Full text

Введение / Introduction

 

В эпоху цифровой трансформации образовательного процесса происходит динамичное изменение институциональной среды образовательного учреждения [1]. Интерес к образовательной среде возникает не только у учеников, студентов и профессорско-преподавательского состава определенного учебного заведения, но и у потенциальных участников образовательного процесса: преподавателей-практиков, абитуриентов, научных сотрудников. В связи с этим возникает вопрос, связанный с информационной прозрачностью образовательного процесса, поэтому образовательные учреждения стремятся к формированию единого открытого информационного пространства в сети Интернет [2].

Основная цель формирования открытого информационного пространства в сети Интернет заключается в обеспечении доступа к информации об образовательном процессе для всех заинтересованных и потенциально заинтересованных лиц [3]. Данная концепция позволяет повысить прозрачность образовательной среды как учебного заведения, так и страны, при этом облегчает поиск информации о курсах, программе обучения, материалах для самостоятельного изучения и других ресурсах, которые могут быть полезными для участников образовательного процесса.

Формирование открытого транспарентного информационного пространства также способствует развитию профессионального сообщества в образовательном учреждении [4]. Возможность общения, обмена опытом и образовательными ресурсами между преподавателями, студентами, учениками и другими участниками процесса помогает создать благоприятную и поддерживающую образовательную среду.

Кроме того, открытое информационное пространство способствует повышению привлекательности образовательного учреждения для потенциальных студентов и абитуриентов [5]. Возможность получить всю необходимую информацию о программе обучения, условиях поступления, инфраструктуре и репутации учреждения влияет на решение о поступлении и выборе конкретного учебного заведения. Корпоративный информационный портал наиболее простой и доступный инструмент для формирования диалоговой – коммуникационной среды [6].

Таким образом, открытое информационное пространство в сети Интернет является неотъемлемым элементом цифровой трансформации и информатизации образовательного процесса. Оно способствует прозрачности и доступности информации, развитию образовательного сообщества и повышению конкурентоспособности образовательного учреждения [7].

Стоит отметить, что корпоративная информация образовательного учреждения подразделяется на обязательную и необязательную к раскрытию согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, обязательны к раскрытию информации:

1)        лицензия и информация об аккредитации. Это включает в себя подробности о лицензирующем органе, квалификации и аккредитации учебных заведений, а также последние обновления и оценки [8];

2)        учебные планы и программы. Это включает в себя информацию о предметах, курсах, требованиях к квалификации, учебной нагрузке и сроках выполнения обучения;

3)        планы финансирования [9]. Это включает в себя информацию о стоимости обучения, доступной финансовой помощи, стипендиях и других формах поддержки, а также обязательствах по оплате обучения;

4)        результаты обучения: данные о средних оценках студентов, проценте выпускников с успешным окончанием обучения и степени их трудоустройства после окончания обучения;

5)        квалификация преподавательского состава: образовательные учреждения должны раскрывать информацию о квалификации и опыте своего преподавательского состава. Это включает в себя информацию о степени образования, профессиональной подготовке, исследованиях и опыте в области преподавания;

6)        защита прав студентов. Это включает в себя информацию о политике по отношению к дискриминации, жалобам и правам студентов на конфиденциальность и безопасность;

7)        учебные ресурсы и оборудование: информация о библиотечных ресурсах, лабораториях, компьютерных классах, спортивных сооружениях и других объектах, которые доступны для студентов [10].

Корпоративный портал или сайт является важной и необходимой частью структуры образовательного учреждения по нескольким причинам (табл. 1).

