Full text

Введение / Introduction

 

На сегодняшний день онлайн-образование в России занимает 1,1% общего рынка образовательных услуг в РФ и является одним из важнейших инновационных образовательных трендов. Актуальность внедрения онлайн-образования в образовательную среду вуза обусловлена необходимостью усовершенствования существующей модели учебного процесса на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Будучи многогранным феноменом, онлайн-образование включает такие составляющие, как онлайн-курс и дистанционное обучение, требующие дифференциации в связи с возникающим смешением данных понятий. Так, под дистанционным обучением понимается образовательная деятельность, организованная с применением дистанционных образовательных технологий, которые предполагают обращение к информационно-телекоммуникационным средствам с целью обмена информацией и взаимодействия обучающихся с обучаемыми [1]. Онлайн-курс, одна из разновидностей дистанционного обучения, определяется как электронный учебно-методический комплекс [2]. Сегодня, благодаря переходу на дистанционную форму обучения, появляется возможность обмениваться информацией «здесь и сейчас» вне зависимости от времени и расстояния, в связи с чем процесс обучения (в т. ч. самообучения) приобретает характер непрерывности [3].

Пандемия коронавирусной инфекции, начавшаяся в конце 2019 года, и возникшая необходимость проведения занятий «на расстоянии» привели к существенным изменениям в традиционной системе обучения. К традиционным принципам, составляющим основу дидактики, таким как принцип системности, наглядности, дифференциации обучения и другие, добавляется принцип интерактивного взаимодействия, включающий не только взаимодействие между обучающимися и обучающими, но и взаимный контакт самих обучающихся с последующим обменом информацией, в ходе которого применяются инновационные информационные технологии.

Повсеместный уход образовательных учреждений от традиционного формата обучения и переход на дистанционную форму в эпоху эпидемии COVID-19 повлекли за собой необходимость выбора подходящей онлайн-платформы, которая была бы способна организовать процесс обучения на должном уровне и исключить снижение качества получаемого образования [4]. Онлайн-платформы различаются типологически, иными словами, можно говорить о существовании коммуникационных платформ (далее – КП), с помощью которых возможно проводить видеоконференции в режиме онлайн, а также так называемых ресурсных платформ (далее – РП), основным предназначением которых является размещение в них контента, необходимого для осуществления учебной деятельности, а именно различных текстовых файлов, аудио- и видеоматериалов, проверочных заданий и заданий для самоконтроля. Особой популярностью среди РП пользуются Google Classroom, Moodle, Stepik, Coursera. Функционал данных платформ отличается разнообразием, однако при их использовании в процессе преподавания иностранного языка мы сталкиваемся с некоторыми трудностями, связанными с авторскими правами и вытекающей отсюда невозможностью их полноценного применения в рамках университетской образовательной деятельности [5]. Проведение занятий с использованием КП предусматривает постоянное нахождение обучающего и обучающихся в контакте, дает возможность организовывать процесс обучения, задействуя разные виды работ (индивидуальную, фронтальную, групповую), осуществлять проектную деятельность, обмениваться материалами в режиме онлайн. В 2020 году особой популярностью стали пользоваться следующие КП: Skype, Zoom, Webinar, Google-Meet, Discord и другие, пришедшие в сферу образования из сферы бизнеса. События 2019–2020 годов повлекли за собой переход многих компаний на дистанционный формат работы, что создало потребность российского бизнеса в переобучении сотрудников. Дистанционный формат обучения показал себя как эффективный и наименее затратный в экономическом плане способ обучения, что способствовало росту его популярности среди бизнесменов. Однако введенные после 24 февраля 2022 года антироссийские санкции стали причиной введения ряда ограничений, повлекших за собой уход многих зарубежных компаний из РФ, а также осложнили проведение международных платежей. Таким образом, расширенный функционал вышеперечисленных КП, которые так полюбились российским пользователям, стал недоступен, что дало толчок к развитию аналоговых КП на основе российских разработок. В данной статье будут рассмотрены наиболее популярные из них, пользующиеся спросом среди пользователей многих образовательных учреждений, а именно Sberjazz, Яндекс. Телемост, Контур. Толк и ТруКонф.

