Введение / Introduction
В настоящее время в образовательном пространстве существует множество цифровых ресурсов, которые позволяют наглядно и доступно продемонстрировать учащимся процесс изготовления того или иного учебного объекта. В частности, речь пойдет о видеоконтенте, преимущества которого очевидны: это и аудиовизуальный ряд, и возможность многократного воспроизведения, и наглядность, и динамика действий. Однако при всех явно положительных характеристиках наблюдается ряд противоречий. Первое: имеется большое многообразие видеоконтента, но его содержание не соответствует учебно-методическим комплексам, используемым большинством учителей на уроках технологии. Второе: на практике учителями широко используется видеоконтент нецелевого дидактического назначения, но в то же время наблюдается отсутствие методики выявления педагогических возможностей имеющегося видеоконтента, его адаптации и применения с целью формирования практических умений и навыков на уроках технологии. Третье противоречие – между традиционной педагогической практикой использования различного видеоматериала на уроках технологии для демонстрации технологических процессов и нераскрытым инновационным потенциалом интерактивных возможностей видеоконтента для формирования у учащихся познавательной самостоятельности при выполнении практической работы. Среди явных противоречий отмечается и ряд других нерешенных вопросов в методике использования видеоконтента: не раскрыта сущность видеоматериалов как эффективного средства развития ключевых компетенций у учащихся; не определены требования к содержанию образовательного видеоконтента; не разработаны критерии для определения уровня сформированности практических навыков в ходе применения видеоконтентных технологий [1]. Все эти обстоятельства определили необходимость в проведении отдельного исследования по данному методическому направлению.
Объект исследования: процесс формирования умений и навыков у учащихся 5‑х классов на уроках технологии в процессе изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов». Предмет исследования – методика использования образовательного видеоконтента, обеспечивающая успешное формирование практических умений и навыков у учащихся 5-х классов при изучении технологий обработки текстильных материалов.
Предметная область «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности: планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения [2], самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами проектной деятельности. При соответствующем методическом и содержательном наполнении предмет «Технология» может стать опорным при реализации ФГОС ООО третьего поколения и развития глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития РФ [3].
Целью исследования является разработка методики использования образовательного видеоконтента на уроках технологии в процессе изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов».
Гипотеза: если методика организации и проведения практических работ по обработке текстильных материалов на уроках технологии будет основана на применении образовательного видео, а для оценивания образовательных результатов будет использоваться разработанный диагностический инструментарий, то это обеспечит большую положительную динамику в процессе формирования практических умений и навыков учащихся.
Обзор литературы / Literature review
Современное технологическое образование переживает тяжелый переходный период от привычного традиционного обучения к новым, а потому зачастую трудным для понимания и применения инновационным идеям преобразования школьного образования. Обзор литературы включает в себя опыт работы не только учителей технологии, но и учителей других предметных областей, преподавателей вузов, учреждений среднего специального и дополнительного образования. В обзоре уделяется внимание средствам информатизации и цифровизации, которые составляют основу для современных преобразований информационной образовательной среды.
Теоретической базой исследования являются научно-методические работы в области информатизации и цифровизации образования. В ключевой работе данного направления, опираясь на определение Г. М. Коджаспировой и К. В. Петрова, под современными техническими и аудиовизуальными средствами обучения мы понимаем совокупность технических устройств и дидактических средств, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки учебной информации [4]. Среди дидактических средств авторами выделяется особая группа учебного видео.
Большой вклад в изучение актуальных вопросов использования современных информационных технологий в практической деятельности учителей технологии и педагогов профессионального образования вносит Н. Н. Новикова, доктор педагогических наук, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина». В учебно-методическом пособии «Создание и развитие информационно-коммуникационной предметной среды» автор обозначила дидактические особенности использования современных технических и аудиовизуальных средств обучения [5]. Далее эти идеи получили развитие в ее докторском исследовании «Подготовка будущего учителя технологии к профессиональной деятельности в информационной среде технологического образования» [6]. В данной работе автор определила специфику цифровизации технологического образования в школе и условия подготовки учителей в вузах к использованию различных средств информационных технологий, в том числе и учебного видео.
