Full text

Введение / Introduction

 

Геополитические, экономические и технологические изменения сильно влияют на рынок труда. Традиционная система образования сегодня сталкивается с огромным вызовом: не только обеспечить знаниями, но и подготовить обучающихся к быстро меняющимся требованиям времени. Более того, мир технологических изменений усиливает неопределенность и требует сосредоточения на экосистеме, которая постоянно повышает квалификацию сотрудников и создает рабочие места для молодежи. Так, в 2020 году на Всемирном экономическом форуме начала свою деятельность программа «Революция переквалификации» (Reskilling Revolution), цель которой – обеспечить надлежащее качество образования, развитие современных навыков и предоставление лучших экономических возможностей к 2030 году. Данная программа объединяет правительства и предприятия государственного и частного формата, для которых повышение квалификации сотрудников является острой необходимостью [1]. В дополнение к этому более чем три четверти из опрошенных 803 компаний намерены в ближайшие 5 лет внедрить передовые технологии и технологии больших данных, искусственный интеллект и облачные вычисления (86%), расширить цифровой доступ (86%), улучшить применение экологических, социальных и управленческих стандартов (81%) [2].

Использованию информационных и коммуникационных технологий в аудиториях университетов во многом способствовала пандемия COVID-19. Таким образом, высшее образование стало свидетелем появления цифровых платформ и электронного обучения. Цифровые технологии позволяют создавать новые обучающие ситуации для конкретного развития навыков. Согласно исследованию Word Economic Forum 2016 года, профессиями будущего станут те, которые сочетают в себе сильные навыки общения и ситуативные навыки с цифровыми навыками [3].

Подготовка специалистов в IT-сфере сегодня предусматривает комплекс мер, направленных на создание условий для успешного прохождения студентами академического курса с целью повысить возможности трудоустройства выпускников и формировать граждан завтрашнего дня. С другой стороны, остро встает вопрос о том, какие навыки необходимо формировать у данных обучающихся. В течение многих лет рекрутеры уделяли особое внимание квалификации IT-специалистов, знанию иностранных языков и владению одним или несколькими компьютерными языками в процессе выбора идеального кандидата. И хотя техническое мастерство и так называемые жесткие навыки (hard skills), несомненно, имеют значение, именно гибкие навыки (soft skills) часто служат катализатором успеха на рынке труда. В области, где сотрудничество, общение и адаптивность имеют первостепенное значение, наличие таких навыков может определить способность человека развиваться и руководить. В IT-проектах часто задействованы межфункциональные команды, что требует эффективных навыков межличностного общения для обеспечения продуктивного взаимодействия между их членами. Кроме того, постоянные инновации в IT-секторе требуют способности адаптироваться и решать проблемы, которые коренятся в гибких навыках: будь то передача сложных технических концепций нетехническим заинтересованным сторонам или гармоничная командная работа, люди с отточенными гибкими навыками демонстрируют стойкость, сочувствие и способность эффективно решать проблемы.

Взаимодействие с клиентами, управление проектами и руководящие должности в сфере IT-технологий – все это требует баланса между техническими ноу-хау и развитыми программными навыками. Рекрутеры ищут IT-специалистов, которые могут понимать их потребности, предлагать простые решения и строить долгосрочные отношения, основанные на доверии и эффективном общении. По сути, в то время как жесткие навыки составляют основу, гибкие навыки являются связующим звеном между техническими знаниями и эффективной реализацией, что делает их незаменимыми для IT-специалистов, стремящихся преуспеть в многогранной и постоянно развивающейся отрасли.

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем фактом, что сегодня в университетской среде обучение будущих специалистов в IT-сфере сосредоточено на формировании у них в большей степени жестких навыков. Если в курсе дисциплин и встречаются отдельные предметы на формирование гибких навыков, то планируются они, как правило, без учета современных запросов работодателей в этой области.

