Full text
Введение Искусство играет важную роль в формировании социальной структуры общества, так как является инструментом коммуникации, позволяющим людям на чувственно-эмоциональном уровне понимать друг друга. Оно всегда объединяло людей из разных культурных, социальных и этнических групп. Мы рассматриваем искусство как универсальный коммуникационный инструмент, общий визуальный язык, цель которого – создание системы взаимопонимания между разными людьми путем воспитания единого эстетического восприятия. Цифровизация всех сфер деятельности человека, создала для мирового сообщества новый уровень реальности – виртуальный (интернет-пространство). И со временем в нем сформировался свой язык, особая форма передачи информации, которая определила цифровое изображение (растровую картинку/фотографию и т.п.) как основную информационную единицу, глобальную, понимаемую всеми пользователями виртуальной сети вне зависимости от страны происхождения. Современная система художественного образования направлена на то, чтобы помочь каждой личности приобрести навыки, необходимые для самостоятельного осознания определенной комфортной пространственной и цифровой среды, эстетических объектов и символов внутри них. Людям, необходим не столько художественный талант, сколько практика применения художественно-творческих навыков. Этому способствует изучение изобразительного искусства в школах и начальной системе дополнительного образования, которое развивает в детях не только творческие способности, но и духовные аспекты личности [1]. Поэтому художественное образование является неотъемлемой частью общего образования и целостного развития личности. Специфика образовательного процесса, основой которого является искусство, во всех его проявлениях, его создание и изучение приводит нас к вопросам и проблемам развития у художников навыков коммуникации, в особенности визуальной. Первостепенная проблема, с которой сталкивается преподаватель это как развивать вкус и насмотренность обучающегося, не внушая ему своих вкусов, не подменяя его миропонимание своим, как свободно развивать подчерк и авторское виденье, предостерегая от ошибочных методов создания изображений и продуктов дизайна [2]. Следующая ступень художественного образования – бакалавриат и специалитет по направлениям 54.00.00 – обеспечивает рынок труда профессионалами в сфере искусства, которые могут непосредственно влиять на него, создавать новые авторские произведения, сохранять и развивать традиции народных промыслов и обеспечивать обществу качественную информационную, интерьерную и экстерьерную среду [3]. Носители художественно-творческих знаний и навыков, творцы в области искусства – это ценные профессионалы, которые должны в совершенстве владеть инструментами коммуникации. Данное исследование поднимает проблему формирования коммуникативных навыков у студентов уровня бакалавриат по направлению «Дизайн». Наличие художественного образования делает процесс коммуникации между людьми динамичным, обеспечивает социальное взаимодействие на высоком уровне и открывает перед ними путь для генерирования новых мыслей и идей. В ходе исследования нами было разработано определение визуальной коммуникации. Визуальная коммуникация – видимое явление, имеющее форму искусства или стремящееся к нему через выражение человеческих чувств и мыслей с помощью различных инструментов и материалов, образующих собой систему видимых образов, символов, схем и других информационных единиц, которые будут нести смысловую нагрузку и передавать информацию от отправителя к получателю через зрение. Для студентов направления «Дизайн» коммуникативные навыки являются ключевыми в будущей профессии. Выпускники этого направления должны полностью владеть навыками создания визуальных коммуникаций, наглядных и информативных дизайн-проектов, уметь передавать творческую мысль и идею, создавая речевые ситуации и используя наглядные средства коммуникации [4]. Выпускники осваивают профессиональные речевые ситуации, которые необходимо создавать между дизайнером/художником и заказчиком, партнером и исполнителем. Нужно сформировать у студентов осознанное стремление к овладению речевыми и визуальными элементами коммуникативных навыков в условиях практической художественно-проектной деятельности. Наравне с этим для выпускников всех художественных направлений требуется полное понимание алгоритма и этикета визуальной коммуникации, которая в условиях цифровизации выходит на один уровень с речевой коммуникацией. Научная актуальность исследования заключается в необходимости создания современных методик направленных на развитие коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в условиях информатизации и цифровизации художественного образования. Проблема, появившаяся в межличностной коммуникации у студентов по причине развития цифровой коммуникации, привела к развитию дискретности мышления обучающихся. Актуальность обусловлена необходимостью разработки новой методологии формирования компетенций студентов художественных направлений с учётом задействования цифровых технологий в образовательном процессе и отсутствием конкретной методики решения проектных задач в процессе художественно-проектной деятельности в дистанционном формате. Общественно-политическая актуальность обусловлена необходимостью реализации образовательных программ в дистанционном формате [2, 4, 5]. В пандемийном 2020 году