Full text
Введение Нормативность поведения – личностная характеристика, отражающая способ взаимодействия человека с окружающим миром. В современной науке даются различные определения данного феномена. Например, А. К. Пащенко [1], нормативность рассматривает как качество освоения нормы или нормативной ситуации. С. В. Духновский [2] дает содержательно-описательное определение нормативности, понимая под ней уровень морально-этической регуляции поведения, проявляющийся в ответственности, добросовестности, обязательности, стремлении к качественному выполнению дел. К настоящему времени в зарубежной психологии сложилось ряд теорий нормативного поведения [3]: социальной идентичности, интернализации, рационального выбора, «социального радара» и др. В российской психологии все большее распространение получает структурно-диалектический подход, предложенный Н. Е. Вераксой [4] и поддержанный его последователями, суть которого состоит в изучении преобразования и развития психологических феноменов, имеющих структурную организацию. В частности, А. К. Пащенко отмечает: «…изменение нормативного пространства личности, его развитие и усложнение в сочетании с осознанием человеком норм и правил выступает значимым фактором сформированности механизма перехода на качественно новый уровень социального взаимодействия в культурном пространстве социальных взаимодействий» [5, с. 302]. Эту динамику отражают четыре последовательно сменяющие друг друга уровня нормативного поведения: импульсивный, полевой, ролевой и собственно нормативный. В психологии накоплен богатый эмпирический материал взаимосвязи нормативности поведения с различными личностными характеристиками [6; 7]. Активно изучаются физиологические механизмы нормативности поведения [8], а также – различные аспекты ее формирования [9; 10], В контексте этих проблем особо хотелось бы обратить внимание на необходимость выявления взаимосвязи нормативности поведения с такой личностной характеристикой, как социальная тревожность. Под социальной тревожностью понимается «тревожность, триггером которой выступают разного рода ситуации социального взаимодействия … от наиболее мягкой формы – застенчивости до такого серьезного расстройства, как социальная фобия» [11, с. 80]. В основе социальной тревожности лежит страх негативной оценки со стороны окружающих. Эмпирические исследования, проведенные на контингенте студенческой молодежи, показали, что испытуемые с высокой степенью социальной тревожности характеризуются склонностью к депрессии, стремлением к перфекционизму и враждебному поведению, демонстрируют избегающий и зависимый типы личностных установок, имеют низкий уровень социальной поддержки [12]. На основании сказанного можно предположить, что люди с различным уровнем нормативности поведения будут испытывать и различный уровень социальной тревожности. К настоящему времени в психологии не сложилось однозначного мнения о характере такой взаимосвязи, что и побудило нас к организации специального исследования, основные результаты которого будут изложены в настоящей работе. Цель исследования состояла в выявлении взаимосвязи нормативности поведения с социальной тревожностью у студентов – будущих педагогов и психологов. Было сделано предположение о том, что типы проявления нормативности поведения, различающиеся уровнем моральной нормативности и стремлением к нарушению или не нарушению социальных норм и правил, будут по-разному связаны с различными видами социальной тревожности. Методология и результаты исследования В качестве испытуемых выступили студенты – будущие педагоги и психологи Череповецкого государственного университета. Всего 106 человек, из них девушек – 84 (79,25%), юношей – 22 (20,75%), средний возраст – 20 лет. Нормативность поведения изучалась при помощи опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина (шкала МH - моральная нормативность) [13] и опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению, автором которого является А. Н. Орел (шкала склонности к нарушению норм и правил) [14]. Социальная тревожность выявлялась с использованием опросника «Социальная тревога и социофобия» О. Н. Сагалаковой и Д. В. Труевцева [15]. Он включает в себя следующие шкалы: 1. «Социальная тревога в ситуации «быть в центре внимания, под наблюдением»; 2. «Постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях»; 3. «Сдержанность в выражении эмоций из-за страха отвержения и блокирование признаков тревоги в экспертных ситуациях»; 4. «Тревога при проявлении инициативы