Введение / Introduction
Вопрос об устранении неуспеваемости детей в школе как был дискуссионным на протяжении многих десятилетий, так и продолжает оставаться актуальным по сей день, несмотря на разностороннюю проработку различных аспектов данной проблемы педагогами, психологами, методистами. Рассмотрим вопрос предотвращения неуспеваемости, а не устранения уже имеющихся неуспехов.
Основным для определения возможностей ранней профилактики неуспеваемости младших школьников является вопрос о сущности таких категорий, как «профилактика» и «неуспеваемость». Следует отметить, что неуспеваемость рассматривается применительно к образовательному процессу и понимается как достаточно многостороннее явление школьной реальности.
В нормативных документах на законодательном уровне понятие «неуспеваемость» не определяется. Однако во второй статье Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] уровень образования рассматривается как завершенный цикл с определенным набором требований. Разделяя точку зрения А. С. Нуркеновой, целесообразно связать школьную неуспеваемость «с недостаточным уровнем образования ученика» [2]. Недостаточный уровень образования является причиной неудовлетворительных результатов, полученных обучающимся по учебному предмету или дисциплине и, как следствие, в соответствии со статьей 58 Федерального закона, позволяет признать академическую задолженность обучающегося. Таким образом, законодательно неуспеваемость школьника связывается с задолженностью и трактуется как несоответствие уровня знаний и умений по учебным предметам определенным требованиям.
В указанном выше законе обозначено, что обучающимся необходимо ликвидировать задолженность, в противном случае они «оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану» [3].
Прежде чем говорить о профилактике, важно ответить на вопрос о том, действительно ли школьная неуспеваемость определяется только отставанием по учебным предметам. Важно рассмотреть подходы исследователей к пониманию школьной неуспеваемости.
Обзор литературы / Literature review
Ю. К. Бабанский [4] дает определение понятию неуспеваемости, указывая на неспособность ребенка усваивать школьный материал и выполнять предлагаемые задания, что, в свою очередь, приводит к несоответствию нормативных критериев результативности школьного обучения. Явление неуспеваемости, с одной стороны, связано с процессом отставания, то есть, по мнению Н. А. Хоревой [5], невыполнением отдельных требований, предъявляемым к ребенку в ходе реализации образовательного процесса. С другой стороны, систематическая неуспеваемость провоцирует педагогическую запущенность, так как происходит формирование негативных качеств личности, действие которых отрицательно сказывается не только на образовательной организации, но и на социуме в целом.
Неуспеваемость не отождествляется только с низким уровнем знаний и умений. Это проблема, которая является системной и в плане общей культуры, и в плане воспитанности ребенка. Например, Н. Р. Клементьева [6] указывает на связь неуспеваемости обучающихся не только с недостаточностью знаний, но и с поведенческими проблемами (пропуск занятий, отказ от дополнительных занятий, конфликты с одноклассниками). В. С. Цетлин [7] характеризует фиксированную неуспеваемость как пробелы в знаниях; скрытую неуспеваемость как изменение отношения учащегося к учению.
Учеными выделялись различные виды неуспеваемости: абсолютная неуспеваемость (минимум общих требований для обучающихся при переводе в следующий класс), относительная неуспеваемость (конкретные требования к возможностям отдельного ученика) (А. А. Бударный) [8]; общая, частичная, эпизодическая неуспеваемость констатируется на основе фиксации результатов в обучении детей за определенный отрезок времени с неудовлетворительными результатами обучения (А. М. Гельмонт) [9]. В. С. Басюк [10] школьную неуспеваемость рассматривает как комплексную проблему обучения. А. В. Аверин [11], обобщая основные типологии неуспеваемости, описывает диагностические, коррекционные и профилактические средства, которые можно использовать в работе со слабоуспевающими и неуспевающими школьниками.
