Введение / Introduction
Необходимость владения креативным письмом не отражена напрямую в ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата), но наиболее полно находит свое отражение в универсальных и профессиональных компетенциях: ОПК-1 «Способен применять систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях» и ОПК-3 «Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения». Группы универсальных компетенций включают компетенции, затрагивающие системное и критическое мышление (УК-1), разработку и реализацию проектов (УК-2), а также коммуникацию (УК-4) [1].
В нашей предыдущей статье «Приемы развития навыков академического письма обучающихся языковых специальностей» намечалась перспектива исследования креативного письма, в частности, утверждалось, что академическое письмо, кроме своей основной формы «аргумент-обоснование-вывод», может иметь и другие формы; работа с академическим письмом включает и развитие навыков по аналитическому чтению. Стилистика академического письма изменяется. Так, наблюдается отклонение от стандартных классических форм и клишированности, делается акцент на креативности заданий [2].
Понятия «креативное письмо» и «творческое письмо» являются взаимозаменяемыми. На наш взгляд, многие ученые достаточно широко определяют данное понятие. Так, Н. Г. Кизрина дает следующее определение: «“креативное письмо” – особый вид человеческой деятельности по созданию нового оригинального продукта, в качестве которого выступает письменный текст» [3]. В общем смысле креативное письмо – это метод изучения литературного письма, это представление текста в оригинальном и индивидуальном стиле, это форма письма, открывающая новые способы выражения текстовой информации [4]. Также можно встретить более подробные и развернутые определения: «Креативная письменная речь – это письменная речь, в которой проявляются оригинальные, с точки зрения пишущего, идеи, соотнесенные с решением коммуникативной задачи; самостоятельность в определении содержания письменного высказывания с привлечением воображения, фантазии, личного опыта учащегося, включая эмоциональное, ассоциативное, критическое или творческое мышления по теме, предлагаемой учителем или определяемой самим учащимся, и в которой содержится выражение собственных мыслей, чувств, мнений по отношению к предмету высказывания» [5].
Жанровые особенности креативного письма разнообразны и не ограничиваются статичным, конечным набором характеристик. Можно сказать, что и многие виды академического письма могут содержать в себе элементы креативного письма. Так, в изложение могут быть добавлены элементы сочинения, в реферировании текста (рендеринг) последняя часть может не только носить субъективно-фактологическую оценку, но и включать элементы творческого осмысления реферируемого текста. Практика преподавания показывает, что чаще всего предлагаемые типы творческого письма на языковых факультетах включают в себя написание сочинений (с элементами описания, рассуждения, повествования), что в редких случаях вызывает творческий интерес и азарт написания. Нередко подобные сочинения отличаются формализмом и языковой посредственностью, превращаясь в повинность как для пишущего, так и для проверяющего.
Можно выделить два основных направления работы над креативным письмом в рамках обучения на языковых специальностях: креативное письмо рассматривается и как профессиональный навык, который может быть выделен в непосредственную дисциплину «Креативное письмо», и в рамках смежных дисциплин по копирайтингу, спичрайтингу, рекламе и др. В рамках этого направления владение креативным письмом является частью профессиональных навыков по созданию и продвижению текстов в продающей среде. Второй подход к креативному письму носит менее академичный характер и по большому счету не регламентирован учебной программой. Упражнения с элементами креативного письма могут также широко использоваться в общеязыковых курсах не только для развития языковых навыков, но и для создания благоприятной психологической атмосферы и ситуации успеха. Использование заданий по созданию креативных текстов может быть выполнено в качестве индивидуализации образовательной деятельности обучающихся [6]. Креативное письмо поощряет новаторство, языковой артистизм, эксперименты и риск. Работа над креативным письмом развивает мягкие навыки, может помочь легче ориентироваться в появляющихся жанрах и реагировать на языковые вызовы виртуального и реального мира.
Резюмируем. Креативное письмо как отдельная дисциплина нацелена на овладение общепрофессиональными компетенциями. Разножанровость креативного письма, адаптация к новым технологиям и языковым элементам позволяет оптимальным образом подготовить обучающихся к непосредственному использованию креативного письма как элемента трудовой деятельности. Креативное письмо как один из видов письменных работ в рамках языковых дисциплин имеет не только методический, но и психологический, а также воспитательный потенциал. Элементы креативного письма могут повысить мотивацию обучающихся при индивидуальном или групповом (проектном) выполнении письменных работ. Групповая работа над заданиями с элементами творческого письма, помимо развивающего ресурса письменной речи, будет иметь и воспитательный компонент, затрагивая мягкие навыки обучающихся. Кроме того, как следует из самого определения письма – «креативное», «творческое», то есть подразумевающее процесс созидания, творения и воплощения, оно призвано обладать не только информационной ценностью, но и определенной эстетической наполненностью, работа над которой «будет способствовать эстетическому воспитанию студентов» [7].