Основополагающими критериями при выборе данных КП послужила их популярность у пользователей ввиду удобства использования на уроке иностранного языка и наличия функций, которые дают возможность осуществлять одновременную коммуникацию большого количества студентов с преподавателем, а также позволяют адаптировать учебный процесс под новую форму обучения с учетом существующих учебных планов образовательного учреждения. Для сравнительного анализа вышеперечисленных КП были выделены следующие критерии:

̶    тарифный план;

̶    способы подключения (браузер, приложение);

̶    интерфейс;

̶    организация конференций (планирование конференций, максимальное количество участников, продолжительность конференции, доступ к конференции, возможность записи видео, текстовая расшифровка записи, вид участников);

̶    управление участниками (контроль присутствующих, управление аудио/видео присутствующих);

̶    интерактивные инструменты (демонстрация экрана, доска, реакции, сессионные залы, зал ожидания, чат, отправка файлов, создание опросов/тестов);

̶    дополнительные инструменты (фон видео, подавление внешних шумов).

При определении критериев в рамках данного исследования мы опирались на результаты анкетирования, проведенного в 2020 году на базе МГИМО [6].

Дистанционная форма хоть и имитирует традиционное занятие в учебном заведении, имеет, однако, ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе КП для проведения занятий. К таким особенностям можно, во-первых, отнести плохую техническую оснащенность для включения в учебный процесс (наличие компьютера, устойчивость интернет-соединения), что потенциально влечет за собой снижение посещаемости занятий. Во-вторых, проведение занятий в режиме онлайн требует некоторой технической (компьютерной) подготовки со стороны профессорско-преподавательского состава. В-третьих, дистанционная форма занятия не предполагает прямой визуальный контакт преподавателя с обучающимися, что требует от преподавателя применения новых методик обучения для создания мотивации у студентов работать в измененных условиях и формирования у них желания использовать приобретаемые знания. К одной из таких методик можно отнести применение на занятии визуальных средств обучения.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Онлайн-обучение имеет существенные отличия от привычного всем офлайн‑формата обучения в аудитории, в связи с чем у преподавателя появляется потребность в выстраивании процесса обучения по-новому, в соответствии с новыми принципами, касающимися в первую очередь организационных вопросов. Совмещение в рамках онлайн-занятия по иностранному языку традиционных и высокотехнологичных форм обучения предполагает не только разработку методических рекомендаций по внедрению в университетское обучение интенсивного коммуникативно-направленного онлайн-курса по ИЯ, но и выбор соответствующих средств для его проведения. Данная проблема является предметом рассмотрения многих отечественных и зарубежных ученых-педагогов. Так, О. В. Топоркова, Е. В. Новоженина и Т. И. Чечет занимаются проблемами, возникающими при дистанционном обучении студентов иностранным языкам, и предлагают ряд методических разработок, позволяющих преподавателям осуществлять эффективное обучение с применением информационно-компьютерных технологий (далее – ИКТ) [7]. Ю. А. Плужникова пишет о новой «педагогической нормальности» языкового образования, рассуждая о событиях 2020 года и последующей за ними информатизации образования [8]. Методические рекомендации по повышению мотивации, поддержанию дисциплины и сохранению групповой динамики при проведении онлайн-занятий на платформе Zoom предлагаются В. С. Шелухиной [9]. В статье В. В. Семиной, К. А. Степаненко, Л. Д. Торосян приводятся, обобщаются и анализируются данные опроса студентов российских вузов относительно их дистанционной работы во время пандемии COVID-19 [10]. Схожую проблематику встречаем также в статье зарубежного исследователя Ч. Т. Т. Кви, которая провела международное исследование опыта онлайн-обучения учителей иностранных языков во время пандемии COVID-19 [11].

В отечественной педагогике появляется ряд работ, посвященных сравнительному анализу онлайн-платформ для проведений занятий по ИЯ. В частности, Н. И. Закуриной и М. В. Овчинниковой предлагается обзор программ Zoom и Skype [12]. В. П. Игнатьев и Е. А. Борисов анализируют технические возможности применения на уроках ИЯ таких платформ, как Moodle, Zoom, Google, Skype [13]. Опыт применения платформы Moodle при обучении студентов немецкому языку подробно описывается в статье О. П. Шабан [14]. А. Г. Ковалева, О. В. Анчугова, Д. П. Зарифуллина, Д. И. Курманова разработали ряд методических рекомендаций по использованию электронной образовательной платформы MyGrammarLab при обучении студентов иностранному языку [15]. Е. П. Нелепко проводит сравнительный анализ нескольких образовательных платформ – как университетских, так и не имеющих отношения к образовательным учреждениям [16].

