Full text
Введение Долгое время становление образовательной среды до настоящего времени не выявляло острой необходимости развития креативности у будущего педагога, учителя и преподавателя. Однако динамика и скорость меняющихся условий в системе образования указывают, что именно креативность позволит будущему специалисту в области образования легче перестраиваться в процессе преподавания, профессиональной коммуникации и управления обучением в образовательных учреждениях разного уровня. Перед системой педагогического образования, на наш взгляд, ставится важнейшая цель подготовки «нового, современного креативного педагога, учителя, преподавателя». На фоне необходимости подготовки современного и эффективного учителя в обществе выявляется социальный заказ на изучение творческого потенциала педагогической деятельности [1], а, следовательно, возникает проблемный вопрос, касающийся требования к умножению креативности в личности будущего учителя, педагога, преподавателя. В соответствии с результатами многочисленных современных междисциплинарных исследований, ученые все чаще обращаются к понятиям креативность и творчество, так как без креативных способностей учитель будет не готов к решению сложных задач при обучении детей [2, 3, 4, 5]. Целью данного исследования явилось определение сущности креативной компетентности педагога, учителя и преподавателя, в частности в работе осуществлена попытка описать личностные качества креативного учителя, способствующие становлению профессионала педагогической деятельности. Обзор отечественной и зарубежной литературы Определяющим обстоятельством необходимости формирования креативной компетентности является смещение фокуса педагогического образования с репродуктивной формы обучения на продуктивную, с накопления разрозненных знаний на формирование профессиональной стратегии взаимодействия с обучающимся. Иначе говоря, знания находятся в свободном доступе для любого обучающегося, при этом современный креативный педагог может показать, как использовать эти знания. Именно креативная компетентность в структуре профессионализма педагога, учителя, преподавателя может стать триггером для активности и мотивированности обучающихся. Креативный педагог, учитель, преподаватель может «подтолкнуть» обучающегося к целостному знанию о мире. Качество преподавания, таким образом, во многом зависит от креативности, которая указывает на уровень профессиональной гибкости личности учителя в педагогической деятельности. Перед нами встаёт вопрос: как же соотносятся понятия «компетентность», «креативность» и «творчество» в рамках педагогического образования. Представление о «творчестве» близко связано с понятием «креативность». Творчество может быть рассмотрено как в отечественных, так и в зарубежных теориях с позиции процесса, как особого вида деятельности, определяющего создание нового в профессиональной педагогической реализации учителя. В свою очередь креативность представляет собой способность, в некотором смысле потенциал или ресурс личности использовать нестандартные методы, способы и инструменты в преподавании, креативный учитель, педагог понимает и определяет для чего и что нужно создавать в пространстве коммуникации с детьми [6]. Согласно идее креативного обучения Т. Кремин, креативность учителя дает возможность сделать обучение более интересным и эффективным для детей. Творчество учителя выявляет “творческие сильные стороны детей”. По мнению Т. Кремин концепция креативности в учительской практике включает в себя педагогику учителя с особенными личностными характеристиками [7]. В настоящий момент развития системы подготовки учителя в меняющемся мире, необходимо учитывать, что будущий педагог должен уметь проявлять эмпатию, сензитивность, демонстрировать личностную окраску преподавания. Именно креативность дает дополнительную возможность учителю работать с учениками совместно и в равном партнерстве [8]. Понятие «компетентность» происходит от латинского слова «competetia» и подразумевает способность, опытность. В наиболее широком смысле компетентность составляет системную совокупность знаний, умений и качеств, необходимых для реализации конкретного вида деятельности. Компетентность, таким образом, это интегральная характеристика, в основе которой лежит готовность к выполнению профессиональных действий и реализация профессионального опыта. Профессионал в области образования должен быть компетентен в вопросах преподавания, обучения, развития и воспитания. В некотором смысле, компетентность это способность к решению профессиональных задач. В компетентности преподавателя (как единой системе) раскрываются