Введение / Introduction
В современной России происходит трансформация привычного уклада жизни, наблюдается внедрение цифровых технологий во все сферы человеческой деятельности. Изменяется ситуация социализации детей – того важного процесса, который под влиянием взрослого традиционно вводил юных граждан в мир культуры, общества.
Ключевым фактором изменения жизни выступают цифровые технологии. Они сегодня доступны многим начиная с дошкольного возраста. Взрослый уже не рассматривается зачастую как единственный носитель чего-то нового и интересного, как главный посредник между миром культуры, социумом и ребенком. Основательную конкуренцию ему составляют новые технологии, взаимодействуя с которыми ребенок приобретает знания, умения и навыки. Использование виртуальных миров, компьютерных игр, сети Интернет подменяет ситуацию «живого» взаимодействия между людьми и влияет на формирование коммуникативных умений, интеллекта, мировоззрение, эмоциональную сферу, нравственную сторону растущего человека. И не всегда в этих условиях родители становятся компетентными в вопросах воспитания и развития своих детей.
В настоящее время система образования остается важным проводником обучающихся в самостоятельную жизнь. Она есть та сфера, где происходит синтез науки, традиций и инноваций и выработки ответов на злободневные вопросы становления личности ребенка в новых условиях. Система образования тоже трансформируется. В нее проникают новые технологии, а овладение ими становится профессиональной задачей педагогов, при этом расширяется спектр их традиционных задач развития профессионального мастерства. В настоящее время педагоги должны быть готовыми оказать квалифицированную педагогическую помощь в социализации не только самим обучающимся, но и их родителям, указать эффективные пути подготовки к самостоятельной жизни детей.
Отдельного внимания требует вопрос социализации в быстро изменяющемся мире детей с ограниченными возможностями здоровья, которые зачастую требуют большей родительской, педагогической поддержки в формировании навыков, важных для самостоятельной жизни в обществе. И в этом случае должны быть релевантные изменения в формировании готовности педагогов к социализации своих «особых» учеников в условиях цифровизации общества, должна развиваться цифровая компетентность педагогов.
Обзор литературы / Literature review
Проблема социализации обучающихся в условиях цифровизации образования является достаточно новой, актуальной, потому в научной литературе имеют место разные позиции.
В отечественной психологии среди основных характеристик детства выделяют социализацию, которую рассматривают как вхождение в социум через овладение опытом, через усвоение и в дальнейшем трансляцию системы социальных связей и отношений [1].
Н. С. Денисенкова социализацию в современных условиях даже обозначает как «цифровую социализацию», подчеркивая снижение влияние взрослого человека на ребенка в условиях, когда ребенку с дошкольного возраста становятся доступны цифровые технологии [2].
Мощное трансформирующее влияние, по мнению Г. У. Солдатовой [3], оказывает Интернет, который Галина Уртанбековна рассматривает как культурное орудие, порождающее новые способы действий при социализации. Он зачастую является основой работы цифровых технологий.
Цифровые технологии (от лат. digital technology) сегодня рассматриваются как технологии со своим программным обеспечением, которые созданы с помощью вычислительной техники. Они связаны с вычислениями, которые требуют высоких скоростей, и преобразованием данных. Они лучше подходят для хранения и передачи больших массивов информации.
Знакомить с ними и учить ими пользоваться необходимо уже в школе. В своем исследовании Е. В. Кулагина отмечает, что в современном обществе растет запрос на новую школу, осуществляющую подготовку детей к ответам на вызовы и риски современного социума [4].
Т. В. Никулина подчеркивает, что цифровизация образования является неизбежным процессом. Детям для жизни в современном цифровом мире необходимы новые знания и умения. Цифровизация образования изменит многое в существующей системе. Одним из важных вопросов является вопрос обеспечения ее качества [5]. Е. Л. Буслаева рассматривает цифровизацию общества как фактор психического и психосоциального развития обучающихся младших классов [6].
Многие исследователи, рассуждая о цифровизации образования, отмечают потенциальные возможности положительного и отрицательного влияния этого процесса на субъектов образовательных отношений.
Н. А. Шапиро и соавторы выделяют риски цифровизации. Среди них киберугрозы, кибермошенничество, «цифровое рабство», «цифровой разрыв». С другой стороны, цифровизация образования будет способствовать развитию цифровой грамотности населения страны, считают исследователи [7].
