Full text

Введение / Introduction

 

Современный рынок труда требует специалистов, обладающих высокой стрессоустойчивостью, гибкостью мышления, адаптивностью, а главное, креативностью, готовых к организации самостоятельной деятельности в непривычных, постоянно изменяющихся условиях [1, 2].

Роль университета здесь ключевая: именно от преподавателя вуза, от его ключевых личностных характеристик, его профессиональной деятельности зависит уровень знаний и компетенций выпускников, которые впоследствии станут ведущими специалистами на современном рынке труда. В этом смысле нужны преподаватели нового формата: умеющие самостоятельно ставить и решать, в том числе нестандартные, задачи, обладающие междисциплинарными знаниями, способные формулировать и решать ключевые проблемы общества и государства, а также осознающие свои профессиональные задачи и обязанности в новых социокультурных условиях [3].

Проблема формирования качественного, высокопрофессионального состава педагогических кадров в сфере образования актуальна для работодателей, поэтому поднимаются вопросы совершенствования методов обучения, выделения большего количества времени на практическую составляющую в процессе подготовки, более качественной интеграционной связи теории с практикой.

Заметим, что достаточно длительное время миссией преподавателя вуза была исключительно передача опыта и знаний молодым специалистам. Сегодня требуется переход к построению уникальной отечественной вузовской подготовки, которая предполагает развитие инновационного мышления и опыта активного действия в различных сферах деятельности человека.

Так как сегодня мы работаем с новым типом личности, как правило, активной и уже достаточно самостоятельной в поиске информации, то мы должны предложить соответствующие новые форматы обучения, которые способны вернуть студента в среду вуза, за парту, обеспечить активные формы познания и взаимодействия.

Заметим, что ни один психолог, ни один методист не может сегодня предложить преподавателям готовых схем повышения мотивации студентов, обучающихся в современном вузе. Педагогу, преподавателю приходится самостоятельно искать их, учитывая сложившиеся в последнее время условия, среду обучения, состав обучающихся, уровень их развития и подготовки.

«Российскому обществу необходимы активные люди, успешно адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям труда, способные к самообразованию, саморазвитию, умеющие осуществлять целеполагание, планирование деятельности. Для того чтобы выполнить данный социальный заказ, педагоги прибегают к использованию продуктивных методов обучения», – справедливо подчеркивает в своем исследовании О. В. Шакирова [4].

Привлечь внимание, активизировать деятельность студентов, заставить их думать, размышлять, искать, действовать – вот в чем вопрос. Именно в данных умениях и проявляется мастерство современного преподавателя вуза. При этом огромное значение имеет не только опыт преподавателя, его творческий подход к процессу передачи знаний студентам, его умение организовывать учебный процесс, но и знание современных образовательных трендов, педагогических технологий, готовность постоянно развиваться, искать новые формы, методы и приемы обучения [5].

 

Обзор литературы / Literature review

 

В психолого-педагогической литературе в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. Часть ученых считает, что педагогическая технология – это педагогическая система в целом (В. П. Беспалько [6]); другие ученые подразумевают под технологией некую частную методику, направленную на достижение отдельно представленной педагогической цели (например, методика Д. В. Эльконина – В. В. Давыдова); третьи технологию рассматривают не просто как педагогическую систему или методику, а как алгоритм решения определенной педагогической задачи [7, 8].

Согласно определению ЮНЕСКО, педагогическая технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [9].

В настоящее время развивающая и образовательная ценность педагогических технологий имеет несомненное признание; с другой стороны, научный статус педагогической технологии воспитания и обучения однозначно не определен. Чаще всего педагогическим технологиям отводится промежуточное место между наукой и практикой. Общеизвестны технологии П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской.

Технологические аспекты организации обучения раскрываются в работах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, Ю. Н. Кулюткина, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, Г. С. Сухобской, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана и многих других дидактов, педагогов и психологов-практиков. Так, В. П. Беспалько указывает, что педагогическая технология – это «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [10].

По мнению А. А. Факторович, педагогическая технология должна быть научно обоснована и разрабатываться на концептуальной базе, опираться на конкретные измеряемые и достигаемые цели, иметь в своей структуре содержательно-информативный и инструментально-деятельностный компоненты [11].

С точки зрения М. В. Кларина, педагогическая технология означает системную совокупность и принципы функционирования всех инструментальных, личностных, методологических средств, которые применимы для достижения педагогических целей.

А. В. Морозов указывает, что педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют систему и структуру способов, форм, методов, приемов воспитательных средств и обучения [12].

