Full text
Введение В старшем дошкольном возрасте особого внимания требует познавательная деятельность. Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. По мнению Сластёнина В.А., познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [12]. Для познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте характерны: желания достигать и решать интеллектуальные задачи; установка на изучение предлагаемого способа действия; положительные эмоциональные переживания, заинтересованность в своей деятельности. Старший дошкольник самостоятельно ориентируется и ведет свою деятельность, направленную на познание, развивая специальные способы ориентации (экспериментирование и моделирование). Ведя познавательную деятельность, ребенок экспериментирует, практически преобразовывая предметы и явления, проявляя творческий характер, выявляет новые свойства, связи и зависимости [18]. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных образовательных областей является познавательное развитие. Данная область предполагает формирование познавательных действий. Если обратиться к Федеральному государственному стандарту начального общего образования, то младший школьник должен владеть уже универсальными учебными познавательными действиями. Они включают в себя замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач [1,2]. Одним из методов формирования познавательных действий является дискурс, который подчеркивает не пассивное восприятие учебного материала, а активный процесс мыслительной деятельности. В ряде работ зарубежных и отечественных исследователей под словом дискурс понимается целостное взаимодействие в многообразии его речевых и коммуникативно-когнитивных функций. В узком смысле, понятие «дискурс» совпадает с особым типом разговора, при котором происходит обмен доводами за и против чего-то [26]. Обзор отечественной и зарубежной литературы Исследования в отечественной и зарубежной литературе по вопросу формирования познавательных действий и о значимости коллективного дискурса в этом процессе достаточно разрозненны. Система развивающего обучения Л.В. Занкова предполагает обучение с соблюдением меры трудности и определяет роль теоретических знаний как ведущую [15]. Большой вклад внесен в разработку личностно-деятельностного подхода, представленного И.А. Зимней [17], А.Н. Леонтьевым [21] и др. Он предполагает организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности. Высокий прогресс. достигнут и в изучении личностно ориентированного подхода к организации учебного процесса, где в центре обучения находится сам учащийся, обладающий своими целями, мотивами, потребностями [28; 32]. В современном образовании не теряют актуальности теории мышления как продуктивного процесса. Они подробно изучены и представлены с разных сторон в трудах ряда ученых: А.В. Брушлинский [7], В.В. Давыдов [11], Д.Б. Эльконин [31] и др. И.Я. Лернером [32] и М.Н. Скаткиным [29] разработаны и различные стороны проблемного обучения, влияющие на развитие познавательных действий. Сущность проблемного обучения, представленная A.M. Матюшкиным, сводится к тому, что в процессе обучения изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося [23]. Сущностью и понятием познавательной деятельности занимались такие ученные, как А.Н. Леонтьев [21], А.В. Петровский, В.В. Дрозина, В.А Сластенин [12]. Структуру познавательного развития выделил В.А Лекторский [20]. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и И.А. Володарская выделили четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные [6]. Так Н.М. Горленко, В.Б. Лебединцевым и Т.Ф. Ушевой были выделены умения, составляющие основу познавательных универсальных учебных действий сравнения, анализа, моделирования [14]. Дискурсам, функционирующим в процессе обучения, уделяют внимание многие отечественные исследователи. Т.В. Ежова, Ю.В. Щербинина, Н.В. Гаврилова выделили различные виды учебного дискурса [26]. Н.Д. Арутюнова отмечает, что дискурс обладает экстралингвистическими, социокультурными, прагматическими, психолингвистическими и др. факторами и может рассматриваться как целенаправленное социальное действие[3,4]. С.