Обзор литературы / Literature review
Жанрово-ориентированному подходу к обучению творческого письма отводится первостепенная роль в методике преподавания иностранным языкам. В рамках данного подхода формируются следующие компетенции: научная, информационная, общекультурная, коммуникативная и профессиональная. Предлагается выполнение таких заданий, как интерпретация разножанровых текстов, которые могут различаться по структуре и содержанию и быть схожими по стилю и набору клишированных фраз.
Многие эксперты уделяют огромное внимание понятию «творчество» как важной составляющей части процесса обучения креативному письму. В ряде основополагающих работ Н. Г. Кизрина пишет о том, что обучение креативному письму должно осуществляться как обучение творческому процессу, а конечное сочинение следует рассматривать как продукт этого процесса: «Креативное письмо представляет собой особый вид человеческой деятельности по созданию нового, оригинального продукта, в качестве которого выступает текст. Текст, продукт творческой деятельности, является отражением авторских открытий окружающего мира и себя в этом мире <…>. Всякий текст содержит в себе не только семантическую информацию, но и эстетическую, он всегда выразителен и оригинален» [8]. Н. Г. Кизрина предлагает построить процесс обучения креативному письму в три этапа, а именно: подготовительный, репродуктивно-подготовительный и продуктивный. На первом этапе предлагаются различные упражнения, которые развивают способность к анализу и синтезу, к постановке и обнаружению проблем, и упражнения, развивающие ассоциативное мышление. В рамках репродуктивно-подготовительного этапа выполняются упражнения в реконструкции и анализе текста, а также в его трансформации. Продуктивный этап включает в себя упражнения двух видов: с опорой и без опоры на изобразительную наглядность. Автор приходит к выводу о том, что креативное письмо является важным инструментом развития различных видов речевой деятельности при обучении иностранным языкам в высшей школе [9].
Элементы креативного письма могут быть использованы в рамках разработанных курсов по определенным дисциплинам. Так, авторы статей рассматривают некоторые учебные курсы языковых факультетов вуза и возможность внедрения творческих заданий, активно выполняемых в рамках данных курсов. Например, учёные из ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» (далее – ЧелГУ) отмечают специфику курса «Идиостиль современных британских писателей», который предполагает, во-первых, написание эссе по пройденным художественным произведениям и, во-вторых, анализ идиостиля британского писателя. Эссе является завершающим этапом закрепления темы курса и проверки остаточных знаний обучающихся. В статье приводится два примера эссе и делается их краткий анализ. Авторы указывают на то, что, несмотря на четкую формулировку темы, задач и заданный объем, работы могут значительно отличаться. Некоторые обучающиеся предпочитают высказывать свое мнение о произведении, нежели заострять внимание на идиостиле писателя. Другие демонстрируют познания в области лингвистики, литературоведения и интертекстуального анализа текста, подробно описывают сюжет и делают критический обзор, выходя за пределы заданных рамок глубины содержания и объема эссе. С. А. Питина и А. Д. Щербов приходят к выводу о том, что различные подходы и результаты, которые обнаруживаются при выполнении данного задания, иллюстрируют теорию множественного интеллекта, которая реализуется в креативном письме. Самостоятельная работа обучающихся позволяет проявить творческие способности, выбрать нестандартный подход к выполнению задания и предоставляет возможность овладеть навыками письма на иностранном языке в определенной последовательности [10].
Некоторые авторы предлагают интенсивно использовать творческие задания в политической, социальной, экономической и правоохранительной сферах, например в документах, заявлениях, договорах при решении имущественных, уголовных, административных и прочих споров. Так, Е. В. Думина в статье «Обучение иноязычной письменной коммуникации в сфере юриспруденции на основе технологии креативного письма» рекомендует отрабатывать письменные задания профессиональной направленности, например, со студентами юридических специальностей. Элементы креативного письма необходимо вводить на базовом этапе. Креативные упражнения более высокого уровня сложности возможно применять на продвинутом этапе освоения иностранного языка. Обучающимся предлагается, например, изложить основные положения определенных нормативно-правовых документов (исковое заявление, договор купли-продажи имущества, претензии потребителей на приобретенный некачественный товар и т. д.). Таким образом, креативное письмо способствует формированию высокого уровня языковой компетенции вообще и развитию навыка написания юридических документов в частности. В процессе обучения будущих юристов учитывается специфика возможных потребностей высококвалифицированного специалиста, например особенности формирования личности, владеющей несколькими иностранными языками [11].
