Full text
Благодарности: работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева») по теме «Внутренние мотивационные способы активизации самостоятельной работы в формировании дидактической компетентности студентов педагогического вуза». Введение Актуальность темы исследования заключается в том, что процесс обучения зависит от положения учителя в этом процессе как одного из ключевых элементов образовательного пространства. На учителе лежит большая ответственность за воспитание и развитие будущих поколений, передачу им знаний. Его роль во многом определяется высоким уровнем профессионализма, квалификации, знаниями и полученным практическим опытом [10; 17; 19]. Однако существует определенная специфика и особенности профессиональной деятельности будущих учителей в процессе обучения в педагогическом вузе, а также совокупность ее определяющих мотивов, как движущий фактор данной деятельности. Решение заявленных исследовательских задач достигается использованием теоретических методов исследования, таких как анализ научной литературы, синтез, сравнение, систематизация материалов по проблеме исследования, прогнозирование, проектирование. Обзор отечественной и зарубежной литературы В научно-педагогическом мире литературы проблеме формирования профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе труды многих отечественных и зарубежных исследователей. Среди которых можно отметить работы В. Д. Шадриков, И. В. Ильина, Т. Г. Озерниковой и других. Однако большинство подходов к этим исследованиям носят поверхностный характер или посвящены рассмотрению отдельных вопросов представленной тематики [16, с. 143; 5, с. 65; 11, с. 63]. В настоящее время в науке требуется комплексный подход к изучению и анализу вопросов формирования профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе. Методологическая база исследования В современных условиях образование играет важную роль в становлении и развитии личности. Главную роль в данном процессе играют высшие учебные заведения, которые дают базовые знания для процесса познания в будущем. Современное образование предъявляет высокие требования к профессиональным качествам будущих учителей. Такими качествами являются: высокий уровень знаний, наличие опыта, коммуникабельность, социальное положение в коллективе, стремление и желание трудиться и т.д. [26, с. 18; 30, с. 87]. Считаем, что в развитии перечисленных выше качеств серьезную роль играет мотивированность педагогов решать поставленные перед ним образовательные задачи. Грамотный и квалифицированный подход к процессу обучения, а также совершенствование профессиональной деятельности смогут во многом решить проблему качества образования и наметить пути ее дальнейшего развития [14, с. 246]. Прежде чем перейти к определению условий и факторов формирования профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе, считаем необходимым, определить роль мотивации в деятельности будущего учителя. Отметим, что тема мотивации всегда была и будет актуальна, потому, что именно благодаря мотивации человек способен довести до конца те или иные действия или работу, получить максимально желаемый результат и т.д. Мотивация играет важную роль в жизни будущего учителя, поскольку она стимулирует к поиску новых решений, средств обучения и достижения поставленных целей. Следовательно, основной задачей в процессе обучения в педагогическом вузе является формирование у будущих учителей мотивов профессиональной деятельности. Под мотивом деятельности человека следует понимать желание и стремление достичь определенной цели и поставленных задач [15, с. 17]. В рамках процесса обучения можно особую роль отвести мотивам увлеченности достижения полученными результатами, увлеченности преподаваемой дисциплиной, личным мотивам и т.д. Формирование профессиональной мотивации определяет не только успеваемость будущего учителя в педагогическом вузе, но и успешность в дальнейшей деятельности. Существует две основные стратегии мотивации будущего педагога учиться: внутренняя и внешняя. Внутренняя стратегия определяется мотивами будущего учителя, заключающиеся в поиске увлекательной области знания или процесса, интерес узнать об этом больше возникает естественным образом [23, с. 19; 21, с. 209]. Следует отметить, что внешняя мотивация, как правило, исходит извне. К ней можно отнести стили обучения, интеллектуальные привычки, содержание обучения и т.д. Примерами мотивации для будущего учителя могут служить: получение образования, самопознание, саморазвитие, творчество, личный пример педагога, вручение грамот, благодарностей и дипломов [1, с. 55; 9, с.202]. Рассмотрим также факторы, влияющие на мотивацию будущих учителей в процессе обучения. Большое влияние на мотивацию обучающихся оказывают социальные факторы. Одним из проявлений социального фактора является общество, которое окружает определённую личность в процессе обучения, так как именно от социума будет зависеть то, какими качествами обладает обучающийся, а какого качества будут полученные знания. В педагогической науке существует конкретная классификация профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в вузе: 1) познавательные мотивы (желание студента получать новые знания в процессе обучения); 2) широкие социальные мотивы (сюда относят ответственность студента перед родителями, обществом, некий долг перед окружением). 3) прагматические мотивы (учиться, чтоб в будущем иметь достойную работу с удовлетворяющим потребности заработком). 