в пространстве пофессональных переговоров, и отмечают, что о нем еще относительно мало написано [31]. Harland R. говоря об обучении графике в Великобритании, отмечает пренебрежение исследованиями в данной области, отсутствие национального профессионального представительства, которое связало бы практику, педагогику и исследования в растущей образовательной области. По мнению автора, широкое использование термина графика, выделение графического дизайна в самостоятельную дисциплину университетского образования привело к необходимости переклассифицировать знания, тесно сострудничать в академических исследованиях с целью генерирования новых знаний и решения проблем «графических навыков». В документе содержится призыв к возобновлению усилий преподавателей графики в Великобритании по созданию собственной профессиональной организации для консолидации общего интереса к педагогике графики с разных дисциплинарных точек зрения [32]. Наибольший интерес среди зарубежных статей в ключе исследуемой проблемы вызывают работы о повышении умственных способностей средствами технического рисунка. Авторы Ogunkola B. и Knight C. приводят алгоритм и результаты исследования, демонстрирующего возможности технического рисунка как нового метода обучения с увеличением умственной способности учащихся к воображению, мысленному пространственному преобразованию (авторский термин «мысленное вращение») с большей эффективностью, чем другие предметные области, которые также могут иметь широкие пространственные действия и задачи. Успех технического рисования и тренировочных занятий, базирующихся на нем, обеспечивают повышение качества пространственного обучения и развитие интеллектуальных возможностей обучающихся [33]. Kadam K., Mishra Sh., Deep A., Iyer S [34] выделяют инженерное рисование (Engineering Drawing) как одно из фундаментальных курсов для различных инженерных дисциплин. Навыки мысленного вращения (Mental Rotation) наряду с традиционными методами обучения повышают эффективность решения проблем технического рисования. При этом авторы отмечают трудности студентов-инженеров-первокурсников при изучении и решении задач, требующих рисования и визуализации 3D-объектов. Подтверждая значимость графической деятельности, недавние зарубежные исследования показывают, что занятия по рисованию могут помочь учащимся освоить концепции в области естественных наук, технологий, инженерии и математики (идеи STEM подхода в обучении). Учащиеся изучают материалы по дисциплинам с помощью рисунков, взаимодействуют с визуально-пространственным контентом, имитируя практику профессионалов STEM [35]. Тем не менее, авторы констатируют факт, что учащимся трудно учиться рисованию, а педагогам прийти к эффективным методам обучения рисованию с целью облегчения изучения содержания предметов. Рассмотрение рисования с точки зрения когнитивной и социокультурной теории привело к определению процессов обучения, которым способствует рисование и разработке практических рекомендаций о том, как эффективно выполнять задания по рисованию, которые помогают учащимся изучать образовательный контент STEM [36]. Wu S., Van Veen B.D, Rau M.A. включают рисование в активное обучение в инженерном образовании и используют рисование как стратегию решения задач [37]. Рисование способствует аутентичным инженерным практикам и повышает когнитивную активность учащихся на вводных инженерных курсах. Uziak J., Fang N. выделяют создание эскизов от руки как фундаментальный навык во многих инженерных дисциплинах [38]. Но, поскольку в настоящее время компьютерное черчение заменило традиционные уроки рисования, то обучение студентов навыкам рисования от руки почти полностью исключено из современных инженерных программ. При этом авторы отмечают, что рисунок играет решающую роль в инженерном проектировании, служит средством коммуникации между инженерами. Ручное эскизирование, как отмечают многие российские и зарубежные авторы, не только развивает моторику, сочетает интенсивную умственную и практическую деятельность, но и формирует графическое пространственное мышление, необходимое в обучении и профессиональной деятельности инженерных специальностей [39]. Методологическая база исследования Определяя современное состояние графической подготовки инженеров-конструкторов, был выполнен анализ актуальных научных работ по теме исследования. Общелогическому анализу научной мысли подверглись материалы научных статей отечестенных и зарубежных авторов, авторефератов и диссертаций, посвященых вопросам обучения техническому рисунку