Введение / Introduction
Современный мир получил название BANI-мира, в котором хаотичность, тревожность, нелинейность, хрупкость становятся нормой жизни [1]. Быстрые процессы технологических преобразований требуют изменений не только в сферах производства, управления, уровня подготовки выпускников [2], но и в подходах к организации образовательного процесса. Современному обществу нужны компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться к запросам рынка труда. В новой реальности надо быть способным использовать в своей деятельности знания и навыки не одной, а сразу нескольких течений научной мысли, подчеркивает в своем исследовании Н. О. Касымова [3]. Мы разделяем данную точку зрения, поскольку развитие общества без высококвалифицированных специалистов невозможно [4].
В условиях стремительного совершенствования информационных технологий учреждениям высшего образования необходимо способствовать реализации индивидуальной образовательной траектории студентов, предоставлению им образовательных услуг в соответствии с современными потребностями рынка труда, применяя различные формы, методы и средства для организации образовательного процесса в контексте формирования диджитал-навыков [5]. Именно цифровые технологии позволяют университетам отказаться от больших затрат на проектирование, постоянное совершенствование, модернизацию информационно-образовательной среды и обеспечение функционирования собственной IT-инфраструктуры. Благодаря использованию гибридной облачно-ориентированной цифровой учебной среды образование становится доступным, поскольку есть возможность применять современные технологии и средства обучения, что сегодня необходимо в подготовке специалистов различных отраслей знаний, в частности студентов IT-специальности. Несмотря на наличие образовательных моделей [6] остается неизученным вопрос интеграционного взаимодействия организаций, выступающих в качестве работодателей и учебных заведений, которые готовят специалистов по информационному профилю. Проблема заключается в том, что большое количество образовательных сервисов и ресурсов доступно, но методика их использования и процессы управления соответствующими сервисами недостаточно исследованы. Учитывая значимость исследования в условиях цифровизации образования, целесообразно более глубоко рассмотреть инструментарий формирования информационно-знаниевых компетенций будущих специалистов в сфере информационных технологий и разработать методологический подход к его реализации.
Обзор литературы / Literature review
Обзор научной статьи авторов Г. И. Симоновой, А. В. Конышевой, Н. В. Котряхова [7], научно-педагогической и методической литературы позволил нам выделить ряд основных положений по теме исследования.
Как отметил президент России В. В. Путин 27 августа 2018 года на VI Международном форуме технологического развития «Технопром-2018», в настоящее время именно знания и высокие технологии определяют эффективность экономики, позволяют кардинально повысить качество жизни людей, модернизировать инфраструктуру и обеспечить правопорядок и безопасность [8]. При этом ключевой национальной целью России выступает качественное цифровое образование. Выпускники образовательных учреждений должны иметь навыки и компетенции, необходимые для решения проблем, постоянно возникающих в современном высокотехнологичном информационном обществе, отмечено в исследовании В. В. Абатуровой [9].
Роль информационного образования будущих IT-специалистов исследуют ученые К. К. Колин, О. А. Лапина, А. А. Комарова и другие. В своем исследовании К. К. Колин [10] подчеркивает необходимость создания и изменения структуры образовательного процесса в условиях цифровой трансформации общества. По его мнению, система цифрового образования включает три направления: общее, высшее и специальное, каждое из которых имеет свою специфику формирования информационно-знаниевых компетенций обучающихся. С результатом данного исследования нельзя не согласиться, поскольку цифровое образование является актуальным в настоящее время и выступает определенным условием достижения образовательных целей приоритетной программы «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» [11].
В работе О. А. Лапина, А. А. Комарова «Характеристики информационного образования личности и их взаимосвязь» [12] рассмотрена концепция информационного образования человека, в частности, такие ее составляющие, как информационная грамотность, информационная зрелость, информационное мировоззрение, информационная компетентность, информационная культура, и построена ее иерархическая система. Практической значимостью исследования выступило то, что наличие схемы взаимосвязей позволяет дифференцировать понятия, что облегчает дальнейшую работу по их совершенствованию и развитию знаниевого потенциала обучающихся.