Особое внимание уделяется некоторым методикам обучения письменной речи и креативному письму. Методисты делают акцент на дополнительных заданиях, которые стимулируют обучающихся к написанию творческих работ, таких как просмотр видеофильмов, прослушивание музыки, сочинение стихов и т. д. В своей статье «Способы формирования и раскрытия творческого потенциала обучающихся на занятиях по креативному письму» Т. Н. Александрова рассматривает психолого-педагогические и методические приемы создания комфортной обстановки для побуждения обучающихся к написанию творческих работ. Автор подробно описывает три этапа эксперимента, который проводился в рамках творческой мастерской по креативному письму, и полученные результаты в ходе и после проведенного эксперимента. Автор приходит к выводу о том, что, так же как и любые другие таланты, креативные способности необходимо развивать. Именно занятия по креативному письму могут послужить мощным импульсом для раскрытия творческого потенциала обучающихся и их успешного продвижения в данном виде деятельности. Многим знакомо состояние во время творческого кризиса (англ. writer’s block). Обучающимся приходится прилагать много усилий для того, чтобы выйти из этого состояния. Преподаватель, в свою очередь, должен регулярно экспериментировать с заданиями, искать новые способы преодоления трудностей, предлагать необычные темы, работать в режиме постоянного творческого поиска. Успешность/неуспешность выполнения заданий может зависеть даже от настроения преподавателя и обучающихся и обстановки в аудитории, не говоря уже о стимулирующих упражнениях и креативных заданиях, направленных на раскрытие творческого потенциала. Музыка, игры, фильмы, смена видов деятельности (индивидуальная, парная, работа в группах) могут способствовать развитию фантазии и выражению своей индивидуальности во время написания сочинения, например, стихотворения с использованием незаурядных метафор [12]. Авторы также предлагают различные упражнения и варианты их выполнения. Например, стихосложение по предложенному шаблону или без него, создание текстов с опорными словами; диалог, который сочиняется экспромтом, в письменной форме и не озвучивается обучающимися (так называемый «немой диалог»); работа с написанным слитно сплошным текстом, направленная на вычленение отдельных лексем и выражений и др. [13]
Визуальные материалы играют огромную роль в процессе работы над креативным письмом. Картина знаменитого художника, скульптура или фотография вызывают определенные эмоции. Данные элементы могут послужить опорой для написания диалога, рассказа, сказки или сочинения-рассуждения. Такие задания обладают воспитательным потенциалом, вдохновляют обучающихся и развивают их творческие способности, а значит, активируют образное мышление, что соответствует задачам креативной работы с иноязычным текстом.
Существуют вариации при отборе типов заданий, визуальных материалов, ассоциативных техник фрирайтинга, а также методов проверки или презентации финального продукта. Творческий потенциал обучающихся проявляется на финальном этапе, а именно во время презентации или публикации своих работ, например, на сайте группы или на любой другой интернет-платформе. Всё это положительно влияет на процесс обучения иностранным языкам вообще и креативному письму в частности [14].
Креативные упражнения способствуют развитию творческого мышления, повышают эрудированность обучающихся. Так, например, студентам предлагается написать хайку или стихотворения собственного сочинения по предложенному шаблону. На более продвинутом уровне можно использовать вариант без шаблона и с использованием активного лексического запаса. Написание текстов различных жанров также является эффективным. Тексты ранжируются от рекламных слоганов и объявлений до аннотации к научным статьям. Обучающимся также предлагается написать продолжение или конец какой-либо истории. Результативным методом является использование метода кластеров. В рамках данного подхода ассоциативные цепочки служат базой для написания небольших текстов, отправной точкой которых является ядро кластера [15].
В процессе изучения иностранного языка творческие задания играют огромную роль, так как существует ряд трудностей при написании различного вида письменных работ. В таких случаях авторы предлагают создать мощный мотивационный импульс для формулировки заданий.
Авторы оперируют понятием «креативная рамка». Преподаватель сам определяет жанр письменного вида работ, стилевую принадлежность, коммуникативную задачу и т. д. Так, например, возможны различные варианты декларирования темы. Рамки заданных клишированных тем могут быть раздвинуты с добавлением в них комического, эффекта неожиданности, сюрреализма и т. д. Немаловажным является выбор жанра, например, написать электронное письмо, пост в блоге или развернутый комментарий в сети. Также могут быть использованы всевозможные средства визуализации, например видеоматериалы, фотографии и рисунки, облака слов и т. д. Авторы приходят к выводу о том, что обучающиеся предпочитают выполнять задания, которые связаны с определенными личными переживаниями, например воспоминаниями о детстве, поездках и др. Это могут быть переживания, вызванные обсуждениями произведений искусства, прочтением книги, а также рассказ о любимых увлечениях и занятиях. Креативные задания развивают творческое мышление, способствуют формированию профессиональных компетенций [16].