По мнению М. В. Кузьминой, эпоха информационных технологий стремительно изменяет учебный процесс образовательных учреждений и саму систему образования в целом. Создавая простор для воплощения исследовательских решений и педагогических идей в разработке и применении современного видеоконтента, на смену старым видеоформатам приходит новое нелинейное цифровое видео. Внедрение в учебный процесс видеоматериалов нового поколения способствует формированию медиакультуры учащихся [7]. В данной работе речь идет о широких технических возможностях видео, что открывает возможности для организации интерактивной деятельности обучающихся, а это, в свою очередь, дает основание для рассмотрения широкого дидактического потенциала учебного видео.
Дидактические требования к объему учебных видеолекций сформулировал Ю. Е. Шабалин, в частности требования к зрительному ряду видеолекций для активизации внимания студентов [8]. Также дидактический потенциал видеоматериалов в обучении иностранным языкам представлен в исследованиях Л. Г. Мартыненко и Н. М. Горюновой [9].
Т. В. Малкова, А. Ю. Баранов рассматривают видео как эффективный ресурс, который целесообразно применять в процессе обучения иностранному языку. При работе с видео могут быть активизированы навыки обучающихся во всех четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Кроме того, работа с видеоматериалами способствует формированию коммуникативных способностей, расширению словарного запаса, общего и профессионального кругозора, стимулирует познавательную активность и интерес обучающихся к изучаемой дисциплине [10]. Также в результате исследований Р. И. Агаларова и Р. Н. Абдулаева выявлено, что работа с предложенным видеоконтентом способствовала не только актуализации необходимых языковых и речевых навыков, но и активизации таких видов психической процессов, как память и внимание [11]. В работах этих авторов выделяется потенциал видеоматериалов для развития познавательной самостоятельности у обучающихся для включения их в активную самостоятельную познавательную деятельность. Отмеченные авторами возможности видео мы широко используем на уроках технологии для организации самостоятельной работы школьников.
По мнению ведущего специалиста предметной области «Информатика» Л. Л. Босовой, важнейшими условиями цифровой трансформации образования является высококачественный учебный контент. В ее статьях выделены основные типы видеоконтента, востребованного в современном образовательном процессе: видеолекции, обучающие видеоролики, фрагменты фильмов; видеоинтервью, репортажи, видеоэкскурсии. Также рассмотрены требования к обучающему видео и возможности его использования в смешанном обучении [12], изложены методические подходы к использованию видеоматериалов на уровне общего образования, оказывающие значительное влияние на трансформацию образовательного ландшафта [13].
Применительно к предметной области «Технология» выполнен анализ видеоконтента и выявлены его образовательные разновидности в предыдущей статье одного из авторов настоящей статьи Е. Л. Быковой [14]. Также рассмотрены педагогические условия эффективного использования образовательного видеоконтента [15]. В статье «Результаты констатирующего эксперимента по проблеме использования учебного видеоконтента в образовательном процессе» описаны проблемы, возникающие у педагогов при подборе и использовании учебного видеоконтента в образовательном процессе. Данные получены в процессе анкетирования учителей, что также дало возможность оценить уровень владения информацией о видах учебного видео, навыках создания необходимого видео самостоятельно и с использованием цифровых образовательных ресурсов, используемых учителями в работе [16]. Более детальных исследований в области образовательного видеоконтента для уроков технологии в настоящее время не наблюдается.
Проблема использования видеоконтента в обучении рассматривается и в зарубежном научном дискурсе. Например, Е. А. Семак, преподаватель Белорусского национального технического университета, считает, что проблему повышения эффективности дистанционного обучения можно решить путем развития электронной образовательной среды учреждения высшего образования, к которому относятся и видеолекции – разновидность образовательного видеоконтента [17].
M. Саблич и соавторы, проведя научный обзор работ по проблеме использования видеоконтента, отмечают, что видео становится одним из самых мощных обучающих средств, актуальных для современной школы, и стимулирует развитие образовательной среды, в которой обучающиеся могут лучше понять и усвоить информацию [18].
