Введение / Introduction
Одна из причин неспособности достичь экономического роста и экономического развития страны заключается в том, что нет достойной подготовки будущих предпринимателей, будь то на личном, организационном или общественном уровне. Многочисленные исследователи утверждают, что предпринимательство играет большую роль в строительстве экономики [1] и является жизненно важным компонентом производительности и роста [2]. A. Ширмай заявляет, что в различной литературе игнорируется потенциальная роль предпринимателей как новаторов в развивающихся странах [3].
В связи с этим для увеличения числа предпринимателей необходимы образование и профессиональная подготовка. К сожалению, сегодня в Российской Федерации не существует стандартного формата и структуры для обучения предпринимательству. А ведь предпринимательство в настоящее время имеет неизмеримое значение и даже рассматривается как альтернатива оплачиваемой работе. Оно поощряется среди молодежи и выпускников университетов. В современных учебных заведениях его преподают и студентов с проектами курируют в специально созданных для этого инкубаторах. Государство предпринимает много усилий для облегчения создания предприятий, в то время как действия, осуществляемые университетами, по-прежнему остаются в начальной стадии. Только в ноябре 2020 года состоялось подписание соглашения о взаимодействии Минобрнауки России и Агентства стратегических инициатив (АСИ) по созданию и продвижению молодежного предпринимательства и программы «Стартап как диплом» – одного из ключевых элементов экосистемы студенческого предпринимательства [4].
Актуальным на сегодня остается тот факт, что учебный процесс должен соответствовать социально-экономическим задачам, поставленным перед высшим учебным заведением. Преподаватели несут ответственность за выявление знаний, необходимых для превращения студентов в потенциальных предпринимателей.
Целью данной работы является описание роли университета как детерминанта акта предпринимательства.
Проблему исследования можно сформулировать следующим образом: какие факторы необходимо учитывать в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса?
Обзор литературы / Literature review
Теоретическое обоснование модели обучения предпринимательству неоднозначно и разнообразно, что связано с различием системы профессиональной подготовки в отдельно взятых вузах в России и за рубежом.
В. Г. Тютюков, С. В. Галицын, Д. В. Чилигин и другие полагают, что необходимой предпосылкой существования экологически сильного государства является наличие в нем большого количества граждан, которые реализуют свое право на участие в предпринимательстве. В связи с этим среди университетского сообщества сейчас идет активное обсуждение вопросов, связанных с внедрением в образовательную практику проекта «Стартап как диплом» в качестве аналога итоговой государственной аттестации [5].
Ю. В. Разумова утверждает, что развитие технопренерства набирает обороты в высших учебных заведениях, где преобладают гуманитарные программы. Автор обращает внимание на то, что раньше технологии разрабатывались и запатентовывались только в университетах с инженерно-техническими специальностями. Сегодня же, независимо от специфики в областях образования, всем университетам предлагается погрузиться в идеологию технопренерства [6].
Исследователи И. Л. Воротников, Е. А. Моренова и М. Ш. Гутуев, рассматриваяпроект «Стартап как диплом», провели анализ университетов, уже реализующих эту программу. Им удалось выявить ограничения и проблемы в процессе внедрения стартапов, а также выделить этапы их жизненного цикла. Несомненно ценным является то, что исследователи представили перспективные отрасли Российской Федерации для развития стартап-проектов, а также рассмотрели возможности реализации программы в сельскохозяйственных вузах [7].
Правовое регулирование стартапов в российском законодательстве и локальных актах некоторых организаций изучила Д. О. Тарабара. Ею была признана проблема неопределенности их правового статуса, которая становится все более актуальной с начала реализации программы «Стартап как диплом» в российских университетах [8].
Динамикой развития студенческих стартапов на базе инновационной инфраструктуры вуза занимается и Д. М. Стажарова. Она подчеркивает, что законодательные и организационные инициативы государства направлены на скорейшее достижение не только устойчивого, но и новаторского экономического роста. А главные движущие силы такого роста – инновации. Одной из таких форм является инновационная инфраструктура именно высшего учебного заведения. Сегодня вузы формируют тенденцию к образованию, ориентированному на опыт, фокусируясь не только на воспитании нового поколения ценных кадров и менеджеров, но и на создании новых стартапов и предприятий [9].