знания в предметной области, в области методики преподавания, педагогического творчества и управления педагогической деятельностью. Общепрофессиональные, общекультурные и профессиональные компетенции чётко обозначены при подготовке профессионала в области образования. Однако все ещё существует нехватка компетенций, указывающих на инновационность и творческое начало в деятельности педагога, учителя, преподавателя [9]. Мы можем говорить о том, что содержание профессиональной компетентности определяет широту и глубину профессионального образа мира педагога, учителя, преподавателя и его репрезентацию в педагогической деятельности. Соответственно, обращаясь к содержанию профессиональной компетентности педагога и исходя из соотношения педагогической деятельности и образа мира личности [10], можно выделить следующие уровни реализации опыта учителя: - модальный уровень профессионального образа мира – уровень, на котором педагог, учитель или преподаватель готов актуализировать когнитивные процессы, оперировать образами действительности и включать их в свою деятельность. На данном уровне педагог получает и использует представления, образы памяти, образы восприятия непосредственно отражаемого и встраивает их в контекст профессии. Именно на этом уровне формируются основные знания, умения и навыки, необходимые для осуществления педагогической деятельности; - амодальный уровень профессионального образа мира – уровень осмысленности профессиональной деятельности педагогом, учителем, преподавателем. На данном уровне учитель, педагог определяет личностный смысл педагогической деятельности, ее значение для себя, своего ученика, общества. Такое представление о профессиональной компетентности в аспекте образа мира соотносится с понятием субъектности педагога, проявляющейся в его активности, целостности и автономности в отношении к миру и своей деятельности, соответственно, как пишет С.Н. Глазачев с соавторами, субъектность педагога выражена в «диалектическом единстве объективных возможностей и субъективных способностей творчески реализовывать личностно значимые и социально обусловленные потребности, интересы, педагогические цели и задачи» [11]. Профессиональный образ мира личности учителя, педагога при его реализации на двух уровнях выявляет целостную субъектную реальность из осмысленных связанных друг с другом образов объектов, субъектов, явлений, процессов действительности. Общепрофессиональная педагогическая компетентность педагога, учителя, в некотором смысле и есть его образа мира, который представлен и в контексте личности, и в контексте индивидуальности. Субъективная профессиональная реальность может выступать как образ мира педагога, учителя, преподавателя, а его профессиональная репрезентация (реализация) отражает основные личностные качества и успешность педагогической деятельности. Учителя успешно учатся быть учителями, когда опыт обучения определяется через такие личностные качества как находчивость, способность размышлять, решать проблемы во взаимоотношениях с другими людьми и готовность интегрировать новое знание в педагогическую деятельность [12]. Творчество, в целом, может рассматриваться как продуктивная или созидательная деятельность, а креативность - общечеловеческая способность, именно через творческую деятельность креативный человек мотивируется на развитие. Творчество позволяет создавать новый материальный продукт или преобразовывать и совершенствовать духовную составляющую жизни человека [13]. Творчество может становиться особым личностным смыслом, реализуемым в профессиональном образе мира педагога, учителя, преподавателя по отношению к себе, к другим и миру в целом. Творческое начало в педагогической деятельности – высшая точка самореализации в процессе преподавания. В педагогической деятельности – творчество позволяет на основе уже познанного, создавать новые модели преподавания и обучения: «творческую личность учителя отличают гибкое, богатое комбинациями мышление, способность к вычленению существенных признаков из комплекса самоподчиненных признаков, способность быстро перестраиваться, владеть такими операциями, как комбинирование, варьирование, транспонирование, объединяемое обычно понятием «фантазия» [14]. Креативность как единая целая характеристика в этом аспекте может выражаться через сочетание индивидуальных особенностей и способностей, которые определяют возможность человека к творчеству, возможность осуществлять творческое деятельное начало в конкретной сфере [15]. Творческая, креативная личность педагога, учителя преподавателя включает высокую профессиональную интеллектуальность в следующих проявлениях: инициативность, склонность к творческому сомнению, чувство новизны, необычного, жажду познания. Творческая, креативная личность в педагогической деятельности обогащает окружающий мир, преобразовывает и развивает эмоциональную составляющую личности [16]. Более того, творческая реализация профессионала позволяет сохранять устойчивость в переживании психологического благополучия. В свою очередь креативная компетентность как «грань общей профессиональной компетентности» позволяет обобщать, синтезировать и согласовывать профессиональные знания в педагогическом действии (в эффективном преподавании). По мнению Ф.