Full text

Введение / Introduction

 

Процесс формирования правовой грамотности младших школьников является актуальной проблемой для педагогической теории и практики. В современном обществе, где законы и нормы играют важную роль в регулировании отношений между людьми, важно обеспечить детям возможность осознанно и ответственно участвовать в правовой среде. Однако существуют определенные противоречия в этой области, которые требуют дальнейшего изучения и разработки соответствующих концепций и методик.

В контексте теории образования актуальность формирования правовой грамотности младших школьников связана с несоответствием между концепциями образования и реальными потребностями современного общества. Традиционная подготовка в школах ориентирована на усвоение знаний по конкретным учебным предметам, при этом вопросы права и правовой грамотности занимают второстепенное место [1]. В результате возникает противоречие между необходимостью формирования правовых знаний и навыков у детей и недостаточным вниманием к этой проблеме в учебных программах, в нормативно-правовых документах в целом, несмотря на активную работу в данном направлении: издание Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2], Федерального закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» со сроком реализации с 2018 по 2025 год [4] и др.

С практической стороны актуальность формирования правовой грамотности младших школьников связана с конфликтами и противоречиями, которые могут возникать в их повседневной жизни. Дети сталкиваются с различными правовыми ситуациями, требующими активного участия и применения правовых знаний. Однако недостаточное знание правовых норм и принципов может привести к неправильным решениям и нарушениям прав и обязанностей. Это создает противоречие между необходимостью правовой грамотности и недостатком соответствующих навыков и умений у младших школьников.

В связи с вышеупомянутыми обстоятельствами разработка концепции формирования правовой грамотности младших школьников является необходимой и значимой задачей. Такая концепция должна учитывать особенности развития детей этого возраста, а также эффективные методики и подходы к формированию правовой грамотности. Она должна быть направлена на интеграцию права в учебные программы, развитие правовой культуры и навыков применения правовых норм на практике. Такая концепция будет способствовать решению противоречий и обеспечению эффективного формирования правовой грамотности у младших школьников.

Целью данной статьи является представление концепции формирования правовой грамотности младших школьников.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Характеризуя проблему формирования правовой грамотности младших школьников, отметим, что она является предметом изучения на протяжении длительного времени. Изучение данного феномена началось на рубеже ХIХ–ХХ веков и продолжается по настоящее время.

Начало XX века характеризуется коммунистическими взглядами на воспитание, что находит свое отражение и в определении понятия «правовая грамотность». Основными постулатами того времени были партийность как основа, тесное взаимодействие социума и интересов партии, полное растворение в интересах коммунистического времени.

В 70–80-е годы XX века с целью формирования правовой грамотности общества на должном уровне стали выпускаться различные научные труды, такие как «Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитии социалистического общества» (1975), «Правовое воспитание несовершеннолетних» (1977), «Организация и эффективность правового воспитания» (1983), «Правовое воспитание молодежи» (1985), «Проблемы правового воспитания» (1988) и т. д. [5] Данный факт показывает активные шаги государства в создании правового общества. Но, несмотря на ряд предпринимаемых мер в то время, отметим отсутствие единого подхода в трактовке исследуемого термина. Специалисты, изучающие правовую грамотность, констатируют необходимость ориентации школьников на правовую грамотность, однако терминология ими не дается.

Современные ученые продолжают анализировать вопросы правового воспитания, правовой культуры и правовой грамотности. Из-за трудности определения и конкретизации понятия правовой грамотности мы столкнулись с отсутствием единого подхода к нему в научной и научно-педагогической литературе. По мнению С. М. Вишняковой [6], «правовая грамотность – это общее знакомство с правовыми основами государства, видами и нормами права, регулирующими отношения людей на основе закона». Т. Ю. Герцог [7] в своей работе «Правовая функциональная грамотность и правовая культура: вопросы определения, соотношения, структуры» рассматривает правовую грамотность как структурную составляющую функциональной грамотности в виде сложного личностного образования, в основе которого лежит система теоретических знаний и практических умений, ориентированных на реализацию правосубъектной деятельности. Подобного мнения придерживается и К. Е. Игнатенкова [8]. По мнению А. В. Теребениной [9], правовая грамотность представляет собой сформированную способность человека участвовать в демократическом сообществе, проявляющуюся в наличии у него критичности мышления; осознании своих прав члена человеческого сообщества; умении действовать обдуманно в условиях плюрализма – делать свой выбор и нести ответственность за его последствия. С. А. Морозова [10] под формированием правовой грамотности понимает методологию и методику целенаправленного воздействия на правосознание с целью формирования правомерного поведения. В исследованиях Е. М. Зориной и Е. В. Тургиной [11] под правовой грамотностью понимается качество личности, базирующееся на совокупности правовых знаний, умений оперировать основными правовыми понятиями, добывать необходимую правовую информацию, использовать ее в ситуациях повседневной жизни, мотивации, ориентирующей поведение личности на существующие правовые нормы. Схожее определение дают М. В. Данилова, В. В. Клюева [12], которые считают, что правовая грамотность – это субъективная категория, которая характеризует личность, обладающую определенным набором знаний в области права.

