Full text

Введение / Introduction

 

Тренд на микрообучение иностранным языкам обусловлен общими тенденция-ми и событиями, которые происходят в современном мире: особенности VUCA-мира, клиповое мышление, необходимость получить результат здесь и сейчас – все эти факторы выходят на первый план как результат постпандемийного мира, так же как результат Четвертой промышленной революции, который породил т. н. поколение зумеров и следующее за ними поколение Альфа, характеризующееся понятием «цифровые аборигены». Быстрое развитие цифровых технологий, автоматизация, широкое использование искусственного интеллекта изменяют образовательный ландшафт [1]. Одним из ответов на эти изменения становится микрообучение. Несмотря на то что микрообучение традиционно ассоциируется с постпандемийными трендами, его вхождение в научный и обывательский обиход связывают с первым десятилетием XXI века [2], а первые релевантные работы по микрообучению касались обучения взрослых в рамках LLL-обучения на протяжении жизни (англ. lifelong learning) [3]. Микрообучение ассоциируется в первую очередь с мобильными дистанционными средствами обучения, интерес к которым заметно повысился во время пандемии, ставшей вызовом для многих областей обучения и преподавания и приведшей к осмыслению новых возможностей [4]. Основными отличительными переменными микрообучения являются время и объем предоставляемой информации. Так, информация преподносится дозированно и сжато, а время представления информации сокращается до нескольких минут. Некоторые исследователи отмечают, что 5 минут – оптимальное время для представления микрообучения [5]. Использование элементов микрообучения дополняет традиционный процесс обучения иностранному языку, обогащая и углубляя усвоение материала и его повторяемость.

Внедрение компонентов микообучения не только образовательная, но и экономическая необходимость. Отчет Всемирного экономического форума (2020 год) по-казывает, что пандемия и постпандемийное время значительно изменили требования к специалистам, многим из которых пришлось в форсированном темпе получать новые навыки. Таким образом, тренд на обучение на протяжении всей жизни как когнитивная необходимость стал профессиональной необходимостью. Переквалификация (англ. reskilling) и повышение квалификации (англ. upskillng) становятся важными факторами, отвечающими на вызовы времени [6].

Применение форматов микрообучения в рамках университетского образования не предусмотрено рабочими программами дисциплин и компетенциями, однако использование его элементов может стать методическим подспорьем в работе с поколением Z и более младшими поколениями, в целом – для снижения когнитивной перезагрузки. Другим важным вариантом реализации микрообучения в вузе являются краткосрочные курсы в рамках вуза, которые носят опциональный характер и отвечают индивидуальным потребностям обучающихся и сотрудников. Так, на базе Центра дополнительного профессионального образования «Глосса» факультета лингвистики и перевода ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» можно пройти курсы по иностранному языку для внешнеэкономической деятельности, переводу игрового кино, переводу под закадровое озвучивание, основам интернет-маркетинга. На данных курсах обучающимся предлагают получить новые, актуальные именно для них навыки в сжатые сроки. В данном случае понятие «микрообучение» акцентирует внимание на краткосрочности и определенном, точечном навыке, а также нивелирует частотное использование цифровых технологий (в частности, мобильных приложений) для достижения образовательных целей.

Как педагоги, так и обучающиеся интуитивно создают некий микрокосм, в который помещают наиболее комфортный обучающий контент (аудио, видео, тексты, онлайн-приложения, игры и т. д.). Микрообучение с педагогом наименее изученный аспект, так как методически спланированные задания обладают индивидуально-личностной спецификой [7] и не поддаются строгой систематизации. Несмотря на это данная методика все же имеет определенную модель, в основу которой заложены компетенции педагога расставлять акценты, делать учебный контент лаконичным и кратким, проводить фокусные микропрактики, использовать креативный подход при создании методически обоснованных и запоминающихся уроков.