4) профессионально-ценностные мотивы (понимание студентом того, что при лучшей учебе, возможно, устроиться на более перспективную работу). Таким образом, приставленные факторы имеют серьезную основу для формирования профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в вузе. Проанализировав теоретическую основу по заявленной тематике, нам представляется необходимым рассмотреть некоторые способы повышения профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе: Во-первых, будущему учителю необходимо объяснить, как знания, полученные в процессе обучения в педагогическом вузе, пригодятся ему в будущем. Таким образом, будет намного легче усваивать информацию, понимать цель изучения той или иной дисциплины [6, с. 24; 18, 22, с. 438]. Во-вторых, очень важно давать не только теоретические основы в процессе обучения, но и позволять применять эту теорию на практике. В-третьих, на мотивации сказывается также и отношение преподавателя к студенту. Доброжелательность, вежливость - главные факторы мотивации для обучающегося со стороны преподавателя, которые напрямую влияют на его отношение к изучаемому предмету [4, с. 128; 20, с. 19; 27, с. 106]. Считаем, что одним из побудительных профессиональных мотивов в обучении является балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов. Она позволяет студенту не только видеть свою успеваемость, но и повышает его стимул к обучению, так как БРС формирует автоматическую оценку на итоговой форме отчетности по изучению конкретной дисциплины [8, с. 98; 12, с. 104; 31, с. 491]. Кроме того, наиболее важную роль в формировании профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе играет возможность применения знаний на практике. Нередки случаи, когда будущему учителя достаточно продолжительное время интересно изучать только теорию, не имея возможности получать практические навыки [24; 28, с. 431]. С этой целью могут проводиться целевые семинары, основанные на практико-ориентированном подходе к процессу обучения. В процессе их проведения студенты могут получить представление о будущей профессии или работе. Также они смогут получить ответы на многие интересующие их вопросы и приобрести практический навык в условиях конкретной профессиональной среды. Немаловажную роль играет постоянное подкрепление мотивации. В противном случае учащиеся могут потерять ту нить, которая тянула их вверх, и потеряют, как им может показаться, интерес к учёбе, а, следовательно, упустят огромное количество возможностей. Для того, чтобы у будущих специалистов «горели глаза» и они продолжали покорять вершины, необходимо стимулировать их интерес к учёбе и знаниям различными способами. Ключевую роль может сыграть фактор своевременного показа важности их труда в данный момент, а также перспективы в будущем [3, с.49; 25, с. 457]. По нашему мнению, огромную роль в процессе формирования профессиональной мотивации будущего учителя играет самообразование. В настоящее время это возможно через множество различных сфер - коучинг, персональное наставничество, различного рода тренинги, направленные на помощь учащимся в освоении профессиональных знаний [24; 29, с. 6083]. Не секрет, но самостоятельно реализоваться через вышеперечисленные способы трудно, поэтому педагогам необходимо быть коммуникабельными, чтобы организовать свою команду специалистов. Такая команда будет надёжно поддержкой и помощником в создании новых идей, проектов, в разработке новых программ для повышения квалификации и т.д. В формировании профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе большую роль играет организация дополнительных образовательных курсов. Работа на курсах включает в себя Интернет-образовательные порталы, посещение тематических конференций и другие мероприятия. Проведение и организация таких курсов способствует не только формированию мотивационных установок будущего учителя, но и появлению стимулов на дальнейшую познавательную деятельность, новые творческие идеи и задумки [2, с.77; 13, с. 8]. Экспериментальная работа по исследованию профессиональной мотивации будущих учителей в процессе обучения в педагогическом вузе осуществлялась на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева». В экспериментальную выборку вошли 60 студентов выпускных курсов бакалавриата филологического факультета. Для исследования данной проблемы использовалась методика Н.Г. Рукавишниковой, включающая 78 вопросов, на каждый из которых предлагается шесть вариантов ответа: АС – абсолютно согласен; С – согласен; СС – скорее согласен, чем не согласен; СН – скорее не согласен, чем согласен; Н – не согласен и АН – абсолютно не согласен. Результаты опроса студентов по методике Н.Г. Рукавишниковой представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты диагностики профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе (в баллах) № Оцениваемый параметр 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 1. Осознание цели педагогической деятельности 32,3 33,4 32,5 31,6 2. Осознание мотивов выбора педагогической профессии 29,0 30,0 28,0 28,6 3. Осознание мотивационного потенциала профессии 47,4 44,2 41,6 42,8 4. Осознание социальной значимости профессии 31,3 32,4 31,2 30,3 5. Осознание динамики мотивов 36,9 34,0 36,3 40, 1 6. Осознание профессионального эталона 72, 6 71,0 71,3 71,7 7. Удовлетворенность успехами в овладении педагогической профессией 63 59,0 55,4 54,7 8. Стремление к профессиональному самопознанию 66,6 64,0 63,6 62,8 Результаты исследования В рамках нашей работы разработан алгоритм по формированию профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе, наглядно представленный на Рисунке 1. Рис.1. – Алгоритм по формированию профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе По нашему мнению, представленный алгоритм будет способствовать не только формированию профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе, но и создаст благоприятные возможности для осуществления профессиональной деятельности, повышения ее эффективности и содержательности. Для планирования карьеры будущего учителя, нужно составить карту компетенций, состоящих из трех частей. 