Введение / Introduction
На сегодняшний день невозможно представить жизнь без информационных технологий. Они влияют на все сферы человеческой жизни, как положительно, так и отрицательно. Постепенно по мере того, как информационные технологии продолжают двигаться в направлении миниатюризации и включения элементов информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в нашу среду, границы между ними становятся все менее четкими, а это, в свою очередь, означает, что реальность тоже трансформировалась в информационное пространство и в этом пространстве оказалось все человечество.
Существуют личностные и возрастные особенности в области использования информационных технологий. В частности, в нашем исследовании речь идет о ранних этапах онтогенеза. Педагогам, психологам и всем, имеющим отношение к обучению и воспитанию, вполне известно, что дети дошкольного возраста особенно подвержены влиянию информационных технологий [1–3]. Дети дошкольного возраста проводят все больше времени с цифровыми устройствами, что в значительной степени влияет на становление всех психических процессов [4, 5].
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что особенности информационных технологий по-разному влияют на развитие социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции не только являются результатом взаимодействия и общения, но и играют первостепенную роль в возникновении этих взаимодействий.
Обзор литературы / Literature review
Сегодня научно-педагогическое сообщество чаще всего привлекает вопрос влияния ИКТ на социальные эмоции. Для более предметного изучения данных процессов необходимо определиться в дефинициях. Под информационно-коммуникационными технологиями мы понимаем совокупность способов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Для детей ИКТ вне образовательного процесса чаще всего встречаются в виде компьютеров, ноутбуков, смартфонов, игровых приставок.
Ю. А. Дмитриев, Е. Пеякович выявили позитивное и негативное влияние информационных технологий на социально-эмоциональное развитие дошкольников. Позитивные эффекты: виртуальное социальное взаимодействие, сотрудничество в игре, развитие социально значимых качеств (независимости, самосознания, уверенности в себе, сострадания к другим). Негативные воздействия: социальная изоляция, снижение самодисциплины и мотивации, эмоциональное отчуждение и прочее [6].
А. В. Николаева, О. А. Сурова обосновали и апробировали педагогические условия, обеспечивающие индивидуализацию взаимодействия с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации на основе применения средств информационных и коммуникационных технологий. По запросу родителей и интересам детей разрабатываются образовательные маршруты с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с использованием технологии личностно-ресурсного картирования (составления индивидуальной карты ребенка со всем спектром приоритетов в различных областях развития, отражающих его возможности и наиболее важные достижения) [7]. Это, безусловно, связано с развитием социальных эмоций.
Ряд исследователей поднимает проблему необходимости повышения квалификации в области информационных технологий у педагогов дошкольного образования [8–10]. В частности, О. Богданова на примере внедрения в систему дошкольного образования проекта «Виртуальный детский сад» реализует концепцию интеграции ИКТ и утверждает, что образование нельзя сводить лишь к компьютерной грамотности педагогов [11]. В этот процесс должны активно вовлекаться и сами дошкольники [12]. Чем больше детских садов заинтересованы в применении новых технологий, тем больше расширяется сфера использования цифрового оборудования и тем эффективней происходит процесс цифровой трансформации системы образования как приоритетного направления.
Т. А. Лавина, К. Н. Фадеева, оценивая в целом положительное влияние ИКТ на систему образования, указывают на проблемы их использования в детских садах, в числе которых: недостаточность компьютерных программ социально-личностной направленности, отсутствие открытости педагогов к инновациям и применению новых возможностей для развития детей [13]. По мнению авторов, занятия с применением ИКТ должны быть дозированными, чтобы избежать чрезмерной насыщенности информацией, загруженности изображениями и видеорядом с целью бережного когнитивно-эмоционального развития дошкольников.
Проблемой изучения социальной компетентности в разные годы занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: М. Аргайл, Дж. Равен, И. А. Зимняя, Е. В. Коблянская, Н. В. Калинина, В. Н. Куницына, О. П. Николаев, Г. Спивак, М. Шаре и др. Большинство исследователей сходились в мнении о том, что в структуру социальной компетентности входят, помимо всего прочего, социальный интеллект, социальная перцепция, эмпатия, социальная ответственность [14].