Р. З. Богоудинова, И. Э. Вильданов, Р. С. Сафин характеризуют коллективы студентов и преподавателей, научные сообщества, молодежные коллективы как локальную креативную образовательную среду – инновационную педагогическую технологию, которая характеризуется системой компонентов, представляет собой максимальный потенциал познания, воздействующий на развитие личности, в которой создается возможность для реализации творческого потенциала и стремления к фантазийным идеальным стратегиям и проектам для любого преподавателя и студента. Воплощением креативной образовательной среды в вузе является интеграция когнитивных, проектных, креативных, коммуникативных, организационных, технологических компетенций как преподавателей, так и студентов [13].

Юниса Эка Сапутри, Руснилавати (Universitas Muhammadiyah Surakarta, Суракарта, Индонезия), исследуя методы Discovery Learning Through Educandy, подчеркивают, что технологии обучения должны быть захватывающими и мотивирующими, обеспечивающими интеллектуальное удовольствие от процесса познания, вызов и вдохновение для активно участвующих студентов. Преподаватели должны создавать ситуации сотрудничества и предоставлять достаточно пространства для инициативы, творчества и независимости учеников [14].

Х. Михайлишин, О. Кондур, Л. Шерман представляют подход, в котором под образовательными инновациями понимают технологии, методы деятельности, существенно отличающиеся от сложившейся практики и обладающие дидактическим потенциалом для развития креативного, творческого мышления и повышения самоэффективности [15]. Происходит развитие творческих способностей, качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, таким как познавательная активность, деятельностная вовлеченность, организованность, самостоятельность, саморефлексия, умение работать в ситуации неопределенности. Указанные качества определяют творческий потенциал личности.

Ружди Кадрия, Агон Кокай в исследовании влияния образовательных технологий на результаты обучения отмечают, что в современном образовании доминирует прогрессивный взгляд на необходимость внедрения инновационных образовательных стратегий. Для внедрения эффективных методов и стратегий обучения посредством развития творческого критического мышления участников среди преподавателей организуются интересные и плодотворные дискуссии. Эти методы и стратегии помогают добиться активного и интерактивного обучения, повышения успеваемости студентов за счет формирования способностей и навыков, связанных с самостоятельным обучением, развитием креативности и способности адаптироваться к новым ситуациям. Большинство преподавателей, подчеркивают авторы, отдают приоритет всестороннему развитию своих учеников, поэтому помимо предоставления теоретических знаний стремятся привить своим ученикам прогрессивность и широту взглядов, креативность, навыки решения проблем, где творческое мышление расширяет возможности решения проблем как в личной, так и в профессиональной сферах [16].

К. Селуч, К. Милевич, К. Саксби в исследовании педагогической технологии мотивированного обучения отмечают, что процесс образования состоит из трех важнейших элементов: содержательной части, студента и преподавателя. Ученые доказали, что воспринимаемое студентами «качество отношений с преподавателем» является важным предиктором успешности взаимодействия студентов и преподавателей. Качество организованного преподавателем образовательного процесса и контроля результатов обучения формирует ценностно-смысловые ориентации учащихся, непосредственно влияет на вовлеченность студентов в учебный процесс, их внутреннюю мотивацию и целеустремленность [17].

Работа сессии строится в рамках системно-мыследеятельностного подхода по методу критической коммуникации, подробно анализирует П. Б. Мрдуляш, заключается в чередовании групповой работы и совместной рефлексии результатов коллективной работы. Первая форма работы обеспечивает постановку цели и анализ ситуации, вторая – процесс и содержание работы группы, принятие стратегического решения. В рамках стратегической сессии применяются следующие формы работы: мотивация, установка, работа в микрогруппах, общее заседание, рефлексия, экспертная консультация, могут также использоваться имитационные и деловые игры, выступления, поочередные доклады в подгруппах – «вертушки», решение кейсов, групповые консультации [18].

Л. М. Комиссарова, К. А. Янчевская определяют, что в обучении стратегическая сессия является креативной технологией, технологией, позволяющей раскрыть творческий потенциал участников [19]. Использование метода мозгового штурма в ходе стратегической сессии позволяет посредством синтеза множества идей принимать нестандартные решения. В сессии как технологии обучения важен не полученный результат, а сам процесс поиска решения. Эту технологию в обучении можно охарактеризовать как средство коллективного поиска оптимальных решений.