Публикации Ю. Б. Рубина посвящены рекомендациям по формированию предпринимательского образования как важного направления в пространстве российского высшего образования. На основе функциональной карты предпринимательства, как особого вида профессиональной деятельности и выделения групп профессиональных предпринимательских функций обосновывается целесообразность включения профессиональных предпринимательских компетенций в образовательные программы по предпринимательству. Формирование предпринимательских компетенций у выпускников рассматривается как достижение ключевых результатов обучения, основанных на применении компетентностного и практико-ориентированного подходов. Автором отмечается, что в отсутствие соглашения о признании предпринимательства самостоятельным направлением высшего образования в Российской Федерации университеты вынуждены искать нестандартные способы построения образовательных программ по предпринимательству, направленных на формирование необходимых компетенций выпускниками [10].
Ключевым элементом стимулирования создания новых компаний является продвижение предпринимательских идей в студенческом сообществе как наиболее динамичной и готовой к инновациям и риску среде. Несмотря на объем мер государственной и негосударственной поддержки, имеющихся на федеральном и региональном уровнях, сегодня делается вывод об их недостаточности и низкой эффективности. В качестве дополнительного механизма предлагается использовать научный и образовательный потенциал университетов. В целях дальнейшего развития предпринимательского движения университеты могут рассмотреть такие новые механизмы, как создание стартап-студии или запуск студенческого бизнес-акселератора [11].
Среди зарубежных работ по теме данного исследования хочется выделить следующие.
Новизна исследования Р. Три Прийоно Буди Сантосо и соавторовзаключается в применении построения теории Шейна и модели обучения предпринимательству в высшем учебном заведении. В результате авторы приходят к выводу о том, что сфера бизнеса, которая соответствует академической дисциплине, а также деловым интересам и хобби студентов, является более успешной, чем та, которая имела иную перспективу в качестве стартапа. Лидерство, предприимчивость и управленческие способности являются определяющими факторами успеха. Студент, наделенный этими качествами, может глубже проникнуть в предпринимательский процесс стартапов, чтобы распознать возможности для создания идей, открытия бизнеса и его развития [12].
В настоящее время ведется много споров о том, какие методологические инновации необходимы для обучения предпринимательству в университетах в новом конкурентном контексте. Реформа образования в области инноваций и предпринимательства должна начинаться с концепции инновационного образования, инновационной системы учебных программ и методов преподавания, инновационного режима практики и т. д. и полностью отражать новую концепцию инженерного образования «Новая инженерия», новую структуру дисциплин и специальностей, новый режим подготовки персонала и новое качество образования и преподавания с тем, чтобы воспитать профессионалов-новаторов с предпринимательскими талантами высшего класса, которые отвечают потребностям развития времени [13].
Предпринимательский путь студентов колледжа на Филиппинах, которые создали малый бизнес в условиях пандемии, описан в работе A. Доминго. Исследование показало, что готовность студентов начать бизнес обусловлена образованием в области предпринимательства, которое они получили на курсе. Создавая свои малые предприятия, они приобрели личные предпринимательские компетенции от умеренного до высокого уровня. Наставничество коллег и посещение бесплатных вебинаров помогли студентам улучшить их бизнес. Тайм-менеджмент, строгое соблюдение правил техники безопасности и гигиены труда, а также карантин в сообществе поставили перед обучающимися сложные задачи, с которыми последние блестяще справились [14].
Особенно важно глубоко понять цели и требования эмпирического обучения для подготовки инновационных и предпринимательских талантов и по-настоящему реализовать это при построении модели. В настоящее время спрос предприятий на выпускников изменился со специалистов, которые сосредоточены на теории, на тех, кто акцентирует свое внимание на применении знаний на практике. Чтобы соответствовать новым требованиям рынка талантов (бизнес-профессионалов с новыми высококачественными способностями), была разработана модель обучения с панорамным опытом для новых бизнес-инновационных и предпринимательских талантов [15].
