Full text
Введение С 1991 года в вузах нашей страны ведётся подготовка профессиональных социальных работников. За три десятилетия социальная работа как наука заняла своё определённое место среди общественных социальных наук, а также утвердилась как значимый и необходимый вид профессиональной деятельности. Однако социальная работа в различных аспектах её проявлений требует дальнейшего осмысления и понимания. В настоящее время социальная работа понимается как многоаспектное явление [1, 2]. Чаще всего социальную работу рассматривают как науку, как социальную политику, как общественное явление, как вид профессионального образования и как вид профессиональной деятельности. В данной статье социальная работа будет рассматриваться двояко: - как вид профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи людям, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы; - как вид профессионального образования. Для успешного выполнения профессиональных трудовых функций социальным работникам необходимо иметь не только соответствующее профессиональное образование, но и сформированные во время обучения профессионально значимые качества, а также готовность соблюдать профессионально-этические нормы и принципы. В последние десять лет в профессиональном вузовском образовании наблюдается изменение модели обучения, заключающееся в переходе от педагого-центрированного обучения к студентоцентрированному. И. Л. Малькова подчёркивает, что это предполагает акцентирование на результатах обучения, изменение роли преподавателя и студента, а также концентрацию внимания на обучающихся [3]. Внедрение компетентностной парадигмы в вузовском образовании позволяют формировать у студентов все элементы компетенций: знание, навыки, понимание и способности. В свою очередь, компетентностный подход обуславливает расширение применения интерактивных методов обучения (в дальнейшем – ИМО). Задачи студенто-центрированного обучения наиболее оптимально решаются при использовании ИМО. Тенденции современного вузовского практико-ориентрованного образования мотивируют преподавателей к использованию тренинговых и интерактивных методов обучения. Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе интерактивных форм обучения с целью формирования профессиональных компетенций студентов. При этом удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий [4]. Обзор литературы Актуальными направлениями исследований в современной педагогике, психологии и социальной работе являются анализ сущности и особенностей коммуникативной толерантности, её компонентов и методов формирования. За рубежом одним из первых начал исследовать проблему толерантности Г. Олпорт [5, 6]. По его мнению, толерантную личность отличает: – ориентация на себя (он больше ориентирован на независимость и меньше, чем другие, зависит от мнения авторитетов); – меньшая приверженность к порядку (он менее педантичен); – способность к эмпатии; – предпочтение свободы и демократии; – знание самого себя; – ответственность (не перекладывает ответственность на других); – защищенность (у него большее ощущение собственной безопасности). Позднее методологической основой терпимости и толерантности стали труды представителей зарубежной гуманистической психологии. В частности, А. Маслоу рассматривает толерантность как ключевой принцип, объясняющий специфику взаимодействия людей. Исследователь понимает толерантность как путь, ведущий к самоактуализации личности [7]. К. Роджерс, ещё один из основателей гуманистического подхода, определил понимание толерантности в его концепте «полноценно функционирующей личности». В нём он обозначил качества толерантной личности: безусловное принятие, эмпатия, конгруэнтность и мотивация к изменениям [8]. Согласно подходов В. Франкла, обозначенных им в книге «Человек в поисках смысла», личность движется по пути поиска и реализации смыслов. В его концептуальных построениях толерантность выступает как важная составляющая развития личности [9]. Наиболее ранний и фундаментальный взгляд на сущность толерантности обозначен в двух исследованиях английского педагога и философа Дж. Локка «Опыт о веротерпимости» и «Послание о веротерпимости» [10, 11]. Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д Шарова полагают, что в современной научной литературе толерантность трактуется как отказ от доминирования и насилия, уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения [12]. По мнению Ю.П. Поваренкова [13] толерантность имеет два значения: 1. Толерантность как феномен межличностного общения. При этом внимание акцентируется на способности проявлять терпимость к индивидуальным особенностям другого человека; 2. Толерантность как способность противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. А.Г. Асмолов понимает коммуникативную толерантность как характеристику личности, имеющую сложную структуру, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Он верно отмечает, что понятия «толерантность» и «терпимость» отличаются. Терпимость соотносится с умением терпеть, мириться с чужим мнением и быть снисходительным к поступкам других людей. В отличие от терпимости толерантность отличает активная позиция, отстаивание прав человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым [14]. В.