был апробирован полный переход на дистанционное образование. В связи с этим появилась необходимость разработки универсальной методики формирования ключевых компетенций у студентов по направлению «Дизайн» для использования ее как в случаях экстренного обострения эпидемиологической обстановки в стране, так и в других ситуациях, где невозможно присутствие студента на занятиях по причинам, от него не зависящим [2, 4, 5]. Прикладная педагогическая актуальность исследования заключается в том, что у современного педагога в области дизайна есть необходимость прогнозировать степень востребованности своего выпускника на рынке интеллектуального труда и выстраивать соответствующую стратегию обучения, воспитывать в студенте коммуникабельность. Актуальность обусловлена необходимостью модернизации подходов к реализации федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++ от 2020 г.) и локальной необходимостью повысить конкурентоспособность выпускников факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета в профессиональной деятельности [6, 7]. Объектом нашего исследования является процесс коммуникации студентов в ходе художественно-проектной деятельности. Предметом нашего исследования – развитие профессионально-коммуникативных навыков у бакалавров направления «Дизайн» в процессе художественно-проектной деятельности. Автор убежден, что развитие коммуникативных навыков, универсальных и общепрофессиональных компетенций в процессе обучения бакалавров направления «Дизайн» станет эффективнее при условии использования методики, основанной на приемах создания визуальной коммуникации в художественно-проектной деятельности посредством создания итогового презентационного планшета по дисциплине «Специализация». Целью исследования является разработка универсальной методики эффективного развития коммуникативных навыков у учащихся направления «Дизайн» для успешной реализации художественно-проектной деятельности, формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций. Задачами данного исследования являются: 1. выявление методологических подходов к организации художественно-проектной деятельности для высшей школы; 2. изучение и анализ данных исторической, психологической и педагогической литературы по теме исследования; 3. анализ процесса формирования коммуникативных компетенций у студентов направления «Дизайн»; 4. постановка эксперимента, направленного на исследование процесса развития коммуникативных навыков при подготовке бакалавров направления «Дизайн» в условиях цифрового образования; 5. апробация и оценка эффективности экспериментальной методики; 6. актуализация методов преподавания обучающимся уровня бакалавриат направления «Дизайн» посредством внедрения экспериментальной методики; 7. подведение итогов, оценка сформированности профессионально-коммуникативной компетенции у обучающихся направления «Дизайн» в процессе художественно-проектной деятельности по итогам проведенного исследования. Обзор отечественной и зарубежной литературы Теоретическими источниками исследования являлись фундаментальные труды в области психолого-педагогических исследований в области общего и высшего образования отечественных авторов. А.Г. Асмолов и С.Л. Рубинштейн рассматривают аспекты формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения и воспитания студентов, а так же структуру и динамику, связанных с развитием навыков психических процессов [8, 9, 10]. Изучение психологической структуры познавательных процессов студентов, велось на основе исследований отечественных ученых-психологов Л.С. Выготского и Д. A. Леонтьева [11, 12]. Среди зарубежных педагогов и исследователей в этой области весомыми для данного исследования стали труды Р. Арнхейма и Р.Л. Грегори [13, 14]. Наиболее значимые исследования в области педагогики изобразительного искусства были проведены в трудах педагогов-художников и методистов, представляющих российскую научную школу преподавания изобразительного искусства В.С. Кузина и C.П. Ломова [15, 16, 17]. Основной базой для изучения в области методики преподавания изобразительного искусства и методологии обучения изобразительному искусству были труды: С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, С.П. Рощина и других педагогов-художников [18, 19, 20]. Проблемы активизации и развития художественно-творческой составляющей учебной деятельности изучались на основе трудов: А.М. Савинова и П.Д. Чистова [21, 22]. Данное исследование опирается на труды, посвященные проблемам совершенствования методов профессиональной подготовки студентов направления «Дизайн»: Ю.Ф. Катхановой, О.Л. Левена, И.А. Львовой, Н.С. Львовой, Е.Л. Суздальцева и других исследователей [23, 24, 25, 26, 27, 28, 29]. Опираясь на вышеперечисленные научные труды современных исследователей в области преподавания изобразительных искусств и дизайна был сделан вывод, что концепция современного художественного образования опирается на гуманистическую методологию педагогики. Согласно определению, это направление в педагогике ориентируется на личность обучающегося, учитывает его индивидуальные интересы и способности, а рассматривая это направление в ключе педагогики изобразительного искусства и дизайна, следуя ему, мы учитываем авторское виденье каждого студента, индивидуально подходим к формированию авторского художественного подчерка обучающегося и учитываем его творческие способности и технологические навыки. Гуманистическая методология педагогики включает в себя несколько методологических подходов: полисубъектный, личностный и деятельный. Мы рассмотрели эти подходы опираясь на исследование в области педагогики и социологии Гладковой Т.