в формальных ситуациях из-за страха критики в свой адрес и потери субъективного контроля»; 5. «Избегание непосредственного контакта при взаимодействии в субъективно экспертных ситуациях». Обработка проводилась с применением методов математической статистики, осуществлялся корреляционный анализ с использованием точечно-бисериального коэффициента корреляции Пирсона. На основе сочетания уровней моральной нормативности и склонности к нарушению норм и правил поведения было выделено 4 группы студентов. Результаты представлены в таблице 1. Таблица 1. Типы студентов с разным уровнем моральной нормативности и склонностью к нарушению норм и правил Группы студентов Число Процент I. Студенты с относительно высоким уровнем моральной нормативности и склонные в ряде случаев к нарушению норм и правил 39 36,79 II Студенты с относительно высоким уровнем моральной нормативности и не склонные к нарушению социальных норм и правил 31 29,25 III Студенты с относительно низким уровнем моральной нормативности и склонные к нарушению норм и правил 15 14,15 IV Студенты с относительно низким уровнем моральной нормативности, но не склонные к нарушению норм и правил 21 19,81 Всего: 106 100 Как видно из таблицы 1, наибольшую группу испытуемых составляют студенты I типа с относительно высоким уровнем моральной нормативности, склонные в ряде случаев к нарушению норм и правил (39 человек – 36,79%). Сюда относятся обычные студенты, которые придерживаются моральных норм, но в силу обстоятельств или ситуации способны пойти на их нарушение, чтобы добиться определенных преимуществ, выставить себя в лучшем свете. Здесь можно сделать предположение, что в силу высокой моральной нормативности нарушение норм будет переживаться как угрызение совести, что будет актуализировать стремление избегать ситуаций оценки. Примерно треть студентов от общего числа (31 человек – 29,25%) отличается высоким уровнем моральной нормативности, не склонна одновременно к нарушениям социальных норм и правил (II тип). Это студенты, которые заботятся о своей репутации, стараются все делать так, как полагается. Можно предположить, что у них может быть повышенная тревожность в ситуациях, предполагающих оценку достижений и их личности. К III типу относятся студенты с относительно низким уровнем моральной нормативности и склонные одновременно к нарушению социальных норм и правил. Их оказалось не так много, всего 15 человек (14,15%). В принципе это понятно, так как работать педагогом или психологом с пониженной нормативностью поведения достаточно проблематично. Тем не менее они есть. Можно предположить, что такие студенты не будут особо испытывать тревожность в ситуациях взаимодействия. Наконец, IV тип составили студенты с относительно низким уровнем моральной нормативности, но не склонные к нарушению норм и правил (21 человек – 19,81%). Сюда относятся люди, которые внутренне допускают возможность нарушения норм и правил, но на поведенческом уровне из-за боязни наказания и санкций не позволяют себе этого делать. Аналогичным образом рассмотрим различные виды проявления социальной тревожности. Результаты представлены в таблице 2. Таблица 2 Уровни выраженности различных видов социальной тревожности у студентов Виды социальной тревоги Уровни Всего: Высокий Средний Низкий 1. Социальная тревога в ситуации «быть в центре внимания, под наблюдением» n 42 39 25 106 % 39,62 36,79 23,59 100 2. Постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях n 34 43 29 106 % 32,08 40,57 27,35 100 3. Сдержанность в выражении эмоций из-за страха отвержения и блокирование признаков тревоги в экспертных ситуациях n 28 45 33 106 % 26,42 42,45 31,13 100 4. Тревога при проявлении инициативы в формальных ситуациях из-за страха критики в свой адрес и потери субъективного контроля n 31 39 36 106 % 29,25 36,79 33,96 100 5. Избегание непосредственного контакта при взаимодействии в субъективно экспертных ситуациях n 25 36 45 106 % 23,58 33,96 42,46 100 На основе результатов, представленных в таблице 2, можно констатировать, что в обследованной выборке испытуемых не обнаружено явного преобладания или отсутствия какого-либо вида социальной тревожности. Практически все виды представлены достаточно равномерно. На высоком уровне в большей степени выражена социальная тревога «быть в центре внимания, под наблюдением» (42 чел. – 39,62%). На низком уровне чаще всего проявляется социальная тревога, связанная с избеганием непосредственного контакта при взаимодействии в субъективно экспертных ситуациях (45 чел. – 42,46%). Обратимся непосредственно к анализу взаимосвязи типов нормативности поведения с различными видами социальной тревожности. Как и предполагает использование опросника О. Н. Сагалаковой и Д. В. Труевцева «Социальная тревога и социофобия», «сырые» баллы по каждой шкале опросника были переведены в стены. В результате чего представилась возможность провести корреляционный анализ типов нормативности поведения и видов социальной тревожности с использованием точечно-бисериального коэффициента корреляции Пирсона. Результаты отражены на рисунке 1. Рис. 1. Взаимосвязь типов нормативности поведения с различными видами социальной тревожности* *Примечание: Римскими цифрами I, II, III и IV – обозначены группы студентов так же, как в таблице 1, арабскими цифрами 1, 2, 3, 4 и 5 обозначены виды социальной тревоги так же, как в таблице 2;  - положительная корреляционная зависимость; ---- - отрицательная корреляционная зависимость. Как видно из рис. 1, обнаружено ряд положительных и отрицательных статистически значимых связей между типами студентов, различающихся по уровню выраженности моральной нормативности поведения и склонности к их нарушению или не нарушению с видами социальной тревожности. Так студенты первого типа с высоким уровнем моральной нормативности и склонные в ряде случаев к нарушению норм и правил поведения чаще испытывают тревогу, порождаемую возможной негативной оценкой их деятельности и поступков (φ = 0,21, p ≤ 0,05). Студентов второго типа с высокой моральной нормативностью и не склонные к нарушению норм и правил - тревогу, связанную с рефлексивной оценкой своей деятельности по типу «можно было бы сделать что-то и лучше» (φ = 0,24, p ≤ 0,05). Студенты четвертого типа, то есть с относительно низким уровнем моральной нормативности, но не склонные к нарушению норм и правил, испытывают негативные переживания по поводу возможного непринятия и отвержения другими людьми, в силу чего пытаются не проявлять ярко свои эмоции (φ = 0,29, p ≤ 0,01). У студентов третьего типа, то есть у тех, кто не озабочивается проблемами морального характера, выявлена одна отрицательная связь с постситуативными руминациями и желанием преодолеть тревогу в экспертных ситуациях (φ = -0,38, p ≤ 0,01). Социальная тревога первого типа: «Социальная тревога в ситуации «быть в центре внимания, под наблюдением» не обнаружила ни положительных, ни отрицательных связей с типами нормативности поведения. Обсуждение результатов В современной психологии накоплен богатый эмпирический материал взаимосвязи нормативности поведения с различными формами просоциального поведения: сотрудничеством [16], альтруизмом [17], соблюдением моральных норм [18]. Что касается непосредственно взаимосвязи нормативности поведения с уровнем социальной тревожности, то здесь выявлено ряд интересных зависимостей. В частности, J. Bowman [19] было установлено, что высокий уровень нормативности поведения сопровождается проявлениями беспокойства или тревожности при угрозе нарушения норм, правил или договоренностей, а при низком уровне нормативности поведения нормы и правила воспринимаются как «ограничители свободы», в результате чего актуализируется стремление к их нарушению. Приведенные в настоящей работе результаты существенно дополняют и конкретизируют этот вывод. Прежде всего, обращает на себя внимание фактор социальной тревожности, который является дифференцирующим для двух противоположных типов студентов - морально нормативных, не склонных к нарушению норм, и студентов с пониженной моральной нормативностью, склонных к нарушению социальных норм и правил. В первом случае студенты отличаются высоким уровнем такого вида социальной тревожности, как «Постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях» (φ= 0,24, p ≤ 0,05). Во втором случае – данный вид социальной тревожности отсутствует (φ= -0,38, p ≤ 0,01). Термин «руминация» означает буквально «пережевывание». В психологии руминация - это навязчивый тип мышления, при котором одни и те же мысли постоянно возникают в голове человека, вытесняя все другие виды психической активности. Таким образом, студенты с высоким уровнем моральной нормативности и не склонные к нарушению норм и правил поведения относятся к категории «правильных» студентов, для них важно всегда быть на высоте, добиваться значимых результатов, получать высокие оценки со стороны окружающих. Поэтому любая неудача или сложная, напряженная ситуация, связанная с оценкой будет прокручиваться в сознании много раз («волнение