В работе M. Бейзигель и соавторов акцентируется внимание на возможностях использования видеоуроков с их последующим анализом как своеобразного мотиватора, развивающего критическое мышление учителей и обучающихся и позволяющего применять креативные подходы к процессу обучения [19].
Совершенно на иной потенциал видео обратили внимание Х. Холлингсворт и Д. Кларк [20], которые рассматривают видеозапись как рефлексивный инструмент урока. Основная идея авторов заключается в том, что на первом этапе урока учащиеся просматривают предложенное учителем видео, сосредоточиваясь на учебных моментах, на которые обращает внимание педагог. На следующем этапе – проводят совместное обсуждение, выделяя слабые и сильные стороны видеоуроков, тем самым развивая критическое мышление у обучающихся.
Д. Рэн и Д. Сянь, основываясь на анализе зарубежных подходов к определению коммуникативной компетенции средствами образовательного видео, раскрывают ее характеристику как способность разрешать проблемы коммуникации с применением изучаемых иностранных языков с помощью видеоуроков [21].
Таким образом, анализируя проведенный обзор научной литературы, можно сделать вывод, что мнения отечественных и зарубежных авторов сходятся в вопросах, определяющих роль видеоматериалов как эффективных и доступных цифровых образовательных технологий, направленных на развитие учебной мотивации и коммуникативных компетенций, развитие творческих способностей и повышение познавательной активности у обучающихся. Также следует отметить взгляд некоторых авторов, что использование видеоматериалов усиливает визуальный эффект учебного материала, позволяет частично погрузить в профессиональную среду изучаемой предметной области, организовать интерактивное обучение. А для учителя открываются возможности развивать свои профессиональные компетенции, создавая и развивая образовательную цифровую среду.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Проблема подбора качественного образовательного (учебного) видеоконтента, соответствующего стандартам современного образования, понятного и доступного определенной возрастной категории учащихся, приобрела особую актуальность в современных условиях образования, в том числе и с введением дистанционной формы обучения. Поэтому возникла необходимость в проведении исследования среди педагогов, цель которого – выявление трудностей при подборе образовательного видеоконтента для проведения уроков, уровня владения информацией о видах учебного видео, имеющихся навыках создания необходимого для работы учебного видео самостоятельно или с использованием цифровых приложений, и владение методикой адаптацией имеющихся образовательных ресурсов.
Анкетирование проводилось в рамках магистерского исследования по разработке методики применения образовательного видеоконтента на уроках технологии при изучении тематического блока «Технология обработки текстильных материалов». Для этого была разработана анкета https://forms.gle/9fUy5MguDhCm86Dn8. Опрос проводился по следующим вопросам:
– Применялось ли образовательное видео на Ваших уроках?
– Если образовательное видео НЕ применялось, опишите, по каким причинам.
– Если образовательное видео ПРИМЕНЯЛОСЬ, опишите, с какими сложностями Вы столкнулись.
– Отметьте, с какими видами образовательного видеоконтента Вы знакомы (предоставлен список).
– Напишите, какое количество времени Вы бы выделили на уроке для работы с образовательным видеоконтентом.
– Умеете ли Вы создавать учебное видео?
– Укажите ресурсы (сайты, каналы на YouTube и т. д.), на которых Вы подбираете видео для своих уроков.
Анкетирование проводилось в период с 15 июня по 25 июня 2022 года. В опросе приняло участие 85 педагогов из г. Кирова Кировской области, г. Сыктывкара, Республики Коми, г. Москвы и Московской области. Большинство респондентов, участвующих в опросе, являются учителями школы (92,6%). Также свои ответы дали преподаватели вузов и средних специальных учебных заведений, мастера производственного обучения.
Следует отметить, что, кроме учителей технологии, в анкетировании участвовали педагоги всех школьных дисциплин, также в опросе приняли участие преподаватели следующих специальных дисциплин: кружевоплетение, бухгалтерский учет, инженерная графика и черчение, методика преподавания технологии. Мы обратили внимание, что респонденты имели различный педагогический стаж: 0–5 лет – 15,9%; 6–15 лет – 36,6%; 16–25 лет – 22%; 26 и более лет – 25,8%.