студентов инженерных специальностей, в том числе конструирования изделий легкой промышленности. По целям и задачам выявленная проблема, связанная с низким первичным уровнем ручной графической подготовки, относится к направлению раскрытия новых свойств и отношений объектов образовательного процесса, в частности, преемственности в графической подготовке. Обозначенная проблема определяет дальнейший этап исследования, связанный с проектированием эффективной методики непрерывной графической подготовки, которая обеспечит необходимый уровень выполнения студентами технического рисунка. Научное исследование в области технического рисунка костюма по функционально-целевому назначению имеет прикладные цели и эмпирический характер. Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные из учебных заведений разных образовательных уровней. Базой для проведения научного исследования и сбора фактологического материала является учебное заведение среднего профессионального уровня КОГПОБУ СПО «Кировский технологический колледж» и высшего профессионального уровня ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Исследуемая специальность СПО «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Исследуемое направление подготовки ВО «Конструирование изделий легкой промышленности». Между выбранными направлениями исследуется вероятность преемственности образования. Для проведения констатирующего эксперимента по выявлению первичных графических навыков студентов по техническому рисунку костюма были выбраны методы графического тестирования студентов, наблюдения и анализа практической деятельности студентов. Целью графического тестирования является входной контроль первичных навыков студентов-первокурсников. В основу разработки тестирования обучающихся в данном научном исследовании легла концепция креативности Д.П.Гилфорда «Three Faces of Intellect» [40] и тест творческого мышления Е.П.Торренса [41]. Исследование графических и интеллектуальных способностей тестируемых происходило с позиции оценки конвергентного мышления (логического однонаправленного с одним верным ответом в виде технического эскиза костюма по строго заданным параметрам) и дивергентного мышления (альтернативного решения поставленной задачи по разработке творческого краткосрочного эскиза модного костюма на фигуре человека с авторской стилизацией). Соответственно вышеуказанной логике тестирования задания были предложены двух уровней сложности: репродуктивный уровень (технический рисунок с использованием образца фигуры человека и воспроизведением основных элементов классического костюма в соответствии с предлагаемыми ориентирами) и творческий уровень (рисунок модного нестандартного костюма, требующий выбор одного из возможных вариантов). Таким образом, выполнение студентами рисунков костюма двух уровней позволило охарактеризовать исходные данные обучающихся по четырем показателям креативности и интеллекта, выделенные Гилфордом: точность, гибкость («способность продуцировать разнообразные идеи»), оригинальность («способность отвечать на раздражители нестандартно») и быстрота исполнения. Время на выполнение графических тестов в черно-белой графике на формате А4 составляло по 40 минут на каждое задание. В данной работе используется критериально-ориентированное тестирование, являющееся разновидностью тестов достижений. Оценка уровня индивидуальных способностей первокурсников в графике осуществляется на основе логического анализа содержания относительно выбранных критериев. Отсутствие универсальных критериев оценивания технического рисунка костюма, не имеющих математическую строгость анализа, и предполагающих индивидуальный подход к созданию костюма и эскиза, и порой не менее субъективное мнение при оценивании (как, например, judgment в World Skills Russia), делает вопрос обучения графике костюма непростым в научном исследовании, но актуальным при дифференцированном индивидуальном педагогическом подходе к обучающимся. Изобразительная практика достижения задуманного через нормирование, схематизацию и эскизирование проецируется на реальные возникшие проблемные моменты в любом общеобразовательном процессе. Поэтому важна критериально выстроенная среда, в условиях которой автор изображения способен адекватно оценить реализуемые художественно-изобразительные шаги [29]. Для проводимого констатирующего эксперимента критерии были выделены в результате изучения научных статей, посвященных вопросам стилизации и подаче фигуры человека [15, 19, 26], авторской графики [42], графических навыков