Интересен подход международного коллектива авторов, когда собственно грамотность делится на две группы: грамотность универсальная и предметная, в таком случае правовую грамотность рассматривают как грамотность предметную [13]. Правовая грамотность в данном контексте используется в значении системы знаний.

Отметим, что в специальной литературе для определения сущности правовой грамотности часто используются следующие понятия: правовая культура, правовая компетентность, правовое сознание. Вместе с тем эти понятия различны.

Обратимся к исследованию правовой грамотности зарубежными деятелями науки. Здесь можно сказать, что подходы к пониманию термина «правовая грамотность» разнятся и отличаются от привычного нам. Так, М. Хертоу [14] в своей работе рассмотрел отличие термина «правовая грамотность» в США и европейских странах. Согласно мнению автора, в США ученые часто придерживаются понятия правовой грамотности, содержащего ответ на вопрос «Что люди думают о (официальном) праве?», и в этом случае закон выступает как относительно «независимая переменная» правовой грамотности. В Европе ученые оценивают правовую грамотность как ответ на вопрос «Что люди понимают под словом «право»?». Такое различие можно объяснить историей формирования права, в частности развития системы прецедентов в Англии, а позднее в США. Играет роль даже тот факт, что слова «закон» и «право» имеют единый перевод на английский язык: “law” - и чаще всего «закон» обозначается, по крайней мере в труде М. Хертоу, как “official law” [15].

В англо-американской культуре правовую грамотность неразрывно связывают с понятием «правосознание», о чем свидетельствуют исследования П. Эвика, С. Силви [16], А. М. Маршалла [17], А. Суэйн и Р. Амера [18]. При этом правовую грамотность понимают как «уровень компетентности в рамках правового дискурса, необходимого для осуществления любой деятельности в современной правовой и судебной культуре». Правовая грамотность является необходимым условием социализации и эффективного участия индивида в жизни современного общества, несмотря на то что он не обладает специальными знаниями, свойственными юристу, и, конечно, в силу возраста не сконцентрирован непосредственно на сфере правоотношений. Поскольку всё происходящее в обществе регулируется нормами права, каждый человек является субъектом правоотношений независимо от его желания и обязан знать нормы права и подчиняться им, в том числе и школьник.

Один из современных подходов рассматривает юридическую грамотность как своего рода метафору, где термин «правовая грамотность» предполагает определенные параллели между институтом права и системой языка, посредством которой необходимо овладеть знаниями и сформировать понимание всей правовой системы. Авторы подхода, среди которых М. Мэнли-Казимир, У. Кэссиди, С. Кастелл [19], полагают, что правовая грамотность представляет собой некий шаблон для преподавателей, обучающих детей юридическим аспектам и формирующим представление о правовых нормах.

Интересно отметить, что если в англо-американской правовой культуре ученые разводят правосознание и правовую грамотность как разные явления, то в современном российском образовании и юридической науке эти понятия отождествляются, хотя многие исследователи отмечают, что содержание соответствующих понятиям терминов требует уточнения.

Целесообразной видится точка зрения, что не стоит ставить знак равенства между данными терминами и выражаемыми ими понятиями, так как правосознание представляет собой систему правовых стереотипов и правовых установок и определяет осознанные и неосознанные психические реакции на явления окружающего мира, а правовая грамотность предполагает информированность индивида и его осведомленность о правомерности/неправомерности моделей поведения.

Правовая грамотность, а именно информированность индивида о правомерных и неправомерных моделях поведения, зависит от полученных им соответствующих знаний в области права.

Поскольку формирование правовой грамотности тесно связано с областью права, то интересно обратиться к определению изучаемого феномена в юридической науке. Правовед А. В. Малько [20] под правовой грамотностью определяет сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Ряд исследователей, среди которых А. Б. Венгеров, Г. А. Фирсов, А. В. Палий [21], под данным термином понимают совокупность умений человека по применению юридических знаний для реализации и защиты собственных прав и свобод.