Цель данного исследования – выявление набора гибких навыков, которые предъявляются кандидатам на соискание должностей в IT-компаниях и делают соискателей конкурентоспособными на рынке труда.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний по проблеме формирования гибких навыков у студентов высших учебных заведений, способных улучшить их профессиональную траекторию. Практическая значимость исследования состоит в том, что авторы выявили и описали актуальный набор гибких навыков, основанный на результатах собеседований, проводимых в различных службах, связанных с процессом найма в российские IT-компании.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Вопрос о ключевых компетенциях в XXI веке является крайне актуальным для научной среды. Так, в понимании Т. Хагурова, основными компетенциями, помимо профессиональных, являются личностные навыки, такие как командная работа, умение общаться, проектная работа, саморегуляция и т. д. При этом ключевые – это широта мышления и любознательность: любовь к знаниям, трудолюбие, человеколюбие как социальная ответственность [4].

А. И. Наймушин отмечает, что в последнее десятилетие набирает популярность деление навыков на жесткие и гибкие [5], а М. И. Ковалева подчеркивает, что происходящие в обществе процессы и преобразования меняют требования работодателей к выпускникам вузов. Автор, в частности, рассматривает проблему формирования гибких навыков при обучении иностранным языкам в вузе [6]. Идею о том, что именно гибкие навыки необходимо формировать у обучающихся сегодня, в условиях растущего темпа жизни и развития Интернета, поддерживает и А. В. Нархова [7].

Импонирует определение гибких навыков, данное в работе Е. В. Поздняковой, как «некого культурного универсала, базирующегося на сформированности социально-психологических навыков» [8]. По мнению исследователя, к гибким навыкам относятся критическое мышление, креативность, коммуникация, координация и кооперация, эмпатия и эмоциональный интеллект. Заслуживает внимание и работа И. К. Цаликовой, в которой указывается на тот факт, что soft skills как навыки не поддаются количественному измерению и не всегда описаны в должностных инструкциях, но именно они обеспечивают высокую производительность и продуктивность труда в любой отрасли [9].

Л. Р. Ахмадеева, Г. Х. Ахмадуллина, Е. Е. Липатова и другие указывают в своих работах на то, что сегодня, к сожалению, при обучении, например, медиков гибкие навыки незаслуженно отошли на второе место, а ведь именно владение различными компонентами soft skills (коммуникативные, социальные, навыки саморегулирования и управления) способствует формированию оптимальной индивидуальной образовательной траектории будущих врачей [10]. Этой мысли придерживается и Л. Ю. Акрамова, добавляя, что в настоящее время в условиях рыночной экономики молодым специалистам-стоматологам предъявляются требования не только в профессиональной сфере, но и в личностном развитии со стороны потенциальных работодателей [11]. Общий вывод о том, что невозможно переоценить значимость развития у студентов не только профессиональных компетенций, но и навыков межличностного общения, работы в команде и других для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда можно обнаружить в работах Е. С. Богдан [12].

Влияние сформированных гибких навыков на успешность в бизнес-среде изучала Е. В. Гетманская [13]. Автором был представлен обширный анализ зарубежных исследований на базе социологических измерений, сведений от центров карьеры, взглядов со стороны менеджмента и т. п.

Отдельно хотелось бы отметить работы О. Л. Чулановой о тренде на формирование так называемой эмоциональной компетентности (которая отнесена также к категории soft skills) – способности воспринимать, оценивать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей и даже групп [14].

Подтверждение того, что существует несоответствие вузовских образовательных программ реальной практике, мы находим в работе О. В. Топорковой [15]. Автор акцентирует свой научный взгляд на разрыве между содержанием инженерных образовательных программ и формированием компетенций, необходимых для успешной профессиональной инженерной деятельности в современных условиях. Вопросы «встраивания» выпускников технологических университетов в современный рынок труда освещены в трудах Л. В. Бондаревой [16]. Автор проводит исследование на тему влияния сформированных гибких навыков на готовность будущих специалистов-инженеров к осуществлению самостоятельного поиска работы.

В западных странах уже достаточно давно изучаются вопросы и стратегии формирования soft skills у разных категорий населения. И. Гарсия, К. Пачеко, Ф. Мендес и Х. Кальво-Мансано заявляют о том, что индустрия программного обеспечения становится все более важной частью экономики в странах, которые осознали, что образование будущих инженеров-программистов имеет решающее значение для развития индустрии программного обеспечения [17].