Ю. А. Королева, анализируя практику цифровизации образования лиц с ОВЗ, выделяет разные направления и подчеркивает, что этот процесс касается и урочной и внеурочной деятельности, воспитания и обучения лиц с ОВЗ разных возрастов [8].
Рассматривая внедрение новых технологий в практику обучения детей с ОВЗ, О. А. Козырева обращается к понятию «цифровая инновация». Введение этого понятия обусловлено новизной процесса, который охватывает учащихся разных возрастов разных слоев населения, в том числе инвалидов. Автор выделяет барьеры при внедрении цифровых технологий в инклюзивное образование, которые могут возникать и в процессе познания при восприятии учебного материала, и в процессе взаимодействия с устройством или программой, так как язык может отличаться от родного языка ученика. Также могут быть дидактические и финансовые барьеры [9].
Обращаясь к анализу социализации обучающихся в инклюзивной практике, ученые рассматривают понятие э-инклюзии. Э-инклюзия (e-inclusion), отмечает А. Ю. Шеманов, отражает «феномен использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий в качестве средств разрушения всех социально-культурных барьеров к включению лиц с ограниченными возможностями в более активную социальную жизнь» [10]. Э-инклюзия позволяет включить в процесс образования большее количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
А. А. Воронова описывает возможности использования цифровых технологий в деятельности дефектолога [11]. По мнению автора, в современных условиях они раскрывают перед специалистом новые возможности мотивации ребенка на занятие, новые возможности коррекции нарушений развития.
А. Ю. Уваров считает, что внедрение современных информационных технологий в инклюзивную образовательную среду сопряжено с рядом трудностей, но имеет и ряд преимуществ [12]. Например, у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут возникнуть трудности в восприятии и усвоении материала в новых условиях, трудности в освоении и самостоятельном использовании цифровых технологий для получения образования. С другой стороны, новые знания и умения, связанные с освоением цифровых технологий, помогут детям с ограниченными возможностями здоровья в адаптации и социализации.
О возможном ухудшении здоровья ребенка, возникновении аддиктивных нарушений, проблем коммуникации и социальной адаптации, снижении уровня знаний и умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в своем исследовании пишет Д. З. Ахметова. В своей работе [13] она также отмечает несовершенство современного информационного поля, что затрудняет осуществление поиска и использования качественной информации детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках цифрового инклюзивного обучения. Особенно риски возрастают при работе обучающихся с умственной отсталостью в Интернете [14].
М. С. Фокина выделяет широкие возможности использования цифровых технологий в инклюзивном образовании. Среди них – расширение пространства коммуникации, познавательных границ детей с ОВЗ, дополнительные возможности использования компенсаторных возможностей для решения задач образования (аудиокниги, разнообразные специализированные системы DAISI или доступный для каждого HTML), обновление средств сказкотерапии [15].
А. А. Воронова отмечает, что цифровые технологии открыли большие возможности для дистанционного образования лиц с ОВЗ [16].
Использование ресурсов сети Интернет в образовательной деятельности рождает новые требования к их содержанию. Об этом в своих исследованиях пишут Н. А. Шапиро, В. Л. Василенок [17].
Г. У. Солдатова отмечает, что самостоятельное, неконтролируемое, неуправляемое родителем или педагогом использование Интернета растущим ребенком создает условия для столкновения обучающегося с множеством рисков [18].
Несмотря на большие возможности самостоятельного овладения ребенком новыми технологиями и вхождения в мир с использованием Интернета, рядом с обучающимся с ОВЗ должен находиться педагог. На современном этапе педагоги, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, должны быть готовы оказать целенаправленную педагогическую поддержку в социализации в цифровом мире, нивелировать возможные риски. Об этом пишет в своих работах А. А. Воронова [19, 20]. Исследователь отмечает, что педагоги должны развивать медиаграмотность у обучающихся с ОВЗ [21], включающую в себя умения работать с информацией, критически анализировать информацию, и даже разрабатывает модель формирования медиаграмотности у обучающихся с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности [22]. Кроме этого ученый выделяет необходимость развития цифровых навыков для работы в цифровой среде [23].
Для решения таких профессиональных задач педагоги должны развивать цифровую компетентность.