И. О. Карелина отмечает, что динамика развития социальных эмоций детей определяется степенью вовлеченности в образовательный процесс родителей, и рассматривает социальные эмоции в виде парных противоположностей («счастье – горе», «дружба – ссора», «доброта – злоба»), выражающих эмоциональное отношение ребенка к нормам и правилам поведения, принятым в обществе. В качестве форм организации образовательного процесса по развитию социальных эмоций у дошкольников она предлагает рассматривание наглядных пособий, развивающие игры и упражнения, практические ситуации [15].
И. Ю. Кербис, Е. В. Улыбина, О. В. Груздева обосновали важность системной работы по развитию социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и семье. Наиболее важными социальными эмоциями, направленными на отражение внешней действительности, являющимися источниками нравственного развития и имеющими потенциальную основу для социально-эмоционального развития детей, ученые считают чувство гордости и эмпатию [16].
Не утрачивают интереса к данной теме и зарубежные коллеги. Особое внимание в их исследованиях уделяется использованию цифровых игр для развития регуляторных функций (саморегуляция и самоконтроль) [17], когнитивных процессов [18], а также социальной и эмоциональной компетентностей [19, 20].
Ряд авторов обращается к теме роли роботов в образовательном процессе и отношению к ним детей младшего возраста с точки зрения познавательного взаимодействия [21]. Результаты исследования M. M. Неймана, Л.-Ш. Коха и других ученых показали более высокую поведенческую и позитивную эмоциональную вовлеченность дошкольников на занятиях по рисованию с инструктором-человеком, чем с инструктором – социальным роботом [22].
A. Антл, Х. П. Хургад отмечают бурное развитие интерактивных технологий и цифровой медиаиндустрии, ориентированных на детей дошкольного возраста, обозначив данную академическую область как CCI – Computer-Child Interaction. В своем масштабном исследовании они призывают научное сообщество к диалогу, способствующему решению таких сложных проблем, как роль интерактивных цифровых технологий в современном детстве, ценности, которые закладывают взрослые в содержание цифровых продуктов [23].
Таким образом, теоретический анализ позволил более четко определить контуры проблемы взаимодействия детей дошкольного возраста с цифровыми технологиями в контексте развития социальных эмоций и обозначить направление профилактической работы в условиях дошкольной организации.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Исследование проводилось в период с 2022 по 2023 год на площадках детских садов г. Челябинска. В представленном пилотажном исследовании приняли участие 65 детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) и их родители, общая совокупность испытуемых составила 130 человек. Дети относятся к общей группе здоровья, не имеют интеллектуальных, неврологических и психических нарушений, детский сад посещают с трех лет регулярно.
Для изучения уровня развития социальных эмоций нами была использована «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой, которая включает в себя такие компоненты, как способность слушать партнера; способность с ним договариваться; способность к эмоционально-экспрессивной настройке, то есть заражение чувствами партнера, эмоциональная вовлеченность, чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию [24].
Для диагностики степени выраженности компьютерной зависимости за основу был взят разработанный В. Г. Писаревым «Опросник для родителей на определение компьютерной зависимости у старших дошкольников» [25]. На платформе Google Формы была создана анкета из 10 вопросов для родителей. Родители отвечали на следующие вопросы:
- Как часто ваш ребенок играет за компьютером?
- Сколько времени он тратит ежедневно на компьютерные игры?
- Кто выключает компьютер ребенка?
- Что делает ваш ребенок, когда у него появляется свободное от занятий время?
- Отказывается ли ваш ребенок от любой совместной досуговой деятельности, чтобы поиграть за компьютером?
- Делится ли ребенок впечатлениями о какой-либо компьютерной игре с вами?
- Отказывается ли ваш ребенок есть из-за игры за компьютером?