Понятие «микрообучение» может быть определено как «новый формат образовательного контента, предполагающего получение различного вида информации в интервальные интерактивные сессии, представленные краткими обучающими модулями» [8]. Однако, как показывает обзор литературы ниже, элементы микрообучения («интервальные сессии», «краткие обучающие модули») инкорпорируются в традиционный образовательный процесс, создавая условия для когнитивной разгрузки, ментального здоровья и, в идеале, обеспечивая легкость восприятия и запоминаемость материала, естественную персонализацию, стабильный интерес и мотивацию, ответ на потребности VUCA-мира и вместе с этим – решение методических задач.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Развитие информационных технологий в образовании способствовало результативности и перспективе развития дистанционного обучения, что, в свою очередь, повлияло на возникновение новых и видоизменение традиционных методов и технологий в учебном процессе. А. В. Антоновский и В. В. Кружков отмечают, что, как следствие необратимого процесса, наблюдается усовершенствование форм представления учебного материала во время дистанционного обучения в образовательной среде [9]. В целом непрерывное развитие методов обучения напрямую связано с развитием информационных технологий в мире. Благодаря цифровизации системы образования происходит видоизменение самого процесса обучения. Методический арсенал педагога расширяется и позволяет получить позитивные изменения в процессе обучения иностранных языков. Среди основных трендов цифрового обучения Л. Ф. Иванова выделяет следующие: персонализация процесса обучения, кросс-платформенность, геймификация и микрообучение [10].

Обилие и разнообразие учебного материала требует наличия наставников и единомышленников в стремлении к самосовершенствованию, осуществлению планов и достижению своих целей. Участники создаваемых групп готовы делиться своим опытом, давать советы, поддерживать и поощрять друг друга, предлагают пути решения возникших трудностей. Так, в процессе изучения иностранных языков появляется еще один популярный тренд цифрового обучения – мастермайнды. Л. В. Корухова и К. А. Яллина при описании особенностей микрообучения и мастермайндов обращают внимание на то, что приятное общение и дружеская атмосфера мотивируют продолжать обучение, преодолевать трудности, легко и непринужденно овладевать сложным материалом [11].

Как направление в методике микрообучение появилось как следствие и новый опыт, полученный во время пандемии. Формат микрообучения подразумевает представление новой информации в виде мини-блоков или составных частей, моделей, которые можно трансформировать, изменять последовательность или удалять из-за их неэффективности.

Клиповое мышление молодого поколения (центениалов) ведет к поиску новых форматов обучения. Положительными моментами микрообучения являются его конкретика и лаконичность. Среди прочего вида контента многие авторы выделяют короткие видео как развлекательного, так и образовательного характера. В коротких видео может быть представлен сложный грамматический материал или новая лексика. Обязательным условием является и регулярность в изучении иностранного языка. В основном данная методика подходит больше для закрепления нового материала и повторения пройденных тем, а не для изучения сложных концепций. Благодаря профессионализму, опыту и знанию методики у преподавателей появилась уникальная возможность эффективно комбинировать классические методы и микроформат в обучении.

А. И. Онскуль выделяет несомненные преимущества микрообучения: краткость, четкость и ясность изложения, разнообразие наглядного материала (презентации, инфографика, видео и т. д.), доступность, простоту интерфейса, юмор и эмоциональность [12]. Плюсы микрообучения перечисляются и в работе Н. С. Басовской и И. В. Шиндряевой: экономия времени (обучающимся доступны многие программы, с помощью которых они могут присоединиться к ресурсам в мобильных устройствах в любое удобное для обучающихся время), ощутимые результаты (короткие задания имеют большую эффективность), активное участие, постоянное улучшение и новизна используемого материала, финансовая доступность [13].

Г. М. Борщенко и А. В. Рубцова отмечают востребованность методики микрообу-чения в современных вузах, при этом указывают на ее недостатки, например несостоятельность при формировании эффективных навыков и детального понимания сложных концепций. Делается вывод о том, что микрообучение не сможет полно-стью встроиться в классическую образовательную модель или заменить ее. Наблюдается несоответствие формата данной методики задачам вузовской среды. Причины могут быть следующими: 1) ограничение по времени; 2) ограничение доступа к некоторым ресурсам, особенно после окончания модуля; 3) отсутствие связи между отдельными блоками определенных дисциплин; 4) отказ от эдьютейнмента и элементов игрового формата. Авторы приходят к выводу о том, что, несмотря на постепенное внедрение в вузы, методику микрообучения, обладающую огромными возможностями, необходимо подстраивать под общую систему высшего образования [14].