Таблица 1

Необходимость корпоративного портала

 

Функция корпоративного портала

Необходимость функции

Обмен информацией

Корпоративный портал или сайт позволяет участникам образовательного процесса, таким как сотрудники, ученики и их родители, иметь доступ к различной внутренней информации, позволяющей координировать образовательный процесс. Например, это расписание занятий, материалы для изучения учебных предметов, новости и объявления. Это облегчает коммуникацию и обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса

Управление заданиями

Корпоративный портал позволяет учителям давать задания и домашнюю работу студентам через систему электронного дневника или электронной образовательной среды. Это удобно для учителей, так как позволяет им следить за выполнением заданий и давать обратную связь студентам в режиме онлайн. Студенты и их родители также могут легко получить доступ к домашним заданиям и следить за их выполнением

Электронные ресурсы

Корпоративный портал может содержать большое количество электронных ресурсов, таких как электронные учебники, видеоуроки, статьи, журналы и другие материалы для обучения. Это позволяет участникам образовательного процесса иметь доступ к широкому спектру информации и использовать ее в своей учебной, внеучебной и научной деятельности

Взаимодействие и обратная связь

Корпоративный портал предоставляет возможность для взаимодействия между участниками образовательного процесса. Студенты могут задавать вопросы преподавателям, обсуждать учебные темы с группой и делиться своими мыслями и идеями. Это способствует активному участию студентов в образовательном процессе и обеспечивает обратную связь между студентами и преподавателями

Архивация и доступность информации

Корпоративный портал позволяет архивировать и хранить информацию, такую как оценки, документы, договоры и другие важные документы. Это делает информацию более доступной и удобной для поиска и использования

Примечание. Составлено авторами.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В условиях информационной трансформации можно говорить об интересе к категории «информационный корпоративный портал» или «сайт образовательного учреждения» как со стороны теоретиков, так и практиков многих профилей и отраслей социально-экономических взаимоотношений. Необходимо отметить, что сегодня данные категории являются междисциплинарными: их рассматривает как педагогическое научное сообщество, так и ученые в области экономики, информационных систем и социологии.

 Обзор отечественной и зарубежной литературы по данной теме позволяет получить представление о текущих исследованиях и рекомендациях в данной научной области.

И. Г. Горина и Н. М. Фоменко [11] в своем исследовании рассматривают необходимость наличия корпоративных информационных систем для управления знаниями и информационными процессами как элемента общей системы управления организацией наряду с процессами корпоративной культуры и корпоративным образованием. При этом авторы отмечали, что внедрение корпоративной системы управления знаниями обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности учреждений, в том числе образовательных. Наличие сети оптимизации информационных источников благоприятно влияет на интеллектуальный потенциал организации, кадровый менеджмент и на развитие инноваций. Развитый и эффективный информационный портал – это тренд развития современной корпоративной культуры в условиях цифровизации.

С. В. Тищенко [12] отмечает, что в условиях санкций необходимо формировать открытую образовательную среду. Образование – это специфическая отрасль российской экономики, поэтому важно поддерживать национальную систему образования и ее ключевые элементы. Поддержка со стороны государства может быть усилена при формировании единого цифрового пространства. Это предопределяет возможность для выявления образовательных трендов, требующих поддержки, и проблем, требующих совместных решений со стороны участников образовательного процесса и государства.

Нельзя не отметить, что цифровой коммуникационный портал вуза дает студентам множество дополнительных возможностей, одной из которых является возможность формирования модели электронного портфолио обучающихся. Так, в своем исследовании Е. В. Алкина и Д. В. Мальцев [13] подчеркивают важность решения проблем по созданию электронного портфолио, который можно интегрировать в образовательную деятельность современного многопрофильного вуза. При этом интеграция должна обеспечивать стратегическую коммуникацию между обучающимися, выпускниками, преподавателями и работодателями. Авторами был разработан единый новый механизм электронно-цифрового портфолио в модели иерархии достижений за выполнение заданий по разным видам учебно-познавательной деятельности. Учеными в рамках исследования представлена актуальная многоуровневая модель электронного портфолио обучающегося, которая учитывает не только классическую образовательную активность. Данная модель представляет собой механизм повышения эффективности работы с портфолио в образовательной деятельности вуза и методы мотивации студентов при совершенствовании своей стратегии роста с возможностью ее регулировать через информационную среду учебного учреждения.

Т. В. Попова и А. А. Штин [14] отмечают роль педагогического дизайна при формировании ключевых элементов корпоративного портала учебного заведения. Среди вариантов подходов к созданию единой корпоративной среды исследователи выделяют:

– процессный,

– творческий,

– системный,

– эстетический,

– комплексный.