Ю Нарциссова рассматривает дискурс как овладение способами мыслительной деятельности и его направленность на умственное развитие учащихся [26] Методологическая база исследования Методологической базой нашего исследования становится разработка теоретических основ структуры когнитивного занятия по формированию познавательных действий у дошкольников в процессе коллективного дискурса. Опираясь на результаты психолого-педагогических исследований, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования, а также на понятие дискурса была создана структура когнитивного занятия для старших дошкольников по формированию познавательных действий в процессе коллективного дискурса. На рис.1 представлена структура когнитивного занятия. Первый блок включает в себя совокупность существенных признаков предмета. В этом блоке очень важно понять сущность предмета понятия. Он является первым и необходимым шагом, который позволит детям понять, о чем идет речь, а также выделить признаки предмета. Для того, чтобы выделить признаки используются вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?. Ребенок учится определять предмет по какому-либо типу (форме, цвету, величине и т.д.), выделять признаки путем сравнения (признак одного предмета, признак двух предметов, признак трех и более предметов). Рис.1 – структура когнитивного занятия по формированию познавательных действий в процессе коллективного дискурса. Второй блок содержит поэтапное обсуждение по конструкту. Первое действие – замещение. Это одно из знаково-символических средств, которое позволяет использовать при решении разнообразных умственных задач условных заместителей предмета. Чтобы применить данное действие необходимо заменить предмет равнозначным предметом. Например, обратиться к истории предмета, рассмотреть его в прошлом. Так, можно использовать вопросы: Каким данный предмет был раньше? Как использовался? Чем отличается от настоящего? Следующее действие – моделирование. Оно также является знаково-символическим средством. Благодаря данному действию можно создать модель и использовать ее в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Здесь мы обращаемся к будущему, которое воссоздаст эту модель. В данном случае можно использовать вопросы, которые помогут предположить, каким данный предмет может быть в будущем. Как его можно изменить, усовершенствовать, улучшить? Какие свойства можно добавить данному предмету? Еще одним действием являются логические операции. Они помогут раскрыть содержание и объем понятия через объединение или разъединение признаков, свойств предмета. Заключительное действие во втором блоке – кодирование или декодирование информации. Оно нацелено на развитие умения расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Лучше всего это сделать, используя игру, преобразовать свойства, функции предмета в схемы, рисунки, и наоборот, расшифровать ребус, схему или рисунок Третий блок проблемная ситуация, которая включает в себя общие приемы решения задач. Создать проблемную ситуацию на занятии – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию. Для этого требуется подавать специальные реплики, стимулирующие детей к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Иными словами, для выхода из проблемной ситуации педагог должен развернуть побуждающий диалог. Общие приемы решения задач включают в себя: анализ, синтез, обобщение. Данная структура когнитивного занятия может быть рассмотрена относительно изучения любой темы в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации. Рассмотрим вариант когнитивного занятия на примере темы «Школьные принадлежности» в старшей группе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой) [33]. Приведем пример реализации структуры когнитивного занятия в дошкольном образовании (см. табл. 1). Таблица 1 Пример реализации структуры когнитивного занятия в дошкольном образовании Структура занятия по теме «Ручка» Примеры формирования познавательных действий Комментарий по формированию познавательного действия Планируемые образовательные результаты Предмет понятия . Какая бывает ручка? (Красивая, тонкая/толстая, длинная/короткая и т.д). Какого цвета бывают ручки? (разных цветов). На что похожа ручка? (на палочку, трубочку, веточку и т.д). Где можно увидеть ручку? А какие у вас дома ручки? А у ваших родителей? А какие ручки есть в магазине? Кто-нибудь видел ручки, которые могут стираться? А ручки которые пишут невидимыми чернилами? А что можно делать ручкой? А на чем можно писать ручкой? Ответы на вопросы позволяют получить ребенку целостное представление о ручке, выделить признаки ручки. Расширение представлений о понятии «ручка». Замещение А вы знаете, что ручка не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть? Как вы думаете, какими ручки были раньше? (ответы детей) В старину совсем не было таких ручек. Первую ручку придумали Древние Египтяне, они писали вот такими кисточками из тростника на папирусе. Как вы думаете, как ей пользовались люди? Ответы на вопросы позволяют ребенку сравнивать равнозначные предметы, анализировать их, обращаться к опыту прошлых лет. Расширение представлений об истории создания ручки, ее различных формах. Моделирование Ну, вот мы с вами и прилетели в будущее. Если бы мы с вами стали изобретателями, что бы мы добавили или изменили в ручке? А