Для формирования методических умений будущих учителей иностранного языка на основе микрообучения Е. А. Захарова предлагает отбирать учебный материал, концентрируясь на его методической ценности. Отработка материала происходит с применением деятельностного подхода и на основе его доступности и легкости восприятия. Так, например, на занятиях по методике преподавания иностранного языка активно применяются различного вида интерактивные задания, а также элементы урока, которые отображают ход занятий в режиме реального времени. Например, будущие учителя обсуждают типичные ошибки обучающихся, эффективные методы их преодоления, делятся своим опытом и предлагают возможные пути решения. Таким образом, на практике приобретается новый опыт и расширяется запас полезных приемов для преодоления и исправления ошибок обучающихся. Данные аспекты описаны в статье Е. А. Захаровой по отбору учебного материала с использованием элементов микрообучения [15] и статье О. Л. Заболотневой и И. В. Кожуховой, посвященной исправлению ошибок и коммуникативному аудиту образовательной организации [16].

В рамках микрообучения Т. В. Милюшенко предлагает использовать интегральный цикл заданий, который включает в себя два независимых друг от друга блока. Первый блок состоит из таких частей, как ознакомление с новой темой, закрепление нового материала в интерактивном формате, отработка устной речи, формирование умений и навыков работы с иноязычной письменной речью. В данном блоке, по мнению автора, материал является «фундаментом для дальнейшей работы и подается порционно, с использованием как совместной работы учащихся, так и определенных указаний со стороны педагога. Важными элементами данного блока являются метод интервальных повторений и план обучения, разработанный для обучающихся с учетом их способностей, интересов и потребностей» [17]. Во втором блоке обучающимся предоставляется возможность довести базовые знания иностранного языка до совершенства, выполняя ряд заданий, направленных на повторение и закрепление пройденного материала. Создается набор тестовых упражнений, из которых обучающиеся выбирают необходимый материал согласно персональной схеме обучения, а также поиска и отбора информации.

А. А. Драгунова предлагает выстраивать определенный алгоритм. Так, педагоги могут выстраивать собственную последовательность действий в рамках микрообучения: 1) постановка целей и задач (рассматриваются как теоретические, так и практические аспекты); 2) выбор системы управления обучением или портала обучения, в том числе онлайн-площадок; 3) составление подробного развернутого плана модуля или курса, а также индивидуальных занятий; 4) использование знаний и умений на практике; 5) процесс оценивания и самопроверка, а также обратная связь педагога с обучающимися. Данная последовательность действий в рамках микрообучения позволит эффективно повысить уровень знаний иностранных языков. Важными составляющими микрообучения являются непрерывность и повторяемость цикла [18].

Тренд на микрообучение соответствует общим тенденциям в образовании постпандемийного времени. Так, регулярно выходит «Гид по микрообучению» (“Micro-learning. A Complete Guide”), раскрывающий стратегии внедрения данного формата для достижения различных целей в карьере, образовании, бизнесе и др. Данный гид может стать отправной точкой для понимания сфер внедрения микрообучения, способов микрообучения и оценки результатов [19]. Не являясь научным трудом, работа отражает последние тенденции в сфере микрообучения. Одной из первых работ, описывающих основные характеристики микрообучения, стала статья С. Габриэлли и соавторов, в которой авторы выделяют основные значимые характеристики микрообучения: доступность информации в любое время и в любом месте (англ. anytime-anywhere access), материал может отвечать концепци LLL-обучения в течение всей жизни, обучение может быть включено в формат неформального обучения [20]. Зачастую микрообучение ассоциируется с MOOC-курсами, мобильными приложениями и другими цифровыми возможностями. В работе методологов Ж. Р. Корбейля, Б. Х. Хана, М. Е. Корбей делается акцент именно на цифровом аспекте микрообучения, авторами описываются подходы к микрообучению для т. н. «цифровых аборигенов» (англ. digital natives) и предлагается идея, что эффективность микрообучения заключается не только в использовании необходимого контента, но и в его активном создании [21]. В новейшей работе [22] микрообучение представляется «революционным подходом», позволяющим улучшить свой образовательный потенциал при помощи персонализированных стратегий. Автор приводит обзор актуальных стратегий микрообучения, способных помочь остро реагировать на вызовы реальности: компрессия учебного контента, фокусирование на одной цели, адаптация микрообучения к любой образовательной среде. Автор представляет микрообучение в виде комплексного, холистического подхода, помогающего развить конкретные навыки.

