Full text

Введение

 

Изучение представлений об академической прокрастинации и адаптивных возможностях личности представляет большой теоретический и практический интерес в области психологии, обусловленный тем, что данные психологические образования являются важными для формирования профессиональной мотивации и как результат – эффективного осуществления учебной и в последующем трудовой деятельности.

 

Методология и результаты исследования

 

Теоретический анализ литературы показал, что учебная деятельность представляет собой протяженный во времени процесс, где время является наиболее важным и в то же время невосполнимым ресурсом. Именно в учебной деятельности студенты вуза сталкиваются с нарушением интеграции временных отношений при выполнении учебных задач, что проявляется в их систематическом откладывании – академической прокрастинации [1].

Под адаптивными возможностями понимается результат взаимодействия психических и социально-психологических явлений, который проявляется в закономерностях и специфике саморегуляции, овладения поведением, собственным опытом. Адаптивные возможности обеспечивают готовность личности к усложнению адаптационных задач, преобразованию структуры и свойств адаптационного ответа для обеспечения оптимизации психофизиологических перестроек, гармоничных отношений, складывающихся со средой, и успешной реализации поставленных целей [2]. Согласно А. Г. Маклакову, адаптационный потенциал личности (адаптивные возможности) складывается на основе следующих компонентов, входящих в его структуру:

-     нервно-психическая устойчивость, которая обеспечивает стрессоустойчивость, толерантность к различным стрессовым факторам;

-     личностная референтность (личностная значимость);

-     самооценка, которая определяет адекватность восприятия условий деятельности и своих возможностей, составляет ядро саморегуляции;

-     особенности построения взаимоотношений (контактов) с окружающими;

-     моральная нормативность личности;

-     опыт социального общения;

-     групповая идентификация, понимаемая как ориентация на соблюдение требований коллектива и правил совместной деятельности [3].

В ходе эмпирического исследования для выявления взаимосвязи академической прокрастинации с адаптивными возможностями студентов вуза стояла задача изучить выборку испытуемых по уровню проявления академической прокрастинации. Для более точного изучения была использована методика «Шкала студенческой прокрастинации» К. Лэй (в адаптации Т. Ю. Юдеевой, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жуковой) [4, 5].

Результаты, представленные на рис. 1, показывают, что у большей части студентов вуза (80%) средний уровень академической прокрастинации. Это говорит о том, что выполнение не очень важных и менее интересных дел может откладываться ими на определенный срок, но в итоге результат достигается вовремя либо незначительно задерживается, а его качество не ухудшается. При этом у 15% респондентов отмечается высокий уровень академической прокрастинации. Это свидетельствует о низкой мотивации, формальном отношении к учебе, склонности к хроническому откладыванию дел, нарушении обещаний. У 5% респондентов выявлен низкий уровень прокрастинации. Им не присуще избегающее поведение в ситуациях, типичных для учебной деятельности.

 

 

 

Рис. 1. Результаты по методике «Шкала студенческой прокрастинации» К. Лэй
(в адаптации Т. Ю. Юдеевой, Н. Г. Гаранян, Д. Н. Жуковой), %

 

Таким образом, у большинства респондентов, 80% и 15% на среднем и высоком уровнях соответственно, проявляется академическая прокрастинация, которая, как мы предполагаем, может приводить к дезадаптации.

 Для выявления уровня актуального адаптационного потенциала респондентов была проведена методика «Многоуровневый личностный опросник (МЛО) “Адаптивность”» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин) [6].

На рис. 2 представлены результаты по шкале «Поведенческая регуляция», полученные в ходе диагностики по методике «Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность”» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин).

У 8% респондентов высокий уровень поведенческой регуляции. Это говорит о высокой адекватной самооценке, адекватном восприятии действительности.

У 41% средний уровень, что свидетельствует о ситуативной регуляции поведения. При большой нагрузке данные респонденты склонны «пускать все на самотек», но при этом они сохраняют саморегуляцию.

 

 

 

Рис. 2. Результаты по шкале «Поведенческая регуляция» многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин), %

 

У 51% низкий уровень поведенческой регуляции. У таких респондентов проявляется отсутствие адекватного восприятия действительности и адекватности самооценки, некоторая склонность к нервно-психическим срывам.

Также в ходе диагностики по данной методике были получены результаты по шкале «Коммуникативный потенциал». Результаты нашли отражение на рис. 3.

 

 

 

Рис. 3. Результаты по шкале «Коммуникативный потенциал» многоуровневого
личностного опросника «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин), %

Высокий коммуникативный потенциал был выявлен у 5% респондентов. Это говорит о высоком уровне коммуникативных способностей, быстром становлении контактов с окружающими, неконфликтности данных респондентов.

Средние значения у 29% респондентов, что говорит о стремлении данных респондентов к общению и о явных сложностях в построении коммуникаций.

У 66% респондентов выявлен низкий коммуникативный потенциал. У таких респондентов низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность.

На рис. 4 представлены результаты проведенной диагностики по шкале «Личностный адаптивный потенциал» методики «Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность”» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин).

На диаграмме можно отметить, что 2% респондентов по результатам диагностики были отнесены в группу испытуемых, имеющих хорошие адаптационные способности. Лица, которые относятся к данной группе, быстро приспосабливаются к новым условиям работы. Они быстро адаптируются к новому коллективу, легко ориентируются в ситуации и быстро разрабатывают стратегию для своего поведения и социализации. Они обладают высокой эмоциональной устойчивостью и, как правило, не вступают в конфликты. В период адаптации их функциональное состояние остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется.