На вопрос «Применялось ли образовательное видео на Ваших уроках?» практически все респонденты ответили утвердительно (90,6%), применяли в том числе и для дистанционного обучения (30,6%), что еще раз подтверждает актуальность исследования.
Преподавателям предлагалось описать причины, по которым они не смогли применить образовательное видео на своих уроках. Учителя указали, что основной причиной являются технические неполадки оборудования, отсутствие Интернета в образовательной организации. Также встречались ответы о невозможности подобрать качественное видео: слишком длинное, имеются ошибки в содержании; много лишней информации, не соответствующей учебной программе.
Далее предлагалось перечислить сложности, с которыми сталкивались педагоги при использовании образовательного видео. Все ответы проанализированы и проранжированы, наиболее часто встречающиеся расположены на первых местах списка, однако внимания заслуживают ответы, находящиеся и в конце списка.
- Технические сложности, отсутствие/плохое качество Интернета.
- Блокировка зарубежных образовательных ресурсов, фильтрация сайтов в школе.
- Видео из Интернета неактуально/некачественно, имеет неточности, ошибки, расхождения с программой.
- Видео слишком затянуто по времени, много лишней информации.
- Видео представлено в основном видеорядом из фотографий, такой формат детям не интересен.
- Дети привыкают к «языку» учителя, поэтому объяснения в готовом видеоуроке для них не совсем понятны.
- В видео из Интернета слишком большая скорость для конспектирования, не учтены возрастные особенности учащихся.
- Большинство видеоматериалов не соответствует современным стандартам видеомонтажа.
На вопрос «Отметьте, с какими видами образовательного видеоконтента Вы знакомы» были получены следующие результаты. Большинство педагогов знакомы с видеорядом из фотографий (85,4%) и видеодемонстрацией (76,8%). «Живое» видео известно 58,5% учителям, и интерактивное видео – 51,2%. Видеоинфографика известна 31,7% из числа опрошенных. С такими видами видеоконтента, как видеоскрайбинг, знакомы 12,2% респондентов, скринкаст – 8,5%.
Следует отметить, что учебное видео в большинстве своем представлено в Интернете именно видеорядом из фотографий, видеодемонстрацией и «живым» видео, поэтому данные виды образовательного видеоконтента известны большей части респондентов.
В следующем вопросе педагогам было предложено определить оптимальное количество времени для работы с образовательным видеоконтентом на уроке. Большинство респондентов (41%) рекомендовало использовать видео не более 10 минут. Некоторые из ответивших ссылались на Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”», в котором сказано, что продолжительность непрерывного использования экрана при демонстрации видео не должна превышать для детей 5–7 лет 5–7 минут, для учащихся 1–4-х классов – 10 минут, для 5–9-х классов – 15 минут [22].
На вопрос «Умеете ли Вы создавать учебное видео?» большинство учителей ответило положительно, из них 36,5% умеют монтировать видео из фотографий и 37,9% имеют опыт создания различных видов видеоуроков, в том числе в программах профессионального видеомонтажа. Четверть опрошенных (25,6%) не владеет этим навыком.
На вопрос «Укажите ресурсы (сайты, каналы на YouTube и т. д.), где Вы подбираете видео для своих уроков» было получено 26 ответов, так как он не являлся обязательным для ответа. Большинство учителей используют для подбора видеоматериалов различные поисковые системы, то есть постоянных ресурсов для поиска не знают. Среди названных сайтов чаще всего звучат: Российская электронная школа (РЭШ), библиотека Московской электронной школы (МЭШ), Инфоурок, Видеоуроки в Интернет, Видеоурок.