В трудах отечественного ученого Н. М. Нестерова правовая грамотность состоит из двух элементов: познавательной грамотности и регулятивной грамотности. Важно отметить, что познавательная грамотность обеспечивает понимание и осознание специфики деятельности правовой сферы общества. Регулятивная грамотность направлена на реализацию юридических знаний для удовлетворения собственных потребностей индивида [22].

На сегодняшний день в большинстве источников предоставляется такое толкование термина «правовая грамотность»: «Правовая грамотность – система государственных и негосударственных мероприятий, направленных на формирование у граждан надлежащего уровня правосознания и правовой культуры» [23].

Проанализированные выше определения позволяют выделить подходы к рассматриваемому феномену: правовая грамотность как совокупность знаний, умений, навыков в области права или отождествление с формированием правового сознания и поведения людей, а также наличием правовой культуры.

Таким образом, основываясь на вышеуказанной информации, можно заключить: правовая грамотность – это комплексное качество личности, основанное на системе знаний, умений и навыков, которые позволяют осознанно и грамотно применять правовые нормы и принципы в практической деятельности, в соответствии с требованиями законодательства, а также наличие поведенческой мотивации действовать в рамках данных правовых норм (см. рисунок).

Мотивация

Знания:

– Основные права и обязанности гражданина.

– Понятия закона и права.

– Основные правила поведения в школе и обществе

Навыки:

– Навык соблюдения правил и норм поведения в школе и обществе.

– Навык разрешения конфликтов с использованием диалога и соблюдения прав других людей.

 – Навык сотрудничества и участия в коллективной деятельности

Умения:

– Умение распознавать ситуации, которые противоречат правам и обязанностям.

 – Умение объяснять свои права и требования.

 – Умение слушать и уважать права других людей

Правовая грамотность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Структура правовой грамотности

 

Можно констатировать, что в настоящее время определились методологические подходы к исследованию формирования правовой грамотности обучающихся, среди которых ключевыми являются следующие:

-          системный подход, который в педагогических исследованиях предполагает изучение внутренних и внешних системных свойств и связей педагогического объекта, которые обусловливают его целостность, характеризующуюся многомерностью и иерархией [24]. Целостный объект при этом рассматривается как часть или элемент более высокого уровня. Применение системного подхода позволяет не только раскрыть сущность, структуру и содержание формирования правовой грамотности обучающихся, но и выявить взаимосвязь между структурными компонентами данного процесса [25];

-          интегративно-деятельностный подход позволяет представить процесс формирования правовой грамотности как систему с определенной структурой, включающей целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный компоненты, и как часть системы обучения в целом [26];

-          социально-интерактивный подход помогает рассмотреть процесс формирования правовой грамотности как «социальный заказ» общества на воспитание личности, обладающей не только правовой культурой, но и общей культурой человека, живущего в данном обществе [27];

-          аксиологический подход [28] позволяет рассматривать личность ученика как высшую ценность общества, а также воспитывать у ребенка уважительное отношение к нравственным нормам и принятие ценностей, существующих в современном обществе и необходимых при правовой социализации личности;

-          когнитивный подход рассматривает правовую грамотность в качестве первичного института, содержащего знания о действующих нормах права, правовой системе в совокупности. Данный подход подразумевает под собой верное понимание значения норм права, которые являются необходимыми для взаимодействия с обществом, а также для дальнейшего выполнения определенной роли в социуме [29];

-          установочно-поведенческий (поведенческий) подход понимает под собой воплощение в жизни совокупности умений и правовых знаний, которые индивид приобрел в рамках образовательной деятельности [30].

Необходимо отметить, что под формированием правовой грамотности следует признавать целенаправленную и систематическую деятельность государства и общественных организаций для оказания влияния на сознание, психологию граждан с целью воспитания у них глубоких и устойчивых представлений, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, установок, чувств, навыков, привычек правомерного поведения и их правовой активности.

В то же время отмечается, что в современной психолого-педагогической литературе недостаточно исследований, выявляющих сущность и особенности осуществления формирования правовой грамотности младших школьников, определяющих характеристики данной деятельности и обосновывающих ее потенциал.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В ходе исследования решались следующие задачи:

1)   проанализировать отечественную и зарубежную литературу в области правовой грамотности;

2)   охарактеризовать методологические подходы к исследованию формирования правовой грамотности обучающихся;

3)   обосновать особенности формирования правовой грамотности младших школьников.

