Введение / Introduction
Социально-экономическая ситуация в мире, усиление конкуренции между странами диктуют обучающимся необходимость осуществлять свою образовательную деятельность с учетом конкуренции, которая будет сопровождать профессиональную деятельность специалиста в будущем.
Профессиональная деятельность будущих специалистов индустрии питания подразумевает выполнение следующих трудовых функций, определенных профессиональным стандартом: производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной, маркетинговой. Необходимо отметить особенности функционирования предприятий индустрии питания: разнообразие выполняемых специалистами индустрии питания функций; поиск новых рынков сбыта, частая необходимость работать в интернациональной команде; большое количество иноязычных рецептур продуктов питания; высокие требования к безопасности для здоровья этих продуктов; индивидуализированный характер деятельности того или иного специалиста и др. Данные факты говорят о значимости взаимодействия и коммуникативно-поведенческого аспекта в процессе профессиональной подготовки современного конкурентоспособного специалиста индустрии питания, в том числе и о важности профессионального взаимодействия с использованием иностранного языка [1, 2].
Вместе с тем сравнительный анализ учебных планов подготовки специалистов питания в вузах (Пенза, Москва, Саратов) в настоящее время предусматривает изучение дисциплины «Иностранный язык» лишь в первых четырех семестрах обучения. А выпускники вуза, начинающие работу с 6-го квалификационного уровня, должны сохранить при этом знание иностранного языка для использования в профессиональной деятельности – оказания услуг в области питания различным группам потребителей, осуществления и развития производственно-технологической, а также маркетинговой деятельности, выражения на иностранном языке санитарно-гигиенических условий производства продукции, рецептур и технологий производства пищевых продуктов, видов сырья и их свойств. Следовательно, в процессе профессиональной подготовки необходим поиск способов такого овладения будущими специалистами индустрии питания способностью осуществлять деловую коммуникацию на родном и иностранных языках, которая позволяет им в будущем выстраивать эффективное профессиональное взаимодействие и общение с деловыми партнерами, что, в свою очередь, повлияет на повышение их конкурентоспособности.
Обзор литературы / Literature review
При анализе понятия «конкурентоспособность» в глоссарии сайта Федерального государственного стандарта мы находим следующее определение: «Конкурентоспособность выпускника − совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации» [3]. Следовательно, мы можем рассматривать конкурентоспособность как педагогическую характеристику, заложенную в стандарте высшего профессионального образования.
В. И. Андреев характеризует конкурентоспособность личности как синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, стремление к непрерывному саморазвитию и ряд других [4]. М. И. Гельвановский предлагал рассматривать структуру конкурентоспособности на трех уровнях: микроуровень, мезоуровень и макроуровень [5]. У И. Максимова конкурентоспособность трактуется как интегративная категория, и ее основными критериями он считал: эффективность производственной деятельности; эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке; конкурентоспособность продукции и др. [6] По мнению Л. М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности – это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [7]. Согласно К. М. Оганян, конкурентоспособность выпускника вуза — это участие в конкуренции на рынке труда за хорошие рабочие места, которые соответствуют квалификации, полученной в вузе [8]. В. И. Шаповалов отмечал, что во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям [9]. Ж. А. Шуткина исследовала организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускников и трактовала конкурентоспособность как относительную обобщенную характеристику выпускника профессионального учебного заведения, результат интеграции его профессиональной, социальной и личностной компетенций, обеспечивающий ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений [10]. С. Д. Резник определял конкурентоспособность студента как интегративную характеристику личности, выраженную в достижении мотивов успеха, в знании о способах действий по достижению конкурентоспособности, в умении построить комфортное жизненное пространство [11]. Е. В. Токарева изучала индивидуально-психологические особенности развития конкурентоспособности личности и понимала конкурентоспособность как интегральное качество [12].
Зарубежные исследователи, такие как, например, Майкл Портер, связывали конкурентоспособность с конкурентным преимуществом [13]. Ян Фагерберг рассматривал конкурентоспособность вместе с такими понятиями, как «способность» и «высокий уровень» [14]. Сильвер утверждал, что конкурентоспособность как понятие основано на взаимодействии [15].
В трудах T. Сюдека, A. Завойской и В. А. Дегтерева конкурентоспособность – синтез таких качеств, как способность к постановке четких целей и выработке ценностной ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, желание к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда [16, 17].