при эскизировании костюма [23, 43, 44, 45]. Исследование вопроса диагностики графических навыков обучающихся у разных авторов [29, 46, 47, 48], а также многолетний опыт работы авторов статьи в системе профессионального образования позволили разработать оптмальный набор критериев для проведения графического тестирования студентов и объективной оценки учебных навыков по специальному рисунку костюма, связанного с проектной деятельностью. Это критерии качества исполнения и адекватности исполнения поставленным задачам. На основе разработанных критериев был подготовлен комплект заданий (репродуктивное и творческое) для входного контроля по техническому рисунку костюма. Задание репродуктивного уровня по техническому рисунку (рисунок 1) оценивалось по 10 критериям, по показателям точности «верно/неверно» и соответственно оценивалось в баллах 1/0. Задание по зарисовке элементов костюма выполняется на готовом шаблоне фигуры (критерии: полуприлегающий силуэт, длина жакета до середины бедер, вертикальные рельефы стана, двухшовный втачной рукав длиной до запястья, воротник пиджачного типа, прорезные карманы с клапаном, двубортная застежка на три ряда пуговиц, отделочные строчки по краю борта, воротнику и клапанам, вид модели сзади, шлица в среднем шве спинки). Разработанное для констатирующего эксперимента задание включало упражнение по графической фиксации стандартных проектных решений женского классического костюма на фигуре человека [49]. 11-ый критерий оценки технического рисунка был нацелен на выявление уровня проработки линий и деталей в костюме. При оценке работ по данному критерию (уровни: высокий, средний, низкий) использовался общелогический метод сравнения. Второе задание творческого уровня (рисунок 2) включало 7 критериев по показателям гибкости и оригинальности (компоновка на листе, знание пластической анатомии, пропорции в построении фигуры человека, модные пропорции фигуры человека, умение создавать фигуру без шаблона, авторская стилизация фигуры человека, разнообразные техники в изображении). 8-ой критерий качества выявлял уровень проработки линий и деталей в костюме. Выполнение обоих заданий была ограничено во времени исполнения, поэтому начислялся балл и за своевременность - за быстроту исполнения. Критерии по оцениванию результата (продукта деятельности) и определению состояния графической подготовки обучающихся легли в основу разработки оценочных листов, с помощью которых можно замерять и фиксировать уровень подготовки студентов конструкторов по рисунку костюма. При обработке результатов даные заносятся в таблицу тестовых результатов с дихотомической системой. 1 балл - совпадение результата индивдуального решения с верным ответом. 0 баллов – неверное ошибочное решение, отсутствие решения по данному критерию. Анализ фактологического материала, полученного в ходе эксперимента, имел следующие формы работы: сбор, кумуляция информации, оценка ее качества, первичная группировка, планирование сбора данных, классификация, систематизация (релевантность) и обработка (придание информации формы, кодирование и группировка по вторичным признакам). Для анализа результатов констатирующего эксперимента по выявлению уровня первичных навыков студентов по техническому рисунку костюма были использованы теоретические аналитические методы с использованием методов математической статистики. В основе статистических методов обработки полученных материалов лежит сопоставление индивидуального достижения (правильно выполненные задания) каждого студента (индивидуальный балл X1) с максимальным баллом в задании. Коэффициент Y1 (число правильных ответов) демонстирует уровень первичных навыков группы студентов по каждому критерию, позволяет выявить общие пробелы в подготовке обучающихся. На этапе констатирующего эксперимента важно было проанализировать современную ситуацию в профессиональном графическом образовании конструкторов одежды с двух ракурсов: с точки зрения студентов и педагогов. При констатации существующих особенностей и проблем графического обучения на разных уровнях образования важно было проанализировать существующую ситуацию с позиции сотрудников вузов и среднего профессионального образования. Было решено привлечь педагогов-профессионалов с многолетним опытом работы в области конструирования, моделирования и дизайна костюма, преподающих в профильных учебных заведениях Кировской области, как на уровне СПО, так и ВО. При проведении опроса был использован метод анкетирования (студенты, педагогический состав СПО, ВО), беседы (педагоги, руководящий состав). Были составлены анкеты для письменного опроса студентов и преподавателей, план беседы для интервьюирования педагогов и руководящего состава учебных заведений. План анкеты (вопросник) был составлен в соответствии с целями и задачами научного исследования и содержал вопросы с ранжированием предлагаемых вариантов ответов для возможности быстрого необременительного прохождения анкеты сотрудниками образовательных организаций. Для сохранения доверительной формы опроса, располагающей к дальнейшему сотрудничеству, и возможности учета индивидуального мнения респондента по каждому вопросу были предложена также и свободная форма ответа. Важно было учесть мнение респондентов, их профессиональную оценку существующей ситуации с позиции многолетнего опыта работы в системе образования. Разработанная форма анкеты для комфортного ее прохождения предусматривала также и возможность отказаться от ответа на вопрос, выбрав «сомневаюсь с ответом». Для сбора материала в условиях дистанционного обучения очное письменное анкетирование было переведено в удаленное с помощью вербального ранжированного компьютерного теста, созданного на платформе Google формы. Вопросы, вошедшие в тест, являлись основой и для очного интервьюирования при проведении устного опроса. Ответы интервью и компьютерного тестирования были записаны и статистически обработаны с ответами заочного анкетирования. Анализруя методологию данного научного исследования, следует отметить, что для достижения поставленных в научной работе цели и задач применяются методы социально-гуманитарных наук (по содержанию изучаемого объекта), которые в основном являются общенаучными (по степени обобщеннсти и сфере применения), по степени достоверности - вероятностные, по уровню познания - как теоретические, так и эмпирические. Результаты исследования Констатирующий эксперимент научного исследования для получения развернутой достоверной базы и получения существенного объема фактологического материала узкой профессиональной направленности проходил в два этапа: 2020-2021 и 2021-2022 учебные года. Входящий эксперимент был проведен в начале первого семестра до освоения студентами первых курсов знаний и умений профессиональной направленности. Результаты констатирующего эксперимента за 2020-2021 частично были опубликованы автором ранее [50]. На этапе констатирующего эксперимента было опрошено 28 педагогов профессиональных образовательных учреждений, готовящих специалистов легкой промышленности. Небольшое количество анкетируемых объясняет сравнительно узкую направленность профессиональной педагогической деятельности. В опросе приняли участие 23 педагога КОГПОБУ СПО «Кировский технологический колледж», 4 педагога ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Среди опрошенных 1 профессор и доктор педагогических наук, 3 доцента и 4 кандидата педагогических наук; 6 представителей администрации (директор колледжа, заместитель директора по учебной и учебно-воспитательной работе, заведующий швейными мастерскими, заведующие дневным отделением, методист). Все опрошенные сотрудники имеют многолетний опыт в обучении студентов по специальностям легкой промышленности и обладают авторитетным мнением по поводу современной ситуации в швейном профессиональном образовании. 21% опрошенных педагогов имеют опыт работы в высшем профессиональном образовании. 82% опрошенных работали исключительно в системе среднего профессионального образования. 13% анкетируемых работали и в вузе и в колледже, знакомы с системами образования этих двух уровней. Анализируя современный уровень образовательной подготовки по техническому рисунку костюма, опрошенные педагоги отмечают средний уровень эскизной подготовки (по 10-бальной системе: СПО - 6,5-7,8 баллов; ВО – 6,8-7,1балл) при выявленной значимости технических эскизов одежды в швейной промышленности на разных типах производства 8,2 (ВО) -8,8 (СПО) баллов по 10-бальной шкале. 66,7% преподавателей ВО и 69,6% преподавателей СПО говорят об отсутствии у первокурсников первичных навыков рисования, сформированных на предыдущем уровне образования. Снижение самостоятельности в работе студентов, их слабую мотивацию к достижению высокого графического результата работ отмечают 83,3% педагогов вузов и 69,6 педагогов колледжа. 