Full text

Введение

 

Насилие на гендерной почве в последнее время стало рассматриваться как острая социальная проблема международного уровня. Это нашло свое отражение во многих документах международных организаций, которые были приняты с целью устранения насилия в отношении женщин. В 1979 году Организацией объединённых наций была принята Конвенция по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин. В данной конвенции нет непосредственного упоминания о насилии в отношении женщин, тем не менее она является основой дальнейших резолюций по устранению данной проблемы. В 1993 году принята Венская декларация, где отмечается «важность работы по искоренению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, а также всех форм сексуального домогательства, эксплуатации и сексуальной торговли, гендерных предрассудков в сфере правосудия и устранению любых конфликтов между правами женщин и последствиями определенных традиционных практик, культурных предрассудков и религиозного экстремизма» [1].

В Европе и Центральной Азии общественные организации работают над предотвращением и реагированием на насилие в отношении женщин и девочек. Они поддерживают инициативы, которые направлены на расширение доступа услуг для женщин, подвергшихся насилию, и обеспечивают более безопасные общественные места.

Ситуация с насилием в семье резко ухудшилась в период всемирной пандемии COVID-19. С началом карантина из-за пандемии во всем мире начался рост насилия в семье в отношении женщин. «Кризис сопровождался всплеском сообщений о насилии в семье, как раз в то время, когда службы, включая верховенство закона, здравоохранение и приюты, отвлекались на борьбу с пандемией» [2]. Находясь в замкнутом пространстве, люди стали больше времени проводить вместе, что послужило причиной возникновения семейных конфликтов. Агрессоры сложившуюся ситуацию с карантином обратили в свою пользу. В условиях изоляции им легче стало контролировать свою жертву, поскольку женщины пребывали в постоянном стрессе из-за страха потери работы, снижения доходов и невозможности выходить из дома из-за ограничений.

Цель исследования

Исследование состояния проводимой социальной политики Скандинавских стран в отношении супружеского насилия над женщинами.

Методы исследования

Исследование осуществлялось на основе использования основных научных методов: логического, сравнительного, функционального, статистического. Материалы проведенного исследования дали возможность раскрыть состояние проводимой социальной политики Скандинавских стран в отношении домашнего насилия над женщинами.

 

Методология и результаты исследования

 

Скандинавские государства реализуют модель социальной политики, основанной на социальной справедливости, выравнивании доходов граждан, сглаживании имущественного и гендерного неравенства, создании государства всеобщего благосостояния [3].

Финская государственная семейная политика ставит перед собой цель сформировать безопасную среду для создания семьи и воспитания детей. Основные мероприятия по поддержке семей делятся на три группы: финансовая поддержка, оказание услуг для семей, предоставление семейных отпусков. Социальная политика направлена на предупреждение социальных проблем, и финская система обеспечения благосостояния построена на двух принципах: общественная ответственность и бюджетное финансирование. Меры профилактики по поддержанию социального благополучия являются наиболее экономичным и гуманным методом.

Однако несмотря на то, что Финляндия является государством всеобщего благосостояния, в стране существует значительная проблема, которая касается насилия в семье в отношении женщин. По данным Статистической службы страны, каждая третья финка подвергалась насильственным действиям со стороны партнера. Согласно данным Статистического центра, за период с 2017 по 2018 год число жертв домашнего насилия возросло на 3,6%, что составило 9900 человек, а также увеличилось число клиенток в приютах на 20%. У представителей этнических меньшинств риск оказаться жертвой насилия в два раза выше, чем у коренного населения [4]. Основной причиной насилия является традиционное замалчивание проблем в обществе. События, происходящие внутри семьи, по-прежнему считаются в Финляндии сугубо личным делом.

Жертвам домашнего насилия оказывают помощь множество специализированных центров, приютов и организаций. Однако число жертв с каждым годом растет, поэтому необходимо расширение инфраструктуры для жертв домашнего насилия. В стране насилие в виде запугивания, подчинения и принуждения, нанесения ударов, сексуального посягательства является преступлением. Женщины, подверженные насилию в семье, в случае угрозы жизни и здоровью могут обращаться на общий номер экстренных служб 112 и получить помощь. Существует горячая линия Nollalinja для женщин и мужчин, столкнувшихся с домашним насилием, доступная ежедневно и круглосуточно, сотрудники которых владеют финским, шведским и английским языками. Звонок на эту линию бесплатный и при желании клиента анонимный. Если женщины подверглись насилию со стороны одного из члена семьи, то они могут обратиться в приюты, в которых гарантируется безопасность. В Хельсинки существует центр поддержки SERI для жертв сексуального насилия, который предоставляет услуги медицинского характера, психологической консультативной помощи.