Информационные технологии и телекоммуникации делают общедоступными информацию, которая выступает технологической базой развития информационной модели общественного устройства, как было отмечено в работе Г. М. Никитина, Е. А. Никитиной [13]. Вопросы применения облачных технологий в учебном процессе изучены в работе М. Джалали, А. Буйера, Б. Арастеха, М. Молуди [14]. Как подчеркнуто в исследовании, с появлением электронных систем и виртуальных технологий приобретает значимость использование в обучении сетевых инфраструктур, таких как передовые информационные системы, облачные вычисления, имитационное моделирование и другое. Новая среда образовательного пространства позволяет формировать информационные способности обучающегося значительно быстрее, чем в других средах. Как указано в работе автора Е. В. Бурькова [15], внедрение современных цифровых образовательных ресурсов, сетевых технологий, а также компьютерных систем управления – необходимое условие формирования цифровых компетенций у будущих специалистов. Отметим, что данный факт является важным преимуществом обучения, поскольку позволяет выпускникам быстро адаптироваться к условиям информационного общества и гибко реагировать на изменения требований рынка труда.
Методика использования сервисов Microsoft Office 365 в процессе обучения исследована А. Раджарамом с соавт. [16],гдесосредоточено внимание на выполнении студентами задач в реальном времени на базе SharePoint. Данный информационный продукт предполагает совместную работу обучающихся над проектом – от планирования и распределения задач до презентации готового продукта. Использование информационного сервиса в процессе обучения позволяет учащимся систематизировать и находить нужную информацию, продуктивно между собой взаимодействовать, тем самым развивать свои коммуникативно-знаниевые компетенции, которые впоследствии облегчат адаптацию на рабочем месте.
В работе «Компоненты образования 4.0 в рамках компетенций открытых инноваций: систематический обзор» Н. Акимова с соавт. [17] описано применение метода проектов как технологии формирования готовности будущих специалистов к инновационной деятельности, осуществляемой в контексте развития современных образовательных тенденций: развитие самообразования как эффективного инструмента раскрытия и использования личного потенциала студентов; формирование опережающего характера процесса получения образования; адаптация образовательного процесса к запросам современных студентов. Результаты данного исследования имеют практическую значимость, поскольку предложенный инструментарий метода проектов способствует формированию креативных и нестандартных умений и навыков у обучающихся.
В работе авторов Ф. Т. Сибия, П. Нгулубе [18] говорится о том, что в настоящее время работодателями предъявляются новые требования к специалистам, которые должны обладать знаниями в области работы с информационными сервисами и продуктами. В качестве концептуальной основы данного исследования был предложен к использованию образовательный информационный сервис Wikium, специфика которого состоит в использовании нейротренажеров по индивидуальной программе развития обучающегося.
Ю. В. Богатыревой, А. Н. Приваловым, И. Ю. Ребровой отмечено, что образовательная организация должна готовить специалистов к соответствующей профессиональной деятельности [19]. Безусловно, это неоспоримый факт, однако надо отметить, что условия ведения бизнеса являются волатильными и, соответственно, запросы работодателей в компетентности специалистов тоже меняются очень быстро. С учетом стоящих перед государством и обществом вызовов приобретает особую значимость формирование тех информационно-знаниевых компетенций будущих специалистов, которые важны для работодателя в практической деятельности. К примеру, увеличение кибератак со стороны недружественных стран свидетельствует о необходимости развития компетенций в области информационной безопасности и т. д., то есть мы видим необходимость выстраивания взаимодействия между работодателями и учебными заведениями, которое позволит повысить эффективность процесса успешного трудоустройства выпускников. Создание образовательной линейки возможностей развития знаниевого потенциала обучающихся должно быть приоритетом учебного процесса и выступать как многоаспектный, многоуровневый, непрерывный цикл, как отмечено в исследовании Л. В. Байбородовой [20].
Анализируя научные изыскания авторов, направленные на обоснование значимости информационных компетенций и важности подготовки специалистов, соответствующих требованиям рынка труда, разработаем методический инструментарий взаимодействия работодателя и образовательного учреждения, реализация которого возможна с использованием современных цифровых сервисов.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-педагогической литературы с целью раскрытия основных положений исследуемой проблемы; классификация и систематизация теоретических баз данных.