Конкурентоспособность понимается также
1) как комплексное свойство, имеющее свои ресурсы (психофизическое здоровье, возраст, внешность, талант, способности, уровень интеллекта, запас энергии) и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений) [18];
2) совокупность качественных характеристик, наиболее востребованных на рынке труда: творческий подход к принятию решений, ответственность, умение самооценки, самопрезентации, потребность в самообразовательной деятельности, умение личности взаимодействовать [19];
3) способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание за трудоустройство на «хорошее» рабочее место, соответствующее полученной в вузе специальности, за счет наилучшего соответствия уровня его профессиональной подготовки и личностных характеристик требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей [20];
4) совокупность индивидуальных и личностных свойств в единстве, которая включает в себя способности, черты характера, потребности и состояния, позволяющие продуктивно функционировать в профессиональной деятельности, педагогическом общении и личностной самореализации [21];
5) обобщенный показатель, характеризующий уровень профессиональной, социальной и личностной компетенции выпускника, обеспечивающий ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений [22];
6) социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [23];
7) способность в условиях роста конкуренции обеспечить к моменту окончания вуза высокие показатели уровня знаний, умений и навыков [24];
8) стратегический ориентир в профессиональной деятельности, стратегическое качество, позволяющее быть более востребованным на рынке [25, 26].
Проведенный анализ понятия «конкурентоспособность» в различных науках позволил нам утверждать, что выпускник вуза, а зачастую и студент, если он участвует в рыночных отношениях, должен выступать:
– как конкурентоспособный работник, который может предоставить работодателю больший полезный эффект и является профессионалом, осознающим свои преимущества;
– конкурентоспособная личность, способная быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям общественных условий, научно-технического прогресса и новых видов деятельности и форм общения при сохранении позитивного внутреннего потенциала и гармонии, наличии мотивации;
– конкурентоспособный специалист, способный и готовый к самообразованию, получению дополнительного образования, овладению новыми профессиональными и социальными умениями и навыками, то есть компетенциями, и способный проявлять свой профессионализм в коммуникации, взаимодействии.
Мы понимаем конкурентоспособность бакалавра индустрии питания как интегральное качество личности, которым необходимо обладать современному выпускнику вуза, так как она описывает отличительные признаки, свойства, качества, индивидуальные особенности и достоинства личности, выражающиеся в востребованности работника на рынке труда и его способности осуществлять успешное взаимодействие в рамках профессиональной деятельности [27].
Согласно А. В. Плугаревой, для развития конкурентоспособности студента университета значимым является создание условий для актуализации в образовательной среде вуза субъектной позиции студента, направленной на самореализацию возможностей проектирования стратегии развития и осуществления жизненного выбора личности [28].
Представленный выше анализ понятия «конкурентоспособность» позволяет говорить о важности взаимодействия, сотрудничества и необходимости проявления своей конкурентоспособности в процессе взаимодействия. Это позволяет нам зафиксировать значимость коммуникативно-поведенческого компонента конкурентоспособности будущего специалиста индустрии питания, под который мы понимаем выраженную способность применять свои знания и умения в процессе взаимодействия, способность работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
При проведении исследования авторами был осуществлен анализ и синтез научной литературы. Проведен анализ, сбор, обобщение и структурирование научной информации о содержании понятия «конкурентоспособность», по проблемам формирования конкурентоспособности, организации профессионально ориентированного взаимодействия, использования иностранного языка как средства формирования конкурентоспособности.
Были разработаны методические рекомендации по проведению первого занятия «Ваша будущая профессия», целью которого является осознанное профессионально-личностное развитие на начальном этапе профессиональной подготовки и разработаны темы занятий по иностранному языку с учетом цикла дисциплин, изучаемых параллельно с дисциплиной «Иностранный язык».
Результаты измерений с использованием методик: тест-опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (В. Н. Куницына) и «Диагностика самоактуализации личности» (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калиной) – и обработка полученных данных с помощью критерия U Манна – Уитни показали эффективность реализуемого профессионально ориентированного взаимодействия [29].
Результаты исследования / Research results
В рамках разработанного нами плана первого занятия по дисциплине «Иностранный язык» ‒ круглого стола и дискуссии-беседы «Ваша будущая профессия» – акцентировалась необходимость осознанного профессионально ориентированного изучения данной дисциплины у будущих специалистов через интерес студентов к вопросу саморазвития и профессионального роста.
Как известно, ведущей педагогической тенденцией в третьем тысячелетии является ориентация на личностное начало человека. Она влечет за собой необходимость преобразования учебной ситуации в ситуацию личностного становления студента. Мы считаем, что обучение на начальном этапе, ориентированное на осознанное профессиональное и личностное развитие, повышает качество получаемых знаний.