Исследования ученых затрагивают не только образовательные результаты учеников, но и их психофизиологические параметры. Так, Л. С. Славина [12] выделяет неуспевающих детей по отсутствию действенных мотивов учения, по слабым способностям к учению и по несформированным навыкам учебного труда. Н. В. Кузнецова, С. В. Маслова, О. И. Чиранова, С. А. Бабина [13] в своих исследованиях останавливаются на формировании метапредметных компетенций младших школьников, способствующих предотвращению будущей неуспеваемости. На эти же три группы опирается и Н. П. Новоселов [14], поднимая проблемы адаптации ребенка к школе. Р. Телекова и Т. Марцинекова [15] акцентируют внимание на участии школы и семьи в решении адаптационных трудностей учащихся, только приступающих к обучению. А. В. Добрин [16] в качестве компонента психолого-социальной адаптации к школьному обучению выделяет особенности настроения у первоклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Особенности психологических факторов детей заложены в классификацию П. П. Блонского [17]. Это дети, которые в силу своего неустойчивого внимания, несовершенства мыслительных операций пассивны, не проявляют желания воспользоваться помощью со стороны взрослого либо, напротив, отличаются эмоциональной реакцией неуверенности в выполнении заданий, еще не приступив к их выполнению. Взаимосвязь таких факторов, как особенности мыслительной деятельности и мотивация к обучению, положена в основу классификации Н. И. Мурачковского [18]. Однако не стоит упускать из внимания и важный аспект социальных условий и системной учебно-воспитательной работы, которые напрямую влияют на успеваемость детей.
Школьная неуспеваемость рассматривается учеными с разных позиций. Так, Е. А. Вишнякова [19] для предупреждения неуспеваемости предлагает обучать рациональным приемам смысловой обработки материала вместо механического заучивания. М. В. Игнатенко [20] анализирует трудности, возникающие у младших школьников, предлагая пути их коррекции при обучении письму, чтению и математике. А. А. Новикова [21] предлагает больше внимания уделять используемым педагогическим технологиям, направленным на формирование концептуального и аналитического мышления. Н. В. Рябова, Е. А. Котькина, О. В. Терлецкая [22] акцент делают на применении индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. А. Н. Яшковой, С. Г. Барановой, Е. Е. Овчинниковой [23] определяются особенности проявления зрительной и слуховой, кратковременной и долговременной памяти у обучающихся начальной школы с разным уровнем академической успеваемости. А. Н. Яшкова и В. В. Королева [24] исследуют самооценку учащихся начальной школы при различном уровне мотивации достижения. Дж. Р. Луке и Дж. Дж. Юп [25] выявляют одаренных детей, имеющих низкую успеваемость. М. Никлова, Дж. Севцик, А. Симсикова [26] всесторонне изучают интернет‑зависимость младших школьников и ее влияние на процесс обучения. З. И. Трубина [27] обращается к системе работы с отстающими на уроках английского языка в начальной школе.
Концентрируя внимание на математической неуспеваемости обучающихся, отметим, что Н. Сурен и М. А. Кандемир [28] рассматривают влияние математической тревожности и мотивации на успеваемость учащихся по математике. Л. О. Денищевой, Н. В. Савинцевой, И. С. Сафуановым, А. В. Ушаковым, В. А. Чугуновым, Ю. А. Семеняченко [29] делается попытка выявления современных особенностей формирования и оценки математической грамотности школьников. У. Умбара и Д. Суряди [30] также останавливаются на особенностях формирования математической грамотности обучающихся.
Обобщая различные точки зрения ученых, можно выделить причины неуспеваемости детей, сопряженные с категорией «требования»:
– педагогические (образовательный процесс организован не в соответствии с объективными требованиями к реализации принципов, технологий обучения и воспитания школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности);
– психологические (несоответствие познавательных процессов, мотивационной сферы детей, уровня эмоционального состояния требованиям к развитию данных процессов);
– социальные (материально-технические условия образовательной организации, уровень квалификации педагогов, условия воспитания в семье не являются благоприятными для развития школьников).
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
К сожалению, в школьной практике принято говорить о неуспеваемости детей как уже о свершившимся факте по результатам диагностики результатов обучения учеников. Своевременное выявление и устранение причин, приводящих к неуспеваемости обучающегося, помогает избежать систематически возникающих пробелов в знаниях и умениях. Но формирование правильного отношения к учению на фоне ведущей учебной деятельности у детей происходит не сразу. Младших школьников характеризует высокая эмоциональность, психическая напряженность, общая недостаточность воли, импульсивность, перестройка познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления). В этот период более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Характерной особенностью воображения является наглядность и конкретность создаваемых образов, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, характерно заучивание материала без его понимания.