В рамках исследования креативного письма важно помнить о том, что работа с текстом состоит из различных этапов или фаз (формулировка темы, постановка цели и задач, фаза создания текста и его редактирования). Фаза редактирования текста, в свою очередь, имеет определенную последовательность, начиная с проверки орфографии и заканчивая этапом стилистического анализа текста. Редактированием содержания текста может заниматься как автор, так и коллектив авторов. Предлагается также инициировать так называемую «писательскую конференцию». Под «писательской конференцией» понимается «коллективное редактирование текста в дружелюбной атмосфере». Создается атмосфера творческой студии, где все обучающиеся равноправны, равностатусны и у каждого имеется своя задача. Непринужденная обстановка способствует повышению мотивации, интереса к работе с текстом, его анализу, развитию умения вести дискуссию, работать в команде, аргументированно доказать свою точку зрения и т. д. [17] Некоторые методисты предлагают авторские курсы. Е. В. Житкова рекомендует ряд методик в рамках авторского курса по работе с креативным письмом. На начальном этапе рекомендуются задания с опорой на текст, например, обучающимся необходимо дописать недостающие части текста. Далее автор рассматривает широкий спектр возможностей для получения желаемых результатов на различных этапах обучения креативному письму. Опорой могут служить песни на иностранном языке, музыка, цитаты писателей и видных деятелей искусства и культуры, пословицы и поговорки, даже отрывки из фильмов (как вариант – с отключенным звуком). При этом обучающимся рекомендуется вести глоссарий устойчивых слов и выражений, которые в процессе работы над креативным письмом из пассивного запаса постепенно переходят в активный [18].
Некоторые авторские курсы являются актуальными в рамках инклюзивного образования. Факультативный курс «креативное письмо» для обучающихся с нарушениями слуха включает в себя ряд методов, стимулирующих креативность, например метод кластеров, метод ведения личного дневника, метод написания сочинений на свободную тему и т. д. В отдельную группу входят развивающие игры: ребусы, лингвистические задачи, игры, логогрифы, кроссворды и т. д. Подобные упражнения помогают создать диалоговую среду, погрузившись в которую обучающиеся могут раскрыть свой потенциал. Так благодаря инновационным методикам креативное письмо становится важным элементом плодотворного общения [19].
Для обучающихся продвинутого уровня в рамках дисциплины «Практикум по креативному письму» автор предлагает ряд аналитических и творческих заданий на основе рекламных текстов. Методика состоит из четырех этапов, при этом задания выстраиваются по степени сложности. Один из этапов включает в себя анализ вербальной составляющей, например, студентам необходимо выявить и проанализировать визуальную, одорическую, аудиальную лексику, топонимы, термины, императивные глагольные формы, личные местоимения, абстрактные существительные и т. д.
Помимо вербальной составляющей креолизованного рекламного текста обучающимся необходимо найти другие его компоненты, а именно: иконический и параграфический. В качестве выводов обучающиеся должны доказать эффективность определенной рекламы и комплексно описать психологические приемы воздействия на реципиента, манипулятивные стратегии и тактики; аттрактивную, эмоционально-экспрессивную, эстетическую и суггестивную функции негомогенных компонентов креолизованных рекламных текстов. Заключительный этап предваряется рядом тренировочных упражнений с использованием коммуникативно-прагматического метода и метода компонентного анализа, т. е. исследование плана содержания компонентов креолизованных рекламных текстов, целью которого является разложение значения на минимальные семантические составляющие. Непосредственно финальный этап состоит из практического задания, при выполнении которого студентам необходимо создать креолизованные рекламные тексты по заданному шаблону с учетом всех требований, предъявляемых к текстам подобного типа [20].
Далее рассмотрим некоторые зарубежные работы, посвященные креативному письму. В монографии Г. Харпера, опубликованной в серии New Writing Viewpoints (серия по большей части посвящена именно креативному письму в самых разных его проявлениях), рассматривается философское осмысление понятия «креативное письмо» и его элементов. Каждая из глав монографии начинается с вопроса, задающего тему: все ли результаты творческого письма имеют эстетическую ценность? Творческое письмо – действие или совокупность действий? Как соотносятся завершенность и творческое письмо? [21] Д. Майерс в книге с анекдотичным названием «Слоны обучают: творческое письмо с 1880» рассматривает личность педагога: насколько желательно и обязательно педагогу самому быть автором; может ли писатель быть хорошим преподавателем творческого письма? Автор пишет об опыте писателей-педагогов Г. Лонгфэлло, Р. У. Эмерсона, Р. Фроста, Э. Паунда и др. Д. Майерс показывает трансформацию образовательных доминант и подходов к творческому письму на протяжении нескольких десятилетий [22]. Одной из основополагающих работ по творческому мышлению стала работа С. Эрншоу и соавторов The Handbook of Creative Writing. Книга состоит из трех объемных разделов, два из которых будут полезны преподавателям креативного письма. Первый раздел посвящен обзору некоторых теоретических аспектов темы, где ключевым выступает понятие «креативный»: теоретические подходы к креативному письму, креативная педагогика, жанры креативного письма, критическая теория и др. Вторая глава «Искусство письма» носит более практико-ориентированный характер и затрагивает непосредственно написание текстов различных форм и жанров: короткий рассказ, подростковая проза, роман, мемуары, тексты песен, коллаборативное письмо и др. Авторы описывают работу над современными жанрами с использованием современных информационно-коммуникационных технологий [23]. Заметим, что проблемное мышление и креативное письмо, будучи разными по своим целям, имеют общие важные черты. Так, базовой характеристикой является то, что критический анализ невозможен без выхода «за рамки», «свежего взгляда» на решение проблемы, а именно этот аспект реализуется в творческом письме [24]. Необходимость анализировать, строго следовать формату в креативном письме схожа с аналогичной мыслью о творчестве и обучении на протяжении всей жизни (LLL – lifelong learning) в академическом письме [25]. Наличие межпредметности и возможность развивать навыки творческого мышления и творческого письма с применением экстралингвистических стимулов подчеркиваются как отечественными, так и зарубежными педагогами, методистами и филологами. Одной из базовых работ по теме исследования стала монография К. Берайтера и соавторов, в которой рассматриваются когнитивные, психологические и стратегические особенности планирования и написания сочинений. Авторы отмечают, что в процессе написания любого типа сочинений можно выделить «психологию простого» и «психологию сложного». Совокупность анализа обоих параметров позволит оптимальным образом решить возникающие проблемы в написании творческого сочинения [26].
