Full text

Введение / Introduction

 

Необходимость непрерывного совершенствования образовательного процесса является неотъемлемым фактором объективной реальности. Во многом приведенный тезис детерминирован научно-техническим прогрессом, который обусловил «технитизацию» преступного мира, нашедшую свое отражение в стремлении преступного сообщества использовать передовые достижения науки и техники в процессе совершения уголовно наказуемых деяний. В качестве примера можно привести использование новейших технологий синхронной шифрации электронных сообщений, которые соучастники преступного деяния могут использовать при обмене электронными сообщениями посредством социальных сетей и приложений. Не следует также забывать и о широком распространении цифровых валют, происхождение которых не всегда возможно отследить, не говоря уже об атрибутах получателя и отправителя. Безусловно, явление «технитизации» преступного мира призывает к необходимости в насыщении кадрового состава правоохранительных органов специалистами, способными разрешать сложнейшие задачи в области противодействия преступным проявлениям, работать в условиях многозадачности и с использованием новейших технических средств. Решение указанной задачи возможно исключительно посредством модернизации образовательного процесса, направленного на подготовку соответствующих специалистов в области права.

В рамках настоящего исследования автором будет проанализирован накопленный теоретический и эмпирический материал в сфере подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов. Будут затронуты дискуссионные вопросы методики преподавания дисциплин криминалистического цикла как одного из важнейших компонентов юридического образования на современном этапе. Знания положений криминалистической методики расследования преступлений, криминалистической техники и тактики во многом способствуют достижению ключевых целей и задач в области правоохранительной деятельности.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена наличием ряда существенных теоретических и прикладных проблем в организации образовательного процесса, явлением «технитизации» преступного мира и необходимостью разработки эффективной траектории совершенствования методик преподавания правовых дисциплин криминалистического блока.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В соответствии с положениями современной правовой науки к дисциплинам криминалистического цикла принято относить общую теорию криминалистики, криминалистическую технику и технологию, криминалистическую тактику и технологию и криминалистическую методику расследования преступлений. Подобного подхода к обозначению отдельных разделов криминалистической науки как самостоятельных учебных дисциплин придерживаются Е. С. Лапин [1] и С. А. Бочкарев [2]. По мнению названных авторов, содержательные объемы отдельных разделов современной криминалистики фактически способны образовывать самостоятельную учебную (профильную) дисциплину.

Для отдельных образовательных организаций и учреждений характерно выделение самостоятельных специальных курсов, к числу которых относятся:

– методика расследования преступлений;

– криминалистика как основа следственной деятельности;

– научные основы современной криминалистики;

– криминалистическая экспертиза;

– экспертиза и экспертная деятельность и др.

Безусловно, связующим элементом всех вышеназванных дисциплин является непосредственно криминалистика в широком смысле слова как обязательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям юридического профиля. Вышеприведенные специальные курсы во многом получили свое распространение в преподавании благодаря развитию отдельных институтов и компонентов криминалистической науки. Согласно историко-правовым данным, впервые положения общей криминалистики были внедрены в отечественную систему образования в начале XX века. Г. Ю. Маннс [3] и А. И. Бастрыкин [4] в своих трудах обозначают криминалистическую науку «молодой», содержательная часть которой основывается на результатах и достижениях других (естественных) наук, адаптированных для борьбы с преступностью в широком и узком смысле слова.

Зарубежная криминалистическая наука (и одноименная учебная дисциплина) получила свое распространение несколько ранее. Однако ее положение в системе преподаваемых дисциплин отличалось от отечественного подхода. Так, в западноевропейских государствах криминалистика выступала в качестве вспомогательной судебной науки, что подчеркивает ее обширность в понимании сущности и содержания западноевропейским сообществом. Приведенный тезис нашел свое подтверждение в трудах известных зарубежных специалистов в области права: Х. Колецки [5], П. Р. Де Фореста [6], Р. Саферштейна [7].

Аксиологические основы криминалистики неоднократно отмечались в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Известный зарубежный правовед Э. Локар в своих трудах говорил о высокой значимости криминалистической науки для будущих работников правоохранительной деятельности, которая позволяет им оперативно и эффективно выявлять и устанавливать улики на месте совершения преступного деяния [8].