Таким образом, изучив полученные результаты анкетирования, можно утверждать, что видеоуроками пользуются все учителя и преподаватели, в том числе и для дистанционного обучения. Информированность учителей о разновидностях учебного видео, их навыки создания видеоуроков не так высоки. Из этого следует, что будут актуальными курсы повышения квалификации по созданию цифровых образовательных ресурсов. При подборе и использовании видео возникают сложности из-за отсутствия готовых видеоуроков с оптимальной продолжительностью времени, актуальным и лаконичным содержанием, соответствующим учебной программе, со скоростью и языком повествования, доступными для понимания определенной возрастной категорией учащихся. Однако всех этих сложностей можно избежать при самостоятельном монтаже видеоурока, соответствующего всем требованиям учителя, с учетом применения в определенной группе учащихся [23].
Ведущим методом исследования проблемы является педагогический эксперимент. Сравнительный эксперимент по использованию образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Обработка текстильных материалов» был проведен с учениками пятых классов при изучении технологии изготовления учебного изделия – цельнокроеного фартука. Для проведения уроков с использованием учебного видео был создан цикл видеоуроков с пошаговым изготовлением швейного изделия. Структура видеоурока и требования следующие: видеоурок должен сопровождаться текстовой информацией, понятной учащемуся; обязательно изложены правила техники безопасности при раскройных, ручных и машинных работах; должны быть четкие графические изображения изготавливаемого изделия. Продолжительность видеоурока не более 10 минут.
Цикл авторских уроков состоит из шести видео, созданных в программе-видеоредакторе Movavi Video Editor 2021:
1-й видеоурок «Раскрой цельнокроеного фартука»;
2-й видеоурок «Обработка срезов фартука»;
3-й видеоурок «Обработка срезов карманов, бретелей, поясов»;
4-й видеоурок «Машинные работы»;
5-й видеоурок «Притачивание накладных карманов»;
6-й видеоурок «Притачивание бретелей и поясов. Окончательная отделка изделия».
Методика использования видео на практических уроках технологии состоит в следующем. Учебное видео разделено на две части, используется на двух этапах и сопровождается определенными действиями учеников. Деление на этапы связано с встречающейся на практике необходимостью постоянного консультирования учеников при выполнении ими практической работы, а также неоднократной демонстрацией учителем, зачастую каждому ученику, приемов обработки той или иной технологической операции. Наша методика позволяет эти функции учителя передать учебному видео, а для учеников открывается возможность при необходимости неоднократно самостоятельно просмотреть, как выполняются те или иные технологические операции.
Первый этап:
– первая часть видео демонстрируется фронтально всему классу, в ходе просмотра возможны дополнительные комментарии учителя, ответы на вопросы учащихся;
– далее эти же практические действия демонстрируются учителем на образце изделия;
– учащиеся выполняют увиденные действия индивидуально на своих рабочих местах;
– при необходимости каждый ученик может подойти к компьютеру и актуализировать забытые действия по обработке швейного изделия с помощью учебного видео.
Второй этап:
– после выполнения изученных действий и контроля качества выполненного узла швейного изделия учащемуся предлагается посмотреть вторую часть видео и попытаться самостоятельно повторить демонстрируемые действия;
– в том случае, если у ученика возникают затруднения по самостоятельной обработке швейного изделия, предлагается подождать весь класс;
– затем снова видео просматривается фронтально и так же учитель повторяет просмотренные действия на образце изделия;
– учащиеся продолжают работу индивидуально на своих рабочих местах;
– при необходимости каждый ученик может подойти к компьютеру и актуализировать забытые действия по обработке швейного изделия с помощью учебного видео.
Для проверки методики использования учебного видео проведен сравнительный эксперимент в двух классах МБОУ «СОШ с УИОП № 58» г. Кирова. Организация сравнительного эксперимента сводится к следующему: выбираются две группы учащихся, находящихся в тождественных условиях, имеющих одинаковый состав и равный уровень развития [24]. С первой группой учащихся (экспериментальной) уроки технологии проводятся с применением образовательного видео, со второй группой (контрольной) уроки проводятся в традиционной форме с использованием только метода демонстраций. Итоги применения видео выясняются путем последующего сравнения образовательных результатов на первом и последнем уроках двух этих групп по критерию Стьюдента по предложенным ниже критериям (см. табл. 2).