Н. Н. Дарьенкова, исследуя научно-педагогическое наследие образовательного процесса в высших учебных заведениях Российской империи XIX века, справедливо утверждает, что «задачи педагогов века минувшего и века настоящего по воспитанию студентов в основном схожи: заботиться о физическом и психическом здоровье студентов; воспитывать их настоящими патриотами своей Родины; широко использовать научные знания в учебном процессе; стимулировать интерес студентов к изучению учебных предметов; поощрять любознательность и инициативу; использовать многообразные формы работы в учебно-воспитательном процессе» [20].

В современном российском образовании при определении стратегий направлений развития активно применяется педагогическая технология – технология стратегической сессии. Формирование творческого потенциала личности авторы статьи планомерно отслеживают в ходе внедрения технологии стратегических сессий в образовательный процесс вуза [21].

Учитывая отечественные и зарубежные исследования, регламентирующие документы в области ключевых направлений развития российского образования, мы будем использовать термин «стратегические сессии» в контексте продуктивной педагогической технологии коллективной работы, направленной на поиск решения актуальных, вариативных задач образовательного учреждения, в данном исследовании – повышения креативности преподавателя вуза и вовлечения студентов в образовательный процесс.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологической основой нашего исследования стали субъектно-деятельностный, системно-деятельностный, личностно ориентированный подходы. Основополагающими методами исследования обозначенной авторами проблемы являются: теоретический анализ научных трудов, изучение и обобщение педагогического опыта; выделение основополагающих компонентов и характеристик, лежащих в основе педагогической технологии стратегической сессии.

Учебно-воспитательные задачи образовательного учреждения реализуются субъектами образовательного процесса в деятельности. В связи с этим мы считаем необходимым в логике нашего исследования подчеркнуть актуальность субъектно-деятельностного подхода в отечественной науке и практике (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, В. А. Барабанщиков, А. К. Болотова, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков и др.); личностно ориентированного подхода в формировании профессиональных компетенций преподавателей и обучающихся [22].

«Мастерство преподавателя современного высшего учебного заведения требует продуктивного творчества с соблюдением единства обучения, воспитания, образования на высоком уровне технологичности, результативности, активности, с индивидуализацией обучения и системно-деятельностным подходом», – отмечают Е. Умирзакова, В. А. Скопа, исследуя научно-теоретические основы формирования педагогического мастерства [23].

Личностно ориентированный подход в реализации воспитательно-образовательного процесса высшей школы акцентирует внимание на таких аспектах, как личностное развитие, подчеркивает В. Ф. Зеер, формирование и проявление индивидуальных особенностей личности через успехи и неудачи; обеспечение и поддержание психологически безопасной образовательной среды через систему социально-психологического обеспечения условий для развития личности обучающихся [24].

Деятельностный подход к развитию личности обучающегося, как отмечают И. А. Ивлиева, В. П. Панасюк, Е. К. Чернышева, ориентирован на вовлечение студентов в разнообразные виды деятельности, позволяющие формировать необходимые и достаточные качества и формы поведения, способствующие быть востребованным субъектом общества. При этом большое значение имеет повышение учебной и профессиональной мотивации через постепенное усложнение личностно формирующих видов деятельности и ее содержания [25].

Каждый преподаватель, ежедневно работая над собой, создает собственную формулу успеха вовлечения студентов в учебно-профессиональную деятельность. В ответ на данный запрос от общества и государства вуз должен предложить собственное решение. И оно, на наш взгляд, есть – это организация учебного процесса в интерактивной форме на основе сотрудничества администрации, преподавателей и студентов вуза в виде стратегических сессий, которые позволяют увидеть не только научный взгляд на проблему всех участников образовательного процесса, но и решить многие профессионально ориентированные задачи [26].

«Оптимально разработанный сценарий стратегической сессии, – справедливо утверждает Н. Н. Калинина, – создает качественные процессы обсуждений между ее участниками. Подбор актуальных методов фасилитации позволяет достичь желаемых результатов, а динамичная вовлеченность участников, комфортное пространство для диалога делают работу познавательной и продуктивной» [27].

Стратегическая сессия – это педагогическая технология, призванная для решения очень актуальных, вариативных и неоднозначных для образовательного учреждения задач. Она применяется нами для повышения эффективности профессиональной деятельности работников, так как во время проведения сессии происходит выявление и структурирование проблемных зон образовательной организации, формируются проектные инициативы, формируется стратегическое видение развития организации и социальных процессов в ней [28].