Работа Маргарет Боден продолжает исследования, связанные с психолого-когнитивными особенностями креативности, с привлечением компьютерных технологий: автор рассматривает творчество не только в процессе письма, но и в музыке, игре в шахматы [27]. Вышеупомянутые труды являются одними из основных в изучении творческого процесса в различных сферах и областях знаний. Переходя непосредственно к творческому письму как процессу и дисциплине на многих языковых факультетах, важно обратиться к работе М. Тебо, в которой описываются основные проблемы при обучении креативному письму и его восприятию. Так, автор отмечает, что курсы творческого письма, ввиду их кажущейся несерьезности, нередко становятся дополнительными, вынесенными за рамки основной программы обучения. Творческое письмо зачастую становится предметом без оценивания, так как требования к итоговому продукту могут быть размытыми и субъективными. Налицо тенденция использования практик творческого письма в рамках процесса развития мягких навыков, коллективной проектной работы, курсов личностного роста, сеансов работы с психологом и др. Подобная «аура» предмета может упростить восприятие и преподавание творческого письма. Основываясь на постулатах У. Пэрри об интеллектуальном и этическом развитии, автор обосновывает свою позицию по поводу необходимости введения курса творческого письма в учебные курсы университетов [28]. В коллективной монографии Colors of Different Horse представлены исследования по педагогике творческого письма. В. Бишоп и соавторы описывают методологические подходы к творческому письму в рамках вузовского образования и настаивают на строгом методологическом подходе к теме. Строгость, однако, может быть реализована в рамках различных подходов: семиотическом, постструктуралистском, постмодернистском, дискурсивном, феминистическом и этническом, когнитивном, культурном, историческом, диалогическом и др. В коллективной монографии показано, что творческое письмо может значительно обогатить педагогический диалог. Авторы убедительно доказывают, что воображение, наложенное на теорию и философию, может привести к значительному прогрессу в письме. Один из авторов монографии, Р. М. Берри, заявляет, что свободное владение творческим письмом говорит о продвинутых знаниях дисциплин гуманитарного цикла, в частности литературного анализа. Особенностью подхода авторов является очень сдержанное отношение к оценке и полное принятие работ при условии, что обучающиеся на высоком уровне овладели теоретическими основами креативного письма [29].
Австралийский исследователь П. Манден анализирует статистические данные по преподаванию креативного письма с начала 2000-х. Количество университетов, в которых творческому письму и аналогичным дисциплинам выделены академические часы на отдельные курсы, постоянно увеличивается. Автор отмечает не только наличие курсов при подготовке бакалавров и магистров, но и наличие магистерских программ по подготовке магистров в сфере креативного письма (в рамках обучения на режиссерских, лингвистических и филологических факультетах). Опросы университетов и обратная связь позволили автору выделить основные ожидания, требования и представления обучающихся и педагогов о творческом письме [30]. Коллеги П. Мандена, Дж. Кролл и Д. Л. Брайан показывают другую сторону исследования Пола Мандена, проводя логическую нить дальше – в сферу трудоустройства. Авторы предлагают перечень подходов и нововведений в обучении креативному письму для того, чтобы увеличить возможность трудоустройства выпускников со специальностью «творческое письмо» и смежными. Идея авторов состоит в том, что большинство обучающихся еще во время учебы или уже после обучения столкнутся с необходимостью преподавать, поэтому одним из важных и необходимых аспектов факультетов, на которых представлен предмет «творческое письмо», должно стать преподавание педагогики [31].
С. Вандерслайс в монографии Can Creative Writing Really be Taught? (рус. «Можно ли научить креативному письму») рассматривает творческое письмо как предмет в высшем учебном заведении и обсуждает часто возникающие у преподавателей и обучающихся методические вопросы о мнимой легкости предмета, о связи между чтением и письмом, об исследовании в процессе творческого письма. Автор также предлагает свою методическую копилку игр и заданий по развитию творческого письма для обучающихся [32].