Это позволяет целостно подойти к процессу формирования транспарентной среды учебного учреждения. Открытая целостная образовательная корпоративная система повышает эффективность взаимодействия участников учебного процесса и повышает общий уровень заинтересованности обучающихся.

В исследовании С. Х. Мухаметдиновой и Е. Ю. Тюменцевой [15] среди факторов, влияющих на выбор абитуриентов, отмечается и информационный фактор. Действительно, первое, с чем знакомится абитуриент, – это корпоративный портал. Именно там абитуриент может найти не только необходимую информацию о поступлении и особенностях приема, но и внутреннюю корпоративную информацию о внеучебной жизни интересующего его направления, учебно-методическом комплексе, а также стажировках и карьерных возможностях.

Не только в российских теоретических школах исследуются возможности корпоративных образовательных порталов. Так, Мацей Банашак и Мариуш Дзенковски [16] проработали вопрос, связанный с тем, что сайт университета должен быть простым в использовании и отвечать определенным критериям пользователей. Целью исследования авторов является анализ и оценка доступности веб-сайтов различных типов выбранных высших учебных заведений в Польше с учетом типа университета. В рамках исследования были проведены опросы среди различных групп пользователей для выявления слабых сторон информационной прозрачности.

Г. Ники, Л. Джоти и Г. Коккинис [17] проработали вопрос, связанный с влиянием оптимизации сайта учебного заведения и его наполняемости на общий бренд университета. Сайт, по версии исследователей, может стать одним из факторов привлечения абитуриентов и вовлечения заинтересованных студентов в жизнь вуза. При этом эффективно наполненный сайт также может привлечь дополнительных инвесторов для реализации проектов коммерческого плана. Данные о том, что целостный и системный университетский портал – это необходимость в условиях информатизации и цифровизации, подтверждаются Сутитепом Сирипипаттанакулом, Супаправатом Сирипипаттханакулом, П. Лимной и И. Ауттавечасакуном [18]. Коллектив авторов в исследовании рассматривает взаимосвязь между качеством веб-сайта, имиджем университета, электронным сарафанным радио (e-WOM) и намерением подписываться на веб-сайт университета. Имидж университета существенно влияет на e-WOM и превращает его в намерение подписаться на веб-сайт университета. Вывод исследования может быть применен для объяснения взаимосвязи между качеством веб-сайта, имиджем бренда, электронной почтой и намерением подписываться на веб-сайт компаний или организаций в любом секторе.

Для еще большей пользовательской доступности информации о деятельности учебного заведения Пранджит Кумар Дас, Химангшу Шакор Пол, Махади Хасан Тултул [19] предлагают рассмотреть возможность для создания дополнительного мобильного приложения. Исследователи объясняют данную необходимость тем, что в эпоху технологий люди используют смартфоны для своих повседневных нужд, таких как развлечения, общение и образование. Различные организации разрабатывают мобильные приложения для своих нужд и используют их в различных целях. В ходе исследования были проанализированы требования и принято решение дополнить приложение базовой информацией, такой как различные уставные органы, факультетские и кафедральные новости, различные офисные приложения, новости и уведомления от администрации университета, которые необходимы заинтересованным сторонам.

Понимание культуры в жизни образовательных организаций является сложной задачей. В исследовании [20] анализируется организационная культура коммуникации высшего образования на веб-сайте как один из организационных необходимых артефактов и условий функционирования учебного учреждения. Ученые реализуют на основании сравнительного анализа сайтов нескольких учебных заведений концепцию идеального по актуализации и наполняемости информационного портала учебного заведения.

Таким образом, можно говорить о том, что наличие корпоративного портала вуза является необходимым элементом структуры образовательного учреждения. На основании анализа обзора по теме зарубежных и отечественных авторов можно сказать, что от качества корпоративного портала зависит уровень развития корпоративной культуры, качество бренда вуза, формат и качество внутренних и внешних коммуникаций.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Для изучения категорий «корпоративный портал» и «корпоративная информация» в контексте социально-экономических отношений можно использовать следующие методологические подходы и инструменты, связанные с анализом данных категорий и их взаимосвязи [21].