26,1% сотрудников СПО выделяли причину «недостаточное количество часов на освоение учебных программ, связанных с художественной графикой» в ключе ФГОС III поколения для СПО. В рамках констатирующего эксперимента было опрошено 115 студентов первого года обучения в возрасте от 16 до 29 лет: 30 студентов ВятГУ 1 курса обучения специальности «Конструирование изделий легкой промышленности» (группы Киб-1801-50-00) и 85 студентов КТК 2 курса обучения (является первым годом профессионального обучения) специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (группы КМТ-2-18, КМТ-2-19, КМТ-2-20, КМТ-2-21). Студенты женского пола преобладают на выбранных специальностях (92,9% в СПО и 93,3% в ВО). В ходе вербального анкетирования студентов выяснилось, что 52,9% студентов СПО поступили в колледж, ни имея никакого предыдущего художественного образования. В школе у обучающихся были учебные предметы: рисование (50,6% СПО, 36,7% ВО), черчение (24,7% СПО, 30,0% ВО), изобразительное искусство (рисование) (78,8% СПО, 90,0% ВО), компьютерная графика (3,6% СПО, 6,7% ВО). Дополнительное образование по рисованию (в школе, учреждениях дополнительного образования) получили 22,4% студентов колледжа и 23,3% студентов вуза. Детский театр моды или школу юных модельеров, где студенты могли получить первичные навыки эскизирования, посещали 9,4% обучающихся СПО и 10% - ВО. 20% студентов вуза ранее получили профильное среднее образование. На момент прохождения теста студенты ВО оценивают свой уровень графики костюма на 4,8 баллов, студенты СПО – на 5,1 балл (по 10-бальной шкале), что соответсвует средним баллам, полученным студентами за графические задания констатирующего эксперимента и говорит об адекватном восприятии своего уровня художественной подготовки. При этом 53,8% студентов вуза и 38, 1% студентов колледжа отмечают, что уровень технических эскизов костюма обязательно повысится, если будут осваивать рисунок и графику последовательно на двух уровнях образования. 53,3% студентов ВО и 57,6% СПО считают, что их умение рисовать возможно улучшится на следующем уровне образования. Больше половины опрошенных студентов (53,3% ВО и 57,6%СПО) уверены, что на швейном производстве костюма уметь хорошо рисовать нужно всем специалистам, безусловно выделяя при этом дизайнера и модельера. Научиться профессиональной графике технического рисунка на высоком уровне желают 60,0% студентов вуза и 55,3% студентов колледжа и отмечают, что это необходимо для профессии. 70,6% студентов СПО и 60% студентов ВО говорят о том, что технический рисунок костюма необходим для точного изображения замысла специалиста, необходимого для дальнейшей работы. На вопрос «Важно ли знать смежные учебные дисциплины, чтобы быть успешным в графике костюма?» положительно ответили 70,0% опрошенных студентов в вузе и 76,5% в колледже. По этим данным анкетирования можно судить уже об осознанном подходе студентов к эскизированию, особенно технического задания, что говорит о первоначальном этапе профессионального становления обучающихся, на котором происходит понимание, что недостаточность знаний в области конструирования, технологии, композиции швейных изделий сказываются на невысоком уровне эскиза костюма. В целом, важность графики на предприятиях швейной индустрии студенты по десятибалльной шкале оценивают на 8,3 (ВО) и 8,7 (СПО) баллов, что идентично результатам опроса педагогов профессионального образования: 8,2 и 8,8 соответственно. Непосредственно в критериально-ориентированном тестировании (графический тест) по выявлению первичных навыков студентов по техническому рисунку костюма приняло участие 95 обучающихся (21 студент вуза, 74 студента колледжа). Данное практическое занятие проводилось в группах первого года обучения в аудиториях, что позволило провести наблюдение за графической деятельностью студентов и определить уровень владения графическими инструментами. Задания были предложены двух уровней сложности: репродуктивный уровень (технический рисунок с использованием образца фигуры человека и воспроизведением основных элементов классического костюма в соответствии с предлагаемыми ориентирами) и творческий уровень (рисунок модного нестандартного костюма, требующий выбор одного из возможных вариантов). При выполнении технического рисунка происходит констатация входящих знаний студентов о композиции классического костюма, менее всего подверженного модным изменениям, но требующего тщательного профессионального подхода в изображении. Для выполнения графического теста по техническому рисунку (рисунок 1) студентам был предложен шаблон женской фигуры, на который следовало предварительно нанести недостающие конструктивные пояса (линии груди, бедер), что позволило оценить входящие знания и умения студентов в понимании технического