может быть, мы бы что-нибудь совсем убрали из ручки? (Педагог совместно с детьми на доске рисует ручку, добавляет какие-либо элементы или наоборот, убирает. Педагог спрашивает детей, почему именно это нужно изменить или добавить, для чего?) Ответы на вопросы помогают составить модель о свойствах ручки, важно обратиться к будущему. Расширение представлений о том, какой может быть ручка. Логические операции Если бы мы узнали, что ручки бывают разных цветов, то, как бы выглядела ручка, которая может рисовать всеми цветами одновременно? Если бы мы узнали, что есть ручка, которой можно рисовать по дереву и есть ручка, которой можно рисовать по бумаге, то как бы выглядела ручка, которой можно рисовать по дереву, но нельзя рисовать по бумаге? Ответы на вопросы позволяют объединять или разъединять признаки, свойства ручки. Расширение представлений о содержании и объеме понятия «Ручка». Кодирование/декодирование Игра «нарисуй свойство ручки». Ребенок называет свойство ручки и выходит рисовать ассоциацию с этим свойством в другом предмете. Например: ручка твердая – ребенок рисует камень (твердый как камень) или наоборот, ручка мягкая – ребенок рисует плюшевого медведя (мягкая как игрушка). Результатом является схема, которую разработали дети (зашифровали информацию в схематическое изображение свойств ручки). Игра позволяет расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у ручки. Расширение представлений о свойствах ручки. Проблемная ситуация Маленький попугайчик Кеша попал на необитаемый остров. Он очень хочет написать письмо своей маме, но у него нет ручки, и он не знает, чем написать это письмо. Как можно помочь Кеше? Внести противоречие, которое вызывает эмоциональную реакцию у детей. Применение полученных знаний на практике. Рассмотренная структура когнитивного занятия на основе технологии аргументированного дискурса в дошкольном образовании прошла апробацию в работе воспитателей МБДОУ «Детский сад № 2 “Сказка”», г. Котельнич (27 детей), МКДОУ «Детский сад № 72» города Кирова (24 детей). Результаты исследования Для подтверждения эффективности внедрения в программы дошкольного образования структуры когнитивного занятия была осуществлена оценка уровня развития детей. Для этого были использованы материала программы «От рождения до школы» и осуществлена комплексная оценка на основе коэффициента уровня познавательного развития ребенка Утёмов В. В., Горев П. М. [34] На констатирующей и контрольном этапе эксперимента учащимся было предложены выполнить комплексное задание для оценки коэффициента уровня познавательного развития ребенка (51 воспитанник). В рамках формирующего эксперимента образовательная программа реализовывалась согласно тематическому плану программы «От рождения до школы», но построение развивающий занятий было на основе структуры когнитивного занятия на основе технологии аргументированного дискурса. Когнитивные занятий строились в образовательном модуле с использованием технологии конструирования учебных задач в дошкольном образовании В. В. Утемов, Т. П. Башлачева [35] Стоит отметить, что согласно критерию коэффициента уровня познавательного развития ребенка - эффективность предлагаемый наблюдается наибольший рост результатов на 21 %. По остальным критериям оптимальность, оригинальность и разработанность роста составил 11%, 10% и 13% соответственно. Для проверки статистической надежности был использован критерия Т-Стьюдента для зависимых выборок, для сопоставления значений коэффициента уровня познавательного развития ребенка до и после эксперимента. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, что позволяет утверждать о статистической надежности вывода о повышении уровня развития дошкольников по сравнению с традиционной методикой работы. В целом результаты исследования дали объективное обобщенное понимание преимуществ структуры когнитивного занятия на основе технологии аргументированного дискурса в дошкольном образовании, направленную на становление когнитивных функций. Заключение Таким образом, структура когнитивного занятия включает в себя три блока, каждый из которых направлен на формирование познавательных действий. Большую роль в этом процессе играет коллективный дискурс. Значимым результатом исследования является описание структуры когнитивного занятия по формированию познавательных действий у старших дошкольников в процессе коллективного дискурса. В статье раскрыт поэтапный план структуры когнитивного занятия для достижения необходимых результатов обучения на примере тематики «Школьные принадлежности». Перспективой дальнейшего исследования выступает апробация курса когнитивных занятий по формированию познавательных действий у старших дошкольников в процессе коллективного дискурса.