П. Вильямс рассматривает обучение творческому письму в терминах прагматики – педагогический процесс описан автором в виде перформативного акта. На материале преподаваемых дисциплин Пол Вильямс показывает, что преподавание творческого письма – перлокутивный акт, имеющий свое значение исключительно в рамках контекста и эффекта. «Творческое письмо – перформативный акт, который становится таковым исключительно в процессе работы над текстом» [33]. Диссертация Р. Мейнери посвящена обучению преподавателей творческого письма. В частности, автор предлагает классификацию типажей преподавателей рассматриваемого предмета, их основные поведенческие и педагогические особенности и характеристики, а также связанные с этими аспектами особенности методики преподавания [34]. Другая сторона темы – восприятие своего продукта творческого письма – рассматривается в работе Г. Лайта. Автор рассматривает восприятие курса творческого письма с точки зрения обучающихся разных уровней. В частности, описывается понимание курса студентами, для которых творческое письмо является «одним из» предметов, и студентами, для которых творческое письмо становится одним из основных предметов. Автор, Грэгори Лайт, также обращает внимание на различное восприятие своих работ обучающимися: нередко результат творческого письма воспринимается очень лично [35].
Обзор публикаций как отечественных, так и зарубежных ученых отображает многогранные подходы как теоретического изучения, так и практического применения креативного письма в учебных программах высших учебных заведений. Спектр методик ранжируется от внедрения различных элементов до составления комплексных курсов и практик по изучению творческого письма. При этом цели и задачи варьируются от создания релаксирующей обстановки в аудитории до неотъемлемого условия развития и совершенствования профессиональных компетенций педагога высшей школы.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Особенности объекта исследования, цель и задачи, сформулированные авторами, предопределили методы и приемы. В работе используются как общенаучные методы критического анализа, синтеза и обобщения, так и частнонаучные: педагогическое наблюдение, а также его оценка. Общенаучные методы были использованы при описании обзора отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, частнонаучные – в разделе «Результаты исследования».
Результаты исследования / Research results
Ниже приведены приемы, которые практикуются на различных дисциплинах факультета лингвистики и перевода ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». На факультете в рамках учебных дисциплин не выделяется отдельная дисциплина, посвященная творческому письму, однако в рамках многих дисциплин и этапов изучения данных дисциплин («Практикум по культуре речевого общения», «Язык СМИ», «Практикум по межкультурной коммуникации», «История литературы стран первого иностранного языка», «Практическая грамматика», «Практическая фонетика» и др.) обучающимся регулярно предлагаются задания с элементами творческого письма. Рассмотрим некоторые из них.
Работа с элементами креативного письма в рамках учебных дисциплин расценивается скорее не как «оттачивание» навыков креативного письма, а как элемент отработки определенного грамматического, лексического и синтаксического материала, в качестве закрепления определенной темы. Элементы творческого письма также используются в качестве вводного или заключительного элемента проработки темы, в качестве задания для развития мягких навыков (soft skills) и психологической разгрузки. Обычно подобные задания высоко оцениваются обучающимися и преподавателями, так как находят высокий эмоциональный отклик.
- Работа с сервисами по генерации текста с применением искусственного интеллекта. Приводимое задание вносит в творческое письмо элементы критического мышления/анализа/синтеза. В частности, предлагается создать текст в генераторах текста (напр., Deep AI или RuGPT3 demo). Обе предложенные программы позволяют работать с английским языком и бесплатны. Предлагается создать текст на заданную тему в генераторе текстов и далее реорганизовать его в сочинение/развернутое высказывание, либо проанализировать полученный текст, либо же сравнить с аналогичным текстом, выполненным в другом генераторе текстов. Работа с уже готовыми, сгенерированными текстами решает сразу несколько дидактических задач: плагиат и мотивация. Проблема с плагиатом/списыванием решается самой сутью задания – сгенерировать текст на тему, а дальнейший анализ этого текста сводит к минимуму элементы списывания. Предварительно рекомендуется провести дискуссию на тему создания текстов при помощи искусственного интеллекта. Дискуссия позволяет найти отправные точки для дальнейшего анализа сгенерированного текста. Повышение мотивации происходит за счет работы с искусственным интеллектом, подобные тексты и задания еще не стали обыденными. Далее задание можно развернуть в зависимости от нужд предмета – например, усовершенствовать, продолжить предложенный текст. В целом работа с генерацией текстов может носить разнообразный характер и задействовать учебные тексты, тексты СМИ, тексты песен, художественную и научную литературу и др.