- Возникают ли у вашего ребенка головные боли после игры за компьютером?
- Выглядит ли ваш ребенок подавленно все время, кроме игры за компьютером?
- Какую роль в жизни ребенка играет компьютер?
Каждый вопрос сопровождался несколькими вариантами ответов, например: «ребенок много времени проводит за компьютером», «его поведение меняется в обычной жизни», «ребенок играет в компьютер, но большую часть времени проводит в реальном мире и не испытывает от этого дискомфорт».
Результаты анкетирования представляют собой три степени выраженности: 1) явная выраженность; 2) у ребенка наблюдаются некоторые признаки зависимости, находится в зоне риска; 3) нет предпосылок к формированию зависимости.
Результаты исследования / Research results
Результаты фиксировались в схеме наблюдения, после чего производился расчет. Числовые данные представлены в виде круговой диаграммы (см. рис. 1).
Рис. 1. Уровень сформированности социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста
Из представленных данных видно, что из 65 детей 48% имеют средний уровень сформированности социальных эмоций и лишь 16% имеют высокий уровень. Это говорит о том, что практически половина детей могут слышать своего партнера, но им не хватает терпения, и дети не всегда адекватно воспринимают и понимают эмоции партнера, что в большей степени затрудняет общение и негативно сказывается на дальнейшей социализации детей. Достаточно выраженный показатель с низким уровнем (24%), что свидетельствует о нестабильной эмоциональной пристройке к партнеру, в похожих ситуациях такие дети реагируют по-разному: то пытаются включиться в диалог, то отстраняются и игнорируют. Тревогу вызывают дети, попавшие в группу с нулевым уровнем (12%, 7 человек), поскольку они не проявляют ни одного из наблюдаемых критериев, тогда как для старших дошкольников развитие социально-коммуникативной сферы является одним из важнейших компонентов готовности к обучению в школе.
Далее мы исследовали так называемую компьютерную зависимость у дошкольников. Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте представляет собой весьма условное явление, так как, несмотря на очевидную симптоматику, с данной проблемой можно справиться и необратимых патологических изменений в силу возрастных особенностей не бывает.
Результаты анкетирования представлены на рис. 2.
Рис. 2. Степень выраженности компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста
Анализ ответов родителей показал, что 44% детей имеют высокий уровень выраженности компьютерной зависимости, соответственно, 36% – средний (имеется предрасположенность) и 20% – низкий уровень, то есть отсутствие зависимости. При этом 26% детей из всей выборки отдают предпочтение другим видам деятельности, игнорируя цифровые устройства.
Высокие результаты по наличию компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста, безусловно, вызывают тревогу. Прежде всего такая зависимость проявляется в большом количестве времени, которое ребенок тратит на «общение» с цифровым устройством (1-й и 2-й вопросы анкеты). Об этом свидетельствуют такие ответы родителей, как «все свободное время после детского сада, включая выходные», «весь вечер», «может весь день просидеть» и пр.
32% опрошенных родителей ответили на 3-й вопрос, что ребенок самостоятельно прекращает игру на компьютере, однако в этом случае важно учитывать обстоятельства, при которых ребенок сам выключает компьютер (смартфон), в частности, если ребенок все время предоставлен сам себе и не контролируется взрослым, то ответы на данный вопрос утрачивают ценность.
В целом ответы, полученные на остальные вопросы, можно разделить на две группы: ответы родителей, чьи дети проводят за цифровой активностью более трех часов в день, и тех родителей, чьи дети проводят за цифровой активностью менее трех часов в день (об этом свидетельствуют прямые и косвенные вопросы 1, 2, 4, 5).
На 7, 8 и 9-й вопросы положительный ответ дали лишь 8% родителей, при этом все ответившие родители (5 человек) относятся к первой группе, то есть эти родители замечают происходящие негативные изменения в поведении и состоянии своих детей. Кроме того, дошкольники этой родительской группы показали неудовлетворительные результаты в диагностике способностей детей к партнерскому диалогу, что позволяет сделать вывод об отрицательном влиянии чрезмерной увлеченности цифровым устройством на социально-коммуникативную сферу ребенка.