В. Шарипова, среди прочих компетентностей профессиональной деятельности, креативная компетентность целесообразно включена в педагогическую деятельность. По его мнению, креативность отражает «уровень творческой одарённости» и выявляет «способности к творчеству», что обусловливает реализацию личности в процессе творчества, в котором креативность педагога, учителя, преподавателя, раскрывается как необходимое качество [17, 18]. В работах А.Г. Шумовской [19] креативная компетентность подразумевает способность к творчеству, коммуникации, работе в команде, с непременным условием создания нового. Креативность, как компетентность педагога, в концепции Р. Харриса [20] показана как умение создавать что-то новое: творческий педагог, таким образом, преобразует идеи и знания из своего опыта в классе. Компонентами креативности профессионалов педагогической деятельности выделяются следующие качества [21]: • интерес к парадоксам; • склонность к сомнению; • чувство новизны; • острота мысли; • творческое воображение; • интуиция; • эстетическое чувство красоты; • остроумие; • способность открывать аналогии; • смелость и независимость суждений; • самокритичность; • логическая строгость; • способность пользоваться различными формами доказательств. Наличие этих качеств, на наш взгляд, определяет направленность к преобразованию знаний и отдельных компетенций в практическую реализацию педагогической деятельности, т.е. креативная компетентность предполагает реализацию креативности, как отдельного свойства личности в деятельности профессионала, а, как известно, деятельность направлена на преобразование мира. Вероятно, именно креативность, проявляемая в преподавательской деятельности или преподавании, преобразовывает систему образования изнутри за счет новаторства и инноваций, вводимых в педагогическое взаимодействие «учитель-ученик». Креативность в структуре профессиональной компетентности создает возможность перехода от стандартности существующего опыта к переструктуризации своих знаний, что влечёт за собой изменение в личности педагога, учителя, преподавателя. В рамках творческой деятельности педагога креативность позволяет осмысленно и осознанно относится к решению профессиональных проблем [22]. Предпосылками развития креативной компетентности с точки зрения З.А. Ахмедовой, являются особые качества личности педагога, среди которых общекультурная подготовка, социальная активность, педагогическое мышление, способность к педагогической импровизации и стремление к педагогическому совершенствованию [23]. В свою очередь в работах Т.В. Яковенко [24] отражена концептуальная модель формирования креативной компетентности в педагогической профессии. С точки зрения содержания креативная компетентность включает в себя личностно-ценностный компонент, когнитивный компонент и функционально-деятельностный компонент. В данном контексте выделяются два вида креативности в педагогической деятельности: потенциальная, выраженная в возможности, потенциале и ресурсе, скрытом в личности, и актуальная креативность, которая раскрыта и осуществляется непосредственно в профессии. Потенциальная креативность через подготовку педагога, учителя и преподавателя должна становится актуальной креативностью (в действительности) через качественное освоение её носителем профессии [25]. Педагог с актуальной креативностью начинает осмыслять причинно-следственные связи процесса обучения и системно подходить к процессу преподавания. На наш взгляд, готовность к творческой реализации отличает высокую квалификацию профессионала в педагогической деятельности и выявляет творца в педагогике. Так, подбор методов преподавания, как способов решения педагогических проблем, с новизной и оригинальностью, педагогом, учителем и преподавателем, детерминирован индивидуально-личностными особенностями обучающихся. Как не может быть двух одинаковых учеников, так не может быть одинаковых стандартных способов, приёмов и форм передачи опыта, знаний, умений