Понимая под профилактикой «использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании» (Т. А. Фомина [31]), попробуем выявить возможности предупреждения неуспеваемости младших школьников до момента ее наступления – в первый год обучения.
Не считаем должным отрицать тот факт, что для каждого ребенка набор маркеров «быть успешным» строго индивидуален. Однако некоторых из первоклассников на пороге школьного обучения подстерегает несоответствие подготовки обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, то есть неуспеваемость. Она выражается в том, что ученики имеют слабые умения в чтении, счете, плохо владеют интеллектуальными операциями. Именно последним необходимо уделять должное внимание, так как основой любого познания является психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. У дошкольника должны быть сформированы все познавательные процессы, которые в последующие годы обучения лишь развиваются. Несформированность какого-либо познавательного процесса приводит к проблемам в процессе обучения.
Остановимся на ранней профилактике, используя задания математического содержания. Ранняя профилактика неуспеваемости может осуществляться на разных этапах обучения детей: на первом этапе («на входе» в образовательный процесс), на втором этапе (в ходе обучения в первом классе), на третьем этапе (в процессе перехода в следующий класс). Для каждого из этапов необходимо выстраивать соответствующую индивидуальным потребностям ребенка систему заданий, которая не только соотносится со школьным курсом, но и дополнительно воздействует на младшего школьника как симулятор системообразующих знаний и умений. Целесообразно, чтобы развитие психических процессов ребенка проходило в привычных для него условиях.
Согласно портрету будущего школьника, необходимо обратить внимание на пять аспектов гармонично развивающегося ребенка: психический, эмоциональный, познавательный, речевой, физический. В научной литературе достаточно подробно описываются психолого-физиологические особенности детей 6–7 лет, которые интегрируют все грани определения готовности ребенка к образовательной деятельности.
Остановимся на трех из пяти аспектов, составляющих портрет первоклассника: психическом, эмоциональном и познавательном.
Психический аспект. 1. Психика маленького человека очень подвижна и ранима, ему требуется постоянное подтверждение своих достижений, он должен чувствовать поддержку и одобрение. Желая получить поощрение, первоклассник в то же время уже понимает, что поощрение нужно заслужить, достигнув какого-то результата. Поэтому в качестве одного из требований, выдвигаемых к заданиям, направленным на раннюю профилактику неуспеваемости, обозначим поощрение через достижение результата. 2. В настоящее время только ленивый не говорит о необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения. К сожалению, сделать желаемое действительным достаточно сложно, особенно в условиях массовой школы. С одной стороны, попробуем учесть интересы ребенка и обратить их ему же на пользу. С другой – предложим помощь именно в том объеме, в котором она необходима. В связи с этим следующие требования, предъявляемые к заданиям математического содержания, формулируем как учет индивидуальных интересов ребенка и задания с уровневой подсказкой.
Познавательный аспект. 1. Если учитель может дозировать помощь, то возможно и сами задания дифференцировать по степени сложности. Поэтому следующее требование, которого следует придерживаться, – нарастающий уровень сложности при выполнении заданий. 2. Не отрицая необходимости, а возможно, и целесообразности использования заданий репродуктивного характера в процессе обучения, не забываем и об исследовательских заданиях, которые следует предлагать с самых первых дней обучения в школе. Именно исследовательский характер заданий – так сформулируем следующее требование – раскроет все возможности ребенка, будет способствовать развитию всех интеллектуальных умений.
Эмоциональный аспект. 1. Известно, что в младшем школьном возрасте у детей сохраняется потребность в игре, что может быть использовано в качестве эффективного средства развития их интереса к учению. Не останавливаясь лишь на дидактических играх, обозначим еще одно требование (на протяжении многих лет занимающее свое место в методике обучения) – занимательная форма подачи материала. 2. Так как современный ребенок живет в цифровом пространстве, то сфера занимательности материала у детей распространяется в большей степени на использование компьютерной техники. Выполняя задания в сети Интернет, ребенок эмоционально подпитывается и, не замечая того, все больше увлекается самим математическим процессом. Поэтому последнее выдвигаемое требование к заданиям – цифровая форма представления.
В связи с вышесказанным основные требования, предъявляемые к заданиям, направленным на раннюю профилактику неуспеваемости, обозначим в следующем виде:
1) занимательная форма подачи материала;
2) цифровая форма представления задания;
3) исследовательский характер заданий;
4) нарастающий уровень сложности при выполнении заданий;
5) задания с уровневой подсказкой;
6) учет индивидуальных интересов ребенка;
7) поощрение через достижение результата.