Растущий спрос на информацию о том, как начать бизнес, вызвал резкий рост числа занятий и программ по предпринимательству. Признавая сложность преподавания теории студентам, изучающим предпринимательство, а также учитывая частые жалобы («Теория скучна!»), Дж. О. Фитутверждает, что эффективная стратегия преподавания теории студентам должна быть ими одобрена и контролироваться преподавателями. Наиболее эффективной мерой является создание одобренной учащимися системы проведения классных собраний, требующей от обучающихся отработки определенных навыков. Таким образом студенты приобретают компетенции, практикуя теоретические занятия. Такой подход позволяет классу в меньшей степени сосредоточиться на преподавателе и привносит больше разнообразия и неожиданности, делегируя учебную деятельность учащимся. Самое большое преимущество использования подхода, основанного на теории деятельности, заключается в том, что студенты изучат теорию, которая может повысить их шансы как предпринимателей [16].
Предпринимательство все чаще привлекает внимание политиков в связи с необходимостью содействия экономическому развитию и созданию рабочих мест. Среди движущих сил предпринимательства именно университетское предпринимательское образование имеет особое значение [17].
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой теме показал, что в настоящее время достаточное внимание уделяется проблеме обучения предпринимательству в высших учебных заведениях России и за рубежом. Однако, по мнению авторов данного исследования, роль университета как детерминанта акта предпринимательства и описание факторов, необходимых в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса, освещены недостаточно.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Теоретическую базу исследования составил анализ российской и зарубежной научной литературы по теме развития предпринимательства в высших учебных заведениях.
Предпринимательство упрощенно относится к стремлению человека начать бизнес. Это процесс, с помощью которого люди осознают, что владение собственным бизнесом является жизнеспособным решением. Эти люди думают о бизнесе, который они могли бы создать, учатся, как стать предпринимателями, и приступают к созданию и запуску предприятия [18].
В настоящее время именно будущие выпускники вузов должны осознать возможность открытия собственного бизнеса вместо того, чтобы рассматривать в качестве карьеры только оплачиваемую наемную работу. Действительно, сейчас существует единодушное осознание необходимости интеграции предпринимательства в политику высшего образования.
Цель состоит в том, чтобы сначала популяризировать концепцию, инициировать предпринимательство среди студентов и таким образом сделать всех выпускников потенциальными предпринимателями. Для реализации этой цели существуют разные подходы.
1. Подход, основанный на потребностях характера будущего предпринимателя. Этот подход базируется на предположении о том, что определенные психологические черты предрасполагают предпринимателя к его предпринимательской деятельности и что эти черты отличают его от не предпринимателей. Отмечается, что предприниматели являются чаще всего недовольными личностями по сравнению с другими, а принятие риска для них проистекает из материальной потребности. Упоминается также и об их внутренней потребности власти, что означает более или менее явное желание занять преобладающее место в системе. Однако такой подход имеет свои ограничения, так как явно классифицировать предпринимателей по их личностным чертам невозможно. Исследования должны быть сосредоточены на том, что делает предприниматель, его поведении, а не на том, кто он есть [19].
2. Поведенческий подход. Считается, что создание бизнеса является результатом множественных влияний и предприниматель лишь один из элементов сложного процесса. Это воспринимается через деятельность, которую требуется осуществить, чтобы была создана компания. В исследованиях рассматриваются две модели: организационная модель обучения и модель предпринимательского намерения [20].
3. Экологический подход. Он включает в себя все внешние факторы, которые могут способствовать возникновению акта предпринимательства у индивида, поскольку предпринимательская деятельность неотделима от его экономической и технической среды и, конечно же, от вмешательства государственных органов [21]. Предпринимательство является результатом взаимодействия благоприятных рыночных условий (невозможно развитие бизнеса в случае сбоя в работе рынков), хорошо продуманных государственных программ (которые обеспечивают гибкость, финансирование и информационные потоки) и позитивного культурного отношения (среда, в которой предпринимательство пользуется большим уважением и не ожидается неудач).
Первые два подхода гораздо больше соответствуют социальным и психологическим наукам, потому что они имеют в качестве своего объекта личность предпринимателя. Поэтому мы будем полагаться на экологический аспект в нашем исследовании, поскольку университетское обучение признается в качестве внешнего стимулирующего фактора среди многих других.