Переход к экстренному дистанционному обучению в период эпидемии COVID‑19 рассматривается в работе Х. Бовилл [17]. Со сравнительным анализом Zoom, Google Meet, Google Classroom, Microsoft Teams, Cisco Webex, Go ToMeet и платформы Say Namaste можно ознакомиться в исследовании С. Дэша, С. Самаддера, A. Шриваставы, Р. Мины [18]. Технические возможности применения на занятиях по ИЯ платформы Moodle анализируются в статье Д. Бента, Г. Болога, И. Дзитач [19]. В своей работе “Negotiating growth of online education in higher education” Н. П. Моррис, M. Иванчева, T. Куп, Р. Моглиаччи и Б. Суиннертон раскрывают вопросы роста онлайн-образования, катализатором которого стали массовые открытые онлайн-курсы, доступность цифровых устройств и технологий, а также идеи безграничного глобального образования [20].

В статье [21] анализируется отношение преподавателей к онлайн-обучению, их мнения об обучении студентов, уровне переживаемого стресса, самоэффективности и собственном профессиональном развитии.

Таким образом, несмотря на значительное количество исследований по изучаемой проблематике, практически отсутствуют работы, посвященные выявлению функциональных возможностей предлагаемых российских КП с позиций их лингводидактического потенциала при организации процесса обучения иностранному языку.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методология исследования базируется на комплексном подходе к анализируемому явлению и включает совокупность теоретических и эмпирических исследовательских методов. В качестве эмпирических методов, применяемых при работе над данной статьей, отметим сбор и обработку информации. При проведении настоящего исследования была проанализирована и систематизирована научно-педагогическая литература, выделены ключевые моменты, касающиеся рассматриваемой в статье проблемы, проведена классификация существующих онлайн-курсов и коммуникативных платформ, задействован метод контент-анализа.

Такие категории, как онлайн-курс, дистанционное обучение, были рассмотрены с применением общенаучного системного и компетентностного подходов [22].

Эмпирический исследовательский метод заключается в применении в статье данных, полученных в результате проведенного в 2020 году анкетирования преподавателей кафедр иностранных языков МГИМО МИД России и студентов (общий объем анкет составляет 1545).

 

Результаты исследования / Research results

 

Для успешной реализации дистанционных занятий со студентами на любой КП как преподавателям, так и студентам необходимо обладать определенными компетенциями в сфере ИКТ. Обучающимся необходимы навыки работы с электронными образовательными ресурсами и платформами, умение использовать различные онлайн-сервисы, электронные учебники, интерактивные задания и тесты. Что касается преподавателей, то наряду с базовыми навыками работы с компьютером и программным обеспечением они должны уметь эффективно использовать различные программы и приложения для создания интерактивных материалов, записи видеоуроков и организации онлайн-коммуникации со студентами. Преподаватели должны быть готовы к использованию различных платформ и систем управления обучением для проведения дистанционных занятий, уметь создавать и организовывать электронные курсы, загружать материалы и задания, а также оценивать успеваемость студентов в онлайн-режиме. Кроме того, преподавателям необходимы навыки эффективной коммуникации и сотрудничества в онлайн-среде, умение организовывать видеоконференции, вести дискуссии и поддерживать обратную связь с обучающимися, а также стимулировать их активность и самостоятельность в процессе обучения.

В целом компетенции в сфере ИКТ для проведения дистанционных занятий включают в себя навыки работы с компьютером и программным обеспечением, использование средств коммуникации и сотрудничества в онлайн-среде, работу с электронными образовательными ресурсами и платформами, а также эффективную организацию работы и коммуникации в онлайн-формате. Эти компетенции являются необходимыми для успешной реализации дистанционного обучения и обеспечения качественного и эффективного процесса обучения и преподавания.