Известный отечественный исследователь Р. С. Белкин в своих работах отмечал, что особенности и специфика преподавания дисциплин криминалистического цикла в значительной степени обусловлены формами и методами реализации образовательного процесса, их конечными задачами и перечнем планируемых к освоению навыков и способностей обучающимися [9].

Н. И. Порубов в своих исследованиях акцентирует внимание на специфике методики преподавания дисциплин криминалистического цикла, называя их отличными от тех, что характерны для других юридических дисциплин [10]. В связи с этим проблематика преподавания указанных дисциплин особенно актуальна.

Значимость выбора правильной и эффективной методики преподавания криминалистической науки отмечала Е. Р. Россинская, определяя ее как проводник к достижениям гуманитарных, естественных и технических наук в материи правоохранительной и правоприменительной деятельности [11].

В трудах известных отечественных правоведов В. В. Фадеевой [12], В. В. Крылова [13], А. Г. Безверхова [14] высказывается справедливое мнение о том, что столь высокая значимость методов преподавания криминалистки в значительной степени определяет внутренние и внешние характеристики дисциплин криминалистического цикла, в том числе их цели и задачи.

Криминалистика как юридическая прикладная наука и учебная дисциплина сформировалась достаточно давно, ее генезис находился в тесной взаимосвязи с явлением «социального заказа», когда потребности общества и государства воздействовали на ее наполнение и содержание. Например, в период Гражданской войны криминалистическая наука была поставлена на рельсы борьбы с инакомыслием и контрреволюцией, в годы Великой Отечественной войны – на рельсы противодиверсионной деятельности. Говоря простыми словами, весь имеющийся инструментарий, содержащий в себе необходимые для освоения обучающимися навыки и способности, был сфокусирован на выработке умений противодействовать определенным видам противоправных посягательств.

Безусловно, современное состояние методики преподавания дисциплин криминалистического цикла нуждается в постоянном совершенствовании. Развитие науки и техники, возникновение новейших форматов социальной коммуникации, а также «технитизация» преступного мира обусловливает изменения содержательного наполнения указанных дисциплин и острую потребность в совершенствовании образовательных технологий при их преподавании.

Одной из ключевых задач современного преподавателя и педагога является «снабжение» обучающегося навыками, знаниями и умениями, которые необходимы в деятельности по борьбе с преступными проявлениями. Автор разделяет позицию В. В. Фадеевой, которая в своих трудах отмечает особое значение инновационного образования, в основе которого лежит комплексное сочетание прогрессивных технологий и интенсивная научно-исследовательская деятельность на фоне многоуровневой системы образования. Безусловно, подобная конструкция образовательного процесса нашла свое отражение в объективной реальности. Так, в Российской Федерации выделяют следующие ступени (уровни) высшего образования: бакалавриат; магистратура; специалитет; аспирантура и докторантура.

Весьма обширный теоретический и эмпирический материал, накопленный за прошедшие десятилетия, превратил блок дисциплин криминалистического цикла в один из сложнейших и наукоемких учебных предметов, который сочетает в себе ряд категорий и явлений, образующих сложнейший научный аппарат. И. А. Возгрин в своих трудах отмечает, что успешная реализация образовательного процесса в части преподавания указанных дисциплин во многом зависит от разработки:

– блока лекционного материала;

– блока ситуационных задач и кейсов для занятий семинарского и практического цикла;

– комплекса творческих и аналитических заданий;

– комплекса интерактивных и командных заданий;

– комплекта проверочных заданий;

– фонда оценочных средств, отвечающих основным общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям [15].

Ключевым в преподавании дисциплин криминалистического цикла, по мнению автора, является упор на реализацию занятий семинарского, практического и лабораторного цикла, поскольку в процессе их проведения обучающиеся способны взаимодействовать с моделями и макетами, наглядным образом усвоить ключевые компоненты современной криминалистической техники и технологии, криминалистический тактики и технологии и др. Стоит отметить, что во многом эффективность такого формата занятий зависит от уровня и состояния материально-технической базы образовательной организации и учреждения.

При проведении занятий лекционного типа следует акцентировать внимание на использовании электронных учебно-наглядных пособий, презентаций, инфографики и схем, поскольку это позволит существенным образом снизить порог восприятия обучающимся получаемой от лектора информации. Лекционное занятие должно состоять из следующих этапов: вводный; основной; заключительный.