Результаты исследования / Research results
Авторы исследования выделяют следующие показатели, стимулирующие предпринимательство в целом.
1. Финансовый стимул. Накопление богатства индивидом вполне может мотивировать его к созданию бизнеса, но не является единственным определяющим фактором акта предпринимательства [22].
2. Семья. Наличие родителя-предпринимателя или члена семьи может мотивировать человека также стать предпринимателем, как и поддержка или желание такого выбора со стороны семьи.
3. Полученный опыт. Некоторые сотрудники выбирают предпринимательство после освоения определенной технологии внутри своей компании. Сами компании поощряют, а иногда и помогают сотрудникам создавать свой бизнес.
4. Безработица. Открытие бизнеса может быть способом создать свою собственную работу, когда по разным причинам рынок труда не предлагает желаемых возможностей трудоустройства. Даже если человек уже работает, некоторые исключительные факторы могут мотивировать его начать свой бизнес: увольнение, недовольство или конфликты на работе, отсутствие возможностей карьерного роста и продвижения по службе, дискриминация.
5. Культура. Ценности и нормы, преобладающие в обществе, формируют будущее любого индивида. Предпринимательская интенсивность и жизнеспособность, если они уже существуют, способствуют возникновению акта предпринимательства. Потребности в самореализации, независимости или власти свойственны англосаксонской или европейской культуре и считаются мощными детерминантами. С другой стороны, в развивающихся странах, где эти потребности плохо определены, люди создают бизнес, чтобы выжить из-за безработицы или необходимости дополнять доход домохозяйства.
6. Наличие возможностей для бизнеса, которым благоприятствуют, в свою очередь, рост спроса на товары и услуги, инновации из университетов или исследовательских центров, социально-экономическая стабильность, рост населения.
7. Государственная помощь. Путем поддержки физических лиц в создании новых компаний государство поощряет предпринимательскую практику. Другие формы помощи, такие как налоговые льготы, банковские кредиты, также предоставляются в целях поощрения предпринимательства.
8. Университетское образование. Чем выше качество обучения, тем оно более профессиональное, практико-ориентированное и тем больше вероятность того, что студенты будут внедрять инновации или иметь идеи для превращения в проекты.
9. Обучение предпринимательству. Некоторые исследования показывают, что изучение предпринимательства повышает уровень предпринимательского намерения и восприятие самоэффективности [23–26]. Главная цель – вдохновить студентов и выпускников на выбор начать свой бизнес [27].
Выделяется пять уровней в содержании любого обучения предпринимательству с целью развития предпринимательских знаний:
1) «почему» (мотивация),
2) «ноу-хау» (способности),
3) «знать кто» (реляционные навыки),
4) «знать когда» (интуиция нужного момента),
5) «знать что» (теоретические и практические знания) [28].
Какие же факторы необходимо учитывать в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса?
- Предпринимательская среда. Нельзя надеяться на обучение предпринимательству, если предоставляемое обучение не соответствует преследуемой цели. Индивид может по-настоящему научиться предпринимательству только в среде, максимально приближенной к реальности. Поэтому она должна быть глубоко ориентирована на практику и приобретение навыков должно иметь приоритет над передачей знаний [29]. Примером может служить опубликованный во Франции в 2010 году «Показатель уровня предпринимательской подготовки и предпринимательского подхода» с целью оценки университета в глазах рекрутеров путем перевода на профессиональный язык содержания преподаваемых дисциплин [30]. Если на протяжении всего обучения студент не видит, как конкретно производится продукт или тем более как работает экономическая компания, как можно надеяться, что он сможет видеть себя инициатором бизнес-проекта? Независимо от того, является ли преподаваемая дисциплина технической, социальной или экономической, необходимо преследовать двойную цель: передавать знания и направлять эти же знания к идее изобретения или инициирования проекта.