Целью исследования Харш Бхати является вопрос о том, насколько общественность осведомлена о значении профессиональных навыков в повседневной жизни и на работе. Автор установил, что для большинства респондентов гибкие навыки (навыки общения, работы в команде и лидерства в качестве трех основных) были полезны как для социального взаимодействия, так и для карьерного роста. Работодатели ищут сегодня сотрудников, обладающих этими навыками, поскольку они повышают продуктивность [18]. Попытки проанализировать набор soft skills, перечисленных рекрутерами в объявлениях о приеме на работу (на американском и марокканском рынках труда) и способных помочь кандидатам, были предприняты И. Хауйа, Г. Мезур и др. Работа была в основном сосредоточена на извлечении списка гибких навыков из объявлений о вакансиях с помощью поиска по ключевым словам [19]. Статья С. Расипурам и Д. Йагопи представляет нашему вниманию обзор существующей литературы по автоматическому анализу социальных взаимодействий для оценки гибких навыков в различных контекстах. Авторы рассматривают разные социальные ситуации в автономном режиме и онлайн-методы [20]. Вслед за С. Расипурам и Д. Йагопи другие зарубежные исследователи на основе концептуальной модели доказывают, что продуктивность сотрудников – это сумма «образование + профессиональные навыки + опыт + гибкие навыки» [21]. Каждая из переменных важна по-своему, но именно гибкие навыки являются важнейшим фактором среди всех независимых элементов успеха нового сотрудника.

Таким образом, мы видим, что проблемой изучения и формирования у студентов гибких навыков занимались многие ученые в России и за рубежом. Однако авторы данной статьи хотели бы отметить, что исследований по теме анализа soft skills на основе современных запросов работодателей для кандидатов на вакантные должности в IT-сфере явно недостаточно.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Авторы данного исследования в своих разработках опираются на следующие принципы:

1. С учетом всё усложняющейся области профессиональных задач для разных сфер деятельности актуален вопрос о мерах и компетенциях, необходимых для успешного функционирования специалистов сегодня и завтра. В связи с этим представляется актуальным анализ компетенций «будущего» на основе зарубежных и отечественных исследований:

1)   «Партнерство по обучению в XXI веке» (Partnership for 21st Century), США, (Р21) [22];

2)   международная организация «Оценка и обучение навыков XXI века», (ATC21S) [23];

3)   «Международное объединение по развитию технологий в образовании» (International Society for Technology in Education), США, (ISTE) [24];

4)   международная организация «Европейский союз» (European Education Area (EUA)) [25];

5)   международная «Организация экономического сотрудничества и развития», (OECD) [26];

6)   Министерство образования Сингапура (MOES) [27];

7)   Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [28].

Необходимо отметить, что идеи данных организаций во многом схожи, и некоторые из них показаны в табл. 1.

2. Гибкие навыки – это не технические навыки, которые связаны с тем, как вы работаете. Примерами могут служить умение эффективно распоряжаться своим временем, идти на компромисс и разрешать конфликты, а также общая трудовая этика. Гибкие навыки могут влиять на то, как вы взаимодействуете с коллегами и решаете проблемы. Хотя многие из этих навыков могут развиваться со временем, по мере приобретения опыта работы, некоторые компании предлагают обучающие курсы, помогающие сотрудникам укрепить свои гибкие навыки [29].

3. Часто жесткие навыки отделяются от гибких. Тем не менее эти два типа навыков очень часто связаны или даже дополняют друг друга. Жесткие навыки – это технические навыки для успешного выполнения заданий на должности. В отличие от гибких навыков, жесткие легко поддаются измерению и идентификации (через получение диплома, степени, сертификата). Будучи указанными в резюме, они до сих пор были основными навыками, которые рекрутеры оценивали во время собеседований при приеме на работу, потому что их легко обнаружить. Но теперь рекрутеры отдают предпочтение другим дополнительным методам найма: ролевой игре, ситуационному собеседованию, групповому собеседованию и т. п.

 

Таблица 1

Ключевые компетенции XXI века
на основе зарубежных и отечественных организаций

 

Р21

ATC21S

ISTE

ФГОС

Учебные навыки:

1. Критическое мышление.