Приведенные выше современные методические работы по микрообучению носят общий характер и могут стать базовыми для знакомства с основными принципа-ми подхода, которые можно применять как для обучения, так и для самообразования в любой отрасли. Более специфичными являются труды Л. Конке, в которых предлагается описание использования микрообучения в преподавании и изучении иностранного языка (английского). Автор акцентирует внимание на цифровых средствах микрообучения: использование мобильного телефона для эффективного микрообучения чтению, аудированию, письму, говорению; виртуальная реальность как одно из средств микрообучения; разработка заданий с использованием подкастов, видео, инфографики и др. [23, 24] В работе T. Хуга микрообучение напрямую связано с мобильным обучением, автором приводятся примеры заданий и рекомендации по их созданию для практики аудирования и говорения. Актуальность исследования подчеркивается автором в связи с переходом на эру ультравидео (англ. ultra-video era), эру микровидео (англ. micro-video) и микроаудио (micro-audio) [25]. Мобильное микрообучение рассматривается также в работе [26], где отмечается, что мобильное микрообучение иностранному языку/одному из языковых аспектов способствует решению ряда проблем, с которыми можно столкнуться при обучении: ограниченное время занятия, большой размер группы, индивидуальные особенности и пристрастия студентов. Данные проблемы помогут решить основные принципы микрообучения: повторение, фрагментирование, дифференциация. Всевозрастающая роль внедрения элементов микрообучения не делает стандартные пути обучения (макрообучение) неэффективными, но, существуя параллельно или совместно со стандартным подходом, микрообучение способно улучшить, углубить результаты академического макрообучения.

Использование микрообучения непосредственно в преподавании языка описывается в работе И. Барус, Б. Вахьеди. Авторы проанализировали работы по (мобильному) микрообучению и выделили основные тренды использования микрообучения в преподавании иностранных языков: графика и анимация, мобильные приложения, игры и квизы, инфографика, МООС, записи лекций и занятий, открытые образовательные ресурсы, презентации, короткие видео и подкасты, социальные сети [27]. Аналогичные тренды описываются и в работе З. Гафара с соавт., посвященной внедрению микрообучения, где также отмечаются переменные, влияющие на его качество: обязательность и желание преподавателя применять цифровые технологии, личностные особенности обучающихся, а также непосредственная доступность образовательных ресурсов [28]. Считаем важным отметить, что в своей работе, а также в цитируемых трудах авторы неоднократно подчеркивают вспомогательный, а не самостоятельный характер микрообучения.

Анализ статей 2016–2022 годов, посвященных микрообучению в преподавании английского как иностранного, показывает ограниченное использование техник и приемов микрообучения; тем не менее авторы сходятся во мнении, что основными достоинствами микрообучения в преподавании иностранных языков являются внедрение цифровых материалов (что особенно важно для поколений Z и Альфа), дозированность информации, а также подстраиваемый под обучающихся темп. Включение элементов мультимедиа (как одного из составляющих микрообучения) повышает интерес и мотивацию обучающихся. Однако, по мнению С. Кэролайн, нередко для преподавателя включение элементов микрообучения может быть связано с форсированным освоением новых технологий, низкой образовательной инициативой обучающихся, отсутствием адекватных технических решений; ограниченные временные рамки, создание и «вживление» новой образовательной культуры могут стать значительными преградами в процессе внедрения микрообучения [29]. Использование элементов микрообучения нередко затрагивает развитие одного из аспектов навыков языка. Так, в работе И. Путры описывается адаптация элементов микрообучения к системе высшего образования, в частности, для развития навыка чтения. Автор подчеркивает, что микрообучение способствует развитию талантов и способностей обучающихся, а также может рассматриваться как один из элементов индвидуализации обучения [30].