Для предотвращения насилия существует запрет на приближение для тех, кто представляет какую-либо угрозу потенциальным жертвам. Запрет выносится путем подачи заявления в полицию или уездный суд. Также возможно обратиться за советом в бюро социального обслуживания в регионе проживания или в юридическую консультацию. После вынесения запрета на приближение агрессор не имеет права контактировать с заявителем.

Семейная политика Швеции опережает политику многих европейских стран благодаря ряду радикальных реформ, проведенных в 1970-х годах. К этим реформам относились: закон об абортах, который предоставлял беременным женщинам право на аборт; закон о разводе, разрешающий разводиться супругам без особой причины и без взаимного согласия; закон, предоставивший отцам равные с матерями права на вознаграждение за отпуск с работы по уходу за ребенком и полностью запретивший любому человеку применение телесных наказаний [5].

На сегодняшний день Швеция является «страной победившего феминизма», к гендерному равенству она шла достаточно долго. Так, в 1845 году женщин и мужчин уравняли в правах наследования; в 1864 году было отменено право мужа избивать свою жену, а через 100 лет – в 1965 году – право насиловать ее. В 1901 году был введен 4-недельный декретный отпуск, в 1921 году женщины получили возможность голосовать на выборах, а в 1997 году была избрана первая женщина-архиепископ Шведской церкви [6].

Швеция рассматривает насилие в отношении женщин как острую социальную проблему, в связи с этим ведет активную борьбу с ней. Так, в 1998 году был принят законопроект «Насилие в отношении женщин», вследствие чего появилось новое уголовное преступление под названием «грубое нарушение неприкосновенности женщины». Отсюда можно сделать вывод, что страна является приверженцем гендерного равенства. Данный законопроект расширил понятие «изнасилование» таким образом, чтобы с учетом характера правонарушения и других обстоятельств прочие случаи, связанные с совершением полового акта, можно было квалифицировать как половые сношения с применением насилия [7]. Исходя из этого, любое принуждение к вступлению в половую связь с применением грубой физической силы отныне является изнасилованием. Принятая Конвенция о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием накладывает на государство обязательство ввести уголовную ответственность за операции, калечащие женские гениталии, принудительные браки, преследования, принудительные аборты и стерилизации. Также Конвенция обязывает привлекать все соответствующие государственные учреждения и службы к работе по борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.

Однако, несмотря на все принятые законы, домашнее насилие существует в каждой стране, и Швеция не исключение. По оценкам Национального совета по предупреждению преступности, около 80% случаев насилия в отношении женщин не доводится до сведения полиции. В среднем за год от домашнего насилия умирает четырнадцать женщин. Мужчина, применяющий насильственные действия по отношению к женщине в близких отношениях, привлекается к уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности личности женщины при отягчающих обстоятельствах.

Помощь и поддержку жертвам семейного насилия оказывают социальные службы. Местное самоуправление отвечает за предоставление защищенного жилья для лиц, подвергшихся насилию в семье. По всей стране существуют кризисные центры для женщин, пострадавших от домашнего насилия, предлагающие различного рода поддержку и защиту. Большинство центров являются некоммерческими организациями, и в них работают волонтеры. Также существуют кризисные центры для мужчин, которые помогают им прекратить применять насилие по отношению к женщинам.

В Швеции существует сеть горячих линий Юнизон (Unizon), куда также могут обращаться женщины, столкнувшиеся с домашним насилием. Сотрудниками и вовлеченными лицами этой линии являются юристы, социальные работники, врачи, бухгалтеры и другие лица, помогающие жертвам семейного насилия и поддерживающие их. Данная сеть объединяет девяносто женских приютов, оказывающих помощь женщинам и детям, которые стали жертвами гендерного насилия. Приюты предоставляют временное жилье, оказывают необходимую поддержку в течение ограниченного периода времени и ведут профилактическую работу. Поддержка оказывается при содействии полиции, социальных служб и суда по семейным делам. Женские приюты и специализированные центры играют очень важную роль в формировании общественного сознания, они организовывают мероприятия, информируют общество о гендерном насилии в отношении женщин.

Норвегия является социальным государством и применяет скандинавскую модель социальной политики. Норвежское государство благосостояния на протяжении длительного времени создавало социальную политику, ориентированную на достижение высокого уровня и качества жизни населения. Несмотря на все это, как и во многих других странах, в стране присутствует проблема домашнего насилия. Домашнее насилие официально определяется как насилие в близких отношениях.

Проблема насилия в семье решается в рамках плана действий по борьбе с домашним насилием, который был разработан совместно с министерством по делам детей и семьи, министерством здравоохранения, министерством юстиции и министерством социальных дел. Данный план включает в себя помощь и защиту, необходимые жертвам насилия. Имеется в виду, что меры, содержащиеся в этом плане, поддержат собственные усилия жертв по спасению своего положения.