Таблица 2

Подходы к исследованию необходимости наличия корпоративного портала

 

Виды исследования

Содержание

Качественные

исследования

Подход включает в себя анализ качественных данных, среди них можно выделить интервью, фокус-группы и наблюдения. Специалисты в информационно-технологической области могут изучать, как пользователи используют корпоративный портал, какие проблемы они испытывают и какие возможности они видят для улучшения работы портала и оптимизации корпоративных новостей

Количественные исследования

Этот подход включает в себя сбор и анализ количественных данных, таких как опросы и статистика использования функций корпоративного портала. Исследователи могут изучать общее удовлетворение пользователей от использования портала, частоту его использования и другие количественные показатели

Смешанные

методы

исследований

Этот подход объединяет качественные и количественные методы исследований для получения более полной картины использования корпоративной информации и портала. Исследователи могут использовать комбинацию опросов, интервью, анализа статистики использования портала и других методов для получения глубокого понимания того, как пользователи взаимодействуют с корпоративной информацией

Дизайн-

исследования

Данный подход фокусируется на дизайне корпоративного портала и его пользовательского интерфейса. Исследователи могут изучать, какие элементы дизайна портала наиболее эффективны для удобства использования, какие изменения могут улучшить пользовательский опыт и какие функции наиболее ценны для пользователей корпоративной информацией

Этнографические исследования

 Подход включает в себя наблюдение за поведением сотрудников в реальной рабочей среде, чтобы понять, как они используют корпоративную информацию и портал в своей повседневной работе. Исследователи могут изучать, как информация передается и используется внутри организации, какие проблемы возникают при доступе к информации и какие процессы могут быть улучшены в процессе оптимизации корпоративной информации

Примечание. Составлено авторами.

 

Кроме этого авторами предложена математическая модель влияния качества корпоративного портала на эффективность приема в учебное заведение.

В общем виде функция модели может быть представлена так:

N = f(E, A, Q, U, T),

где N – количество одобренных заявлений на поступление в учебное заведение,

E – эффективность работы портала,

A – количество абитуриентов,

Q – качество информации на портале,

U – удобство использования портала,

T – время доступа к информации.

Рассматривая модель, отметим особенности качественных и количественных детерминант, от которых зависит конечный результат.

1. Эффективность работы портала (E): это параметр, который может быть измерен, например, по количеству пользователей, частоте использования различных функций портала, времени доступа к информации и т. д. Данный показатель рассматривается как количественный.

2. Количество абитуриентов (A): количество потенциальных абитуриентов или среднее значение поступающих в год за последние несколько лет, которые подают заявления на поступление в учебное заведение. Данный показатель также рассматривается как количественный.

3. Качество информации на портале (Q): параметр, который может отражать актуальность, полноту и достоверность информации, представленной на портале. Данный показатель является качественным и формируется на основе субъективного мнения специалиста.

4. Удобство использования портала (U): параметр, отражающий удобство и интуитивность интерфейса портала для пользователей. Данный показатель является качественным и формируется на основе субъективного мнения специалиста.

5. Время доступа к информации (T): среднее время, которое требуется пользователям для доступа к необходимой информации на портале. Данный показатель оценивается либо субъективно, либо с использованием специальных технологических инструментов.

6. Количество одобренных для поступления заявлений (N): количество заявлений, поданных абитуриентами в рамках работы приемной комиссии.

На основании оценки каждой детерминанты выставляется субъективная оценка эксперта от 1 до 3 в соответствии с качеством или количественным значением переменной. Для конечного анализа выстраивается индекс, оценивающий эффективность работы корпоративного портала и его влияние на количество заявлений для поступления.

      

Результаты исследования / Research results

 

Для формирования теоретической модели корпоративного портала необходимо сформировать алгоритм управленческо-технологических действий со стороны администрации учебного заведения на основе обратной связи от учеников, профессорско-преподавательского состава и запросов потенциальных абитуриентов.