и навыков. Иными словами развитие креативной компетентности педагогов может быть рассмотрено в рамках инновационного образования. В данном контексте креативность представлена с позиции наличия новшества профессиональной реализации. Применяя идею инновационного образования к подготовке будущих учителей, педагогов и преподавателей, креативность включает в себя умение использовать современные информационные, электронные и цифровые ресурсы в процессе получения и передачи знаний, а также умение создавать новые педагогические технологии для организации эффективного процесса преподавания и обучения. Креативность вносит в работу педагога важный функциональный компонент их деятельности: готовность к организации и проведению исследования. Успешный педагог, таким образом, рефлексирует, анализирует, исследует, диагностирует эффективность своей работы во взаимодействии с обучающимся [26]. Говоря о креативности с позиции понимания компетентности И.А. Зимней, мы можем отметить, что креативная компетентность характеризуется мобилизацией и реализацией творческого потенциала в профессиональной ситуации педагога [27, 28]. Как пишет Е.В. Коточигова, креативная компетентность указывает на наличие и реализацию творческих достижений личности, по мнению автора, креативная компетентность реализуется «как способность к созданию новых профессиональных продуктов и высоких результатов деятельности за счет реализации творческих способностей личности» [29]. По мнению Р. Эпштейна и соавторов, “креативная компетентность” должна заключаться в “готовности адаптивно и самостоятельно использовать полученные знания” в профессиональной деятельности. Человек может дополнять систему знаний и стремиться к самосовершенствованию. Креативная компетентность включает в себя четыре основные компетенции творческого самовыражения [30, 31], поэтому мы можем определить эти компетенции в личности учителя: 1. «Расширение знаний и навыков»: (учитель сознательно обращается к новым знаниям и навыкам вне своего опыта). 2. «Овладение новыми идеями»: (вдохновение учителя основано на различных новых идеях «по мере их возникновения, без предварительного оценивания или редактирования»). 3. «Управление взаимодействием с окружением»: (вдохновение учителя позитивно зависит от социального общения; учитель стремится к получению новых и свежих идей в социальной среде). 4. «Поиск вызовов и готовность к вызовам»: (учитель готов к вызовам и успешно справляется с неудачей). И в этом аспекте можно определить, что одной из важнейших целей высших образовательных заведений при подготовке учителя является то, что важно выпустить на рынок труда высококачественного специалиста, профессионала своего дела, который будет обладать необходимыми компетенциями для решения поставленных задач в своей профессиональной деятельности. Так, В.И. Андреев выделяет креативность и творческий подход к делу как один из компонентов конкурентоспособности [32]. Методологическая база исследования Анализ зарубежного и отечественного опыта по проблеме понимания креативной компетентности в структуре общепрофессиональной компетентности педагога, учителя, преподавателя предоставляет возможность сделать выводы о важности формирования креативной компетентности современного учителя на основе уже имеющихся предпосылок развития личности учителя, педагога, преподавателя как профессионала. В рамках данного исследования были проанализированы и систематизированы теории и концепции, описывающие субъектность педагога, подходы к пониманию креативности и творчества в педагогической деятельности, компетентностный подход в педагогическом образовании. Для достижения цели исследования нами была разработана и предложена структура креативной компетентности учителя, педагога, преподавателя. Результаты исследования В работах отечественных, так и зарубежных ученых особое значение отводится проблеме содержания и определения креативной компетентности будущего учителя в реалиях современных трансформаций педагогического образования. Обобщая теории и концепции исследователей, можно определить, что креативная компетентность подразумевает целостную, интегративную характеристику личности учителя, педагога выраженную в личностной креативности, креативном потенциале, сформированном образе «Я» в аспекте креативного потенциала, мотивации на творческую педагогическую деятельность в сочетании с общепрофессиональными, общекультурными и профессиональными компетенциями, указывающими на инновационность и творческое начало в деятельности педагога, учителя. Данное нами определение выявляет, что креативная компетентность представляет собой