2. Креативность.

3. Коммуникация

Навыки мышления:

1. Креативность.

2. Критическое мышление.

3. Нацеленность на обучение

 

Креативность и инновации:

1. Креативное мышление.

2. Конструирование знаний.

3. Создание продуктов и процессов на основе технологий

Познавательная рефлексия

 

1. Критическое мышление.

2. Решение задач.

3. Принятие решений

Принятие решений

Навыки работы:

1. Коммуникация.

2. Сотрудничество

Коммуникация и сотрудничество:

Применение цифровых средств для коммуникации и сотрудничества

1. Навыки сотрудничества.

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать.

3. Навыки познавательной деятельности.

4. Владение языковыми средствами

Информационные, медиа и технологические навыки:

 1. Информационная грамотность.

2. Медиаграмотность.

3. Технологическая грамотность

Инструменты для работы:

 1. Информационная грамотность.

2. ИКТ-грамотность

Технологические операции и понятия:

1. Понимание технологических понятий.

2. Понимание систем и операций

1. Самостоятельная инновационно-познавательная деятельность.

2. Навыки применения цифровых технологий

Беглость в исследованиях и информации:

 Использование цифровых инструментов для сбора, оценки и работы с информацией

 

Навыки жизни и карьеры:

 1. Гибкость и адаптивность.

2. Инициатива и саморегуляция.

3. Социальные и межкультурные навыки.

4. Продуктивность и ответственность.

5. Лидерство

Жизнь в мире:

 1. Гражданство – локальное и глобальное.

2. Жизнь и карьера.

3. Персональная и социальная ответственность

Цифровое гражданство:

Понимать гуманитарные, культурные и технологические вопросы

1. Гражданская идентичность и позиция.

2. Научное и поликультурное мировоззрение.

3. Саморазвитие, готовность к образованию.

4. Экологическое мышление.

5. Определение целей деятельности

 

4. Гибкие навыки многочисленны и обширны. Они различаются в зависимости от должности, миссии, деятельности компании. Вот некоторые из этих навыков: 

– креативность,

– адаптивность,

– универсальность,

– командный дух,

– интеллектуальное любопытство,

– способность к обучению,

– автономия,

– проявление инициативы и т. д.

5. Гибкие навыки – это критерии найма 3.0 компаний в IT-сфере. Это можно объяснить следующим образом: IT-специалист должен обладать минимальными техническими предпосылками. Если у него хороший темперамент, динамичный и непредубежденный характер, ему легко удастся развить свои навыки в компании. Таким образом, лучше отдать предпочтение человеку со средним опытом, но с хорошими человеческими и личными качествами, чем кому-то очень опытному, но не склонному к сомнениям и совместной работе. На самом деле гораздо легче совершенствоваться технически, чем психически.

6. Гибкие навыки больше нужны сотрудникам по найму, чем фрилансерам. Когда вы работаете фрилансером, у вас меньше контактов с компанией, которая пользуется вашими услугами. Иногда вы даже делаете все дистанционно. Поэтому IT‑компании, которые нанимают фрилансеров, уделяют меньше внимания гибким навыкам людей, с которыми они сотрудничают. И наоборот, компании, которые нанимают сотрудников по найму, придают этому большее значение, ожидая от кандидата высокой адаптивности, хороших коммуникативных способностей, оптимального управления стрессом и т. д.

7. Сформированные гибкие навыки могут понадобиться в таких IT-профессиях, как внутренний разработчик, специалист по обработке данных или аналитик, менеджер сообщества, сетевой администратор, разработчик приложений, облачный архитектор, специалист по кибербезопасности, менеджер по безопасности и информационным системам, веб-дизайнер, архитектор программного обеспечения и пр.

8. Лучший способ узнать, какие гибкие навыки являются наиболее подходящими, – напрямую спросить людей, отвечающих за подбор персонала в IT-отделах, или кандидатов, прошедших собеседование в IT-компаниях.

 

Результаты исследования / Research results

 

В нашем исследовании приняли участие 43 студента IV курса ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (СамГУПС), заканчивающих в 2024 году обучение по специальностям 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» [30], 09.03.02 «Информационные системы и технологии» [31] и 15.03.06 «Мехатроника и робототехника» [32].