В. Бойко считает, что коммуникативную толерантность следует понимать как характеристику отношения личности к людям, которая показывает степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по её мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Учёный выделил следующие виды коммуникативной толерантности: - ситуативная коммуникативная толерантность. Характеризует отношение личности к конкретному человеку; - типологическая коммуникативная толерантность. Проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей; - профессиональная коммуникативная толерантность; - общая коммуникативная толерантность. Этот вид коммуникативной толерантности говорит об отношении к людям в целом, обусловленном свойствами характера, нравственными принципами и уровнем психического здоровья [15]. Отечественные исследователи социальной работы называют коммуникабельность и толерантность как наиболее значимые профессиональные качества социального работника. Один из наиболее значительных теоретиков социальной работы Е. И. Холостова отмечает, что толерантность выступает критерием компетентности социального работника [16]. Наличие у социального работника коммуникативной толерантности позволяет ему успешно выстраивать профессиональные межличностные отношения. При этом он проявляет высокую устойчивость к стрессам и способен сохранять эмоциональную стабильность в сложных ситуациях взаимодействия с клиентами социальной работы. Таким образом, мы приходим к выводу, что коммуникативную толерантность следует отнести к важнейшим профессионально значимым качествам социального работника. Вместе с тем, развитие профессионально значимых качеств является важным компонентом профессионального образования социального работника. Современное высшее профессиональное образование базируется на компетентностном подходе и практико-ориентированной модели обучения. Компетентностная парадигма образования характеризуется расширением использования в учебном процессе ИМО. Под интерактивным обучением А. Л. Колзина справедливо понимает обучение, погруженное в общение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая преподавателя. Она указывает на то, что при интерактивном обучении необходимо использовать такие методы, формы, приемы и технологии обучения (из общего числа известных педагогике), которые способствую вовлечению всех студентов в процесс познания, побуждают их к активным взаимодействиям с преподавателем и друг с другом, переживанию состояния успеха; соответственно мотивируют поведение студентов, обеспечивают творческий подход к образовательной деятельности, создают условия для проявления способностей каждого [4]. М. Г. Савельева, Т. А. Новикова, Н. М. Костина выделяют группу интерактивных технологий, определяя их таким образом - это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля [17]. Исследователи интерактивных образовательных технологий относят к ним игровые, дискуссионные, тренинговые, рейтинговые и рефлексивные технологии [17]. С точки зрения формирования профессионально значимых качеств и компетенций наибольший интерес представляют игровые, дискуссионные и тренинговые. Одним из наиболее результативных методов формирования профессиональных качеств личности является психологический тренинг. Становление методологических основ этого метода в нашей стране началось в 80-ые годы прошлого века. Одним из первых учёных, занявшихся внедрением тренинга в практику, стала известный психолог из Санкт-Петербурга Н. Ю. Хрящёва. Именно благодаря её таланту и энергии в 90-ые годы были созданы первые программы тренинга креативности, коммуникабельности и уверенности в себе. Они были предназначены для учителей, психологов и социальных работников [18]. Методы тренинга имеют много общего с ИМО. В частности, многие из методов тренинга и ИМО совпадают по названию и содержанию. Полная и содержательная классификация методов тренинга представлена С. И. Макшановым [19]. При формировании компетенций у студентов вузов целесообразно использовать следующие ИМО: психогимнастика, модерация, дискуссия, мозговой штурм, ролевая игра. Психогимнастика относится к наиболее простым ИМО и находит своё применение в вузовском обучении. Есть преподаватели, которые активно используют психогимнастику в учебных занятиях со студентами. В рамках студентоцентрированного обучения практика применения психогимнастики может быть существенно расширена [20]. Задачи тренинга отличаются широким многообразием. В самом общем виде можно говорить о личностно-ориентированных и профессионально-ориентированных программах. Один из основателей социальной психологии в нашей стране Б. Д. Парыгин считал, что психологический тренинг направлен на обучение профессионально полезным навыкам [21]. В ходе интерактивного обучения присутствует два стороны: содержательная и личностная. Содержательная сторона соответствует цели занятий. Личностная сторона связана с социально-психологическим климатом отношений в обучающейся группе студентов. При интерактивном обучении принципиально важно начинать занятия с формирования благоприятного психологического климата. Американский специалист в области групповой работы Д. Гибб прав, говоря о том, что уровень доверия является решающим фактором в любой обучающей среде [22]. Для интерактивного обучения создание атмосферы доверия имеет архиважное значение. Такой климат отношений