Full text

Введение / Introduction

 

Бурное развитие науки и техники за последние десятилетия продиктовало необходимость переосмысления образовательных методик и пересмотра форм и способов организации образовательной деятельности в части преподавания учебных дисциплин.

Совершенствование образовательного процесса является непременным условием подготовки высококвалифицированных специалистов, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, способностями разрешать сложнейшие задачи в профессиональной деятельности. Образование является прочным и надежным фундаментом в решении вопросов и задач глобальных масштабов. Следовательно, пристальное внимание к конструкции образовательного процесса со стороны доктринального сообщества не является удивительным и необычайным. Автор публикации полагает, что существующие методики преподавания юридических дисциплин, несмотря на свое многообразие, нуждаются в насыщении новыми форматами, отвечающими современным образовательным стандартам. В рамках настоящей публикации будут рассмотрены внутренние и внешние компоненты кейс-метода, который получил свое распространение относительно недавно, что, безусловно, определяет актуальность исследовательской части работы.

Установление его основных характеристик позволит выявить слабые и сильные стороны исследуемого метода, обозначить круг прикладных проблем, которые возникают в образовательном процессе, а также выработать алгоритмы и механизмы их разрешения в обозримой перспективе.

Стоит отметить, что проведенный в настоящем исследовании анализ положений доктринальных источников позволяет говорить о научной обоснованности сформулированных итогов исследования. Однако предложенные меры по совершенствованию образовательного процесса в части использования отдельных методов и способов преподавания являются олицетворением субъективных взглядов автора публикации, что не исключает наличие отличных взглядов на обозначенную проблематику.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Перед рассмотрением отечественных и зарубежных источников по вопросам интеграции современных методик преподавания в образовательный процесс автор отмечает многообразие их внутренних и внешних характеристик, которые находятся в детерминирующей связи с образовательной формацией, господствующей в конкретном государстве. Дело в том, что генезис образовательной деятельности как явления обширного и включающего в себя такие компоненты, как образовательный процесс, методика преподавания и другие, находится во взаимосвязи с социально-экономическими и духовно-нравственными компонентами, определяющими внешний и внутренний окрас общества и государства. В связи с этим допустимость использования некоторых методов преподавания невозможна в силу объективных причин, вытекающих из законодательных условий реализации образовательной деятельности. Безусловно, игнорирование анализа таких источников недопустимо, поскольку интеграция зарубежных моделей реализации образовательного процесса возможна в «ручном режиме», посредством принятия точечных решений со стороны отечественного законодателя. Таким образом, рассмотрение зарубежных источников является обоснованным и непременным условием выработки научно обоснованных итогов исследовательской работы.

Анализ положений нормативно-правовых источников в сфере образовательной деятельности, включая федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки и специальностям юридического цикла, показывает стремление отечественного законодателя к нормативному закреплению ряда критериев, получивших обозначение компетенций и являющихся непременным условием получения высшего юридического образования. Конструкция компетенций включает в себя различные дескрипторные характеристики, объединяющие в себе требование к знаниям, навыкам и умениям, усвоение которых обязательно в ходе образовательного процесса. Уместно привести мнение С. Н. Алямкина, согласно которому не освоение обучающимся соответствующих знаний, умений и навыков лишает его возможности не только завершить обучение, но и получить соответствующий документ, подтверждающий квалификацию юриста [1].

В образовательных стандартах компетенции дифференцируются на три основных вида:

– общекультурные;

– общепрофессиональные;

– профессиональные.

Наполнение их дескрипторных характеристик во многом зависит от образовательной программы и специализации, в рамках которых осуществляется обучение.

Описывая конструкцию образовательных программ и специализации, следует согласиться с мнением С. Н. Алямкина [2] и Л. А. Коханца [3] о том, что указанные выше компетенции также помещены в плоскости различных видов деятельности, которые также предусмотрены образовательными стандартами юридических образовательных программ и специальностей, среди них:

– правоохранительная;

– правотворческая;

– экспертно-консультационная;

– педагогическая и др.

Подобная конструкция образовательных источников, среди которых – Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция [4], Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности [5], Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза [6], Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция [7], определяющих основные требования к образовательному процессу в организациях и учреждениях высшего образования, позволяет констатировать, что компетентностный подход, применяемый сейчас, всецело направлен на формирование навыков и умений у обучающихся, позволяющих им эффективно в последующем осуществлять свою трудовую деятельность, быть конкурентными на рынке труда.

Применительно к сфере юриспруденции значимость подготовки высококвалифицированных специалистов детерминирована необходимостью насыщения кадрового ресурса правоохранительных органов, судебной системы, органов и организаций надзорных органов, адвокатских образований и т. д.