Дети, которые проводят за компьютером более трех часов:
1) исходя из ответов родителей, с трудом переключаются на другие виды деятельности, у них повышается настроение, когда берут в руки смартфон или садятся за компьютер, если нет возможности поиграть с цифровым устройством, выражают безразличие и скуку либо негативную реакцию, часто манипулируют взрослыми;
2) исходя из результатов наблюдения за детьми в процессе совместной деятельности со сверстниками, не стремятся к контактам, однако с удовольствием вовлекаются в компанию сверстников, если у кого-то из них есть цифровое устройство, охотно поддерживают разговоры на тему компьютерных игр и видеоконтента, зачастую не умеют слушать друг друга, перебивают, на вопросы не отвечают.
Отметим, что в данном опросе не предусмотрена оценка содержания цифровой деятельности ребенка. Исходя из устных комментариев родителей, дети потребляют самый разнообразный контент. По частоте упоминания в порядке убывания это просмотр мультфильмов, компьютерные игры, различные блоги как развивающего, так и развлекательного характера, блуждание по соцсетям.
Особый интерес представляют ответы на 10-й вопрос о роли компьютера (планшета, смартфона) в жизни ребенка. Подавляющее большинство (85%) ответило, что у ребенка, кроме цифрового устройства, есть и другие способы времяпрепровождения, к которым он обращается (творческие занятия, конструирование, игры с игрушками). Однако были и такие, которые ответили, что «ничего, кроме компьютера, не хочет» (10%). Часть родителей ответили на этот вопрос не из позиции заинтересованности самого ребенка, а исходя из своих представлений о роли компьютера в жизни вообще. Например, «без компьютера ребенок будет отставать в развитии», «если у него не будет смартфона, пострадает его самооценка». Подобные заблуждения необходимо устранять, поскольку такие деструктивные установки родителей усугубляют ситуацию и провоцируют формирование зависимого поведения.
Проведенный анализ анкет и бесед с родителями позволил выявить наиболее распространенные причины, по которым дети обращаются к цифровым устройствам и много времени проводят за ними:
- скука и отсутствие интересов;
- отсутствие организованного досуга (в первую очередь совместного с родителями);
- желание быть лучше других;
- сложности в реальной жизненной ситуации и, как следствие, уход в виртуальность;
- повышенная потребность во внешних впечатлениях при отсутствии внутренней психической деятельности;
- желание получить эмоциональную разрядку;
- негативный пример взрослых.
Вышеперечисленные причины возникают в том числе и на почве недостаточной сформированности у детей на этапе старшего дошкольного возраста волевой регуляции и познавательной мотивации. Ребенку проще включить компьютер и наслаждаться красочными картинками, динамичным видеорядом, находясь в процессе пассивного слушания, без непосредственного социального контакта и интеллектуальной нагрузки, когда не требуется самоконтроль и обратная связь с партнером.
Эта проблема не возникает в условиях организованного и управляемого образовательного процесса детского сада, тогда как дома большую часть времени ребенок проводит за гаджетом: смотрит TikTok и YouTube или играет в различные игры [26]. С одной стороны, это не противоречит естественному ходу событий, так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Вопрос в том, о каких играх идет речь.
В настоящем исследовании речь идет об играх, опосредствованных цифровым устройством. Здесь следует отметить, что не любая компьютерная игра выполняет развивающую функцию и многое зависит от понимания самих детей, что представляют собой цифровые технологии [27]. Очевидно, что компьютерная игра также должна содержать специальным образом разработанный контент, не противоречащий особенностям развития ребенка. Тему компьютерных игр для дошкольников ученые-психологи поднимали неоднократно, начиная с середины 80-х годов прошлого столетия [28]. С другой стороны, современный мир перенасыщен информацией и более правильное решение здесь – учить детей работать с ней и отбирать только нужное уже с дошкольного возраста. Это приводит современных ученых и практиков к мнению о том, что исследовательская деятельность уже стоит наравне с игровой или даже преобладает над ней в аспектах деятельности и развития современных детей [29].