структуру, далее на рисунке представлена модель структуры креативной компетентности будущего учителя, состоящая из трех компонентов. Структура креативной компетентности Сформированная креативная компетентность включает в себя 3 параметра (компонента): - Компетенции (совокупность определенных ЗУН, относящихся к общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям, позволяющим реализовывать творческий потенциал в педагогической деятельности). - Креативность - личностная характеристика, включающая способность к творческому мышлению, например: гибкость, изобретательность и настойчивость при поиске решения, готовность к практическому применению методов креативного мышления. - Мотивация (внутренняя и внешняя) на творчество, интерес, ценностно-смысловая система побуждений к реализации творческого потенциала, стремление и направленность создавать, модернизировать и трансформировать процесс педагогической деятельности с целью получения качественно-новых результатов. Рассматривая креативную компетентность как трехкомпонентную структуру, мы можем говорить о том, что ее сформированность обеспечивает применение материалов более эффективно и разнообразно, поскольку учителя могут придумать более одного решения проблемы того, что включать на каждом этапе преподавания. Учителям легче увидеть новые способы изменения существующего материала, чтобы педагогическое взаимодействие могло соответствовать образовательным целям, потребностям обучающихся и контексту обучения. Учителя не ограничены однозначностью выбранного метода, креативность позволяет выбирать эклектичность способов и инструментов, позволяющих обучающимся усваивать больший объем знаний и умений с более высокой вероятностью включенности в обучение и усилением заинтересованности. Таким образом, выявляются факторы, влияющие на успешное формирование креативной компетентности: личностные черты, опыт обучения и воспитания учителя, мотивацию на получение нового профессионального опыта, образовательная среда. Среди этих факторов наиболее важными являются установка на получение креативных навыков в процессе образования, преданность профессии. Творчеству можно научить, оно не является готовой способностью и не является деятельностью, которая может выработаться стихийно. Стратегии формирования креативной компетентности предполагают обучение будущего учителя, педагога и преподавателя применению творческих методов, средств и инструментов, организацию педагогической деятельности, ориентированной на обучающихся, мультимедийную помощь, навыки управления классом, группой, учет связи содержания обучения, творчества и реальной жизни, поощрение проявления инновационности и креативности в размышлении. При этом формирование креативной компетентности обусловлено пересечением компонентов личной мотивации, творческой деятельности и творческого процесса со знаниями, умениями и навыками преподавания в различных предметных областях. Иначе говоря, учителя, педагоги и преподаватели должны быть подготовлены к стратегическому пониманию важности креативности процесса преподавания, через стимулирование и повышение их внутренних ресурсов. Стоит отметить, что креативная компетентность может сформироваться при условии глубокого понимания сущности творчества, наличии глубоких и широких представлений о творческих методах и программах преподавания и обучения. Не менее важно наличие наставнического пути развития креативного учителя, педагога и преподавателя, к примеру, молодой будущий педагог нуждается в творческом профессионале-наставнике, к которому можно обратиться за рекомендацией, за советом. Более того система подготовки учителя с позиции наставничества должна давать возможность будущему педагогу получать опыт творческой реализации от успешного наставника-практика. Заключение Обобщая научный опыт и теоретические основы исследования ученых в области педагогики и психологии, мы можем говорить о том, что креативная компетентность складывается по структуре в системное качество. Креативная компетентность включает в себя не только компетенции, как полученные профессиональные знания и выработанные умения и навыки, но и вбирает характеристики, которые интегрируют личностные особенности, необходимые учителю, педагогу для творчества и со-творчества, а также ориентацию (направленность) на педагогическую деятельность, выраженную в ценностно-смысловой и мотивационной составляющих профессионального образа мира учителя, педагога. Креативная компетентность формируется на базе творческих компетенций и личностных особенностей, позволяющих достигать качественно новых результатов в педагогической деятельности.