Автор публикации полагает, что работа, выполняемая высококвалифицированным специалистом в различных учреждениях и структурах, в том числе в сфере обеспечения судопроизводства и правопорядка, всецело способствует достижению глобальных целей и задач, непосредственно связанных с обеспечением законности и правопорядка в государстве, снижением количественных и качественных показателей национальной преступности, увеличением инвестиционной привлекательности и др.

Таким образом, значимость разработки корректных образовательных стандартов позволяет в последующем привить необходимые умения и навыки обучающимся, выработать у них должное чувство долга и гражданской позиции, нетерпимое отношения к коррупционному поведению.

Внушительные цифры выпуска специалистов в области права за последние десятилетия не умаляют значимость и востребованность данной профессии. Более того, научно-технологический прогресс фактически продиктовал новые требования к их подготовке в части прививания навыков работы в условиях многозадачности и постоянства преобразований нормативно-правовых источников.

Известный отечественный исследователь С. Н. Алямкин полагает, что одним из важнейших аспектов деятельности по повышению количественных и качественных характеристик процесса подготовки высококвалифицированного специалиста является интеграция цифровых образовательных технологий, которые позволяют обучающимся разрешать широкий спектр ситуационных и аналитических задач в условиях моделирования, то есть воссоздания обстановки конкретной правовой ситуации [8].

Для положений педагогической доктрины использование кейс-метода в образовательном процессе всецело реализует практико-ориентированный подход, получивший широкое распространение в последние десятилетия.

Е. В. Петрова в своих трудах обозначает кейс-метод как технику обучения, при которой студентам предлагается изучить и проанализировать конкретную ситуацию, обозначить круг проблем, которые она подразумевает, и разработать комплекс мер по их устранению на основе нормативно-правовых источников и положений юридической практики [9]. Автор публикации полагает, что использование данного метода обучения позволяет активизировать практические навыки у обучающегося в сочетании со знаниями теории. Основным итогом использования данного метода является не только разрешение конкретной ситуации, но и достижение успеха в психологическом смысле. Иными словами, у обучающегося возникает твердая мотивация разрешить данную ситуацию не только для демонстрации собственных навыков, знаний и умений, но и в том числе для получения им чувства успеха, тогда как успех в образовательной деятельности является олицетворением формирования положительной мотивации и наращивания познавательного потенциала у обучающегося.

С. Н. Алямкин дифференцирует следующие виды кейсов [10, 11]:

– практические;

– обучающие;

– исследовательские.

Рассмотрим каждый из них более подробно. Основными источниками практических кейсов являются реальные жизненные ситуации, представленные перед обучающимся в несколько ином виде. В качестве примера можно привести различные ситуационные и аналитические задачи, построенные на основе анализа правоприменительной практики. Основным назначением практического кейса является выработка моделей поведения и качеств, приобретение околопрактического опыта. Непременное условие использования практических кейсов – применение актуальных положений действующего законодательства.

Основной задачей обучающего кейса является получение основных профессиональных умений посредством моделирования обстановки проблемной ситуации. Применительно к сфере преподавания правовых дисциплин обучающие кейсы реализуются посредством составления правовых и процессуальных документов: исковых заявлений, жалоб, протоколов процессуальных действий и др. В частности, указанный кейс отражает типовые ситуации, с которыми сталкивается юрист в собственной профессиональной деятельности.

Исследовательские кейсы своим назначением имеют получение обучающимися знаний о различных ситуациях, которые могут возникать в профессиональной деятельности, и моделях поведения в них. Такие кейсы сфокусированы прежде всего на научно-исследовательском компоненте образовательного процесса и предполагают проведение самостоятельных исследований по различных проблемам прикладного характера.

Разрешение ситуаций, помещенных в их основу, предполагает использование обучающимся различных методов научного исследования, что, несомненно, влечет за собой приобретение новых знаний и навыков, которые могут быть полезны в будущей профессиональной деятельности. Реализация научно-исследовательского кейса в практике преподавания крайне сложна, однако ее итог является наиболее результативным для обучающихся. По мнению Т. П. Ребровой, отличительной чертой исследовательского кейса от практического является использование не только нормативно-правовых источников, но и научных комментариев, положений практики и правовой доктрины [12].

В положениях педагогической доктрины существуют и иные классификации кейсов по форме представления, например описание ситуационной задачи с использованием текста, аудио- и видеозаписи.

Справедливо мнение Э. В. Сергеевой и Е. В. Петровой о том, что в образовательных организациях и учреждениях высшего образования Российской Федерации одним из наиболее распространенных способов реализации указанного метода обучения является интеграция в образовательный процесс юридических клиник под руководством опытного преподавателя, где обучающиеся сталкиваются с различными правовыми ситуациями, поступающими от граждан, и разрешают их с учетом актуальных положений действующего законодательства [13, 14].

