Введение / Introduction
В эпоху цифровой трансформации образовательного процесса происходит динамичное изменение институциональной среды образовательного учреждения [1]. Интерес к образовательной среде возникает не только у учеников, студентов и профессорско-преподавательского состава определенного учебного заведения, но и у потенциальных участников образовательного процесса: преподавателей-практиков, абитуриентов, научных сотрудников. В связи с этим возникает вопрос, связанный с информационной прозрачностью образовательного процесса, поэтому образовательные учреждения стремятся к формированию единого открытого информационного пространства в сети Интернет [2].
Основная цель формирования открытого информационного пространства в сети Интернет заключается в обеспечении доступа к информации об образовательном процессе для всех заинтересованных и потенциально заинтересованных лиц [3]. Данная концепция позволяет повысить прозрачность образовательной среды как учебного заведения, так и страны, при этом облегчает поиск информации о курсах, программе обучения, материалах для самостоятельного изучения и других ресурсах, которые могут быть полезными для участников образовательного процесса.
Формирование открытого транспарентного информационного пространства также способствует развитию профессионального сообщества в образовательном учреждении [4]. Возможность общения, обмена опытом и образовательными ресурсами между преподавателями, студентами, учениками и другими участниками процесса помогает создать благоприятную и поддерживающую образовательную среду.
Кроме того, открытое информационное пространство способствует повышению привлекательности образовательного учреждения для потенциальных студентов и абитуриентов [5]. Возможность получить всю необходимую информацию о программе обучения, условиях поступления, инфраструктуре и репутации учреждения влияет на решение о поступлении и выборе конкретного учебного заведения. Корпоративный информационный портал наиболее простой и доступный инструмент для формирования диалоговой – коммуникационной среды [6].
Таким образом, открытое информационное пространство в сети Интернет является неотъемлемым элементом цифровой трансформации и информатизации образовательного процесса. Оно способствует прозрачности и доступности информации, развитию образовательного сообщества и повышению конкурентоспособности образовательного учреждения [7].
Стоит отметить, что корпоративная информация образовательного учреждения подразделяется на обязательную и необязательную к раскрытию согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, обязательны к раскрытию информации:
1) лицензия и информация об аккредитации. Это включает в себя подробности о лицензирующем органе, квалификации и аккредитации учебных заведений, а также последние обновления и оценки [8];
2) учебные планы и программы. Это включает в себя информацию о предметах, курсах, требованиях к квалификации, учебной нагрузке и сроках выполнения обучения;
3) планы финансирования [9]. Это включает в себя информацию о стоимости обучения, доступной финансовой помощи, стипендиях и других формах поддержки, а также обязательствах по оплате обучения;
4) результаты обучения: данные о средних оценках студентов, проценте выпускников с успешным окончанием обучения и степени их трудоустройства после окончания обучения;
5) квалификация преподавательского состава: образовательные учреждения должны раскрывать информацию о квалификации и опыте своего преподавательского состава. Это включает в себя информацию о степени образования, профессиональной подготовке, исследованиях и опыте в области преподавания;
6) защита прав студентов. Это включает в себя информацию о политике по отношению к дискриминации, жалобам и правам студентов на конфиденциальность и безопасность;
7) учебные ресурсы и оборудование: информация о библиотечных ресурсах, лабораториях, компьютерных классах, спортивных сооружениях и других объектах, которые доступны для студентов [10].
Корпоративный портал или сайт является важной и необходимой частью структуры образовательного учреждения по нескольким причинам (табл. 1).