- Общий набор характеристик. Для того чтобы обучаться предпринимательству, предпочтительно, чтобы сам университет был предпринимательским. Более того, по многим причинам, связанным с изменениями в системах образования, этот путь сегодня является непременным условием модернизации высшего образования. Лучшие университеты, готовящие к предпринимательству, имеют общий набор характеристик: отлаженная стратегия правления, поиск прибыли как цели, обновленные педагогические практики, партнерские отношения с экономическим миром, формализованная система оценки целей, системы мотивации и обучения сотрудников университета [31]. Когда университет работает, как любое экономическое предприятие, его административный персонал проникается предпринимательской практикой, преподаватели практикуют проектную педагогику, отдавая предпочтение прикладным знаниям. Студентам, которые учатся в таком контексте, предлагается ценить предпринимательство как профессию и даже думать о своей учебе как об инвестициях, которые только предпринимательский путь способен сделать прибыльными.
- Стимулирование врожденных и формирование необходимых предпринимательских качеств у обучающихся. Успех в профессиональной жизни в качестве работника или предпринимателя зависит не только от накопления знаний. Бизнес-среда императивно требует множество навыков, таких как самоуправление, общение, командная работа, планирование, управление, критический анализ, эффективное обучение. Конечно, некоторые из этих навыков являются врожденными, но университет обязан, если предпринимательство действительно возложено на него как миссия, стимулировать и укреплять их дальше. Зачастую студентам не хватает навыков, необходимых для начала «предпринимательского приключения». Они особенно критикуют высшее образование за игнорирование концепций творчества, обучения в области информационно-коммуникационных технологий, решения проблем цифровой грамотности [32].
4. Согласованность различных университетских программ обучения. Стоит отметить, что сегодня обучение сосредоточено на передаче более или менее абстрактных разрозненных знаний без особой согласованности между различными программами обучения. Оно не ориентировано на цель предоставления студентам реального синтеза того, как работает экономическое предприятие. А ведь это тоже является непременным условием для предпринимательства. В противном случае, выходя на рынок труда, выпускники осознают необъятность и разрозненность знаний, полученных в университете, в дополнение к навыкам и знаниям, которые они не удосужились развить во время обучения.
Заключение / Conclusion
Традиционно наиболее важным вкладом университета в развитие экономики и предпринимательства были инновации, исходящие из его лабораторий, которые могут использоваться опытными предпринимателями. Но, помимо исследований, университет также отвечает за продвижение предпринимательства гораздо более активным образом – посредством обучения и надзора. Во всем мире наблюдается растущая тенденция к пересмотру способов обучения, чтобы привить студентам дух предпринимательства. Инновационные университеты создают инкубаторы для поддержки руководителей проектов, поддержки их стабильности и преемственности и, прежде всего, объединения молодых компаний.
Еще в 2000 году Лиссабонский Европейский Совет признал предпринимательство одним из пяти основных навыков, приобретаемых студентами. В 2001 году предпринимательство было включено в качестве одной из тринадцати целей, поставленных перед высшим образованием. А в 2006 году это была одна из восьми ключевых компетенций для обучения на протяжении всей жизни [33].
Эта роль, приписываемая университету, находит свою легитимность в глобальном консенсусе вокруг идеи о том, что предпринимательство приобретается, а не является врожденным. Достаточно создать соответствующие программы обучения предпринимательству, модернизировать университетское обучение и превратить сам университет в экономическое предприятие.
Сегодня на наших глазах происходит смена парадигмы: предполагается, что предпринимательский дух не обязательно является результатом личностных черт, но он может быть развит в каждой отдельно взятой личности. Утверждается, что предпринимательский дух не является ни естественным, ни спонтанным. Это плод постоянной работы, дисциплины духа и действия, повседневной практики. Это не прерогатива определенных людей или благоприятной конформации. Это конкретные знания, навыки и отношения, которые могут быть отработаны при обучении, усилены и использованы [34].
Ошеломляющий рост числа курсов предпринимательства, запущенных университетами по всему миру в последние десятилетия, дает информацию об их неоспоримой роли в содействии созданию бизнеса среди студентов. Следовательно, рассмотренные в данном исследовании факторы необходимо учитывать в обучении студентов, так как они позволят воспринимать университетское образование как предпосылку для создания бизнеса.