При этом можно выделить компоненты алгоритма действий по формированию портала учебного заведения:

  1. Аутентификация и авторизация – для корпоративного портала важна информационная безопасность. В связи с этим нужно сформировать идентификацию разных пользователей.
  2. Управление контентом – определение лиц, ответственных за формирование новостного контента.
  3. Управление курсами – система функционально-технических инструментов и средств, позволяющих контролировать и регулировать образовательный процесс через создание личных кабинетов.
  4. Система управления обучением – автоматическое регулирование курсов, образовательного процесса и внеучебной работы.
  5. Коммуникация и совместная работа.
  6. Управление расписанием.
  7. Аналитика и отчетность – обратная связь от пользователей корпоративного портала.

Такой алгоритм может способствовать созданию эффективной модели единого информационно-коммуникационного пространства для взаимосвязи всех участников образовательного процесса.

Сформируем рейтинг эффективности в соответствии с математической моделью корпоративных порталов вузов Самарской области.

Таблица 3

Оценка корпоративных порталов вузов Самарской области

 

Вуз/компонент

Е

А

Q

U

T

Итого

Самарский университет

3

3

3

3

3

15

СамГМУ

3

3

3

3

3

15

СамГТУ

3

3

3

2

3

14

СГЭУ

3

3

3

2

3

14

СГИК

3

2

2

2

3

12

СГСПУ

3

2

2

2

2

11

СГУПС

2

2

2

2

2

10

ПГУТИ

2

2

1

2

2

9

Самарский ГАУ

2

2

1

1

2

8

Примечание. Составлено авторами.

 

На основании итоговой оценки и анализа приема в вузы Самарской области в 2023 году можно утверждать, что гипотеза исследования относительно того, что качество корпоративного портала влияет на количество зарегистрированных заявлений на прием, подтверждается.

 

Заключение / Conclusion

 

Совершенствование корпоративного портала (сайта) учебного заведения является сегодня необходимостью. Информация – основной фактор производства в период цифровой трансформации, вместе с этим главными ценностями становятся знания.

В совершенствовании корпоративного портала учебного заведения заинтересованы по нескольким причинам все участники образовательного процесса, как действующие, так и потенциальные.

Оптимизация и совершенствование корпоративного сайта позволяют преподавателям получить возможность удобного доступа к актуальной информации о расписании, учебных планах, новостях и событиях вуза. Преподаватели могут получать обратную связь от студентов и коллег, выстраивать продуктивный рабочий диалог, при помощи ресурсов корпоративного портала размещать методические материалы, задания и проводить онлайн-занятия.

У обучающих появляется удобный доступ к информации о курсах, преподавателях, расписании занятий и экзаменов. Выстраивается диалог с преподавателями и сокурсниками, в процессе практико-ориентированного обучения можно просматривать учебные материалы и задания. Обучающийся всегда может получить доступ к новостям и мероприятиям учебного заведения.

В рамках образовательного процесса родителям проще выполнять контролирующие и координирующие функции. У них есть возможность получать информацию о процессе обучения своих детей, их успехах и достижениях, возможность общаться с преподавателями и администрацией учебного заведения через систему корпоративных ресурсов, а также просматривать информацию о внеклассных мероприятиях и перспективах развития студентов.

Среди внешних пользователей развитая система корпоративной информации высших учебных заведений особенно интересует потенциальных работодателей. У них появляется возможность следить за успехами выпускников, просматривать их портфолио и резюме.

Администрация получает возможность осуществлять мониторинг активности пользователей, контролировать посещаемость и успеваемость студентов. Немаловажной является возможность получения обратной связи для улучшения качества обучения и работы всего учебного заведения. Администрация учебного заведения также получает возможность продвижения новых курсов, программ и услуг для студентов и преподавателей

В целом совершенствование корпоративного портала учебного заведения поможет повысить эффективность работы, улучшить коммуникацию и опыт пользователей, а также упростить доступ к информации и ресурсам. Это необходимо для обеспечения современных требований и ожиданий участников образовательного процесса.