Кейс-задания отличаются от деловых игр по следующим признакам (табл. 1).

Таблица 1

 

Параметры
для сравнения

Кейс

Деловая игра

Характер активности у обучающихся

Характерно комплексное сочетание мыслительной и аналитической активности у обучающихся

Характерно комплексное сочетание мыслительной и деятельностной активности у обучающихся

Структурированность обучающихся

Разбивка обучающихся на группы и подгруппы не применяется

Разбивка обучающихся на группы и подгруппы обязательна

Функции

Ориентация на формирование и утверждение у обучающегося навыков анализа конкретных ситуаций, возникающих в практической плоскости профессиональной деятельности

Ориентация на формирование и утверждение навыков принятия решений по конкретным ситуациям, которые могут возникать в практической плоскости профессиональной деятельности

 

Резюмируя вышесказанное, отметим необычайную значимость использования кейс-методов в образовательном процессе, состоящую в возможности привить обучающимся широкий спектр необходимых знаний, навыков и умений. Применение указанного метода, по мнению автора, положительно сказывается на образовательной траектории (в том числе индивидуальной) и способствует удовлетворению потребностей будущего работодателя.

В обосновании значимости использования кейс-метода в образовательном процессе целесообразно привести результаты исследования, полученные в рамках интеграции указанного метода в бизнес-образование ряда университетов ближнего зарубежья (Литва, Латвия, Польша). В результате опроса, проведенного П. Аммерманом, А. Гавелом, М. Пьетжиковски, Р. Рауктьене, Т. Уильямсоном, было выявлено, что образовательный процесс с использованием кейс-метода в отношении обучающихся способствовал лучшему пониманию теоретической базы, усилению интереса к процессу обучения и будущей профессиональной деятельности, развитию навыков мышления и командной работы [15].

Реализация положительного зарубежного опыта в практической плоскости невозможна без создания устойчивой сетевой инфраструктуры. Справедливо мнение М. А. Хорякова, который в своих трудах отмечает, что «пандемийный» опыт использования современных технологий синхронного взаимодействия обучающегося и преподавателя обусловил возникновение множества трудностей, которые препятствуют реализации образовательного процесса [16]. Однако, как показывают открытые статистические исследования, проведенные компанией «ПрайсвотерхаусКуперс Юридические Услуги», в отсутствие надлежащей сетевой инфраструктуры внедрение передовых цифровых технологий в профессиональную и образовательную деятельность является желаемым и приемлемом результатом, позволяющим оптимизировать множество «производственных» процессов [17].

Т. Ю. Вилкова и М. А. Хохряков в связи с этим отмечают утверждение концептуальной новой и перспективной задачи юридического образования, состоящей в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, обладающих соответствующими общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [18].

Рассматривая возможности использования кейс-метода обучения в условиях дистанционного образования, целесообразно привести результаты исследования Марии Аристиду и Саймона Кросса, согласно которому негативный эффект реализации образовательного процесса напрямую коррелирует с материально-технической базой образовательной организации и развитостью сетевой инфраструктуры [19].

Результаты исследования Д. Стояновича, З. Богдановича, М. Деспотовича-Зракича, Т. Наумович и М. Раденковича показывают, что наличие проблем в организации дистанционного обучения ведет к отсутствию психоэмоциональной вовлеченности обучающегося в образовательный процесс [20]. Несмотря на это о необходимости интеграции цифровых образовательных технологий наряду с использованием новейших методов и способов преподавания говорят известные зарубежные исследователи, в частности С. Армаколас [21] и А. К. Аль-Накби [22].

Принимая во внимание то, что настоящее исследование ограничено рамками заявленных проблем прикладного характера, автор считает немаловажным отметить острую необходимость в модернизации нормативно-правовых источников в сфере образовательной деятельности посредством внесения соответствующих изменений, определяющих процедурные аспекты использования цифровых образовательных технологий в образовательном процессе. К числу нормативно-правовых документов, нуждающихся в обновлении, следует отнести:

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [23];

– Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [24];

– Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [25];

– Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» [26] и др.

Спектр нормативно-правовых документов, регулирующих образовательную деятельность, весьма широк, начиная от локальных правовых документов, заканчивая федеральными правовыми документами, и нуждается в комплексном и взаимообусловленном преобразовании, позволяющем исключить разночтения в их положениях.

Преподавательская деятельность отчасти является автономной, где навыки и личный профессионализм определяют качество и уровень преподавания, что влечет за собой необходимость непрерывного самосовершенствования конкретного субъекта преподавательской деятельности, позволяя ему успешно реализовывать основные цели и задачи образовательной деятельности. В связи с этим уместно привести мнение Е. С. Кочуховой о том, что формирование устойчивой внутренней мотивации каждого преподавателя есть залог успеха в функционировании всего образовательного учреждения [27]. Аналогичной позиции придерживается П. А. Сафронов, отмечая необходимость создания новых форм академических сообществ, способствующих созданию благоприятной «образовательной среды» [28].