Е. [30]. Методологическая база исследования Теоретической основой и методологической базой исследования послужили труды ученых в области психологии и педагогики, современные достижения педагогической науки, раскрывающие деятельностный, личностный, полисубъектный и компетентностный подходы к художественному образованию, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, включая их последние редакции. В соответствии с поставленными целями и задачами в данном исследовании использовались взаимодополняющие методы исследования. Методы теоретического исследования: изучение и анализ нормативных документов и стандартов в области высшего художественного образования, искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по вопросам дизайн-образования; индуктивно-дедуктивные методы обоснования этапов структуры и форм визуальной коммуникации в системе художественного образования; методы моделирования интеграционных процессов в художественном образовании; обобщение педагогического опыта, сравнение и систематизация получаемых результатов; прогнозирование результатов исследования; метод экстраполирования результатов исследования межличностных коммуникаций на исследуемую область взаимодействий субъектов в дизайне и дизайн-образовании. Методы эмпирического исследования: методы сбора эмпирических данных – педагогическое наблюдение за учебным процессом студентов дизайнеров, беседы, эмпирический анализ художественно-проектной деятельности студентов, эмпирический анализ итоговых работ за последние пять лет, выполненные студентами в рамках ведущих дисциплин, анкетирование учащихся; метод сравнительно-педагогического анализа – эмпирический анализ результатов художественно-проектной и проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей; творческих задач и заданий, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); метод экспертных оценок, эмпирический анализ результатов опытно-поисковой работы, статистическая обработка и интерпретация данных, творческая работа в области дизайн-проектирования и самоанализ педагогической деятельности. Проведена творческая работа в областях дизайна, проведен анализ собственного творческого опыта, самоанализ педагогической деятельности. Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены поставленным экспериментом, который проходил под руководством к.п.н., доцента Суздальцева Е. Л. на кафедре средового дизайна и под руководством к.п.н., доцента Витковского А. Н. на кафедре графического дизайна факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета; изученной научной литературой, в том числе изданной на базе научной школы при Московском государственном областном университете под руководством д.п.н., академика Ломова С.П. [15, 16]. Результаты исследования Специфика обучения по направлению «Дизайн» подразумевает, что основные дисциплины, непосредственно связанные с формированием профессиональных компетенций, реализуются в основном в ходе художественно-проектной деятельности. Процесс художественно-проектной деятельности дизайнера большую часть времени это работа в цифровом формате. С первого курса обучения и до выпускного, продукт своей деятельности по ключевым дисциплинам профиля студент создает при помощи графических редакторов, наращивая с годами сложность взаимодействия и сложность применяемых методов. Исходя из этого была сформулирована научная новизна исследования: · аналитическим методом выявлена эффективность формирования профессиональных компетенций студентов в ходе работы над художественными растровыми изображениями, созданием дизайн-проектов, презентационных планшетов и брошюр, авторских разработок в области коммуникативного и средового дизайна; · расширены и дополнены данные о развитии и формировании системы преподавания дисциплин, формирующих главные профессиональные компетенции у студентов-дизайнеров, в частности дисциплин «Специализация (дизайн интерьера)» и «Специализация (дизайн полиграфии)»; · разработана методика, способствующая эффективному освоению студентами методических принципов работы над дизайн-проектом и развивающая коммуникативные навыки посредством организации художественно-проектной деятельности при работе над презентационным планшетом по дисциплине «Специализация»; Финальным продуктом учебной деятельности обучающихся по профилю «Средовой дизайн» является печатная версия обзорного, презентационного планшета дизайн-проекта предметно-пространственной среды, чертежная документация к этому проекту, макет и цифровая трехмерная модель проектируемого пространства (интерьера или экстерьера). По профилям «Графический дизайн» и «Коммуникативный дизайн» итоговой работой является дизайн-проект полиграфической продукции, в том числе печатных книжных изданий или рекламной продукции (предоставляется на защиту выпускной квалификационной работы на физических носителях: кружки, блокноты, зонты, пакеты и т.