Отвечая на вопрос об эффективности использования той или иной КП при обучении иностранному языку в вузе, сталкиваемся с основной проблемой функциональных возможностей, предлагаемых КП, так как они разработаны IT‑специалистами без учета требований лингводидактики. Как следствие, преподаватели, используя имеющиеся в наличии технические возможности, создают задания, не всегда учитывая принцип дидактической функциональности.

Проанализируем последовательно возможности каждой из платформ на предмет их функционала, доступности и удобства, а затем сравним их функционал с позиций организации процесса обучения иностранному языку и их лингводидактического потенциала.

SberJazz

SberJazz (ранее – Jazz by Sber) представляет собой КП, предназначенную для создания и планирования видеовстреч. Данная платформа помогает пользователям проводить совместные звонки, встречи, вебинары и конференции [23]. Участники могут присоединяться к конференциям через мобильное приложение, десктопный клиент или веб-приложение, а также на умных устройствах. В меню SberJazz пользователи могут создавать встречи или присоединяться к уже существующим по ссылке, а также планировать новые встречи. Сервис поддерживает до 100 участников, что позволяет проводить конференции и онлайн-занятия. Во время встреч пользователи имеют возможность менять задний фон, демонстрировать и записывать экран, просматривать список участников, общаться в чате и оставлять реакции. Jazz также позволяет просматривать расшифровку беседы в текстовом формате, сохранять ее и историю чата.

К преимуществам КП SberJazz можно отнести, прежде всего, простой и понятный интерфейс, который соотносится с дидактическим принципом доступности: занятия по иностранному языку, проводимые в новой для студентов форме – онлайн – могут вызвать у студентов новые эмоции, не всегда положительные. Нахождение в непривычной для них обстановке вне аудитории с другими студентами и преподавателем может стать причиной коммуникативных неудач. Интерфейс используемой для онлайн-занятий КП, таким образом, должен помочь студентам адаптироваться к новым условиям работы и быть интуитивно понятным, чтобы избежать возникновения у студентов дискомфорта и дополнительных трудностей. Этому способствует также функция выбора заднего фона при проведении онлайн‑встречи, а также функция подавления внешних шумов, позволяющая полностью сконцентрироваться на процессе обучения и не отвлекаться на второстепенные вещи, производящие шум. Благоприятная атмосфера во время занятия в КП SberJazz обеспечивается в том числе тем, что для использования данной КП не нужно создавать отдельный аккаунт. Это снимает возникающие как у студентов, так и у преподавателей сложности при попытках входа в систему, отнимающие время, которым ограничено любое занятие.

Принцип коммуникативности, который является основополагающим при обучении иностранному языку [24], предусматривает индивидуальность взаимоотношений между обучающим и обучающимися, доверительное сотрудничество между ними. Все это становится возможным благодаря существованию в КП SberJazz отдельного чата, в котором обучающиеся и преподаватель могут обмениваться текстовой информацией. Контактность складывается также из того, что в ходе занятий пользователи SberJazz могут оставлять так называемые реакции, выражающиеся в поднятии руки или эмотиконах. Пользователям SberJazz в браузере доступна также функция «опустить руку», которая отсутствует у пользователей приложения SberJazz. Данная функция максимально приближена к занятию в аудитории офлайн, когда для ответа на вопросы преподавателя или для дачи комментария студент поднимает руку.

В процессе онлайн-обучения преподаватель делает выбор в пользу той или иной КП, руководствуясь в первую очередь принципом дидактической функциональности. Так, например, эффективность выполнения парных заданий и контроль за успешностью выполнения заданий могут осуществляться преподавателем в так называемых сессионных залах (ср. Zoom). Благодаря распределению участников по сессионным залам у преподавателя появляется возможность легкой смены видов деятельности с индивидуальной на групповую, заключающуюся в проведении ролевых игр, составлении диалогов и пр. Функция распределения участников по группам в сервисе SberJazz присутствует, однако доступ к ней имеют только пользователи корпоративных тарифов.

До недавнего времени в данной КП существовала возможность подключения при помощи Сбер ID, что позволяло использовать расширенный функционал платформы, в частности, создатель встречи наделялся правами администратора и имел дополнительные функции управления участниками, такие как отключение звука и видео для определенных участников, удаление и приглашение участников встречи, включение расшифровки беседы и принудительное завершение конференции. Однако в настоящий момент такая возможность в данном сервисе отсутствует, что, безусловно, отрицательно сказывается на выборе в пользу данной КП для проведения онлайн-занятий и является очевидным недостатком платформы.