эскиза одежды, характеризующегося строгой структурой и модульным построением. Из 95 выполненных технических эскизов недостающие конструктивные линии (линия груди, линия бедер) были нанесены на 42 работах (47,3%). Вид сзади, необходимый в техническом эскизе для объемного представления формы изделия был изображен с множественными ошибками, но представлен в 90 работах (94,7%). Рис. 1. Выполнение технического рисунка на низком и высоком уровне Среди студентов вуза средний балл верного выполнения технического рисунка составил 5,0 из 10 возможных верных решений, среди студентов колледжа – 5,1. Это значит, что задание было верно выполнено студентами лишь наполовину. Ряд студентов приняли данное задание не как конвергентное, а дивергентное, и, увлеклись творческим поиском заданных элементов костюма, отошли от главной сути технического эскиза – изображать детали костюма строго по заданию. А это требование является сегодня одним из главных на предприятиях легкой промышленности «рисовать по заданию». Все данные графического тестирования заносились в матрицы первичных результатов испытуемых и подвергались математическому анализу (количественно: индивидуальный балл каждого студента, средний балл по группе тестируемых, число правильных ответов по критериям, качественно: уровень проработки деталей и линий в эскизе). В таблице 1 представлен сравнительный анализ первичных результатов исследования на уровне колледжа и вуза. Таблица 1 Результаты по графическому тестированию, задание «Технический рисунок» Число правильных ответов Y1 Уровень первичных навыков, % СПО ВО Критерий оценивания технического рисунка 1 Полуприлегающий силуэт 83,8 66,6 2 Длина до линии бедер 62,2 76,2 3 Вертикальные рельефы стана 32,4 14,3 4 Двухшовный втачной рукав 24,3 9,5 5 Воротник пиджачного типа 41,9 28,6 6 Карманы с клапаном 74,3 80,9 7 Двубортная застежка на 3 ряда пуговиц 43,2 42,8 8 Отделочные строчки по краю борта, воротнику, карманам 44,6 28,6 9 Вид сзади 97,3 85,7 10 Шлица в среднем шве спинки 27,0 19,0 Проработка линий и деталей в костюме Низкий урвень 40,5 52,0 Средний уровень 42,8 56,7 Высокий уровень 2,7 4,7 Средний балл индивиуальных дстижений студентов, X1 (баллы) 5,3 4,3 Из 10 возможных баллов по 10 критериям оценивания технического эскиза – средний балл работ X1 студентов ВО 4,3 балла (выполнено 47,8% задания), студентов СПО 5,3 балла (58,9% задания). При этом важно отметить, что при верном позиционном выполнении технического задания у студентов с высокими индивидуальными баллами проработка линий и деталей костюма в эскизе зачастую находится на слабом или хорошем уровне. И, наоборот, эскизы с отличной графикой по содержанию и верному профессиональному решению костюма были оценены по заданным техническим критериям средними баллами. На низком уровне представлена проработка линий и деталей костюма у 52% студентов вуза и 40,5% студентов колледжа. Эти работы отличаются небрежной подачей, кривыми неуверенными линиями, «шерстяным» характером линейного оформления, зачеркиваниями и правками элементов костюма, грязью на листе бумаги, помарками и исправлениями корректором, незавершенным карандашным рисунком. Средний уровень подачи характеризуется более уверенными линиями, оформлением от руки черной гелевой ручкой, отсутствием или незначительным подчеркиванием неточно изображенных элементов, узелковыми пятнами пасты при смене направления линий, нестертыми карандашными линиями. Среди технических эскизов 42,8% работ вуза и 56,7% работ колледжа выполнены на среднем уровне. Высокий уровень графики с точным изображением, четкими линиями, в некоторых работах проведенных по линейке, продемонстрировали 4,7% среди студентов, получающих высшее образование и 2,7% студентов, получающих среднее профессиональное образование. При наблюдении за выполнением технического рисунка были отмечены следующие сложности и недочеты работы: неверное положение карандаша в руке, неуверенная шерстяная линия, недостающие конструктивные линии груди, бедер, не стерты карандашные линии при окончательном оформлении эскиза. Вызывали трудность в понимании и верном профессиональном изображении элементы костюма: вертикальные рельефы, клапан, двубортная застежка, воротник пиджачного типа, шлица. При изображении женского жакета среди выполненных графических работ встречаются изображения изделий с застежкой на мужскую сторону. Зачастую нет понимания расстановки и условий пришивания пуговиц (в край борта, без петель). Некоторые студенты долго не приступали к выполнению задания, отказывались от эскизирования, аргументируя это своим неумением. В течение выполнения технического эскиза были попытки у студентов найти схожие изображения в интернете, посмотреть графическое решение у одногрупников. Аналогичные проблемы графической подготовки бакалавров направления «Конструирование изделий легкой промышленности» чуть ранее отмечает исследователь С.