д.) и обзорный, презентационный планшет к проекту. Поэтому, для решения задач, поставленных в данном исследовании, проводилась работа по следующим этапам: Первый этап (2019-2020 гг.) включал в себя комплексное изучение и анализ теоретических материалов по проблеме исследования, определение цели, объекта и предмета исследования; формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части. Изучался опыт преподавания по разным дисциплинам направления «Дизайн», анализировались различия в методах преподавания этих дисциплин при обучении по разным ФГОС – были изучены и проанализированы ФГОС ВО 2016, 2020 и 2021 годов с дополнениями и выявлены формирующие компетенции и их формирование в практике преподавания разных дисциплин по профилям «Коммуникативный дизайн» и «Средовой дизайн». Проводилось наблюдение за учебной деятельностью студентов этих профилей. Второй этап (2020-2021 гг.) состоял из педагогической практики в рамках прохождения программы аспирантуры и определения стратегии проведения педагогического эксперимента. Осуществлялась первичная экспериментальная работа. В ходе научно-педагогической деятельности были изучены требования, предъявляемые к преподавателю высшей школы и изучены следующие документы: ФГОС по реализуемым направлениям, ОП ВО (с приложением соотношение результатов обучения с индикаторами достижения компетенций) по направлениям: 44.03.05, 54.03.01, 54.03.02, рабочие программы дисциплин, рабочие программы практик, фонды оценочных средств и экспертные заключения по ним, справки о материально-техническом обеспечении основной образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата: 44.03.01, 44.03.05, 54.03.01, 54.03.02, учебные планы (2017-2021 гг.), календарные графики (2017-2021 гг.), По итогам второго этапа был усовершенствован мотивационный, исследовательский, рефлексивный, когнитивный и деятельностный компоненты научно-педагогической компетенции автора исследования. Третий этап (2021-2022 гг.) проводился формирующий эксперимент. Эксперимент был направлен на апробацию разработанной методики развития коммуникативных навыков, основанных на приемах создания визуальной коммуникации в художественно-проектной деятельности посредством подготовки итогового презентационного планшета по дисциплинам «Специализация (дизайн интерьера)» и «Специализация (дизайн полиграфии)». Полученные в ходе эксперимента данные обрабатывались и систематизировались, выводились в таблицы и числовые значения. Полученные результаты апробировались посредством издания научных статей и формирования методических рекомендаций; была проведена работа по оформлению диссертационного исследования. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что исследована закономерность развития навыка визуальной коммуникации и умения создавать презентационные планшеты для демонстрации художественной идеи и проделанной работы над дизайн-проектом. Возможность исследована на примере дисциплин «Специализация (дизайн интерьера)» и «Специализация (дизайн полиграфии)», реализуемых на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ, на кафедрах средового и графического дизайна. Практическая значимость результатов исследования определяется следующим: · предложено решение задачи по развитию коммуникативных навыков у студентов художественных направлений через формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, в том числе в дистанционном формате; · материал исследования в целом отражает общую тенденцию на формирование профессиональных компетенций студентов, что вызвано необходимостью реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. · разработкой наиболее эффективного подхода к ведению художественно-проектной деятельности при работе над презентационным планшетом по дисциплине «Специализация». В рамках дисциплины «Специализация» студентам были выданы учебные проекты с ориентацией на их стилистические предпочтения – студенты выбирали стиль, в котором будет выполнен учебный дизайн-проект стиль самостоятельно, со стороны преподавателя вносились незначительные поправки. Под руководством преподавателя они выполняли проектирование в программах, которые сочли наиболее удобными и подходящими конкретной утвержденной проектной задачи. Была применена экспериментальная методика планирования учебного времени – сокращено время, выделяемое на моделирование и добавлены часы на выполнение демонстрационного материала как итогового продукта дисциплины. Далее проходил сам эксперимент, включающий в себя сбор данных и их анализ. Экспериментальная работа состоит из постановки целей, задач и определения этапов эксперимента, описания условий, критериев и показателей оценок констатирующего и экспериментального этапов. Эксперимент проводился в трех форматах: очном, дистанционном и смешанном (очном, основанном на цифровом взаимодействии с обучающимся). После были выдвинуты предложения по применению на практике результатов данного исследования. Для проведения эксперимента мы разделили обучающихся второго и третьего курса направления «Дизайн» на две группы – контрольную и экспериментальную. В экспериментальные группы (ЭГ) входило 15 человек, в контрольные группы (КГ) входило так же 15 человек обучающиеся второго и третьего курсов, параметры учащихся, участвующих в эксперименте представлены в таблице 1. Параметры групп: Средовой дизайн Коммуникативный дизайн показатель КГ ЭГ показатель КГ ЭГ Успеваемость 4.35 4.80 Успеваемость 4.0 4.80 Возраст 20 20 Возраст 21 22 Пол Ж-9 М-1 Ж-8 М-2 Пол Ж-4 М-1 Ж-3 М-2 Таблица 1 В рамках рабочей программы дисциплины «Специализация» на каждую группу было выделено 144 часа (72 занятия). Из них было проведено 110 занятий очно (76,4%), 34 дистанционно (23,6%); все консультации вне учебного времени проводились дистанционно с использованием информационных технологий. Дисциплина в учебном плане занимает четный семестр и была распланирована в расписании с февраля по июнь. Экспериментальная группа работала по авторской методике, где сокращено время, выделяемое на моделирование и расширенно время на выполнение демонстрационного материала как итогового продукта дисциплины – студенты по профилю «Средовой дизайн» выполняли компоновку и подготовку презентационного планшета по итогам семестрового задания дизайн предметно-пространственной среды квартиры (по разработанному преподавателем техническому заданию); студенты по профилю «Коммуникативный дизайн» выполняли презентационную итоговую цветную брошюру по итогам семестрового задания иллюстрирование многостраничного издания художественной литературы. Итоговые материалы готовились под печатную версию и к зачёту были распечатаны в заданных форматах. В результате прохождения дисциплины учащиеся получили конкретные знания, умения и навыки. Основные знания заключаются в формировании у студентов понимания сущности и социальной значимости будущей профессии, важности информационной и коммуникативной культуры в профессиональной деятельности; полноценного понимания современного состояния информационных технологий в дизайне, особенности создания и использования векторной и растровой графики, трехмерного моделирования и верстки, области их применения. Основные умения, получаемые студентами, заключаются в использовании полученных ранее знаний и умений для решения поставленных профессиональных задач; осуществлять выбор художественных и изобразительных средств, современных технологий, технических приемов в соответствии с поставленной творческой задачей; выполнять графическую и техническую часть проектных заданий при помощи современных технологий. Основное владение, на которое ориентированы студенты заключаются в навыке выполнения определенных профессиональных функций при помощи современных технологий в соответствии с квалификационными требованиями. После формирования оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должен получить студент в ходе прохождения дисциплины «Специализация», были сформулированы более детальные задачи, которые отражают суть дизайн-образования на данном этапе подготовки студентов. В начале работы со студентами, на каждом этапе и семестре – это закрепление, углубление и расширение теоретических знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения при изучении общепрофессиональных и профессиональных дисциплин. В процессе обучения важной задачей было выделено формирование представления о самостоятельной проектной деятельности в области дизайна и формирование представления о современных информационных и цифровых технологиях в области дизайна. Особенное внимание было уделено получению навыков работы в графических редакторах, трехмерных редакторах и другом профессиональном программном обеспечении для работы со сложными дизайн-проектами. Основными целями методики являются формирование и развитие у обучающихся следующих умений и навыков: • интеллектуальных и практических навыков в области создания растровой графики, трехмерного моделирования и дизайн-проектирования; • стремления к изучению растровой графики трехмерному моделированию и дизайн-проектированию, к дальнейшему самообразованию; • умения самостоятельно приобретать, синтезировать и примерять знания в области профессиональной деятельности; • коммуникативных навыков, умения работать с коллективом, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; • навыков в области визуальной коммуникации, создания авторского материала для продвижения собственного профессионального направления; • навыков создания актуального цифрового портфолио и других цифровых продуктов для реализации профессиональной деятельности, в том числе в виртуальной реальности; • профессионального понятийного аппарата; • применения визуальной коммуникации в учебном процессе и будущей профессиональной деятельности; • интереса к изучению профессионального программного обеспечения. По апробированной методике мы имеем следующие результаты: учащиеся владеют навыками визуальной коммуникации на высоком уровне, общая сформированность навыков повышена. Заключение Подтверждена актуальность проблемы исследования, заключающаяся в необходимости создания современных методик направленных на развитие коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в условиях информатизации и цифровизации художественного образования, необходимостью реализации образовательных программ в дистанционном формате, необходимостью прогнозировать степень востребованности выпускника на рынке интеллектуального труда и выстраивании стратегии обучения, воспитывающей коммуникабельность. Образовательные задачи педагогического эксперимента удалось достичь посредством создания условий для утверждения учащегося в определённом виде профессиональной деятельности – технологической или творческой, обучить студентов осознанно и грамотно использовать визуально-коммуникативные навыки в повседневной и профессиональной деятельности, раскрыть перед студентами потенциал цифровых и материальных демонстрационных технологий в дизайне, углубить, расширить знания студентов в области дизайна. По итогам данного исследования сформирована диссертация на соискание ученой степени кандидата наук.