Таблица 1
Необходимость корпоративного портала
Функция корпоративного портала |
Необходимость функции |
Обмен информацией |
Корпоративный портал или сайт позволяет участникам образовательного процесса, таким как сотрудники, ученики и их родители, иметь доступ к различной внутренней информации, позволяющей координировать образовательный процесс. Например, это расписание занятий, материалы для изучения учебных предметов, новости и объявления. Это облегчает коммуникацию и обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса |
Управление заданиями |
Корпоративный портал позволяет учителям давать задания и домашнюю работу студентам через систему электронного дневника или электронной образовательной среды. Это удобно для учителей, так как позволяет им следить за выполнением заданий и давать обратную связь студентам в режиме онлайн. Студенты и их родители также могут легко получить доступ к домашним заданиям и следить за их выполнением |
Электронные ресурсы |
Корпоративный портал может содержать большое количество электронных ресурсов, таких как электронные учебники, видеоуроки, статьи, журналы и другие материалы для обучения. Это позволяет участникам образовательного процесса иметь доступ к широкому спектру информации и использовать ее в своей учебной, внеучебной и научной деятельности |
Взаимодействие и обратная связь |
Корпоративный портал предоставляет возможность для взаимодействия между участниками образовательного процесса. Студенты могут задавать вопросы преподавателям, обсуждать учебные темы с группой и делиться своими мыслями и идеями. Это способствует активному участию студентов в образовательном процессе и обеспечивает обратную связь между студентами и преподавателями |
Архивация и доступность информации |
Корпоративный портал позволяет архивировать и хранить информацию, такую как оценки, документы, договоры и другие важные документы. Это делает информацию более доступной и удобной для поиска и использования |
Примечание. Составлено авторами.
Обзор литературы / Literature review
В условиях информационной трансформации можно говорить об интересе к категории «информационный корпоративный портал» или «сайт образовательного учреждения» как со стороны теоретиков, так и практиков многих профилей и отраслей социально-экономических взаимоотношений. Необходимо отметить, что сегодня данные категории являются междисциплинарными: их рассматривает как педагогическое научное сообщество, так и ученые в области экономики, информационных систем и социологии.
Обзор отечественной и зарубежной литературы по данной теме позволяет получить представление о текущих исследованиях и рекомендациях в данной научной области.
И. Г. Горина и Н. М. Фоменко [11] в своем исследовании рассматривают необходимость наличия корпоративных информационных систем для управления знаниями и информационными процессами как элемента общей системы управления организацией наряду с процессами корпоративной культуры и корпоративным образованием. При этом авторы отмечали, что внедрение корпоративной системы управления знаниями обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности учреждений, в том числе образовательных. Наличие сети оптимизации информационных источников благоприятно влияет на интеллектуальный потенциал организации, кадровый менеджмент и на развитие инноваций. Развитый и эффективный информационный портал – это тренд развития современной корпоративной культуры в условиях цифровизации.
С. В. Тищенко [12] отмечает, что в условиях санкций необходимо формировать открытую образовательную среду. Образование – это специфическая отрасль российской экономики, поэтому важно поддерживать национальную систему образования и ее ключевые элементы. Поддержка со стороны государства может быть усилена при формировании единого цифрового пространства. Это предопределяет возможность для выявления образовательных трендов, требующих поддержки, и проблем, требующих совместных решений со стороны участников образовательного процесса и государства.
Нельзя не отметить, что цифровой коммуникационный портал вуза дает студентам множество дополнительных возможностей, одной из которых является возможность формирования модели электронного портфолио обучающихся. Так, в своем исследовании Е. В. Алкина и Д. В. Мальцев [13] подчеркивают важность решения проблем по созданию электронного портфолио, который можно интегрировать в образовательную деятельность современного многопрофильного вуза. При этом интеграция должна обеспечивать стратегическую коммуникацию между обучающимися, выпускниками, преподавателями и работодателями. Авторами был разработан единый новый механизм электронно-цифрового портфолио в модели иерархии достижений за выполнение заданий по разным видам учебно-познавательной деятельности. Учеными в рамках исследования представлена актуальная многоуровневая модель электронного портфолио обучающегося, которая учитывает не только классическую образовательную активность. Данная модель представляет собой механизм повышения эффективности работы с портфолио в образовательной деятельности вуза и методы мотивации студентов при совершенствовании своей стратегии роста с возможностью ее регулировать через информационную среду учебного учреждения.