Мы предлагаем определенную тактику, состоящую из двух этапов, ряда вспомогательных задач и предполагаемых результатов. Она ориентирована на включение (вовлечение) каждого студента в ситуацию личностного и профессионального развития на начальном этапе профессиональной подготовки.
ЭТАП I. Сначала, на наш взгляд, необходимо выявить интерес студентов к вопросу саморазвития и профессионального роста (ЗАДАЧА 1).
ИНСТРУМЕНТ. Для этого предлагаем организовать на первом занятии небольшую дискуссию-беседу (на родном или иностранном языке, в зависимости от уровня языковой подготовки группы), на которой можно обсудить следующие вопросы:
− Почему Вы выбрали данную профессию?
− Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать специалист в Вашей области?
− Как Вы считаете, насколько личностные качества человека влияют на его профессиональное развитие?
− Кто ответственен за то, каким специалистом Вы будете в будущем?
− Необходим ли Вам иностранный язык в Вашей повседневной жизни?
− На Ваш взгляд, какую роль играет иностранный язык в роли современного специалиста?
− С Вашей точки зрения, важно ли знать иностранный язык в Вашей профессии? Почему?
− Важно ли для Вас изучать иностранный язык и почему?
ЗАДАЧА 2. Во время беседы преподаватель разъясняет смысл вопросов и следит за первой спонтанной реакцией на них. Он фиксирует и отмечает для себя мотивацию студентов, их цели.
Преподаватель может записать ключевые слова, фразы, предложения, которые помогут студенту ориентироваться в проводимой дискуссии-беседе и в дальнейшей работе дома.
Отметим, что желательно строить вопросы таким образом, чтобы сначала узнавать личное мнение студента, а на следующем этапе вопрос уже необходимо ориентировать на определенный общий для всех аспект.
ЗАДАЧА 3. Также, на наш взгляд, возможно обсуждение тех качеств, которые будут необходимы студентам при подготовке к другим предметам. Параллельно возможно обсуждение использования знания иностранного языка при подготовке к другим предметам.
Предполагаемым результатом, вероятно, будет, если студенты скажут, что им не нужен иностранный язык при подготовке к другим предметам. В этой ситуации можно спросить, у кого из присутствующих другое мнение, таким образом организуя дискуссию, которая будет мотивирована личностными потребностями, целями, задачами и принципами обучающихся.
ЗАДАЧА 4. Очевидно, что многие студенты не задумывались над этими вопросами. Но важно, чтобы обсуждение и раздумывание над этими вопросами студентами продолжилось и дальше. Поэтому мы предлагаем им продумать свои ответы дома.
Результатом этой работы может стать, например, создание газеты «Для чего нужен иностранный язык современному экономисту/психологу/инженеру?».
Можно предложить написать письмо, адресованное преподавателю или другу, о своей будущей профессии и иностранном языке. Важно не забывать, что многие студенты являются активными пользователями Интернета. Тогда студенты могут написать страничку в ЖЖ (живых журналах) или так называемых блогах. Или результатом может стать презентация с использованием материала из мировой сети/газет/журналов о роли иностранного языка в жизни современного специалиста.
Хотелось бы уточнить, что, на наш взгляд, в организации данной беседы-дискуссии целью является не столько «употребление» иностранного языка для выражения собственных размышлений, мыслей. Здесь важно помочь сделать изучение иностранного языка осмысленным, помочь определить каждому студенту цель изучения иностранного языка и помочь определиться в собственной профессии.
ЭТАП II. Вторым шагом или продолжением, а может, и результатом первого занятия, вероятно, может стать
ЗАДАЧА 1: составление «портрета» современного специалиста, а каждый студент может дополнить список, таблицу качеством или характеристикой, которой необходимо обладать современному специалисту. Это могут быть как личные качества, так и профессиональные, что и будет являться результатом их работы.
ЗАДАЧА 2. Преподаватель может предложить заранее приготовленный материал, составленный им самим или взятый из какого-либо источника. Предполагаемым результатом будет выражение студентами своего собственного мнения: с чем они согласны, а с чем нет.
Ход проведенных бесед показал, что многие студенты не задумывались над этими вопросами. Поэтому мы предложили им продумать свои ответы дома. А результатом этой работы-беседы становится создание газеты «Для чего нужен иностранный язык современному специалисту индустрии питания?». В своей практике мы сделали акцент на письменную речь – письмо, адресованное преподавателю или другу, о своей будущей профессии и иностранном языке, что и стало результатом проведенной беседы.