Микрообучение описывает не только внедрение внешних, сторонних цифровых источников в процесс обучения. Элементы микрообучения могут быть включены в основное средство обучения – учебник. Д. Кусмана приводит основные характеристики («коды») элементов учебника, которые могут соответствовать микрообучению: материал разбит на группы по проработке определенных навыков, раздел разбит на подразделы, материал представлен в виде текста/задания, на выполнение которого тратится от нескольких секунд до 15 минут, в учебнике присутствуют элементы мультимедиа, использование материала обусловлено необходимостью [31]. Данные параметры являются довольно общими и могут характеризовать многие традиционные учебные пособия. Микрообучение, таким образом, довольно широкое и размытое явление, основными характеристиками которого будут считаться ограниченность во времени/возможность заниматься в удобное время в удобном месте, а также мультимедийный характер занятий.

Ученые из ИТМО определяют следующие критерии при оценке применимости микрообучения в университете:

1. Достигаемость учебных целей.

2. Применение метода приводит к повышению индивидуализации и персонали-зации.

3. Применение метода вовлекает обучающихся, концентрирует внимание на их нуждах.

4. Метод соотносится с возрастными, личностными особенностями обучающихся.

5. Использование метода возможно при имеющихся технологиях и информационных ресурсах [32].

Обзор публикаций показывает, что использование элементов микрообучения в высшей школе является ответом на вызовы современности. В рамках вузовского образования внедрение элементов микрообучения в образовательный процесс снижает когнитивную нагрузку, способствует индивидуализированной и ситуативной подаче материала, психоэмоциональной разгрузке. В зависимости от методических задач преподаватель может варьировать способы представления материала.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В работе применялись стандартные общенаучные методы обобщения, анализа и синтеза, позволяющие вывести закономерности в исследуемой теме микрообучения, выявить основные характеристики и направления развития, а также сформулировать тенденции с использованием (элементов) микрообучения в изучении и преподавании иностранных языков. Общенаучные методы применялись в теоретической части исследования. В разделе «Результаты исследования» использовались частнонаучные приемы педагогического наблюдения и оценки. Базой педагогического наблюдения стал личный опыт авторов в использовании элементов микрообучения при преподавании дисциплин «Современная британская литература», «Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка», «Язык СМИ» и других у студентов факультета лингвистики и перевода ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет».

 

Результаты исследования / Research results

 

Приведем некоторые приемы, которые иллюстрируют интерпретацию практик микрообучения, реализуемых на факультете лингвистики и перевода Челябинского государственного университета. Данные приемы были успешно апробированы на предметах «Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка», «Современная британская литература», «Язык СМИ» и других, преподаваемых студентам III–V курсов. Подход подразумевает определенную клиповость в представлении материала и может применяться безотносительно изучаемых дисциплин и безотносительно уровня подготовки. Некоторые типы заданий являются уже довольно стандартными, некоторые – относительно новые и оригинальные. Отличительными особенностями приемов являются их индивидуализированный характер и ситуативно-контекстуальная уместность.

1. Работа с чат-ботами типа Валли. Переключение со стандартного формата на мобильный сокращает когнитивную нагрузку, при этом продолжается процесс обучения и анализа. В рамках микрообучения обучающимся можно предложить задания для поиска подходящих формулировок названий, цитат и афоризмов. Широкое использование искусственного интеллекта не означает его адекватного использования, поэтому практическое использование и обсуждение нацелено также на развитие навыка работы с чат-ботами и корректной формулировки запросов. 