В науке нет пока устоявшегося определения понятия «цифровая компетентность». Л. Иломяки [24] пишет о цифровой компетентности, рассматривая в качестве ее составляющих владение компьютером, компьютерными технологиями, мотивацию и навыки использования цифровых технологий в повседневной жизни.
Г. У. Солдатова также обращает внимание не только на специальные знания, умения и навыки использования цифровых технологий, но и на мотивационную и личностную готовность применять их человеком в своей деятельности. Особое внимание она уделяет необходимости развития умений безопасно и критично использовать сеть Интернет.
Проблемой изучения цифровой компетентности у педагогов занимаются отечественные и зарубежные исследователи. Полиструктурированное интервью использовал шведский исследователь M. Линдфорс [25], опросник для определения подхода к передаче информации и опросник для измерения отношения, знаний и использования ИКТ применяли в своих исследованиях А. Б. Мретте с соавт. [26], Д. Хантер-Биела с коллегами [27] опробовали шкалу, измеряющую возможности овладения цифровой компетентностью в процессе педагогического образования. Анкетный опрос как метод исследования цифровой компетентности у преподавателей использовала Ю. А. Маслова [28], метод фокус-групповой дискуссии – А. В. Носкова [29].
Таким образом, на современном этапе развития общества для введения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в мир, где одними из важнейших инструментов выступают цифровые технологии, сами педагоги должны обладать цифровой компетентностью, которая включает и мотивацию к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности, и знания самих цифровых технологий, и умения их использовать. На сегодняшний день существует несколько методик выявления состояния цифровой компетентности педагогов.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В рамках нашего исследования мы провели опрос педагогов из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгоградской, Кировской, Оренбургской, Челябинской областей, Башкортостана, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В нем приняло участие 367 человек. Для этого мы использовали психодиагностическую методику – опросник «Цифровая компетентность педагогов» [30]. Методика предназначена для скрининговой диагностики сформированности цифровой компетентности педагога и выявления релевантных проблемных зон его профессионального развития. Изучались три структурных компонента цифровой компетентности: функциональная, ценностно-смысловая и мотивационная готовность к использованию цифровых технологий.
Результаты исследования / Research results
Анализ результатов опроса показал, что все педагоги, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, так или иначе используют цифровые технологии. 69,5% обращаются к ним для достижения профессиональных целей. 89,6% с их помощью предпочитают находить педагогические материалы по профилю деятельности. 72% делятся с коллегами полезными профессиональными материалами, ссылками на интересные информационные ресурсы.58,6% интересуются новостями образования, используя цифровую новостную ленту. Чуть меньше половины респондентов обратили внимание на то, что использование цифровых технологий помогает формировать качества себя как профессионала (48,7%). Образовательные порталы, обучающие онлайн-курсы, электронные учебники, в целом сеть Интернет особенно важны современным педагогам (79%). 72% респондентов указали на то, что они участвуют в различных программах повышения квалификации с помощью Интернета. Но Всемирную сеть лишь 36,5% респондентов рассматривают для себя как инструмент налаживания профессиональной коммуникации с коллегами и специалистами. 21,2%педагогов часто используют цифровые каналы связи со своими учениками. 30,5% отразили в ответах свою нейтральную позицию к интересу оперативного общения с учениками и коллегами на форумах, в блогах. В целом педагоги, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, продемонстрировали достаточно высокий уровень мотивационной готовности использовать в своей деятельности цифровые технологии, но преимущественно для своего профессионального совершенствования.
Подавляющее большинство респондентов (78,7%) отметили для себя как ценность те возможности, которые представляют цифровые технологии. Больше половины отметили, что всякий педагог должен стремиться к развитию у своих учеников цифровой, информационной, компьютерной грамотности, медиакомпетентности, способностей к кибербезопасности (26,4% выбрали ответ «совершенно верно», 49,3% – «скорее верно»). Высокий уровень осознания ценности цифровых технологий как средства улучшения качества обучения обучающихся по предметам продемонстрировали 68,6% педагогов. 10,1% считают, что использование цифровых технологий не отразится на качестве обучения. 21,3% придерживаются нейтральной позиции. Но в то же время педагоги, работающие с обучающимися с ОВЗ, отмечают, что использование цифровых технологий повышает мотивацию обучающихся (79%). Респонденты выделяют для себя как ценность возможности облегчения рутинной составляющей деятельности педагогов (планирование, отчетность, проверка работ и т. п.). Однозначно убеждены в этом 23,5% учителей. Ответ «скорее да» дал 51% педагогов. Затруднились ответить 16,4% респондентов.