И.Егорова [47]. При оценке творческого эскиза (рисунок 2), прежде всего, анализировалось умение студентов изображать фигуру человека, важное и для технического эскиза. При этой оценке уместно сопоставить показатели конвергентного однонаправленного мышления студентов с дивергентным творческим мышлением и способностью быстро переключиться с одного типа задания на другое, что определяет гибкость мышления. Рис.2. Выполнение творческого рисунка на низком и высоком уровне Самостоятельно, с допустимыми на первоначальном этапе ошибками создавать фигуру человека без шаблона умеет 47,6% студентов вуза и 70% студентов колледжа. Знание пластической анатомии и умение анатомически верно изобразить части тела наблюдается лишь у 9,5% студентов вуза и 1,3% студентов колледжа. С пониманием модульной системы соблюдены пропорции в построении фигуры человека в 47,6% работ (ВО) и 51,3% (СПО). Современным модным графическим приемом с долихоморфным строением тела (критерий «модные пропорции фигуры человека») воспользовалось 28,6% студентов ВО, 50% студентов СПО. Авторской стилизацией фигуры человека (уверенной раскрепощенной графикой, уникальным решением пластики фигуры, изображения лица и конечностей) на этапе констатирующего эксперимента характеризуются 19% и 22,9% работ студентов ВО и СПО. Выполненные эскизы характеризуются разнообразными техниками изображения с применением штриховки, заливки, заполнением точками и фактурами (52,4% ВО, 67,5%СПО). В целом графика творческих эскизов по проработке линий и деталей в костюме у студентов-первокурсников находится на низком уровне: 52,4% ВО и 31,1% СПО; на среднем уровне: 38,1% ВО и 59,4% СПО; на высоком уровне: 9,5% ВО и 8,1% СПО. Средний балл X2 (из 8 возможных) за графическую подачу творческого эскиза 3,6 балла у студентов вуза и 4,4 балла у студентов колледжа. При сравнении средних баллов за технический и творческий рисунок, оказалось, что творческое задание было выполнено менее успешно. Средний уровень проработанности творческих эскизов говорит о среднем уровне мотивации, изобретательности, способности к конструктивной деятельности и слабой насмотренности профессиональной графики костюма. Данные сравнительного анализа первичных результатов по творческому рисунку студентов колледжа и вуза представлены в таблице 2. Таблица 2 Результаты по графическому тестированию, задание «Творческий рисунок» Число правильных ответов Y2 Уровень первичных навыков, % СПО ВО Критерий оценивания технического рисунка 1 Компоновка на листе 72,9 52,4 2 Знание пластической анатомии 1,3 9,5 3 Пропорции в построении фигуры человека 51,3 47,6 4 Модные пропорции фигуры человека 50,0 28,6 5 Умение создавать фигуру без шаблона 70,0 47,6 6 Авторская стилизация фигуры человека 22,9 19,0 7 Разнообразные техники в изображении 67,5 52,4 8 Задание выполнено в срок 100,0 100,0 Проработка линий и деталей в костюме Низкий урвень 31,1 52,4 Средний уровень 59,4 38,1 Высокий уровень 8,1 9,5 Средний балл индивиуальных дстижений студентов, X2 (баллы) 4,4 3,6 В результате графического тестирования на основе анализа выполнения двух заданий было выявлено, что низкий уровень графической подготовки у студентов 1 курса вуза оказался у половины тестируемых 52,4%. Почти треть студентов вуза (38,1%) продемонстрировали средний уровень графических умений, при этом выяснилось, что ранее студентами было получено общее художественное образование или среднее профессиональное образование. И только 9,5% работ студентов с отличной графикой высокого уровня, характеризующейся тщательностью проработки, аккуратностью изображения, четкостью линий и пятен, точным экспрессивным характером оформления. В колледже результаты тестирования получены разрозненные, неоднородные. Но в целом мы сделали вывод, что студенты, поступившие в колледж после 11 классов общего школьного образования показывают результаты намного ниже, чем те, кто поступают на базе 9 классов, и целеустремленно приступают к начальному профессиональному образованию. Они изучают в колледже специальные графические дисциплины в рамках получения не только профессионального, но и общего полного образования. При обобщении результатов графического тестирования