Эмпирический метод, реализуемый в исследовании, представлен анкетированием обучающихся Поволжского института телекоммуникаций и информатики факультета «Информационные системы и технологии». Исследование проводилось в несколько этапов: подготовка плана исследования, проведение опроса, обработка и анализ полученных результатов, формирование результатов. Общее количество респондентов составило 300 человек.
Статистический метод обработки результатов опросов студентов позволил проанализировать цифровые образовательные ресурсы, используемые в подготовке будущих IТ-специалистов, и выявить готовность обучающихся к интегрированному обучению.
Результаты исследования / Research results
Обучение лишь в форме передачи информации утратило смысл, как пишут в своих научных трудах Т. Ю. Гаврилова, О. Г. Игнатова [21]. В современном мире процесс обучения не должен только базироваться на запоминании, его необходимо переориентировать на развитие способности у обучающихся думать, анализировать, аргументировать и принимать верные решения [22]. Для развития компетенций учащихся существуют различные цифровые образовательные сервисы, помогающие получить не только теоретическую базу, но и практические навыки.
Эффективные результаты цифрового образования наиболее актуальны для тех студентов, которые получают IТ-специальность. Имея значительные возможности для прохождения различных курсов по алгоритмизации и программированию, работе с базами данных, моделированию, веб-программированию или веб-разработке и других, обучающиеся могут совершенствовать свои информационные навыки.
Проведем исследование инструментария использования информационных сервисов на базе Поволжского института телекоммуникаций и информатики при подготовке IТ-специалистов факультета «Информационные системы и технологии». Результаты показали, что в учебном заведении активно используются цифровые облачные ресурсы и сервисы:
– Azure – платформа, предназначенная для разработчиков приложений облачных вычислений, позволяющая упростить процесс создания онлайн-приложений и программного обеспечения;
– SPOC – сервис для коммуникации, коллаборации и кооперации;
– Learme – учебная платформа для приобретения теоретических компетенций в сфере IТ;
- Moodle – электронная система дистанционного обучения учащихся;
- Opigno – электронная учебная платформа;
- eLearning Server и iWebinar – полноценное дистанционное обучение по академической программе.
Как показало исследование, учебные ресурсы института не только рекомендуются студентам в качестве дополнительного обучения в рамках самостоятельной работы, но и частично интегрируются в учебные дисциплины по программам подготовки специалистов информационной индустрии. Такой подход дает возможность постоянного повышения информационных компетенций и получения студентами актуальных, современных технологических навыков на основе использования цифровых учебных ресурсов и средств. Сервис облачных платформ для разработки программного обеспечения, например Microsoft Azure, предоставляет студентам возможность коллективной работы в специально организованной среде с необходимыми программными платформами. Это позволяет развивать не только профессиональные компетентности, но и такие личностные навыки, как управление проектом, планирование времени, коммуникация в команде, решение проблемных ситуаций.
К примеру, Learme очень удобная платформа для обучения по специальным предметам. К ее преимуществам относится настраиваемая доступность уроков, гибкое управление обучающимися. Применение данного информационного сервиса приемлемо как для педагога, так и для ученика.
Отметим, что для эффективного использования таких цифровых сервисов и ресурсов в университете созданы соответствующие положения и процессы. В Поволжском институте телекоммуникаций и информатики разработана процедура управления цифровыми ресурсами и сервисами в соответствии с требованиями ISO 9001, которая определяет: предоставление доступа к электронным материалам научно-педагогическим работникам и студентам университета; методическую помощь по использованию облачных сервисов в учебной и научной деятельности; предоставление доступа к курсам Learme для научно-педагогических работников и студентов.
Процедура управления цифровыми облачными ресурсами и сервисами Microsoft в Поволжском институте телекоммуникаций и информатики представлена на рис. 1.
Начало |
Заявка на открытие доступа к цифровым образовательным сервисам |
Регистрация преподавателей и студентов |
Группа |
Обучение |
Консультация участников учебного процесса |
Заявка преподавателя |
Генерация проектной работы |
Получение результата и его оценка |
Заявка студента |
Конец |
Руководитель учебного заведения |
Форма заявки |
Заявка для регистрации |
Администратор |
Рис. 1. Процедура управления цифровыми образовательными сервисами.