Многие педагоги придерживаются позиции о необходимости быть в курсе новинок и трендов в сфере цифровых технологий в образовании (рис. 1).
Рис. 1. Результаты изучения мнения респондентов о том, любой ли педагог должен следить
за новинками и трендами в сфере цифровых технологий в образовании
Возможности Интернета обширны, разноплановы. Он позволяет решать многие учебные задачи, повышает мотивацию и качество обучения. Но, с другой стороны, содержание цифровой среды, в которой оказывается обучающийся, порой оставляет желать лучшего, а иногда откровенно пагубно для растущих детей. Не случайно и педагоги, работающие с обучающимися с ОВЗ, отмечают, что цифровые технологии (особенно Интернет), не столько помогают, сколько отвлекают от реальных проблем и действительно важных дел (рис. 2).
Рис. 2. Результаты изучения мнения респондентов касательно утверждения
«Современные цифровые технологии (особенно Интернет) не столько помогают,
сколько отвлекают людей от реальных проблем и действительно важных дел»
Таким образом, следует отметить, что для более 2/3 респондентов цифровые технологии обладают ценностью. Каждый из этой группы находит что-то близкое, значимое для себя, своей профессиональной деятельности. Есть среди респондентов и педагоги, которые не выделили для себя какой-то значимой стороны, особенности цифровых технологий, не раскрыли ценности их использования в своей профессиональной деятельности и в некоторых случаях даже негативно относятся к новым возможностям цифрового мира.
Для выстраивания готовности к оказанию педагогической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по введению их в общество, где важным инструментом выступают цифровые технологии, требуется также проанализировать функциональную готовность как составляющую цифровой компетентности педагогов.
70% опрошенных знакомы с правилами коммуникации в различных социальных сетях. Но меньше половины умеют различать материалы (сайты) по достоверности размещенной там информации (47,1%). 42,5% знают, какие сетевые сообщества являются сомнительными. Незначительное количество педагогов ведет свои блоги, форумы, чаты (10%). У 11% есть свой персональный сайт. 9,8% не знакомы с социальными сетями, не умеют различать сайты по информации, размещенной на них, не знают ничего о сомнительных сообществах.
98,1% респондентов используют различные цифровые технологии для повышения мотивации обучающихся. 88,6% опрошенных используют презентации, видео, фото, аудио, анимацию, 61,6% – интерактивные учебные материалы, 34% – обучающие, развивающие, деловые компьютерные игры, 28,6% – сервисы для совместной работы обучающихся, 51,5% – компьютерные тесты, тренажеры.
При ответе на вопрос «Какие цифровые каналы связи Вы используете для профессиональной коммуникации (с учениками, коллегами и др.) в условиях дистанционного обучения?» 83% указали электронную почту, сотовый телефон, 73,8% – внешние каналы связи, такие как социальные сети, чаты, коммуникационные блоги, мессенджеры (WhatsApp, Telegram и т. п.), 53,7% – каналы связи, представленные на веб-сайте или в локальной сети образовательной организации (внутриорганизационные чаты, блоги, электронный дневник, электронный журнал и т. п.), 12% – каналы, организованные именно самими педагогами (собственный сайт, блог, форум, группа в социальной сети и т. п.).
68,1% респондентов могут находить, просматривать и комментировать профили, странички, посты интересных для них людей. 65% с помощью цифровых ресурсов могут улучшать свои навыки использования цифровых технологий в учебном процессе. В целом эти результаты показывают, что 2/3 респондентов владеют умениями по сопровождению социализации обучающихся в цифровой среде и саморазвитию в цифровом обществе. С облачными технологиями умеют работать меньшее количество педагогов (39,7%), выполнять сетевые проекты умеют лишь 11,2%.
Большинство респондентов не выделяют себя среди сообщества педагогов-коллег в плане овладения цифровой грамотностью (см. рис. 3). Чуть меньше третьей части считают, что их уровень цифровой грамотности скорее выше, чем у коллег. И около 2% намного выше оценивают свой уровень цифровой грамотности.