перфекциониста»). В то же время у этой категории испытуемых обнаружена отрицательная связь со шкалой «Тревога при проявлении инициативы в формальных ситуациях из-за страха критики в свой адрес и потери субъективного контроля» (φ= -0,24, p ≤ 0,05 Это означает, что студенты этого типа обладают определенной социальной смелостью, они не боятся новых и незнакомых людей и ситуаций, легко вступают в контакт, берут на себя инициативу. Студенты же противоположного типа, то есть с относительно низкой моральной нормативностью, склонные к нарушению норм и правил, не утруждают себя негативными переживаниями, для них не характерно возвращение к неприятным ситуациям и их анализу. У них же не получено больше ни положительных ни отрицательных связей с другими видами социальной тревожности. Это свидетельствует о том, что различные виды социальной тревожности могут как проявляться, так и не проявляться, то есть они не связаны жестко с относительно низким уровнем нормативности поведения. Самую многочисленную группу (36,89%) составляют студенты с относительно высоким уровнем моральной нормативности и склонные в ряде случаев к нарушению норм и правил. У них обнаружена положительная корреляционная связь с пятым видом социальной тревожности: «Избегание непосредственного контакта при взаимодействии в субъективно экспертных ситуациях» (φ= 0,21, p ≤ 0,05). Выявленная закономерность объясняется наличием противоречия между высоким уровнем моральной нормативности и нарушением какой-либо нормы или правила в конкретной ситуации, что влечет за собой переживания, связанные с возможным чувством вины, укорами совести. А это, в свою очередь, порождает тактику избегания оценочной деятельности, обусловленную боязнью, что нарушения будут обнаружены и преданы огласке. Студенты с низким уровнем моральной нормативности, но не склонные в силу различных причин к нарушению норм и правил чаще всего испытывают социальную тревогу третьего типа, которая получила название «Сдержанность в выражении эмоций из-за страха отвержения и блокирование признаков тревоги в экспертных ситуациях» (φ= 0,29, p ≤ 0,05). В то же время для них не характерна тревога четвертого («Тревога при проявлении инициативы в формальных ситуациях из-за страха критики в свой адрес и потери субъективного контроля») и пятого («Избегание непосредственного контакта при взаимодействии в субъективно экспертных ситуациях») типов. Здесь налицо противоречие между готовностью к нарушению норм и боязнью реально их нарушить из-за возможных санкций, негативных последствий в виде отвержения, в результате чего актуализируются механизмы сдерживания, блокировки тревоги, в итоге она, как правило, не снижается, а повышается. Заключение Итак, на основе проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что типы нормативного поведения студентов, различающихся по уровню моральной нормативности и склонности к нарушению норм и правил, обнаружили положительную и отрицательную связь с различными видами социальной тревожности. Студенты с высокой моральной нормативностью поведения и не склонные к нарушению норм и правил чаще всего могут испытывать тревожность вида «Постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях», при этом у них отсутствует «Тревога при проявлении инициативы в формальных ситуациях из-за страха критики в свой адрес и потери субъективного контроля». Отсюда их тревогу коротко можно охарактеризовать как: «Я мог бы это сделать еще лучше!». Для студентов с относительно низким уровнем нормативности и склонных к нарушению норм и правил такие руминации не свойственны вообще, чаще всего они не особо переживают из-за своих неудач, вероятно, их социальная тревожность, если и возникает, то связана с другими факторами. Студенты морально нормативные, но склонные в ряде случаев к нарушению норм испытывают социальную тревогу, проявляющуюся в желании избегать контактов и оценочной деятельности по отношению к себе, что обусловлено стремлением скрыть факты нарушения норм и правил. Студенты же с относительно низким уровнем моральной нормативности, но не склонные к нарушению норм и правил испытывают тревогу, связанную со страхом отвержения со стороны значимых людей, поэтому, несмотря даже на возникающее желание нарушить правила или нормы, они от этого воздерживаются. Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе работы психологической службы вузов, а также в процессе формирования нравственно-этических ценностей и профессиональных компетенций студентов – будущих педагогов и психологов.