Для подкрепления игровой и исследовательской деятельности зарубежные ученые выдвигают идею об использовании интерактивных 2D-мультфильмов с сенсорным экраном, игровых и обучающих роботов в условиях работы над данной проблемой [30, 31]. Кроме того, создаются такие интерактивные платформы, как игровые приложения по распознаванию эмоций и управлению гневом для детей дошкольного возраста [32].
Таким образом, акцентируя внимание на том факте, что информационные технологии в обучении и развитии социальных эмоций взаимодополняют друг друга, мы разработали три главных и обобщенных требования-условия к организации и использованию цифровых технологий в образовательном процессе детского сада:
- Грамотно спланированный и выстроенный с учетом особенностей возраста образовательный процесс в ДОО с применением цифровых технологий.
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам использования ребенком цифровых устройств как средства когнитивного и социально-коммуникативного развития.
- Активная организация исследовательской и творческой деятельности детей с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Также разработаны практические рекомендации, направленные на помощь родителям в организации досуга ребенка в домашних условиях:
- Помните об «эффекте Златовласки», или «золотой середине». Для каждого возраста есть определенные нормы времяпрепровождения за гаджетом, оказывающие положительный эффект.
- Устраивайте прогулки, семейный пикник, посещайте музеи и театры, ходите в гости без гаджетов. Опыт насмотренности поможет ребенку не воспринимать компьютер как главный и единственный источник информации.
- Организовывайте совместную деятельность (рисование, лепка, разведение цветов, уход за животными и т. п.). Исследовательская деятельность ребенка будет сосредоточена в реальном мире, а виртуальный мир останется всего лишь помощником, не требующим большого количества времени.
- Когда вы увидите, что ребенок может соподчинять мотивы, предоставляйте ему возможность выбора. Если появилась потребность найти что-то в Интернете, изучить, поиграть, то важно довериться своему ребенку и показать, что его мнение учитывается. При таком отношении ребенок сам может осознавать лимиты своей деятельности за компьютером и являться активным субъектом деятельности.
- Родители самый большой авторитет для ребенка. Будьте готовы показать пример взрослого человека, который умеет рационально распределять свое время и пользоваться информацией.
- Больше беседуйте с ребенком, создайте эмоционально благополучную обстановку для развития личности. Покажите, что беседы о вреде цифровых устройств – это не запрещающая мера, а попытка договориться с ребенком и позаботиться о нем.
Результаты данного пилотажного исследования обусловливают необходимость теоретического анализа особенностей высших психических функций детей старшего дошкольного возраста и социальных эмоций в условиях развития цифрового общества и разработки практического материала для усиления положительной части нашей гипотезы о том, что информационные технологии в обучении и развитие социальных эмоций взаимодополняют друг друга.
Заключение / Conclusion
Многие педагоги и родители на сегодняшний день убеждены, что ИКТ приносят вред их детям, и стараются всеми силами оградить детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, от использования современных гаджетов. Однако верна ли данная стратегия? Существовать без информационных технологий в современном мире практически невозможно. Правильно ли будет только ограждать детей от цифровых устройств вместо попытки показать пример грамотного использования и действительно ли ИКТ на сегодняшний день оказывают лишь негативное влияние? Само существование информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, дает человечеству больше возможностей для вербального взаимодействия (как по форме, так и по масштабам). С другой же стороны, такое общение является опосредованным, и тогда мы сталкиваемся со сложностями организации именно реального, соприсутственного общения.
Как утверждают Д. А. Бухаленкова, Е. А. Чичинина, А. Н. Веракса, и другие, пассивное использование детьми ИКТ не принесет положительных результатов. Развивающего эффекта можно достичь только с помощью педагогов и родителей, готовых к взаимодействию с ребенком в процессе использования гаджета. Преимущества информационных технологий зависят от того, как дети, родители и воспитатели решают использовать их для эффективности обучения [33].