Т. В. Попова и А. А. Штин [14] отмечают роль педагогического дизайна при формировании ключевых элементов корпоративного портала учебного заведения. Среди вариантов подходов к созданию единой корпоративной среды исследователи выделяют:
– процессный,
– творческий,
– системный,
– эстетический,
– комплексный.
Это позволяет целостно подойти к процессу формирования транспарентной среды учебного учреждения. Открытая целостная образовательная корпоративная система повышает эффективность взаимодействия участников учебного процесса и повышает общий уровень заинтересованности обучающихся.
В исследовании С. Х. Мухаметдиновой и Е. Ю. Тюменцевой [15] среди факторов, влияющих на выбор абитуриентов, отмечается и информационный фактор. Действительно, первое, с чем знакомится абитуриент, – это корпоративный портал. Именно там абитуриент может найти не только необходимую информацию о поступлении и особенностях приема, но и внутреннюю корпоративную информацию о внеучебной жизни интересующего его направления, учебно-методическом комплексе, а также стажировках и карьерных возможностях.
Не только в российских теоретических школах исследуются возможности корпоративных образовательных порталов. Так, Мацей Банашак и Мариуш Дзенковски [16] проработали вопрос, связанный с тем, что сайт университета должен быть простым в использовании и отвечать определенным критериям пользователей. Целью исследования авторов является анализ и оценка доступности веб-сайтов различных типов выбранных высших учебных заведений в Польше с учетом типа университета. В рамках исследования были проведены опросы среди различных групп пользователей для выявления слабых сторон информационной прозрачности.
Г. Ники, Л. Джоти и Г. Коккинис [17] проработали вопрос, связанный с влиянием оптимизации сайта учебного заведения и его наполняемости на общий бренд университета. Сайт, по версии исследователей, может стать одним из факторов привлечения абитуриентов и вовлечения заинтересованных студентов в жизнь вуза. При этом эффективно наполненный сайт также может привлечь дополнительных инвесторов для реализации проектов коммерческого плана. Данные о том, что целостный и системный университетский портал – это необходимость в условиях информатизации и цифровизации, подтверждаются Сутитепом Сирипипаттанакулом, Супаправатом Сирипипаттханакулом, П. Лимной и И. Ауттавечасакуном [18]. Коллектив авторов в исследовании рассматривает взаимосвязь между качеством веб-сайта, имиджем университета, электронным сарафанным радио (e-WOM) и намерением подписываться на веб-сайт университета. Имидж университета существенно влияет на e-WOM и превращает его в намерение подписаться на веб-сайт университета. Вывод исследования может быть применен для объяснения взаимосвязи между качеством веб-сайта, имиджем бренда, электронной почтой и намерением подписываться на веб-сайт компаний или организаций в любом секторе.
Для еще большей пользовательской доступности информации о деятельности учебного заведения Пранджит Кумар Дас, Химангшу Шакор Пол, Махади Хасан Тултул [19] предлагают рассмотреть возможность для создания дополнительного мобильного приложения. Исследователи объясняют данную необходимость тем, что в эпоху технологий люди используют смартфоны для своих повседневных нужд, таких как развлечения, общение и образование. Различные организации разрабатывают мобильные приложения для своих нужд и используют их в различных целях. В ходе исследования были проанализированы требования и принято решение дополнить приложение базовой информацией, такой как различные уставные органы, факультетские и кафедральные новости, различные офисные приложения, новости и уведомления от администрации университета, которые необходимы заинтересованным сторонам.
Понимание культуры в жизни образовательных организаций является сложной задачей. В исследовании [20] анализируется организационная культура коммуникации высшего образования на веб-сайте как один из организационных необходимых артефактов и условий функционирования учебного учреждения. Ученые реализуют на основании сравнительного анализа сайтов нескольких учебных заведений концепцию идеального по актуализации и наполняемости информационного портала учебного заведения.