Система оценивания образовательных результатов должна предполагать информирование учащихся о целях обучения и критериях оценки; вовлечение учащихся в самооценивание, основанное на критериях; обеспечение обратной связи, помогающей учащимся определить их дальнейшие шаги и способы их осуществления [25]. Так как в результате эксперимента оценивались практические умения и навыки по обработке текстильных материалов, то требованиями к выполнению практической работы были определены:
- Скорость выполнения задания.
- Самостоятельность выполнения задания.
- Качество выполнения задания.
Кроме того, оценивается соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм. Критерии оценивания результата практической работы представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии оценивания результата практической работы
Требования к выполнению практической работы |
Высокий уровень, отметка «5» |
Средний отметка «4» |
Низкий |
Недостаточный уровень, |
Скорость выполнения заданий |
Учащийся выполнил практическую работу в норму времени (урок) или затратил времени меньше, чем установлено по норме |
В определенную норму времени (урок) выполнено не менее 80% практического задания |
На выполнение работы учеником затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома) |
Выставляется в том случае, когда учащийся оказался не подготовленным к выполнению практической работы |
Самостоятельность выполнения заданий |
Учащийся работал полностью самостоятельно: использовал все предлагаемые для выполнения практической работы источники информации |
Учащийся обращался за помощью к учителю, не в полной мере использовал предлагаемые источники информации |
Практическая работа выполнена с помощью учителя |
Выставляется в том случае, когда учащийся оказался не подготовленным к выполнению практической работы |
Качество выполнения задания |
Практическая работа выполнена качественно, в полном объеме в соответствии с чертежом, с соблюдением определенной последовательности |
Практическая работа выполнена по чертежу, в соответствии с определенной последовательностью, но качество ниже требуемого |
Часть практической работы помогал выполнить учитель |
Выставляется в том случае, когда учащийся оказался не подготовленным к выполнению практической работы |
Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований |
Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований обязательно всегда и для всех учащихся независимо от содержания и характера выполняемой работы. Нарушение этих правил не допускается! |
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
1) выявить у учащихся начальный и итоговый уровень умений и навыков по обработке текстильных материалов с помощью установленных критериев;
2) выявить возможности образовательного видеоконтента для формирования практических умений и навыков учащихся по обработке текстильных материалов;
3) реализовать разработанную методику применения образовательного видеоконтента в рамках реально протекающего педагогического процесса на практических уроках при изучении тематического блока «Технология обработки текстильных материалов»;
6) проанализировать количественные и качественные результаты опытно-экспериментальной работы;
7) сделать выводы об эффективности проведенной работы и степени достоверности выдвинутой гипотезы.
Результаты исследования / Research results
В педагогическом эксперименте по использованию образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Обработка текстильных материалов» участвовало 44 учащихся 5-х классов МБОУ «СОШ с УИОП № 58» г. Кирова: 22 из них относились к контрольной группе, 22 ученицы – к экспериментальной группе. Уроки в контрольной группе проходили в традиционной форме, а в экспериментальной – с использованием учебного видео. В течение шести пар уроков за учащимися осуществлялось наблюдение, и его результаты вносились в «Карту наблюдения».
Все полученные данные в ходе опытно-экспериментальной работы были внесены в сводную таблицу педагогического эксперимента по применению образовательного видеоконтента на практических уроках при изучении тематического блока «Технология обработки текстильных материалов» (см. табл. 2).
Затем приводятся обобщенные результаты определения уровней сформированности практических умений и навыков в контрольной и экспериментальной группах на начало и конец эксперимента (см. табл. 3).
Составленная на основе полученных данных таблица отражает уровень сформированных практических умений и навыков в контрольной и экспериментальной группах. Однако полученные результаты экспериментальной проверки полностью не следует относить к эффекту проведенного эксперимента, поскольку на них оказывает влияние не только экспериментальный фактор, но и вся учебная и внеурочная деятельность учащегося [26]. Поэтому значимость полученных результатов была проверена с использованием критерия Стьюдента. Результаты сравнительного эксперимента по определению сформированности практических умений и навыков представлены в табл. 4.