Рис. 3. Результаты оценки респондентами своего уровня цифровой грамотности, владения
цифровыми навыками по сравнению с аналогичным уровнем большинства своих коллег-педагогов
Результаты опроса показали, что 71,1% педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, несколько раз в учебный год используют обучающие онлайн-курсы, 59,1% – информационные порталы, базы знаний и данных, 42% – электронные учебники, 36,7% – специальные программы для создания педагогического контента, 33,2% – электронные библиотеки.
У многих педагогов (86,7%) имеется доступ к цифровым технологиям в учебных кабинетах. Среди них – средства демонстрации мультимедийных презентаций (62,4%), интерактивная доска (42,2%). У 46,3% респондентов в кабинетах есть надежный доступ к высокоскоростному Интернету, у 31,9% – доступ к обучающим программам, электронным учебникам, интерактивным обучающим средам и другим материалам по их профилю педагогической деятельности, у 26,7% – быстрый доступ к надежным и содержательным базам знаний, информационным порталам. Доступ к технологиям позволяет педагогам использовать их на практике и совершенствовать цифровые умения.
Всякие умения базируются на знаниях. Развитие цифровых технологий влечет за собой и развитие системы знаний о них. 5,2% респондентов уверенно могут определить, насколько современной является та или иная цифровая технология. У остальных этот вопрос вызывает затруднения (см. рис. 4).
Рис. 4. Результаты изучения осведомленности респондентов, современной ли является та или иная
цифровая технология (используемые в ее составе компьютеры, программы, методы и т. д.)
Обозначенные результаты также подтверждают, что есть достаточно большая группа педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется совершенствование системы знаний и умений.
В настоящее время требуются условия для развития готовности педагогов к социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при цифровизации общества. Важными составляющими, на наш взгляд, являются разъяснительная работа с учителями по вопросам использования в образовательной и воспитательной практике цифровых технологий с демонстрацией их возможностей, а также формирование у педагогов мотивации, ценностно-смыслового осмысления важности в современном мире цифровых технологий, формирование у педагогов умений использовать в своей профессиональной деятельности цифровые технологии и пользоваться путями профессионального самосовершенствования в современных условиях.
При этом следует учитывать возраст и возможности самих учителей. В нашем исследовании 33,2% педагогов было старше 50 лет, 10% – младше 31 года, остальные в возрасте 31–49 лет. Для педагогов более старшего возраста более значимыми и продуктивными будут очные формы повышения квалификации.
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что в программы повышения квалификации следует включить вопросы использования в профессиональной деятельности возможностей социальных сетей, сетевой коммуникации, вопросы использования онлайн-сервисов для разработки учебных материалов, специальных программ для создания уникальных средств обучения с учетом возможностей, индивидуальных особенностей обучающихся, а также вопросы использования на уроках цифровых технологий на базе педагогических кванториумов, технопарков образовательных организаций страны. Важными вопросами для повышения квалификации также являются вопросы использования облачных технологий, ведения сетевых проектов и вопросы возможных траекторий изучения цифровых технологий с использованием Интернета. Значимыми будут практико-ориентированные задания на этих курсах, задания, которые позволят соединить их систему знаний об особенностях обучающихся, методики преподавания, коррекционных технологий и нового сектора знания – знаний цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Заключение / Conclusion
Современная ситуация развития общества выдвигает новые требования к педагогам, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, одно из них – решение задач социализации детей в условиях цифровизации, которая рассматривается как оказание педагогической поддержки обучающимся в овладении системой знаний и умений использовать цифровые технологии. Основные пути оказания этой поддержки – уроки, внеурочные занятия, коррекционно-развивающие занятия и внеклассные мероприятия с применением цифровых технологий, с разъяснением значимости, возможностей, рисков, связанных с использованием цифровых технологий. Для повышения эффективности работы педагогов в этом направлении требуется внедрение цифровых инструментов, техническое оснащение классов, развитие у учителей цифровой компетентности, включающей мотивационный, ценностно-смысловой и функциональный компонент. При этом в процесс профессионального совершенствования в области цифровых технологий нужно включать всех педагогов вне зависимости от их возраста, создавая условия для повышения квалификации с проведением практических занятий с упражнениями по непосредственному применению на практике цифровых технологий.