Full text
Введение Современное образование играет решающую роль в будущем общества, предоставляя новые знания, навыки и инструменты, необходимые для успешного продвижения в быстро меняющемся мире. Однако чтобы обеспечить качество образования и добиться в этом наилучших результатов, необходимо учитывать и оценивать эффективность социально-образовательных учреждений. Проблема повышения эффективности в сфере образования является одной из самых сложных и актуальных. Она включает в себя различные аспекты, как для образовательных учреждений, так и для общества в целом. Эффективность школ не ограничивается лишь уровнем знаний, достигнутых обучающимися. В это понятие также входит социальное развитие обучающихся, уровень удовлетворенности и многие другие факторы. Цель данной работы заключается в раскрытии ключевых факторов, влияющих на эффективность социально-образовательных учреждений, а также в разработке математических моделей, которые позволяют определять взаимосвязи между выявленными факторами и результативностью обучения. Практическая ценность данного исследования заключается в том, что его результаты могут служить основой для разработки информационно-аналитической системы мониторинга процесса обучения в образовательном учреждении. Наша работа направлена на поддержание качества образования, предоставление информации для принятия обоснованных решений на уровне управления и создание возможностей для развития как учащихся, так и самого образовательного учреждения. Обзор отечественной и зарубежной литературы Понятия качество и эффективность образования неразрывно связаны друг с другом. Под качеством образовательной деятельности понимают совокупность ее свойств, которые удовлетворяют ожиданиям заказчиков, потребителей и участников этого процесса [1]. Эффективность, как количественный критерий оценки качества, показывает какое количество ресурсов (финансовых, временных, человеческих) потребуется для достижения ожидаемого результата. Именно возможность численной оценки качества объясняет интерес исследователей эффективности образовательных учреждений к этому вопросу. В большом объеме исследований, касающихся эффективности школьной деятельности, начиная с 1960-х годов [2,3], отсутствует согласие в универсальные определения этого понятия. Чаще всего под ним подразумевают академические достижения учащихся [4]. Однако стоит отметить, что рейтинг эффективности школ может в значительной степени зависеть от финансовых и социальных возможностей семей обучающихся. За счет этого показатели элитных учебных заведений часто бывают выше, что порой не обеспечено именно заслугами школы. Вышесказанное подтверждается исследованиями Дж. Коулмана [5]: он утверждает, что важнейшее влияние на успех учащихся оказывают семейные и социальные факторы, а не возможности, предоставляемые школой. Для выявления различных факторов, оказывающих влияние на эффективность школ, была создана международная организация - International Congress For School Effectiveness And Improvement (ICSEI). Это глобальное сообщество, объединяющее учителей, исследователей, политиков и консультантов, работающих над повышением качества и справедливости в образовании. Ежегодные конгрессы ICSEI позволяют представителям более 80 стран обмениваться опытом и мнениями по вопросам развития образования. Президент ICSEI Альма Харрис считает, что эффективной можно называть такую школу, которая в неблагоприятном социальном окружении добивается высоких образовательных результатов [6]. Матюшкина М.Д. в [7] утверждает, что для того, чтобы школа могла считаться эффективной, необходимо выполнить ряд условий: в первую очередь, добиться значительных результатов в академической подготовке и развитии навыков учеников, востребованных в XXI веке; во-вторых, демонстрировать активную динамику в социальном, демографическом и экономическом аспектах, включающих адекватные затраты семей обучающихся, заботу об их здоровье, баланс между образовательными издержками школ и результатами обучения. По мнению [8], наибольшее влияние на образовательные достижения школьников оказывает тип учебного заведения, а вклад других факторов, связанных с работой школы, оказывается невысоким. Тем не менее, эмпирические исследования настойчиво продолжают подтверждать, что академический успех зависит от внутренних и внешних факторов. Фактически, это означает восприятие показателей успеваемости обучающихся как показателей эффективности школы. В работе [9] авторы наглядно демонстрируют важнейшие, на их взгляд, показатели эффективности образовательного учреждения (рис. 1). Оригинальная интерпретация модели эффективной школы Морцано [10] с учетом внедрения современных технологий и все возрастающей долей научного познания в образовательном процессе разработана в [11]. В ней отражены основные факторы эффективности: центральным элементом модели служит симбиоз предметных и метапредметных познаний, которые достигаются за счет собственных ресурсов школы (мастерство педагогов, техническое оснащение, инновационные технологии и подходы к обучению); центральное звено базируется на ресурсах социального партнерства (семьи, коллег и окружающей социокультурной среды) и сетевых ресурсах Интернет. Эта модель позволяет выявлять конкретные критерии эффективности и, используя методы математического моделирования, управлять ими. Некоторые из исследователей обращают внимание на невозможность игнорирования применения информационно-коммуникационных технологий в критериях эффективности [12, 13,14].