Разработано авторами по данным [23]
Процесс управления и предоставления учетной электронной записи состоит из последовательности процедур: заявка, регистрация пользователей, обучение с использованием электронных сервисов и ресурсов, применение которых наиболее целесообразно для освоения того или иного предмета в учебной или научной деятельности. Цели процесса управления цифровыми ресурсами и сервисами в Поволжском институте телекоммуникаций и информатики: организация прохождения академических онлайн-курсов студентами под руководством научно-педагогических работников; организация и проведение онлайн-семинаров, мастер-классов, воркшопов, тренингов; оказание методической помощи научно-педагогическими работниками по внедрению и использованию программных продуктов в учебной и научной деятельности.
Облачные сервисы и ресурсы являются одними из наиболее известных и используемых платформ в образовательном процессе, реализация которых направлена на повышение эффективности коммуникации между участниками образовательного процесса, налаживание сотрудничества студентов и преподавателей, на организацию коллективной работы студентов над проектами и другое. В контексте подготовки IТ‑специалистов облачные технологии дают возможность не только получать учебные ресурсы для освоения, но и разрабатывать собственные программные системы, работа над которыми повышает информационно-знаниевые компетенции обучающихся. Кроме того, использование облачных сервисов и ресурсов способствует развитию профессиональных, самообразовательных и коммуникативных навыков, что является необходимой данностью для современного IТ-специалиста.
Университеты заинтересованы в расширении возможностей для получения студентами профессиональных компетенций и углубления знаний, умений в рамках профессиональных навыков. Как уже было отмечено авторами, в условиях изменчивости требований работодателей к выпускникам IT-специальности целесообразно выстроить подготовку специалистов во взаимодействии друг с другом. Соответственно, разработаем методологическую схему интеграции этого взаимодействия (рис. 2).
Научно-педагогические кадры |
Образование |
Сетевое образовательное сообщество проекта IT-интегратор |
Новые технологии и решения |
Методическое сопровождение процесса обучения |
Работодатели |
Требования к навыкам |
Лучшие практики |
Упрощенный доступ к дистрибутивам |
Стандарт спецификации компетенций |
Соревнования как инструмент оценки |
Требования отрасли IT-индустрии |
Целостное образование для IT-отрасли |
Молодые профессионалы в области IT-индустрии |
Рис. 2. Методический инструментарий к процессу формирования
информационно-знаниевых компетенций на основе интеграционного взаимодействия.
Разработан авторами
В рамках взаимодействия предлагаем реализовать проект IT-интегратор, суть которого заключается в преподавании специалистом-практиком части модулей по бизнес-кейсу, по которому ему нужны специалисты. По результатам этой работы учащимся должен быть разработан практический проект, использование которого необходимо организации-работодателю. Очевидно, что специалистов, которых ждут работодатели, можно подготовить только под конкретных работодателей и только во взаимодействии с ними.
Структурированная форма интеграции, на наш взгляд, должна состоять из следующих этапов:
- Формирование компетенций, необходимых работодателю (совместная работа).
- Определение образовательных модулей (работа учебного заведения).
- Разработка KPI при привлечении индустриальных партнеров.
- Реализация целостного интегрированного образования при подготовке специалистов для IT-индустрии.
В качестве формы взаимодействия предлагаем использовать цифровые образовательные сервисы и решения. Сервисы Microsoft Imagine Academy, которые изучаются студентами в курсе «Информационные технологии», в дальнейшем могут быть использованы для организации работы студента и специалиста-практика.
Microsoft Imagine Academy содержит базу данных зарегистрированных научно-педагогических работников и студентов. Студенты используют ресурсы платформы Microsoft Imagine Academy для изучения учебных материалов и доступа к ним во время онлайн-обучения. В дальнейшем к этому образовательному сервису подключают специалиста-практика, который может читать курс дистанционно.
Процесс управления Microsoft Imagine Academy состоит из последовательности процедур: регистрация, создание учебных курсов, мониторинг прохождения обучения и сертификация студентов по результатам успешного выполнения бизнес-кейса.
Примером успешной реализации описанного выше методического инструментария является подготовка специалистов для IT-индустрии, умеющих использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности и обладающих практическими навыками.