2. Работа с инфографикой, статистикой. Инфографика представляет собой компактное описание исследования. Работа с инфографикой может идти по нескольким направлениям: в теоретических дисциплинах инфографика позволяет сжимать материал и представлять его визуально, нередко облегчая понимание, использование инфографики на практических дисциплинах может носить «раскрывающий» характер по отработке вербального осмысления вложенного смысла, в языковой практике: намеренного и нацеленного использования эмфазы, дискурсивных маркеров и др. Построение логических связей и разворачивание диаграммы/статистики в рассказ может быть одним из компонентов развития мягких навыков, если, например, задание выполняется в паре или группе. Визуализация информации происходит при помощи таблиц, диаграмм, графиков. Разработчики онлайн-сервисов предлагают уже готовые, оригинальные шаблоны, например Coggle.it, сервис, позволяющий создавать интеллект-карты (от англ. Mindmap). Помимо обозначенной проблемы обучающимся необходимо выделить ее ядро, вспомогательные части и установить связи между ними. Также в игровой форме, используя набор эмотиконов и значков, участники дискуссии могут выразить свое согласие/несогласие и осветить основные моменты обозначенной проблемы. При помощи интеллект-карт происходит визуализация сложных процессов и выстраивание точек пересечения между явлениями.

3. Использование коротких обучающих видео. Данный элемент традиционно используется в преподавании иностранного языка. В рамках микрообучения особенностью видеофрагмента может быть не просмотр видео с целью аудирования, но использование видео на иностранном языке для объяснения необходимой темы. Таким образом, изменение формата объяснения материала переключает внимание обучающихся, создается «клип», который поможет усвоить материал более глубоко. Обучающие видеоуроки длятся 3–5 минут. Один видеоролик раскрывает одну тему. Урок заканчивается кратким опросом или коротким тестом. 

4. Использование платформы Телеграм. Данный прием эффективно работает с группами и преподавателями, у которых уже налажен контакт и существует определенный уровень доверия. Имея ТГ-канал, преподаватель может отправлять тематические вопросы, видео, изображения, на которые обучающиеся должны отреагировать и достигнуть определенной коммуникативной цели. Другим вариантом работы в  ТГ‑канале является работа по принципу DOGME, который ограничивает использование исключительно академического материала и вовлекает внешние стимулы в процесс познания. Стимулами могут стать общие актуальные фоновые события. Данный прием связан в том числе с развитием индивидуализированного образования.

5. Использование альтернативных вариантов трактовки материала. Так, грамматическая тема может быть объяснена преподавателем, и объяснение той же самой темы может быть предоставлено в качестве домашнего задания. Объяснение одной темы в разных модусах, с разными акцентами и примерами повышает возможность более глубокого и точного понимания темы. Данный подход применим для теоретических тем, понимание которых может вызывать затруднения. Как и пример выше, в альтернативной трактовке материала реализуется индивидуальный подход, альтернативные короткие видео на рассматриваемую тему отражают суть микрообучения: дозированная информация, возможность получить информацию в удобное время и место. Кроме теоретического материала, обучающимся могут предоставляться дополнительные материалы для практического ознакомления, расширяющие изучаемую тему (например, по практикуму речевого общения): представление дополнительных аргументов, концентрическое представление об уже имеющихся фактах. Данный вид деятельности может носить опциональный характер.

6. Информация может предоставляться в виде презентаций – интерактивных pdf-файлов, которые в красочной и компактной форме репрезентируют огромный объем материала. Формат может ранжироваться от короткого фрагмента урока до целого курса дисциплины. Презентация дополняется вопросами для самоконтроля, короткими тестами, проверочными и контрольными заданиями, которые обучающиеся выполняют как самостоятельно, так и под наблюдением преподавателя. По аналогии с заданиями в Moodle преподаватель может создавать банк pdf-файлов на любые темы и отслеживать их эффективность в учебном процессе, добавляя новые и удаляя устаревшие и неэффективные. Информация в виде pdf-файлов доступна на любом носителе, их можно просматривать в любое удобное для обучающихся время.