В качестве еще одного недостатка платформы можно считать вид участников при проведении онлайн-занятия. Так, при выключенной камере студент не будет отображаться на общем экране вместе с другими студентами. Его присутствие на занятии можно будет отследить, только воспользовавшись списком участников. Схожая ситуация в данной КП происходит при демонстрации студентами презентации – студенты имеют возможность видеть презентацию, не видя при этом докладчика. На наш взгляд, это нарушает один из основных принципов коммуникативного подхода, а именно принцип контактности. Безусловно, при проведении занятия в режиме онлайн мы не можем рассчитывать на прямой визуальный контакт говорящего и слушающих, как это происходило бы на офлайн-уроке, однако мы считаем, что видимость всех участников на экране при всех видах работы на занятии является основополагающей, так как создает контакт (хоть и виртуальный) между участниками речевой деятельности.

Яндекс. Телемост

Яндекс. Телемост – это онлайн-сервис, который был предложен разработчиками Яндекса в июне 2020 года и предоставляет возможность организации видеовстреч и рабочих конференций для команд и отдельных пользователей [25]. Сервис подходит как для личного использования, так и для корпоративного. КП Яндекс. Телемост может использоваться как платформа для проведения онлайн-занятий по иностранному языку. Максимальное количество участников, которые могут быть задействованы в видеоконференции, ограничено и составляет 40 человек. Платформа предоставляет возможность взаимодействия между обучающим и обучающимися через видеоконференции, а также включает функции для обмена файлами, использования интерактивной доски и чата. Пользователи могут воспользоваться сервисом через браузер, десктопное приложение или мобильные устройства. Следует, однако, отметить, что подключение через браузер Safari, который установлен на Mac, не представляется возможным.

Для организации встречи пользователю необходим аккаунт Яндекс, однако к встрече может также присоединиться и незарегистрированный участник. При входе на сервис пользователю доступны три функции: создание встречи, ее планирование и присоединение к активной конференции. При создании видеовстречи генерируется ссылка, которая служит приглашением для участия. Для присоединения к существующей встрече необходимо иметь ссылку или знать ее номер, никакого пароля и зала ожидания при входе в конференцию нет. Присоединиться к Телемосту можно напрямую из Яндекс. Почты или Яндекс. Диска. Планирование встреч происходит в отдельном окне Яндекс. Календаря, где можно указать название встречи, описание, дату начала и продолжительность, отправить приглашение по почте и настроить уведомления для участников.

Во время конференции пользователи могут общаться в чате, записывать трансляцию, демонстрировать экран, останавливать демонстрацию экрана других участников. Однако несмотря на то, что для подключения к занятию студентам не нужно быть авторизованными в системе, в чате могут писать лишь авторизованные пользователи. Существует возможность отмечать некоторые сообщения как важные, чат можно сохранить и при необходимости скачать, однако доступ к данной функции имеют лишь авторизованные пользователи. Также в чате возможно создавать опросы, даже с анонимным голосованием. Такой функционал КП подчеркивает индивидуальность процесса обучения, когда за каждым студентом признается право выражать свое мнение о том, что обсуждается на уроке, в том числе делать это анонимно.

Платформа Яндекс. Телемост предоставляет высокое качество видеоконференций, что способствует эффективному обучению и взаимодействию между преподавателем и обучающимися. Модератор может включить режим докладчика и отключить микрофон и камеру других пользователей. Существует возможность наделить другого участника правами администратора. Участник видеоконференции может воспользоваться функцией виртуального фона, однако выбирать можно фоны только из предложенных вариантов, установить свою картинку не представляется возможным. Любой участник видеоконференции может осуществлять запись встречи.

К недостаткам КП Яндекс. Телемост можно отнести, во-первых, отсутствие расшифровки беседы в текстовом формате. Текстовая расшифровка онлайн-занятия могла бы стать хорошим подспорьем для самостоятельной работы студентов, которые в силу уважительных причин пропустили то или иное занятие, что, в свою очередь, способствовало бы непрерывности процесса обучения.