- Работа с нейросетью/иллюстрациями/метафорическими картами. Генерирование изображений по ключевому слову или тексту может стать хорошим стимулом для дальнейшего мозгового штурма получившегося изображения: как исходная задача отразилась в решении искусственного интеллекта? Данный мозговой штурм-описание может быть выполнен как в письменном виде, так и в виде группового проекта и в устной дискуссии. Задание носит мотивирующий и формирующий характер, так как не подразумевает неправильных ответов и строится на догадках, аллюзиях, общих принципах работы искусственного интеллекта (см. предыдущее задание). Другим заданием с иллюстративным материалом может стать работа с открытками, иллюстрациями или метафорическими картами. Одной из форм работ может стать формулировка запроса (серьезная или шуточная), вытягивание иллюстрации и ее дальнейшая творческая трактовка. Работа может носить терапевтический характер, снимать напряжение и страх перед письменными работами. Преподаватель может заранее обсудить или выдать схему анализа с необходимыми фразами-клише, и в письменной части обучающиеся прорабатывают данные речевые клише.
- Использование онлайн-генераторов текстов и заголовков. Работа с ресурсами типа Reedsy [36], Squibler [37], Writing prompt generator [38] не требует регистрации, может быть выполнена аудиторно и внеаудиторно, индивидуально или в групповом формате. В зависимости от цели можно использовать один из генераторов либо генератор, наиболее подходящий для конкретного задания. Так, Reedsy предлагает различные заголовки, которые можно отсортировать по жанрам (Crime, Fantasy, Mystery, Romance, Sci-Fi), после активации жанра обучающемуся предлагается заголовок, который в дальнейшем можно будет развернуть в историю определенного размера. Работа с Squibler носит несколько иной характер: обучающимся предлагается предложение, которое должно стать началом истории. В качестве дополнения можно объединить работу с Reedsy и Squibler – у обучающихся появляется две «зацепки» для создания истории. Также считаем оправданным давать возможность выбирать название и первое предложение сочинения/истории после нескольких попыток. Writing prompt generator предполагает более развернутую работу с текстом, и конечный результат может быть итогом семестровой групповой проектной работы. После выбора жанра генератор предлагает один из сюжетов в выбранном жанре, который группе обучающихся необходимо развить и дополнить деталями. Задания подобного типа могут носить креолизованный характер и сочетаться с видеофрагментами, иметь вид комиксов (созданных как вручную, так и при помощи генераторов комиксов). Текст может иметь как гомогенную, так и гетерогенную форму – все требования оговариваются преподавателем при формулировке задания.
- Работа с субъективным и эмоциональным восприятием объектов может быть организована следующим образом: обучающимся выдаются карточки с названием эмоции и одно изображение (в зависимости от обсуждаемой темы). Необходимо описать это изображение с точки зрения эмоций: эмоции смотрящего человека, эмоции изображенного человека/объекта. Преподаватель в данном случае может сузить или расширить объем задания в зависимости от интересов и уровня подготовки группы. Объем текста обычно не превышает ста слов. После написания обучающиеся зачитывают тексты в группе, а группа пытается угадать. Данное задание помогает проработать регистры речи и оттенки лексического значения слов.
- Алфавит. Классические задания на создание историй с использованием всех букв алфавита последовательно, либо задание на создание истории со словами на одну букву (тавтограммы). Упражнение подходит для групп разных уровней, задание можно выдать как в качестве домашнего, так и аудиторного. Задание может быть как индивидуальным, так и групповым, но практика показывает, что лучшие результаты достигаются в группах по 2–4 человека. Задание по созданию тавтограмм можно проводить в аудитории, в качестве завершающего и расслабляющего элемента. Работа с уже готовыми тавтограммами может вестись по принципу удаления нескольких слов из текста с последующей вставкой этих слов обучающимися. Другим вариантом работы с тавтограммами является их декомпозиция и дальнейшее составление своей тавтограммы: такое задание позволяет проработать лексическую сочетаемость слов, особенности синтаксиса и речевую комбинаторику.
6. Исследование новых языковых явлений и речевых жанров также возможно в рамках креативного письма, например, на занятиях по деловому иностранному языку, интернет-коммуникации или практикуму по культуре общения иностранного языка. Например, интерес могут представлять фейковые новости и комментарии, содержащие шейминг. После анализа характеристик фейковых новостей обучающимся предлагается создать свою фейковую новость, активно используя основные языковые характеристики (экспрессия, языковая игра, обтекаемость фраз и др.) данного жанра. Аналогичное задание предлагается также по распознаванию и дальнейшему конструированию или обсуждению своих примеров.
7. Одним из эффективных методов креативного письма, на наш взгляд, является коллаж. Напомним, что данный прием активно применяется в искусстве. Уникальное по своему формату произведение создается за счет соединения/ наклеивания своеобразных предметов, кусочков материи, обрывков газет, цветной бумаги, фотографий и т. д., отличающихся по составу, цвету, величине и форме. В современном искусстве можно встретить коллаж из музыкальных и художественных произведений, картин, фотоколлаж и т. д. Оригинальность и самобытность достигается за счет сочетания несочетаемых элементов.
Так, на семинарах по предмету «История литературы стран первого иностранного языка» обучающимся предлагается выполнить определенные требования при написании эссе на английском языке, например, использовать отрывки из сказок или произведений современных авторов, соблюдая при этом пять хронологических этапов (stages). Данные этапы были предложены зарубежными коллегами для отработки устного монологического высказывания.