Так как полученное в эксперименте эмпирическое значение tэмп = 2,37 превышает табличное tкрит = 2,015, можно сделать вывод о преимуществе экспериментального метода обучения. Результаты эксперимента показывают, что использование предложенной методики использования образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов» способствует достижению образовательных результатов, а именно большему положительному эффекту при формировании практических умений и навыков.
На основании полученных данных педагогического эксперимента по использованию образовательного видеоконтента на практических уроках при изучении тематического блока «Технология обработки текстильных материалов» можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтверждается. Действительно, если методика организации и проведения практических работ по обработке текстильных материалов на уроках технологии будет основана на применении специально подобранного образовательного видео, а для оценивания образовательных результатов будет использоваться разработанный диагностический инструментарий, то это обеспечит положительную динамику в процессе формирования практических умений и навыков учащихся. Также можно утверждать, что целесообразно разработать цикл видеоуроков для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов» для всех классов, где реализуется программа предметной области «Технология».
Таблица 2
Сводная таблица педагогического эксперимента по использованию
образовательного видеоконтента
Номер урока |
Критерии оценки |
Контрольная группа (количество учащихся) |
Экспериментальная группа (количество учащихся) |
||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
||
1-й урок |
Скорость выполнения задания |
10 |
5 |
4 |
11 |
10 |
1 |
Самостоятельность выполнения задания |
4 |
9 |
6 |
10 |
10 |
2 |
|
Качество выполненного задания |
8 |
6 |
5 |
13 |
7 |
2 |
|
2-й урок |
Скорость выполнения задания |
10 |
6 |
5 |
15 |
5 |
2 |
Самостоятельность выполнения задания |
8 |
7 |
6 |
14 |
5 |
3 |
|
Качество выполненного задания |
7 |
11 |
3 |
12 |
8 |
2 |
|
3-й урок |
Скорость выполнения задания |
6 |
9 |
4 |
13 |
8 |
1 |
Самостоятельность выполнения задания |
6 |
9 |
4 |
13 |
7 |
2 |
|
Качество выполненного задания |
8 |
7 |
4 |
14 |
6 |
2 |
|
4-й урок |
Скорость выполнения задания |
8 |
9 |
4 |
13 |
7 |
1 |
Самостоятельность выполнения задания |
5 |
6 |
7 |
12 |
6 |
3 |
|
Качество выполненного задания |
6 |
11 |
4 |
13 |
6 |
2 |
|
5-й урок |
Скорость выполнения задания |
9 |
11 |
2 |
13 |
5 |
2 |
Самостоятельность выполнения задания |
11 |
7 |
4 |
12 |
7 |
1 |
|
Качество выполненного задания |
9 |
8 |
5 |
12 |
7 |
1 |
|
6-й урок |
Скорость выполнения задания |
13 |
5 |
3 |
14 |
8 |
0 |
Самостоятельность выполнения задания |
12 |
5 |
2 |
13 |
8 |
1 |
|
Качество выполненного задания |
11 |
5 |
5 |
12 |
8 |
2 |
|
ИТОГО |
Скорость выполнения задания |
56 |
45 |
22 |
79 |
43 |
7 |
Самостоятельность выполнения задания |
46 |
43 |
29 |
74 |
43 |
12 |
|
Качество выполненного задания |
49 |
48 |
26 |
76 |
42 |
11 |
Таблица 3
Сравнительный анализ уровней сформированности практических умений
и навыков в экспериментальной и контрольной группах
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
КГ в начале эксперимента |
8 |
8 |
6 |
КГ в конце эксперимента |
12 |
6 |
4 |
ЭГ в начале эксперимента |
10 |
9 |
3 |
ЭГ в конце эксперимента |
14 |
7 |
1 |
Таблица 4
Результаты сравнительного эксперимента
по определению сформированности практических умений и навыков
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||||
№ п/п |
Сумма баллов |
(x1 – xср)2 |
№ п/п |
Сумма баллов |
(у1 – уср)2 |
||
1 |
82 |
45,29 |
1 |
84 |
11,02 |
||
2 |
70 |
27,77 |
2 |
85 |
18,66 |
||
3 |
70 |
27,77 |
3 |
87 |
39,94 |
||
4 |
70 |
27,77 |
4 |
90 |
86,86 |
||
5 |
89 |