Чтобы определить отношение студентов к образовательному проекту интеграционного взаимодействия ВУЗА с работодателями как объективному процессу, был проведен опрос учащихся.
Опрос проводился 2022/2023 учебном году в ФГБОУ ВО «Поволжский институт телекоммуникаций и информатики». Участие в опросе было анонимным и добровольным. Анкетирование проводилось на учебно-информационном портале института. В нем приняли участие 300 студентов бакалавриата очной и очно-заочной форм обучения, обучающихся по направлению подготовки «09.03.02. Информационные системы и технологии».
Сначала выяснили, считают ли респонденты, что образовательный проект IT‑интегратор является эффективным подходом в обучении. Результаты опроса показали, что большинство учащихся (93,3%) признают, что данная возможность значима для расширения их знаний и навыков, остальные опрошенные (6,7%) затруднились ответить на этот вопрос.
Чтобы выявить наличие возможности реализации интегрированного обучения с использованием информационных ресурсов, студентам было предложено ответить на вопрос анкеты: имеются ли в Вашем учебном заведении цифровые облачные сервисы для дистанционного взаимодействия? Статистический анализ полученных данных показывает, что в Поволжском институте телекоммуникаций и информатики имеются ресурсы для реализации проекта IT-интегратор. Результаты соотносятся с авторскими данными исследования о факте наличия и активного использования цифровых облачных ресурсов и сервисов.
Для оценки наличия умений использования электронных образовательных ресурсов студентам было предложено оценить свои цифровые навыки работы по критериям: «навыки доступа к электронному образовательному контенту (лекциям, презентациям и т. д.)», «навыки размещения учебных материалов (ответов на задания, обмен файлами и пр.)», «навыки коммуникации в режиме онлайн со всеми участниками образовательного процесса (преподавателями, другими студентами, представителями работодателя)», «навыки совместной деятельности в онлайн-формате». Ответы на данный вопрос показали, что практически у всех респондентов развиты навыки использования онлайн-сервисов для обучения и навыки размещения ответов на задания (98,6 %). Что касается навыков совместной работы и коммуникации в режиме онлайн, то здесь картина такова: 78% считают, что имеют достаточные знания для онлайн-взаимодействия, 13% опрошенных считают, что знания недостаточны, но хотели бы их получить, 6% пока не обладают навыками; 3% затруднились дать ответ на вопрос.
Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление отношения студентов к интегрированному обучению. В целом можно сказать, что респонденты оценили положительно реализацию проекта, позволяющего повысить их профессиональный знаниевый потенциал (89,3%). 8,4% опрошенных считают, что проект не принесет результата, а 2,3% вовсе отметили, что он отрицательно скажется на качестве образовательного процесса.
Далее попросили учащихся назвать основополагающие достоинства проекта IT‑интегратор. Среди основных преимуществ студенты отметили улучшение качества знаний (58%). Вторым по значимости стало появление интереса к обучению (16%), а третьим – формирование навыков самостоятельной работы (9%). Результаты ответов представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты опроса учащихся.
Составлено авторами по результатам исследования
Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что большинство студентов (82,8%) желают в дальнейшем изучать материал и решать бизнес-кейсы, разработанные представителем предприятия. Для воплощения идеи на практике у института имеются все основополагающие информационные возможности и инструментарий реализации. Оценка полученных данных респондентов свидетельствует, что они готовы к решению нестандартных задач, что способствует расширению их личного знаниевого профессионального потенциала.
Заключение / Conclusion
Проведенное исследование позволило сформировать ряд значимых выводов.
1. В условиях изменения требований рынка труда к специалистам информационной индустрии возрастает значимость предоставления образовательных услуг в контексте формирования профессиональных диджитал-навыков.
2. Подготовку выпускников целесообразно организовать в интегрированном взаимодействии образовательного учреждения и предприятия. Онлайн-занятия, проводимые специалистами-практиками, дают возможность обучающимся постоянно изучать актуальный материал по профессиональным кейс-заданиям. Благодаря применению предложенного авторами методического инструментария в обучении достигаются высокие результаты деятельности [24] и расширяются информационно-знаниевые компетенции студентов.