1) характеристики человека на данный момент; 2) характеристики, необходимые для организации; 3) качества, обязательные для эффективной работы на разных постах. Кроме того, для многих будущих учителей стимулом профессиональной деятельности является возможность самореализации, необходимость решать творческие задачи, соревноваться с коллегами. Для других людей важна похвала, положительная оценка результатов их работы, уважение. Для составления полной «карты мотиваторов» будущего учителя, используются такие методики, как «проективные вопросы», «ситуационное интервью» и психолингвистический анализ, так как «Лучше всего принимать на работу людей, имеющих карту мотиваторов, которая уже соответствует ожиданиям образовательной организации и тому плану развития, который будет актуален для конкретного сотрудника». Заключение Можно сделать вывод, что педагогическая деятельность требует от будущего учителя определенных качеств и стимулов к ее осуществлению. Эффективность ее реализация будет также зависеть от грамотно поставленных целей и задач педагогической деятельности. Формирование профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе - сложный многоуровневый процесс. Мотивационные установки будущего учителя являются драйвером личностного развития. Только благодаря профессиональной мотивации у будущего учителя возникает желание и стремление обучаться, развиваться, стремиться к достижению поставленных целей и задач. Способы мотивирования обучающихся достаточно обширны и требуют вдумчивых организационных усилий преподавателей для компетентного влияния на мотивационную сферу в процессе обучения. Ссылки на источники 1. Бережнова, Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей / Е. В. Бережнова // Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного психолого-педагогического образования: Всероссийская научно-практ. конф., посвященная году учителя в РФ. В 2-х ч. Ч. 1. Казань: Магариф – Вакыт, 2011. – С. 54–57. 2. 1Василинка М.А. Основы теории коммуникации. – Москва: 2019. – 615 с. 3. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности. Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 48-56. 4. Евсеева Ю. А., Сергушин Е. Г., Каско Ж. А. Практико-ориентированное обучение как способ формирования профессиональной компетентности будущего учителя // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2. С. 126–130. 5. Ильина, И. В. Управление развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне : монография / И. В. Ильина. – М.: Изд-во МПГУ, Курск: Изд-во КГУ, 2005. – 430 с. 6. Кадакин, В. В. Исследование представлений о карьерном росте студентов – выпускников педагогического вуза / В. В. Кадакин, С. В. Кутняк // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 4 (12). – С. 22-26. 7. Каско, Ж. А., Салина, А. С. Особенности организации контроля за результатами самостоятельной работы будущего учителя (на примере дисциплины «Педагогика») // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – №3. – 2021. – С.105-110. 8. Каско, Ж. А. Электронное учебно-методическое пособие как средство повышения уровня дидактической подготовки будущего учителя / Ж. А. Каско, Т. И. Шукшина, О. И. Бирюкова // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. – 2021. – Т. 12. – № 1. – С. 96-102. 9. Кочетова, И. В. Балльно-рейтинговая система обучения студентов в вузе // Учебный эксперимент в образовании. – 2016. – № 1 (77). – C. 17–23. 10. Марголис, А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml. (дата обращения: 27.09.2020). 11. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. – М, 2010. – 176 с.; 12. Миронова, М. П., Бурляева О. В. Независимый мониторинг образовательных результатов и качества образования в практике работы педагогического вуза // Высшее образование в России. – 2016. –№10. – С. 101–106. 13. Мовсесян, Ж. А. Формирование дидактической компетентности студентов педагогического вуза в процессе самостоятельной работы: автореф. дис. … канд. пед. наук / Мовсесян Жанна Агасиевна. – Саранск. – 2017. – 26 с. 14. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 246-247. 15. Мусагитова Я.Я. Применение мотивационной теории В. Врума в практической деятельности // Вопросы студенческой науки. – 2019. – с.16-21. 16. Озерникова Т.Г. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. – Москва: БГУ, 2019. – 600 с. 17. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения – 16.03.2020). 18. Салина, А. С., Каско Ж. А. Интернет-ресурсы как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Проблемы образования в условиях инновационного развития : сб. науч. ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы образования в условиях инновационного развития», г. Саранск, 20 мая 2021 г. / редкол. : М. В. Антонова, Т. И. Шукшина (отв. ред.), Ж. А. Каско, С. Н. Горшенина ; РИЦ МГПУ. – Саранск, 2021. – 1 электрон. опт. диск. (CD-R). 