В Норвегии наблюдается высокое число изнасилований, в которых обвиняют приезжих из Ближнего Востока. В связи с этим политики предлагают обязать мигрантов проходить инструктаж, который поможет им понять европейские сексуальные нормы и социальный кодекс. Главное правило этих курсов гласит: «В Норвегии не разрешено насильно заставлять кого-то заниматься сексом, даже если вы состоите в браке с этим человеком». Данная работа проводится потому, что многие беженцы прибыли в Норвегию из стран, где нет гендерного равенства и женщины являются собственностью мужчин. Поэтому Департамент миграции в 2013 году начал создавать подобного рода программы. Ежегодно кризисные центры в Норвегии получают примерно 20 000 запросов. Цифры из полицейских отчетов о сообщаемых преступлениях в последние годы показали увеличение числа насилия в близких отношениях. Увеличение может быть связано с тем, что возросла осведомленность о насилии в отношении женщин и бытовом насилии. Согласно опросу Национального центра по борьбе с насилием и травматическим стрессом, 1 из 10 норвежских женщин говорят, что они подвергались жестокому физическому насилию в семье [8]. В Норвегии каждая четвертая женщина подвергалась той или иной форме насилия. Данный показатель является общим для всех Скандинавских стран, а также для России. Насилие и жестокость скрывают, так как они связаны со стыдом и виной, многие никогда об этом не говорят. Подобная ситуация складывается в России. Однако в последние годы во всем мире все большее количество людей начинают говорить об этой проблеме с высоких трибун, призывая принять соответствующие меры по борьбе с ней.

В Дании, как и во всех остальных Скандинавских странах, высокий уровень социальной защиты населения. Семейную политику Дании часто называют образцовой, так как она направлена на создание благоприятных условий в семье для воспитания детей. По данным национального статистического регистра, число женщин – жертв семейного насилия с 2008 по 2017 год сократилось, к тому же женщины сами являлись инициаторами насилия в отношении мужчин. Таким образом, женщины с годами начинают все больше участвовать в статистике насилия, хотя мужчины по-прежнему доминируют. С 2008 года число случаев насилия снизилось для обоих полов. В 2017 году 8% пострадавших подвергались повторному насилию в течение последних пяти лет. Большая доля женщин, ставших жертвами насилия, подвергается повторному насилию по сравнению с мужчинами.

У Дании богатый передовой опыт по сбору данных о преступности и о пользовании жертвами домашнего насилия социальными услугами. Полиция собирает общенациональные данные по всем зарегистрированным в полиции уголовным преступлениям межличностного характера, что позволяет министерству юстиции проводить анализ на основе криминальной статистики, исследователям – получить доступ к зашифрованным версиям данных, а обычным гражданам – просматривать сводные таблицы, публикуемые Статистическим управлением.

В Исландии существует гендерное равенство, но в действительности на рынке труда присутствует дискриминация по отношению к женщинам. Нарушения гендерного равенства рассматриваются Комитетом по рассмотрению жалоб по вопросам равного статуса. Центр гендерного равенства предоставляет контактную информацию организаций, которые могут помочь женщинам в случае жестокого обращения с ними. В соотношении с Россией и другими Скандинавскими странами уровень домашнего насилия в Исландии намного ниже. Если брать преступность в целом, то в Исландии ее уровень в двадцать раз ниже, чем среднестатистический уровень по всему миру. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что в Исландии домашнее насилие имеет место быть, однако это не является глобальной проблемой. Население страны чуть больше 350 тысяч человек, поэтому государство легко может решить проблемы на местном уровне.

 

Заключение

 

Таким образом, насилие в семье является серьезной проблемой во всем мире, и Скандинавские страны не исключение. Социальный опыт стран Северной Европы по оказанию помощи женщинам – жертвам домашнего насилия является весьма эффективным. В основе эффективности в первую очередь находится социальная политика этих стран, построенная на скандинавской модели благосостояния.

К сожалению, на сегодняшний день ни одна женщина не застрахована от насилия в семье, ведь насилие в семье является проблемой мирового масштаба, которую трудно решить самостоятельно. Женщины всего мира ежедневно подвергаются физическому, социальному, психологическому, сексуальному, экономическому и многим другим видам насилия [9]. Данную проблему можно решить лишь в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования.

Можно заключить, что семейное насилие является остросоциальной проблемой мирового масштаба, которую необходимо решить немедленно. Полностью избавиться от насилия в семье не получится, поэтому важно разрабатывать и применять на практике технологии социальной работы по профилактике семейного насилия. Изменяя менталитет населения по отношению к домашнему насилию, можно найти наиболее эффективный метод борьбы с этой проблемой.