Используя стратегические сессии, мы работаем, во-первых, на развитие креативности преподавателей и сотрудников вуза; во-вторых, данная педагогическая технология позволяет замотивировать студентов, углубить в увлекательную деятельность вместе с преподавателем, удовлетворить их потребность в ощущении собственной значимости, в достижении успеха, в развитии творческих способностей, потребности вовлеченности и удовлетворения любопытства [29].

Так, в Арзамасском филиале Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) под руководством ведущих преподавателей кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования, кафедры общей и практической психологии был организован цикл стратегических сессий, направленных на повышение креативности преподавателей и вовлечение студентов в образовательный процесс.

 

 

 

Результаты исследования / Research results

 

В рамках внедрения новой педагогической технологии на базе филиала в рамках традиционной декады педагогики и психологии состоялось уникальное мероприятие – первая стратегическая сессия «Эффективный преподаватель в условиях смешанных: аудиторных и дистанционных форм обучения студентов», целью которой было определить пути повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса в вузе в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения. Это был первый опыт преподавателей осмыслить и оценить потенциал участия Арзамасского филиала в реализации программы «Приоритеты 2030» с учетом приоритетов развития университета [30], в которые необходимо было «вписать» богатый и успешный профессиональный опыт арзамасских ученых. Результатом исследования явилась разработка эффективной технологии оценки и развития профессиональных компетенций педагога вуза в условиях развивающих стратегических сессий [31].

По результатам стратегических сессий планировалось разработать индивидуальные и групповые программы развития кадрового потенциала специалистов.

В целом все сессии состояли из нескольких этапов и предполагали выбор участниками роли в рабочей группе: дизайнер запроса – участник группы, который взаимодействует с модераторами (уточняет правильность понимания задания, задает вопросы и т. д.); дизайнер проекта – участник, который выдвигает общую идею для обсуждения; дизайнер групповой коммуникации – участник, который организует обсуждение в группе, задает уточняющие вопросы при обсуждении, задает тон работы в группе; дизайнер содержания – участник, который фиксирует высказывания остальных участников группы, систематизирует и записывает на лист бумаги; дизайнер результата – участник, который озвучивает и защищает перед аудиторией итоговые идеи группы [32, 33].

Участниками первой сессии стали преподаватели психолого-педагогического факультета (4 группы по 7 человек), а также группа студентов психолого-педагогического факультета (7 человек).

Первый этап сессии «Как мотивировать студента на обучение в условиях смешанного дистанционного и смешанного форм обучения?» включал выделение критериев высокой мотивации учебной деятельности студентов, определение путей повышения мотивации учебной деятельности студентов, а также выявление причин и проблем мотивации учебной деятельности студентов.

Второй этап сессии, «Как научить студента работать в электронной информационно-образовательной среде (далее – ЭИОС) вуза?», позволил раскрыть сущность ЭИОС вуза и ее компоненты, определить проблемы использования ЭИОС вуза в работе преподавателя и обучении студента, наметить пути повышения эффективности работы в ЭИОС вуза (с позиции преподавателя и студента).

Третий этап сессии, «Как организовать воспитательную среду вуза в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения?», предполагал рассмотрение понятия «воспитательная среда вуза», выявление проблем развития воспитательной среды вуза в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения, а также описание путей повышения эффективности воспитательной работы в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения.

Четвертый этап сессии предполагал подготовку документа «Общие рекомендации по повышению эффективности организации учебно-воспитательного процесса в вузе в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения» с определением критериев эффективности работы преподавателя в условиях дистанта.

Таким образом, в рамках работы сессии были вычленены основные проблемы, связанные с обучением и воспитанием студентов, предложены пути их решения, определены критерии эффективности работы преподавателя в условиях дистанта. Данное мероприятие позволило взглянуть на «болевые точки» в современной ситуации организации образовательного и воспитательного процесса, посмотреть с разных точек зрения и позиций (позиции студента и позиции преподавателя) на существующие проблемы и их пути решения. Данное мероприятие заложило начало большой работы на перспективу.

Далее в рамках реализации стратегических проектов ННГУ по программе «Приоритет 2030» прошла еще одна стратегическая сессия «Креативность как фактор эффективности работы преподавателя в современном образовательном пространстве», целью которой стало определение путей повышения креативности и эффективности работы преподавателя в современных условиях учебно-воспитательного процесса в вузе. Активными участниками стали уже деканы факультетов, заведующие кафедрами, представители профессорско-преподавательского состава от каждой кафедры и студенческого актива (5 групп по 7 человек).