В КП Яндекс. Телемост отсутствует возможность разделения на группы, что исключает возможность эффективного выполнения парных заданий или заданий в мини-группах.

Еще одним недостатком рассматриваемой КП, нарушающим принцип индивидуальности обучения, является отсутствие у студентов возможности оставлять так называемые реакции (поднять/опустить руку, выразить какую-то эмоцию при помощи эмодзи). Это может привести к снижению мотивированности студентов в процессе обучения, так как они не смогут выразить свое мнение в момент речи, и, если во время офлайн-занятия студент поднимает руку, чтобы высказаться или задать интересующий его вопрос, отсутствие такой возможности во время онлайн-занятия может привести к снижению его заинтересованности в процессе обучения, сделает его пассивным слушателем, а не активным участником коммуникации.

Невозможно оставить без внимания еще одну проблему, присущую не только КП Яндекс. Телемост, но и КП Sberjazz, а именно нестабильное качество звука и изображения при демонстрации видео и аудио.

Основными преимуществами являются отсутствие оплаты и удобство использования. КП Яндекс. Телемост имеет очень понятный интерфейс и простую навигацию, что делает ее легкой в использовании как для преподавателей, так и для студентов. Также платформа обеспечивает высокий уровень безопасности и конфиденциальности данных, что важно при проведении онлайн-занятий. Однако приведенные выше недостатки могут отрицательно сказаться на выборе в пользу данной КП для проведения дистанционных занятий по иностранному языку.

TrueConf Online

TrueConf Online – это сервис, который предоставляет возможность проведения онлайн-встреч. С его помощью пользователи могут организовывать конференции, совещания и обучение в сети [26]. Сервис доступен в виде как настольной программы, так и мобильного приложения.

Для использования TrueConf Online пользователю необходимо скачать клиентское приложение с официального сайта или из маркетплейса и зарегистрироваться в системе. Сервис позволяет не только проводить видеоконференции, но и использовать его в качестве мессенджера. Качество звука и изображения пользователей во время конференций высокое. Существуют две версии сервиса: TrueConf Online, работающий в облаке и позволяющий организовывать онлайн-встречи с максимальным количеством участников до 120 человек, и так называемый TrueConf Server, который можно установить на выделенные серверы организаций и проводить конференции с максимальным количеством участников до 1000 человек.

Для того чтобы организовать конференции в TrueConf, администратору необходимо пригласить участников из списка контактов, отправить приглашение по электронной почте или передать ссылку на конференцию. Во время конференции пользователи могут демонстрировать экран, записывать конференцию, общаться в чате, передавать файлы, показывать презентации, управлять удаленным компьютером и использовать другие возможности.

Однако, как и вышерассмотренные КП, сервис TrueConf Online обладает некоторыми недостатками, в частности, бесплатное подключение к видеоконференции возможно только для до десяти авторизованных участников и одного гостевого подключения. В отличие от КП SberJazz и Яндекс. Телемост, интерфейс которых является интуитивно понятным, у КП TrueConf Online очень сложный интерфейс. Данную платформу с трудом можно рассматривать в качестве подходящей для онлайн-занятия, на котором предполагается работа с разными видами речевой деятельности, ввиду того, что в КП TrueConf Online отсутствуют так называемые сессионные залы, нет возможности создать опрос/анкетирование/тест, отсутствует текстовая расшифровка записи. При проблемах со связью данная КП также не предполагает передачу прав администратора другому участнику, в связи с чем много времени тратится на техническую организацию подобных занятий.

Контур. Толк

Контур. Толк – это сервис, который предоставляет возможность проведения видеозвонков как внутри компании, так и с внешними представителями [27]. Он позволяет организациям устанавливать эффективное общение в коллективе и с удаленными сотрудниками. Данная коммуникационная платформа может использоваться также вузами в качестве достойной замены Zoom. Сервис обеспечивает высокое качество звука и передаваемого изображения для участников видеоконференций. Пользователи могут принимать участие во встречах с помощью мобильных устройств, используя браузер или десктопную программу.