Таким образом, можно говорить о том, что наличие корпоративного портала вуза является необходимым элементом структуры образовательного учреждения. На основании анализа обзора по теме зарубежных и отечественных авторов можно сказать, что от качества корпоративного портала зависит уровень развития корпоративной культуры, качество бренда вуза, формат и качество внутренних и внешних коммуникаций.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Для изучения категорий «корпоративный портал» и «корпоративная информация» в контексте социально-экономических отношений можно использовать следующие методологические подходы и инструменты, связанные с анализом данных категорий и их взаимосвязи [21].
Таблица 2
Подходы к исследованию необходимости наличия корпоративного портала
Виды исследования |
Содержание |
Качественные исследования |
Подход включает в себя анализ качественных данных, среди них можно выделить интервью, фокус-группы и наблюдения. Специалисты в информационно-технологической области могут изучать, как пользователи используют корпоративный портал, какие проблемы они испытывают и какие возможности они видят для улучшения работы портала и оптимизации корпоративных новостей |
Количественные исследования |
Этот подход включает в себя сбор и анализ количественных данных, таких как опросы и статистика использования функций корпоративного портала. Исследователи могут изучать общее удовлетворение пользователей от использования портала, частоту его использования и другие количественные показатели |
Смешанные методы исследований |
Этот подход объединяет качественные и количественные методы исследований для получения более полной картины использования корпоративной информации и портала. Исследователи могут использовать комбинацию опросов, интервью, анализа статистики использования портала и других методов для получения глубокого понимания того, как пользователи взаимодействуют с корпоративной информацией |
Дизайн- исследования |
Данный подход фокусируется на дизайне корпоративного портала и его пользовательского интерфейса. Исследователи могут изучать, какие элементы дизайна портала наиболее эффективны для удобства использования, какие изменения могут улучшить пользовательский опыт и какие функции наиболее ценны для пользователей корпоративной информацией |
Этнографические исследования |
Подход включает в себя наблюдение за поведением сотрудников в реальной рабочей среде, чтобы понять, как они используют корпоративную информацию и портал в своей повседневной работе. Исследователи могут изучать, как информация передается и используется внутри организации, какие проблемы возникают при доступе к информации и какие процессы могут быть улучшены в процессе оптимизации корпоративной информации |
Примечание. Составлено авторами.
Кроме этого авторами предложена математическая модель влияния качества корпоративного портала на эффективность приема в учебное заведение.
В общем виде функция модели может быть представлена так:
N = f(E, A, Q, U, T),
где N – количество одобренных заявлений на поступление в учебное заведение,
E – эффективность работы портала,
A – количество абитуриентов,
Q – качество информации на портале,
U – удобство использования портала,
T – время доступа к информации.
Рассматривая модель, отметим особенности качественных и количественных детерминант, от которых зависит конечный результат.
1. Эффективность работы портала (E): это параметр, который может быть измерен, например, по количеству пользователей, частоте использования различных функций портала, времени доступа к информации и т. д. Данный показатель рассматривается как количественный.
2. Количество абитуриентов (A): количество потенциальных абитуриентов или среднее значение поступающих в год за последние несколько лет, которые подают заявления на поступление в учебное заведение. Данный показатель также рассматривается как количественный.
3. Качество информации на портале (Q): параметр, который может отражать актуальность, полноту и достоверность информации, представленной на портале. Данный показатель является качественным и формируется на основе субъективного мнения специалиста.
4. Удобство использования портала (U): параметр, отражающий удобство и интуитивность интерфейса портала для пользователей. Данный показатель является качественным и формируется на основе субъективного мнения специалиста.
5. Время доступа к информации (T): среднее время, которое требуется пользователям для доступа к необходимой информации на портале. Данный показатель оценивается либо субъективно, либо с использованием специальных технологических инструментов.
6. Количество одобренных для поступления заявлений (N): количество заявлений, поданных абитуриентами в рамках работы приемной комиссии.
На основании оценки каждой детерминанты выставляется субъективная оценка эксперта от 1 до 3 в соответствии с качеством или количественным значением переменной. Для конечного анализа выстраивается индекс, оценивающий эффективность работы корпоративного портала и его влияние на количество заявлений для поступления.