Результаты исследования / Research results
В 2022/2023 учебном году в первых классах образовательных организаций г. о. Саранск (МОУ «Лицей № 26», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8») проводилось экспериментальное исследование по ранней профилактике неуспеваемости в рамках предметной области «Математика и информатика». Роли были распределены следующим образом: исследовательская группа – студенты (будущие учителя начальных классов), экспериментальная группа – 1 «Б» классы каждой из трех задействованных образовательных организаций, контрольная группа – остальные первые классы.
Готовность будущих первоклассников к обучению была проверена с использованием трех методик: методики Т. Н. Головиной (способность к целостному восприятию формы и геометрических фигур); методики Н. И. Гуткиной (произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация); методики Е. В. Колесниковой (распределение, переключение и избирательность внимания). Полученные результаты представлены на диаграммах.
Так как уровень готовности к школе во всех трех образовательных организациях был примерно одинаков, то с большой долей вероятности мы можем говорить о валидности проведенного исследования.
Готовность будущих первоклассников к обучению (Лицей № 26)
Готовность будущих первоклассников к обучению (СОШ № 24)
Готовность будущих первоклассников к обучению (СОШ № 8)
В течение всего учебного года в 1 «Б» классах подача программного материала осуществлялась в строгом соответствии с обозначенными выше требованиями: учителя использовали предложенный исследовательской группой разработанный материал. В конце учебного года всеми первоклассниками (и экспериментальной, и контрольной групп) были написаны итоговые проверочные работы по математике. Полученные результаты представлены на диаграмме.
Результаты итоговых проверочных работ по математике
Результаты проведенного исследования показывают, что предложенная методика работает. Приведем примеры некоторых заданий из материалов, предложенных исследовательской группой.
1. Занимательная форма подачи материала
1) В учебнике математики составные части задачи представлены следующим образом: «Узнаем, как построена задача: в ней есть условие и вопрос. Будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ».
Предлагается материал в стихотворной форме:
К условию задачи поставим вопрос.
Решение с ответом запишем всерьез.
2) В учебнике правило о перестановке слагаемых звучит так: «От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется».
Предлагается материал в стихотворной форме:
Если а сложить и в,
Вот что получается:
Переставим а и в,
Сумма не меняется.
Как видим, занимательность материала в данном случае заключается в том, что математические правила представлены в стихотворной форме. Данная форма знакома детям с раннего возраста. Стихотворный текст воспринимается и запоминается ими значительно лучше, чем прозаический.
2. Цифровая форма представления задания
Электронные образовательные ресурсы могут быть представлены на специализированных образовательных платформах, например, таких как «Российская электронная школа». Для подготовки к изучению чисел предлагается работа с тренировочными заданиями:
Тренировочные задания на образовательной платформе «Российская электронная школа»
В свободном доступе в сети Интернет можно найти большое количество заданий, поддерживающих интерес младших школьников к изучению математики.
Математические задания в сети Интернет
Естественно, подобные задания оставят больший эмоциональный след у младшего школьника, чем задания, не требующие обращения к персональному компьютеру.
3. Исследовательский характер заданий
1) Задание в учебнике:
Предлагаются задания после нахождения значения выражений:
– Разбей полученные примеры на две группы.
– Какие два примера нужно убрать, чтобы оставшиеся примеры можно было разбить на три группы?
Сформулированные дополнительные задания направлены на формирование и развитие таких интеллектуальных умений, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Все они лежат в основе исследовательской деятельности.
2) Задание, не представленное в учебнике: «Закрась части в фигуре разными способами так, чтобы закрашенная область была равна не закрашенной».
Задание исследовательского характера
Составной частью исследовательской деятельности является умение искать различные решения поставленной задачи. Именно на поиск всевозможных решений и направлено предлагаемое задание.
4. Нарастающий уровень сложности при выполнении заданий
Задание в учебнике: «Определи для каждой таблицы, какую картинку надо вставить в пустую клетку».