Контур. Толк позволяет проводить встречи с группами до 400 участников. Это является безусловным преимуществом при выборе платформы для дистанционных занятий в вузе. Кроме того, в университете периодически проводятся межвузовские и международные конференции, поэтому необходима возможность подключения от 100 активных участников. Для начала видеоконференции пользователи могут создать встречу и пригласить участников или запланировать встречу в календаре, а также создать повторяющуюся встречу. При планировании конференции можно предусмотреть автоматическую запись встречи, чтобы не забыть ее включить и сосредоточиться непосредственно на самой встрече. В видеоконференции Контур. Толк участники отображаются в видеоокне, которое можно изменять по размеру и располагать в любом месте экрана. В зависимости от числа участников видеоокна могут быть отображены в виде сетки или в режиме «списка». На главной странице отображаются закрепленные и активные пользователи, которые в зависимости от их активности по ходу конференции перемещаются на основной экран. Во время звонка участники могут общаться в чате, обмениваться реакциями, записывать экран и демонстрировать его. Также разработчиком платформы заявлена опция управления рабочим столом другого участника и возможность рисовать на экране собеседника. Модераторы могут разделять участников конференции по группам и распределять их по комнатам. Есть возможность сделать другого участника модератором, даже незарегистрированного.

Для контроля посещаемости администратору доступен отчет, представляющий собой XLSX-файл с информацией о пользователях, подключившихся к комнатам. Отчет содержит информацию о комнате и пространстве за определенный период, данные обо всех встречах, прошедших в данной комнате.

Участников можно приглашать к конференции с помощью ссылок или интегрированной телефонии, которая автоматически добавляет пользователя к конференции при звонке. Также доступна функция трансляции встреч, которая позволяет размещать онлайн-конференцию на платформах YouTube, Twitch и ВКонтакте. Есть возможность добавить домен в адрес ссылки для приглашения и брендирования видеозвонка.

Доступна функция текстовой расшифровки записи, сервис переводит запись встречи в текст. Технология распознавания речи позволяет определить авторов реплик и записать разговор диалогом, а клик по фрагменту текста направит к соответствующему моменту на видео.

В качестве дополнительных инструментов Контур. Толк предлагает подключение сразу двух камер, одну из которых можно направить на преподавателя, а другую – на доску.

На КП Контур. Толк есть возможности для создания опросов и проведения голосований. Любой участник может создать опрос или голосование, добавив соответствующий блок на страницу или в чат. В опросе можно указать вопросы и варианты ответов, а также выбрать тип опроса (одиночный выбор, множественный выбор и т. д.). Что касается создания теста для проверки знаний студентов, на платформе также есть возможность создания и проведения тестов. Преподаватель может создать тест, добавив блок «Тест» на страницу или в чат. В тесте можно указать вопросы и варианты ответов, а также задать правильные ответы для автоматической проверки результатов. При создании опроса или теста можно настроить доступность и сроки его проведения, а также просмотреть результаты и статистику после завершения. Через создание на платформе соответствующих заданий, опросов и тестов преподаватель может контролировать процесс обучения, проводить промежуточный и итоговый контроль, а студенты – получать обратную связь и видеть результаты своей работы.

Последовательный анализ российских коммуникационных платформ, учитывающий их функционал и доступность в рамках организации образовательного процесса в вузе, позволяет обобщить полученные данные в виде таблицы, где «+» отмечены параметры, доступные в той или иной платформе, а знаком «–» обозначено отсутствие в платформе указанного параметра.

 

Сравнительный анализ российских коммуникационных платформ

 

Параметры

Sberjazz

Яндекс.

Телемост

Контур. Толк

ТруКонф

Макс. количество участников

100

40

400

1000

Бесплатно

+

+

Подключение через браузер

+

+

+

Приложение

+

+

+

+

Простой интерфейс

+

+

+

Планирование конференции

+

+

+

Неограниченная продолжительность конференции

+

+

+

+

Передача прав администрирования другому участнику

+

+

Запись видеоконференции

+

+

+

+

Текстовая расшифровка записи (скачивание)

+

+

Демонстрация экрана

+

+

+

+

Интерактивная доска

+

Реакции

+

+

+

Сессионные залы

+

Зал ожидания

+

Чат

+

+

+

+

Отправка файлов

+

+

+

Создание опросов/тестов

+

+

Контроль присутствующих

+

+

+

+

Управление участниками (звук/видео/демонстрация экрана)