Результаты исследования / Research results
Для формирования теоретической модели корпоративного портала необходимо сформировать алгоритм управленческо-технологических действий со стороны администрации учебного заведения на основе обратной связи от учеников, профессорско-преподавательского состава и запросов потенциальных абитуриентов.
При этом можно выделить компоненты алгоритма действий по формированию портала учебного заведения:
- Аутентификация и авторизация – для корпоративного портала важна информационная безопасность. В связи с этим нужно сформировать идентификацию разных пользователей.
- Управление контентом – определение лиц, ответственных за формирование новостного контента.
- Управление курсами – система функционально-технических инструментов и средств, позволяющих контролировать и регулировать образовательный процесс через создание личных кабинетов.
- Система управления обучением – автоматическое регулирование курсов, образовательного процесса и внеучебной работы.
- Коммуникация и совместная работа.
- Управление расписанием.
- Аналитика и отчетность – обратная связь от пользователей корпоративного портала.
Такой алгоритм может способствовать созданию эффективной модели единого информационно-коммуникационного пространства для взаимосвязи всех участников образовательного процесса.
Сформируем рейтинг эффективности в соответствии с математической моделью корпоративных порталов вузов Самарской области.
Таблица 3
Оценка корпоративных порталов вузов Самарской области
Вуз/компонент |
Е |
А |
Q |
U |
T |
Итого |
Самарский университет |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
СамГМУ |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
СамГТУ |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
СГЭУ |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
СГИК |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
12 |
СГСПУ |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
СГУПС |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
ПГУТИ |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Самарский ГАУ |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
Примечание. Составлено авторами.
На основании итоговой оценки и анализа приема в вузы Самарской области в 2023 году можно утверждать, что гипотеза исследования относительно того, что качество корпоративного портала влияет на количество зарегистрированных заявлений на прием, подтверждается.
Заключение / Conclusion
Совершенствование корпоративного портала (сайта) учебного заведения является сегодня необходимостью. Информация – основной фактор производства в период цифровой трансформации, вместе с этим главными ценностями становятся знания.
В совершенствовании корпоративного портала учебного заведения заинтересованы по нескольким причинам все участники образовательного процесса, как действующие, так и потенциальные.
Оптимизация и совершенствование корпоративного сайта позволяют преподавателям получить возможность удобного доступа к актуальной информации о расписании, учебных планах, новостях и событиях вуза. Преподаватели могут получать обратную связь от студентов и коллег, выстраивать продуктивный рабочий диалог, при помощи ресурсов корпоративного портала размещать методические материалы, задания и проводить онлайн-занятия.
У обучающих появляется удобный доступ к информации о курсах, преподавателях, расписании занятий и экзаменов. Выстраивается диалог с преподавателями и сокурсниками, в процессе практико-ориентированного обучения можно просматривать учебные материалы и задания. Обучающийся всегда может получить доступ к новостям и мероприятиям учебного заведения.
В рамках образовательного процесса родителям проще выполнять контролирующие и координирующие функции. У них есть возможность получать информацию о процессе обучения своих детей, их успехах и достижениях, возможность общаться с преподавателями и администрацией учебного заведения через систему корпоративных ресурсов, а также просматривать информацию о внеклассных мероприятиях и перспективах развития студентов.
Среди внешних пользователей развитая система корпоративной информации высших учебных заведений особенно интересует потенциальных работодателей. У них появляется возможность следить за успехами выпускников, просматривать их портфолио и резюме.
Администрация получает возможность осуществлять мониторинг активности пользователей, контролировать посещаемость и успеваемость студентов. Немаловажной является возможность получения обратной связи для улучшения качества обучения и работы всего учебного заведения. Администрация учебного заведения также получает возможность продвижения новых курсов, программ и услуг для студентов и преподавателей
В целом совершенствование корпоративного портала учебного заведения поможет повысить эффективность работы, улучшить коммуникацию и опыт пользователей, а также упростить доступ к информации и ресурсам. Это необходимо для обеспечения современных требований и ожиданий участников образовательного процесса.