даёт возможность студентам раскрепоститься и в большей степени использовать свой потенциал, а в ходе дальнейшей работы - успешно развивать профессиональные навыки. К важнейшим принципам, позволяющим результативно реализовать интерактивное обучение, следует отнести принципы взаимообучения и субьект-субьектного общения. Суть принципа взаимообучения заключается в том, что каждый из студентов рассматривается как носитель знаний и опыта. Преподавателю следует лишь создать условия, при которых процесс взаимообучения будет оптимальным. Принцип субьект-субьектного общения предполагает равенство позиций участников процесса обучения, обоюдную активность сторон, принятие друг друга, готовность сотрудничать. Такая ситуация делает обучение осмысленным и мотивирует учащихся [23]. Одним из возможных препятствий широкого распространения ИМО в вузах может стать профессиональные ограничения преподавателей, а именно – низкий уровень актёрского мастерства. Исследователь игрового обучения С. А. Шмаков считает, что мало кто из педагогов не понимает значения игры. Однако, как он говорит, игры “чураются” потому, что педагогу надо самому играть [24]. Л. Ю. Иванова справедливо считает, что с психолого-педагогической точки зрения тренинг - это система специально созданных условий, при которых происходит субъективация объектов обучения, т.е. объекты обучения овладевают соответствующими формами развития деятельности и переходят на уровень саморазвития. С педагогической точки зрения тренинг – это система взаимосвязанных способов педагогического воздействия на студентов в целях выработки у них устойчивых умений, навыков определенных видов деятельности [25]. По мнению В.М. Гришук, неотъемлемой частью процесса формирования коммуникативной толерантности у студентов является развивающееся толерантное взаимодействие его субъектов, представляющее собой непосредственное межличностное общение, в ходе которого формируется способность студента как будущего специалиста принимать позицию другого человека, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и соответственно интерпретировать ситуацию и контролировать собственные действия [26]. Обзор литературы показал, что коммуникативная толерантность относится к важнейшим профессионально значимым качествам будущего социального работника. Наиболее результативный вариант формирования коммуникативной толерантности у студентов направления подготовки «Социальная работа» - тренинг с применением интерактивных методов обучения. Материалы и методы исследования На основе анализа литературы, собственного опыта использования ИМО на занятиях со студентами, а также учитывая значимость формирования коммуникативной толерантности в структуре профессиональных качеств социального работника, авторами статьи была разработана и апробирована программа тренинга формирования коммуникативной толерантности для студентов направления подготовки «Социальная работа». Программа тренинга основана на следующих научных идеях и подходах: - понимание коммуникативной толерантности как характеристики отношения личности к людям (В. В. Бойко) [15]; - взгляд на коммуникативную толерантность как структуру, состоящую из мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов (А. Г. Асмолов) [14]; - учёт критериев толерантности [12]; - использование подходов С. И. Макшанова [19]. и Н. Ю. Хрящёвой [18] при построении программ психологического тренинга. При наполнении содержательной части программы были заимствованы отдельные упражнения из программ тренинга Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, О. Д Шаровой [12] и Т. В. Угловой [27]. Новаторство авторов состоит в том, что ввиду многочисленности группы (18 студентов), в ходе тренинга был применён интерактивный метод «Кооперативное обучение». Сущность этого ИМО состоит в том, что часть заданий студенты выполняют в составе малых групп по 4-5 человек по опредёлённому алгоритму. Этот современный метод педагогики взят в программу тренинга и адаптирован к ней из сферы «Превентивное обучение школьников» [28]. Полная и содержательная классификация методов обучения представлены С. И. Макшановым в его монографии «Психология тренинга». Многие методы, включённые в программу тренинга, представлены в этой классификации. Речь идёт о наиболее простых ИМО, которые могут применить преподаватели вузов. В программе тренинга коммуникативной толерантности использованы следующие ИМО: психогимнастика, модерация, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, кооперативное обучение. В качестве методов представления информации реализован метод - короткие лекции [19]. Для уточнения возможности использования тренинга коммуникативной толерантности в учебном процессе, мы провели пилотажное исследование со студентами-бакалаврами первого курса, обучающимися по направлению «Социальная работа». Оценка эффективности программы тренинга проводилась с помощью двух методик, использованных до и после тренинга. 1. Методика диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко [29]. Методика позволяет диагностировать общий уровень коммуникативной толерантности. 