Нормы и принципы этики научного исследования были соблюдены в результате следующего:

1)   проявление уважения к человеческому достоинству респондентов;

2)     взятие добровольного информированного согласия на прохождение анкетирования;

3)   предоставление конфиденциальности (анонимизация данных) и защита личной информации;

4)   минимизация вреда (отсутствие потенциальных рисков для участников исследования);

5)   запрет на манипулирование данными и результатами исследования;

6)    соблюдение принципов справедливости, честности и беспристрастности проведения исследования;

7)    отказ от выборочного сообщения о результатах и их искажение.

Авторы исследования проанализировали информацию по составлению успешного резюме на платформах SuperJob и HeadHunter [33, 34].  Эксперты рекомендуют молодым соискателям, особенно без опыта работы, сделать упор на личные качества при составлении резюме.

В результате респондентам, проходившим собеседование в компаниях для устройства на работу по специальности, было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Указывали ли Вы в резюме степень владения какими-либо гибкими навыками? Если да, то какими?
  2. При прохождении собеседования обращали ли внимание работодатели на уровень сформированности Ваших гибких навыков? Если да, то каких?
  3. Были ли у Вас отказы в приеме на должность в силу отсутствия сформированных необходимых гибких навыков?
  4. Можете ли Вы согласиться с утверждением о том, что набор предлагаемых учебных дисциплин вуза покрывает потребность в формировании и развитии у Вас не только жестких, но и требуемых сегодня IT-работодателями гибких навыков?

По результатам опроса авторами данного исследования было установлено следующее:

  1. 69% респондентов вносили в резюме пункт о владении гибкими навыками. На первом месте по частоте встречаемости оказалась «надежность» (42%). Далее в порядке убывания шли «мотивация к работе» (36%) и «умение работать в команде» (27%).
  2. 78% опрошенных студентов указали на тот факт, что работодатели во время собеседования подробно останавливались на обсуждении сформированности гибких навыков кандидата. Список актуальных гибких навыков (в порядке убывания частоты встречаемости), запрашиваемых работодателями IT-компаний, представлен в табл. 2.

Таблица 2

Актуальные гибкие навыки, запрашиваемые работодателями IT-компаний

 

П/п

Навык

Расшифровка

1

Любопытство и готовность учиться 

Способность учиться и расширять свои знания необходима для достижения успеха на IT-должностях. IT-технологии постоянно развиваются, и специалист должен иметь возможность обновлять свои знания на техническом уровне. Поэтому знание того, где и как найти информацию, имеет решающее значение для выполнения задач, указанных в его должностной инструкции. Устаревание знаний особо актуально в области IT, где язык или фреймворк могут исчезнуть в одночасье, что потребует от существующих команд постоянного обновления своих знаний, методов и процессов

2

 

 

Навык межличностного общения

Дополняет технические знания, позволяя IT-специалистам решать различные задачи, эффективно сотрудничать и вносить позитивный вклад в свои команды и организации. IT-специалисты должны уметь формулировать сложные технические концепции как с техническими, так и с нетехническими заинтересованными сторонами. Четкое общение способствует сотрудничеству, сводит к минимуму недопонимание и улучшает результаты проектов

3

 

Менталитет, ориентированный на клиента

Многие IT-функции связаны с работой с клиентами или пользователями. Мышление, ориентированное на клиента, включает в себя понимание их потребностей, сочувствие их трудностям и предоставление решений, соответствующих их ожиданиям. Этот навык повышает удовлетворенность клиентов и укрепляет отношения

4

Сотрудничество

В IT-проектах часто участвуют межфункциональные команды, обладающие разнообразными навыками. Чтобы успешно завершить проект и создать позитивную рабочую среду, важно обладать командным духом, уметь предлагать идеи, гармонично сотрудничать и уважать точки зрения других

5

Способность решать проблемы

На IT-должностях проблемы и решение проблем являются повседневными. Сильные навыки решения проблем позволяют профессионалам анализировать трудности, разрабатывать инновационные решения и эффективно устранять технические сбои. Способность справляться с трудностями и критический настрой являются важными компонентами эффективного решения проблем