+

+

+

+

Фон видео

+

+

+

+

Подавление внешних шумов

+

+

+

 

Из таблицы видно, что абсолютным лидером по количеству доступного функционала выступает КП Контур. Толк. Единственный недостаток платформы заключается в отсутствии возможности ее долгосрочного бесплатного использования (платформа предоставляет пробный период использования, но его срок составляет всего семь дней). Однако, сравнивая с широко используемой российскими вузами платформой Zoom, следует отметить, что бесплатная версия Zoom также имеет ряд ограничений, в частности ограничений по времени проведения онлайн-встречи.

 

Заключение / Conclusion

 

В современном мире одной из основных стратегий вузов выступает стратегия цифровизации. Применение ИКТ в образовательном процессе предполагает не только использование информационных технологий, но и выбор новых методов и методик обучения, перестройку образовательных программ под новый онлайн-формат. Широкий спрос на коммуникационные платформы, предоставляющие возможность проведения занятий по иностранному языку в режиме онлайн, породил большое количество предложений разного рода софта. В российских учебных заведениях большой популярностью пользовались такие платформы, как Zoom, Google Meet, Discord и другие. Однако ограничения на проведение международных платежей, являющиеся следствием введенных после февраля 2022 года санкций в отношении России, повлекли за собой отказ от использования российскими пользователями международных коммуникационных платформ. Им на замену пришли российские разработки, самые популярные из которых были рассмотрены в данной статье, а именно Sberjazz, Яндекс. Телемост, Контур. Толк и ТруКонф. Сравнительный анализ вышеперечисленных платформ позволил сделать выводы о значительных преимуществах КП Контур. Толк по отношению к другим платформам. Так, к преимуществам КП Контур. Толк можно отнести следующие:

̶        Простота использования: Контур. Толк имеет интуитивно понятный интерфейс, что делает его удобным в использовании даже для непрофессионалов.

̶         Высокое качество видео и звука: платформа обеспечивает стабильное соединение и высокое качество передачи видео и звука, что позволяет эффективно вести онлайн-занятия и общаться с участниками.

̶         Возможность работы с документами: в рамках видеоконференции можно совместно работать с документами, обмениваться файлами и делиться экраном для презентаций или обучения.

̶         Безопасность данных: Контур. Толк обеспечивает защиту данных и конфиденциальность информации, передаваемой во время конференций.

̶         Интеграция с другими сервисами: платформа позволяет интегрироваться с другими сервисами, такими как Google Календарь и Slack, что облегчает организацию и проведение конференций.

̶         Возможность записи конференций: Контур. Толк позволяет записывать видеоконференции для последующего просмотра или использования в образовательных целях.

̶         Поддержка большого числа участников: платформа позволяет проводить конференции с большим числом участников, что особенно полезно для командных проектов или обучения на удалении.

Использование КП Контур. Толк позволяет реализовывать прием дифференциации обучения и методику обучения ИЯ по индивидуальной траектории [28]. Этот прием предусматривает индивидуальный подход к каждому учащемуся, учитывая его индивидуальные потребности и уровень владения языком [29]. В условиях, когда учебные часы для обучения иностранным языкам подверглись существенному сокращению, электронные коммуникационные платформы могут выступать в качестве современного инструмента организации самостоятельной работы студентов, при этом эффективность процесса обучения не будет снижаться. Большим преимуществом КП Контур. Толк является возможность распределения студентов на группы, до 50 сессионных залов. Модератор может установить в настройках разрешение на самостоятельный переход участников из одной группы в другую. Это позволяет обеспечить работу в малых группах или работу в парах, составлять диалоги, организовывать небольшие ролевые игры. Диалоговая форма общения со своим сокурсником в отдельном сессионном зале создает ощущение психологического комфорта во время занятия [30], у обучаемого снижается застенчивость, пропадает тревожность и страх совершить ошибку в речи. При грамотной методической деятельности преподавателя и отсутствии психологической скованности в межличностном общении это благоприятно влияет на мотивационные результаты обучения и способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Кроме того, возможность разделения студентов на сессионные залы улучшает организацию и контроль: преподаватель может подключаться к каждому залу и проверять задания, требующие проверки.