188,51 |
5 |
81 |
0,11 |
||
6 |
77 |
2,99 |
6 |
82 |
1,74 |
||
7 |
89 |
188,51 |
7 |
90 |
86,86 |
||
8 |
87 |
137,59 |
8 |
82 |
1,74 |
||
9 |
56 |
264,27 |
9 |
83 |
5,38 |
||
10 |
72 |
10,69 |
10 |
90 |
86,86 |
||
11 |
76 |
0,53 |
11 |
90 |
86,86 |
||
12 |
84 |
76,21 |
12 |
69 |
136,42 |
||
13 |
79 |
13,91 |
13 |
75 |
32,26 |
||
14 |
59 |
264,27 |
14 |
63 |
309,05 |
||
15 |
83 |
59,75 |
15 |
70 |
114,06 |
||
16 |
79 |
11,49 |
16 |
88 |
86,86 |
||
17 |
63 |
155,82 |
17 |
66 |
215,5 |
||
18 |
87 |
137,59 |
18 |
87 |
39,94 |
||
19 |
69 |
39,31 |
19 |
80 |
0,44 |
||
20 |
88 |
162,05 |
20 |
81 |
0,11 |
||
21 |
66 |
85,93 |
21 |
87 |
39,94 |
||
22 |
61 |
246,44 |
22 |
65 |
245,86 |
||
Среднеарифметическое КГ (X) |
75,27 |
______ |
Среднеарифметическое ЭГ (Y) |
80,67 |
_______ |
||
Сумма |
_______ |
2037,17 |
Сумма |
_______ |
1521,38 |
||
Стандартная ошибка разности (Sd) |
2,7 |
||||||
tэмп |
2,37 |
tкрит |
2,015 |
||||
Заключение / Conclusion
Цифровизацию образования можно определить как процесс перехода на электронную систему обучения [27]. Правовой основой для реализации цифровизации в сфере образования являются: ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [28], национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» [29], государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы [30]. Учебный предмет «Технология» раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, посредством изучения образовательных модулей: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии и т. д. Технология как предметная область должна обеспечить вхождение обучающихся в цифровую экономику [31]. Однако зачастую материально-техническая база кабинетов технологии в школах не обновлялась десятилетиями, поэтому образовательный видеоконтент является на данный момент доступным и эффективным средством цифровизации образования, так как мультимедийный проектор или интерактивные доски имеются практически в каждом учебном кабинете современной школы. По крайней мере, в условиях ограничения материальных ресурсов учебное видео позволит обеспечить инновационный характер предметного обучения.
Проведенные исследования подтверждают, что видеоуроками пользуются в своей работе все учителя и преподаватели, в том числе и для дистанционного обучения. Но большинство учителей отметили, что при подборе и использовании готового видео возникают сложности из-за отсутствия видеоуроков с оптимальной продолжительностью времени, актуальным и лаконичным содержанием, соответствующим учебной программе; сложности со скоростью воспроизведения и языком повествования, доступными для понимания определенной возрастной категории учащихся. Этих трудностей можно избежать при самостоятельном монтаже видеоуроков, соответствующих требованиям как учителя, так и учащегося. Для исследования эффективности использования видеоматериалов в качестве дидактического средства при изучении тематического раздела «Технология обработки текстильных материалов» был создан цикл видеоуроков и проведен педагогический эксперимент. Результаты эксперимента подтвердили необходимость в разработке видео специального дидактического назначения. В ходе экспериментального преподавания подтвердилась эффективность методики использования специализированного образовательного видеоконтента, в частности, отмечается увеличение показателей скорости, самостоятельности и качества выполнения учебных практических заданий учащимися, которые в ходе учебной деятельности пользовались дидактическим видеоконтентом, помогающим освоить учебный материал.
Дальнейшие перспективы исследования связаны с проектированием и апробацией видеоуроков по тематическим разделам обновленного содержания предмета «Технология», изучение и преподавание которых вызывает наибольшее затруднение у учащихся и преподавателей.