У 24% респондентов преобладает удовлетворительная адаптация. Лица этой группы, как правило, обладают признаками различных акцентуаций. Эти признаки в привычных условиях появляются при смене деятельности, частично компенсированы. Успех адаптации этих людей зависит от внешних условий среды. Но в целом процесс социализации у них осложнен, так как они обладают низкой эмоциональной устойчивостью. Возможно проявление конфликтности, агрессивности, асоциальные срывы. Исходя из этого, можно сказать, что над ними требуется постоянный контроль.

 

 

 

Рис. 4. Результаты по шкале «Личностный адаптивный потенциал» многоуровневого
личностного опросника «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин), %

 

Большинство респондентов (74%) имеют сниженную адаптацию. Люди из этой группы имеют выраженные акцентуации характера и некоторые признаки психопатии, а их психическое состояние может быть описано как граничное. Процесс адаптации для них является трудным, и они могут столкнуться с нервно-психическими срывами и длительными нарушениями функционального состояния. Эти люди обладают низкой нервно-психической устойчивостью, склонны к конфликтам и могут совершать делинквентные действия.

В ходе проведенного исследования был также проведен анализ данных по шкалам «Психотические реакции» и «Дезадаптационные нарушения».

Для психотических реакций характерны агрессивность, высокий уровень нервно-психического напряжения, нарушение морально-нравственной ориентации и межличностных контактов.

На рис. 5 представлены результаты проведенной диагностики по шкале «Психотические реакции» методики «Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность”» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин).

22% респондентов характеризуются низкими значениями по данной шкале, что говорит о наличии приступов неконтролируемого гнева, нервно-психическом напряжение и импульсивных реакциях.

 

 

 

Рис. 5. Результаты по шкале «Психотические реакции» многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин), %

 

При этом у 73% респондентов по данной шкале средние показатели, что может характеризовать их как импульсивных людей, в моменты стресса проявляющих агрессию, подозрительность. Могут быть не очень контактны, не могут контролировать все свои действия.

У 5% высокие значения, что говорит о стабильности их нервно-психических реакций, межличностных контактов, а также о том, что они поддерживаются морально-нравственной ориентации, стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения, групповые и корпоративные требования.

На рис. 6 представлены результаты проведенной диагностики по последней шкале – шкале «Дезадаптационные нарушения».

Можно отметить, что у 14% респондентов выраженные дезадаптационные нарушения. Этот показатель включает в себя астеническую и психотическую реакцию.

В случае астенических реакций и состояний наблюдается ухудшение сна, снижение аппетита, отсутствие мотивации в работе, низкая толерантность к неблагоприятным факторам в трудовой среде, высокий уровень тревожности и ипохондрическая фиксация.

 

 

Рис. 6. Результаты по шкале «Дезадаптационные нарушения» многоуровневого
личностного опросника «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин), %

 

При этом у 86% дезадаптационные нарушения не выражены. Такие респонденты нервно-психически устойчивы и обладают высокой самооценкой и реальным восприятием действительности.

Для эмпирической проверки выдвинутой гипотезы по изучению взаимосвязи академической прокрастинации с адаптивными возможностями был проведен математический статистический анализ с использованием критерия r-Спирмена. Полученные корреляции отражены в таблице.

Исходя из анализа данных, представленных в таблице, установлено, что академическая прокрастинация имеет обратную умеренную связь со шкалами: поведенческая регуляция (р = -0,378**), коммуникативный потенциал (р = -0,325*), личностный адаптивный потенциал (р = -0,361**). Также выявлена прямая умеренная связь академической прокрастинации и дезадапационных нарушений (р = 0,467*) и прямая слабая связь академической прокрастинации и психотических реакций (р = 0,265*).

 

Корреляционный анализ академической прокрастинации
с адаптивными возможностями студентов вуза
(по критерию r-Спирмена)

 

 

Поведенческая регуляция (А)

Коммуникативный потенциал (В)

Личностный адаптивный потенциал (D)

Психотические реакции

(H)

Дезадаптационные нарушения (I)

Академическая

прокрастинация

-,378(**)

-,325(*)

-,361(**)

,265(*)

,467(**)

Знч. (2-сторон)

,003

,012

,005

,042

,000

N

59

59

59

59

59

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше у студентов уровень академической прокрастинации, тем ниже личностный адаптивный потенциал личности и выше дезадаптационные нарушения. Иными словами, при низкой мотивации, формальном отношении к учебе, склонности к хроническому откладыванию дел и нарушению обещаний у респондентов проявляется склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности, а также затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. Все это может приводить к ухудшению сна, снижению аппетита, отсутствию мотивации в работе и учебной деятельности, низкой толерантности к неблагоприятным факторам в трудовой среде и повышению уровня нервно-психического напряжения.

 

Заключение

 

Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что проблема изучения связи академической прокрастинации с адаптивными возможностями студентов вуза изучена недостаточно.

Проведенное исследование по изучению заявленной проблематики позволило сделать следующие выводы:

1) академическая прокрастинация выступает как откладывание действий и дел, реализуемых в рамках учебной деятельности;

2) под адаптивными возможностями понимается адаптационный потенциал личности, обеспечивающий успешное выполнение поставленных задач;

3) корреляционный анализ связей академической прокрастинации с адаптивными возможностями студентов вуза выявил достаточно широкий спектр статистических связей. Академическая прокрастинация имеет обратную умеренную связь со шкалами: поведенческая регуляция (р = -0,378**), коммуникативный потенциал (р = 
-0,325*), личностный адаптивный потенциал (р = -0,361**). Выявлена также прямая умеренная связь академической прокрастинации и дезадапационных нарушений (р = 0,467*) и прямая слабая связь академической прокрастинации и психотических реакций (р = 0,265*).

Таким образом, корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь академической прокрастинации с адаптивными возможностями студентов вуза. Было установлено, что чем выше уровень прокрастинации, тем ниже адаптивные возможности студентов вуза. Гипотеза исследования подтверждена.