Для вводного этапа характерна постановка темы и краткий историко-правовой экскурс, обозначение значимости темы для обучающегося. Основной этап предполагает детальное изучение основных внутренних и внешних характеристик исследуемого института и подинститута с использованием цифровых образовательных технологий. Г. М. Меретуков в своих трудах отмечает, что теоретические знания и практический опыт преподавателя на данном этапе во многом определяют степень освоения обучающимся основных компетенций [16].

Заключительная часть лекционного занятия предполагает получение обучающимися домашнего задания и возможность задавать вопросы лектору в случае, если таковые имеются.

В. Ю. Толстолуцкий считает, что для занятий семинарского, практического и лабораторного типа характерно использование практико-ориентированных и интерактивных подходов, сочетающих в себе проверку усвоения теоретического материала не только посредством устного опроса, но и в результате демонстрации навыков и умений использования основных технико-криминалистических средств [17].

Отдельное внимание следует уделить механизму построения фонда оценочных средств, наполнение которого должно отвечать не только современным образовательным стандартам в части соответствия контрольных заданий основным общепрофессиональным, общекультурным и профессиональным компетенциям, но и состоянию криминалистической доктрины. Так, при разработке оценочных материалов следует акцентировать внимание на тех аспектах криминалистической науки, которые активно используются в практической деятельности органов правопорядка. Согласно мнению А. Г. Филиппова, усиление теоретического блока и историко-правового компонента в фонде оценочных средств не позволит существенным образом обеспечить надлежащее усвоение основных профессиональных умений и навыков у обучающегося, а в исключительных случаях вызовет общее непонимание значимости исследуемой дисциплины [18].

Анализируя содержательные аспекты проведения практических, семинарских и лабораторных занятий по дисциплинам криминалистического цикла, уместно привести позицию С. А. Юркова и М. С. Ившина, которые отмечают острую необходимость использования виртуальных досок для формирования надлежащего уровня профессиональной правовой компетенции будущего специалиста в области права [19]. По мнению названных авторов, использование в образовательном процессе указанных средств всецело способствует интенсификации процесса взаимодействия и взаимопомощи обучающихся и преподавателя, что, безусловно, положительно сказывается на ходе и результатах образовательного процесса.

Разработка учебно-методического комплекта по дисциплинам криминалистического цикла не должна содержать в своей основе исключительно теоретический блок, образовательный процесс в данном случае необходимо «разбавлять» научно-исследовательским компонентом посредством интеграции заданий по подготовке междисциплинарных проектов (учитывая, что криминалистика использует достижения других наук для борьбы с преступностью). Эффективность данного метода подтверждается исследованиями И. В. Баженовой, М. М. Клунниковой и Н. И. Пак [20].

Интеграция в образовательный процесс цифровых технологий подтвердила свою эффективность и результативность. Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году представила новый вызов перед отечественной образовательной системой. В частности, «оперативный» переход на дистанционные форматы обучения показал эффективность существующих систем электронно-информационных платформ и систем управления обучения на базе высших образовательных организаций, что, безусловно, позволяет говорить о необходимости интеграции дополнительных электронно-цифровых методик реализации образовательного процесса в практику преподавания. В обосновании данной позиции уместно привести мнение М. А. Хохрякова, Т. Ю. Вилковой и С. А. Насонова, которые отмечают повышенный уровень усвояемости общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательными стандартами [21], в условиях использования цифровых технологий. Несколько иной позиции придерживаются У. С. Захарова, К. А. Вилкова и Р. Н. Абрамов, называя проблематику использования цифровых технологий в высшем образовании актуальной и до конца не разрешенной, а следовательно, перспективной для дальнейших исследований [22].

Развивая мысль о необходимости интеграции цифровых технологий в образовательный процесс, целесообразно рассмотреть вопрос об использовании в преподавании специальных программных продуктов на основе искусственного интеллекта, с помощью которых можно решить большой объем задач диагностического характера. П. В. Сысоев в своих исследованиях отмечает, что искусственный интеллект позволяет ответить на весьма широкий круг вопросов, среди которых: обеспечение эффективного управления образовательным процессом; разработка индивидуализированных образовательных траекторий; оптимизация подготовки преподавателя и педагога к занятиям «контактного» типа; оптимизация образовательного процесса [23].