Мы полагаем, что в организации данной беседы целью является не «употребление» иностранного языка для выражения собственных размышлений, мыслей. Здесь важно помочь сделать изучение иностранного языка осмысленным, создать профессиональный интерес, помочь определить каждому студенту свою цель изучения иностранного языка, помочь осознать важность коммуникации в будущей профессиональной деятельности. В ходе проведенной беседы педагог помогал понять будущим специалистам индустрии питания то, что использование знаний, полученных при изучении дисциплины «Иностранный язык», – использование иноязычного компонента в дальнейшем профессионально ориентированном взаимодействии в процессе обучения в вузе – не только повысит их рейтинг учебных достижений, но и будет способствовать более высокой готовности к конкурентному участию в рынке труда, что подтвердил опрос работодателей и работающих специалистов.
На следующих занятиях происходило обсуждение уже продуманных ответов. Был составлен «портрет» современного специалиста индустрии питания, а каждый студент дополнил список качеством или характеристикой, которой необходимо обладать современному специалисту. Это могли быть как личные качества, так и профессиональные.
В таблице представлены возможные темы занятий по дисциплине «Иностранный язык» для реализации профессионально ориентированного взаимодействия в первых четырех семестрах (период изучения дисциплины «Иностранный язык»), которые учитывают знания, полученные на других дисциплинах профессионального цикла [30].
Во время реализации профессионально ориентированного взаимодействия в первых четырех семестрах студентам предлагались приемы повышения их активности (ссылки на сайт, помощь в написании статей, помощь в использовании иностранной литературы и др.), подсказывались пути саморазвития (возможность написания статьи на иностранном языке, возможность получения международного сертификата по иностранному языку для профессиональной деятельности), выравнивалась языковая подготовка студентов группы, формировалась потребность в обладании конкурентоспособностью через включение в содержание дисциплины «Иностранный язык» типичных и нестандартных профессиональных ситуаций, через изучение профессионально ориентированных дисциплин и профессионально ориентированное взаимодействие, которые включали также и внеаудиторную работу. На каждом занятии педагог помогал студентам понять цель изучения того или иного материала, таким образом стимулируя профессиональный интерес, опираясь на личностные цели учащегося или его будущие профессиональные навыки. Это могло достигаться посредством предоставления студентам права выбора при выполнении какого-либо задания.
Возможные темы занятий по дисциплине «Иностранный язык»
для реализации профессионально ориентированного взаимодействия
Иностранный язык |
1-й семестр |
Возможные темы занятий в первом поле профессионально ориентированного взаимодействия |
– Физиология питания. – Медико-биологические основы производства продуктов питания
|
– Идеальная диета для студента. Форма: групповая /парная; метод/прием – проект, дискуссия. – История физиологии питания в России. Форма: групповая /парная/индивидуальная; метод/прием – проект/дискуссия/ PechaKucha |
|
2-й семестр |
|
|
– Введение в технологию продукции общественного питания. – Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков |
– Производство продукции общественного питания в Пензенском регионе. Форма: групповая/парная/индивидуальная; метод/прием – проект/SWOT-анализ |
|
3-й семестр |
|
|
– Основы производства мучных кондитерских изделий. – Пищевые и биологические активные добавки. – Технологические добавки и улучшители для производства продукции из растительного сырья |
– Разработка нового бизнеса для региона/дискуссия и пользе и вреде биологически активных добавок. Форма: групповая/парная/индивидуальная; метод/прием – проект/SWOT-анализ/дебаты
|
Заключение / Conclusion
Для оценки мотивированности студентов к формированию собственной конкурентоспособности применялись указанные выше методики и критерий, что показало репрезентативность выборки и эффективность реализованного профессионально ориентированного взаимодействия в экспериментальной группе. Разработанное профессионально ориентированное языковое пособие и взаимодействие с кафедрами дисциплин профессионального цикла способствовали востребованности выпускников на рыке труда, их 100%-му трудоустройству, высокой мотивированности и активному участию во внеаудиторных мероприятиях с использованием иностранного языка, а также написанию выпускной квалификационной работы с значительным использованием иностранных источников. Перспективы развития данного исследования мы видим в необходимости организации эффективного профессионального взаимодействия между преподавателями, преподавателями и студентами, самими студентами конкретного направления подготовки. Наше исследование также показало значимость иноязычного профессионально ориентированного взаимодействия и разработки профессионально ориентированного иноязычного пособия для формирования конкурентоспособности будущих участников рынка труда.