Ведущими методами исследования данной проблемы выступают: теоретические методы: ретроспективный анализ, позволивший выявить сущность и специфику правовой грамотности, методологические подходы к ее исследованию, имеющиеся в психолого-педагогической литературе.

Результаты исследования / Research results

 

В данном исследовании правовую грамотность мы рассматриваем с точки зрения когнитивного подхода: комплексное качество личности, основанное на системе знаний, умений и навыков, которые позволяют осознанно и грамотно применять правовые нормы и принципы в практической деятельности, в соответствии с требованиями законодательства, а также наличие поведенческой мотивации действовать в рамках данных правовых норм.

Когнитивный подход в формировании правовой грамотности младших школьников основывается на идее, что правильное поведение и понимание правил возникает в результате познавательной активности обучающегося. Этот подход объединяет в себе когнитивные (познавательные) аспекты взаимодействия с правовой средой.

В рамках когнитивного подхода правовая грамотность рассматривается в качестве первичного института, содержащего знания о действующих нормах права, правовой системе в совокупности. Данный подход подразумевает под собой верное понимание значения норм права, которые являются необходимыми для взаимодействия с обществом, а также для дальнейшего выполнения определенной роли в социуме. Кроме того, в рамках когнитивного подхода понимается способность индивида к анализу правовой информации, которую он получает в ходе жизнедеятельности, а также способность формировать собственное правосознание в дальнейшем в ходе изучения учебных предметов.

Сущность когнитивного подхода в формировании правовой грамотности младших школьников можно представить через следующие положения:

1. Фокус на знаниях и понимании правил: подход сосредоточен на развитии понимания правовых норм и механизмов их функционирования. Ребенок учится анализировать и объяснять правила в обществе, понимать их значение и последствия.

2. Продвижение активной познавательной деятельности: подход адресует активное изучение и практическое применение правил. Ребенку предлагаются задачи, требующие анализа ситуаций и применения правил в повседневной жизни.

3. Развитие навыков принятия решений: младшие школьники овладевают навыками анализа и оценки ситуаций, на основе которых они принимают осознанные решения о том, как следует поступать в соответствии с правилами и нормами.

4. Игровая форма работы: подход активно использует элементы игры и ситуативного обучения для формирования правовой грамотности. Ребенок участвует в играх, где ему предоставляется возможность попрактиковаться в применении правил.

5. Процессуальный характер обучения: подход ориентирован на развитие процесса мышления и суждений ребенка в отношении правовых вопросов, а не на передачу готовых ответов. Ребенок самостоятельно учится и делает выводы на основе опыта и анализа.

В целом когнитивный подход в формировании правовой грамотности предполагает активное участие ребенка в процессе обучения и воспитания, а также развитие его навыков анализа, решения проблем и применения правил в практической деятельности.

Этапы формирования правовой грамотности младших школьников представим в таблице.

 

 

 

Этапы формирования правовой грамотности младших школьников

 

Этап

Название

Содержание

1

Ознакомление с понятием права

На первом этапе учащимся дается общее представление о праве и его роли в обществе. Рассказывается о правилах, законах, органах правосудия и других основных аспектах права

2

Усвоение правил поведения

На этом этапе детям объясняют, какие правила нужно соблюдать в различных ситуациях. Ученики могут проводить дискуссии, игры, чтобы применить правила поведения на практике

3

Развитие навыков анализа и критического мышления

На этом этапе дети учатся анализировать и оценивать ситуации с точки зрения права. Здесь изучают различные случаи, проводят дебаты или разрабатывают свои истории, чтобы понять, какие правовые аспекты в них существуют

4

Формирование норм социального поведения

На этом этапе ученики учатся общаться друг с другом, толерантно относиться к мнению других людей и уважать права и интересы других. Важно обучить детей эмпатии и пониманию социальных норм

5

Закрепление знаний и умений

На этом этапе учащиеся повторяют и закрепляют полученные знания и навыки, решают задачи на практике, обсуждают актуальные ситуации, связанные с правовой грамотностью

 

Формирование правовой грамотности младших школьников отлично в силу возрастных и психофизиологических особенностей, а педагогический подход и методы обучения должны быть адаптированы к потребностям и возможностям данной возрастной группы:

1. Ознакомление с понятием права: для младших школьников важно представить право в простой и доступной форме, используя конкретные примеры.