Иллюстрация к заданию учебника
При решении данного задания обучающиеся знакомятся с самой простой из табличных форм задач на поиск закономерностей – необходимо выбрать подходящий предмет из предложенных. Выбор у ребенка не такой уж и большой: если он определил, что в каждом ряду и в каждой колонке должны быть машина, лодка и ведро (или фигура с тремя, четырьмя и пятью углами), то он, не обращая внимания на цвет, выбирает машину (или треугольник), хотя цветовая закономерность также заложена в задании.
Следующим шагом на пути выявления закономерностей может стать задание с той же формулировкой: «Определи, какую картинку надо вставить в пустую клетку», но с «множественным» выбором ответа. Ребенку придется выбрать не только форму, но и цвет.
? |
Задание на поиск табличной закономерности
Кроме табличной формы задач на поиск закономерностей, возможно использование заданий линейной формы.
Задания на поиск линейной закономерности
Выполняя задания с постепенным увеличением сложности, ребенок адаптируется к постоянно растущей проблеме.
5. Задания с уровневой подсказкой
В учебнике предлагается задание: «Объясни, как получается следующее число в каждом ряду, и продолжи ряды»:
Если ученик не справляется с заданием, предлагаются «подсказки».
1-й уровень:
– Выясни, на сколько второе число в ряду меньше или больше первого.
– Выясни, на сколько третье меньше или больше второго.
– Сделай вывод.
– Используя полученный вывод, найди следующее число.
2-й уровень:
– Рассмотри первый ряд чисел. Числа в этом ряду уменьшаются или увеличиваются?
– Как посчитать, на сколько 8 меньше, чем 10? Сколько получится?
– Как посчитать, на сколько 6 меньше, чем 8? Сколько получится?
– Сколько надо вычесть из 6, чтобы получить следующее число в ряду?
Так же рассматриваются остальные ряды чисел.
Уровень подсказки зависит от общего развития ребенка, от его индивидуальных возможностей воспринимать и усваивать материал.
6. Учет индивидуальных интересов ребенка.
1) Задача в учебнике: «В магазин привезли 5 ящиков с морковью, а с капустой на 2 ящика меньше. Сколько ящиков с капустой привезли в магазин? Сколько всего ящиков с морковью и капустой привезли в магазин?»
Иллюстрация к задаче
После решения предлагается составить аналогичную задачу, в которой используются названия любимых овощей или фруктов. Обращение к вкусовым пристрастиям ребенка помогает приоткрыть его внутренний мир, а возможно, и предотвратить какие-то нежелательные последствия.
2) Задача в учебнике: «Всего 8 кубиков. На столе 3 из них. Сколько кубиков в коробке?»
Предлагается составить аналогичную задачу про свои любимые игрушки и решить ее. Любимые игрушки – это пропуск в личное пространство, в свой мир иллюзий и грез. При таком подходе появляется возможность более доверительного отношения между взрослым и ребенком.
7. Поощрение через достижение результата
Поощрение выступает одним из методов мотивации учения. Кроме общепредметных видов поощрения (похвала, разрешение принести любимую игрушку на урок, наклейка стикера на тетрадь и т. п.), рекомендуется использовать математические виды поощрения.
1) Поиграть в математическую компьютерную игру на перемене или после уроков.
2) Сочинить и провести физкультминутку на заданную тему.
3) Подобрать или сочинить загадки про цифры или геометрические фигуры.
Заключение / Conclusion
Таким образом, анализ различных точек зрения на определение школьной неуспеваемости позволил сделать выводы. Школьная неуспеваемость на законодательном уровне связана с академической задолженностью обучающегося, что является следствием неудовлетворительного результата аттестации обучающегося. Однако анализ работ по теме позволил заключить, что проблема неуспеваемости является системной и затрагивает не только образовательные результаты, но и психофизиологические параметры ребенка, различные социальные условия.
В ходе экспериментального исследования, направленного на организацию профилактических мероприятий с целью предотвращения возможной неуспеваемости младших школьников, были учтены такие аспекты гармонично развивающегося ребенка, как психический, эмоциональный, познавательный, речевой, физический. Была разработана методика работы, связанная с профилактикой неуспеваемости младших школьников в рамках предметной области «Математика и информатика». С учетом требований, обозначенных в статье, исследовательской группой в образовательных организациях Саранска было проведено экспериментальное исследование, результаты которого показали положительные результаты ранней профилактики неуспеваемости младших школьников посредством заданий математического содержания.