6

Адаптивность

Сектор информационных технологий характеризуется быстрым технологическим прогрессом и постоянно меняющимися методологиями. Профессионалы, способные быстро адаптироваться к новым инструментам, языкам, фреймворкам и отраслевым тенденциям, остаются ценными активами для своих команд и организаций

7

Расстановка приоритетов

IT-проекты подчиняются строгим срокам и множеству задач, которые борются за внимание. Сильные навыки управления временем и расстановки приоритетов гарантируют своевременное выполнение проектов и эффективную организацию задач, что помогает избежать выгорания и поддерживать производительность

8

Наставничество

По мере продвижения IT-специалистов по карьерной лестнице им, возможно, придется выступать в роли лидера или наставника перед своими коллегами-новичками. Лидерские навыки включают в себя руководство командами, принятие стратегических решений и вдохновение других. Навыки наставничества позволяют опытным профессионалам делиться своими знаниями, способствовать росту и формированию позитивной корпоративной культуры

 

  1. 42% респондентов, принявших участие в нашем опросе, ответили утвердительно на вопрос об отказе в приеме на должность в силу отсутствия сформированных необходимых гибких навыков.
  2. Набор предлагаемых учебных дисциплин вуза, покрывающих потребность будущих IT-специалистов в формировании у них гибких навыков, запрашиваемых сегодня работодателями, положительно оценили только 28% респондентов. Отрицательно ответили на этот вопрос 64%. Затруднились ответить 8%.

 

Заключение / Conclusion

 

В то время как технические навыки могут быть развиты и приобретены посредством внутреннего обучения в IT-компаниях, гибкие навыки требуют большей поддержки со стороны компании, поскольку они связаны с личностью и мышлением сотрудника. Компании это хорошо понимают. Несмотря на то что жесткие навыки по‑прежнему важны, наем человека, который уже обладает необходимыми гибкими навыками, – залог успеха.

На сегодняшний день гибкие навыки являются рычагами повышения производительности как для человека, так и для компании. Информационные технологии стремительно развиваются, и, чтобы быть на шаг впереди в области инноваций, одних технических знаний уже недостаточно. Компаниям крайне важно нанимать специалистов, способных адаптироваться, сотрудничать, приходить в норму, организовываться и т. п. Глобализация также накладывает свой отпечаток на гибкие навыки. В условиях большой и сильной конкуренции гибкие навыки имеют решающее значение. Действительно, команда, состоящая из профессионалов с развитыми soft skills, пойдет быстрее и дальше.

Формирование и отработка выявленных авторами исследования ключевых гибких навыков (любопытство и готовность учиться; навык межличностного общения; менталитет, ориентированный на клиента; сотрудничество; способность решать проблемы; адаптивность; расстановка приоритетов; наставничество) еще на стадии университетского образования – это приоритетная задача. Для этого необходимо предпринять как минимум следующие шаги:

– на регулярной основе мониторить актуальный список запрашиваемых работодателями гибких навыках (проводить опросы студентов после прохождения ими собеседований по устройству на работу по специальности, анализировать опубликованные рекрутерами вакансии, приглашать в вузы представителей IT‑компаний и т. д.);

– своевременно разрабатывать и внедрять в обучение спецкурсы по формированию и развитию требуемых гибких навыков или вносить изменения в уже имеющиеся учебные программы;

– мотивировать студентов к постоянному саморазвитию, так как, если обучающийся видит соответствие между своими гибкими навыками и навыками, запрашиваемыми рекрутерами сегодня, он сможет предъявить их на собеседовании, что позволит ему выделиться среди других кандидатов.

В профессиональном IT-мире, где искусственный интеллект занимает все больше и больше места, гибкие навыки позволяют человеку выделиться и принести реальную добавленную стоимость, на которую машина не способна. В дополнение к техническим навыкам гибкие – это дополнительные ценности будущего IT‑специалиста, но только при условии, что он осознаёт, какие конкретно гибкие навыки от него потребуются, и сумеет их развить. И именно университет, по нашему мнению, способен стать подходящей для этого площадкой.