студентов вуза и колледжа по итогам констатирующего эксперимента выявлены первичные графические навыки высокого уровня у 5,9% обучающихся, среднего – 54,3%, с низким – 39,8%. Итоги проведенного графического тестирования по выполнению технического рисунка костюма среди студентов вуза и колледжа с преобладанием среднего и низкого уровня выявленных первичных графических навыков сопоставимы с ответами педагогов в анкетировании об отсутствии навыков рисования у первокурсников. В ходе анализа работ студентов было также отмечено, что качество эскизной графики не всегда идентично профессиональному содержанию при изображении изделий легкой промышленности (низкий уровень соотношения «содержание» - «графическая подача»). При этом студенты, принимавшие участие в исследовании, отметили обучающий характер констатирующего эксперимента: узнали о критериях оценивания технического рисунка одежды, этапах выполнения эскиза и возможностях графической подачи. В результате проведенного эксперимента студенты оставили ряд отзывов: «хотелось бы научиться с нуля графике костюма», «научиться создавать эскизы одежды профессионально», «точно передавать замысел изделия через эскиз», «научится изображать модели так, как их представляешь», «читаемо рисовать костюм», «как минимум сначала хорошо научиться рисовать фигуру человека». Заключение Задача улучшения качества технического рисунка является типичной проблемой, с которой периодически сталкиваются педагоги профессионального образования в разных научных сферах. В мировой науке по практико-ориентированным направлениям возрастает интерес к ручной графике как к фундаментальному инженерному навыку. Техническое рисование рассматривается зарубежными авторами как основа пространственного обучения, позволяющего успешно осваивать профессиоанльные компетенции. В отечественной научной литературе роль изобразительного навыка регулярно раскрывается в системе профессиональной художественно-графической подготовки студентов профиля «Дизайн костюма». По техническому рисунку костюма в обучении конструкторов швейной промышленности современные научные исследования в основном связаны с компьтерной графикой. Однако остается актуальной проблема выполнения качественной ручной графики технического рисунка костюма студентами, обучающимися по направлению «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (СПО) и направления «Конструирование изделий легкой промышленности» (ВО). Это является требованием федеральных государственных образовательных стандартов, а необходимость владения графическими навыками рисунка определяется производственными условиями профильных предприятий. Общелогический анализ научной мысли обозначил проблему отсутствия или слабого уровня довузовской художественной подготовки студентов [15, 23, 26, 47, 51]. Что в свою очередь задерживает формирование профессиональных компетенций и вызывает трудности в освоении учебных программ. Актуальность этой проблемы подтверждают данные проведенного в 2020, 2021 гг. констатирующего эксперимента по исследованию первичных графических навыков студентов по выполнению технического рисунка костюма. Фактологический материал был собран на базе учебных заведений Кировской области: КОГПОБУ СПО «Кировский технологический колледж» и ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». В данном исследовании метод графического тестирования студентов первого года обучения позволил выявить преобладающий средний и низкий первичный уровень качества технического рисунка костюма. Данные входного контроля, полученные при критериально-оценочном тестировании обучающихся, идентичны оценке педагогами навыков рисования у первокурсников. Более половины педагогического состава говорят об отсутствии или низком уровне изобразительных навыков у абитуриентов профильных учебных заведений. При этом 50% сотрудников вуза и 60,9% сотрудников колледжа отмечают, что уровень графической подготовки улучшится, если студенты будут последовательно преемственно осваивать рисунок в СПО, а затем в вузе. Педагоги отмечают необходимость формирования графической культуры в самом начале получения профессионального образования. Поэтому 33% опрошенных педагогов в вузе и 34,8% в колледже считают возможным создание единой методической системы обучения техническому рисунку костюма на разных уровнях профессионального образования. Дальнейшие перспективы исследования связаны с проектированием и апробацией сквозной методики обучения студентов (от СПО к ВО) техническому рисунку костюма выбранной инженерной направленности.