7. Комиксы и рассказы в картинках также являются эффективным форматом микрообучения. Серия рисунков различных жанров, на одной или нескольких страницах повествует о каком-либо эпизоде из жизни узнаваемых персонажей/стереотипных образов или является сюжетом целого рассказа. Обучающиеся могут работать индивидуально или в группах по три-четыре человека. На усмотрение преподавателя задания варьируются, например: 1) посмотрите на картинки и придумайте название рассказа; 2) подберите имена для героев; 3) составьте рассказ по картинкам. В подобного рода непринужденные задания можно инкорпорировать различной степени сложности грамматические структуры, например условное и сослагательное наклонение в английском языке, глаголы с инфинитивом и герундием (с изменением смыслового значения), перфектные времена в страдательном залоге и т. д.

8. Одним из принципов микрообучения является порционная подача материала. Так, при обучении иностранным языкам активно используются флеш-карты, которые содержат небольшой объем информации. Основной целью данного приема обучения является неоднократное повторение материала. Информацию (это могут быть транскрипционные знаки, буквы, отдельные слова или словосочетания) помещают с одной или с двух сторон. Спектр возможностей работы с флеш-картами многообразен: они могут применяться при обучении говорению, аудированию и письму. Как педагоги, так и обучающиеся отмечают эффективность данного приема, который носит игровой характер. Всем возрастным категориям людей присуща игровая потребность. Благодаря флеш-картам занятия становятся яркими, запоминающимися и увлекательными. 

9. Искусство скрапбукинга берет свое начало в XVIII веке. В Англии и некоторых европейских странах появлялись тетради для записи цитат знаменитых людей, афоризмов, стихов и коротких текстов. В современном понимании скрапбукинг ассоциируется с личным дневником, в котором автор записывает свои воспоминания, повествует о происшествиях, эпизодах, приключениях и знаменательных событиях. Благодаря красочному декоративному оформлению такие дневники напоминают произведения искусства и способствуют творческому развитию. В рамках микрообучения искусство скрапбукинга приобретает новые формы. Обучающиеся могут делиться идеями и подписывать или приклеивать их на обычный лист бумаги. Формально используются разноцветные картинки, схемы и рисунки. Основой может служить презентация в PowerPoint или виртуальная доска, которая доступна всем и на которой можно делиться своими мыслями, визуализировать любую концепцию, тему, проблему и т. д.

 

Заключение / Conclusion

 

Обобщая вышеизложенное, резюмируем:

  1. Последовательность происходящих в современном мире событий, таких как быстрое развитие и переход всех сфер жизнедеятельности на инновационный уровень компьютерных технологий, клиповое vs системное мышление, востребованность высококвалифицированных специалистов и т. д., явилась причиной возникновения новых трендов в современной образовательной среде. Микрообучение наряду с геймификацией, интерактивными формами, эдьютейнментом, мастермайндом и другими направлениями в образовании является одним из наиболее часто применяемых, в том числе в преподавании иностранных языков. Исследователи отмечают положительные результаты дозированной подачи информации в максимально сжатые сроки. При этом происходит интеграция традиционных и инновационных моделей обучения. Личность педагога играет огромную роль при планировании и выборе обучающего контента и создании микроуроков.
  2. Обзор отечественной и зарубежной литературы показывает, что многие исследователи сходятся во мнении о несомненных достоинствах микрообучения (сжатость, краткость, своевременность и регулярность подачи материала, а также доступность и запоминаемость, стабильный интерес и мотивация обучающихся). Несмотря на востребованность методики микрообучения в современных вузах, данная модель не подходит для изучения сложных явлений. Формат микрообучения не совсем соответствует задачам вузовской среды, однако применение элементов микрообучения в традиционном процессе обучения иностранным языкам может стать эффективным гибридным форматом.
  3. Экономия времени, заметные успехи, активное участие в процессе обучения иностранному языку, стабильное развитие умений и навыков, оригинальность и разнообразие используемого материала, игровой формат являются аргументами в пользу применения методики микрообучения в вузовской среде.
  4. Подчеркивается личностный подход, разработанный план и индивидуальная схема обучения иностранному языку, а также самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, включая проверочные и контрольные задания. Соответственно, в задачи педагога входит построение четкого алгоритма для выбора системы управления обучением, а также процесса оценивания и промежуточного контроля.