19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Приказ Минобрнауки 4 декабря 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения – 23.02.2020). 20. Ahern K., Dixon C., Hauck Y., Jackiewicz S., & Jones B. (1994). Aspects of confidence in research activity. Third National Conference of Women in Leadership, Perth, Western Australia. Perth: Edith Cowan University. 21. Beswick G., Rothblum E. D., & Mann L. (1988). Psychological antecedents of student procrastination, Australian Psychologist, pp. 23, 207–217. 22. Byrne B. (1984). The general/academic self-concept normological network: A review of construct validation research. Review of Educational Research, 54, 427–456. 23. Caparrini, B.R. Labales: Motivation from the very first day / B.R. Caparrini // English Teaching Forum. 1995. - Vol. 33. - № 2. - P. 18-47. 24. ChengChiang Ch. J., Kent S. Task engagement, learner motivation and avatar identities of struggling english language learners in the 3D virtual world // System. 2020. vol. 88. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2019.102168. 25. Collins A., Brown J., & Newman S. (1989). Cognitive apprenticeship: Teaching the crafts of reading, writing and mathematics. In L. Resnick (Ed.), Knowing, learning, and instruction: Essays in honor of Robert Glaser. pp. 453–494. 26. Grinshkun V.V. Definition of approaches to complex research of information educational environment in general, professional and additional education systems // RUDN Journal of Informatization in Education. 2019.Vol. 16(1). pp. 12—21. DOI 10.22363/2312-8631-2019-16-1-12-21. 27. Daeid N. The development of interactive World Wide Web based teaching material in Forensic science // Britich j. Of educational technology. L., 2001. – Vol. 32. – N 1. – Pp. 105-108. 28. Orkibi, H. Students’ artistic experience before and during graduate training. / H. Orkibi // The Arts in Psychotherapy. – 2012. – № 39(5) – P. 428–435. 29. Mayer R. (2016). The complexity assessment of conceptions and educational texts on natural scientific disciplines: ICERI2016 Proceedings. 9th International Conference of Education, Research and Innovation. Seville (Spain). pp. 6078–6088. 30. Moira D. (2007). Joint Assessment in Inter‐professional Education: A Consideration of Some of the Difficulties. Social Work Education. Volume 26. № 4. 31. Shukshina T. I. Kasko Z.A. (2019). Demonstration of a model training session as a method of improving the didactic training of a future teacher (on the example of the All-Russian Olympiad «I am a professional») [Демонстрация модельного учебного занятия как метод совершенствования дидактической подготовки будущего учителя (на примере Всероссийской олимпиады «Я-профессионал»)]. Perspektivy Nauki i Obrazovania. №41(5), Р. 482-491. Zhanna A. Kasko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia feeder345@mail.ru Anna S. Salina, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia anya.salina@inbox.ru Formation of professional motivation of a future teacher in the process of studying at a pedagogical university Abstract. This article discusses issues related to the formation of professional motivation of the future teacher in the process of learning at a pedagogical university. The authors of the article have identified ways to increase the professional motivation of a future teacher in the process of studying at a pedagogical university: firstly, the future teacher needs to explain how the knowledge gained in the process of studying at a pedagogical university will be useful to him in the future. Thus, it will be much easier to assimilate information, to understand the purpose of studying a particular discipline; secondly, it is very important to give not only theoretical foundations in the learning process, but also to allow this theory to be applied in practice; thirdly, the attitude of the teacher to the student also affects the motivation. Goodwill, politeness are the main motivating factors for the student on the part of the teacher, which directly affect his attitude to the subject being studied. The role of motivation in the professional development of the future teacher has been studied, the main factors, methods and means that influence the formation of the professional motivation of the future teacher have been identified. The analysis of students' motivation for pedagogical activity was carried out. An algorithm has been developed for the formation of professional motivation of a future teacher in the process of teaching at a pedagogical university: drawing up a "map of motivators", the formation and development of a pedagogical orientation, stimulation and development of professional competencies, a practice-oriented approach to the formation of professional motivation of a future teacher. The authors of the work present the results of a study of the professional motivation of future teachers in the process of studying at a pedagogical university, which was carried out on the basis of the Mordovian State Pedagogical University. M. E. Evsevyeva. The experimental sample included 60 undergraduate students of the Faculty of Philology. Based on the results of the work done, it can be concluded that pedagogical activity requires certain qualities and incentives from the future teacher for its implementation. The effectiveness of its implementation will also depend on well-set goals and objectives of pedagogical activity. Keywords: pedagogical university, professional motivation, future teacher, learning process, formation.