Обучающиеся могут самостоятельно подготовить отрывки, взятые из пройденных художественных произведений. Формулировка задания: «Приведите примеры из коротких рассказов/сказок или сочините собственный рассказ по предложенному плану». Сочинение рассказа: истории часто повествуются в пять этапов: 1. Зачин/завязка (например, эту историю мне в детстве рассказала бабушка). 2. Предшествующие события/атмосфера (например: был ясный, весенний день, и на деревьях уже начали появляться первые листочки. Моя мама была в саду…) 3. Проблема/конфликт (Вдруг слышу крик…) 4. Развязка (В конце концов она вздохнула с облегчением и откинулась на спинку стула, радуясь, что день наконец закончился). 5. Примечание/мораль (Их жизнь уже никогда не будет прежней) [39]. Коллаж можно применять как индивидуально, так и в качестве групповой формы работы с текстом и его интерпретацией. Такая техника креативного письма легко запоминается и отрабатывается, позволяет повторять цитаты из художественных произведений, систематизировать не связанные между собой абзацы с учетом когезии и когерентности художественного произведения.
8. По аналогии с уникальным стилем представителя литературы «бит-поколения», американского писателя Джека Керуака, самопроизвольный вид креативного письма применяется, чтобы запечатлеть непосредственность мгновенных впечатлений, хаотичность и беспорядочность, в которой происходят определенные события. Напомним, что Джек Керуак писал непрерывно и с максимальной скоростью. Окончательную версию романа On the Road («В дороге») автор писал без остановки, на одном рулоне бумаги, в течение трех недель. В процессе постановки задач при работе над самопроизвольным видом креативного письма можно варьировать задания для обучающихся и вносить определенные требования относительно объема сочинения, времени выполнения, определенных тем (идей, допустимости цитат, вариативности тематических полей). В результате получается неповторимый стиль, свободный от литературных, жанрово-стилевых, грамматических или синтаксических ограничений. Данный вид деятельности также является терапевтическим и в непринужденной манере помогает справиться со страхом совершать ошибки в правописании, грамматике и выборе регистра речи.
9. Эмоциональный коучинг – уникальная методика креативного письма, направленная на воспитание эмоций обучающихся. Эмоциональный коучинг заключается в том, чтобы встать на место героя рассказа/романа/фильма и сопереживать его/ее эмоциям, а не анализировать или критиковать их. Обучающиеся, которые выбирают героя и пытаются описать его/ее эмоции, стараются в них разобраться и сопереживают этим чувствам, а не осуждают или подавляют их. Как психическое явление эмоции воспринимаются и интерпретируются разными людьми по-разному (в зависимости от социального интеллекта, культуры и других факторов). В своих сочинениях обучающиеся подробно описывают гнев, тоску, грусть, радость, восторг, энтузиазм, счастье и т. д. и предлагают свои пути решения проблемы, вызвавшей ту или иную эмоцию. В итоге студенты начинают лучше разбираться в своих чувствах и справляться с поведенческими проблемами и конфликтными ситуациями.
Заключение / Conclusion
На данном этапе исследования можно сделать выводы о следующем:
1. Овладение навыками креативного письма не отражено напрямую в ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата), однако идеи, включающие креативное письмо, находят свое отражение в разнообразных универсальных и общепрофессиональных компетенциях.
2. Креативное и творческое письмо – взаимозаменяемые термины. Креативное письмо может быть выделено как отдельной дисциплиной, так и реализовываться в рамках различных языковых курсов. В таком случае креативное письмо будет носить не только методический потенциал, но и психологический, развивая мягкие навыки обучающихся.
3. Традиционные техники творческого письма (сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование) в редких случаях вызывают у обучающихся языковой и творческий азарт, поэтому, по мере возможности, рекомендуется вводить альтернативные формы работы.
4. Отечественная и зарубежная литература, посвященная креативному письму, обширна и представлена статьями, монографиями и методическими пособиями. В работах широко представлены авторские методики и технологии преподавания креативного письма, описывается использование креативного письма в профессиональной коммуникации. Философское осмысление креативного письма раскрывается, в частности, в виде рефлексии о психологическом аспекте креативного письма. Использование вспомогательных средств (визуальные материалы, аудиоматериалы и др.), методы проверки – неполный перечень тем, которые находят свое отражение в публикациях.
5. Достаточно эффективные упражнения по работе над креативным письмом могут включать работу с генераторами текстов, искусственным интеллектом, новыми информационными технологиями и метафорическими картами. Эмоциональный коучинг и субъективное эмоциональное восприятие могут стать хорошим средством для реализации психологического аспекта креативного письма. Креативное письмо может быть реализовано как в рамках индивидуальной, так и групповой (проектной) работы. Задания могут выполняться как реактивно, так и экстенсивно – в зависимости от цели, задач и возможности дисциплины, педагога и обучающихся.