2. Методика диагностика принятия других по шкале В. Фейя [29]. Данная методика предназначена для определения уровня принятия других людей. Результаты исследования Цель программы тренинга: сформировать коммуникативную толерантность у студентов-бакалавров первого курса направления подготовки «Социальная работа». Задачи программы: • Познакомить студентов с понятием коммуникативная толерантность и создать условия для понимания этого качества социального работника; • Научить участников группы приемам, позволяющим развивать у себя коммуникативную толерантность; • Развить у студентов способность к эмпатии и анализу ситуации с позиции другого человека; • Сформировать у участников группы чувство собственного достоинства; • Развить у студентов способность к самоанализу и рефлексии. Уникальность программы тренинга формирования коммуникативной толерантности заключается в разработке для будущих социальных работников отдельного модуля «Коммуникативная толерантность по отношению к другим социальным группам». Это обусловлено тем, что в социальной работе профессионалу необходимо взаимодействовать с различными социальными общностями, отличающимися по разнообразным критериям: величине, национальной принадлежности, возрасту и т.д. Программа тренинга для будущих социальных работников основываться на четырёх логически взаимосвязанных модулях: 1. Знакомство группы и уяснение понятия «коммуникативная толерантность». Задачи модуля: - создание безопасного психологического климата в группе; - обсуждение понятий толерантность и коммуникативная толерантность; - обсуждение важности коммуникативной толерантности для общества в целом и социального работника. 2. Коммуникативная толерантность по отношению к участникам группы. Задачи модуля: - развитие умения уважения другого человека; - осознание многообразия проявлений каждого члена группы; - понимание и принятие ценностей других; - повышение самооценки; - сплочение группы. 3. Коммуникативная толерантность по отношению к другим социальным группам. Задачи модуля: - формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам; - развитие социальной восприимчивости и умения выслушивать другого человека; - формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека; - формирование навыков толерантного отношения к характерным особенностям окружающих. 4. Коммуникативная толерантность по отношению к себе. Задачи модуля: - развитие чувства собственного достоинства; - развитие способности к самоанализу и навыков позитивного отношения к самому себе; - осознание себя через отношение к другим людям; - научиться думать о себе положительно. Длительность программы - 9 занятий. Продолжительность каждого занятия два академических часа. Занятия целесообразно проводить 2-3 раза в неделю. Оптимальная численность группы от 12 до 18 человек. Если в группе более 16 человек, групповые занятия желательно проводить двум ведущим. Структура каждого занятия представлена тремя частями. 1. Разминка. Содержит упражнения, активизирующие участников группы. Эта часть занятия направлена на создание доброжелательной атмосферы и повышает сплочённость. 2. Основное содержание занятия. В эту часть включены упражнения, способствующие достижению цели занятия. 3. Рефлексия. В заключительной части участники делятся своими мнениями, чувствами и впечатлениями относительно прошедшего занятия. Особое внимание в программе тренинга уделено формированию мотивационного и поведенческого компонентов коммуникативной толерантности. Задачи мотивации студентов в направлении формирования коммуникативной толерантности, главным образом, решаются в рамках первого модуля программы «Знакомство группы и уяснение понятия «коммуникативная толерантность». Этому способствует: осознание участниками тренинга его целей и задач, принятие правил группы, высказывание ожиданий и опасений, а также создание благоприятного для работы климата отношений. Поведенческий компонент участников программы формируется во время реализации второго, третьего и четвёртого модулей. Изменение поведенческих навыков можно представить как двухэтапный процесс, включающий этапы: осознание и тренировка. Методические средства, применяемые на этапе «осознание»: короткие лекции, кооперативное обучение, дискуссии. Основное методическое средство для этапа «тренировка»: ролевые игры. Для определения возможности использования тренинга формирования коммуникативной толерантности в учебном процессе, мы провели сравнение задач тренинга и планируемых результатов обучения по дисциплине «Этика и деонтология социальной работы» [30]. Мы выяснили, что в результате изучения этой дисциплины студенты первого курса направления подготовки «Социальная работа» должны овладеть универсальной компетенцией УК-5 - cпособен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Соотношение сущности и содержания этой компетенции с содержанием тренинга позволяет утверждать, что универсальная компетенция УК–5 в полной мере соответствуют задачам тренинга. Это означает, что разработанный тренинг формирования коммуникативной толерантности можно использовать в учебном процессе в рамках дисциплины «Этика и деонтология социальной работы». Со студентами прошедшими тренинг было проведено пилотажное исследование для оценки эффективности тренинга формирования коммуникативной толерантности. Исследовательскую группу составили молодые люди в возрасте от 17 до 19 лет в количестве 18 человек (16 девушек и 2 парня). Они были участниками тренинга формирования коммуникативной