На организационном этапе «Сущность и показатели креативности преподавателя в современном образовательном пространстве» была определена сущность понятия «креативный преподаватель». Креативность рассмотрена как готовность решать профессиональные задачи в условиях постоянных изменений. При этом были определены ключевые показатели креативности преподавателя, среди которых: подвижность, заключающаяся в способности быстро придумывать большое количество идей; гибкость, проявляющаяся в оценке проблем со всех сторон и нахождении закономерностей; оригинальность — способность мыслить нестандартно; разработанность, выражающаяся в способности углублять и детализировать идеи; открытость, сопротивление замыканию – постоянное впитывание новой информации, активное взаимодействие с коллегами.

На первом этапе, «Дефициты и профициты креативности преподавателей в современном образовательном пространстве», велась как индивидуальная работа «Мои личностные ресурсы и дефициты креативности», так и групповая работа, которая была направлена на выявление общих профицитов и дефицитов креативности преподавателей.

В рамках второго этапа, «Возможности повышения креативности преподавателей в современном образовательном пространстве», были определены способы развития креативности преподавателя через использование ресурсов и потенциала профессионального коллектива вуза.

На заключительном третьем этапе, «Эффективные коммуникации в профессионально-педагогической деятельности преподавателя как способ развития креативности», группами были разработаны межфакультетские мероприятия, направленные на развитие креативности преподавателей вуза [34]. Студентами было предложено свое видение образа и деятельности современного креативного, трендового преподавателя.

Далее на базе Арзамасского филиала ННГУ состоялся межкафедральный научно-практический семинар «Инновационные технологии в образовательном процессе вуза» в формате стратегической сессии. Организатором мероприятия стала кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования под руководством д. п. н., проф. Т. Т. Щелиной.

В стратегической сессии приняли участие четыре команды, представленные руководителями структурных подразделений филиала, деканами факультетов, заведующими кафедрами, ведущими преподавателями – представителями всех факультетов филиала. Четвертую команду представляли студенты с разных факультетов.

На первом этапе работы участникам сессии было предложено, опираясь на собственный профессиональный опыт, обозначить свое понимание таких ключевых понятий, как инновации, инновации в образовании, привести примеры инновационных технологий в образовательном процессе вуза. К инновационным технологиям, работающим на повышение качества образования, являющимся ответом на вызовы в условиях современных реалий вуза, участники встречи отнесли: геймификацию, учебную фирму, кейс-технологии, перевернутое обучение, технологию дополненной реальности, квест-технологию, технологию развития критического мышления, имитационные игры, интеллект-карты и др.

На следующем этапе отдельные участники поделились собственным опытом реализации инновационных технологий в образовательной практике вуза (с докладами и наглядной презентацией выступили ведущие преподаватели Арзамасского филиала). Слушатели познакомились с опытом реализации следующих технологий: игровой технологии, мобильного обучения, квест-технологии, ролевой игры, метафорических карт, метаплана, технологии критического мышления.

На заключительном этапе семинара команды обсуждали проблемные зоны в освоении и применении инновационных технологий в образовательном процессе вуза, пути их преодоления. Среди проблемных зон были выделены следующие: отсутствие мотивации, недостаточная профессиональная компетентность, эмоциональное выгорание, слабое владение цифровым инструментарием, недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса вуза и др.

Решение обозначенных проблем участники видели в организации мастер-классов по обучению тем или иным инновационным технологиям, создании библиотеки инновационных технологий в вузе, использовании бережливых технологий, профилактике эмоционального выгорания, саморесурсировании, курсах повышения квалификации, совместном со студентами обмене опытом.

В завершение работы участники сессии были погружены в процесс рефлексии и с помощью инфокарт анализировали полезность и результативность работы в группе, степень обогащенности собственного опыта по итогам мероприятия, наличие инновационного опыта на факультете.

В рамках реализации цикла стратегических сессий Арзамасского филиала ННГУ состоялась очередная стратегическая сессия «Актуализация исследовательского потенциала профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в меняющемся мире – аналитика и решение проблем» в ходе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом», к которой были активно подключены студенты, преподаватели и гости конференции.

На организационном этапе «Туризм в современном образовательном пространстве» студенты и преподаватели получили постановку задач от заведующего кафедрой социальной работы сервиса и туризма, уже традиционно распределили социальные роли в микрогруппах. В процессе осмысления и групповой работы участники, составляя кластеры «Туризм – это…», обсудили сущность понятия «туризм», выявили ключевые характеристики, присущие современному «туризму», виды туризма (приводя примеры и объясняя их). Например, научный туризм, выездной туризм, кинотуризм, экологический туризм, кулинарный туризм, национальный туризм, региональный туризм и др.