К числу негативных факторов, влияющих на образовательный процесс, по мнению И. М. Фадеевой, М. В. Федосеевой, следует отнести и усталость от образовательных реформ, которые не всегда влекут за собой положительные изменения [29].

Ю. В. Филоненко и Е. А. Яковлева в качестве таковых называют также излишнюю бюрократическую нагрузку и отсутствие свободного времени [30]. В связи с этим разговоры о преобразованиях нормативно-правовых источников в сфере образовательной деятельности как минимум должны быть научно обоснованы.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

При подготовке настоящего исследования автором был использован весьма широкий круг методов научного исследования, среди которых – общенаучные, частнонаучные и специальные. Активно использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системный, сравнительно-правовой, статистический и др.

Основным итогом использования указанных методов научного исследования явилось получение достоверных результатов по заявленной тематике исследования.

 

Результаты исследования / Research results

 

Исходя из аккумуляции теоретического и эмпирического материала, представленного в исследовательской части публикации, автор сделал следующие научно-исследовательские выводы:

– кейс-метод в преподавании правовых дисциплин, получивший широкое распространение относительно недавно, является универсальным инструментом для достижения полезных результатов в образовательном процессе. Его применение способствует усвоению предусмотренных образовательными стандартами общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, прививанию необходимых умений и навыков, получению соответствующих знаний;

– рассматриваемый метод отчасти является новеллой отечественного образовательного процесса, что не лишает его ряда прикладных проблем в реализации, установленные автором внутренние и внешние характеристики данного явления позволяют обозначить его слабые и сильные стороны. Эффективность реализации кейс-метода во многом зависит от следующих факторов: профессионализма преподавателя и педагога, уровня и качества материально-технической базы образовательной организации, состояния разработанности учебно-методического материала и др. Сказанное позволяет констатировать наличие коррелирующей связи между кейс-методом как способом (методом) преподавания и указанными выше обстоятельствами;

– для зарубежной модели образовательного процесса использование кейс-метода является характерным (его эффективность также подтверждается социальными исследованиями), что позволяет констатировать необходимость точечной интеграции механизмов его реализации в отечественный образовательный процесс.

Структура кейс-метода обучения включает в себя следующие компоненты (табл. 2).

Таблица 2

 

Этап работы

Действия преподавателя

Действия обучающегося

До начала практического (семинарского) занятия

– Подбор кейс-задания;

– установление перечня основного и вспомогательного (дополнительного) материала;

– разработка сценария кейс-задания для обучающихся

– Получение кейс-задания и общего списка рекомендаций к его решению;

– осуществление индивидуальной подготовки к занятию, в рамках которого будет рассматриваться кейс-задание

Во время практического (семинарского) занятия

– Предварительное обсуждение кейс-задания с обучающимися;

– разделение обучающихся на группы и подгруппы;

– руководство обсуждения кейс-задания с обучающимися, предоставление им дополнительной информации при необходимости

– Постановка вопросов, позволяющих углубиться в содержание кейс-задание и его проблемы;

– разработка обучающимися в группах и подгруппах вариантов решения поставленной проблемы;

– анализ выступления других участников практического (семинарского) занятия;

– принятие собственного решения по проблеме кейс-задания

После проведения практического (семинарского) занятия

– Оценка результатов работы обучающихся;

– оценка индивидуально принятых решений и сформулированных ответов на поставленные вопросы

Составление отчета о выполненной работе с подробным изложением решения кейс-задания

 

Резюмируя вышесказанное, отметим, что дальнейшее изучение методов и способов преподавания юридических дисциплин является непременным условием и требованием современного юридического образования, позволяющего насытить кадровый резерв высококвалифицированными специалистами. В связи с этим уместно вспомнить слова профессора В. В. Момотова о том, что «вузовская подготовка – это процесс формирования мировоззрения, способа мышления, а не массовый разлив знаний в головы студентов», правильно сформированные ценности у будущих специалистов представляют собой залог их будущего успеха, который в последующим позитивно отразится и на всем обществе [31].

 

Заключение / Conclusion

 

Интеграция новых методов и форм реализации образовательного процесса позволяет оптимизировать образовательную деятельность в части подготовки будущих высококвалифицированных специалистов, которые будут способны разрешать сложнейшие задачи в профессиональной деятельности в условиях многозадачности и с использованием новейших цифровых технологий. Таким образом, образовательный процесс предстает в обличии той категории, которая нуждается в постоянстве преобразований. Прежде всего это обусловлено семимильными шагами научно-технического прогресса, возникновением новейших форм социальной коммуникации и др.