толерантности. Для оценки эффективности программы тренинга мы использовали две методики: диагностика коммуникативной толерантности В. В. Бойко и диагностика принятия других по шкале В. Фейя. В ходе пилотажного исследования сравнивались результаты, полученные до и после тренинга. Результаты сравнения по методике В. В. Бойко приведены в таблице 1. Таблица 1 Сравнительный анализ результатов исследовательской группы по диагностике коммуникативной толерантности Показатель (среднее значение по группе в баллах) До участия в программе (баллы) После участия в программе (баллы) Динамика изменений (баллы) Общий уровень коммуникативной толерантности 50 45 5 Сравнение результатов предварительного и итогового тестирования в исследовательской группе показало, что общий уровень коммуникативной толерантности студентов первого курса возрос на 10 %. Эта цифра свидетельствует о положительном влиянии тренинга формирования коммуникативной толерантности на изменение коммуникативной толерантности. Результаты сравнения по шкале В. Фейя представлены в таблице 2. Таблица 2 Сравнительный анализ результатов исследовательской группы по методике «Диагностика принятия других» (Шкала Фейя) Показатель (среднее значение по группе в баллах) Количество участников с высоким уровнем принятия других ( в процентах) Количество участников со средним уровнем принятия других ( в процентах) Количество участников с низким уровнем принятия других ( в процентах) Принятие других до участия в программе 0 67 33 Принятие других после участия в программе 0 83 17 Полученные результаты, представленные в таблице 2, говорят о следующем: - в ходе проведения тренинга на 16 % увеличилось количество студентов с показателем «Средний уровень принятия других». Также на 16 % уменьшилось количество студентов исследовательской группы с показателем «Низкий уровень принятия других», что говорит о возросшем уровне принятия других людей. - отсутствие в группе студентов с «Высоким уровнем принятия других» говорить о том, что процесс формирования коммуникативной толерантности не должен ограничиваться участием студентов лишь в одной программе тренинга. Этот процесс должен включать в себя и теоретические занятия, а также использование тематических групповых занятий с регулярностью 1 раз в год. Подводя итоги пилотажного исследования и апробации программы формирования коммуникативной толерантности, можно говорить о следующем: - занятия по программе формирования коммуникативной толерантности способствуют развитию коммуникативной толерантности; - эмоциональная атмосфера доверия и взаимной поддержки, создаваемая в тренинге, создаёт условия для эффективного развития коммуникативной толерантности. Заключение Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы: - Коммуникативная толерантность понимается как ключевая характеристика личности в структуре профессиональных качеств социального работника, отражающая умение выстраивать межличностные взаимодействия с клиентами социальной работы. Социальный работник, обладающий коммуникативной толерантностью, проявляет высокую устойчивость к стрессам и способен сохранять эмоциональную стабильность в сложных ситуациях взаимодействия с клиентами социальной работы; - Значимость коммуникативной толерантности для социального работника обусловлена личностными особенностями клиентов социальной работы. Человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, нуждается в бережном и доброжелательном отношении; - Для формирования коммуникативной толерантности была разработана и апробирована программа тренинга формирования коммуникативной толерантности для студентов направления подготовки «Социальная работа», которая включает использование следующих интерактивых методов обучения: психогимнастика, модерация, дискуссия, кооперативное обучение, мозговой штурм, ролевая игра; - Благоприятные отношения взаимного доверия и поддержки, складывающиеся в группе тренинга, позволяют создать оптимальные условия для развития коммуникативной толерантности; - Результаты показывают, что у студентов принимавших участие в тренинге, основанном на интерактивных методах обучения, увеличился общий уровень коммуникативной толерантности - Апробация тренинга и оценка его эффективности позволила сделать вывод о том, процесс формирования коммуникативной толерантности не должен ограничиваться участием студентов в одной программе тренинга. Этот процесс должен быть перманентным, включать теоретические занятия, а также проведение групповых занятий по данной тематике не менее 1 раза в год; - Соотношение сущности и содержания компетенций дисциплины «Этика и деонтология социальной работы» с задачами и содержанием тренинга, позволяют утверждать, что разработанный тренинг формирования коммуникативной толерантности можно использовать в учебном процессе в рамках вышеуказанной дисциплины для развития компетенции УК-5; - Полученные эмпирические результаты исследования не исчерпали всей исследуемой проблематики в области формирования коммуникативной толерантности для студентов направления подготовки «Социальная работа» с использованием интерактивных методов обучения, но сделанные обобщения и выводы обогащают научно-педагогическое знание. Остается ряд недостаточно изученных вопросов, что определяет перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.