2. Усвоение правил поведения: младшие школьники больше нуждаются в конкретных нормах поведения как части правовой грамотности.

3. Развитие навыков анализа и критического мышления: у младших школьников развитие критического мышления происходит на начальных этапах.

4. Формирование норм социального поведения: у младших школьников акцент делается на базовых социальных нормах и принципах эмпатии.

5. Закрепление знаний и умений: основной акцент в закреплении знаний и умений для младших школьников делается на игровой форме, повторении и применении в повседневных ситуациях.

Нельзя забывать, что при формировании правовой грамотности у школьника в рамках когнитивного подхода необходимо соблюдать такие принципы, как сознательность и активность, развивающее и воспитывающее обучение, систематичность и последовательность, взаимосвязь теории с практикой.

Когнитивный подход при формировании правовой грамотности у младших школьников имеет несколько преимуществ. Вот некоторые из них:

1. Активное участие ребенка: когнитивный подход акцентирует внимание на активном участии ребенка в процессе обучения. Дети задумываются над проблемами, анализируют информацию и формируют собственное понимание правовых норм. Это позволяет им не только усвоить материал, но и лучше запомнить его и применить в реальной жизни.

2. Развитие критического мышления: когнитивный подход способствует развитию у детей критического мышления. Он помогает им анализировать и оценивать информацию, выделять главное, а также сравнивать и оценивать различные точки зрения. Это важные навыки для распознавания и учета правовых норм в повседневной жизни.

3. Понятное объяснение правовых норм: когнитивный подход позволяет объяснить сложные понятия и правовые нормы простым и понятным для младших школьников способом. Формирование понимания основных правовых принципов и пользы правил помогает детям применять их в различных ситуациях.

4. Реалистичное обучение: когнитивный подход подразумевает использование реалистичных сценариев и ситуаций в обучении. Это позволяет детям практически применять правовые нормы, что способствует лучшему усвоению материала и его применению в реальной жизни.

5. Продолжительные результаты: когнитивный подход при формировании правовой грамотности у младших школьников способствует сохранению усвоенных понятий и навыков в долгосрочной перспективе. Дети учатся думать самостоятельно о правовых вопросах и применять полученные знания в разных ситуациях.

Однако в то же время когнитивный подход имеет некоторые возможные ограничения: данный подход чаще всего все же сосредоточен на передаче теоретических знаний и понятий, что может быть сложным для младших школьников. Это может привести к отсутствию или ограниченному опыту практического применения правовых норм и принципов. В другом случае ситуации, смоделированные в рамках обучения, могут значительно отличаться от реальных, которые могут возникнуть в естественных условиях. То есть когнитивный подход невозможно стандартизировать и нельзя исключить какие-либо иные ситуации, поэтому постоянно в рамках формирования грамотности задействуется большое количество ресурсов.

Таким образом, предложенная концепция формирования правовой грамотности младших школьников, основанная на когнитивном подходе, призвана достичь эффективного формирования правовой грамотности у младших школьников, подготавливая их к осознанному и грамотному поведению в соответствии с правовыми нормами и принципами.

 

Заключение / Conclusion

 

Итак, поскольку главным периодом формирования правосознания можно считать младший школьный возраст, развитие правовой грамотности участников образовательного процесса должно стать обязательной составной частью всей образовательной деятельности. Процесс становления и совершенствования умений и навыков, определяющих правовую компетентность человека, следует рассматривать как неразрывный, соединяющий образовательный и воспитательный компоненты, основанный на базовых принципах правового образования. Результатами деятельности должно стать не только повышение уровня правовой грамотности участников образовательного процесса, но и усвоение механизмов действий по защите своих прав. Традиционными функциями образования являются социализация и воспитание личности. Следовательно, в рамках образовательной организации необходимо создавать условия для становления правовой грамотности гражданина, поскольку человек, который не разбирается в законах, не знает о своих правах и обязанностях, не сможет определить, что нужно делать, если возникнет сложная ситуация в его жизни. Чем раньше данная деятельность будет организована, тем быстрее государство придет к своей цели – построению правового общества.

Предложенная концепция формирования правовой грамотности младших школьников, основанная на когнитивном подходе, является важным аспектом образовательного процесса и общественного развития. Ее разработка и использование в практике призваны увеличить уровень правовой культуры среди младших школьников и подготовить их к активному и ответственному участию в правовой среде.