Таким образом, говорить об абсолютно отрицательном или положительном воздействии ИКТ на развитие личности и социальных эмоций ребенка не приходится. В сложившейся социальной ситуации развития, когда ИКТ заняли прочное место во всей системе образования и на этапе дошкольного образования в том числе, необходимо найти и реализовать так называемую золотую середину [34, 35]. Перечисленные негативные аспекты влияния ИКТ часто прослеживаются в научной и популярной литературе как факторы риска в формировании зависимости, причины отставания в развитии, что является самым распространенным страхом у родителей. Однако отмечается и положительное влияние цифровых устройств на развитие детей, но только при условии компетентного внедрения смарт-устройств в процессы воспитания и обучения.
Очевидно, что исключить цифровые устройства из жизни современных детей невозможно, поэтому педагоги и родители должны уделять этой проблеме особое внимание в процессе обучения и воспитания детей. Наше исследование показало достаточно ожидаемые результаты: средний уровень развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста и высокий уровень степени выраженности компьютерной зависимости. Такой дисбаланс приводит к крайне нежелательным последствиям [36–41].
Однако появляется все больше исследований, доказывающих, что цифровые технологии предоставляют подрастающему поколению больше плюсов, чем минусов [42].
Как уже было отмечено выше, положительное влияние ИКТ на развитие личности и социальные эмоции, вероятнее всего, будет оказано при грамотной и целенаправленной организации взаимодействия детей с цифровыми устройствами. В этом процессе очевидна помощь родителей и педагогов [43]. Специалисты дошкольных образовательных организаций имеют теоретическую и практическую базу о психологических особенностях развития детей. Им известно, что с учетом этих особенностей детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером, а, начиная с 5 лет время пребывания за компьютером не должно превышать 5–7 минут в образовательном процессе дошкольной организации и 15 минут в домашней обстановке. Согласно
СанПиН, необходимо учитывать освещение, расстояние глаз от экрана. После деятельности за компьютером необходимо проводить зарядку для глаз.
Более того, на сегодняшний день в детских садах крайне редко применяются цифровые устройства, предполагающие их пассивное использование, и занятия, когда дети сидят непосредственно перед экраном. Современные цифровые технологии для дошкольных организаций – это интерактивное оборудование с дополненной реальностью, проективные технологии, позволяющие детям проявлять физическую активность и находиться в движении, следовательно, соблюдается один из главных принципов работы с детьми младшего возраста – здоровьесбережение. Вызывает большие сомнения, что все это соблюдается за пределами ДОО. Поэтому именно выстроенное взаимодействие ДОО с семьей может послужить ключом к решению проблемы исследования.
Учитывая полученные результаты исследования о среднем уровне развития социальных эмоций и высоком уровне компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста, необходимо грамотно подходить к организации образовательного процесса в ДОО и процесса взаимодействия ребенка с компьютером вне ДОО. Теоретический анализ показал положительные и негативные аспекты влияния ИКТ на развитие личности, в частности на развитие всех высших психических процессов. Можно заметить, что множество ученых заинтересованы в решении данной проблемы и исследуют ее, потому что исключить ИКТ из жизни детей и всего человечества на сегодняшний день невозможно, а социальные эмоции являются уникальными в жизни личности. Самое эффективное решение данного вопроса – баланс традиций и инноваций, создание условий для конструктивного сосуществования данных явлений.
В заключении отметим следующее: если ориентироваться на установку о том, что информационные технологии в обучении и развитии социальных эмоций детей дошкольного возраста взаимодополняют друг друга, и следовать вышеперечисленным требованиям, условиям и практическим рекомендациям, то риск негативного влияния на социально-эмоциональное развитие дошкольников с большей вероятностью будет снижен без исключения цифровых технологий из жизни ребенка.