Совершенствование образовательного процесса невозможно без интеграции опыта ведущих зарубежных образовательных организаций. Насыщение образовательного процесса научно-исследовательским компонентом следует производить посредством создания на базе высших учебных заведений международных площадок для обмена теоретическим опытом. В связи с этим уместно суждение известного автора Лэй Сун, который отмечает значимость международного сотрудничества образовательных организаций в вопросах создания научно-исследовательских площадок [24]. Приведенный подход позволит не только усилить уровень и качество взаимодействия образовательных организаций, но и сфокусировать общий образовательный ресурс на решении острых проблем теоретического и прикладного характера.

Однако усиление международного сотрудничества образовательных организаций и учреждений не должно идти вразрез с курсом государственной политики в области патриотического воспитания. Зарубежные модели реализации образовательного процесса должны могут быть интегрированы в «ручном режиме», в противном случае возможно возникновение негативных факторов и явлений, оказывающих деструктивное воздействие на мышление обучающихся. В частности, об этом говорят Н. П. Шитякова, И. В. Верховных и И. В. Забродина: проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации образования и интеграции международного опыта нуждаются в серьезном изучении, поскольку не всегда возможно предвидеть риски их деструктивного воздействия на обучающихся [25].

Автоматизация образовательных процессов позволит существенным образом повысить качественные показатели образовательной деятельности. Исследования зарубежных авторов, среди которых – Н. Эни и Э. А. Сейда, эмпирическим путем подтверждают эффективность применения цифровых технологий и искусственного интеллекта в преподавании прикладных дисциплин в сфере права [26]. П. Палвия, Н. Бакир и Х. Немати в своих трудах отмечают, что ИТ-технологии полезны не только для образовательного процесса, но и для реализации профессиональной деятельности в будущем, их использование упрощает «процедурные» механизмы жизнедеятельности человека в сфере права, тем самым нивелируя излишнюю бюрократию и ускоряя процесс получения желаемой юридической услуги [27].

Необходимо также расширять технический потенциал образовательных организаций и учреждений в части возможности предоставления образовательных услуг с использованием технологий синхронного взаимодействия преподавателя и обучающегося. Особенно это будет полезно при реализации образовательных программ и специализаций по очно-заочным и заочным формам обучения. М. Хамада [28] и О. Кальдерон [29] в своих исследованиях полагают, что использование приведенной технологии обеспечит «гибкость» и «доступность» высшего образования для человека за счет возможности его включения в образовательный процесс удаленно.

Особый интерес для отечественной методики преподавания представляют зарубежные модели преподавания дисциплин криминалистического цикла, которые выражаются в интенсивности использования практико-ориентированных подходов. В частности, это обусловлено тем, что зарубежная криминалистическая наука, несмотря на ее более длительную историю становления и развития, предстала в обличии вспомогательной «инструкции» для правоохранительных органов в деятельности по борьбе с преступностью. Следствием этого стало то, что фактически в криминалистической науке нет общетеоретического компонента, что лишает ее возможности использования метатеоретических подходов к совершенствованию базовых категорий и явлений, которые, по мнению автора публикации, пронизывают содержательный аппарат прикладных разделов дисциплины. Однако излишняя сосредоточенность внимания в ходе образовательного процесса на теоретических компонентах преподаваемой дисциплины не будет способствовать выработке соответствующих навыков и способностей у обучающихся, что, естественно, плохо для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в деятельности по совершенствованию образовательного процесса в части реализации дисциплин криминалистического цикла следует акцентировать внимание на использовании комбинированных методик преподавания, сочетающих комплексное изучение как теоретических, так и прикладных компонентов соответствующей дисциплины. Автор публикации полагает, что подобный подход позволит обеспечить надлежащее усвоение обучающимся основных компетенций, предусмотренных образовательным стандартом.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

При подготовке настоящего исследования автором использовался весьма широкий круг методов научного исследования, среди которых – общенаучные, частнонаучные и специальные. Активно использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системный и сравнительно-правовой. Отдельное внимание уделялось современным кибернетическим методам научного исследования, предполагающим использование технологий BIG-DATA и сетевого инструментария.