Сущностью первого этапа «Специалист в сфере туризма и гостеприимства в меняющемся мире» было выявление ключевых компетенций современного специалиста в сфере туризма и гостеприимства в меняющемся мире с точки зрения взгляда преподавателя и студента вуза. Участники не просто выделили три-пять ключевых позиций, но и построили модель компетентности специалиста в области туризма и гостеприимства, попытались сравнить ее с научно обоснованной.

На втором этапе «Дискуссионные проблемы подготовки специалиста в сфере туризма и гостеприимства» происходило групповое обсуждение проблем подготовки специалиста в сфере туризма и гостеприимства (а именно был важен взгляд самого студента, не только преподавателя), выявление ключевых направлений, требующих усиления или модернизации, и их детализация. Здесь участникам было предложено заполнить таблицу специального бланка, который включал в себя учебный и воспитательный процессы, практическую подготовку, науку и научные исследования, а затем публично представить результаты группового обсуждения от каждой команды (студентов и преподавателей).

На третьем этапе «Перспективы развития системы подготовки современного специалиста в сфере туризма и гостеприимства» студенты и преподаватели вырабатывали предложения по модернизации подготовки современного специалиста в сфере туризма и гостеприимства, определяли перечень мероприятий по повышению эффективности подготовки современного специалиста в сфере туризма и гостеприимства на базе Арзамасского филиала ННГУ, заполняя таблицу «Наши предложения» с указанием названия конкретного мероприятия, его цели, формы проведения, планируемой даты проведения и ответственных.

Особая роль была отведена рефлексии, где студенты и преподаватели работали с инфокартой, отвечая на вопросы: имеет ли мой факультет достаточный опыт в подготовке специалиста в сфере туризма и гостеприимства (раздел «Наличие опыта на факультете»)? Обогатился ли мой личный опыт в понимании сущности подготовки специалиста в сфере туризма и гостеприимства в образовательном процессе вуза (раздел «Мой новый опыт»)? Мой наставник в сфере подготовки специалиста в сфере туризма и гостеприимства (раздел «Мой наставник») с указанием Ф. И. О. специалиста.

 

Заключение / Conclusion

 

Актуальность настоящего исследования заключается в возможности более детально и точно ознакомиться с приемами, методами работы как опытного, так и молодого преподавателя; стимулировать преподавателя вуза на творческий подход к процессу профессионального взаимодействия со студентами; осмыслить учебный процесс, замотивировать на изучение образовательных трендов, педагогических технологий; использовать научные знания в воспитательном процессе, стимулировать интерес студентов.

Следует отметить несомненную значимость стратегических сессий, ставших уже традиционными для филиала, направленных в первую очередь на креативный вариант развития преподавателя, модернизацию его методов, средств и приемов обучения в целях повышения мотивации студентов к обучению, подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда и вносящих весомый вклад в развитие нашей страны.

Анализ полученных результатов работы в течение всего лишь одного года свидетельствует в целом о повышении вовлеченности студентов как в учебную, так и общественную деятельность вуза, о заинтересованности преподавателей в обозначенной проблематике, а также о систематизации и распространении богатого опыта использования инновационных технологий в образовательном процессе Арзамасского филиала ННГУ. У участвующих в инновационной деятельности преподавателей можно констатировать возникновение желания обмениваться накопленным опытом с коллегами, совершенствуя свой профессионализм и выстраивая в процессе группового взаимодействия новые, перспективные линии развития системы обучения и воспитания студентов в вузе, повышения их мотивации.

Таким образом, и студент, и преподаватель должны обладать высоким уровнем мотивации и личной вовлеченности, только первый – в учебно-профессиональную деятельность, а второй – в совершенствование своего профессионального мастерства через освоение новых, интерактивных технологий работы с молодым поколением. Работа в вузе должна вестись в этих двух взаимосвязанных и взаимозависимых направлениях, так как, если не будет интересного преподавателя и его методики, не будет и мотивации у студента прийти в стены вуза.

На данном этапе инициативной группой кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования и кафедры общей и практической психологии психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ осуществляется анализ результатов обратной связи от участников стратегических сессий, на основе которого формируется целевая аудитория последующих мероприятий; вносятся коррективы в видение разрабатываемой проблемы, производится уточнение и структурирование будущего проекта.