 

Результаты исследования / Research results

 

Резюмируя вышесказанное, отметим, что совершенствование механизмов преподавания дисциплин криминалистического цикла во многом зависит от следующих факторов:

– уровня и качества материально-технической оснащенности образовательного учреждения, наличия учебных макетов и моделей, специального программного обеспечения и программных продуктов;

– компетенции преподавателя, свойственных ему навыков социальной коммуникации, профессионализма, вовлеченности в преподаваемую им дисциплину;

– заинтересованности обучающихся в получении новых знаний, привлекательности будущей профессии, целеустремленности и нетерпимом отношении к коррупционному поведению.

Безусловно, приведенный перечень факторов не является исчерпывающим, поскольку существующие образовательные программы и специализации, во всем своем многообразии, направлены на подготовку специалистов в различных «подсферах» правоохранительной деятельности. Так, в образовательных организациях и учреждениях на сегодняшний день осуществляется подготовка специалистов в области противодействия организованной и экономической преступности, экспертной, следственной и оперативно-разыскной деятельности и др. В свою очередь, такое многообразие обозначает спектр компонентов, определяющих более узкий круг условий для успешной и эффективной образовательной траектории.

Для совершенствования образовательного процесса, по мнению автора публикации, в первую очередь необходимо уделить внимание уровню и качеству преподавания соответствующей профильной дисциплины, профессионализму и заинтересованности преподавателя. Так, наличие внушительного эмпирического опыта и теоретической базы у конкретного преподавателя позволит исключить возникновение «тупиковых» ситуаций в образовательном процессе, когда преподаватель не способен предоставить обучающимся исчерпывающий и достоверный ответ на интересующий вопрос. Крайне необходимо усилить институт послевузовского образования для преподавателей путем построения системной модели непрерывного дополнительного образования. Прежде всего это необходимо для расширения профессионального кругозора педагогического работника, его вовлечения в курс теоретических и прикладных проблем, олицетворяющих состояние криминалистической доктрины.

Справедливо высказывание А. Г. Безверхова о том, что совершенствование материально-технической базы также является непременным условием улучшения образовательного процесса [30], поскольку блок криминалистических дисциплин правоведами справедливо относится к прикладным, в конечном счете обусловливает необходимость использования практико-ориентированных подходов для их изучения, что требует от образовательной организации наличия обширной материально-технической базы. К сожалению, на нормативно-правовом уровне отсутствуют единые стандарты оснащенности криминалистических лабораторий и кабинетов криминалистики для образовательных учреждений, несмотря на обязательное требование их наличия. Автор публикации полагает, что законодателю следует пересмотреть вопрос об общих требованиях к оснащению таких кабинетов и лабораторий. Важно подчеркнуть, что в некоторых образовательных учреждениях оснащение специализированных аудиторий ограничивается наличием соответствующей таблички.

Мотивация и заинтересованность обучающегося во многом зависит от первых двух компонентов. Так, скудная материально-техническая база и отсутствие профессионализма у преподавателя во многом подрывают желание студента к обучению. Зачастую это приводит к «общему разочарованию» в выборе будущей профессии и нежеланию в дальнейшем связывать свою жизнь с государственной службой и правоохранительной деятельностью.

Применительно к реализации образовательного процесса автор публикации предлагает следующие точечные рекомендации, отраженные в таблице.

 

Вид занятия

Форма проведения

Форма контроля

Занятие лекционного типа

Чтение лекции с использованием современных мультимедийных технологий.

Использование электронных учебно-наглядных пособий и презентации.

Демонстрация технико-криминалистических средств (при изучении отдельных тем и разделов)

Занятие практического (лабораторного типа)

Проведение занятия в интерактивной форме с использованием технико-криминалистических средств.

Проведение занятий на базе криминалистических полигонов и лабораторий

Оценка практических навыков и способностей обучающегося

Занятие семинарского типа

Решение ситуационных и аналитических заданий.

Решение творческих заданий в «команде».

Проведение устного опроса

Оценка усвоения теоретического материала

 

Заключение / Conclusion

 

В заключении отметим, что совершенствование образовательного процесса по большей части является динамическим феноменом, который будет характерен для сферы образования долгое время. Во многом это обусловлено научно-техническим прогрессом, постоянством развития общества и государства, что фактически вынуждает прибегать к новым методикам и формам реализации образовательного процесса. Нежелание и медлительность в данном вопросе способны привести к стагнации и ухудшению общего состояния дел в обозримой перспективе.